Конспект занятия в старшей группе «Малые формы фольклора»
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект занятия в старшей группе «Малые формы фольклора»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 27.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе
«Малые формы фольклора»
Цель: Приобщение дошкольников к русской народной культуре.
Задачи:
Образовательные
• Закрепить знания о малых формах устного народного творчества, о быте русского народа.
• Познакомить детей с образцом фольклора - докучными сказками.
Развивающие
• Развивать мышление, память, фантазию детей.
• Обогащать словарный запас.
• Формировать образность речи, умение разгадывать загадки, опираясь на все указанные в ней признаки.
Воспитательные
• Воспитывать интерес к устному народному творчеству, малым фольклорным жанрам, гостеприимство.
Оборудование: костюм бабушки Загадушки, печка, самовар, кукла Домовёнок, сундук, картинки с изображением предметов народного быта, макет избы, игрушки с героями потешки «Наша хозяюшка».
Музыкальный материал:
1. «Русский хоровод», русская народная мелодия.
2. Русская народная песня «Во поле берёза стояла».
Предварительная работа:
Чтение и разучивание пословиц, поговорок, загадок, потешек. Чтение русских народных сказок. Знакомство с русскими народными играми.
Рассматривание альбомов « Народное творчество», предметов народно-прикладного искусства.
Методы и приемы:
Наглядный: показ
Словесный: художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, загадки, пояснения.
Словарь: изба, самовар, кочерга, коромысло, ухват, чугунок, кральки.
Ход занятия
1. Вступительная часть.
Воспитатель в роли бабушки Загадушки приглашает детей :
-Милости просим ко мне в дом. Рассаживайтесь поудобнее.
Дай Бог тому, кто в нашем дому, - дорогим гостям, милым детушкам, чтобы хорошим было все: и житье, и бытье, и здоровьице!
Так, в старину встречали гостей, и я вас сегодня пригласила к себе в дом побеседовать, поиграть да позабавиться.
Дети проходят и рассаживаются на лавках.
2. Практическая часть.
2.1. Закрепление пройденного материала:
-А как в старину дом назывался? (изба)
-А почему он так называется? (от слова истьба-тёплое жилище)
(показывает макет избы)
-А какую потешку вы можете вспомнить глядя на жителей этой избы? (Проводится пальчиковая игра "Наша то хозяюшка")
- Наша изба ровно тепла,
Домом жить - не лукошко шить,
Домом жить - не развеся уши ходить,
Домом жить - обо всём тужить.
А у меня хлопот полон рот.
-А кто из вас знает пословицы о труде? (дети рассказывают пословицы «Чем больше рук, тем легче труд», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «труд кормит, а лень портит»)
2.2 Игра «Угадай и найди»
-Я хотела с вами книгу загадок составить, но все странички с иллюстрациями мышки растащили, поможете собрать?
(воспитатель читает загадки о предметах быта, а дети находят отгадки)
Сверху дыра и снизу дыра,
А в середине огонь да вода. (Самовар)
Чёрный конь
Скачет в огонь (Кочерга)
Три брата
Пошли на реку купаться;
Двое купаются,
Третий на берегу валяется.
Искупались, вышли -
На третьем повисли. (Коромысло и вёдра)
Не бык, а бодает.
Не ест, а еду хватает.
Что схватит-отдаёт,
Сам в угол идёт. (Ухват)
Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля … (Чугунок)
Внутри огонь горит,
Из трубы дым валит.
Кашу варит,
Блины жарит. (Печь)
(Воспитатель составляет книгу)
(Голос из-за печки ворчливо)
Домовой (игрушка)
Домовой: Сама то печка добрая. Всем найдёт кусок пирога, да куриную ножку. А вот люди норовят всё сами съесть, мне ничего не оставить.
Воспитатель: Кто это говорит со мной из-за печки?
Домовой: Это я, запечный житель.
Воспитатель: Запечный житель? Кто бы это мог быть. А как тебя зовут запечный житель? Может, ты вылезешь из-за печи, да с нами поговоришь?
Домовой: Меня зовут известно как, Домовой я
Воспитатель: А мы с ребятами на тебя хотим посмотреть. Ребята, хотите на него посмотреть? Тогда давайте его дружно позовём все вместе. Домовой, Домовой приходи к нам домой Домовой.
Домовой неуверенно: Здра-а-сте, это вы меня звали?
Воспитатель: Мы, да это же наш знакомый домовой Кузя, как мы рады тебе, правда ребята, проходи, пожалуйста, присаживайся на печку, здесь тебе будет уютнее.
Домовой: Спасибо! Что-то я заскучал, повеселите меня.
(Проводится игра «Что мы видели не скажем, а что делали покажем»)
2.3 Знакомство с докучными сказками.
Воспитатель: Кузя, а ты давно нам сказку не рассказывал. Расскажи, пожалуйста.
Домовой: Хорошо, расскажу, но вы должны попросить меня, сказав вежливые слова. Какие дети знают вежливые слова?
Воспитатель: Попросите Кузю вежливо. (дети просят)
Домовой: А где мой сундук со сказками? А вот ты где спрятался.
(Открывает сундук, ищет сказку в сундуке и рассказывает)
Домовой: Ну, слушайте…
Жила-была бабка
У самой речки.
Захотела бабка
Искупаться в речке.
Купила бабка
Себе мочало.
Эх, как сказка хороша-
Начну сначала!
Жила-была бабка (И так без конца).
Шел я как-то через мост,
Глядь - ворона мокнет
Взял ворону я за хвост,
Положил ее на мост –
Пусть ворона сохнет!
Шел опять я через мост,
Глядь - ворона сохнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил ее под мост –
Пусть ворона мокнет!
Снова шел я через мост,
Глядь - ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил ее на мост –
Пусть ворона сохнет!
Я опять пришел на мост,
Глядь - ворона сохнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил ее под мост –
Пусть ворона мокнет!
Я пришел на тот же мост,
Глядь - ворона мокнет.
(И так без конца) .
Воспитатель: Стоп, это что за сказки такие странные?
Домовой: Называются такие сказки докучные.
Воспитатель: Дети понравилась ли вам сказки? Такие сказки называются докучные, от слова докучать, надоедать. Что в них особенного? (Это бесконечные сказки, их можно рассказывать, подшучивая над товарищем, до тех пор, пока не надоест самому или пока не выдержит товарищ.) - Кто запомнил, как называются бесконечные сказки?
-А вы хотите научиться рассказывать такие сказки? (Воспитатель разучивает с детьми одну из сказок)
3. Итоговая часть.
Домовой: Понравились вам мои сказки. И мне у вас понравилось, повеселили меня. За это моя чудо печка испекла вам угощение.
Воспитатель: Давайте по старинному русскому обычаю поблагодарим нашего домового.
(Домовой уходит)
Воспитатель: Понравилось вам у меня в гостях? А что больше всего? Приходите ко мне в гости еще!
(Дети отвечают.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе "Большая и малая Родина"
Понятие Родина Россия и Родина наш край.Знакомство с достопримечательностями края......
конспект занятия в старшей группе "Путешествие в страну фольклора"
конспект интегрированного занятия в старшей группе "Путешествие в страну фольклора"...
Конспект занятия в старшей группе в форме квест-игры «Будь осторожен на дороге!»
Дать детям знания о дороге, о правилах дорожного движения....
КОНСПЕКТ мастер-класса для родителей «Малые формы фольклора как средство формирования КГН и навыков самообслуживания»
КОНСПЕКТ мастер-класса для родителей «Малые формы фольклора как средство формирования КГН и навыков самообслуживания» Цель: способствовать повышению педагогической компетентности родителей...
Конспект занятия в старшей группе "Малые формы фольклора"
Тема: "В гости к бабушке -загадушке"...
Конспект занятия в старшей группе в форме квест-игры «Будь осторожен на дороге!»
Конспект занятия в старшей группе в форме квест-игры «Будь осторожен на дороге!»...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Малые формы русского фольклора. В гостях у сказки."
Основными задачами данной ООД являются: сформировать у детей представление о формах русского фольклора; развивать у детей действие замещения (выбор заместителей персонажей по заданному признаку), разв...