Педагогический проект по развитию связной речи у детей подготовительного к школе возраста «Путешествие по сказкам»
проект
Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка.
Язык – важнейшее средство человеческого общения. Одна из самых важных задач обучения детей – дошкольников родному языку -это развитие связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2020.docx | 39.16 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №78 «Исток»
Педагогический проект
по развитию связной речи у детей подготовительного к школе возраста
«Путешествие по сказкам»
Руководитель проекта:
учитель-логопед
Фоминова Е.В.
Введение
Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка.
Язык – важнейшее средство человеческого общения. Одна из самых важных задач обучения детей – дошкольников родному языку -это развитие связной речи.
Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т. к. она выступает в виде средства получения знаний, контроля за этими знаниями. Ребенок может научиться рассказывать: не просто назвать предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий доступным для понимания окружающими людьми. Такой рассказ состоит из ряда предложений. Они, характеризуя существенные стороны и свойства описываемого предмета, события, должны быть логически связаны друг с другом и развертываться в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае мы будем иметь дело со связной речью, т. е. с речью содержательной, логичной, последовательной, достаточно хорошо понятной самой по себе, не требующей дополнительных вопросов и уточнений.
Одним из средств эффективного развития речи детей мы можем назвать сказку. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения. Русские народные сказки способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка.
Использование сказок в системе логопедических, общегрупповых, домашних занятий по развитию связной речи преследует такие цели:
- создание коммуникативной направленности речевых высказываний;
- совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи;
- развитие просодической стороны речи;
- развитие диалогической и монологической речи;
- приобщение детей к истокам народной культуры.
Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы, обеспечивая комплексный подход в развитии ребёнка.
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей развития и воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка речи. Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
Цель данного проекта:
Системно-комплексный подход в развитии связной речи у дошкольников. Активизация вовлеченности родителей детей-логопатов в коррекционно-образовательный процесс через русские народные, авторские сказки и рассказы.
Задачи:
- воспитание звуковой культуры речи,
- обогащение, закрепление и активизация словаря,
- совершенствование грамматической правильности речи,
-формирования (диалогической, монологической) речи, развития связной речи,
- воспитания интереса к художественному слову, приобщение детей к истокам народной культуры.
Тип проекта: социально-личностный
Сроки подготовки и реализации проекта: 15 сентября - 30мая
Участники:
- учитель-логопед
- дети подготовительных групп и их родители
- воспитатели детей подготовительного возраста.
Формы работы: индивидуальная, подгрупповая, групповая работа с детьми (воспитатели).
Новизна проекта: системно-комплексный подход к развитию связной речи, использование анимации сказки для повышения эффективности запоминания сюжета.
Планируемый результат: развитие связной речи в соответствии с возрастной нормой развития (достижение целевых ориентиров).
Целевые ориентиры:
Ребенок владеет речевыми умениями:
- Инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяет рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности.
-С интересом относится к аргументации, доказательству и широко ими пользуется.
- Проявляет инициативу в общении — делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению детей.
- Имеет богатый словарный запас.
- Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями.
- Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный (сбор информации по проблеме) 15августа -30сентября
- Подготовка теоретического и практического материала.
- Сбор данных по проблеме и их анализ (диагностика речевого развития детей).
- «Банк идей» (поиск, изучение эффективных технологий и методик в данной области).
- Выбор концепции и путей реализации проекта.
- Составление плана реализации проекта логопедом.
- Планирование работы с воспитателями.
- Планирование работы с родителями.
План взаимодействия с родителями:
- ознакомление родителей с результатами диагностики развития речи детей на начало учебного года, консультация на тему: «Развитие связной речи детей подготовительного к школе возраста» - ознакомление с проектом, привлечение к участию – родительское собрание (сентябрь)- подготовительные группы «А», «Б».
- регулярное индивидуальное консультирование родителей детей, зачисленных на логопункт– в течении года.
- Подготовка и проведение анкетирования с родителями – «Художественно-речевое развитие детей дома»- сентябрь
- Советы логопеда – по теме: «Развитие речи детей подготовительного к школе возраста, готовность к школе» (стенд в подготовительных группах) – октябрь-апрель
- «Занимаемся дома» – подготовка и раздача игровых пособий для развития речи дома - сентябрь-апрель
- «Смотрим, читаем и обсуждаем дома» - список и рекомендации по чтению сказок, просмотру и обсуждению анимационных фильмов по сказкам дома с ребенком.
- Рекомендации по пополнению домашней библиотеки сказками и рассказами для детей, книгами с играми и заданиями по развитию речи.
План взаимодействия с педагогами:
- Требования к развитию речи детей старшего и подготовительного возраста – предоставление материала - (сентябрь)
- мониторинг развития связной речи у детей (воспитатели подготовительных групп, учитель-логопед) - сентябрь
- рекомендации по подбору игр и дидактического материала – сентябрь-октябрь
- подбор методического материала – сентябрь
- пополнение групповой библиотеки сказками и рассказами для детей, дидактическими играми, книгами с играми и заданиями по развитию речи (совместно с родителями)
- консультирование педагогов по работе с детьми–логопатами – сентябрь-апрель
- совместная работа по развитию связной речи у детей подготовительных групп – сентябрь-апрель
2.Основной этап - коррекционно-развивающий
Проведение непосредственной коррекционно-развивающей работы по выбранному направлению с детьми, реализация планов работы с педагогами и родителями.
Коррекционно-развивающая работа по развитию связной речи ведется на базе автоматизируемых звуков и лексических тем недели в связке ребенок-логопед-воспитатели-родители, что обеспечивает системность и комплексность подхода в работе с детьми.
На индивидуальных и подгрупповых (вторая половина года) занятиях с детьми логопедом для развития связной речи используются следующие задания:
- Подбор признаков к предметам, проговаривание словосочетаний.
- Подбор действий к предметам, проговаривание полученных нераспространенных предложений.
- Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением (« Назови ласково », « Большой — маленький »).
- Образование от существительных относительных прилагательных.
- Составление предложений по предметным картинкам с помощью вопросов, по образцу, самостоятельно.
- Составление коротких рассказов по сюжетным картинкам с помощью вопросов, по опорным словам, по данному началу или концу, по аналогии.
- Постановка детьми вопросов к картинкам, скороговоркам, небольшим текстам и ответы на них.
Воспитатели в группе учат детей
- пересказывать литературные произведения самостоятельно, правильно передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц;
- пересказывать сказки и рассказы близко к тексту, по ролям, по частям, от лица литературного героя;
- в описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов;
- с помощью взрослого находить существенные признаки предметов, устанавливать иерархию признаков, определять и воспроизводить логику описательного рассказа;
- использовать разнообразные средства выразительности,
в том числе и языковые (метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения);
На родительском собрании в сентябре родителей знакомят с программой предстоящей работы с детьми с нарушениями речи.
Дома родителями сказки прочитываются, либо анимированные сказки просматриваются с ребенком и обсуждаются по вопросам (вопросы задаются родителями по сюжету, по участникам). Такая работа необходима для закрепления знаний, это позволит ребенку запомнить яркий сюжет сказки, эмоционально отреагировать на героев сказки и поможет ребенку составить свой собственный рассказ по сказке.
Приемы работы по связной речи:
- составление предложений с использованием заданных слов;
- выполнение лексико-грамматических упражнений по теме недели;
- выборочный пересказ фрагментов прослушанных сказок;
- беседа по прослушанным и просмотренным сказкам - стимуляция полных ответов на отработанной в произношении лексике;
- Пересказ сказки по серии сюжетных картинок (моделирование, мнемотехники)
- Составление собственных рассказов с изменением концовки известной сказки
3. Этап - заключительный - май
Цель: диагностика результативности проектной деятельности, анализ результатов работы.
Продукт проекта: аналитическая справка по итогам проекта - май
СОВМЕСТНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
учителя-логопеда, воспитателей и родителей
подготовительной группы по проекту на 2020-2021 уч.год
Период | Тема Недели На логопункте | Содержание работы логопеда | Темы недели в группе | Взаимодействие с педагогами Содержание работы | Взаимодействие с родителями Содержание работы |
Сентябрь | Диагностика развития речи | День знаний | |||
Диагностика развития речи | Детский сад | Чтение и обсуждение рассказа Толстого «Филипок» | |||
Наш город. Дом | Лексико-грамматические упражнения по теме недели. Постановка и автоматизация поставленных звуков в слогах, словах | Край родной (наш город.область) | «Три поросенка» просмотр мультфильма Обсуждение. | ||
Осенняя ярмарка. Сад-огород | Лексико-грамматические упражнения по теме недели. Постановка и автоматизация поставленных звуков в слогах, словах | Наши права | - | «Молодильное яблочко»- чтение сказки и просмотр мультфильма Обсуждение. | |
Октябрь | Осень. Лиственные деревья. Изменения в природе | Лексико-грамматические упражнения по теме недели. Постановка и автоматизация поставленных звуков в слогах, словах | Здравствуй осень. Осень в картинах художников. Труд в садах и огородах. Фрукты и овощи | «Крошечка-хаврошечка» Чтение и обсуждение | Л.Н. Толстой «Дуб и орешник» чтение и обсуждение |
Осень. Лес,грибы, ягоды. Человек- одежда, обувь, головные уборы | Лексико-грамматические упражнения по теме недели. Постановка и автоматизация поставленных звуков в слогах, словах | Лиственные деревья. Лес.грибы и ягоды | Катаев «Дудочка и кувшинчик» – чтение и обсуждение в группе | Дудочка и кувшинчик – просмотр мультфильма | |
Домашние животные и их детеныши | Лексико-грамматические упражнения по теме недели. Постановка и автоматизация поставленных звуков в слогах, словах | Изменения в жизни животных и птиц | Пересказ близкий к тексту с обыгрыванием «Три поросенка» | чтение и обсуждение: Н. Носов «Живая шляпа просмотр мультфильмов по мотивам рассказа «Живая шляпа» и по мотивам сказки «Три поросенка» | |
Хлеб. Сельхоз работы | Лексико-грамматические упражнения по теме недели. Постановка и автоматизация поставленных звуков в слогах, словах | Откуда хлеб пришел | Колосок –русская народная сказка, Чтение и обсуждение | «Гуси-лебеди»-просмотр мультфильма. Обсуждение. | |
Ноябрь | Домашние птицы | Лексико-грамматические упражнения по теме недели. Постановка и автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, в предложениях | Неделя книги. Что за чудо эти сказки | Сказки Пушкина и др. Чтение, разбор произведений по вопросам. Пересказ. инсценировка | Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок» просмотр мультфильма |
Перелетные птицы | Лексико-грамматические упражнения по теме недели. Постановка и автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, в предложениях | Моя страна – Россия | - | - Д. Мамин - Сибиряк «Серая шейка» просмотр мультфильма | |
Транспорт | Лексико-грамматические упражнения по теме недели. Постановка и автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, в предложениях | Транспорт.правила дорожного движения. | И.Калинина «Как ребята переходили улицу» Обсуждение. | ||
Мое имя. Семья | Лексико-грамматические упражнения по теме недели. Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях | Семья.я и мое имя | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» чтение, беседа по вопросам, пересказ | А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»., «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» просмотр мультфильма (на выбор) Обсуждение. | |
Человек. Мое тело | Лексико-грамматические упражнения по теме недели. Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях | Человек.забота о своем здоровье. | |||
Декабрь | Игрушки. | Лексико-грамматические упражнения по теме недели. Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях | Русская народная игрушка. Народные промыслы. | - | - |
Зима. Изменения в природе. | Лексико-грамматические упражнения по теме недели. Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях | Приметы зимы. зимовье зверей | «Зимовье зверей» Лисичка-сестричка и серый волк» | «Зимовье зверей» просмотр мультфильма. обсуждение | |
Зимние развлечения. | Лексико-грамматические упражнения по теме недели. Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях, в стихах | К нам приходит новый год | «Морозко» чтение | «Морозко» просмотр мультфильма, обсуждение | |
Праздник Новый год | Лексико-грамматические упражнения по теме недели. Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях, в стихах | К нам приходит новый год | - | ||
Январь | Зима. Обобщение. | Лексико-грамматические упражнения по теме недели. Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях | Неделя доброты | Горький «Воробьишко». Чтение, беседа по вопросам. | «12 месяцев» |
одежда, обувь, головные уборы. Ателье | Лексико-грамматические упражнения по теме недели. Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях | Одежда. Ателье. секреты бабушкиного сундука | Братья Грим «три пряхи» Чтение, беседа по вопросам | сказка братьев Гримм «Храбрый портняжка» чтение и просмотр мультфильма, обсуждение | |
Наша пища. Посуда. Труд повара | Лексико-грамматические упражнения по теме недели. Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях | Продукты питания. посуда | «Федорино горе» «Горшок каши» Чтение, беседа по вопросам, пересказ | русская народная сказка «Каша из топора» чтение и просмотр мультфильма | |
Времена года (обобщения) | Лексико-грамматические упражнения по теме недели. Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях | Служба спасения | «Илья избавляет Царьград от идолища» Чтение, беседа по вопросам | Илья Муромец и др., просмотр мультфильма, обсуждение | |
Февраль | Дикие животные | Лексико-грамматические упражнения по теме недели. Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях | Профессии | «Лесничий» чтение и обсуждение | Просмотр мультфильма по мотивам Русск.нар.сказки в обработке Л.Н.Толстого: «Маша и медведь», «Три медведя» |
Мебель | Лексико-грамматические упражнения по теме недели. Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях | Мой дом-путешествие в прошлое предметов | «Домовенок Кузя» просмотр мультфильма, обсуждение | ||
Наша армия. Военные Профессии | Лексико-грамматические упражнения по теме недели. Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях, в стихах | Защитники Отечества «от шинели до мундира» | «Стойкий оловянный солдатик» Г.Х.Андерсен | «Стойкий оловянный солдатик» Г.Х.Андерсен | |
Спорт.Виды спорта, спортсмены | Лексико-грамматические упражнения по теме недели. Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях, в стихах | Защитники Отечества «от шинели до мундира» | «Аленький цветочек» Чтение, беседа по тексту. | «Аленький цветочек» просмотр мультфильма, обсуждение | |
Март | Женские профессии | Лексико-грамматические упражнения по теме недели. Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях, стихах | 8марта | Сегель. Как я был мамой. Ю.Яковлев Мама Чтение, обсуждение | |
Комнатные и лекарственные растения | Лексико-грамматические упражнения по теме недели. Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях | Комнатные и лекарственные растения | |||
Живая и неживая природа. | Лексико-грамматические упражнения по теме недели. Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях | Воздух. Живая и неживая природа | «Солнце и ветер» Беседа по сказке | ||
Вода и ее обитатели | Лексико-грамматические упражнения по теме недели. Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях | Вода и ее обитатели | «Сказка о рыбаке и рыбке», беседа по вопросам, пересказ отдельных частей | «Сказка о рыбаке и рыбке» «По щучьему велению» просмотр мультфильма, беседа с ребенком | |
Апрель | Весна пришла. | Лексико-грамматические упражнения по теме недели. Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях | Весна пришла | «Снегурочка» чтение, пересказ по цепочке | Снегурочка – просмотр мультфильма, беседа с ребенком |
Космос | Лексико-грамматические упражнения по теме недели. Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях | Космические просторы | |||
Животные севера и жарких стран | Лексико-грамматические упражнения по теме недели. Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях | Путешествие по странам и континентам | «Умка» просмотр мультфильма, сказка Киплинга «Любопытный слоненок» - просмотр мультфильма. обсуждение | ||
Насекомые. | Лексико-грамматические упражнения по теме недели. Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях, в стихах | Единство и дружба народов планеты Земля | просмотр сказки В. Бианки «Приключения муравьишки» обсуждение |
3. Этап - заключительный - май
Цель: диагностика результативности проектной деятельности, анализ результатов работы.
Продукт проекта: аналитическая справка по итогам проекта - май
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Коммуникация –развитие связной речи у детей младшей группы»
Материал создан для повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности...
ПРОЕКТ учителя-логопеда по развитию связной речи у детей подготовительного к школе возраста «Путешествуем по сказкам»
ПРОЕКТ учителя-логопеда по развитию связной речи у детей подготовительного к школе возраста «Путешествуем по сказкам»....
Серия образовательных мероприятий по развитию связной речи у детей подготовительной к школе группы ДОО посредством сказок
Пояснительная записка...
Занятие по развитию связной речи для детей подготовительной к школе группы «Зимние забавы»
Данное занятие обучает детей рассказыванию и составлению предложений с использованием схем....
Педагогический проект по развитию связной речи у детей в средней группе «Василёк» на тему «По дорогам сказок»
Педагогический проект по развитию связной речи у детей в средней группе «Василёк» на тему: «По дорогам сказок» Актуальность проекта: В наше в...
Конспект занятия по развитию связной речи для детей подготовительной к школе группы «Космос»
Закрепить знания детей о космосе, космонавтах. Учить составлять деформированные предложения. Развивать навык связной речи. Совершенствовать умение согласовывать речь с движением. Воспитывать чувство п...
Конспект занятия по развитию связной речи для детей подготовительной к школе группе с ТНР "Аквариумные рыбки".
Цель занятия: учить детей составлять рассказ по сюжетной картине "Кормление аквариумных рыбок".Основная задача: автоматизация звуков Р,Рь в связной речи....