Комплексное итоговое диагностическое занятие на тему:«Как узнать птиц»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_uznat_ptits.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое комплексное итоговое диагностическое занятие на тему:
«Как узнать птиц»
Разделы стандартов: 1) развитие экологической культуры,
развитие элементарных естественно-
научных представлений,
речевое развитие
Воспитатель: Зимина Н. Н.
Средняя группа
Цели занятия.
Образовательные: 1) связная речь: учить детей составлять с помощью воспитателя описательный рассказ по схеме (графическая модель); учить последовательному и полному рассказу об объекте; 2) звуковая культура речи: регулировать высоту голоса , рассказывать громко понятно для окружающих; учить подбирать слова на заданный звук; 3) словарь и грамматика: закреплять в активном словаре названия, птиц; учить правильно по смыслу называть качественные характеристики; образовывать и правильно произносить существительные в родительном падеже, единственном и множественном числе; 4) образная речь: учить детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении.
Развивающие: обобщать у детей представления о многообразии птиц; о характерных особенностях их внешнего вида и поведения; развивать умение находить признаки сходства и различия и устанавливать причинно-следственные связи различного характера, наблюдательность, логическое мышление; опытническим путём закрепить знание детей о том, как птицы летают.
Воспитательные: воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.
Диагностические: выявить умение детей систематизировать группы животных по внешним признакам (звери, птицы, рыбы, насекомые).
Материал к занятию: модели с изображением существенных признаков птиц; картинки с изображением диких и домашних птиц; муляжи зверей, птиц, рыб, насекомых; перья птиц; камушки; фонограмма «Голоса птиц в природе»; кукла; диагностические карты на классификацию животных на каждого ребёнка; цветные карандаши; фонограмма А.Журбина—Б.Заходера «Кто же такие птички?».
Ход занятия.
Воспитатель. Дети, умеете ли вы отгадывать загадки? Хотите, я загадаю вам загадки? А вы
попробуйте отгадать. (После каждой отгаданной загадки вывешиваются карточки с изображением птиц. Дальше детям предлагается образовать родительный падеж единственного числа и множественное число существительных).
1. Серая и чёрная, 2. Чик-чирик!
Хитрая, проворная К зёрнышкам прыг!
На дереве сидит, Клюй, не робей!
Во все стороны глядит. Кто это?...
Кто куда идёт - (Воробей)
Кар-кар-кар - кричит. (Ворона)
Воспитатель. Дети, как правильно сказать: одна - ворона, а две...? (вороны), много...? (ворон).
Один - воробей, два - ...? (воробья), много - ...? (воробьев). Давайте сравним по размеру и цвету ворону и воробья. (Дид. упр. «Сравни ворону и воробья»)
3. Белые щёчки-синяя птичка, 4. Я по дереву стучу,
Остренький клювик - Червячка добыть хочу,
Собой невеличка, Хоть и скрылся под корой.
Жёлтая грудка - это ... Всё равно он будет мой.
(Синичка) (Дятел)
Воспитатель. А чем ещё питаются птицы? (Ответы детей).
5.Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
Воспитатель. А в какое время года можно увидеть эту птичку? (Ответы детей).
6. Эта хищница болтлива, 7. Ходит важно, вперевалку,
Воровата, суетлива, И воркует, и клюёт.
Стрекотунья-белобока, На асфальте, гру-гру-гру,
А зовут её... Много крошек соберу.
(Сорока) (Голубь)
8.Всю ночь летает, 9.Я на ёлке на суку
Мышей добывает, Счёт веду: «Ку-ку, ку-ку»
А станет светло— (Кукушка)
Спать летит в дупло.
(Сова) 11. Из Африки весною
10.На шесте-дворец, Обратно к нам летят,
Во дворце-певец, Под крышами из глины
А зовут его-... Гнёзда мастерят.
(Скворец) (Ласточки)
Воспитатель. Дети, а какие птицы прилетели с тёплых краёв? Почему они улетали?
(Ответы детей) ( Ребёнок читает стихотворение А.Плещеева «Сельская песня» )
Дид. словесная игра «Назовите птиц, название которых начинается на звук «С».
(Появляется игровой персонаж- кукла Катя)
Кукла Катя. Здравствуйте, дети. Кто это у вас на картинках? Жуки?
Воспитатель. Почему ты так решила, Катя?
Кукла Катя. Потому что у них- крылья, ноги.
Воспитатель. Ребята, права ли Катя? Кто это? (Птицы).
Кукла Катя. А как вы узнали? Научите и меня, пожалуйста.
(Вывешивается схема отличительных признаков птиц-клюв, голова, хвост, крылья, перо, ноги) Воспитатель. Ребята, давайте расскажем Кате, как узнать птиц. Сколько у птиц крыльев? Ног? Какие ноги? Для чего им такие ноги? Птицы летают? Чем покрыто их тело? (Ответы детей) Кукла Катя. А, я поняла. Теперь я не спутаю птиц с другими животными. Так значит, это я птиц недавно фотографировала. Я принесла вам показать свои фотографии. (На столе выкладываются карточки-самолёт, стрекоза, бабочка, муха) Воспитатель. Ребята, права Катя? (Ответы детей)
Кукла Катя. Как же? Они же все летают, у них есть клюв, крылья, хвост-значит они -птицы.
Воспитатель. Ребята, так что же на фотографиях? (Ответы детей)
Давайте поиграем в одну игру и расскажем Кате, как можно ещё узнать птиц.
Дид. игра «Четвёртый лишний»
Воспитатель. Ребята, а как называются детки у птиц?(Ответы детей)А из чего появляются
птенчики? (Ответы детей) (Вывешивается карточка-схема «Яйцо»)
Воспитатель. Давайте поиграем с пальчиками. Хотите?
Пальчиковая игра. «Улетела птица-мать малышам жучков искать».
Воспитатель. Вот какой птичий домик мы сделали из пальчиков. А какие ещё птичьи домики вы знаете? (Вывешиваются карточки-дупло, гнездо из веток, скворечник, гнездо ласточки. Ответы детей).
Воспитатель. Правильно. Это домики диких птиц. А где живут домашние? (курятник, гусятник, утятник, индюшатник) (Вывешиваются карточки «Домашние птицы»)
Почему они называются домашними? Как называются птенцы домашних птиц?
(Образование родительного падежа единственного числа и множественного числа
существительных-цыплёнок, утёнок, гусёнок, индюшонок). Кто кормит этих птиц и чем? (Ответы детей— они живут на птичьем дворе, возле дома человека, не боятся людей, люди их кормят пшеном, зерном, семечками, фруктами)
Воспитатель. Давайте сравним лапки у гуся, утки и курицы. Почему у них лапки разные? Для
чего им такие лапки? (Ответы детей). Ребята, вы не устали? Хотите поиграть на коврике вместе с куклой Катей? Пойдём, Катя, с нами.
Физминутка. Руки подняли и помахали- Плавно руками помашем-
Это деревья в лесу, Это к нам птицы летят.
Локти согнули, кисти встряхнули- Как они сядут-покажем:
Ветер сбивает росу. Крылья сложили назад.
Воспитатель. А как домашние птицы помогают людям? Какую пользу приносят? (несут яйца, люди кушают мясо птиц, из перьев делают подушки, новогодние маски). А ещё птицу можно узнать по перьям и по их размеру.
Дид. упражнение «Чьё перышко?» (Сравнение перьев гуся и павлина)
Воспитатель. Птицы могут летать по воздуху, они очень лёгкие и помогают летать им—перья. Хотите, проведём сейчас один опыт и узнаем, почему так происходит? (Да).
Опыт «Лёгкий-тяжёлый» (сравнение камушка и перышка)
(Каждому ребёнку раздаётся поднос с камушком и перышком).
Воспитатель. Ребята, возьмите в одну ладошку-камушек, в другую-пёрышко. Теперь «взвесьте» их и сравните. Чувствуете, какое перышко лёгкое, совсем невесомое. А теперь подуйте на перья снизу вверх, чтобы они взлетели. Вывод: так как тело птиц покрыто лёгкими перьями, то сами птицы – тоже лёгкие и им легко летать по воздуху.
Кукла Катя. А я знаю, как ещё можно узнать птиц. По голосу. Угадайте, кто так кричит.
Игра на звукоподражание голосам птиц ( курица, петух, гусь, утка). (Ответы детей).
Воспитатель. А хотите послушать, как поют дикие птицы в лесу? Давайте отправимся в лес. Психогимнастика «Прогулка в летний лес» (Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. М., 2003, с.25) (Звучит фонограмма «Голоса птиц в природе»)
Дид. упражнение «Узнай птицу по голосу» ( фонограмма голоса кукушки )
( На доске добавляются карточки-схемы: цвет, дикие или домашние, домик, еда.) Воспитатель. А кто хочет рассказать Кате, как можно узнать птичку? (Ребёнку предлагается выбрать карточку и составить итоговый описательный рассказ по схеме).
Воспитатель. А сейчас поиграем в одну интересную игру. Хотите? (Да)
Дид. игра «Чудесный мешочек» (на классификацию животных—рыб, птиц, зверей и насекомых с использованием муляжей).
Воспитатель. Теперь ты, Катя, научилась различать животных и узнавать птиц? А чтобы ты не забыла, ребята тебе нарисуют и подарят свои работы.
Диагностическое задание (№ 7, Воронкевич О.А. Рабочая тетрадь, ч. 2, с. 27)
(дети выполняют задание под фонограмму А.Журбина-Б.Заходера «Кто же такие птички?»)
Кукла благодарит детей и прощается с ними.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное итоговое логопедическое занятие "Зимнее приключение со Снеговиком"
Это занятие для детей старшей группы с ОНР. В него включены все компоненты логопедической работы за первое полугодие. Каждый этап занятия продуман и представлен в форме игр и упражнений в интересной и...
Итоговое диагностическое занятие по грамоте в подготовительной к школе группе
Выявить уровнь усвоения знаний детьми по обучению грамоте....
Конспект итогового занятия по теме «Весна. Перелетные птицы»
Итоговое занятие направленное на уточнение и закрепление знаний детей о перелетных птицах....
План – конспект проведения организованной деятельности с детьми старшей группы комбинированной направленности на тему: «Как узнать птиц?»
Конспект занятия по экологии. Познакомить детей с представлениями о птицах, их различии , мнстек обитания через различнын методы и приемы....
КОНСПЕКТ НОД познавательное развитие ТЕМА «КАК УЗНАТЬ ПТИЦ»
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет большое значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Большинство совре...
Комплексное итоговое логопедическое занятие в подготовительной к школе группе "Скоро в школу!"
Тема: «Скоро в школу!» Цель: создать условия для творческой речевой активности детей с помощью дидактического материала и речевых игр. Программное содержание:*совершенствовать на...
Итоговое - диагностическое занятие по экологическому воспитанию в старшей группе "Мы друзья природы"
Итоговое - диагностическое занятие по экологическому воспитанию в старшей группе "Мы друзья природы"...