Лепбук, как современное средство развития речи у дошкольников
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Яшина Анна Александровна

 «Лепбук- как современное средство развития речи у детей дошкольного возраста»

 

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Поэтому я начала изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное незаменимое методическое пособие – лэпбук. Его можно использовать как в детском саду, так и дома. Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослый и дети.

Актуальностью данной темы является то, что лэпбук- это отличный способ закрепления и повторения материалов проекта, тематической недели или предмета исследования.

Что такое лэпбук?

Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга). Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущую простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме.   

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить определенную тему с дошкольниками, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

Лэпбук  обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А сдругой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.

Значение и применение лэпбука в детском саду.

Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал). Взрослым визуалам такая форма обучения тоже понравится. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Создание   лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели. В будущем ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых.

Цель: 

-изучение новых подходов и идей в своей педагогической деятельности посредством использования метода «лэпбука»;

-повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности воспитателя.

Задачи:

-изучить материалы о лэпбуке;

-создать схемы, кармашки, выбрать тему, материалы;

-применить на практике в педагогической деятельности;

-организовать выставки.

Лэпбук – разновидность метода проекта.

Создание лэпбука содержит все этапы проекта:

-  целеполагание (выбор темы);

- разработка лэпбука (составление плана);

- выполнение (практическая часть);

- подведение итогов (лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения).  

При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности .

Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.

Родители обеспечивают поддержку:

-  организационную (экскурсии, походы);

-  техническую (фото, видео);

-  информационную (сбор информации для лэпбука);

-  мотивационную (поддерживание интереса,    уверенности в успехе).

Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:

- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

- добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

 Чем для меня стала привлекательна данная форма работы в ДОУ?

Во-первых,  лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал.

Во-вторых, это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

В-третьих, ребенок самостоятельно собирает и организовывает  информацию.

В-четвертых, можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.)

Ну и в конце концов, это просто интересно!

 В результате данной технологии у детей развиваются универсальные умения, такие как :

 -  умение планировать предстоящую деятельность;

 - договариваться со  сверстниками;

 - распределять обязанности;

 - искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;

 - самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;

 - принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;

 - используя  устную  речь, выражать свои мысли и желания.

Преимущества использования лэпбуков:

-  ребенок  самостоятельно собирает нужную информацию;

-  структурирует большой объем данных;

-  побуждает интерес у детей к познавательному развитию;

-  может разнообразить занятие или совместную деятельность со взрослыми;  

-  развивает креативность и творческое мышление;

-  простой способ запоминания;

-  объединяет людей для увлекательного и полезного занятия.

Эффективно использовать лэпбук можно как для коллективной работы, групповой, подгрупповой, индивидуальной, так и для самостоятельной работы.

Из чего состоит лэпбук? Лэпбук - это папка формата А3, А4, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по теме: от интересных игр,  до лексики и большого количества интересно поданной информации .

С чего начать ? тема -  план -  макет -  оформление .

Тема должна быть интересна ребенку и выполнима (соответствовать возрасту), оригинальна.

Чтобы полностью раскрыть тему, необходим подробный план того, что должен включать в себя лэпбук. 

Пример плана лэпбука «Животные наших лесов"»

1. Игра «Мемори-кто что ест»

2. Творческое задание «чьи следы?»

3.Травоядные

4. Хищники

5. Птицы

6. Собери пазл

7. Рассказ по картине

8. Рассказ о животных (К. Паустовский)

9. Театр « На лесной полянке»

10. Игра «Найди тень».

В заключении хочется отметить, что данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.

Данная форма работы при детско-взрослом взаимодействии, как совместно с педагогами, так и семейные проекты, развивает более доверительные отношения при работе с семьей, повышает родительскую (профессиональную) компетентность и дает возможность не только узнать интересы и потенциал дошкольника, но и развить их.

На мой  взгляд, лэпбук –  это эффективная технология дошкольного образования.

А еще лэпбук очень мобильная система.

Практическая деятельность (мастер-класс):

Изготовление макета лэпбука «Животные наших лесов».

Оборудование и материалы:

Самоклеющаяся бумага, цветная бумага, цветной и белый картон, скотч,  двусторонний скотч, ножницы, карандаши, маркеры, фломастеры, дырокол, клей-карандаш, макеты животных, рассказы о животных.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepbuk.pptx2.42 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Животные наших лесов Животные наших лесов

Слайд 2

Добро пожаловать в театр

Слайд 3

гжель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования Тема: «Лэпбук как современное средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является лэпбук. Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самост...

«Речевое музицирование как современное средство развития речи детей дошкольного возраста»

laquo;Речевое музицирование как современное средство развития речи детей дошкольного возраста»...

ОПЫТ РАБОТЫ «Инновационная технология лэпбук как современное средство развития речи детей»

Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном увеличении количества детей, имеющих различные нарушения речи. Работая с т...

Памятки и буклеты для родителей. "Кинезиология и её виды, как средство развития речи старших дошкольников, имеющих нарушения речи".

      Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и ад...

Лепбук - как современное средство развития речи у детей.

Лэпбук – сравнительно новое средство для обучения. Лэпбук помогает ребенку собрать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал. Это прекрасный способ для повторени...

Современные технологии развития речи старших дошкольников.

Статья о развитии речи дошкольников, современные методы развития....

Игрушка-перекидушка как средство развития речи у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)

Моторные навыки – это основа большинства видов деятельности. Именно они позволяют выполнять нам практически все – от ходьбы до письма.Если моторика развивается нормально, т.е. ребенок на о...