Психические процессы и нарушение речи часть 3
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
Психические процессы и нарушение речи часть 3
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Психические процессы и нарушение речи часть 3 | 27.5 КБ |
Психические процессы и нарушение речи часть 4 | 28 КБ |
рациональные установки | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Если ребёнок плохо говорит? Часть 3 первые две части читайте по хэштегу #психологЛидияНикулинапроречь и психическиепроцессы
Итак: следующим психическим процессом является внимание. Посмотрите на схему. Внимание пронизывается красной нитью все психические процессы от основания до купола. Это значит, что оно развивается совместно с ощущениями и представлениями и сшивает их воедино в полотно не только речи, но и мышления.
☝🏻поэтому и называется сквозным.
Внимание-это сквозной пси процесс, избирательная направленность и сосредоточенность психики на объекте.
❇️но ведь так и есть, не может без внимания формироваться ощущение. Если мы опускаем руку в тёплую воду, мы ведь обращаем на это внимание.
❇️однако, здесь не все так просто. У внимания есть масса свойств, перечислять здесь которые не хватит «бумаги», поэтому остановлюсь на основных
1️⃣объём внимания: кол-во одновременно умещающихся в поле объектов. От объёма внимания зависит успешность в математике в школе. Потому что, чтобы решить задачу необходимо удержать условие задачи от начала и до конца, а потом ещё и развитость представлений(см предыдущие посты про представления), чтобы эту задачу представить и решить.
2️⃣устойчивость: сколько времени человек удерживаешься на ООНом объекте.
3️⃣переключаемость: лёгкость смены одного объекта на другой
4️⃣концентрация: степень погружённости в объект
5️⃣распределение и избирательность: оценивание, что сейчас важнее, то и делать, не отвлекаясь на другие объекты , даже, если они привлекательны.
тесно связаны с п.3 и 1.
Распределение и избирательность очень важны для успешности в русском языке в школе, потому что, ребёнку нужно не только удержать задание в голове, написать более или менее понятно буквы, но ещё и применить изученные ранее правила к написанию текста, списать правильно из учебника предложения.
Все эти функции внимания развивают речь в раннем возрасте и имеют огромную роль.
❇️специалист все это может диагностировать вовремя, подтянуть, как сейчас можно говорить «прокачать», грамотно, через игру. Т.к. ведущей деятельность до 8 лет является игра, и не только через игру уже в более позднем возрасте.
P.S. Не учите детей раньше времени читать и писать. Развивайте внимание по всем направлениям. В школе его развитость будет важнее, чем умение читать, правда, по опыту. Впрочем об этом следующие посты будут по хэштегу #психологЛидияНикулинапроречьипсихическиепроцессы
Предварительный просмотр:
Если ребёнок плохо говорит. Часть 4
Предыдущие части можно посмотреть по хэштегу #психологЛидияНикулинапроречьипсихическиепроцессы
🔸Сегодня про память.
Это сквозной психический процесс запечатление, сохранения и воспроизведение нами своего опыта. Все что мы встречались в жизни, мы на самом деле помним.
🔶Если вас спросить какую с какой памятью Вы знакомы? Конечно же со зрительной и слуховой. Здесь понятно, что для лучшего формирования мышления подключается и тот и другой канал, при этом есть люди аудиалы и визуальный.
Однако, это далеко не все. И есть ещё масса секретов.
1️⃣Моторная память- память тела. Про неё я писала неоднократно. Это самая первая развивающаяся память в человеке, заложенная от природы. Про неё я писала #психологЛидияНикулинамотрнаяпамять про велосипед и помните случай из практики, когда ребёнок ничего не мог кушать, где дело было в моторной памяти.
2️⃣Эмоциональная память. Память на чувства, состояния и эмоции. Например мы возвращаемся физически в школьный класс на вечере Выпускников и начинаем снова переживать те эмоции, которые переживали когда-то. Поэтому очень важно наполнять нашу жизнь положительными впечатлениями. Путешествиями и прочим, от чего получаем удовольствие.
3️⃣Образная память. Это вторичные образцы, которые возникают при воздействии на наши органы чувств. Например запах кокоса вызывает воспоминания о поездке в жаркую страну и включаются воспоминания, ощущения, представления и эмоции. То, о чем я писала раньше. По хэштегам выше. Именно поэтому в Эрмитаже, например, при занятиях с детьми в конце просят нарисовать то, что больше понравилось.
4️⃣Вербально-логическая память. Любой объект, используемы в жизни обозначается словом-символом, знаком. Есть известный в психологии эксперимент, который проводила академик РАН, психолог Грановская Р.М. Человеку предъявляли схематический рисунок ⚪️——⚪️. Одной группе при предъявлении рисунка говорили, что это очки, а другой-гантели. Через две недели людей просили нарисовать, что они видели. Одна группа рисовала конкретные гантели, другая конкретные очки. То есть, человек присваивает символы, всему, что видит. Именно поэтому, ребёнку, даже, если он ещё не говорит, необходимо все абсолютно проговаривать, потому что постепенно присваиваются значения, которые составляют его опыт, в том числе и эмоциональный.
Мораль: развивая психические процессы, описанные по хэштегу ранее #психологЛидияНикулинапроречьипсихическиепроцессы и сейчас, важно подключать все, как можно больше разговаривать, проговаривать, где-то бывать, читать ребёнку вслух, запоминать картинки, а так же создавать вопрос-ответ, вызывая речь. И если ребёнок плохо разговаривает, делайте вид, что Вы его не понимаете, тогда он будет вынужден подключать все ресурсы психических процессов, чтобы до Вас что-то, все-таки донести.
🔵А теперь , хотите узнать какие методы быстрого запоминания есть? И что важно при выступлениях или переговорах, зная особенности памяти? Оставляйте комментарии, следующий пост напишу про это...
Предварительный просмотр:
Вы наверняка задумывались почему одни люди в критической ситуации ведут себя рассудительно и спокойно, а другие превращают ее в катастрофу? Причин может быть масса. Расскажу сегодня об иррациональных установках.
Абсолютно рациональных людей не существует.
❇️Установка — это тенденция к определенной интерпретации происходящего, а от адекватности этой интерпретации зависит качество адаптации, т. е. качество жизни человека.
❇️В основе всех установок лежат нормальные психологические механизмы, обеспечивающие наиболее рациональное познание окружающего мира и наиболее безболезненную адаптацию человека в нем.
❇️Эти установки закладываются еще в детстве родителями и средой и могут служить глубинной причиной подавляющего большинства психологических проблем и неадекватных эмоциональных состояний. Ребенок воспринимает установки, диктуемые родителями не владея еще навыком проводить критический анализ на когнитивном (познавательном) уровне, не имея возможности опровергнуть их на поведенческом уровне, поскольку не сталкивался с ситуациями, которые могли бы их опровергнуть.
❇️Правила, усваиваемые ребенком обозначить как формулы, программы или алгоритмы, посредством которых он пытается осмыслить действительность. Эти формулы (взгляды, позиции, установки) определяют, как человек объясняет происходящие с ним события и как к ним следует относиться.
❇️Из этих базисных правил формируется персональная матрица значений и смыслов, ориентирующая человека в происходящей действительности. Срабатывают подобные правила в момент осмысления ситуации и проявляют себя внутри психики в виде автоматических мыслей. Практически у любого человека есть данные и возможности для избавления от когнитивных ошибок путем формирования более рациональных установок. Для этого однако необходимо знать, какие ошибки возможны в принципе.
❇️Автоматические мысли — это мысли, которые появляются спонтанно и запускаются обстоятельствами. Эти мысли возникают между событием и эмоциональными и поведенческими реакциями человека. Они воспринимаются без критики, как бесспорные, без проверки их логичности и реалистичности (подтвержденности фактами).
❇️Подобные убеждения формируются из детских впечатлений или перенимаются от родителей и сверстников. В основе многих из них лежат семейные правила. Например, мать говорит дочери: «Если ты не будешь хорошей девочкой, то мы с папой разлюбим тебя!». Девочка задумывается, повторяет услышанное вслух и про себя, а затем начинает говорить это себе регулярно и автоматически. Через некоторое время эта заповедь трансформируется в правило — «моя ценность зависит от того, что думают обо мне другие».
Самые распространенные установки:
✍️1️⃣Долженствование относительно себя - наличие убеждения в том, что вы кому-то что-то должны, будет служить источником стресса в следующем случае: когда что-либо будет вам напоминать об этом долге и что-либо одновременно будет мешать вам его исполнить. Ситуации часто складываются не в нашу пользу, поэтому исполнение этого «долга» при стечении неких неблагоприятных обстоятельств становится проблематичным.
✍️2️⃣Долженствование относительно других - то, что мне должны другие. То есть как другие люди должны вести себя со мной, как говорить в моем присутствии, что делать. Это один из мощнейших источников стресса. Естественно, что когда мы сталкиваемся с человеком, который поступает «по отношению ко мне не так, как должен», то уровень психоэмоционального возбуждения стремительно возрастает. Отсюда — стресс. Например, многих людей выводят из состояния душевного равновесия автомобильные пробки. Оказываясь в транспортном заторе, они возмущаются: «Что за кошмар! Опять эти пробки. Невозможно больше!». Эмоция возмущения вызывает в организме изменения, в принципе могущие привести к болезни.
✍️3️⃣Перфекционизм – стремление к совершенству и безупречности в любом деле. Вроде бы это хорошо, но минус в том, что как только человек добиваетс яопределнной цели, радуется он недолго и сразу забывает уже про свои достижения и ставит новые еще более высокие цели, это может приветси к напряжению и эмоциональному напряжению и усталости, избавиться от котрых не так то просто. Показательным является известное выражение: «Полюбить — так королеву, а украсть — так миллион!». Мышление характеризуется позицией «все или ничего!».
✍️4️⃣Тревожная сверхозабоченность – это некая эмоциональная обеспокоенность по поводу предстоящих событий, с возможностью их негативного развития и проработке в голове заранее возможных вариантов решения данных проблем.
Интересно, что по данным моего исследования в целом тенденция современного общества такова, что независимо от возраста большинство людей у нас имеют некую эмоциональную обеспокоенность по поводу будущего, с чем это связано? Остается только размышлять.
✍️5️⃣Под термином «катастрофизация» подразумевается боязнь потерпеть неудачу (катастрофу), если человеку в жизни что-либо не удастся сделать. Эти «катастрофические установки» распространены в обществе и часто используются манипуляторами всех мастей.
Следствием вышеописанных когнитивных искажений прежде всего является как эмоциональный, так и физический дискомфорт. Для того чтобы избежать этих неприятностей, необходимо выявить вызывающие дискомфорт мысли и подвергнуть их проверке на соответствие реальной действительности, удостовериться в их рациональности, т. е. взглянуть на них критически и таким образом провести когнитивный самоанализ.
Чтобы провести когнитивный самоанализ, задайте себе вопросы, которые помогут провести адекватную, несаморазрушающую и самосохраняющую оценку произошедшего:
• 🔄Что свидетельствует в пользу моей интерпретации?
• 🔄Откуда у меня такая информация? Какие объективные факты ее подтверждают?
• 🔄Что противоречит моей интерпретации?
• 🔄Существует ли альтернативное мнение? Как можно по-другому на это взглянуть?
• 🔄Какие преимущества и неудобства связаны с сохранением этого мнения? Какие могут быть последствия?
• 🔄Что я говорю или думаю сейчас такого, что заставляет меня переживать (тревожиться и т. п.)?
• 🔄Что я могу сделать, чтобы изменить свое состояние?
Что от меня зависит, а что нет?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практический материал для работы с детьми с задержкой психического развития и нарушениями речи
Не смотря на то, что тема «Музыкальное развитие детей с проблемами в развитии и обучении» в отечественной педагогике и дефектологии изучена недостаточно, творческая группа музыкальных руководителей г....
Консультация "Роль искусства и артпедагогики в профилактике и коррекции задержки психического развития и нарушений речи детей"
Роль искусства и артпедагогики в профилактике и коррекции задержки психического развития и нарушений речи детей...
Адаптированная образовательная рабочая программа воспитателя для детей с задержкой психического развития и нарушениями речи на 2017-2018 учебный год
Рабочая Программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей с задержкой психического развития и направлена на формирование общей культуры,...
Психические процессы и нарушение речи
Психические процессы и нарушение речи...
Психические процессы и нарушение речи часть 2
Психические процессы и нарушение речи часть 2...
Психические процессы и нарушение речи часть 4
Психические процессы и нарушение речи часть 4...
Использование здоровьесберегающих технологий в процессе организации коррекционных занятий учителя – логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи)
Самым популярным и наиболее ёмким является определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: “Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучи...