План работы по самообразованию «Развитие связной речи у детей в средней группе»
материал по развитию речи (средняя группа)
выявить эффективность использования в развитии связной речи у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 35.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Цветик – Семицветик».
План работы по самообразованию
на 2019-2020 учебный год.
Тема: «Развитие связной речи у детей в средней группе»
Составитель: Саляхова И.А.
г. Кировград
Тема:«Развитии связной речи у детей в средней группе»
Цель: выявить эффективность использования в развитии связной речи у детей.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование; ознакомиться с инновационными методиками.
- Раскрыть понятие мнемотехники как эффективного средства развития связной речи.
- Привить навыки культуры речи, правильно использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи, расширить круг знаний об окружающем мире, преодолеть робость, застенчивость, научиться свободно держаться перед аудиторией.
Актуальность
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – ранний и дошкольный возраст.
Связная речь ребенка представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально – смысловому типу на описание, повествование и рассуждение.
Процесс обучения речи и развитие мышления составляют одно неразрывное начало дошкольника. Ведь ребенок непросто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком – то явлении, событии. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, которые характеризуют существенные стороны описываемых предметов, связаны друг с другом, развертываются в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае речь его будет связной, логичной, хорошо понятной самому себе, без дополнительных вопросов и уточнений. Соответственно, чтобы связно рассказать о чем – нибудь, нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно – следственные и другие отношения между предметами, явлениями.
Для этого необходимо подобрать ключевые слова, выражающие основную мысль рассказа, уметь построить сложные предложения, использовать разные языковые средства для предложений. Кроме этого, связная речь ребенка должна планироваться, т.е. должны намечаться «вехи», по которым будет разворачиваться рассказ (последовательное выделение частей объекта, описание его свойств и качеств, выражение своего отношения к тому, что описывается).
Известно, что главное содержание памяти дошкольника составляют представления: конкретные образы людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий. Представления являются основой для рассказывания, рисования, игр. Без них ребёнок не может усвоить обобщающие понятия, поэтому за каждым из них должна стоять конкретная ситуация.
Ожидаемые результаты:
-у детей увеличится круг знаний об окружающем мире;
-появится желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
-словарный запас выходит на более высокий уровень;
-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией
.
сроки | Содержание деятельности |
Сентябрь. | 1. Работа с методической литературой. Цель: изучить задачи, условия и методику обучения по развитию речи детей. 2. Разработка плана работы по данной теме. 3. Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи дошкольников. Цель: знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания и развития речи детей в дошкольном учреждении. 4. Подбор практического материала Цель: составить картотеку |
Октябрь. | 1.Составление папок-передвижек для родителей: «Возрастные психологические особенности дошкольников 4-5 лет», «Уровень развития речи 4-5 лет». Цель: информирование родителей знаниями по развитию речи. 2. Консультация для родителей: «Развития связной речи у детей». Цель: познакомить родителей с понятием «связная речь.» 4. Рассказывание об игрушке. Цель: формировать умение составлять короткий описательный рассказ об игрушке. |
Ноябрь. | 1. Рассматривание иллюстраций к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Составление описательного рассказа. Цель: формировать умение пересказывать сказку выразительно передавая диалоги персонажей. 2. Составление описательного рассказа по картине «Кошка с котятами». Цель: формировать умение составлять рассказ по картине с помощью воспитателя и самостоятельно; закреплять знания детей о кошке (внешнем виде, повадках). 3.Оформление папки «Как Учить стихотворения.» Цель: помощь родителям в заучивании стихотворений с детьми дома. |
Декабрь. | 1. Изготовление папки-передвижки «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста». Цель: привлечение родителей к работе по развитию речи. 2. Проведение проблемных ситуаций по составлению описательного рассказа «Что у меня, а что у тебя?», «Любимая кукла». Цель: обучение описательного рассказывания 3. Праздник Новый год. Цель: формировать умение составлять рассказ об этом празднике, закреплять и расширять словарь детей по теме «Праздник Новый год». 4. Подготовка детей к новогодним праздникам. Разучивание стихотворений, песен. Цель: отработка у детей четкой дикции и интонаций. |
Январь. | 1.Составление описательного рассказа по картине «Таня не боится мороза». Цель: формировать умение составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины. 2. Рассказывание об игрушках. Цель: формировать умение описывать предмет не называя его, задавать вопросы и отвечать на них; развивать навыки диалогической речи. 3. Дидактическая игра «Профессии». Цель: рассказывать о какой-либо профессии 4. Беседа «Снеговик» (в совместной деятельности на прогулке). Цель: упражнять детей в умении составлять связной рассказ; развивать наблюдательность, внимание, наглядно-действенное мышление. |
Февраль. | 1. Родительское собрание «Развитие речи детей в средней группе». Цель: ознакомление родителей с результатами работы по развитию речи. 2. Подготовка к выступлению на празднике «Наши папы смелые, ловкие, умелые». (разучивание стихотворений, песен). Цель: отработка у детей четкой дикции и интонации. 3. Дидактическая игра «Времена года». Цель: закреплять умение составлять описательный рассказ о временах года, выделять различия между ними, 4. Описание овощей. Цель: закреплять умение правильно называть овощи, описывать цвет, форму и другие качества. |
Март. | 1. Подготовка детей к выступлению на празднике «Мама – солнышко мое». (разучивание стихотворений, песен). Цель: закреплять умение четко произносить слова. 2.Составление описательного рассказа по картине «Куры». Цель: формировать умение составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины. 3.Консультация для родителей «Речь и веселый мяч». Цель: обучение родителей приемам и методам развития речи в игровой форме. 4. Пополнение папки «Учим стихи». Цель: помощь родителям в заучивании стихотворений с детьми дома. |
Апрель. | 1. Проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок. Цель: формирование правильного звукопроизношения 2.Составление описательного рассказа об игрушках Цель: закреплять умение составлять описательный рассказ об игрушках. 3. «Космос». Цель: заинтересовать детей для составления рассказа «Космос», составить вместе с детьми описательный рассказ; воспитывать интерес для познания всего нового. |
Май -июнь | 1.Беседа о транспорте. Составление описательного рассказа. Цель: обогатить и уточнить представления о транспорте; помочь составить описательный рассказ о транспорте 2. дидактическая игра «Мое любимое занятие». Цель: формировать умение детей составлять и рассказывать о любимом занятии. 3. Составление описательного рассказа по картине «Лето». Цель: закреплять умение составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины, |
Июль-август | Разработка плана по самообразованию на 2017-2018 учебный год. |
Список литературы:
1. Александрова, О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О.В. Александрова. - М.: Эксмо, 2013. - 48 c.
2. Карпова, С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 4-5 лет. С.И. Карпова. Речь, 2012. - 144 c.
3. Колесникова, Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 4-5 лет: Учебно-методическое пособие к рабочей тетради "Раз - словечко, два - словечко" / Е.В. Колесникова. - М.: Ювента, 2012. - 72 c.
4. Литвинова, О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч. 1 / О.Э. Литвинова. - СПб.: Детство-Пресс, 2016. - 128 c.
5. Ляско, Е.Е. Развитие речи от первых звуков до сложных фраз / Е.Е. Ляско. - СПб.: Речь, 2010. - 190 c.
6. Нищева, Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет / Н.В. Нищева. - СПб.: Детство-Пресс, 2014. - 48 c.
7. Носенко, И.П. Развитие речи детей в ДОУ /Учебное пособие / И.П. Носенко. - М.: ЦПО, 2009. - 96 c.
8. Рудик, О.С. Развитие речи детей 4-5 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации / О.С. Рудик. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 192 c.
9. Сиварева, Т.Л. Давай почитаем: Развитие речи, чтение, обсуждение, пересказ, творческая работа / Т.Л. Сиварева; Художник И. Павлова. - Мн.: Совр. школа, 2010. - 80 c.
10. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 192 c.
11. Ушакова, О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, метод.реком., мониторинг / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 288 c.
12. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 176 c.
13. Ханина, О.Г. Развитие речи. Чтение: Для дошкольников / О.Г. Ханина. - Рн/Д: Феникс, 2012. - 48 c.
14. Шадрина, Л.Г. Развитие речи-рассуждения детей 5-7 лет / Л.Г. Шадрина, Л.В. Семенова. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 c.
Тема:«Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Цель: изучить пути, средства и методы для формирования у детей дошкольного возраста патриотических отношений и чувств к своей семье, к природе и культуре родного края
Задачи:
- Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме.
- Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду, родному краю.
- Формирование нравственных ценностей и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, родному краю.
- Упражнять детей в проявлении сострадания, внимания к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится, к природе родного края.
- Привлекать детей к участию в обсуждении семейных праздников.
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Актуальность:
«Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания».
Александр Владимирович Запорожец.
В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару десятилетий. Ухудшение духовно-нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев, выражающаяся, в недостаточном развитии представлений о духовных ценностях и определенном искажении нравственного состояния, эмоционально- волевой сферы и социальной незрелости детей и подростков, и молодежи.
Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. Задача развития духовно-нравственной сферы на данном этапе решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Тем самым служат наглядным примером для подражания.
Традиционно в качестве содержания работы по духовно-нравственному воспитанию рассматривают ознакомление с системой ценностей, усвоение представлений о которых обеспечивает духовно-нравственное становление растущего человека. На мой взгляд, содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия в различных видах деятельности, находясь в постоянном взаимодействии со сверстниками. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравственно, творческого, думающего.
Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».
Раздел | Срок | Содержание работы | |
Методическая работа | В течении года | - изучение нормативных документов; - чтение конкретных педагогических периодических изданий; - чтение методической, педагогической и предметной литературы; - обзор в интернете информации по образовательным областям; - посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег; - дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами; - проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег; - изучение и внедрение новых технологий; - общение с коллегами в детских садах, и в Интернете и изучение их опыта работы; обмен собственным опытом с воспитателями. - участие в конкурсах, проводимых в детском саду и сайтах интернета с детьми, также в профессиональных конкурсах; - работа с родителями; - информация для родителей по данной теме. (консультация, анкетирование, памятки) - разработка новых форм, методов и приёмов обучения; - доклады, выступления на родительских собраниях. | |
Работа с детьми | Сентябрь | Беседа: «О добре и зле» Беседа: «Что такое хорошо и что такое плохо» Беседа: «Что такое дружба?» Коллективная работа «Дружная планета» Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию. Картотека игр. | |
Октябрь | Оформление уголка в группе «Моя Родина – Россия» Занятие «Семья и родной дом» Беседа: «Наша родина Россия» Беседа:«Природа родного края» (просмотр презентации) Беседа по теме «Улица, на которой я живу». Фото-выставка "Улицы нашего города". | ||
Ноябрь | Беседа: «О бабушках и дедушках» Беседа: «Никого роднее мамы в целом мире нет» Занятие: «Русские матрёшки» Занятие (рисование): «Моя мама лучше всех» Занятие (лепка): «Знакомый портрет» Занятие (аппликация): «Маме буду помогать» Занятие (конструирование): «Букет для мамочки». Оформление стенгазеты «Моя мама лучше всех!» Ознакомление с символикой России, города. | ||
Декабрь | Беседа: «Рождество Христово» Занятие (аппликация): «Рождественская звезда» Коллективная работа «Рождественская сказка» Беседа: «Семейный праздник-Новый год!» Подготовка и проведение праздника «Новый год!» | ||
Январь | Беседа: «Рождественская Ёлочка» Выставка «Рождественская ёлочка» Ознакомление с обычаями и традициями русского народа. Посещение комнаты – музея «Русская изба» в учреждении. Развлечение «Игры наших бабушек». | ||
Февраль | Беседа: «Главные праздники России». Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества». Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества. | ||
Март | Беседы «Моя мама – лучшая на свете». Выставка детских работ «Мамин портрет». | ||
Апрель | Беседа: «Великая Пасха» Занятие (рисование): «Пасхальное яйцо» Беседа: «Космос». Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей». | ||
Май | Занятие:«Наш удивительный мир. Отношение ребенка к природе» Выставка рисунков «Наш удивительный мир» Экскурсия к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню Победы) Утренник, посвящённый Дню Победы. | ||
Июнь | Разработка плана по самообразованию на 2018-2019 учебный год. | ||
Работа с семьёй | Сентябрь | Памятка: «О воспитании доброты в детях» Консультация для родителей: «Будем добры» Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?» Фотовыставка «Моё любимое место в городе» | |
Октябрь | Консультация: «Известные люди о воспитании любви к Родине» Консультация: «Воспитание маленького гражданина». | ||
Ноябрь | Памятка: «Создание благоприятной семейной атмосферы» Оформление альбома «История нашего города». | ||
Декабрь | Памятка: «Православные праздники» | ||
Январь | Консультация: «Искусство наказывать и прощать» | ||
Февраль | Памятка: «10 заповедей родителей» Конкурс плакатов «Защитники Отечества» | ||
Март | Консультация для родителей: «Посеешь привычку……» Конкурс рисунков «Моя мама лучше всех» | ||
Апрель | Консультация: «Этикет для родителей и детей» «Акция посади дерево» Работа по благоустройству территории детского сада. Озеленение территории учреждения. | ||
Май | Консультация:"9 Мая. День Победы» Консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольника». | ||
Июнь | Беседа: «Воспитание культуры общения у дошкольников» | ||
Список литературы:
1.Е.В.Баринова «Знакомство с вежливыми словами» - Ростов н/Д: Феникс, 2012г
2. Зацепина М.Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников".
3. Козлова С.А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".
4. Сухомлинский В. А. "Как воспитать настоящего человека".
5. А.Я. Ветохина «Нравственно патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. - «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011г.
6. Л.М. Щипицина «Азбука общения» Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по самообразованию "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Старшая группа
план работы с детьми по развитию связной речи вне занятий, указаны формы работы, предварительная работа программное содержание...
План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей в подготовительной к школе группе»
Развитие связной речи в подготовительной группе...
План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей в подготовительной к школе группе»
план по самообразованию...
План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного через использование приемов мнемотехники».
Цель:Развитие связной речи детей с помощью приемов мнемотехники, повышение уровня речевой активности детей.Задачи:-Изучить педагогические условия использования приемов мнемотехники как средства развит...
План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»
Речь ребенка является ключевым моментом в его развитии. ...
План работы по самообразованию «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ»
связная речь...
План работы по самообразованию «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста»
проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день.Формирование речи у дошкольников является важной задачей.Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовк...