Конспект занятия в старшей группе по теме «Знакомство с фольклором Мордовии»
план-конспект занятия (старшая группа)
Познакомить детей с мордовским фольклором; закрепить представления о русском фольклоре; развивать произвольное запоминание, внимание, умение придумывать загадки; воспитывать интерес к мордовской и русской культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_v_starshey_gruppe.docx_mordovskiy_folklor.docx | 16.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие в старшей группе
по теме «Знакомство с фольклором Мордовии»
Задачи: познакомить детей с мордовским фольклором;
закрепить представления о русском фольклоре;
развивать произвольное запоминание, внимание, умение
придумывать загадки; воспитывать интерес к мордовской и русской
культуре.
Оборудование: картотека на тему «Русский и мордовский фольклор»;
картинки для составления загадок; фишки.
Ход занятия
Воспитатель.
- Дети, мы с вами знакомились с русским фольклором: отгадывали загадки, проговаривали скороговорки, учили песенки, потешки. Давайте вспомним некоторые их них: «Тили – бом, тили – бом!», «Водичка, водичка». Фольклор сопровождает вас всю жизнь и доставляет радость. Сегодня я познакомлю вас с мордовским фольклором. Мамы поют колыбельные песни, когда укладывают малыша. Послушайте мордовскую колыбельную песню:
«Ложись -ка, доченька,
Ложись-ка, лапонька!
Под головку положу высокую подушечку,
Постелю тебе мягкую постельку»
- Когда поют колыбельные песни?
- Как их поют? Громко или тихо? Медленно или быстро? Почему?
- Какие ласковые слова вы заметили?
- Любимая забава у мордовских детей – качаться на ноге у взрослых. Взрослый при этом произносит слова под ритм. Они называются пастушками. При одевании ребенка взрослый ласково произносит слова:
«Сами, сами обувайтесь,
К бабушке ходите.
Бабушка даст яичко,
Крестный даст крендель
Нашей Оленьке!»
- У русского народа тоже есть такая забава. Вспомните такие слова:
«По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке,
А потом по кочкам, по кочкам
И в ямку – бух!»
- Дети, понравилась вам такая забава? Кого из вас так развлекали и кто?
- На смену пестушкам пришли потешки. Мамы всего мира пели для своих детей веселые песенки, рассказывали потешки, когда умывали их, причесывали. Вот одна из мордовских потешек:
«Этот пальчик – дедушка,
Этот – бабушка,
Этот – баню топит,
Этот – воду носит,
Этот – веничком парит».
- Чему учит такая потешка? (счету)
- Мы с вами знаем много разных потешек. (Дети рассказывают знакомые потешки).
- А теперь встанем в круг, сначала послушаем, а затем повторим мордовскую закличку. Закличка – это обращение к солнцу, дождю, ветру:
«Солнышко, выйди, выйди,
Ложку масленой каши дам!
Солнышко, выйди, выйди,
Красного петуха тебе дам!»
- Каким голосом мы произносим это обращение?
- Вспомните обращение – закличку из русского фольклора про дождик.
«Дождик, дождик, пуще,
Будет трава гуще.
Дождик, дождик, посильней,
Огород ты наш полей»
- А чтобы дети росли умными, взрослые придумывали загадки. Загадки нужно отгадывать, в них только рассказывается о чём-то, а о чём именно-нужно догадаться самим. Давайте устроим соревнование, кто быстрее и больше отгадает загадок.
1. На дворе –горой,
В доме – водой. (снег)
2. Без рук, без ног,
А дверь отворяет. (ветер)
3. И летом, и зимой
Всё в одежде одной. (ель)
- Молодцы! Вот такие интересные мордовские загадки. Сейчас мы с вами поучимся придумывать по картинке загадку.( У каждого ребенка картинка).
Придумайте, какими словами можно интересно рассказать о том, что у вас нарисовано на картинке.(Дети вместе с воспитателем придумывают загадки по картинкам).
- Дети, вы любите играть?
Становитесь в круг, поиграем в мордовскую игру «В горшочки». Выбираем ведущего считалкой. Какие считалки вы знаете? Мордовский народ тоже много считалок. Вот одна из них:
«1,2,12,
Бежит парень без фуражки.
Он не старый и не молодой,
На всё счетовод (молодец).
Воспитатель.
- Дети, любите мордовский и русский фольклор. Народ создавал его для вас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по психогимнастике тема: "Знакомство со сказочными персонажами"
Занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Оно направлено на развитие эмоциональной сферы детей,коррекцию агресивного поведения. На занятии дети учатся доброжелательному отно...
Конспект занятия по логоритмике. Тема «Знакомство со звуком Т» (4-6 лет)
Конспект является продолжение программы по логоритмике для детей дошкольного возраста. Игры, упражнения, задания можно использовать как на групповых занятиях так и индвидуально для знакомства с соглас...
Конспект занятия по логоритмике. Тема «Знакомство со звуком Ть. Дифференциация Т-Ть» (4-6 лет)
Конспект является продолжением программы по логоримтике для знакомства детей с согласными звуками Т- ТЬ и их дифференциацией. Дошкольники на паровозике попадают в деревню, где их ждут персонажи, котор...
Конспект занятия по логоритмике. Тема «Знакомство со звуком Фь. Дифференциация звуков Ф-Фь»
Конспект является продолжением программы для старших дошкольников с ТНР по ознакомленю со звуками речи в рамках занятий по логоритмике. Для занятия подобраны интересные и доступные задания, игры, упра...
Конспект занятия по логоритмике. Тема «Знакомство со звуком Ф»
Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста с ТНР с ОВЗ и является продолжением программы по логоритмике. В конспект влючены: знакомство со звуком Ф и его артикуляция, фонетическая рим...
Конспект занятия по логоритмике. Тема «Знакомство со звуком Г»
Конспект является продолжением программы по знакомству детей со звуками речи в логоритмической деятельности. В занятие включены инновационные и здоровьесберегающие технологии.Дошкольники в...
Конспект занятия по логоритмике. Тема «Знакомство со звуком Гь. Звуки Г-Гь»
Конспект является продолжением программы по логоритмике по ознакомлению детей с мягким звуком Гь и дифференциацией Г-Гь. В занятие включены здоровьесберегающие и инновационные игры и упражнение....