«Речевое музицирование как современное средство развития речи детей дошкольного возраста»
статья по логопедии
«Речевое музицирование как современное средство развития речи детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_medvedeva_e.v.docx | 14.76 КБ |
Предварительный просмотр:
«Речевое музицирование как современное средство развития речи детей дошкольного возраста»
Практические наблюдения показывают, что в последние годы отмечается увеличение детей с тяжелым недоразвитием речи в группах ДОУ. Проблема преодоления тяжелого недоразвития речи у дошкольников относится к числу наиболее актуальных задач для дошкольного образования. Речевые и неречевые нарушения у детей дошкольного возраста с нормальным слухом и сохранным интеллектом отрицательно влияет на развитие слухового восприятия, чувства ритма и эмоционально-волевой сферы. Перед педагогами стоит проблема, как наиболее эффективно подойти к решению коррекционных задач, тем самым преодолеть речевые и неречевые нарушения у детей дошкольного возраста. Речевое музицирование, представляет собой практическую деятельность, в которой ребенок вовлекается педагогом в процесс активных творческий действий. Речевые игры и упражнения незаменимы для развития у детей чувства ритма и интонационного слуха. Речевое музицирование открывает большие возможности для овладения детьми всем комплексом выразительных средств, общих для речи и музыки. К ним относятся: темп, ритм, регистр, тембр, динамика.
Идея использовать ритмизованную речь принадлежит К. Орфу, немецкому композитору, родившемуся в конце 19 века, но его методика до сих пор считается новаторской. Использование интонационно-ритмических импровизаций в речевых упражнениях, способствует развитию у детей остроты и активности интонационного слуха, приучает их осмысленно относиться к различным проявлениям интонации. Большую роль в развитии чувства ритма, дикционной моторики речи, выразительно-речевого интонирования, координации речи с движениями играют пальчиковые игры. Начинаем работу над пальчиковыми играми с самого раннего дошкольного возраста, используем короткие по объему и несложные по содержанию тексты, доступные детям. Взрослый проговаривает текст выразительно, с несколько утрированной интонацией и жестовым сопровождением. Дети, сопровождая жестами речь взрослого, проговаривают текст по желанию и своим возможностям.
Речь и артикуляционная гимнастика.
В ходе работы над текстом, разучиваемой песни, проводим работу по коррекции устной речи. В этом помогает артикуляционная гимнастика. В неё включаем упражнения для языка, щёк, губ, а также мимические упражнения, направленные на развитие подвижности речевых органов. Такие упражнения вызывают положительные эмоции у детей, а также развивают мимику. Так как известно, что в пении органы дыхания играют ведущую роль, поэтому необходимо закаливание органов дыхания, укрепление мышц носоглотки. Для этого проводим специально подобранные упражнения по системе В.Емельянова, А.Стрельниковой, М.Лазарева, Б.Толкачева. Используем еще эти упражнения и для развития чувства ритма. В проведении дыхательных упражнений чаще всего используется сравнительный показ педагога (неправильное и правильное исполнение).
Речь и пальчиковые игры.
Кроме пения, речь ребёнка можно развивать через другие виды музыкальной деятельности. Одной из важнейших задач при организации работы по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей является – развитие мелкой моторики. В своё время И. Кант мудро изложил: «Рука — это вышедший наружу мозг человека». Важное значение, в процессе развития ребёнка имеет развитие мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики положительно влияет на активизацию речевых центров в головном мозге. Эта зона расположена близко от речевой моторной зоны. Учёные отмечают, что проекция кисти руки занимает одну треть в коре головного мозга. Следовательно, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка.
Так учёными, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В.Фомина).
Как итог, хочется отметить, что для организации такого вида игр совсем не обязательно иметь специальное музыкальное образование и владеть игрой на музыкальном инструменте, поэтому речевые игры могут быть использованы педагогами ДОУ в качестве разминки или физминутки в ходе групповых занятий, в режимных моментах, а так же в самостоятельной деятельности детей. Таким образом, речевое музицирование ориентировано на развитие ребенка, улучшение его речи, двигательных способностей, творческого развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных образовательных технологий по направлению «Общение как ведущее средство развития речи детей дошкольного возраста»
Современная модель образования предполагает высокие технологии развития компетентности детей в сфере отношений к миру, к людям, к себе.Дошкольный возраст является сенситивным периодом для фундам...
Презентация к пед совету:«Создание оптимальной речевой среды как средство развития речи детей дошкольного возраста»
laquo;Создание оптимальной речевой среды как средство развития речи детей дошкольного возраста»...
КОРРЕКЦИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Проблема речевого и интеллектуального развития дошкольников существовала всегда. Но в настоящее время эта проблема является одной из самых важных, так как в последние годы отмечается увеличение количе...
Использование современных методик развития речи детей дошкольного возраста с ОНР при реализации образовательной области «речевое развитие».
Использование современных методик развития речи детей дошкольного возраста с ОНР при реализации образовательной области «речевое развитие»....
Консультация для родителей-законных представителей детей группы раннего возраста ДОУ "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста "
Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум н...
Консультация для воспитателей на тему: «Использование речевых игр с музыкальными инструментами как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Речевые игры - одна из форм творческой работы с детьми, как в речевом, так и в музыкальном развитии. Впервые идея использовать речевые игры в музыкальном воспитании появилась в середине 20 века и прин...