Итоговое НОД «Птицы» по проекту "Расскажите детям о птицах"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Каково приходится нашим пернатым соседям в зимнее время? Трудно приходится птицам зимой. Ведь найти корм под снегом нелегко. Никто не задумывается, сколько птиц погибает в зимнее время в нашем городе из-за отсутствия корма. Да и кому придет в голову считать их? Обычно многие не замечают их, просто не обращают внимания на наших маленьких соседей. А ведь они тоже жители города – часть окружающего нас мира. И все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8._itogovoe_nod_ptitsy.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №28 «Снегирёк» общеразвивающего вида
Итоговое НОД
«Птицы»
по развитию речи
Выполнили:
Воспитатели подготовительной к школе группы
Петрова Татьяна Федоровна
Сорокина Валентина Николаевна
Снегири, 2018 – 2019 учебный год
Цель: Уточнить и систематизировать имеющиеся у детей знания о птицах.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять представления об особенностях поведения птиц весной.
- Закреплять умение в составлении описательных рассказов и классификации птиц.
- Упражнять детей в словообразовании, чётко и правильно произносить все звуки речи.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес при установлении причинно – следственных связей между внешним видом, местом обитания, и особенностями питания птиц.
- Развивать умение логически мыслить, делать выводы и умозаключения.
- Развивать знаково-символическую функцию сознания.
Воспитывающие:
- Воспитывать у детей гуманное отношение к природе и её обитателям.
Материалы и оборудование:
- Карта – схема, загадки о птицах, аудиокассеты с записями голосов птиц и глухариным токовищем.
- Знаки-символы о правилах поведения в лесу, модель - схема с обозначениями признаков птицы.
- Оборудование для опыта: вода, пульверизатор, вазелин, салфетки, перья.
- Карточки с изображениями водоплавающих, зимующих и хищных птиц.
Ход НОД:
Воспитатель: - Ребята, скажите, а вы любите путешествовать? Куда можно отправиться в путешествие?
Дети: - …в лес, на озеро, в другой город, другую страну, горы...
Воспитатель: - Я вам предлагаю отправиться в удивительное путешествие в мир природы. Хотите? У нашей матушки природу есть несколько царств. Назовите их
Ответы детей: - …растительный мир, животный мир, мир микробов... Воспитатель: - Давайте заглянем в царство животного мира, где есть
такие королевства, о названии которых вы догадаетесь по картинкам (подводный мир, мир насекомых, мир животных, мир птиц).
Изменяются времена года и происходят изменения в жизни животного и растительного мира. Скажите, какое сейчас время года?
Дети:- Зима!
Воспитатель: - Назовите какой последний месяц зимы?
Дети: - Февраль!
Воспитатель: - Саша, расскажи стихотворение о феврале-месяце:
Ещё снежок по-зимнему искрится,
Ещё всё также резок скрип саней,
Но с каждым утром песенка синицы
Становится нежнее и длинней.
Воспитатель: - О каком периоде весны в нём говорится?
Звучит аудио кассета с голосами птиц.
Воспитатель: - Куда мы с вами попали? (в царство птиц). Чтобы не заблудиться у меня есть карта. Давайте рассмотрим её!
Дети рассматривают карту.
Воспитатель: - В каком направлении нам идти? Сколько у нас будет стоянок? Назовите их.
Дети: - … лиственный лес, ..озеро, ..сосновый бор.
Воспитатель: - Ребята, в лесу мы гости и должны правильно себя вести.
Давайте вспомним правила поведения в лесу.
Дети называют их по знакам-символам. Ответы детей:
1. Нельзя забирать животных из леса. Это их дом. Они разучатся самостоятельно добывать себе пищу и могут погибнуть в неволе.
2. Охраняйте цветы! Ландыши занесены в Красную книгу. Это лекарственное растение.
3. Не топчите грибы мухоморы, ими лечатся разные животные.
4. Нельзя ломать ветки деревьев. Дерево — живое и может погибнуть. На деревьях вьют гнезда птицы.
5. Сохраняйте паутину — это дом паука.
6. Берегите бабочек! Они опыляют растения и могут погибнуть в неволе.
7. Кора дерева — это как кожа у человека. Дерево живое, без коры оно погибнет.
8. Охраняйте муравейники! Муравьи — санитары леса.
9. Нельзя дотрагиваться до птичьих яиц и птенцов. Птица-мать может бросить это гнездо.
10. Костер в лесу может привести к лесному пожару и гибели всего леса.
11. Громкая музыка, шум, крик может распугать птиц, зверей, и они бросят свои гнезда и норы. Ведь звери привыкли жить в тишине.
12. Лес — это дом для животных и растений, в котором всегда должно быть чисто.
Ребенок читает стишок:
Гнездо на ветке птичий дом вчера птенцы родились в нём
Ты птичий дом не птичий дом не разоряй и никому не позволяй.
Воспитатель: - Правила поведения в лесу вы знаете. Мы пришли в гости, а значит надо поздороваться. Но помните, что в лесу шуметь нельзя.
Дети: - Здравствуй, здравствуй, добрый лес, полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи, мы никого здесь не обидим.
Дыхательная гимнастика
Воспитатель: - Глубоко вдохните полной грудью весенний воздух. Почувствовали, какой он?
Дети: - …душистый, чистый, ароматный, лесной, свежий, тёплый.
Воспитатель: - Почему же всё так красиво вокруг? Весна пришла в лес. Давайте вспомним признаки весны.
Ответы детей:
- Весной день стал длиннее, …солнце светит ярче;
- стало теплее, прилетели перелётные птицы;
- тает снег, …много влаги и тепла;
- набухают почки, …проснулись насекомые;
- после зимней спячки пробудились медведи;
- началось сокодвижение у деревьев;
- люди одеваются легко...
Воспитатель: - Молодцы! Присаживайтесь на пенёчки и давайте прислушаемся к лесным звукам леса (поют птицы, стучит дятел, хрустят ветки под ногами, шелест...) (релаксация)
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете загадки про птиц? Сейчас проверим! (на фланелеграф выставляются карточки отгадки).
- Всех перелётных птиц черней, чистит пашню от червей.
Целый день по полю вскачь, а зовётся птица ... (грач).
- Днём спит, ночью летает и прохожих пугает… (сова).
- Птица – санитар леса …(дятел)
- Кто высоко летает, а от воды не отлетает? …(журавль).
- Кто на хвосте новости приносит? …(сорока).
- Его узнаем мы по двум простым приметам,
Он в белой шубке лишь зимой, а в серой шубке летом…. (заяц).
- Кто на ветке на суку, счёт ведёт ку-ку, ку-ку….. (кукушка).
Воспитатель: - Кто здесь лишний? (на фланелеграфе).
Дети: - Заяц!
Воспитатель: - Почему вы так решили?
Дети: - Это не птица, у него нет перьев и клюва.
Воспитатель: - Покажите мне модель-карточку, обозначающую птиц (тело покрыто перьями, имеет клюв, крылья, две ноги).
Слышится стук дятла (аудиокассета).
Воспитатель: - Что за звуки раздаются в лесу? Что это за птица?
Дети: - Это дятел.
Воспитатель: - Что вы знаете об этой птице? Почему дятла называют санитаром леса?
Дети: - Дятел – лесной доктор. Он лечит старые больные деревья, истребляя вредных насекомых. Вот какая умная птица дятел!
Воспитатель: - Ребята, смотрите! Там, на ветке дерева, сидит, не шевелясь, какая-то птица!
Дети: - Сова.
Воспитатель: - А что вы знаете про сову?
Ответы детей: - Сова днем спит, ночью охотится.
- Даже ночью с большой высоты видит она затаившуюся в траве мышь.
- Сова - птица хищная. У неё очень хорошее зрение и слух.
- Она услышит даже, как жук ползёт по дереву.
- Сову считают мудрой птицей, потому что она долго живёт.
Воспитатель: Весной у птиц появляются новые заботы. Какие?
Дети: - Им нужно строить гнёзда.
Воспитатель: - Где птицы строят свои гнёзда?
Ответы детей: - Птицы строят гнезда на земле, в траве, в кустарниках, на верхушках деревьев, в дуплах.
Воспитатель: - А из чего птицы строят свои гнёзда?
Ответы детей: - Птицы строят гнезда из веток, прутиков, соломы, перьев, мха, пуха и меха животных.
Дидактическая игра "Чьё гнездо?"
На столах лежат карточки. Дети с помощью стрелок должны показать какая птица и где стоит гнезда.
Воспитатель: - Дальше нам предстоит идти по кочкам, чтобы не провалиться в болото.
Дети имитируют ходьбу по кочкам.
Воспитатель: - Вот мы с вами и пришли на небольшую полянку между озером и болотом. Кто же это?
На одной ноге стоит в воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад, ищет в речке лягушат.
Дети: - Цапля.
Воспитатель: - Что вы можете сказать об этой птице?
Ответы детей: У цапли длинные ноги, чтоб не провалиться, острый длинный клюв, на голове хохолок, она питается лягушками.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что это за красавица плывёт?!?
Дети: - Это лебедь. (Составление описательного рассказа о лебеде).
Воспитатель: - Вы знаете главное отличие водоплавающих птиц от лесных?
Дети: - Водоплавающие птицы не намокают и не замерзают в воде.
Опыт "Одежда водоплавающих птиц"
Оборудование: вазелин, бутылочка воды с пульверизатором, перья, салфетки).
Цель: выяснить почему водоплавающие птицы не намокают.
Ход: нанести вазелин на часть руки, сбрызнуть покрытый вазелином участок кожи водой. Понаблюдать, как вода собирается в капельки и скатывается с кожи.
Воспитатель: - Водоплавающие птицы не смогли бы плавать, если бы их перья не покрывал жир. У птиц есть специальные сальные железы. Утки, лебеди, гуси, чайки, клювом смазывают свои перья жиром. Он защищает птиц от намокания и замерзания. Вода не может проникнуть сквозь оперение и скатывается с тела.
Пальчиковая гимнастика «Птичка»
Птичка крылышки сложила, пёрышки помыла, клювом помела, зёрнышки нашла, зёрнышки поела, песенку запела, крылышки раскрыла и полетела, полетела (дети имитируют движения по тексту).
Дидактическая игра "Что можно есть этим клювом?"
Выбрать и определить чем питается птица. Почему ты выбрал лягушку? (потому что клюв длинный, им удобно ловить лягушек и рыб в воде). Почему ты выбрал мышь и зайца? (у хищных птиц клюв мощный, загнутый).
Воспитатель: - Давайте дальше посмотрим на нашу карту. Что это за лес? Почему мы не слышим ни одной птицы? Наверное, мы громко разговаривали и они все спрятались?
Звучит кассета с записью пения птиц.
Воспитатель: - Ребята мы с вами попали на глухариное токовище. Где глухари живут зимой, а где летом?
Ответы детей:
- Зимой - в хвойном лесу, питаются хвоинками.
- Весной - перелетают в лиственный лес, где будут кормиться до поздней осени).
Воспитатель: - Фигурку глухаря ханты ставили за спинку детской колыбели, чтобы маленькие дети лучше спали. Глухарь как бы охраняет их сон. Помните, как мы с вами рассматривали орнамент на колыбели? Орнамент похож на живого глухаря: голова, лапы, хвост форма туловища, крылья.
Воспитатель: - Кто знает, что это за птица?
Дети: - Эта птица называется тетерев.
Воспитатель: - На что похож её хвост?
Дети: - Хвост тетерева похож на музыкальный инструмент - лиру.
Воспитатель: - Давайте вспомним народные приметы о птицах.
Дети: - Ласточка низко летает - к дождю;
- воробьи купаются в луже - к жаре;
- вороны собрались в стаи и кричат - к изменению погоды.
Воспитатель: - Коренные жители ханты очень бережно относятся к природе и её обитателям, охраняя птиц и животных. Посмотрите, орнаменты на одежде и посуде напоминают животных, птиц и рыб.
Рассаживайтесь на лесной полянке. Сегодня мы много увидели, много узнали о птицах, их поведении, местообитании, чем питаются.
Воспитатель: - Ребята, вспомните и назовите пословицы о птицах.
Ответы детей:
* Лес без птиц не лес.
* Всякая птица своим пером гордится.
* Всякая птица по-своему поет.
* У каждой пташки - свои замашки.
* Не бывать вороне соколом.
* Немного синица ест, пьет да весело живет.
* Сорока без причины не стрекочет.
* Сорока на хвосте новости приносит.
* Соловей берёт пением, а человек – умением.
* Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.
* Кукушка кукует - по дому горюет.
* Журавль прилетел и тепло принес.
* Журавль высоко летает, а от реки не отлетает.
* Сколько кукушке не куковать, а к зиме все равно улетать.
Дидактическая игра « Помоги птицам найти друзей»
Воспитатель: - Возьмите конверты и поделите птиц на три группы зимующие, водоплавающие, хищные.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: - Молодцы, быстро справились с заданием.
Ребенок: Если утки перестанут крякать, а вороны престанут каркать,
Дятел дерево долбить в лесу, а кукушка плакать на суку. Что случится? Что произойдёт?
Воспитатель: - Ребята, что может случиться, если птиц не станет?
Ответы детей:
- Случится беда: умолкнут поля, леса и луга;
- расплодятся вредные насекомые, грызуны - они съедят все листья, хвою на деревьях;
- погибнут леса и сады.
Воспитатель: - Что мы должны делать, чтобы этого не случилось?
Дети: Мы должны охранять и беречь птиц.
Воспитатель: - Да, лес это большой дом, где у каждого растения, зверя и птицы есть своё место. Все они нужны друг другу и зависят друг от друга.
На этом наше путешествие в царство животных подошло к концу.
Давайте попрощаемся с лесом:
Дети: До свидания, добрый лес! Полный сказок и чудес!
Мы к тебе ещё придём и подарки принесём!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое мероприятие по теме «Мы ― друзья зимующих птиц». Вторая младшая группа.
Цели:Формировать обобщённое представление о зимующих птицах, учить различать их по существенному признаку.Углублять представления о причинах отлёта птиц (исчезновение основного корма, замерзание...
Комплексное итоговое диагностическое занятие на тему:«Как узнать птиц»
Комплексное итоговое диагностическое занятие на тему:«Как узнать птиц» Разделы стандартов: развитие экологической культуры, развитие элементарных естественно-научных представлений, речевое развитие ...
Конспект итогового мероприятия по теме «Дикие и домашние птицы» в младшей группе. Педагог Шкилева Елена Валерьевна
Задачи:Выявить полученные знания по теме недели «Птицы»: дикие и домашние птицы, их характерные особенности. Закрепить сказки с героями птицами.Развивать внимание, память, мышление, ловкость.Вос...
Конспект НОД "Как дети помогли птицам, а птицы помогли детям" (развитие связной монологической речи)
Конспект фронтального занятия по формированию связной монологической речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР...
Конспект итогового занятия в рамках тематической недели «Зимующие птицы»
Расширять представления детей о зимующих птицах....
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...
Дидактическая игра«Угадай птицу по части тела»Цель. Закрепить умение детей классифицировать птиц на зимующих и перелетных. Активизировать речь детей. Развивать зрительное восприятие.
Дидактическая игра«Угадай птицу по части тела»Цель. Закрепить умение детей классифицировать птиц на зимующих и перелетных. Активизировать речь детей. Развивать зрительное восприятие....