РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СРЕДСТВАМИ МНЕМОТЕХНИКИ
статья по развитию речи (старшая группа)

Эккерт Юлия Николаевна

Речевое развитие ребенка – одно из основных условий становления личности в дошкольные годы. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.  В логопедической работе с детьми  мы использовали мнемотехнику.  

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, развитие речи.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок. Использование данного метода для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.   Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

               

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.04 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                       Юлия Николаевна Эккерт

воспитатель МБДОУ «ЦРР – д/с «Хрусталик», г.Абакан, Республика Хакасия

                                                                                      Галина Николаевна Дешина

воспитатель МБДОУ «ЦРР – д/с «Хрусталик», г.Абакан, Республика Хакасия

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СРЕДСТВАМИ МНЕМОТЕХНИКИ

Речевое развитие ребенка – одно из основных условий становления личности в дошкольные годы. В соответствии с целевыми ориентирами дошкольного образования, обозначенными в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, современный дошкольник должен быть инициативным, самостоятельно действовать в повседневной жизни, уметь выдвинуть идею, план действий, организовать партнеров по деятельности, использовать деловую, познавательную, личностную формы общения; владеть речевыми умениями, диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия.

Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной, так как очень часто общение родителей со своими детьми заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами. Мы провели диагностику развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности МБДОУ «ЦРР – д\с «Хрусталик» Цель: особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста ОНР.  В исследовании принимала участие группа детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в количестве 20 человек, которые посещают  группу компенсирующей направленности и имеют речевые нарушения. Для проведения исследования была использована комплексная диагностика связного речевого развития,  предложенная В.П. Глуховым,  включающая в себя следующие задания:

  1. Составление фразы по отдельным ситуационным картинкам.
  2. Составление предложения по трем предметным картинкам, связанным по смыслу.
  3. Пересказ текста (знакомые сказки, рассказы).
  4. Составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок.
  5. Составление рассказа из личного опыта (по вопросам).

Составление рассказа – описания. [ 3, 140]

Анализ результатов по первому заданию показал, что у большинства дошкольников  преобладает низкий (60%) и средний (40%) уровень развития связной речи по составлению фразы по отдельным ситуационным картинкам.

Цель второго задания: выявление способности детей устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами и переносить их в виде законченной фразы-высказывания. Анализ задания 2 «Составление предложения по трем предметным картинкам, связанным по смыслу» показал, что многие дети испытывают затруднения при составлении предложения. У некоторых детей составление предложения ограничивалось называнием предметов изображенных на картинках. Многие дети составляли предложения аграмматичные. Некоторым детям потребовалась помощь в виде вспомогательных - наводящих вопросов.

Проведенное исследование показало, что преобладающим является низкий уровень, он выявлен у 65% дошкольников,  средний уровень обнаружен у 35%, высокий уровень у детей не выявлен.

Анализ результатов по 3 заданию  «Пересказ текста» (знакомые сказки или рассказа) показал, что дети допускали смысловые  пропуски, наблюдались  повторы эпизодов или  добавлялись лишние. Последовательность пересказа у многих детей была относительно соблюдена. Большинство не использовали средства выразительности.  Многим потребовалась помощь, так как не все дети пересказывали текст самостоятельно и связно. Можно сделать вывод, что у многих детей в целом не сформировано четкое представление о структурных  частях текста (начало, середина, конец), не видят их границы. Это свидетельствует о низком уровне развития связной речи. Также у детей преобладал низкий уровень  (70%) и средний уровень (30%).Высокий уровень составления рассказов никто из детей не продемонстрировал.

По 4 заданию «Составление связного сюжетного рассказа с опорой на картинки, состоящие из фрагментов – эпизодов»  мы выявили, что при выполнении задания дети имели  затруднения, в рассказе  наблюдались большие паузы.  У многих детей была нарушена логическая связь между предложениями. Некоторые дети вообще не справились с заданием.

Проведенное исследование показало, что  также преобладает низкий и средний уровень развития связной речи.

Цель 5 задания: выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений. Выполнение данного задания показало, что дети затруднялись в сочинении  рассказа: передачи замысла, развития сюжета. Речь  многих детей была мало эмоциональной, недостаточно использовались средства художественной выразительности. В большинстве случаев дети не справились с предложенным заданием. По выполнению данного задания у большинства детей также наблюдалось преобладание низкого (80%) и среднего уровня развития связной речи (20%).

Таким образом, комплексное обследование  уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста, позволило оценить  их речевую способность в различных формах речевых высказываний — от элементарных (фразы), до наиболее сложных (рассказа и рассказа – описания). Анализируя данные, полученные в ходе исследования, можно сделать вывод, что у большинства детей, преобладает средний и низкий уровень развития связной речи. Это свидетельствует о необходимости проведения специальной коррекционно-воспитательной работы с детьми.

В логопедической работе с детьми  мы использовали мнемотехнику.  

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, развитие речи. [ 5 ]

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок. Использование данного метода для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.   Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

           В процессе образовательной деятельности, мы разделили детей на две группы: в одной группе –  в работе использовали мнемотехнику, в другой – нет.

В мае месяце для оценки эффективности работы по данной теме был повторно проведен мониторинг. В группе, где использовалась мнемотехника, результаты по всем диагностическим методикам значительно улучшился, наблюдается стабильная динамика в повышении уровней развития связной речи по всем использованным диагностическим заданиям. Кроме того, у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; чаще проявляется  желание пересказывать тексты, придумывают интересные истории; появился  интерес к заучиванию стихов и потешек;  увеличился словарный запас; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держатся  перед аудиторией.

Таким образом, использование мнемотехники в работе с детьми способствовало развитию связной речи у дошкольников и  являлось важным способом познания окружающего мира. Приёмы работы с мнемотехникой позволили повысить эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения,  а также способствовали повышению интереса к речевой деятельности.

Библиографический список

1. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с  помощью мнемотехники. СПб, «Детство-Пресс»,2001.

2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006.

3.  Глухов В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. Учебное пособие 2014. -  232с

4. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. «Логопед», 2008, №4, с.102-115.

5.  http://ext/spb.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотехника- как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста.

В статье рассматривается проблема развития связной речи детей дошкольного возраста. Раскрывается мнемотехника, как метод запоминания, сохранения и воспроизведения информации, знаний об особенностях об...

Использование мнемотехники как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста

Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не...

План работы по самообразованию «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста». 2021-2022 год

Цель: выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей. Задачи: 1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование...

Тема по самообразованию: «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГАТема по самообразованию: «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»...

Программа самообразования воспитателя Тема: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста подготовительной группы»

Утверждено на заседанииПедагогического советаМБДОУ «Детский сад №10»Протокол  № 1 от 30.08.2021г.....

Родительское собрание в средней группе "Мнемотехника-как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста"

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом.        На сегодняшний день - образная, богатая...