Педагогический проект по развитию связной речи у детей в средней группе «Василёк» на тему «По дорогам сказок»
проект по развитию речи (средняя группа)
Педагогический проект по развитию связной речи у детей в средней группе «Василёк» на тему: «По дорогам сказок»
Актуальность проекта: В наше время развитие связной речи является одной из актуальных проблем. Одним из важнейших средств познания для детей 4-5 лет является возможность понимать речь и говорить. У ребенка возникает потребность спрашивать взрослого о заинтересовавших его предметах и явлениях, что служит основой для развития диалогической речи. Речевые возможности детей данного возраста имеют большие индивидуальные различия. При систематической работе по развитию речи у детей активизируются познавательные процессы, расширяется активный и пассивный словарь, формируется культура речевого общения, что позволяет уменьшить индивидуальные различия и развивать у детей интеллектуальные и творческие возможности.
Пересказ русских народных сказок положительно влияет на связность детской речи. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Тексты содержат образные описания, которые вызывают интерес детей, формируют умение описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи, обостряют интерес к языку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогический проект по развитию связной речи у детей в средней группе «Василёк» на тему: «По дорогам сказок»
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №246» Заводского района г. Саратова
Вид проекта: познавательный, творческий, игровой.
По продолжительности: краткосрочный (октябрь 2020г.)
По количеству участников: фронтальный.
Участники проекта:
воспитатели группы: Жаркова Н.Н., Герасименко Е.С.,
дети средней группы «Василек»,
родители воспитанников.
Возраст детей: 4-5 лет
Актуальность проекта: В наше время развитие связной речи является одной из актуальных проблем. Одним из важнейших средств познания для детей 4-5 лет является возможность понимать речь и говорить. У ребенка возникает потребность спрашивать взрослого о заинтересовавших его предметах и явлениях, что служит основой для развития диалогической речи. Речевые возможности детей данного возраста имеют большие индивидуальные различия. При систематической работе по развитию речи у детей активизируются познавательные процессы, расширяется активный и пассивный словарь, формируется культура речевого общения, что позволяет уменьшить индивидуальные различия и развивать у детей интеллектуальные и творческие возможности.
Пересказ русских народных сказок положительно влияет на связность детской речи. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Тексты содержат образные описания, которые вызывают интерес детей, формируют умение описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи, обостряют интерес к языку.
1 этап. Подготовительный Проблема:
К сожалению, на сегодняшний день, большинство родителей не находят времени почитать сказку ребенку. А ведь именно сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку развивать речь.
Цель проекта: Приобщение детей среднего дошкольного возраста к пересказываю сказок, в процессе использования различных видов деятельности.
Задачи проекта:
образовательные:
• расширить представление детей о сказках;
• формировать умение детей рассуждать;
• формировать умение выразительно, инсценировать эпизоды сказок;
• обогащать и расширять словарный запас детей;
развивающие:
• развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных
высказываний;
• развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
• развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в
разных ситуациях;
воспитательные:
• воспитывать чувства дружбы и коллективизма;
• воспитывать культуру речи;
для педагогов:
• изучение и анализ психолого-педагогической методической литературы по проблеме развития связной речи дошкольников;
• планирование работы;
• подбор разных видов деятельности;
• создание предметно-развивающей среды;
• организация совместной деятельности;
• выявление образовательных потребностей родителей, уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установления с ними контакта, согласование воспитательного воздействия на детей.
для родителей:
• способствовать созданию в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей, приобретенного в детском саду;
• способствовать развитию совместного творчества родителей и детей;
• взаимодействовать с воспитателями группы по вопросам развития связной речи детей при помощи драматизации сказок, рисования иллюстраций совместно с детьми к прочитанным сказкам для создания в группе выставки «Любимые сказки моей семьи».
Гипотеза: если систематически использовать пересказ сказок в процессе различных видов деятельности дошкольниками, то связная речь детей значительно улучшится.
Ожидаемый результат:
- Активизация связной речи детей, расширение словаря, совершенствование звукопроизношения.
- Проявление познавательного интереса к сказке и русскому народному творчеству.
- Совершенствование умения связно, последовательно и выразительно пересказывать сказки.
- Высокие стабильно положительные результаты в педагогической работе в процессе формирования связной речи.
- Творческие, партнёрские отношения между всеми участниками образовательного процесса.
- Бережное обращение с книгой.
- Пополнение книжного уголка книгами и иллюстрациями по разделу «Сказки»
2 Этап Практический. Совместная деятельность взрослого и детей:
Чтение художественной литературы:
Русская народная сказка «Гуси-лебеди».
Цель: учить понимать идею сказки, оценивать характер и поступки героев, обогащать словарь детей, развивать умение внимательно слушать и пересказывать сказку.
Русская народная сказка «У страха глаза велики».
Цель: учить понимать образное содержание сказки, развивать умение внимательно слушать и пересказывать сказку, оценивать характер и поступки героев, обогащать словарь детей. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.
Русская народная сказка «Жихарка».
Цель: учить понимать образное содержание сказки, оценивать характер и поступки героев, обогащать словарь детей. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству, развивать умение внимательно слушать и пересказывать сказку.
Русская народная сказка «Лиса и козел»
Цель: учить понимать образ. содержание сказки, оценивать характер и поступки героев, обогащать словарь детей, развивать умение внимательно слушать и пересказывать сказку. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.
«Лиса-лапотница», обр. В. Даля. Цель: продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить отвечать на вопросы по тексту, рассказывать о поступках героев, их характере, о своем впечатлении от новой сказки.
«Петушок и бобовое зернышко», обр.О.Капицы.
Цель: учить понимать образное содержание сказки, оценивать характер и поступки героев, обогащать словарь детей.
Чтение сказок по выбору детей Цель: учить видеть сказочный образ героев, сопереживать им, оценивать характер и поступки героев, обогащать словарь детей, развивать умение внимательно слушать и пересказывать сказку. Развивать усидчивость, желание слушать произведения.
«Лисичка со скалочкой»
Цель: продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить отвечать на вопросы по тексту, рассказывание о поступках героев, их характере, о своем впечатлениях от новой сказки. Учить сравнивать с похожей сказкой «Лиса - лапотница».
«Заюшкина избушка»
Цель: продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить отвечать на вопросы по тексту, рассказывать о поступках героев, их характере, о своем впечатлении от новой сказки. Учить сравнивать с похожей сказкой «Лиса и заяц».
«Лисичка-сестричка и волк», обр.М.Булатова.
Цель: учить видеть сказочный образ героев, сопереживать им. Развивать усидчивость, желание слушать и пересказывать произведение.
Создание условий для самостоятельной деятельности детей (художественная деятельность):
Предложить детям раскраски со сказочными героями.
Цель: упражнять в умении закрашивать изображения штриховкой, развивать чувство цвета.
Предложить детям нарисовать колобка, который катится по осеннему лесу.
Цель: закреплять в умении рисовать круг, рисовать дерево, ствол, тонкие ветки, осеннюю листву, упр. в умении закрашивать изображения штриховкой, развивать чувство цвета
Предложить детям раскраски с сюжетами из сказок.
Цель: упражнять в умении закрашивать изображения штриховкой, развивать чувство цвета.
Рассказывание по рисункам к сказкам, нарисованным дома с родителями.
Цель: Развитие связной речи, обогащение словаря по теме «Русские народные сказки»; развитие мышления, зрительного внимания, творческого воображения.
Создание условий для самостоятельной деятельности детей (игровая деятельность):
Обыгрывание сюжетов из сказки: «Петушок – Золотой Гребешок»
Цель: учить интонационно передавать характер героев сказок, развивать умение перевоплощаться.
Обыгрывание сюжета из сказки: «Заюшкина избушка»
Цель: учить интонационно передавать характер героев сказок, развивать умение перевоплощаться.
Создание условий для самостоятельной деятельности детей (рассматривание иллюстраций, репродукций):
Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.
Цель: Учить детей рассматривать иллюстрации вести беседу, отвечать на вопросы, развивать связную речь.
Строительные игры:
«Построим дом для животных».
Цель: Развивать память, речь; побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали.
«Терема (домики) для сказочных героев»
Цель: учить строить по условиям, анализировать постройки (выделять основную части, различать их по форме, величине, устанавливать пространственное расположение частей относительно других деталей)
Сюжетно-ролевая игра «Новосёлы нашего Теремка»
Цель: Способствовать развитию замысла. Уточнить знания детей о русской народной сказки. Вызывать речевую активность ребенка, вежливое общение. Продолжать учить отражать в игре разнообразные трудовые действия.
Театрализованные игры:
«Курочка Ряба»
Цель: учить навыкам кукловождения в настольном театре; развивать выразительность речи при исполнении разных по характеру ролей (изменение тембровой окраски голоса, выразительность движений; развивать память, внимание, воображение; воспитывать интерес к театрализованным играм.
«Колобок»
Цель: вовлекать в игровую ситуацию, побуждать к импровизации в диалоге; закрепить и расширить знания детей о диких животных и их повадках; воспитывать дружеские взаимоотношения, умение прийти на помощь.
«Лесная парикмахерская»
Цель: вовлекать в игровую ситуацию, побуждать к импровизации в диалоге; вызывать у детей эмоции во время проигрывания ролей и отражать их в мимике, жестах и позах
Развивающая игра:
«Сказочный мир»
Цель: способствовать развитию речи и эмоциональной сферы, способствовать социализации, развивать воображение и образное мышление
Дидактические игры:
«Чему учит сказка»
Цель: Формировать элементарные представления о правилах поведения в природе. Воспитывать желание слушать сказку, следить за развитием действия. Развить интерес к книжной иллюстрации.
«Узнай сказку» (иллюстрации к сказкам)
Цель: вызвать у детей интерес к РНС, расширять и углублять знания о героях сказок, совершенствовать зрительную память, мышление.
«Я назову, а вы продолжите»
Цель: развитие связной речи, закреп. знания сказок, развитие внимания, мышления, памяти
«Кто за кем?»
Цель: Закреплять знания сказок. Развивать грамматический строй речи, знакомство с предлогами: за, перед, до, после, между; учить ориентироваться в пространстве, развивать наглядное мышление, элементарные математические представления: сначала, потом, первый, второй, последний
Подвижные игры:
«Волк и козлята»
Цель: Закреплять умение бегать врассыпную, развивать координацию движений, быстроту реакции.
«Зайцы и лиса»
Цель: учить бегать на перегонки, действовать по сигналу, развивать быстроту реакции.
Хороводная игра:
«Теремок:
Цель: развивать у детей умение согласовывать движения со словами. Упражнять в ритмической ходьбе, в беге с увертыванием и в ловле, в построении в круг
Хозяйственно-бытовой труд: «Помоги воспитателю отремонтировать книги»
Цель: побуждать детей помогать воспитателю подклеивать книги, развивать инициативу в оказании помощи взрослым, воспитывать желание доводить дело до конца.
Досуг:
Литературная викторина «В стране сказок»
Цель: приобщить детей к народной культуре - знанию сказок, способствовать развитию речи, внимания, памяти с помощью различных заданий; создавать условия для угадывания персонажа сказки и названия сказки по описанию.
3 Этап Заключительный. Результаты:
для детей: • обогащается словарь новыми словами, оборотами, выражениями, улучшается связная речь;
• появилось желание обыгрывать, драматизировать сюжеты простых русских народных сказок;
• стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
• приобщаются действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно;
• умеют строить простейший диалог.
для родителей:
• сформировалось понимание необходимости чтения и пересказа русских народных сказок, для развития связной речи детей.
• принимали активное участие в изготовлении масок и атрибутов для совместной драматизации сказки в домашних условия;
• осуществляли художественную деятельность по любимой сказки в домашних условиях с детьми для выставки рисунков в группе;
• изготавливали маски для подвижной игры «Теремок».
Перспектива:
Для развития связной речи детей необходимо продолжать систематическую работу в данном направлении через дальнейшую реализацию проекта.
Вывод: Гипотеза на практике подтвердилась:
Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу речевого развития дошкольников посредством сказки.
В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития дошкольников (4-5 лет). Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку), которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.
У детей повысился уровень знаний русских народных сказок; умение узнавать сказки, героев и отношения между ними; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Сформировалось умение пересказывать и инсценировать эпизоды сказок.
Использование сказок способствовало совершенствованию связной речи, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса.
Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснять им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций.
В дальнейшем эта работа повлияет на стремление детей к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений.
Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создать теплую, задушевную атмосферу в доме.
Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект по развитию связной речи посредствам театрализованной деятельности.
Участие детей в театрализованной деятельности будет способствовать овладению культуры речи, то есть умению передавать свои мысли и в соответствии с целью высказывания грамматически правильно, логично ...
Педагогический проект «Коммуникация –развитие связной речи у детей младшей группы»
Материал создан для повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей логопедической группы с ОНР по теме «Дикие животные»
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей логопедической группыс ОНР по теме «Дикие животные»...
Сообщение на РМО учителей-логопедов "Использование педагогической песочницы в развитии связной речи у детей с ОНР"
При переходе дошкольных образовательных учреждений на ФГОС остро встал вопрос, какими методами и средствами пользоваться учителю-логопеду для реализации поставленных стандартом коррекционных задач. Од...
Подвижные игры с целями по русским народным сказкам. Приложение к проекту по развитию связной речи у детей 4-5 лет "По дорогам сказок"
Картотека подвижных игр по русским народным сказкам. Приложение к проекту по развитию связной речи у детей 4-5 лет "По дорогам сказок"...
План работы по самообразованию «Развитие связной речи у детей в средней группе»
выявить эффективность использования в развитии связной речи у детей....
Педагогический проект по развитию связной речи у детей подготовительного к школе возраста «Путешествие по сказкам»
Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. П...