Дополнительная общеразвивающая программа кружковой деятельности «Развивайка» для детей средней группы детского сада
рабочая программа по развитию речи (средняя группа)
Программа кружковой деятельности направлена на равитие речи детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.11 КБ |
![]() | 27.07 КБ |
![]() | 22.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Баунтовский Эвенкийский район
МАДОУ детский сад «Теремок»
«утверждаю»:
Зав. МАДОУ детский сад «Теремок»
Тугаринова О. В.__________________
Дополнительная общеразвивающая
программа
кружковой деятельности
«Развивайка»
для детей средней группы детского сада
4 – 5 лет
Руководитель кружка
Каштанова Т. Г.
Рабочая программа обсуждена_______________
Одобрена методическим советом_____________
П. Маловский 2017 г.
Пояснительная записка.
Актуальность:
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.
Удовлетворять потребность детей в речевом общении – одна их важнейших педагогических задач.
В средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих. При нормальном развитии речи овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда, в силу ряда причин, этот процесс затягивается.
Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Программа соответствует принципам и подходам, заданным ФГОС и
составлена с учетом реализации межпредметных связей по образовательным областям:
Речевое развитие | Развитие четкой, ясной дикции, работа над развитием артикуляционного аппарата. Знакомство с литературными произведениями, народным фольклором. |
Социально-коммуникативное развитие | Развитие игровой деятельности. |
Познавательное развитие | Ознакомление с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями. |
Художественно-эстетическое развитие | Использование в игровых занятиях музыкального фольклора, детских песен. Рисование, раскрашивание, штриховка с использованием цветных карандашей, фломастеров, авторучек. |
Физическое развитие | Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. |
Цель программы: содействие развитию речи детей, развитие у детей внимания к звуковой стороне речи; усвоение детьми достаточного
лексического запаса, грамматических форм речи.
Задачи:
• формировать произвольные, координированные движения органов
артикуляции;
• развивать силу и высоту голоса, речевое дыхание;
• формировать лексикограмматический строй речи;
• формировать правильное речевое развитие путём чтения стихов,
потешек, рифмовок, загадок с одновременным выполнением действий;
• развитие произвольной памяти;
• формировать познавательную активность детей;
• совершенствовать психические процессы: внимание, память,
мышление;
• обучать навыкам эффективной коммуникации.
• развивать общую и мелкую моторику;
• развивать графические навыки.
Программа состоит из четырёх блоков: формирование грамматического строя речи ; развитие артикуляционного аппарата ; развитие быстрой произвольной памяти и способности к воспроизведению поэтического текста ; развитие графических навыков. Программа реализуется при привлечении следующих средств: артикуляционная гимнастика, стихотворения, потешки, чистоговорки, скороговорки, речевые игры, физкультминутки, пальчиковая гимнастика и др. Так же, в программу кружка включены задания по развитию графических навыков, развитию основных движений и мелкой моторики кистей рук. Именно в этом и заключается новизна программы. На необходимость включения этих заданий указывают исследования в области речевого развития детей, которые показали, что речь напрямую зависит от состояния графических навыков и развития мелкой моторики рук.
Программа составлена для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) и включает в себя игры - занятия. В играх – занятиях на первый план выступает именно игра, свободная игра, как форма общения ребенка с взрослым.
Программа кружка предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня и рассчитана на 1 год обучения. Продолжительность занятия составляет 25 мин. Общее количество занятий в год – 30
Педагогический анализ знаний и умений детей проводится 2 раза в год, в октябре и мае.
Ожидаемые результаты:
Игровые занятия в кружке «Развивайка» должны способствовать развитию связной, правильно оформленной в грамматическом отношении речи; обогащению словаря; формированию социальной и культурной компетентности; развитию творческих способностей детей.
К концу года дети должны уметь:
- Четко, правильно артикулируя, произносить звуки: А, У, О, Ы, Э, И, М, П, Б, Д, Т, Г, К, В, Ф, С, Ц, Ч, Ш, Щ, Ж, З, Л, Н.
- Выделять интонацией любой из вышеуказанных звуков.
- Четко проговаривать чистоговорки, считалки.
- Уметь произносить слова с различной громкостью: тихо, умеренно, громко,
шепотом.
- Заучивать и четко воспроизводить загадки, потешки.
- Выразительно читать стихотворения.
- Понимать значение терминов «звук» и «слово». Называть их.
- Рисовать вертикальные, горизонтальные линии, плотно закрашивать рисунок не выходя за контур, выполнять несложные задания по штриховке в тетради в крупную клетку
Содержание программы.
Содержание программы включает в себя четыре блока:
Блоки | Задачи | Содержание |
Формирование грамматического строя речи | - обучать навыкам эффективной коммуникации; - формировать познавательную активность детей; - формировать лексикограмматический строй речи; | Звуковая культура речи, проговаривание чистоговорок, скороговорок, пальчиковые игры, речевые игры, физкультминутки, речевые подвижные игры, отгадывание загадок. |
Развитие артикуляционного аппарата | - формировать произвольные, координированные движения органов | Звуковая культура речи, скороговорки – чистоговорки, артикуляционная гимнастика |
Развитие быстрой произвольной памяти и способности к воспроизведению поэтического текста | - совершенствовать психические процессы: внимание, память, - развивать силу и высоту голоса, речевое дыхание; - формировать правильное речевое развитие путём чтения стихов, | Заучивание и выразительное чтение потешек, считалок, рифмовок, стихов. |
Развитие графических навыков | - развивать общую и мелкую моторику; - плотно закрашивать рисунок; - правильно держать в руке карандаш, авторучку, фломастер. | Рисование геометрических форм и разнообразных линий фломастерами, раскрашивание картинок цветными карандашами, штриховка; выполнение игровых заданий с линиями и штриховкой в тетрадях в крупную клетку. |
Предварительный просмотр:
Тематический план работы кружка «Развивайка»
Блоки | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||
№ занятия | Формирование грамматического строя речи | Развитие артикуляционного аппарата | Развитие быстрой произвольной памяти и способности к воспроизведению поэтического текста | Развитие графических навыков | ||||
Речевые игры | Работа со звуками | Скороговорки Чистоговорки | Артикуляционная гимнастика | |||||
1. | «Добавь слово» стр. 76 | «с» стр. 32 | Ест киска суп из миски, сыта киска, пуста миска | Т. А. Куликовская №1 | Стих. «Кошка» В. Хесин (прилож.) | Кошечка | ||
2. | «Угадайка» стр. 105 | «с» стр. 36 | Спит спокойно старый слон, стоя спать умеет он. | Т. А. Куликовская №1 | П. игра «Стирка» 28 Е. Ульева | Медведь | ||
3. | «Скажи наоборот» стр. 76 | «сь» стр. 41 | В шубе лисьей тепло Алисе | Т. А. Куликовская №1 | Стих. «Осень» В. Авдиенко (прилож.) | Узор из листьев | ||
4. | Игра «Невидимка» стр. 77 | «с»-«сь» стр. 45 | Повторение | Т. А. Куликовская №1 | Б. Заходер «Кискино горе» (Прилож.) | Котёнок и сосиски | ||
5. | Игра «Олины помощники» стр. 79 | «з» стр.51 | Люди с базара – Назар на базар | Т. А. Куликовская №1 | А. Барто «Резиновая Зина» (прилож) | Кукла | ||
6. | «Кто что делает» стр. 79 | «з» стр.54 | За-за-за, - зелёные глаза. | Т. А. Куликовская №2 | М. Пляцковский «Без чего…» (Прилож.) | Рука в перчатке | ||
7. | «Всё наоборот» стр. 80 | «зь» стр.57 | Зюм-зюм-зюм, - любим мы изюм! | Т. А. Куликовская №2 | Игра «Бабушка Маланья»» стр. 69 | |||
8. | «Что сделал Умейка?» стр. 81 | «з»-«зь» стр.60 | Запел зяблик во дворе, Озяб зяблик на заре | Т. А. Куликовская №2 | П. Воронько «Есть в лесу под ёлкой хата» 164 | Медведица с медвежатами | ||
9. | «Кто больше назовёт действий» стр. 82 | «с»-«з» стр.65 | Повторение | Т. А. Куликовская №2 | Автысый П. пер. с ненецкого «Снегири» (Прилож.) | |||
10. | «Кто больше скажет о профессии» стр. 82 | «ц» стр.70 | Купили каракатице Кружевное платьице, Ходит каракатица, Хвастается платьицем. | Т. А. Куликовская №2 | Потешка «Стучит, бренчит на улице…» (Прилож.) | |||
11. | «Сорока» стр. 83 | «ц» стр.72 | В цветнике цветут цветы. | Т. А. Куликовская №3 | С Дрожжин «Улицей гуляет…» (Прилож.) | |||
12. | «Подскажи словечко» стр. 90 | «с»-«ц» стр.77 | Вот так семейка! В саду – скамейка, Стая синиц, одиннадцать птиц. | Т. А. Куликовская №3 | И. Токмакова «И на горке – снег, снег» (Прилож.) | Синица | ||
13. | «что было бы, если бы…» стр. 91 | «ш» стр.80 | Кошка на окошке шьёт рубашку для Антошки. | Т. А. Куликовская №3 | Г. Лагздынь «Шорох осени» (Прилож.) | |||
14. | Вечер загадок стр. 91 (+ прилож.) | «Ш» стр.85 | Тише мыши, кот на крыше. | Т. А. Куликовская №3 | «Барашек» (Прилож.) | |||
15. | «Я чудесный сундучок» 153 «Что слышал?» стр. 93 | «Ж» стр.93 | У ежа ежата, У ужа ужата. | Т. А. Куликовская №3 | П. гимн. «Дорожка» 25 Ульева. | |||
16. | «Как живете, что жуете?» стр. 95 | «Ж» стр.96 | Жук упал и встать не может, ждёт он , кто ему поможет. | Т. А. Куликовская №4 | Ю. Мориц «Жила-была конфета» (Прилож.) | |||
17. | «Летели кукушки» стр. 96 | «Ч» стр.102 | У четырёх черепашек по четыре черепашёнка. | Т. А. Куликовская №4 | Считалка «Чики-брики» (Прилож.) | |||
18. | «Угадай-ка» стр105 | «Ч» стр.104 | Повторение | Т. А. Куликовская №4 | П. Воронько «Встретил ёжика бычок» (прилож.) | |||
19. | «Узнай по описанию» стр106 | «Щ» стр.109 | Щи да каша – пища наша | Т. А. Куликовская №4 | Считалка «Аты–баты» (Прилож.) | |||
20. | «Чего не стало» стр. 107 | «Щ» стр.111 | Одной щёткой чищу зубы, другой щёткой – сапоги, третьей щёткой чищу кутку, все три щётки мне нужны! | Т. А. Куликовская №4 | П. гимн. «Кошка» Ульева стр. 32 | |||
21. | «Чего не хватает для прогулки» стр. 108 | «Ш»-«Ж» стр.115 | Летят снежинки, лёгкие пушинки | Т. А. Куликовская №5 | И. Токмакова К нам весна шагает… (Прилож.) | |||
22. | «Вы хотите? – Мы хотим» стр. 110 | «Ш»-«С» стр.118 | Кошка спит, а мышку слышит. | Т. А. Куликовская №5 | Считалка «День рождения» (Прилож.) | |||
23. | «Сорока-воровка» стр. 115 | «Ж»-«З» стр.123 | Резвый жеребёнок забежал на зелёный лужок. | Т. А. Куликовская №5 | Потешка о весне. (Прилож.) | |||
24. | «Страшный зверь» стр. 116 | «Ц»-«Ч» стр.125 | У курицы цыплёнок, у зайца зайчонок. | Т. А. Куликовская №5 | Считалка «В нашем цирке чудеса» (Прилож.) | |||
25. | «Смешинка» стр. 123 | «Щ»«С» стр.126 | Живёт в пещере чудовище ( приложение) | Т. А. Куликовская №5 | «Разные звуки» (Прилож.) | |||
26. | «Холодно – тепло» 124 | «Ч»-«С» стр.128 | В спичечной коробке лежат спички | Т. А. Куликовская №6 | П. гимн. «Лодочки» 29 Е. Ульева | |||
27. | «У маленькой Зины…» 125 | «Ч»-«Т» стр.131 | Ученье свет – неученье тьма. | Т. А. Куликовская №6 | Физм. «Качели» стр. 65 | |||
28. | «Лейся, дождик» 126 | «Ч»-«Щ» стр.133 | Хищники ночные бродят в тёмной чаще. | Т. А. Куликовская №6 | Стих. О. Зыковой «Родина» (прилож.) | |||
29. | «Весело мне!» 129 | «С»-«Ч»-«Щ» стр.134 | Повторение | Т. А. Куликовская №6 | А. Фройденберг «Великан и мышь» стр163 | |||
30. | «Загадки – складки» 133 | Повторение | Т. А. Куликовская №6 | Повторение |
Предварительный просмотр:
Занятие №1
Потешка о кошке.
Кошка мышкам говорила:
«Кашки много я сварила,
Вылезайте из подвала,
Наедайтесь до отвала!»
Мыши пискнули в ответ:
«НЕ ПОЙДЁМ НА ТВОЙ ОБЕД!
Лучше нам без кошки
Есть в подвале крошки»
Занятие № 3
«Осень» В. Авдиенко
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета.
Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень.
Ветер с клёна листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Желто-розовый, кленовый.
Занятие № 4
Б. Заходер «Кискино Горе»
Плачет киска в коридоре,
У неё большое горе:
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски!
Занятие № 5
А. Барто «Резиновая Зина»
Резиновую Зину купили в магазине,
Резиновую Зину в корзине привезли.
Она была разиня, резиновая Зина:
Упала из корзины, измазалась в грязи.
Мы вымоем в бензине резиновую Зину,
Мы вымоем в бензине и пальцем погрозим:
«Не будь такой разиней, резиновая Зина,
А то отправим Зину обратно в магазин!»
Занятие № 6.
М. Пляцковский
Без чего
Нельзя построить новый дом?
Без чего
Сосну не срубишь топором?
Без чего
Хлеба в полях не зашумят?
Без чего
Ракеты к звёздам не летят?
Ты запомни это, ты запомни, друг:
В каждом деле обойтись нельзя
Без рук!
Занятие № 9.
Автысый Прокопий пер. с ненецкого
«Снегири»
Прилетели снегири,
Перед домом сели.
Будто капельки зари,
Грудки заалели.
Стайка птичек на снегу,
Как костёр пылает…
Но понять я не могу:
Что же снег не тает?
Занятие № 10.
Потешка «Стучит, бренчит на улице…»
Стучит, бренчит на улице,
Фома едет на курице,
Тимошка - на кошке
По кривой дорожке.
- Куда, Фома, едешь,
Куда погоняешь?
- Еду сено косить.
- На что тебе сено?
- Коровок кормить.
- А на что корове?
- Молоко доить.
- А зачем молоко?
- Деток кормить.
Занятие № 11.
С. Дрожжин «Улицей гуляет…»
Улицей гуляет Дедушка Мороз,
Иней рассыпает по ветвям берёз,
Ходит, бородою белою трясёт,
Топает ногою, только треск идёт!
Занятие № 12.
И. Токмакова
И на горке – снег, снег,
И под горкой – снег, снег,
И на ёлке – снег, снег,
И под ёлкой – снег, снег.
А под снегом спит медведь, -
Тише – тише, не шуметь!
Занятие № 13.
Г. Лагздынь «Шорох осени»
Шорохи в ворохе листьев опавших!
Шуршащие звуки листочков уставших!
Невнятный, чуть слышный тревожный шумок…
Ещё шебаршанье – и шорох умолк –
Ш-ш-ш-ш-ш….
Занятие № 14.
Барашек
- Ты скажи, барашек наш,
Сколько шерсти ты нам дашь?
- Не стриги меня пока,-
Дам я шерсти три мешка.
Один мешок – хозяину,
Другой мешок – хозяйке,
А третий детям маленьким
На тёплые фуфайки.
Занятие № 16.
Ю. Мориц «Жила-была конфета»
Жила-была конфета
С весёлою начинкой –
Вот от неё бумажка
С весёлою картинкой!
Ах! Был бы я художник,
Вставал бы я чуть свет
И рисовал бы только
Бумажки от конфет!
Занятие № 17
Считалка «Чики-брики»
Чики-брики – ты куда?
Чики-брики – на базар!
Чики-брики – ты зачем?
Чики-брики – за овсом!
Чики-брики – ты кому?
Чики-брики – я коню!
Чики-брики – ты какому?
Чики-брики – вороному!
Занятие № 18
П. Воронько.
Встретил ежика бычок
И лизнул его в бочок.
И, лизнув его в бочок,
Уколол свой язычок,
А колючий еж смеется: -
В рот не суй что попадется!
Занятие № 19
Считалка «Аты–баты»
Аты-баты – шли солдаты,
Аты-баты – на базар.
Аты-баты – что купили?
Аты-баты – самовар!
Аты-баты – сколько стоит?
Аты-баты – три рубля!
Занятие № 21
И. Токмакова
К нам весна шагает,
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно, очень тёплые
Ноги у весны.
Занятие № 22
Считалка «День рождения»
Приходи на день рожденья.
Будет много угощенья:
Десять пачек мармелада,
Двадцать плиток шоколада,
Тридцать кексов, сорок плюшек,
Пятьдесят больших ватрушек.
А пирожных и не счесть!
Кто всё это может съесть?
Занятие № 23
Потешка о весне.
Пришла весна-вёснушка,
Весёлая гостьюшка;
Водяная, ветряная,
Травяная, Солнечная…
Дождиком в окошко –
Стук, стук, стук!
Травкой у порожка –
Шух, шух, шух!
Ручейком в канавушках_
Жур, жур, жур!
Стали дни погожие,
Вот и мы, знать, дожили
До весны, до вёснушки,
До весёлой гостьюшки!
Занятие № 24
Считалка «В нашем цирке чудеса»
В нашем цирке чудеса:
Пляшет с курицей лиса,
На арене тигры-маги
Строят замки из бумаги,
А над ними бегемот
По верёвочке идёт.
Хочешь в цирк ты или нет –
Я дарю тебе билет!
Занятие № 25
«Разные звуки»
Где-то собаки ворчали: Листья под ветром шумели:
Р-р-р! Тссс!
Гудели от ветра все провода: Змеи в лесу шипели:
З-з-н! Шшии!
В стойле коровы мычали: А комары все пели:
Мму-у! Дззы!
Капала в кухне из крана вода: Непоседа мяч и ночью
Динь! Успокоиться не хочет:
В комнате мухи жужжали: Пам! Пам!
Жж-жи! Куклы кашляют в постели –
Перекликались в ночи поезда: Днем мороженое ели:
Чууу! Кха! Кха!
Мимо машины бежали:
Тррр!
Занятие № 25
Живёт в пещере чудовище,
Хранит в лапищах сокровище.
У чудовища длинный хвостище,
Остры у него зубищи,
Черны у него глазищи,
Блестящи его усищи!
Крепки у него лапищи,
Кривы на лапищах когтищи.
Да ты не бойся, малышка!
Чудовище – это мышка!
Пещера – мышкина норка,
Сокровище – хлебная корка!
Занятие № 28
О. Г. Зыкова «Родина»
Дом родной знакомый с детства,
Где бабуля ставит тесто;
Школа, где учился брат;
Мой любимый детский сад;
Все мои друзья, подружки,
Санки, мячики, игрушки,
Мама, папа, брат и я –
Это Родина моя!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/11/picture-642312-1434030029.jpg)
Конспект совместной деятельности взрослого и детей средней группы детского сада "Королева Зубная Щетка"
В конспект е представлены цели, задачи, необходимое оборудование и ход совместной деятельности, направленной на формирование здорового образа жизни детей....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/03/picture-539442-1588522086.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Всезнайка» для детей средней группы 4-5лет
Содержание №Наименование разделовСтраница1Целевой раздел31.1По...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/27/picture-251040-1580122887.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности «Развивайка» для детей 5-6 лет с ТНР
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/29/picture-1155156-1582979959.jpg)
ПРОГРАММА дополнительного образования по театрализованной деятельности детей средней группе детского сада «ТЕАТРАЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ»
ПРОГРАММА дополнительного образования по театрализованной деятельности детей средней группе детского сада «ТЕАТРАЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/29/picture-1260023-1596019449.jpg)
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности для детей старшей группы (5-6 лет) «Детский фитнес»
laquo;Для соразмеренности красоты и здоровья требуется не только образованиев области наук и искусства,но и занятия всю жизньфизическими упражнениями,гимнастикой». Платон...
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/29/picture-1260023-1596019449.jpg)
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности для детей старшей группы (5-6 лет) «Детский фитнес»
laquo;Для соразмеренности красоты и здоровья требуется не только образованиев области наук и искусства,но и занятия всю жизньфизическими упражнениями,гимнастикой». Платон...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/24/picture-452448-1643045083.jpg)
Итоговое занятие по дополнительной общеобразовательной программе (дополнительная общеразвивающая программа) психологического развития «Комфорт» (для детей средней группы)
Данный конспект ООД разработан для закрепления и обобщения знаний, навыков и умений, полученных детьми в течение года; для выявления уровня коммуникативных навыков, зрительной памяти, мышления, ...