Итоговая НОД "Поможем Иван-Царевичу" (ОО: «Речевое развитие» и «Познавательное развитие») в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Колесник Евгения Валентиновна

Конспект итоговой НОД "Поможем Иван-Царевичу" (ОО: "Речевое развитие" и "Познавательное развитие") в старшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

Итоговая

непосредственно образовательная деятельность

по ОО: «Речевое развитие» и «Познавательное развитие» (Окружающий мир)

в старшей группе

№4 «Гусельки»

Тема: «Поможем Ивану Царевичу»

                                                                                    Воспитатель: Колесник Е. В.

Цель: выявить уровень  сформированности  у детей знаний, умений и навыков.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие  (Развитие речи, Приобщение к художественной литературе)

Познавательное развитие (Окружающий мир: Приобщение к социокультурным ценностям, Ознакомление с миром природы)

Образовательные задачи:

Развитие речи

Формирование словаря:

- закреплять существительные, обозначающие предметы бытового окружения;

- закреплять прилагательные, характеризующие свойства и качества

- упражнять в подборе существительных к прилагательному (весенний – день, дождь,…),

- упражнять в подборе прилагательных и глаголов с противоположным значением

- закреплять обобщающие слова (электрические приборы, мебель,  транспорт, ягоды)

Грамматический строй речи

- упражнять в образовании однокоренных слов

- упражнять в умении образовывать притяжательные прилагательные от существительных;

- упражнять в умении согласовывать существительные с числительными;

- упражнять в умении согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;

- упражнять в образовании сложных прилагательных (длинноногий, короткошерстный и др.)

- упражнять в умении подбирать к существительному несколько прилагательных и глаголов

- упражнять в умении согласовывать слова в предложениях

Связная речь        

- упражнять в умении составлять описательный рассказ по плану-схеме.

- упражнять в умении правильно строить ответ на вопросы.

Звуковая культура речи

- упражнять в умении различать  и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки:  ш- ж, ч - ц,

- упражнять в умении определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Приобщение к художественной литературе:

- закреплять представления о русской народной сказке «Царевна – лягушка»

Окружающий мир:

Приобщение к социокультурным ценностям

- закреплять представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту

- упражнять в умении различать и называть виды транспорта (воздушный, наземный, водный)

Ознакомление с миром природы

- закреплять представления о садовых и лесных ягодах (малина, клубника, земляника, красная и черная смородина, брусника, клюква, ежевика, черника, голубика, крыжовник, вишня, вороний глаз, волчье лыко).

- закреплять представление о ядовитых ягодах

- закреплять представления о сезонных изменениях в живой и неживой природе весной.

- закреплять последовательность времен года

- закреплять представления о садовых и полевых цветах (ромашка, мак, мать-и-мачеха, роза, одуванчик, василек, колокольчик, тюльпан, анютины глазки, нарцисс, ландыш, лилия, гвоздика).

- закреплять умение различать и называть насекомых (стрекоза, муравей, божья коровка, майский жук, бабочка, кузнечик, пчела, шмель, оса, жук-олень, богомол, комар)

Социально-коммуникативное развитие

Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание

- закреплять представления о зимних и весенних праздниках нашей страны

Развивающие  задачи:

- развивать слуховое и зрительное внимание и восприятие, мышление, воображение;

- активизировать и развивать мыслительную деятельность;

- развивать фонематический слух.

- развивать диалогическую форму речи

- развивать монологическую форму речи.

- развивать умение выполнять классификацию;

- развивать чувство эмпатии.

- развивать умение отвечать полным ответом;

Воспитательные задачи:

- воспитывать нормы поведения на занятии: слушать воспитателя,  не отвлекаться, быть внимательными;

- воспитывать  доброжелательность, активность и самостоятельность при выполнении  заданий;

- воспитывать  доброжелательность.

Предварительная работа: работа с детьми в течение года по данным задачам, чтение

сказки  русской народной сказке «Царевна – лягушка»

Формы организации детей: подгрупповая

Количество детей: 12 детей

Материал:

Демонстрационный:

- игрушки: селезень, заяц, щука, медведь, Царевна-лягушка, Василиса Прекрасная

-  4 конверта, записка, сундук, изображения елки и яблони,  березы, мольберт, стрелки, обруч, запись голоса  (на телефоне);

- 4 карточки с 3 пустыми клетками, перед каждой карточкой – предметная картинка (змея, жук, паровозик, белка);

- план-схема для составления описательного рассказа

- алгоритм - модель для составления  «Синквейна»

- 8 иллюстраций на тему «Ягоды»: малина, земляника, смородина, брусника, клюква, черника, ежевика, вишня

- 2 карточки с изображением 4 предметов:

1 (три электроприбора, один предмет мебели);

2 (три вида наземного транспорта, один вид водного транспорта);

Раздаточный:

- предметные картинки, в названии которых звук «ч» («ц», «ж», «ш»)

- 12 иллюстраций с изображением ягод: черника, клюква, брусника, голубика, земляника, клубника, красная смородина, черная смородина, ежевика, крыжовник, вишня, малина;

- картинки на тему «Времена года»

- 13 иллюстраций на тему «Цветы»: ромашка, мак, мать-и-мачеха, роза, одуванчик, василек, колокольчик, тюльпан, анютины глазки, нарцисс, ландыш, лилия, гвоздика;

- иллюстрации на тему «Времена года: Зима, Осень, Весна, Лето»;

- 12 картинки с изображением насекомого и цифры (стрекоза, муравей, божья коровка, майский жук, бабочка, кузнечик, пчела, шмель, оса, жук-олень, богомол, комар)

- предметные картинки и схемы для определения позиции звука в слове

- картинки с изображением «Царевны-лягушки» двух размеров

- иллюстрации для раскрашивания на тему «Царевна-лягушка».

Виды детской деятельности

Методы и приемы

Игровая

Дидактическая игра «Разгадаем секрет замка»

Дидактическая игра «Назови родственные слова»

Дидактическая игра на классификацию ягод

Дидактическая игра «Назови варенье»

Дидактическая игра «Назови         цветы»

Дидактическая игра «Назови         соседей»

Дидактическая игра «Подбери слова»

Дидактическая игра «Слова наоборот»

Дидактическая игра «Найди «весенние» картинки»

Дидактическая игра «Назови, сколько насекомых»

Дидактическая игра «Назови одним словом»

Дидактическая игра «Где находится звук?»

Дидактическая игра «Синквейн»

Дидактическая игра «Назови лишний предмет»

Игра малой подвижности «Весна»

Коммуникативная

Отгадывание сказочного персонажа

Дидактическая игра «Назови родственные слова»

Дидактическая игра «Назови варенье»

Составление описательных рассказов про весну по плану-схеме

Дидактическая игра «Назови цветы»

Дидактическая игра «Назови         соседей»

Дидактическая игра «Подбери слова»

Дидактическая игра «Слова наоборот»

Дидактическая игра «Назови, сколько насекомых»

Дидактическая игра «Назови одним словом»

Дидактическая игра «Где находится звук?»

Дидактическая игра «Синквейн»

Дидактическая игра «Назови лишний предмет»        

Двигательная

Физминутка «Весна»

Продуктивная

Составление описательных рассказов про весну по плану-схеме

Ход:

Воспитатель и дети находятся в раздевалке

В: Давайте встанем с вами в круг

Столько радости вокруг.

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся

В: Ребята, сегодня утром мне пришло  голосовое сообщение от сказочного героя. Вы хотите его послушать?

Д: Да

Голос: Здравствуйте, дорогие ребята! У меня случилась беда. Кощей Бессмертный  похитил и заколдовал Василису Премудрую, опять превратил ее в лягушку. И чтобы спасти ее, нужно выполнить задания Кощея Бессмертного, с которыми я один  никак не могу справиться. Надеюсь, вы мне поможете.  Задания вы найдете в сказочном лесу у моих верных друзей. Удачи вам!

В: Вы узнали  кто это?

Д: Это Иван-царевич из сказки «Царевна-лягушка»

В: Правильно. Ну что поможем Ивану-Царевичу спасти Василису

Премудрую?

Д: Да

В: Тогда давайте скажем волшебные слова, чтобы попасть в сказочный лес. Закрывайте глаза. Повторяйте за мной:

Один, два, три, повернись.

В сказочном лесу окажись.

Дети выполняют и открывают глаза.

На двери в группу – изображение замка и 4 карточки с пустыми клетками, перед каждой карточкой – предметная картинка (змея, жук, паровозик, белка), на столе - предметные картинки по количеству детей.

В: Вот мы и оказались перед сказочным лесом. Но, чтобы туда попасть, нужно открыть замок, заполнив пустые клетки. Возьмите по одной картинке. На первой карточке нужно поместить предметы, в названии которых есть песенка змеи. Какой это звук?

Д: «ш»

В: На 2 карточке нужно поместить предметы, в названии которых звучит песенка жука. Какой это звук?

Д: «ж»

В: На 3 карточке нужно поместить предметы, в названии которых звучит песенка паровозика. Какой это звук?

Д: «ч»

В: На 4 карточке нужно поместить предметы, в названии которых звучит песенка белочки. Какой это звук?

Д: «ц»

Дети выполняют

В: Молодцы! Вы сумели отгадать секрет замка. Открываем дверь. Заходите в сказочный лес.

Воспитатель открывает дверь в группу.

В: Вот мы и оказались в сказочном лесу. А путь к друзьям Ивана-Царевича и к Василисе Премудрой нам укажут стрелки. Пойдемте со мной.

Воспитатель и дети подходят к столу, на котором сидит Селезень, и встают вокруг. (Около утки конверт от Кощея Бессмертного с картинками ягод, елка и яблоня)

В: А вот и первое задание Кощея Бессмертного (берет конверт и пытается его открыть). Оказывается, чтобы  открыть конверт, нужно назвать родственные слова к слову «лиса».

Д: лис, лисица, лисичка, лисонька, лисенок, лисята, лисий.

В: Назовите родственные слова к слову «лес»

Д: лесок, лесной, лесочек, лесничий, лесовик, лесник, лесоруб…

В: Молодцы! Открываем конверт (воспитатель выкладывает картинки с ягодами). Что вы видите на картинках?

Д: Ягоды.

В: А где растут ягоды?

Д: В лесу и в саду.

В: Правильно. Давайте поможем Ивану Царевичу разобраться, где какие ягоды растут. Возьмите по одной картинке. Возле елки положите лесные ягоды, а возле яблони – садовые.                          

Дети выполняют.

В:  А теперь нужно правильно назвать варенье, которое варят из разных ягод.

Воспитатель показывает картинки с ягодами, а дети называют варенье

Д: Из малины варят малиновое варенье. Из черники варят черничное  варенье…

В: А какое варенье варят из ягод «волчье лыко» и «вороний глаз»?

Д: Из них нельзя варить варенье, потому что эти ягоды ядовитые.

В: Правильно, ребята! Вот мы и выполнили первое задание Кощея Бессмертного. Селезень благодарит нас и дарит нам цветы. Назовите их.

Д: Одуванчик, колокольчик, василек.

В: Правильно. Давайте попрощаемся с Селезнем и пойдем дальше.

Дети подходят к Зайцу, около которого лежит конверт с картинками на тему «Времена года».     

В: А вот и второе задание Кощея Бессмертного (берет конверт и пытается его открыть). Оказывается, чтобы  открыть конверт, нужно ответить на вопросы.

В: 1. Назовите соседей зимы

     2. Назовите соседей лета

     3. Назовите зимние праздники (Новый год, Рождество, День Защитника Отечества)

     4. О чём можно сказать «весенний»? Подберите слова: весенний - (ручей, сад, дождь, день, гром, лед)

Подберите слова  к слову «Весенняя»? (погода, вода, лужа, капель, проталинка, река, гроза).

Подберите слова  к слову «Весеннее»? (облако, настроение, солнце, небо, утро)

В: Молодцы! Открываем конверт  (достает картинки и выкладывает на стол).  

На картинках  нарисованы приметы разных времен года. Каждый найдите по одной «весенней» картинке и положите в обруч.

Дети выполняют.

В: Правильно, ребята! А теперь давайте поможем Ивану-царевичу составить  рассказ о весне. Садитесь на стульчики. В этом рассказе нужно рассказать (показывает план): об изменениях в погоде, об изменениях в жизни растений (деревьев, цветов), об изменениях в жизни птиц, зверей, чем занимаются люди, о весенних праздниках и своем отношении к весне. Кто хочет?

(Желающие два ребенка рассказывают рассказ о весне по плану-схеме)

В: Молодцы, ребята! Очень красивые рассказы рассказали о весне. Вот мы и выполнили второе задание Кощея. Заяц благодарит нас и дарит нам цветы. Назовите их.

Д: Ромашка, мать-и-мачеха, роза

В: Правильно. А теперь давайте попрощаемся с Зайцем и поиграем с вами.

Физминутка:

Улыбаются все люди (приседают, руки на поясе)

Весна, весна, весна (поднимают руки над головой и ритмично хлопают в ладоши)

Она везде, она повсюду (качают руками над головой)

Красна, красна, красна! (ритмично хлопают в ладоши)

По лугу, лесу и полянке (ритмично шагают на месте)

Идет, идет, идет

На солнышке скорей погреться

Зовет, зовет, зовет (взмахивают обеими руками к себе)

И в ручейке лесном задорно (прыжки на месте)

Звенит, звенит, звенит (ритмично щелкают пальцами)

По камушкам в реке широкой (прыжки на месте)

Журчит, журчит, журчит (потирают ладони)

Разносит запахи повсюду

Цветов, цветов, цветов

И все живое сразу слышит (прикладывают руку к уху)

Весенний этот звон! (хлопают в ладоши).

Дети подходят к столу, где находится Медведь, около которого лежит конверт.

В: Чтобы  открыть конверт, нужно правильно назвать слова-наоборот. (Берет со стола камешек) Камешек друг другу передавай, слова-наоборот называй!

В: храбрый  (трусливый)

сладкий (кислый)

худой (полный)
богатый (бедный)

подниматься (спускаться)

встречать (провожать)

закрыть (открыть)
надевать  (снимать)

застегивать (расстегивать)

плакать (смеяться)
терять (находить)
начать (закончить)

В: Молодцы! Открываем конверт (достает картинки с изображением насекомого и цифры)

Возьмите по 1 картинке и правильно назовите: сколько и каких насекомых у вас на картинке.

Д: 3 пчелы. 5 стрекоз. 2 муравья, 6 кузнечиков и т. д.

В: Молодцы, ребята! Справились с третьим заданием хитрого Кощея. Медведь благодарит нас и дарит нам цветы. Назовите их.

Д: мак, лилия, ландыш, гвоздика

В: Правильно. Давайте попрощаемся с Медведем и пойдем дальше помогать Ивану Царевичу: выручать Василису Премудрую.

Дети подходят к столу, где находится Щука, около которой лежит конверт.

В: А вот и четвертое задание Кощея Бессмертного (берет конверт и пытается его открыть). Чтобы  открыть конверт, нужно правильно назвать одно слово, ответив на вопрос «какой?» (написаны на конверте):

В: Длинные волосы. Какой? (длинноволосый)

Острые зубы. Какой? (острозубый)

Длинный хвост. Какой?  (длиннохвостый)

Длинные уши. Какой? (длинноухий)

Короткая шерсть. Какой?  (короткошерстный)

Короткий хвост. Какой? (короткохвостый)

Длинные ноги, Какой?  (длинноногий)

Голубые глаза. Какой? (голубоглазый)

В: Молодцы! Открываем конверт (достает предметные картинки и схемы для определения позиции звука в слове). Возьмите по одной картинке и схеме, и определите, где находится звук «с» в вашем слове.

Дети выполняют стоя.

Воспитатель спрашивает 3 детей: Где находится звук «с» в твоем слове?

Ребенок: В слове «лиса» звук «с» находится в середине

В: Молодцы, ребята! Вот мы и выполнили четвертое задание Кощея. Щука благодарит нас и дарит нам цветы. Назовите их.

Д: Тюльпан, анютины глазки, нарцисс

В: Правильно. Давайте попрощаемся с Щукой и пойдем дальше.

В: Ну что, ребята, стрелок больше нет. Куда нам дальше идти я не знаю. Посмотрите, какой ручеек впереди. Может он нам подскажет дорогу.

Воспитатель и дети подходят к «ручейку».

В: Ручеек, помоги, нам дорогу укажи.

В: Посмотрите, (достает из ручейка схему-модель «Синквейн») ручеек предлагает нам сначала поиграть с ним в игру «Синквейн». Вы согласны?

Д: Да

Дети составляют «синквейн»:

1) Ручеек

2) Голубой, прозрачный, чистый, быстрый, журчащий, холодный

3) Бежит, журчит, звенит, шумит, веселит, освежает, поит, течёт, искрится.

4) Мне нравится ручеек

5) Неживая природа

В: Молодцы, ребята! Ручейку очень понравились слова, которые вы про него сказали. Поэтому он указывает нам дорогу. Идти нам надо до березы. За ней стоит волшебный сундук. В нем и находится Василиса Премудрая. Пойдемте скорее выручать ее.

Дети подходят к березе.

В: Никита, достань сундук…Давайте его откроем (открывают сундук, в котором сидит Царевна-лягушка и лежит записка) Ребята, а вот и Царевна-лягушка. Как же нам ее расколдовать? Здесь какая-то записка (показывает). От кого она?

Д: От Кощея Бессмертного.

В: Давайте прочитаем (делает вид, что читает)

В: Чтобы расколдовать Василису Премудрую,  нам нужно выполнить последнее задание Кощея Бессмертного.

Воспитатель показывает  карточку, на которой изображены по 4 предмета: 3 предмета электробытовой техники и 1 предмет мебели

В: Внимательно посмотрите на картинки и скажите какой предмет лишний.

Дети называют лишний предмет, объясняя свой выбор: Лишний комод, потому что кофеварка, соковыжималка и мясорубка это кухонные электроприборы. А комод - это мебель.

В: Правильно. А какие еще вы знаете кухонные электроприборы?

Д: микроволновая печь, миксер, кофемолка, …

Воспитатель показывает  карточку, на которой изображены по 4 предмета: 3 изображения наземного транспорта и 1 изображение водного транспорта

Дети называют лишний предмет, объясняя свой выбор: Лишний предмет - корабль, потому что легковой автомобиль, трамвай и автобус – это наземный транспорт, а корабль – это водный транспорт.

В: Правильно. А какой еще вы знаете наземный транспорт?

В: А какой еще вы знаете водный транспорт?

В: Молодцы! Ну что, а теперь закрывайте глаза и считайте медленно до 5.

Дети открывают глаза и видят Василису Премудрую.

В: Ну вот и все. Мы с вами расколдовали Василису Премудрую, потому что со всеми заданиями вы справились. Молодцы!

В: А теперь возьмите по одному цветку. Я предлагаю вам, подарить ей в подарок ее любимые садовые цветы. У кого в руках садовый цветок положите возле Василисы Премудрой.

Дети выполняют.

В: Молодцы. Какие цветы у нас остались?

Д: Полевые

В: (показывает поднос): Ребята, на подносе лежат картинки с «Царевной-лягушкой. Если сегодня вы справились со всеми заданиями, то возьмите картинку с большой лягушкой. А если у вас что-то сегодня не получилось, то возьмите маленькую лягушку.

В: Посмотрите, Василиса Премудрая  благодарит вас за свое спасение и дарит вам раскраски. А теперь нам пора возвращаться обратно. Давайте скажем волшебные слова, чтобы оказаться в детском саду.

Один, два, три, повернись.

В детском саду окажись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности (ОО "Речевое развитие" и "Познавательное развитие") в средней группе. Тема"Традиции русского гостеприимства"

Были поставлены следующие задачи:-Познакомить детей с русским обычаем встречать гостей хлебом-солью;-Вызвать желание понимать смысл пословиц и поговорок, запомнить их, употреблять в собственной речи;-...

ИТОГОВОЕ КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РЕЧЕВОМУ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ДОРОГАМ ЗНАНИЙ».

Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы . Занятие проводится в конце учебного года, когда сформированны знания и навыки по учебной программе. Задания п...

Итоговая НОД «Поможем Козленку» (ОО «Речевое развитие» и «Познавательное развитие») в младшей группе

Конспект итоговой НОД "Поможем Козленку" (ОО "Речевое развитие" и "Познавательное развитие") в младшей группе...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие» в старшей группе «Путешествие в сказочную страну».

Цель: Закрепить знания детей о русских народных сказках и создать радостное эмоциональное настроение при общении со взрослым и сверстниками.Задачи.Задачи.Обучающая. Углублять, расширять и закрепл...

Конспект итогового интегрированного занятия поОО «Речевое развитие» и «Познавательное развитие» в младшей группе "В гости к бабушке"

Конспект итогового интегрированного занятия поОО «Речевое развитие» и «Познавательное развитие» в младшей группе  "В гости к бабушке"...

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию и познавательному развитию в старшей группе «Весенние цветы»

Тема ОТема ООД: «Весенние цветы»Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие».Цель ООД: создание весенних цветов...