Презентация "Культура речи" (часть первая)
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Материал изложенный в виде тезисов по культуре речи, представленный в виде презентации. Может быть использован как обучающий на педсоветах в образовательных учреждениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_rechich1.pptx1.68 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация по психолингвистике КУЛЬТУРА РЕЧИ(ч.1) Выполнила Старостина А. С.

Слайд 2

Исторический ракурс

Слайд 3

Культура речи как область языкознания ведет свое начало от работ М.В. Ломоносова, А.Х. Востокова, Я.К. Грота.

Слайд 4

ЛОМОНОСОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ (1711 - 1765) – стоял у истоков многих филологических дисциплин – лингвистики, сравнительного языкознания, литературоведения, стиховедения и др. В «Российской грамматике» (1755), выдержавшей пятнадцать изданий и остающейся одним из наиболее значимых источников для изучения русского литературного языка XVIII века. Ломоносов разработал понятия о частях речи, систематизировал проблемы русской орфографии и пунктуации. Книги Ломоносова «Краткое руководство к риторике» (1743) и «Риторика» (1748) стали первыми руководствами по красноречию на русском языке ( само слово «красноречие» ввел в обиход Ломоносов) и оказали влияние на все последующие этапы развития этой дисциплины в России

Слайд 5

ГРОТ ЯКОВ КАРЛОВИЧ (1812-1893) – Академик, талантливый ученый-филолог, известен своими трудами по упорядочению русского правописания. Им разработаны основные принципы составления словарей. В 1885 году Грот составил руководство «Русское правописание», выдержавшее около 20 изданий и утвержденное как обязательное для изучения во всех школах России. С 80-х годов XIX века он возглавляет работу по составлению «Словаря русского языка». Это был первый нормативный словарь, отразивший «общеупотребительный в России литературный язык в том виде, как он образовался со времен Ломоносова». С выходом в свет работ Я.К.Грота по правописанию впервые установилась, по словам академика В.В.Виноградова , «единая система русского правописания и устранялись мучительные орфографические шатан ия»…

Слайд 6

ВОСТОКОВ АЛЕКСАНДР ХРИСТОФОРОВИЧ ( 1781 - 1864 ) - выдающийся славист, историк языка, поэт и исследователь русского стихосложения . С 1826 г. Востоков состоял членом Российской академии и членом-корреспондентом Академии наук , в 1841 г. был избран академиком . В 1831 г . была опубликована его "Русская грамматика " . Особенностью этого исследования является то , что оно основано на изучении и описании фактов живого разговорного языка и языка литературного, преимущественно языка Пушкина. Благодаря Востокову он закрепился как норма, как образец . Только в XIX в. эта грамматика переиздавалась более 12 раз, а всего до настоящего времени выдержала 28 изданий. Востоков впервые выделил в русском языке существительные singularia tantum и pluralia tantum , определил существительные общего рода.

Слайд 7

ЧЕРНЫШЕВ ВАСИЛИЙ ИЛЬИЧ (1867-1949) – выдающийся языковед-русист, диалектолог, фольклорист и педагог, член-корреспондент АН СССР (1931). В сферу научных интересов В.И.Чернышева входили лексикология, диалектология, орфоэпия, культура речи, методика преподавания русского языка, история просвещения и педагогики в России. "Правильность и чистота русской речи" (1911). Одна из первых специальных работ – труд В.И. Чернышева «Правильность и чистота русской речи. Опыт русской стилистической грамматики» (1911)

Слайд 8

20-е – 70-е годы ХХ столетия- как научная дисциплина, культура речи развивалась преимущественно в пределах ортологического направления (правильно / неправильно). Теория нормы и нормативности, систематика языковых норм сформирована трудами таких ученых, как Г.О. Винокур, А.М. Пешковский , Л.В. Щерба, Д.Н. Ушаков, Р.И. Аванесов, С.И. Ожегов. Данное направление развивалось далее такими учеными, как К.С. Горбачевич , Л.К. Граудина, В.А. Ицкович, Л.И. Скворцов и др.

Слайд 9

ГОЛОВИН БОРИС НИКОЛАЕВИЧ (1916 - 1984 ) Первая целостная концепция в области теории культуры речи создана Б.Н. Головиным и отражена в его учебнике «Основы культуры речи» (1980). В основе концепции – идея системных связей между языком и речью, речью и мышлением, речью и действительностью, речью и человеком, речью и условиями общения. Б. Н. Головин считал: «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы? » .

Слайд 10

Культура речи - раздел языкознания, исследующий проблемы, связанные с совершенствованием языка как орудия культуры в широком смысле этого слова Предметом культуры речи как научной дисциплины являются вопросы нормализации литературного языка, принципы и правила речевого общения, этические нормы общения, проблемы современного состояния речевой культуры общества Под культурой языка понимается владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, т.е., те качества речи, которые обеспечивают достижение цели общения при соблюдении языковых и этических норм Язык – система фонетических, лексических и грамматических средств Речь – функционирование языка в процессе общения

Слайд 11

Литературный язык (нормированный) Социальные разновидности языка (ненормированные) Формы литературного языка устная письменная Варианты литературного языка книжный разговорный ДИАЛЕКТЫ СОЦИОЛЕКТЫ ПРОСТОРЕЧИЕ арго жаргон (сленг ) диалектизмы арготизмы жаргонизмы просторечные элементы англицизмы СОВРЕМЕННЫЙ ЯЗЫК

Слайд 12

Культура речи – это умение четко и ясно выражать свои мысли, умение говорить грамотно, привлекать внимание аудитории не только содержанием своей речи, но и эмоциональным воздействием на слушателей. Культура речи предполагает : соблюдение правил речевого общения; владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах; умение выбрать и организовать языковые средства, которые в конкретной ситуации общения способствуют достижению определенных коммуникативных целей. Таким образом, культура речи содержит следующие аспекты : нормативный, коммуникативный, этический

Слайд 13

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ - речь должна вызывать у слушателя чувство эстетического удовлетворения НОРМАТИВНЫЙ АСПЕКТ - правильность произношения, словоупотребления, словообразования и формообразования КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ - уместность использования языковых средств (в соответствии с ситуацией и целями общения) КУЛЬТУРА РЕЧИ – представляет собой такой выбор и такую организацию языковых средств, которая в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении коммуникативных задач. ЭТИЧЕСКИЙ - вежливость речевого поведения (владение правилами речевого этикета и нормами речевой этики)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи "Части тела" в средней группе

Конспект НОД по развитию речи "Части тела" в средней группе...

Готовимся к школе "Развитие речи" часть 1

В этом материале предлагаю родителям и детям воспользоваться различными заданиями для того чтобы пополнить свой словарный запас и кругозор. Вспомнить:  пословицы, твердый согласный звук, слоги, о...

Психические процессы и нарушение речи часть 2

Психические процессы и нарушение речи часть 2...

Психические процессы и нарушение речи часть 3

Психические процессы и нарушение речи часть 3...

Психические процессы и нарушение речи часть 4

Психические процессы и нарушение речи часть 4...

Занятие по развитию речи "Части тела".

Развитие диалогической речи через пересказ рассказа....

Презентация "Культура речи" (часть вторая)

Материал изложенный в виде тезисов по культуре речи, представленный в виде презентации. Может быть использован как обучающий на педсоветах в образовательных учреждениях....