РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СРЕДСТВАМИ МНЕМОТЕХНИКИ
статья по развитию речи (старшая группа)
Речевое развитие ребенка – одно из основных условий становления личности в дошкольные годы. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. В логопедической работе с детьми мы использовали мнемотехнику.
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, развитие речи.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок. Использование данного метода для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 25.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Юлия Николаевна Эккерт
воспитатель МБДОУ «ЦРР – д/с «Хрусталик», г.Абакан, Республика Хакасия
Галина Николаевна Дешина
воспитатель МБДОУ «ЦРР – д/с «Хрусталик», г.Абакан, Республика Хакасия
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СРЕДСТВАМИ МНЕМОТЕХНИКИ
Речевое развитие ребенка – одно из основных условий становления личности в дошкольные годы. В соответствии с целевыми ориентирами дошкольного образования, обозначенными в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, современный дошкольник должен быть инициативным, самостоятельно действовать в повседневной жизни, уметь выдвинуть идею, план действий, организовать партнеров по деятельности, использовать деловую, познавательную, личностную формы общения; владеть речевыми умениями, диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия.
Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной, так как очень часто общение родителей со своими детьми заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами. Мы провели диагностику развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности МБДОУ «ЦРР – д\с «Хрусталик» Цель: особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста ОНР. В исследовании принимала участие группа детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в количестве 20 человек, которые посещают группу компенсирующей направленности и имеют речевые нарушения. Для проведения исследования была использована комплексная диагностика связного речевого развития, предложенная В.П. Глуховым, включающая в себя следующие задания:
- Составление фразы по отдельным ситуационным картинкам.
- Составление предложения по трем предметным картинкам, связанным по смыслу.
- Пересказ текста (знакомые сказки, рассказы).
- Составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок.
- Составление рассказа из личного опыта (по вопросам).
Составление рассказа – описания. [ 3, 140]
Анализ результатов по первому заданию показал, что у большинства дошкольников преобладает низкий (60%) и средний (40%) уровень развития связной речи по составлению фразы по отдельным ситуационным картинкам.
Цель второго задания: выявление способности детей устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами и переносить их в виде законченной фразы-высказывания. Анализ задания 2 «Составление предложения по трем предметным картинкам, связанным по смыслу» показал, что многие дети испытывают затруднения при составлении предложения. У некоторых детей составление предложения ограничивалось называнием предметов изображенных на картинках. Многие дети составляли предложения аграмматичные. Некоторым детям потребовалась помощь в виде вспомогательных - наводящих вопросов.
Проведенное исследование показало, что преобладающим является низкий уровень, он выявлен у 65% дошкольников, средний уровень обнаружен у 35%, высокий уровень у детей не выявлен.
Анализ результатов по 3 заданию «Пересказ текста» (знакомые сказки или рассказа) показал, что дети допускали смысловые пропуски, наблюдались повторы эпизодов или добавлялись лишние. Последовательность пересказа у многих детей была относительно соблюдена. Большинство не использовали средства выразительности. Многим потребовалась помощь, так как не все дети пересказывали текст самостоятельно и связно. Можно сделать вывод, что у многих детей в целом не сформировано четкое представление о структурных частях текста (начало, середина, конец), не видят их границы. Это свидетельствует о низком уровне развития связной речи. Также у детей преобладал низкий уровень (70%) и средний уровень (30%).Высокий уровень составления рассказов никто из детей не продемонстрировал.
По 4 заданию «Составление связного сюжетного рассказа с опорой на картинки, состоящие из фрагментов – эпизодов» мы выявили, что при выполнении задания дети имели затруднения, в рассказе наблюдались большие паузы. У многих детей была нарушена логическая связь между предложениями. Некоторые дети вообще не справились с заданием.
Проведенное исследование показало, что также преобладает низкий и средний уровень развития связной речи.
Цель 5 задания: выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений. Выполнение данного задания показало, что дети затруднялись в сочинении рассказа: передачи замысла, развития сюжета. Речь многих детей была мало эмоциональной, недостаточно использовались средства художественной выразительности. В большинстве случаев дети не справились с предложенным заданием. По выполнению данного задания у большинства детей также наблюдалось преобладание низкого (80%) и среднего уровня развития связной речи (20%).
Таким образом, комплексное обследование уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста, позволило оценить их речевую способность в различных формах речевых высказываний — от элементарных (фразы), до наиболее сложных (рассказа и рассказа – описания). Анализируя данные, полученные в ходе исследования, можно сделать вывод, что у большинства детей, преобладает средний и низкий уровень развития связной речи. Это свидетельствует о необходимости проведения специальной коррекционно-воспитательной работы с детьми.
В логопедической работе с детьми мы использовали мнемотехнику.
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, развитие речи. [ 5 ]
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок. Использование данного метода для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
В процессе образовательной деятельности, мы разделили детей на две группы: в одной группе – в работе использовали мнемотехнику, в другой – нет.
В мае месяце для оценки эффективности работы по данной теме был повторно проведен мониторинг. В группе, где использовалась мнемотехника, результаты по всем диагностическим методикам значительно улучшился, наблюдается стабильная динамика в повышении уровней развития связной речи по всем использованным диагностическим заданиям. Кроме того, у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; чаще проявляется желание пересказывать тексты, придумывают интересные истории; появился интерес к заучиванию стихов и потешек; увеличился словарный запас; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держатся перед аудиторией.
Таким образом, использование мнемотехники в работе с детьми способствовало развитию связной речи у дошкольников и являлось важным способом познания окружающего мира. Приёмы работы с мнемотехникой позволили повысить эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, а также способствовали повышению интереса к речевой деятельности.
Библиографический список
1. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб, «Детство-Пресс»,2001.
2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006.
3. Глухов В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. Учебное пособие 2014. - 232с
4. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. «Логопед», 2008, №4, с.102-115.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мнемотехника- как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста.
В статье рассматривается проблема развития связной речи детей дошкольного возраста. Раскрывается мнемотехника, как метод запоминания, сохранения и воспроизведения информации, знаний об особенностях об...
Использование мнемотехники как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста
Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не...
План работы по самообразованию «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста». 2021-2022 год
Цель: выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей. Задачи: 1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование...
Тема по самообразованию: «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГАТема по самообразованию: «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»...
Программа самообразования воспитателя Тема: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста подготовительной группы»
Утверждено на заседанииПедагогического советаМБДОУ «Детский сад №10»Протокол № 1 от 30.08.2021г.....
Родительское собрание в средней группе "Мнемотехника-как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста"
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. На сегодняшний день - образная, богатая...