Программа работы кружка по развитию речи «Речецветик» для детей средней группы
рабочая программа по развитию речи (средняя группа)
Рабочая программа дополнительного образования в логопедической группе
«Речецветик» для детей средней группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_v_logopedicheskoy_gruppe_retslav_n._v.docx | 106.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение МАДОУ «Детский сад № 4 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара.
Утверждаю
Директор МАДОУ
«Детский сад № 4»
Рабочая программа дополнительного образования в логопедической группе
«Речецветик» для детей средней группы
Составила
Воспитатель: Рецлав Надежда Викторовна
Г. Сыктывкар, 2023г.
Содержание
№ | Наименование разделов | Стр. |
1. | Целевой раздел | 3 |
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.2 | Цели и задачи реализации Программы | 3 |
1.3 | Принципы Программы | 4 |
1.4 | Возрастные особенности детей 4- 5 лет | 5 |
1.5 | Целевые ориентиры освоения Программы | 6 |
2. | Содержательный раздел Программы | 6 |
2.1. | Особенности организации образовательного процесса. | 6 |
2.2. | Структура занятия | 7 |
2.3. | Формы, приемы работы | 7 |
2.4. | Взаимодействие с родителями | 8 |
3. | Организационный раздел | 8 |
3.1. | Материально – техническое обеспечение реализации Программы | 8 |
3.2. | Нормативно – правовая база | 9 |
3.3. | Тематическое планирование | 9 |
3.4. | Календарно – тематический план образовательной деятельности кружка «Речецветик». | 10 |
3.5. | Диагностика | 23 |
3.6. | Список литературы | 28 |
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что-то делать, выражать себя, творить, общаться. Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.
Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к школьному овладению письменной формы речи.
Актуальность
В настоящее время наблюдается быстрый рост числа детей с различными речевыми нарушениями. У многих детей в среднем дошкольном возрасте наблюдается низкий уровень развития речи. Речь у таких детей малопонятна для окружающих: некоторые звуки полностью отсутствуют, т.е. не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Наблюдается не умение правильно построить фразу, составить рассказ по картинке.
Очень часто речевые нарушения, являются первичным дефектом, что влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной коррекционной помощи. Если в этом возрасте начать заниматься с логопедом по исправлению недостатков звукопроизношения, то эффективность намного выше, чем после 5 летнего возраста. До 5 лет можно развивать речь ребёнка, формировать правильное произношение звуков, а после 5 – возможна только коррекция. В 5 лет заканчивается формирование артикуляционного аппарата, у детей закрепляется неправильное произношение звуков и требуется значительно больше времени, чтобы переучить ребёнка говорить правильно.
Цель работы кружка:
Создание дополнительных благоприятных условий для совершенствования речевого развития у детей 4 – 5 лет.
1.2. Задачи
Образовательные:
- Формировать слуховое внимание, восприятие и фонематический слух.
- Формировать навыки первоначального звукового анализа и синтеза.
- Формировать умение регулировать силу голоса.
- Формировать правильное звукопроизношение.
- Формировать понятия о грамматических категориях языка.
- Формировать активный и пассивный словарь детей.
Развивающие:
- Развивать дыхание, силу голоса и мимические мышцы;
- Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
- Развивать связную речь.
Воспитательные:
1. воспитывать умение внимательно вслушиваться в речь педагога;
2. воспитывать умение слушать друг друга;
3. воспитывать чувства сопереживания, взаимоуважения;
4. воспитывать самоконтроль за речью.
1.3. Дидактические принципы:
Идея создания кружка возникла в результате обследования детей детского сада в возрасте 4-5 лет. Обследование показало, что многие дети нуждаются в дополнительной помощи.
В основу планирования занятий кружка положен следующие дидактические принципы:
- Принцип комплексности, воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений;
- Принцип поэтапного формирования умственных действий при котором работа над каждым типом задания проводиться в определённой последовательности;
- Принцип учёта зоны ближайшего развития, при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны логопеда;
- Принцип усложнения материала, с постепенным включением трудностей в логопедическую работу;
- Принцип учета объема и степени разнообразия материала. Во время реализации программы необходимо переходить к новому материалу после сформированности того или иного умения.
- Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей согласует требования психического и личностного развития ребенка возрастной норме. Учет уровня речевого развития каждого ребенка.
- Принцип динамичности – сбалансированный охват всех сторон речи ребенка (произношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь и т.д.).
- Принцип сотрудничества – создание атмосферы доброжелательности, эмоциональной раскрепощённости в коллективе детей, осознанное отношение педагогов и родителей к полноценному речевому развитию детей, взаимодействие детского сада и семьи.
Направленность. Предлагаемая программа по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической; по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации – индивидуально-подгрупповой.
При составлении программы были использованы методические разработки Т.А., Воробьёвой, О. И. Крупенчук, А.Е. Журавлевой, В.В. Федиенко, Е.Н. Краузе, Е.А. Савельевой, О.С. Ушаковой, Л.Н. Сластья и других авторов а также собственные методические разработки и пособия автора программы. Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области профилактики и коррекции речевых нарушений у детей.
1.4 Возрастные особенности развития речи детей пятого года жизни.
В возрасте 4-5 лет заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качество предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Они начинают подбирать слова с противоположным значением (антонимы) и близким (синонимы), употребляют обобщающие слова («посуда», «мебель» и т.д.).
К 5 годам активный словарь детей увеличивается приблизительно до 3000 слов. Для детей этого возраста характерна неустойчивость произношения, которая заключается в том, что ребенок в одном звукосочетании правильно произносит звуки, а в другом – неправильно. Могут наблюдаться недостатки произношения 1-2 звуков, чаще [р], [рь] из-за сложности артикуляции этих звуков.
Определённую трудность для детей этого возраста представляют слова с большим количеством согласных звуков (регулировщик, экскаватор, велосипедист и т.д.), поскольку произношение некоторых звуков у них ещё не закреплено. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи. Они легко подражают взрослым.
В усвоении грамматического строя речи происходят значительные изменения: дети учатся согласовывать названия предметов с прилагательными вроде, числе и падеже, ориентироваться на окончания слов («красный шар», «красная шапка»); начинают активно использовать в речи предлоги (в, над, под, между, около), соединительные союзы и местоимения.
Речь становится связной и последовательной. Происходит переход от ситуативной речи к контекстной. Развивается как диалогическая, так и монологическая речь. Дети могут участвовать в коллективной беседе, пересказывать сказки и короткие рассказы, составлять рассказы по картинкам. Начинается второй период вопросов: «Почему?». Продолжает развиваться фонематическое восприятие. Пятилетний ребёнок может подбирать слова на заданный звук, выделять его в слове; дифференцировать свистящие – шипящие, звонкие – глухие, твёрдые – мягкие согласные («коса – коза», «миска – мишка» и т.д.). Развитый речевой слух даёт ему возможность различать громкость звука, ускорение и замедление темпа речи, улавливает различные интонации, голосовые модуляции. Дети с удовольствием подражают взрослым, точно воспроизводя различные интонационно – методические особенности их речи, выделяя отдельные слова смысловым ударением и выдерживая паузу.
Пятый год жизни – заключительная фаза в развитии языка, но детское словотворчество ещё продолжается. Дети придумывают самые необычные слова, которые удивляют и забавляют родителей: «бананас» (банан + ананас), «бабезьяна» (бабушка обезьяны) и т.п. В этом возрасте дети так же любят сочинять и рассказывать сказки. Это способствует развитию их творческих способностей. Таким образом, к 5 годам дети овладевают правильным произношением почти всех звуков родного языка. Знают все обобщающие понятия и правильно используют их в своей речи. Умеют связно излагать свои мысли, используя сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Владеют как диалогической, так и монологической речью.
1.5. Целевые ориентиры освоения Программы.
- Правильная артикуляция звуков речи в различных фонематических позициях;
- Повышение речевой активности, понимания обращенной речи;
- Укрепление произвольного и слухового внимания;
- Формирование навыков первоначального звукового анализа и синтеза.
- Расширение рамок общения с помощью мимики, жестов;
- Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи;
- Формирование связанной речи.
2. Содержательный раздел.
2.1. Особенности организации образовательно процесса.
Программа рассчитана на 1 год обучения
Периодичность занятий 2 раза в неделю (с сентября по май включительно).
Продолжительноть занятия: 20 минут.
Занятия строятся в форме единой сюжетной линии. Главный герой занятий кружка Речецветик, у которого много друзей. Эти персонажи оживляют эмоциональное общение логопеда с детьми. Вовлечение детей в сюжет становиться для детей эмоционально значимым, позволяет раскрыть их личностные качества, преодолеть речевой негативизм, воспитывать чувство взаимопомощи. Речецветик - это цветок, у которого 7 лепестков. Каждый лепесток- это одна из задач, которые решаются на кружке. (Развитие связной речи, обогащение словаря, произносительная сторона, развитие грамматических категорий, развитие моторики, развитие артикуляционного аппарата, формирование слухового внимания и фонематического слуха).
2.2. Структура занятия:
Каждое занятие включает в себя следующие компоненты:
- Организационный момент
- Разучивание новых артикуляционных и мимических упражнений;
- Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематического слуха;
- Упражнения по развитию силы голоса и выдоха. (игры, упражнения, тренажеры).
- Упражнения на развитие темпа, ритма и коррекции речи и движений с музыкальным сопровождением;
- Игры для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук (Су – Джок терапия, массажные мячи и т.д.)
- Совершенствование фонетической стороны речи (чистоговорки, скороговорки, распевки и т.д).
- Работа над звукопроизношением.
- Объявление темы занятия.
- Лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связанной речи.
2.3. Формы работы с детьми:
Индивидуальные.
Подгрупповые.
Приемы работы с детьми:
1. Словесные:
- Речевой образец.
- Повторное проговаривание.
- Объяснение.
- Указание.
- Оценка детской речи.
- Вопрос.
2. Наглядные:
- Показ иллюстративного материала.
- Показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.
- Игровые.
- Игровое сюжетно-событийное развертывание.
- Игровые проблемно-практические ситуации.
- Игра-драматизация с акцентом на эмоциональное переживание.
- Ролевые обучающие игры.
2.4. Взаимодействие с родителями.
Вопросам взаимодействия детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание. Родители привлекаются к участию различных мероприятий. Для родителей проводятся тематические родительские собрания, мастер – классы, консультации, разрабатываются буклеты («Речевые игры с детьми», «Артикуляционная гимнастика дома», «С пальчиками играем - речь развиваем», «Развитие речевого дыхания».) Родители привлекаются к коррекционно- развивающей работе (методические рекомендации в письменной и устной форме).
3. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы.
Для реализации Программы группа оснащена развивающими игрушками соответственно возрасту (дидактическими играми, наглядными пособиями по лексическим темам («Посуда», «Животные», «Обувь» и др.), сюжетными картинками, маски, костюмы зверей, птиц;). Логопедическая игрушка Речецветик.
В уголках книги подобраны произведения художественной литературы соответственно возрасту.
Разработаны картотеки: дыхательной, артикуляционной, пальчиковой гимнастики, загадок, скороговорок, чистоговорок, логоритмических упражнений, упражнений на развитие дыхания и силы голоса. Репродукции картин, иллюстрации к сказкам и художественным произведениям.
Для работы с речевым аппаратом: зеркала, шпатели, перчатки, наглядный материал для артикуляционной гимнастики.
Для развития дыхания: игровой материал, тренажеры.
Для развития фонематического слуха: игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядами: металлофоны, колокольчики.
Для развития моторики: мячи (латексные, Су-Джок, массажные), скакалки, обручи, ленты, многогранные палочки, султанчики
-Диски с детскими песенками, диски с логоритмикой Е. Железновой.
Музыкальный центр, ноутбук.
3.2. Нормативно – правовая база:
В процессе разработки кружка нормативными документами явились следующие:
•Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013- 2020 г;
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012№273-ФЗ (ред. От 31.12.2014);
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г № 1155);
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительный общеобразовательным программам»;
• Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 (зарегистрированного в Минюсте России 29 мая 2013г. №28564 с изм. от 04.04.2014);
• Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006г № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
3.3. Тематическое планирование.
Месяц | Неделя | Тема | Количество занятий |
Сентябрь | 1 - 4 недели | Обследование речи детей. | 4 |
Октябрь | 1 неделя | «Осень» | 2 |
2 неделя | «Овощи» | 2 | |
3 неделя | «Фрукты» | 2 | |
4 неделя | «Фрукты – овощи» | 2 | |
Ноябрь | 1 неделя | «Поздняя осень» | 2 |
2 неделя | «Перелетные птицы» | 2 | |
3 неделя | «Игрушки» | 2 | |
4 неделя | Повторение | 2 | |
Декабрь | 1 неделя | «Зима» | 2 |
2 неделя | «Зимующие птицы» | 2 | |
3 неделя | «Новый год. Ёлка» | 2 | |
4 неделя | Повторение | 2 | |
Январь | 3 неделя | «Домашние птицы» | 2 |
4 неделя | «Домашние животные» | 2 | |
Февраль | 1 неделя | «Дикие животные» | 2 |
2 неделя | «Одежда» | 2 | |
3 неделя | «Обувь» | 2 | |
4 неделя | «Повторение» | 2 | |
Март | 1 неделя | «Ранняя весна» | 2 |
2 неделя | «8 марта» | 2 | |
3 неделя | «Семья» | 2 | |
4 неделя | «Повторение» | 2 | |
Апрель | 1 неделя | «Посуда» | 2 |
2 неделя | «Части тела» | 2 | |
3 неделя | «Мебель» | 2 | |
4 неделя | «Повторение» | 2 | |
Май | 1 неделя | «Профессии» | 2 |
2 неделя | «Транспорт» | 2 | |
3 неделя | «Лето» | 2 | |
4 неделя | «Повторение» | 2 |
3.4. Календарно – тематический план образовательной деятельности кружа
«Речецветик».
1,2,3, 4-я недели сентября – обследование речи детей.
С октября по май 2 занятия в неделю.
Задачи | Тематика занятий | |
1 неделя октября – тема «Осень» | ||
Познакомить детей с основными органами артикуляционного аппарата. Учить отвечать на вопросы, используя картинный план; расширять словарь по теме «Осень»; учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательно –суффиксами, сопровождать речь движением. | Артикуляционная гимнастика «Сказка о веселом язычке». Уточнение произношения гласных а,у,и, э; звукосочетаний ау, уа, иа. Развитие дыхания: «Подуй на осенний листок». Развитие мелкой моторики. Игры с пальчиками «В лес по ягоды». О.А. Новиковская стр.7. Динамическая пауза «Листья осенние тихо кружатся». (Речь с движением. Л.Н. Сластья стр.21). Беседа «Приметы осени», Игры «Закончи предложение», «Один – много», «Подбери словечко». Индивидуальная работа. | |
2-я неделя октября – тема «Овощи» | ||
Развивать артикуляционный аппарат. Учить отвечать на вопросы, развивать умение согласовывать существительное с прилагательным в единственном числе, расширять словарь по теме, развивать слуховое восприятие. | Артикуляционные упр. начальный комплекс«Окошко», «Лягушка», «Хоботок» Е. Краузе ст.44 «лопатка» Т.А.Воробьева, О.И. Крупенчук Дид.игра развитие слухового восприятия на неречевых звуках: «Угадай что звучит» (Л.Н. Сластья стр.101). Развитие дыхания «Подуй на листок». Развитие мелкой моторики. Игры с пальчиками «Дождик» (О.А. Новиковская стр.6). Игра «ловушка» для звука «а» Дидактическая игра «Какого цвета овощ?», «Один – много», «Большой –маленький». Инсценировка стихотворения Ю. Тувима «Овощи» Чтение чистоговорок на звуки Индивидуальная работа. | |
3 – я неделя октября –тема «Фрукты» | ||
Развивать артикуляционный аппарат. Развивать дыхание. Развивать слуховое восприятие на неречевых звуках: Учить отвечать на вопросы, учить согласовывать существительное с прилагательным, существительное с числительным. Расширять словарь по теме; развивать связную речь. | Артикуляционные упр. начальный комплекс «Окошко», «Лягушка» «Хоботок», «Лопатка» Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук Игра на развитие дыхания «Загони мяч в ворота». Игра на слуховое восприятие «Колокольчики» (Л.Н. Сластья стр.102). Игра «Ловушка» ля звука «у» Пальчиковая гимнастика по теме «Компот». Игры:«Кто больше?», «Какого цвета (вкуса) фрукт?», «Один –много», «Опиши фрукт». Чтение чистоговорок на звуки «н», «нь». Индивидуальная работа. | |
4 – неделя октября –тема «Овощи, фрукты» | ||
Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков (свистящие, шипящие) Расширять словарь по теме; учить классифицировать предметы по цвету; развивать умение образовывать множественное число существительных, память внимание. | Артикуляционные упражнения «Окошко», «Лягушка», «Хоботок», «Лопатка». Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук Уточнение произношения наиболее легких согласных: м- мь, п-пь, б –бь, т –ть, д –дь, н –нь. Упражнение на дыхание «Ветерок». Динамическая пауза. «Мы капусту рубим, рубим». Игры: «Сад –Огород», «Бывает – не бывает», «Какого цвета». -(Л.Н. Сластья стр. 26,27). Чистоговорка на звуки «м», «мь». Индивидуальная работа | |
1– я неделя ноября–тема «Поздняя осень». | ||
Развивать артикуляционный аппарат. Расширять словарь по теме; учить различать звуки «а», «у», знакомство с артикуляцией; учить согласовывать слова в роде, числе и падеже при составлении предложения по картинкам; развивать речь с движением, мелкую моторику. | Артикуляционные упр. начальный комплекс «Толстячок», «Худышка», «Лопатка» Е. Краузе ст.46. Упражнение на слуховое восприятие «Звуки осеннего леса». Игра на развитие мелкой моторики «Есть в лесу из бревен дом». Выделение гласного звуков(а, у) из ряда звуков, односложных и двусложных. (ах, Аня). Речь с движениями «Мы листики осенние…» (Л.Н. Сластья стр. 28.). Составление предложений по картинкам на тему «Поздняя осень». Чтение чистоговорок на звуки«т», «ть». Игра «Какой бывает дождь?». Индивидуальная работа над звуками | |
2 – неделя ноября –тема «Перелетные птицы». | ||
Готовить артикуляционный аппарат к постановке звуков (свистящие, шипящие);знакомство со звуком «и»;учить различать звук Расширять словарь по теме;учить согласовывать слова в роде, числе и падеже; подбирать слова – признаки. Развивать слуховое восприятие; учить выделять гласный звук из ряда звуков; работать над звуками. | Артикуляционные упр. начальный комплекс:«Окошко», «Лягушка», «Хоботок», «Толстячок», «Худышка», «Накажем непослушный язычок». Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук Развитие слухового восприятия «Птичий разговор» (звуки птиц). Выделение гласного звуков (и) из ряда звуков Динамическая пауза «Ласточки летели, все люди глядели». (Л.Н. Сластья стр. 29 – 30). Рассматривание птиц. (Назови изображенных птиц, что у них общего?». Игра по теме: «Эрудит». Чтение чистоговорок на звуки«д, дь». Индивидуальная работа над звуками. | |
3 неделя ноября – тема «Игрушки». | ||
Готовить артикуляционный аппарат к постановке звуков; учить различать звуки «у», «и».Расширять словарь по теме; развивать умение подбирать слова – действия, слова – признаки»; употреблять в речи местоимения мой, мои, моя; тренировать в умении согласовывать слова в роде, числе и падеже Работать над звуками. | Артикуляционные упр. начальный комплекс «Лопатка», «Лягушка», «Хоботок», «Накажем непослушный язычок», «Причешем язычок» Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук Работа над дыханием «Подуем на вертушку». Игры по теме «игрушки» «Эрудиты», «Подбери слова – действия», «Назови ласково», «Мой, моя, мои». Выделение гласного звука из ряда звуков односложных и двусложных. (ух, ут, усы). Составление рассказа о кукле. Чтение чистоговорокна звук «п» и «пь» Индивидуальные занятия. | |
4 неделя ноября – повторение | ||
Продолжать готовить артикуляционный аппарат к постановке звуков (свистящие, шипящие); учить различать звуки; отрабатывать навык правильного произношения звуков«б» и «бь»; расширять словарь по теме; учить детей подбирать к существительному – слова – признаки; развивать общую и мелкую моторику. | Артикуляционные упр. начальный комплекс «Лягушка-хоботок», «лопатка», «дуем на лопатку», «Орешки», «Часики», Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук «Подуем на вертушку». Выделение гласного звук «и» из ряда звуков односложных и двусложных. Игра с движением «Есть в лесу из бревен дом». Игра: «Закончи предложение». (Тема «Игрушки») Пальчиковая гимнастика «Надуваем быстро шарик» «Раскрась картинку». Чтение чистоговорок на звуки «б» и «бь». Индивидуальная работа над звуком «с». | |
1 неделя декабря-тема ««Зима». | ||
Готовить артикуляционный аппаратк постановке звуков (свистящие, шипящие), отрабатывать навык правильного произношения звуков «д» и «дь» Расширять словарь по теме; продолжать учить подбирать слова – признаки; развивать мелкую моторику,воспитывать уважение к друг другу. | Артикуляционные упр. начальный комплекс «Толстячок», «Худышка»,«Накажем непослушный язычок», «Причешем язычок», «Часики», «Качели». Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук Длительный выдох «Сдуй снежинку». Работа по развитию длительного выдоха (счет 1 -4): «Летят снежинки». Игра «Эрудит», «Передай платочек и подбери слово». Построение предложений из 3-4 слов по теме. Выделение звука из ряда звуков. Игра «Ловушка для звука «у». Пальчиковая гимнастика «Снежок». Чистоговорки на звук Индивидуальная работа над звуками. | |
2 неделя декабря - тема «Зимующие птицы». | ||
Готовить артикуляционный аппарат к постановке звуков (свистящие, шипящие). Расширять словарь по теме; развивать умение подбирать слова – действия, слова – признаки, отвечать на вопросы;знакомить с артикуляцией «о»; отрабатывать навык правильного произношения звука «с» и»сь», развивать дыхание; воспитывать любознательность. | Артикуляционные упражнения: чередование упр. «Лягушка»-«хоботок», «Лопатка», «Чистим зубки» Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук Уточнение произношения согласных звуков х –хь, й. Тренировка длительного выдоха «Мельница», «Забей мяч в ворота». Длительный выдох: «Птицы улетели». Игры«Эрудиты», «Один – много», «Подбери словечко», «Скажи наоборот». (Л.Н. Сластья стр.35 -36) Динамическая пауза «Снегири». Выделение звука из ряда звуков. Игра «Ловушка для звука «о». Чистоговорки на звуки на звук «с». Индивидуальные занятия над звуками. | |
3 неделя декабря – тема «Новый год. Ёлка». | ||
Готовить артикуляционный аппарат к постановке звуков (свистящие, шипящие). Формировать длительный выдох; учить детей определять пространственное расположение с помощью предлогов в –из. Расширять словарь по теме; учить образовывать слова – признаки по мнемодорожкам; | Артикуляционные упражнения: «Лопатка», «Дуем на лопату», «Чистим зубки», «Киска сердится», «Накажем непослушный язычок» Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. Предлоги «в - из». Игра «Назови правильно» (Л.Н. Сластья стр. 152) Составление простого предложения из 3 - 4 слов по картинке. Чтение чистоговорок на звуки Формирование длительного выдоха: «Ёлочные игрушки» (1 - 4). Игра: «Подбери слова» (елка какая?, игрушки какие?..). Мелкая моторика рук: «Раскрась ёлочную игрушку». Индивидуальная работа. | |
4 неделя декабря – тема – повторение. | ||
Готовить артикуляционный аппарат к постановке звуков (свистящие, шипящие). отрабатывать навык правильного произношения звуков «т» и «ть». Расширять словарь по теме «Новый год»; Уточнить произношение согласных ф – фь, в – вь; развивать связную речь. Учить четко произносить звук и, выделять его из ряда гласных звуков, слогов; развивать слуховое внимание, память. | Артикуляционные упражнения: «Лягушка – хоботок», «Часики», «Лопатка», «Дуем на лопату», «Чистим зубки», «Накажем непослушный язычок», «Катушка»Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук Выделение звука из ряда звуков. Игра «Ловушка для звука «и». Уточнение произношения согласных ф – фь, в – вь. Динамическая пауза «В комнату вошел мой брат».(Л.Н. Сластья стр. 153) Чтение чистоговорок на звук «в, вь, ф, фь». Составление рассказа по картине «Зимние забавы». Индивидуальная работа над звуками. | |
3 неделя января – тема «Домашние птицы». | ||
Развивать артикуляционный аппарат; «в» и «вь»; расширять словарь по теме; учить образовывать существительные единственного и множественного числа с помощью суффиксов - онок-, енок-; развивать силу голоса; моторику; мышление, память. | Артикуляционные упражнения: «Лягушка – хоботок», «Часики», «Лопатка», «Дуем на лопату», «Накажем непослушный язычок», «Горочка», Дуем на горочку». Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук Закрепление предлогов «в –из» Игра «Эрудиты», «Кто как голос подает?», «Один – много», «Назовите части тела», «Угадай кто живет на птичьем дворе». Учить четко произносить звук «у, а, и» «Песенка про звук «и». Игра: «Будь внимательным!». («Хлопнуть, когда услышите звук и»). Чтение чистоговорок на звук «в», «вь» Динамическая пауза: «Есть в лесу из бревен дом». Индивидуальная работа над звуками. | |
4 неделя января - тема «Домашние животные» | ||
Развивать артикуляционный аппарат; расширять словарь по теме; Продолжать учить определять пространственное положение предметов с помощью предлогов за –по; развивать моторику; воспитывать заботливое отношение к животным. | Артикуляционные упражнения: «Лягушка – хоботок», «Часики», «Лопатка», «Дуем на лопату», «Качели», «Почистим нижние зубы» Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук Упражнение на развитие фонематического слуха «Слови звук». (звуки а, у, и) Игры «Эрудиты», «Кто как голос подает?», «Один – много», «Что мы делали, расскажем», «Назови ласково». Предлоги за –по игра «Сельский двор». (Л.Н Сластья стр.157). Чистоговорки на звуки «ф» «фь» Пальчиковая гимнастика по теме. Индивидуальная работа над звуками. | |
1 неделя февраля - тема «Дикие животные» | ||
Развивать артикуляционный аппарат; знакомство с артикуляцией звуков «к», «г», учить четко произносить звуки;расширять словарь по теме; развивать силу голоса; моторику; мышление, память; развивать слуховое внимание, развивать связную речь. | Артикуляционные упражнения:комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков К-Г-Х «Посчитай нижние зубки», «Качели», «Бублик», «Маляр», «Горка». Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук Отработа слитности гласных ауи иуа, аиу, уиа, иау. Учить четко произносить звуки «к» «кь». Предлоги «за –по» Самомассаж подушечек пальцев «Шел медведь к своей берлоге» О.И. Крупенчук с. 7 Описание мягкой игрушки (зайчика.) Игры«Кто внимательный», «Кто где живет?», «Кто чем питается?». Речь с движением «Мы делили апельсин» Чистоговорки на звуки «к», «кь». Индивидуальная работа. | |
2 неделя февраля - тема «Одежда» | ||
Развивать артикуляционный аппарат; расширять словарь по теме; учить четко произносить звук «г, гь»; развивать слуховое внимание, память; развивать умение анализировать слияние гласных звуков на слух; закреплять усвоение окончаний глаголов женского и мужского рода прошедшего времени. | Артикуляционные упражнения: правильный артикуляционный уклад звуков К -Г-Х «Посчитай нижние зубки», «Качели» «Бублик», «Вкусное варенье», «Грибок», «Гармошка» Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук Учить четко произносить звуки «г», «гь» Упражнение на дыхание«задуй мяч в ворота» Воспроизведение звуковых рядов. (ои, аи, оаи, иуи, оио, иои), игра «Кто лучше?». Динамическая пауза - игра с мячом «Слова – признаки предметов одежды». Игры по теме «Один – много», «Эрудиты», «Скажи наоборот». Чтение чистоговорок на звуки «г», «гь». Работа над звуками. | |
3 неделя февраля – тема «Обувь». | ||
Развивать артикуляционный аппарат; расширять словарьпо теме; учить выделять заданный звук из ряда гласных звуков, из слогов; развивать умение анализировать слияние гласных звуков на слух; закреплять усвоение окончаний глаголов женского и мужского рода прошедшего времени; развивать память. | Артикуляционные упражнения: правильный артикуляционный уклад звуков Ш-Ж-Щ- «Бублик», «Вкусное варенье», «Грибок», «Гармошка», «Чашечка» Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. Отработка слитности гласных (ауи…). Игра: «Угадай первый звук». Динамическая пауза: «Ботинки». Игры по теме: «Эрудиты», «Назови части», «Сосчитай», «Кто первый ответит» (Л.Н.Сластья стр.47 - 48, 79). Заучивание стихотворения С.А. Васильевой «Обувной магазин» (Л.Н. Сластья стр.80). Составление предложений по модели. (Л.Н. Сластья стр.68 -71). Чтение чистоговорок на звук «ш», «ж». Работа над звуками. | |
4 неделя февраля – повторение. | ||
Развивать артикуляционный аппарат; расширять словарь по теме;выделять звук «о» в слогах, словах; учить четко произносить звук «щ»; развивать слуховое внимание, память; учить детей строить предложения по модели. | Артикуляционные упражнения: комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Ш-Ж-Щ- Бублик», «Вкусное варенье», «Грибок», «Гармошка», «Чашечка» Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. Знакомство с артикуляцией «о» Упражнение на дыхание: «Подуй на полоску». Упражнение «Поймай звук» (о). Повторение стихотворения С.А. Васильевой «Обувной магазин» (Л.Н. Сластья стр.80). Игра «Маша –растеряша» по теме «Обувь». Игра «Говори правильно» («Что можно делать с помощью этого предмета?»). Чтение чистоговорок на звук «щ» Составление предложений по модели. Индивидуальная работа. | |
1 неделя марта – тема «Ранняя весна» | ||
Развивать артикуляционный аппарат; расширять словарь по теме; учить различать звук «э»; знакомство с артикуляцией развитие связной речи, памяти; | Артикуляционные упражнения: Чередование упражнений «Лягушка-Хоботок», «Лопаточка- Иголочка», «Чашечка», «Фокус» Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. Учить четко произносить звук (Э) (Л.Н. Сластья стр.123-124) Заучивание стихотворения С. Маршака «Весна» Игры по теме «Доскажи словечко», «Подбери слова», Когда это бывает?» (Л.Н. Сластья стр. 49 – 50). Пересказ небольшого рассказа по теме «Весна» с опорой на картинки (Л.Н. Сластья стр.85). Воспроизведение звуковых рядов (аиуо). Чтение чистоговорокна звуки «з», «зь». Динамическая пауза «Передай флажок». Индивидуальная работа. | |
2 неделя марта – тема «8 Марта». | ||
Развивать артикуляционный аппарат; расширять словарь по теме;развивать умение подбирать нужное слово по смыслу; продолжать учить определять пространственное положение предметов с помощью предлогов с –из; продолжать учить образовывать слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами; воспитывать уважение к мамам, бабушкам. | Артикуляционные упражнения: Чередование упражнений «Лягушка-Хоботок», «Лопаточка- Иголочка» Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук Игры по теме «Мамины вещи», «Назови ласково». Игра с платочком «Мамочка какая?». Динамическая пауза «по теме (Л.Н. Сластья стр.52.) Предлоги с –из игра «Поможем маме», «Скажи правильно». Пальчиковая гимнастика «Семья». Заучивание стихотворения по теме. Чтение чистоговорок на звук «к», «кь». Индивидуальные работа. | |
3 неделя марта - тема «Семья». | ||
Развивать артикуляционный аппарат; расширять словарь по теме;согласовывать существительное с местоимением моя, мой; развивать длительность выдоха; развивать связную речь; продолжать учить определять пространственное положение предметов с помощью предлогов под – над; воспитывать любовь и уважение к членам семьи. | Артикуляционные упражнения: Комплекс упражнений,вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Л-ЛЬ чередование упражнений «Лягушка-хоботок», «Парус», «Иголочка». Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. Упражнение на развитие дыхания. Учить различать и произносить изолированно звуки с и сь Игры по теме:«Знакомство», «Как кого зовут?», «Назови ласково». Предлоги под –над:составление словосочетаний поопорным картинкам с предлогами над, под. Составление простых предложений по вопросам Динамическая пауза. Игра с мячом «Наоборот». (Л.Н. Сластья стр. 54). Чтение чистоговорок на звук «с», «сь» Работа над длительным выдохом «Я люблю семью» (счет 4-5). Индивидуальная работа над звуками. | |
4 неделя марта – повторение. | ||
Развивать артикуляционный аппарат; расширять словарь по теме; выделять звук в слогах; продолжать учить определять пространственное положение предметов с помощью предлогов; развивать слуховое внимание, память; развивать диалогическую речь. | Артикуляционные упражнения: Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Л-ЛЬ «Накажем непослушный язычок», «Вкусное варенье», «Качели»,«Парус», «Иголочка».Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. Учить различать и произносить изолированно звуки «з и зь. Повторение стихотворения С. Маршака «Весна». Диалог со сверстниками: инсценировка рассказа. (Л,Н, Сластья стр. 86 – 87). Упражнение «Ловушка для звука с», «Скажи правильно». Предлоги под –над, с –из. Игра «Доскажи правильно». Чтение чистоговорок на звук «з», «зь». Индивидуальная работа. | |
1 неделя апреля –тема «Посуда». | ||
Развивать артикуляционный аппарат; учить отвечать на вопросы; подбирать слова к заданному слову, слова – признаки, слова – действия;продолжать учить определять пространственное положение предметов с помощью предлогов; расширять словарь по теме; развивать связную речь; | Артикуляционные упражнения: «Накажем непослушный язычок», «Вкусное варенье», «Качели», «Парус», «Иголочка». Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. Учить четко произносить звуки «о, э». Игры по теме: «Назови части посуды», «Подбери слова», «Закончи рифму», по произведению «Федорино горе», «говори правильно», «Закончи предложение». Работа с предлогами «под – над», «в –из» Пальчиковая гимнастика «Посуду моет наш Антошка». Заучивание стихотворения «Посуда» (Л,Н, Сластья стр.84). Штриховка по образцу. (Картинки посуды). Чтение чистоговорок на звуки «ц» Индивидуальная работа. | |
2 неделя апреля – тема «Части тела». | ||
Развивать артикуляционный аппарат; продолжать учить отвечать на вопросы; учить согласовывать числительное с существительным; учить образовывать множественное число существительных; существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами;расширять словарь по теме; развивать связную речь. | Артикуляционные упражнения: Пароход», «Индюк», «Посчитай зубки», «Горка». Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. Учить четко произносить звуки м,мь. Отработка слитности двух звуков (ам, ом, ум, им, эм, ма, мо, му, ми, мэ). Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик дедушка». Игры по теме: «Закончи предложение», «Назови сколько», «Доскажи словечко», «Скажи ласково», «Путаница» (Л,Н, Сластья стр.63). Чтение чистоговорок на звуки «ш», «щ». Речь с движением «Мы топаем ногами». (Л,Н, Сластья стр.62). Индивидуальная работа. | |
3 неделя апреля - тема «Мебель». | ||
Развивать артикуляционный аппарат; подбирать слова к заданному слову, слова – признаки, слова – действиярасширять словарь по теме; развивать связную речь;воспитывать бережное отношение к мебели. | Артикуляционные упражнения: «Маляр», «Чистим верхние зубы», «Горка», «Дуем на горку». Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. Учить четко произносить звуки «ш – щ». Игры по теме: «Для чего?», «Подбери слова», «Назови части», «Один – много», «Узнай мебель по описанию». Составление рассказа о предмете мебели. (Л,Н, Сластья стр.55, 90 – 91, 177). Работа с предлогами «на – с». Пальчиковая гимнастика«Раз, два, три четыре –много мебели в квартире» (Л,Н, Сластья стр. 92). Чтение чистоговорок на звуки «ш, щ». Индивидуальная работа. | |
4 неделя апреля – тема повторение | ||
Развивать артикуляционный аппарат; расширять словарь по теме; учить различать существительные мужского. Женского, среднего рода; развивать умение подбирать слово – предмет, слово – действие. | Артикуляционные упражнения: Качели», «Маляр», «Чистим верхние зубки», «Горка», Грибок». Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. Учить четко произносить звуки н,нь. Отработка слитности двух звуков (на, но..) Пальчиковая гимнастика «Совушка-сова» (О.А. Новиковская стр. 17). Игра «Доскажи словечко», «Подбери слова», «Когда это бывает?», «Скажи наоборот». (Л.Н. Сластья стр.164). Динамическая пауза. Игра «Передай флажок». Чтение чистоговорок на звуки н, нь. Индивидуальная работа. | |
1 неделя мая – тема «Профессии» | ||
Развивать артикуляционный аппарат; продолжать учить задавать вопросы и отвечать на них; работать над интонационной законченностьюпредложения;расширять словарь по теме;развивать память, внимание, связную речь; воспитывать уважение к труду взрослых. | Артикуляционные упражнения: Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Р-РЬ «Качели», «Маляр», «Чистим верхние зубки».Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. Развитие дыхания «Как гудит поезд?» Игры по теме: «Кому что нужно», «Кто что делает?», загадывание загадок про профессии. (Л,Н, Сластья стр. 93 - 94). Отработка слитности двух звуков (ан, ам…) Пальчиковая гимнастика «Черепаха» (О.А. Новиковская стр. 19). Инсценирование стихотворения «Песня машиниста». (Л,Н, Сластья стр. 94). Работа над модуляцией голоса. Чтение чистоговорок на свистящие звуки. Индивидуальная работа. | |
2 неделя мая- тема «Транспорт». | ||
Развивать артикуляционный аппарат; закрепить образование множественного числа существительных; учить словообразованию; расширять словарь по теме; развивать связную речь, воспитывать безопасное поведение на дороге. | Артикуляционные упражнения: Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Р-РЬ «Качели», «Маляр», «Чистим верхние зубки». Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. Речь с движениями (Л.Н. Сластья стр. 61). Игры по теме: «Эрудит», «Кто водит транспорт», «Назови части», «Один – много». (Л,Н, Сластья стр. 60) Отработка слитности двух звуков (ап, па..) Упражнение «Прохлопай за мной» Чтение чистоговорокна звуки л, ль. Индивидуальная работа. | |
3 неделя мая –тема «Лето». | ||
Развивать артикуляционный аппарат; учить подбирать слова к заданному слову, слова – признаки, слова – действия, слова антонимы;расширять словарь по теме; воспитывать прилежание. | Артикуляционные упражнения: Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Р-РЬ «Посчитай верхние зубки», «Лошадка», «Грибок».Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. Учить четко произносить звук «ч» Игры по теме «Скажи наоборот», «Подбери слова», «Скажи со словом «летний»», «Мой, моя, моё». (Л,Н, Сластья стр.64.) Развитие дыхания «Подуй как ветерок». Развитие слухового внимания «Что ты слышишь?». Пальчиковая гимнастика «Луг» (О.А. Новиковская стр. 11). Чтение чистоговорок на звуки «ч, щ» Индивидуальная работа. | |
4 неделя мая –повторение. | ||
Развивать артикуляционный аппарат; продолжать учить определять пространственное положение предметов с помощью предлогов «на – с»; учить подбирать слова антонимы;расширять словарь по теме; развивать связную речь, память, воспитывать любовь к природе. | Артикуляционные упражнения: На правильный артикуляционный уклад звуков Р-РЬ «Посчитай верхние зубки», «Лошадка», «Грибок», Гармошка».Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. Работа над дыханием «Подуй на одуванчик». Работа с предлогами «на – с». Составление рассказа по сюжетной картине «Лето». Разучивание стихотворения В. Степанов «Веснушки». Пальчиковая гимнастика «Солнышко» (О.А. Новиковская стр. 12). Чтение чистоговорок на звуки «н, б, м». Индивидуальная работа. |
Диагностическая карта для средней группы «Речевое развитие».
Выберите самостоятельно систему обозначений:
Система обозначений | Расшифровка |
Процентная | Воспитатель указывает, на сколько процентов ребенок близок к достижению нормативного показателя |
Символическая | Например: «Х» – низкий уровень достижения ребенком нормативного показателя; «?» – неполное достижение; «√» – ребенок достиг запланированного показателя |
Цветовая (можно использовать только три основных цвета) | Например: красный – низкий уровень развития; желтый – достаточный; синий — оптимальный; зеленый – высокий |
Показатели развития речи | Фамилия, имя ребенка | |||||||||||||||||||
I. Лексическая сторона речи (развитие словаря) | ||||||||||||||||||||
Ребенок овладевает и активно использует в речи слова, отражающие расширение кругозора: названия предметов и их частей, их свойств и качеств, действий этих предметов (с этими предметами) | ||||||||||||||||||||
названия профессий (строитель, продавец, дворник, шофер или водитель, директор, врач, профессии работников детского сада и т.п.) | ||||||||||||||||||||
названия трудовых действий представителей перечисленных профессий | ||||||||||||||||||||
точное употребление обобщающих понятий (игрушки, одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы, домашние и дикие животные, | ||||||||||||||||||||
транспорт, профессии и т. п.) | ||||||||||||||||||||
активное использование пространственных категорий (слева, справа, рядом, около, наверху, внизу, вдалеке и т.п.). | ||||||||||||||||||||
оттенки цвета | ||||||||||||||||||||
Ребенок делает попытки: найти и обсудить значения многозначных слов (ручка, играть, иголка и т. п.) | ||||||||||||||||||||
подобрать слова со сходным и противоположным значением | ||||||||||||||||||||
составить ассоциативные ряды (лето – цветы, тепло, море, солнце, гулять) | ||||||||||||||||||||
II. Грамматическая сторона речи (формирование грамматического строя). | ||||||||||||||||||||
Ребенок осваивает: словообразование существительных в родительном падеже в единственном и множественном числе (нет шапки – шапок, шляпы – шляп, перчатки – перчаток, льва – львов и т. п.) | ||||||||||||||||||||
правильное ударение | ||||||||||||||||||||
употребление несклоняемых существительными (какао, кофе, пальто, пони, такси) | ||||||||||||||||||||
образование формы множественного числа существительных, обозначающих животных и их детенышей | ||||||||||||||||||||
образование родительного падежа существительных, обозначающих животных и их детенышей, в единственном и множественном числе | ||||||||||||||||||||
правильное образование и употребление глаголов: | ||||||||||||||||||||
в различных лицах и числах (он рисовал, она рисовала, они рисовали; он шагает, она шагает, они шагают) | ||||||||||||||||||||
с использованием приставок (пошла – дошла – пришла – ушла; выполз – пополз – приполз – уполз) | ||||||||||||||||||||
в повелительном наклонении (пойди, достань, беги, спой, спляши) | ||||||||||||||||||||
использование в речи простейших видов сложных предложений: сложносочиненных предложений с использованием союзов: и, а, когда | ||||||||||||||||||||
сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами: если, что, чтобы, пока, где | ||||||||||||||||||||
использование пространственных предлогов (около, рядом, над, под, за, между) | ||||||||||||||||||||
III. Произносительная сторона речи (воспитание звуковой культуры речи). | ||||||||||||||||||||
Ребенок овладевает: правильным произнесением звуков в слове | ||||||||||||||||||||
произношением свистящих (с, с’, з, з’, ц), шипящих (ш, щ) и сонорных (р, л) звуков | ||||||||||||||||||||
умением интонационно выделять и называть первый звук в слове | ||||||||||||||||||||
способностью искать и называть предметы, название которых начинается с данного звука | ||||||||||||||||||||
речевым дыханием между фразами речи | ||||||||||||||||||||
умением изменять высоту (высоко – низко) и силу (тихо – громко – умеренно) произношения | ||||||||||||||||||||
способностью изменять темп речи (замедление — ускорение) | ||||||||||||||||||||
возможностью использовать веселую, грустную, жалобную, торжественную интонацию | ||||||||||||||||||||
вопросительной, восклицательной и повествовательной интонацией | ||||||||||||||||||||
способностью регулировать ритм речи | ||||||||||||||||||||
IV. Развитие связной речи. | ||||||||||||||||||||
Ребенок учится: вести диалог, высказывать свое мнение, согласие или несогласие, поддерживать беседу | ||||||||||||||||||||
пересказывать фрагменты знакомых сказок в процессе игр-драматизаций | ||||||||||||||||||||
пересказывать содержание мультфильма с опорой на наглядность | ||||||||||||||||||||
пересказывать литературные произведения по плану, последовательно и выразительно | ||||||||||||||||||||
составлять короткие рассказы из личного опыта, о наблюдаемых явлениях и объектах | ||||||||||||||||||||
V. Развитие коммуникативной деятельности | ||||||||||||||||||||
У ребенка развиваются способности: задавать вопросы познавательного характера | ||||||||||||||||||||
участвовать в беседах | ||||||||||||||||||||
соблюдать правила речевого этикета | ||||||||||||||||||||
использовать невербальные средства общения (мимику, жесты) | ||||||||||||||||||||
участвовать в коллективных разговорах, не перебивая собеседников, придерживаясь очередности в высказываниях | ||||||||||||||||||||
Общие показатели речевого развития детей |
Список литературы:
1. Бабушкина, Р.Л. Логоритмическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Р.Л Бабушкина, О.М. Кислякова. - СПб.: Каро, 2005.
2. Бардышева, Т.Ю. Разговорчивые пальчики. – М.: изд. Дом «КАРАПУЗ», 2001.
3. Воробьёва, Т.А., Крупенчук, О.И. Логопедические упражнения, артикуляционная гимнастика. – Санкт-Петербург: Изд. «ЛИТЕРА», 2010. – с. 63.
4. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: М.: ТЦ Сфера, 2004
5. Краузе Е.
Логопедия. -2 изд., испр. - СПб.: Учительи ученик, КОРОНАпринг,
2003.-208 с., ил.
ISBN 5-7931-0171-3
6. Нищева Н.В. «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи». - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
7.Ткаченко, Т.А. Физкультминутки. – М.: Изд. «ГНОМ» и «Д», 2001.
8. Формирование связной речи детей 4-6 лет: планирование, конспекты занятий, лексический материал/авт.-сост. Л.Н. Сластья. – Изд.3-е перераб.- Волгорад: Учитель.- 232 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
занятие по развитию речи (Коммуникация) для детей средней группы
Занятие построено на развитии диалогической речи детей с игровыми персонажами. Проходит в непринуждённой обстановке, дети движутся, переходят в другое помещение. Использовала тест на доверие воспитате...
Модифицированная программа работы кружка по развитию речи "СЛОГОВИЧОК" в средней группе
Программа кружка включает в себя перспективный план занятий, которые носят комплексный характер. и направлены на развитие различных сторон речевой и психической деятельности ребёнка....
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ КРУЖКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «СЛОГОВИЧОК»
Рабочая программа кружка «Слоговичок» для детей 5 - 6 лет ,(первый год обучения)...
Программа работы кружка по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста «Умелые ручки»
Программа работы кружка по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста «Умелые ручки»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по развитию речи «Болтливый язычок.» в средней группе №7 «Кузнечики»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 52 «Аленький цветочек» ПРИНЯТО...
Дидактический пособие по развитию речи «Паровозик» для детей средней группы (4-5 лет)
Это дидактическое пособие способствует развитию речи, закреплению полученных речевых умений, позволит не только активизировать речь, но и будет способствовать развитию внимания, памяти, наглядно-образ...
Программа работы кружка по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста «Звуковичок» на 2022-2024 учебный год
Программа работы кружка по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста «Звуковичок» на 2022-2024 учебный год...