Современные технологии развития речи старших дошкольников.
статья по развитию речи (подготовительная группа)
Статья о развитии речи дошкольников, современные методы развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные технологии развития речи детей подготовительной к школе группы ДОО.
Педагоги находятся в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей. Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая работа по развитию речи дошкольников, профилактика и коррекция речевых нарушений у детей.
В современной практике дошкольного образования возникает ряд проблем, требующих решения. В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Также надо отметить, что грамотная развернутая связная речь теряет свою значимость, т.к. появились другие эталоны речи, которыми пользуются современные дети (телевизионная реклама, современные мультфильмы, общение в социальных сетях и пр.). Ведущей тенденцией языкового развития современного общества является двуязычие и многоязычие (билингвизм и полилингвизм).
Недостаточный уровень речевого развития дошкольника приводит в дальнейшем к школьной неуспеваемости, т.к. недостаточно сформированные в дошкольном возрасте структурные компоненты речи и составляющие психических функций оказываются наиболее уязвимыми в новых школьных условиях, требующих их максимальной мобилизации.
На современном этапе традиционные методы обучения являются недостаточно эффективными и не соответствуют современным требованиям государства и общества. В условиях, когда в минимальные сроки необходимо решить максимальное количество задач, перед учителем-логопедом возникает необходимость использования новых методов и технологий.
Использование современных образовательных технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Немаловажно то, что по-настоящему инновационные технологии изначально строятся на компетентностном подходе и нацелены в результатах обучения на будущее воспитанника. Я применяла в своей работе образовательные технологии, которыми могут воспользоваться не только специалисты (учитель-логопед, дефектолог), но и воспитатели в группах общеразвивающей направленности:
- технологии развития артикуляционной моторики.
- технологии развития мелкой моторики.
- технологии развития фонематического слуха.
- технологии формирования речевого дыхания.
- технологии развития лексико-грамматических компонентов и связной речи.
Например, при подготовке к празднованию Дня воспитателя дети подготовительной к школе группы берут интервью у работников детского сада, узнают особенности их профессиональной деятельности, отмечают некоторые личностные черты и с учётом этого готовят поздравления и подарки.
Результатом проектной деятельности может быть коллективный продукт, полученный в результате сотрудничества детей всей группы: альбом рисунков, рассказов, коллаж «Наш детский сад» и т.д.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам., т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная. Позже – усложнять или заменять другой заставкой – изобразить персонажа в графическом виде.
Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
В старших группах любое занятие начинается с исследовательской деятельности, поэтому применение такой педагогической технологии, как исследовательская деятельность – одна из составляющих любого занятия. Широкое применение в обучение детей получила такая технология, как знаково-символическая деятельность (моделирование). Этот прием помогает педагогам наглядно обозначить элементарные связи и отношения между предметами, объектами действительности.
Рекомендуют для детей младшего и среднего возраста рисовать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, елочка — зеленая, а для старших дошкольников — чёрно-белые. Старшие дошкольники могут сами участвовать в их рисовании и раскрашивании.
Мышления, эмоционального мира ребёнка, формированию позитивного отношения к учёбе.
Речь — это деятельность человека, применение языка для общения, для передачи своих мыслей, намерений, чувств. Речь разнообразна. Это и разговор друзей, и монолог артиста, призыв оратора, и ответ ученика в классе и научный труд. Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий многократно меняется учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся то свободно высказываются, то выполняют задание, которое дисциплинирует мысль и направляет в строгое русло их речевую деятельность. В работе по развитию речи необходимо сочетать и то и другое. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника — средством успешного обучения в школе. Речь — способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями; с другой — хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию сложных связей в природе и в жизни общества.
Список литературы
1.Полат Е.С. Новые педагогические технологии .- М., 2000г.
2.Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. – М., Школа-Пресс, 1994.
3. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., Владос, 1999г.
4.Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании.2005г.
5. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные технологии развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Одной из предпосылок развития учебной деятельности детей является их умение правильно и красиво говорить. Использование современных образовательных технологий открывает новые возможности речевого разв...
Современные технологии развития речи детей старших групп ДОО.
Речь -. неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. К сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые рез...
Консультация для родителей "Синквейн – новая технология развития речи старших дошкольников"
Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения – синквейна.Синквейн с французского яз...
«Современные технологии развития речи старшей группы»
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка, считается богатство его речи, поэтому нам, педагогам, важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способн...
«Современные технологии развития речи старшей группы»
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка, считается богатство его речи, поэтому нам, педагогам, важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых с...
Синквейн, Скрайбинг и Друдлы. Современные методы и технологии развития речи у дошкольников.
Основными задачами развития речи, согласно ФГОС, а теперь и Федеральной образовательной программы были и остаются - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование гр...
Конспект НОД "Использование современной образовательной технологии «Коллективный способ обучения» в развитии речи старших дошкольников"
Конспект НОД "Использование современной образовательной технологии "Коллективный способ обучения" в развитии речи старших дошкольников"...