Конспект занятия в старшей группе «Малые формы фольклора»
план-конспект занятия (старшая группа)

Конспект занятия в старшей группе «Малые формы фольклора»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx27.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

«Малые формы фольклора»

Цель: Приобщение дошкольников к русской народной культуре.

Задачи:

Образовательные

• Закрепить знания о малых формах устного народного творчества, о быте русского народа.

• Познакомить детей с образцом фольклора - докучными сказками.

Развивающие

• Развивать мышление, память, фантазию детей.

• Обогащать словарный запас.

• Формировать образность речи, умение разгадывать загадки, опираясь на все указанные в ней признаки.

Воспитательные

• Воспитывать интерес к устному народному творчеству, малым фольклорным жанрам, гостеприимство.

Оборудование: костюм бабушки Загадушки, печка, самовар, кукла Домовёнок, сундук, картинки с изображением предметов народного быта, макет избы, игрушки с героями потешки «Наша хозяюшка».

 Музыкальный материал:

1. «Русский хоровод», русская народная мелодия.

2. Русская народная песня «Во поле берёза стояла».

Предварительная работа:

Чтение и разучивание пословиц, поговорок, загадок, потешек. Чтение русских народных сказок. Знакомство с русскими народными играми.

Рассматривание альбомов « Народное творчество», предметов народно-прикладного искусства.

Методы и приемы:

Наглядный: показ

Словесный: художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, загадки, пояснения.

Словарь: изба, самовар, кочерга, коромысло, ухват, чугунок, кральки.

Ход занятия

1. Вступительная часть.

Воспитатель в роли бабушки Загадушки приглашает детей :

-Милости просим ко мне в дом. Рассаживайтесь поудобнее.

Дай Бог тому, кто в нашем дому, - дорогим гостям, милым детушкам, чтобы хорошим было все: и житье, и бытье, и здоровьице!

Так, в старину встречали гостей, и я вас сегодня пригласила к себе в дом побеседовать, поиграть да позабавиться.

Дети проходят и рассаживаются на лавках.

2. Практическая часть.

2.1. Закрепление пройденного материала:

-А как в старину дом назывался? (изба)

-А почему он так называется? (от слова истьба-тёплое жилище)

(показывает макет избы)

-А какую потешку вы можете вспомнить глядя на жителей этой избы? (Проводится пальчиковая игра "Наша то хозяюшка")

- Наша изба ровно тепла,

Домом жить - не лукошко шить,

Домом жить - не развеся уши ходить,

Домом жить - обо всём тужить.

А у меня хлопот полон рот.

-А кто из вас знает пословицы о труде? (дети рассказывают пословицы «Чем больше рук, тем легче труд», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «труд кормит, а лень портит»)

2.2 Игра «Угадай и найди»

-Я хотела с вами книгу загадок составить, но все странички с иллюстрациями мышки растащили, поможете собрать?

(воспитатель читает загадки о предметах быта, а дети находят отгадки)

Сверху дыра и снизу дыра,

А в середине огонь да вода. (Самовар)

Чёрный конь

Скачет в огонь (Кочерга)

Три брата

Пошли на реку купаться;

Двое купаются,

Третий на берегу валяется.

Искупались, вышли -

На третьем повисли. (Коромысло и вёдра)

Не бык, а бодает.

Не ест, а еду хватает.

Что схватит-отдаёт,

Сам в угол идёт. (Ухват)

Книзу узок, верх широк,

Не кастрюля … (Чугунок)

Внутри огонь горит,

Из трубы дым валит.

Кашу варит,

Блины жарит. (Печь)

(Воспитатель составляет книгу)

(Голос из-за печки ворчливо)

Домовой (игрушка)

Домовой: Сама то печка добрая. Всем найдёт кусок пирога, да куриную ножку. А вот люди норовят всё сами съесть, мне ничего не оставить.

Воспитатель: Кто это говорит со мной из-за печки?

Домовой: Это я, запечный житель.

Воспитатель: Запечный житель? Кто бы это мог быть. А как тебя зовут запечный житель? Может, ты вылезешь из-за печи, да с нами поговоришь?

Домовой: Меня зовут известно как, Домовой я

Воспитатель: А мы с ребятами на тебя хотим посмотреть. Ребята, хотите на него посмотреть? Тогда давайте его дружно позовём все вместе. Домовой, Домовой приходи к нам домой Домовой.

Домовой неуверенно: Здра-а-сте, это вы меня звали?

Воспитатель: Мы, да это же наш знакомый домовой Кузя, как мы рады тебе, правда ребята, проходи, пожалуйста, присаживайся на печку, здесь тебе будет уютнее.

Домовой: Спасибо! Что-то я заскучал, повеселите меня.

(Проводится игра «Что мы видели не скажем, а что делали покажем»)

2.3 Знакомство с докучными сказками.

Воспитатель: Кузя, а ты давно нам сказку не рассказывал. Расскажи, пожалуйста.

Домовой: Хорошо, расскажу, но вы должны попросить меня, сказав вежливые слова. Какие дети знают вежливые слова?

Воспитатель: Попросите Кузю вежливо. (дети просят)

Домовой: А где мой сундук со сказками? А вот ты где спрятался.

(Открывает сундук, ищет сказку в сундуке и рассказывает)

Домовой: Ну, слушайте…

Жила-была бабка

У самой речки.

Захотела бабка

Искупаться в речке.

Купила бабка

Себе мочало.

Эх, как сказка хороша-

Начну сначала!

Жила-была бабка (И так без конца).

Шел я как-то через мост,

Глядь - ворона мокнет

Взял ворону я за хвост,

Положил ее на мост –

Пусть ворона сохнет!

Шел опять я через мост,

Глядь - ворона сохнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее под мост –

Пусть ворона мокнет!

Снова шел я через мост,

Глядь - ворона мокнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее на мост –

Пусть ворона сохнет!

Я опять пришел на мост,

Глядь - ворона сохнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее под мост –

Пусть ворона мокнет!

Я пришел на тот же мост,

Глядь - ворона мокнет.

(И так без конца) .

Воспитатель: Стоп, это что за сказки такие странные?

Домовой: Называются такие сказки докучные.

Воспитатель: Дети понравилась ли вам сказки? Такие сказки называются докучные, от слова докучать, надоедать. Что в них особенного? (Это бесконечные сказки, их можно рассказывать, подшучивая над товарищем, до тех пор, пока не надоест самому или пока не выдержит товарищ.) - Кто запомнил, как называются бесконечные сказки?

-А вы хотите научиться рассказывать такие сказки? (Воспитатель разучивает с детьми одну из сказок)

3. Итоговая часть.

Домовой: Понравились вам мои сказки. И мне у вас понравилось, повеселили меня. За это моя чудо печка испекла вам угощение.

Воспитатель: Давайте по старинному русскому обычаю поблагодарим нашего домового.

(Домовой уходит)

Воспитатель: Понравилось вам у меня в гостях? А что больше всего? Приходите ко мне в гости еще!

(Дети отвечают.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе "Большая и малая Родина"

Понятие Родина Россия и Родина наш край.Знакомство с достопримечательностями края......

конспект занятия в старшей группе "Путешествие в страну фольклора"

конспект интегрированного занятия в старшей группе "Путешествие в страну фольклора"...

Конспект занятия в старшей группе в форме квест-игры «Будь осторожен на дороге!»

Дать детям знания о дороге, о правилах дорожного движения....

КОНСПЕКТ мастер-класса для родителей «Малые формы фольклора как средство формирования КГН и навыков самообслуживания»

КОНСПЕКТ мастер-класса для родителей «Малые формы фольклора как средство формирования КГН и навыков самообслуживания» Цель: способствовать повышению педагогической компетентности родителей...

Конспект занятия в старшей группе в форме квест-игры «Будь осторожен на дороге!»

Конспект занятия в старшей группе в форме квест-игры «Будь осторожен на дороге!»...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Малые формы русского фольклора. В гостях у сказки."

Основными задачами данной ООД являются: сформировать у детей представление о формах русского фольклора; развивать у детей действие замещения (выбор заместителей персонажей по заданному признаку), разв...