Дополнительная общеразвивающая программа кружковой деятельности «Развивайка» для детей средней группы детского сада
рабочая программа по развитию речи (средняя группа)
Программа кружковой деятельности направлена на равитие речи детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа кружка "Развивайка" | 27.11 КБ |
тематический план кружка "Развивайка" | 27.07 КБ |
приложение к программе "Развивайка" | 22.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Баунтовский Эвенкийский район
МАДОУ детский сад «Теремок»
«утверждаю»:
Зав. МАДОУ детский сад «Теремок»
Тугаринова О. В.__________________
Дополнительная общеразвивающая
программа
кружковой деятельности
«Развивайка»
для детей средней группы детского сада
4 – 5 лет
Руководитель кружка
Каштанова Т. Г.
Рабочая программа обсуждена_______________
Одобрена методическим советом_____________
П. Маловский 2017 г.
Пояснительная записка.
Актуальность:
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.
Удовлетворять потребность детей в речевом общении – одна их важнейших педагогических задач.
В средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих. При нормальном развитии речи овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда, в силу ряда причин, этот процесс затягивается.
Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Программа соответствует принципам и подходам, заданным ФГОС и
составлена с учетом реализации межпредметных связей по образовательным областям:
Речевое развитие | Развитие четкой, ясной дикции, работа над развитием артикуляционного аппарата. Знакомство с литературными произведениями, народным фольклором. |
Социально-коммуникативное развитие | Развитие игровой деятельности. |
Познавательное развитие | Ознакомление с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями. |
Художественно-эстетическое развитие | Использование в игровых занятиях музыкального фольклора, детских песен. Рисование, раскрашивание, штриховка с использованием цветных карандашей, фломастеров, авторучек. |
Физическое развитие | Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. |
Цель программы: содействие развитию речи детей, развитие у детей внимания к звуковой стороне речи; усвоение детьми достаточного
лексического запаса, грамматических форм речи.
Задачи:
• формировать произвольные, координированные движения органов
артикуляции;
• развивать силу и высоту голоса, речевое дыхание;
• формировать лексикограмматический строй речи;
• формировать правильное речевое развитие путём чтения стихов,
потешек, рифмовок, загадок с одновременным выполнением действий;
• развитие произвольной памяти;
• формировать познавательную активность детей;
• совершенствовать психические процессы: внимание, память,
мышление;
• обучать навыкам эффективной коммуникации.
• развивать общую и мелкую моторику;
• развивать графические навыки.
Программа состоит из четырёх блоков: формирование грамматического строя речи ; развитие артикуляционного аппарата ; развитие быстрой произвольной памяти и способности к воспроизведению поэтического текста ; развитие графических навыков. Программа реализуется при привлечении следующих средств: артикуляционная гимнастика, стихотворения, потешки, чистоговорки, скороговорки, речевые игры, физкультминутки, пальчиковая гимнастика и др. Так же, в программу кружка включены задания по развитию графических навыков, развитию основных движений и мелкой моторики кистей рук. Именно в этом и заключается новизна программы. На необходимость включения этих заданий указывают исследования в области речевого развития детей, которые показали, что речь напрямую зависит от состояния графических навыков и развития мелкой моторики рук.
Программа составлена для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) и включает в себя игры - занятия. В играх – занятиях на первый план выступает именно игра, свободная игра, как форма общения ребенка с взрослым.
Программа кружка предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня и рассчитана на 1 год обучения. Продолжительность занятия составляет 25 мин. Общее количество занятий в год – 30
Педагогический анализ знаний и умений детей проводится 2 раза в год, в октябре и мае.
Ожидаемые результаты:
Игровые занятия в кружке «Развивайка» должны способствовать развитию связной, правильно оформленной в грамматическом отношении речи; обогащению словаря; формированию социальной и культурной компетентности; развитию творческих способностей детей.
К концу года дети должны уметь:
- Четко, правильно артикулируя, произносить звуки: А, У, О, Ы, Э, И, М, П, Б, Д, Т, Г, К, В, Ф, С, Ц, Ч, Ш, Щ, Ж, З, Л, Н.
- Выделять интонацией любой из вышеуказанных звуков.
- Четко проговаривать чистоговорки, считалки.
- Уметь произносить слова с различной громкостью: тихо, умеренно, громко,
шепотом.
- Заучивать и четко воспроизводить загадки, потешки.
- Выразительно читать стихотворения.
- Понимать значение терминов «звук» и «слово». Называть их.
- Рисовать вертикальные, горизонтальные линии, плотно закрашивать рисунок не выходя за контур, выполнять несложные задания по штриховке в тетради в крупную клетку
Содержание программы.
Содержание программы включает в себя четыре блока:
Блоки | Задачи | Содержание |
Формирование грамматического строя речи | - обучать навыкам эффективной коммуникации; - формировать познавательную активность детей; - формировать лексикограмматический строй речи; | Звуковая культура речи, проговаривание чистоговорок, скороговорок, пальчиковые игры, речевые игры, физкультминутки, речевые подвижные игры, отгадывание загадок. |
Развитие артикуляционного аппарата | - формировать произвольные, координированные движения органов | Звуковая культура речи, скороговорки – чистоговорки, артикуляционная гимнастика |
Развитие быстрой произвольной памяти и способности к воспроизведению поэтического текста | - совершенствовать психические процессы: внимание, память, - развивать силу и высоту голоса, речевое дыхание; - формировать правильное речевое развитие путём чтения стихов, | Заучивание и выразительное чтение потешек, считалок, рифмовок, стихов. |
Развитие графических навыков | - развивать общую и мелкую моторику; - плотно закрашивать рисунок; - правильно держать в руке карандаш, авторучку, фломастер. | Рисование геометрических форм и разнообразных линий фломастерами, раскрашивание картинок цветными карандашами, штриховка; выполнение игровых заданий с линиями и штриховкой в тетрадях в крупную клетку. |
Предварительный просмотр:
Тематический план работы кружка «Развивайка»
Блоки | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||
№ занятия | Формирование грамматического строя речи | Развитие артикуляционного аппарата | Развитие быстрой произвольной памяти и способности к воспроизведению поэтического текста | Развитие графических навыков | ||||
Речевые игры | Работа со звуками | Скороговорки Чистоговорки | Артикуляционная гимнастика | |||||
1. | «Добавь слово» стр. 76 | «с» стр. 32 | Ест киска суп из миски, сыта киска, пуста миска | Т. А. Куликовская №1 | Стих. «Кошка» В. Хесин (прилож.) | Кошечка | ||
2. | «Угадайка» стр. 105 | «с» стр. 36 | Спит спокойно старый слон, стоя спать умеет он. | Т. А. Куликовская №1 | П. игра «Стирка» 28 Е. Ульева | Медведь | ||
3. | «Скажи наоборот» стр. 76 | «сь» стр. 41 | В шубе лисьей тепло Алисе | Т. А. Куликовская №1 | Стих. «Осень» В. Авдиенко (прилож.) | Узор из листьев | ||
4. | Игра «Невидимка» стр. 77 | «с»-«сь» стр. 45 | Повторение | Т. А. Куликовская №1 | Б. Заходер «Кискино горе» (Прилож.) | Котёнок и сосиски | ||
5. | Игра «Олины помощники» стр. 79 | «з» стр.51 | Люди с базара – Назар на базар | Т. А. Куликовская №1 | А. Барто «Резиновая Зина» (прилож) | Кукла | ||
6. | «Кто что делает» стр. 79 | «з» стр.54 | За-за-за, - зелёные глаза. | Т. А. Куликовская №2 | М. Пляцковский «Без чего…» (Прилож.) | Рука в перчатке | ||
7. | «Всё наоборот» стр. 80 | «зь» стр.57 | Зюм-зюм-зюм, - любим мы изюм! | Т. А. Куликовская №2 | Игра «Бабушка Маланья»» стр. 69 | |||
8. | «Что сделал Умейка?» стр. 81 | «з»-«зь» стр.60 | Запел зяблик во дворе, Озяб зяблик на заре | Т. А. Куликовская №2 | П. Воронько «Есть в лесу под ёлкой хата» 164 | Медведица с медвежатами | ||
9. | «Кто больше назовёт действий» стр. 82 | «с»-«з» стр.65 | Повторение | Т. А. Куликовская №2 | Автысый П. пер. с ненецкого «Снегири» (Прилож.) | |||
10. | «Кто больше скажет о профессии» стр. 82 | «ц» стр.70 | Купили каракатице Кружевное платьице, Ходит каракатица, Хвастается платьицем. | Т. А. Куликовская №2 | Потешка «Стучит, бренчит на улице…» (Прилож.) | |||
11. | «Сорока» стр. 83 | «ц» стр.72 | В цветнике цветут цветы. | Т. А. Куликовская №3 | С Дрожжин «Улицей гуляет…» (Прилож.) | |||
12. | «Подскажи словечко» стр. 90 | «с»-«ц» стр.77 | Вот так семейка! В саду – скамейка, Стая синиц, одиннадцать птиц. | Т. А. Куликовская №3 | И. Токмакова «И на горке – снег, снег» (Прилож.) | Синица | ||
13. | «что было бы, если бы…» стр. 91 | «ш» стр.80 | Кошка на окошке шьёт рубашку для Антошки. | Т. А. Куликовская №3 | Г. Лагздынь «Шорох осени» (Прилож.) | |||
14. | Вечер загадок стр. 91 (+ прилож.) | «Ш» стр.85 | Тише мыши, кот на крыше. | Т. А. Куликовская №3 | «Барашек» (Прилож.) | |||
15. | «Я чудесный сундучок» 153 «Что слышал?» стр. 93 | «Ж» стр.93 | У ежа ежата, У ужа ужата. | Т. А. Куликовская №3 | П. гимн. «Дорожка» 25 Ульева. | |||
16. | «Как живете, что жуете?» стр. 95 | «Ж» стр.96 | Жук упал и встать не может, ждёт он , кто ему поможет. | Т. А. Куликовская №4 | Ю. Мориц «Жила-была конфета» (Прилож.) | |||
17. | «Летели кукушки» стр. 96 | «Ч» стр.102 | У четырёх черепашек по четыре черепашёнка. | Т. А. Куликовская №4 | Считалка «Чики-брики» (Прилож.) | |||
18. | «Угадай-ка» стр105 | «Ч» стр.104 | Повторение | Т. А. Куликовская №4 | П. Воронько «Встретил ёжика бычок» (прилож.) | |||
19. | «Узнай по описанию» стр106 | «Щ» стр.109 | Щи да каша – пища наша | Т. А. Куликовская №4 | Считалка «Аты–баты» (Прилож.) | |||
20. | «Чего не стало» стр. 107 | «Щ» стр.111 | Одной щёткой чищу зубы, другой щёткой – сапоги, третьей щёткой чищу кутку, все три щётки мне нужны! | Т. А. Куликовская №4 | П. гимн. «Кошка» Ульева стр. 32 | |||
21. | «Чего не хватает для прогулки» стр. 108 | «Ш»-«Ж» стр.115 | Летят снежинки, лёгкие пушинки | Т. А. Куликовская №5 | И. Токмакова К нам весна шагает… (Прилож.) | |||
22. | «Вы хотите? – Мы хотим» стр. 110 | «Ш»-«С» стр.118 | Кошка спит, а мышку слышит. | Т. А. Куликовская №5 | Считалка «День рождения» (Прилож.) | |||
23. | «Сорока-воровка» стр. 115 | «Ж»-«З» стр.123 | Резвый жеребёнок забежал на зелёный лужок. | Т. А. Куликовская №5 | Потешка о весне. (Прилож.) | |||
24. | «Страшный зверь» стр. 116 | «Ц»-«Ч» стр.125 | У курицы цыплёнок, у зайца зайчонок. | Т. А. Куликовская №5 | Считалка «В нашем цирке чудеса» (Прилож.) | |||
25. | «Смешинка» стр. 123 | «Щ»«С» стр.126 | Живёт в пещере чудовище ( приложение) | Т. А. Куликовская №5 | «Разные звуки» (Прилож.) | |||
26. | «Холодно – тепло» 124 | «Ч»-«С» стр.128 | В спичечной коробке лежат спички | Т. А. Куликовская №6 | П. гимн. «Лодочки» 29 Е. Ульева | |||
27. | «У маленькой Зины…» 125 | «Ч»-«Т» стр.131 | Ученье свет – неученье тьма. | Т. А. Куликовская №6 | Физм. «Качели» стр. 65 | |||
28. | «Лейся, дождик» 126 | «Ч»-«Щ» стр.133 | Хищники ночные бродят в тёмной чаще. | Т. А. Куликовская №6 | Стих. О. Зыковой «Родина» (прилож.) | |||
29. | «Весело мне!» 129 | «С»-«Ч»-«Щ» стр.134 | Повторение | Т. А. Куликовская №6 | А. Фройденберг «Великан и мышь» стр163 | |||
30. | «Загадки – складки» 133 | Повторение | Т. А. Куликовская №6 | Повторение |
Предварительный просмотр:
Занятие №1
Потешка о кошке.
Кошка мышкам говорила:
«Кашки много я сварила,
Вылезайте из подвала,
Наедайтесь до отвала!»
Мыши пискнули в ответ:
«НЕ ПОЙДЁМ НА ТВОЙ ОБЕД!
Лучше нам без кошки
Есть в подвале крошки»
Занятие № 3
«Осень» В. Авдиенко
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета.
Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень.
Ветер с клёна листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Желто-розовый, кленовый.
Занятие № 4
Б. Заходер «Кискино Горе»
Плачет киска в коридоре,
У неё большое горе:
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски!
Занятие № 5
А. Барто «Резиновая Зина»
Резиновую Зину купили в магазине,
Резиновую Зину в корзине привезли.
Она была разиня, резиновая Зина:
Упала из корзины, измазалась в грязи.
Мы вымоем в бензине резиновую Зину,
Мы вымоем в бензине и пальцем погрозим:
«Не будь такой разиней, резиновая Зина,
А то отправим Зину обратно в магазин!»
Занятие № 6.
М. Пляцковский
Без чего
Нельзя построить новый дом?
Без чего
Сосну не срубишь топором?
Без чего
Хлеба в полях не зашумят?
Без чего
Ракеты к звёздам не летят?
Ты запомни это, ты запомни, друг:
В каждом деле обойтись нельзя
Без рук!
Занятие № 9.
Автысый Прокопий пер. с ненецкого
«Снегири»
Прилетели снегири,
Перед домом сели.
Будто капельки зари,
Грудки заалели.
Стайка птичек на снегу,
Как костёр пылает…
Но понять я не могу:
Что же снег не тает?
Занятие № 10.
Потешка «Стучит, бренчит на улице…»
Стучит, бренчит на улице,
Фома едет на курице,
Тимошка - на кошке
По кривой дорожке.
- Куда, Фома, едешь,
Куда погоняешь?
- Еду сено косить.
- На что тебе сено?
- Коровок кормить.
- А на что корове?
- Молоко доить.
- А зачем молоко?
- Деток кормить.
Занятие № 11.
С. Дрожжин «Улицей гуляет…»
Улицей гуляет Дедушка Мороз,
Иней рассыпает по ветвям берёз,
Ходит, бородою белою трясёт,
Топает ногою, только треск идёт!
Занятие № 12.
И. Токмакова
И на горке – снег, снег,
И под горкой – снег, снег,
И на ёлке – снег, снег,
И под ёлкой – снег, снег.
А под снегом спит медведь, -
Тише – тише, не шуметь!
Занятие № 13.
Г. Лагздынь «Шорох осени»
Шорохи в ворохе листьев опавших!
Шуршащие звуки листочков уставших!
Невнятный, чуть слышный тревожный шумок…
Ещё шебаршанье – и шорох умолк –
Ш-ш-ш-ш-ш….
Занятие № 14.
Барашек
- Ты скажи, барашек наш,
Сколько шерсти ты нам дашь?
- Не стриги меня пока,-
Дам я шерсти три мешка.
Один мешок – хозяину,
Другой мешок – хозяйке,
А третий детям маленьким
На тёплые фуфайки.
Занятие № 16.
Ю. Мориц «Жила-была конфета»
Жила-была конфета
С весёлою начинкой –
Вот от неё бумажка
С весёлою картинкой!
Ах! Был бы я художник,
Вставал бы я чуть свет
И рисовал бы только
Бумажки от конфет!
Занятие № 17
Считалка «Чики-брики»
Чики-брики – ты куда?
Чики-брики – на базар!
Чики-брики – ты зачем?
Чики-брики – за овсом!
Чики-брики – ты кому?
Чики-брики – я коню!
Чики-брики – ты какому?
Чики-брики – вороному!
Занятие № 18
П. Воронько.
Встретил ежика бычок
И лизнул его в бочок.
И, лизнув его в бочок,
Уколол свой язычок,
А колючий еж смеется: -
В рот не суй что попадется!
Занятие № 19
Считалка «Аты–баты»
Аты-баты – шли солдаты,
Аты-баты – на базар.
Аты-баты – что купили?
Аты-баты – самовар!
Аты-баты – сколько стоит?
Аты-баты – три рубля!
Занятие № 21
И. Токмакова
К нам весна шагает,
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно, очень тёплые
Ноги у весны.
Занятие № 22
Считалка «День рождения»
Приходи на день рожденья.
Будет много угощенья:
Десять пачек мармелада,
Двадцать плиток шоколада,
Тридцать кексов, сорок плюшек,
Пятьдесят больших ватрушек.
А пирожных и не счесть!
Кто всё это может съесть?
Занятие № 23
Потешка о весне.
Пришла весна-вёснушка,
Весёлая гостьюшка;
Водяная, ветряная,
Травяная, Солнечная…
Дождиком в окошко –
Стук, стук, стук!
Травкой у порожка –
Шух, шух, шух!
Ручейком в канавушках_
Жур, жур, жур!
Стали дни погожие,
Вот и мы, знать, дожили
До весны, до вёснушки,
До весёлой гостьюшки!
Занятие № 24
Считалка «В нашем цирке чудеса»
В нашем цирке чудеса:
Пляшет с курицей лиса,
На арене тигры-маги
Строят замки из бумаги,
А над ними бегемот
По верёвочке идёт.
Хочешь в цирк ты или нет –
Я дарю тебе билет!
Занятие № 25
«Разные звуки»
Где-то собаки ворчали: Листья под ветром шумели:
Р-р-р! Тссс!
Гудели от ветра все провода: Змеи в лесу шипели:
З-з-н! Шшии!
В стойле коровы мычали: А комары все пели:
Мму-у! Дззы!
Капала в кухне из крана вода: Непоседа мяч и ночью
Динь! Успокоиться не хочет:
В комнате мухи жужжали: Пам! Пам!
Жж-жи! Куклы кашляют в постели –
Перекликались в ночи поезда: Днем мороженое ели:
Чууу! Кха! Кха!
Мимо машины бежали:
Тррр!
Занятие № 25
Живёт в пещере чудовище,
Хранит в лапищах сокровище.
У чудовища длинный хвостище,
Остры у него зубищи,
Черны у него глазищи,
Блестящи его усищи!
Крепки у него лапищи,
Кривы на лапищах когтищи.
Да ты не бойся, малышка!
Чудовище – это мышка!
Пещера – мышкина норка,
Сокровище – хлебная корка!
Занятие № 28
О. Г. Зыкова «Родина»
Дом родной знакомый с детства,
Где бабуля ставит тесто;
Школа, где учился брат;
Мой любимый детский сад;
Все мои друзья, подружки,
Санки, мячики, игрушки,
Мама, папа, брат и я –
Это Родина моя!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности взрослого и детей средней группы детского сада "Королева Зубная Щетка"
В конспект е представлены цели, задачи, необходимое оборудование и ход совместной деятельности, направленной на формирование здорового образа жизни детей....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Всезнайка» для детей средней группы 4-5лет
Содержание №Наименование разделовСтраница1Целевой раздел31.1По...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности «Развивайка» для детей 5-6 лет с ТНР
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности...
ПРОГРАММА дополнительного образования по театрализованной деятельности детей средней группе детского сада «ТЕАТРАЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ»
ПРОГРАММА дополнительного образования по театрализованной деятельности детей средней группе детского сада «ТЕАТРАЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ»...
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности для детей старшей группы (5-6 лет) «Детский фитнес»
laquo;Для соразмеренности красоты и здоровья требуется не только образованиев области наук и искусства,но и занятия всю жизньфизическими упражнениями,гимнастикой». Платон...
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности для детей старшей группы (5-6 лет) «Детский фитнес»
laquo;Для соразмеренности красоты и здоровья требуется не только образованиев области наук и искусства,но и занятия всю жизньфизическими упражнениями,гимнастикой». Платон...
Итоговое занятие по дополнительной общеобразовательной программе (дополнительная общеразвивающая программа) психологического развития «Комфорт» (для детей средней группы)
Данный конспект ООД разработан для закрепления и обобщения знаний, навыков и умений, полученных детьми в течение года; для выявления уровня коммуникативных навыков, зрительной памяти, мышления, ...