Влияние индивидуальной работы на по развитию речи на игру детей с ТНР
консультация по развитию речи (старшая группа)
В статье рассказывается о том, какое влияние оказывает индивидуальная работа учителя-логопеда по развитию речи на игры детей с ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_individualnoy_raboty_po_razvitiyu_rechi_na_igru_detey_s_tnr.docx | 13.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ИГРУ ДЕТЕЙ С ТНР
Ни у кого не вызывает сомнения то, что детей надо учить чтению, счету, письму. Но и не менее важно учить детей игровой деятельности, в которой раскрывается и формируется личность ребенка.
В последнее время отмечается резкое ухудшение речевого развития детей. И в тоже время нам приходится убеждаться в том, что часть детей дошкольного возраста просто не умеет играть.
Я считаю, что одна из причин этого заключается в том, что с этими детьми никто в семье не играл и не играет, поскольку родители предпочитают другие виды деятельности (проводят время за компьютером, как родители, так и дети).
Другая причина состоит в том, что эти дети в раннем возрасте были по разным обстоятельствам лишены общения со сверстниками и не научились налаживать с ними взаимоотношения. Они предпочитают играть в одиночку. Содержанием их игр редко становятся человеческие взаимоотношения, но если и становятся, то свидетельствуют об ограниченных знаниях о людях, которые их окружают, что говорит о бедном социальном опыте ребенка.
Формирование игровой деятельности в группе компенсирующей направленности предполагает ее организацию воспитателем и логопедом.
Именно сюжетно-ролевая игра оказывает огромное влияние на развитие речи. В ходе игры ребёнок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за неё, подражает голосам зверей, звукам предметов.
В процессе игры я много разговариваю с ребенком, в результате чего даже у не говорящего ребёнка возникает потребность в речевом общении. Ему хочется попросить о чём-либо, сообщить что-то. Стараюсь всячески побуждать ребенка обращаться ко мне с вопросами по поводу той или иной игрушки. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность ребенка.
Обучение детей сюжетно-ролевой игре сопровождаю подробным рассказом о содержании действий: «Эта кукла Катя. Катя хочет спать. Куда положим Катю? и т.д. Учитывая, что у детей с ОНР резко снижено понимание обращённой речи, слежу за тем, насколько ребёнок понимает меня. С этой целью прошу ребенка называть или показывать игрушки, о которых идёт речь в игре. При этом словами сопровождаю как свои действия, так и действия ребенка: «Я качаю Катю. Оля качает Катю» и т.д. В игре дети не всегда сами могут сразу выполнять действия в правильной последовательности: они часто укладывают куклу спать, не сняв с неё обувь. Обращаю внимание ребенка на порядок выполнения действий: «Я пришла домой. Я снимаю обувь. Я снимаю пальто» и только потом даются задания типа: «Уложи куклу спать».
Когда ребёнок наблюдает разнообразные действия и при этом слышит разное обозначение их словом, у него развивается чувство языка.
В группе компенсирующей направленности в форме занятия обучаю детей основным практическим действиям с сюжетными игрушками, ввожу новые слова и объясняю их значение (Например: тема «Транспорт»- машина- приехала, отъехала, переехала, объехала, а также слова- шофер, водитель, автослесарь), а дальнейшее развитие игры и ее обогащение осуществляются воспитателями в игре «Юный водитель».
Благодаря такой индивидуальной работе, дети смогут с каждым разом делать сюжет игры более интересным и разнообразным. Сюжетно-ролевые игры помогают ребенку накапливать знания, осваивать язык, общаться, развивать мышление и воображение. Расширяется активный словарь, усваиваются функции словоизменения и словообразования, фраза становится развернутой, что необходимо для формирования связного высказывания. У детей активно формируется умение пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Влияние индивидуальной работы на сюжетные игры"
Влияние индивидуальной работы на сюжетные игры...
«Влияние индивидуальной работы по развитию речи на обогащение сюжетов игр".
Обучение детей сюжетно-ролевой игре сопровождаю подробным рассказом о содержании действий: «Эта кукла Катя. Катя хочет спать. Куда положим Катю? и т.д. Учитывая, что у детей с ОНР резко снижено ...
Консультация для родителей: «Развитие речи через игру» детей старшего дошкольного возраста
Ознакомление детей со звуковой стороной слова можно связать с развитием диалогической и монологической речи. В играх и упражнениях, которые демонстрируют ребенку линейность речи, помогают осознать зву...
Индивидуальный план по саморазвитию на 2021 – 2022 учебный год «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет»
Индивидуальный план по саморазвитию...
План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4
Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...
Индивидуальный план на межаттестационный период на 2024-2028 г. по теме «Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие речи детей с ТНР»
Бакчада күңелле......
Программа работы кружка по развитию речи «Речецветик» для детей средней группы
Рабочая программа дополнительного образования в логопедической группе«Речецветик» для детей средней группы...