Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности «Развивайка» для детей 5-6 лет с ТНР
методическая разработка по коррекционной педагогике
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayka.docx | 61.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная программа-
дополнительная общеразвивающая программа
познавательной направленности «Развивайка»
для детей 5-6 лет с ТНР
(Срок реализации программы один год)
Составитель:
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности
ФИО | |
Занимаемая должность | |
Педагогический стаж | |
Трудовой стаж в данном ОУ | |
Наличие квалификационной категории | |
Сведения об образовании (какое ОУ окончил (а) и когда специальность, квалификация, ученая степень (звание) и т. п. | |
Повышение квалификации
|
Содержание
Пояснительная записка | 4 стр. | ||
1 | Комплекс основных характеристик образования | 10 стр. | |
1.1. | Объем программы | 10 стр. | |
1.2. | Содержание программы | 11 стр. | |
1.3. | Планируемые результаты реализации программы | 13 стр. | |
2 | Организационно – педагогические условия реализации программы | 14 стр. | |
2.1. | Учебный план | 14 стр. | |
2.2. | Календарный учебный график | 14 стр. | |
2.3. | Оценочные материалы (карта мониторинга) | 16 стр. | |
2.4. | Комплексно – тематическое планирование | 17 стр. | |
3 | Список методических материалов | 28 стр. |
Пояснительная записка.
В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста. Вопросы разработки концепции непрерывного математического развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста являются новыми для дошкольного образования, поскольку дошкольная педагогика традиционно ограничивалась созданием педагогических концепций воспитания дошкольника. Попытка решить указанные проблемы средствами создания содержательно обновленных, но методически не разработанных программ дошкольного образования (т.е. ограничиться только разработкой содержательной стороны) привела на сегодня к целому ряду противоречий в дошкольном математическом образовании, от которых страдают и дети, и педагоги – воспитатели. Таким образом, необходимость разработки концепции непрерывного математического развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста обусловлена, с одной стороны, современными требованиями к организации личностно-ориентированного образовательного процесса в ДОУ, цель которого – развитие ребенка, а, с другой стороны, необходимостью решения проблемы создания непрерывного образовательного процесса на дошкольном и начальном школьном этапе, цель которого, опять таки – развитие личности обучаемого в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие - значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.
Ребенок старшего дошкольного возраста отличается активностью в познании окружающего, проявляет интерес к математике. У него начинают складываться представления о свойствах предметов. Накопленный чувственный и интеллектуальный опыт ребенка может быть объемным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло, сформировать частные и обобщенные способы познания и необходимо в процессе обучения и познавательного общения.
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - создание условий для развития его ума, формирования таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. В исследованиях Д.Б.Эльконина и В.В. Давыдова было достаточно убедительно доказано в частности, что проблема обновления содержания обучения в начальных классах является частью проблемы организации развивающего обучения ребенка. Психологическое обоснование важности и особой значимости этой проблемы было разработано Д. Б. Элькониным (1960, 1966) и В. В. Давыдовым (1966, 1972), в исследованиях которых было детально показано, что одним из решающих факторов в развитии мышления младших школьников выступает содержание обучения. Таким образом, связь между содержанием обучения и процессом развития мышления ребенка, несомненно, существует, но ее нельзя считать достаточным условием обеспечения математического развития ребенка. В начальной школе курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу. Ученые подчеркивают значение дошкольного возраста для интеллектуального развития человека, так как около 60% способностей к переработке информации формируется у детей к 5-6 годам. Однако это не означает, что нужно стремиться вложить в голову ребенка как можно больше знаний, сведений, информации. Значительно важнее научить дошкольника мыслить, развивать самостоятельность, независимость суждений и оценок. Нужно не только научить воспроизводить знания, а помочь находить наиболее адекватный путь решения, объяснять свой выбор, устанавливать зависимости.
Все родители озабочены проблемой подготовки своих детей к школе, тем более, сегодня, когда открылось много новых образовательных структур: гимназий, лицеев, центров с приоритетными направлениями и др. Многие родители ищут школы с усложнённым программным содержанием, с добавлением так называемых специальных предметов: раннего чтения, математики, компьютерной грамоты, иностранных языков и т.д. В этом случае растёт информационное поле знаний, умений и навыков. Известный психолог Л. С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития. «Правильно организованное обучение должно вести за собой развитие ребёнка». Он писал, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. «Развитие именно из сотрудничества, что помогает раскрыться имеющимся у ребенка потенциальным возможностям, воспитывает у него веру в свои силы».
Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребёнок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Многие исследования педагогов и психологов показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объём знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что – то новое. Поэтому главной целью дошкольной подготовки должно стать всестороннее развитие ребёнка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности. Очень важно воспитать в ребёнке любознательность, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, быть самостоятельным в поиске ответов на возникающие вопросы.
Разработанная Программа предназначена для развития и обучения детей 5 – 6 лет с ТНР, основана на методических рекомендациях развития математических представлений и логического мышления у дошкольников Нищевой Н.В.,Колесниковой Е.В., Петерсон Л.Г., Кочемасовой Е.Е., учитывались теории А.В. Запорожца о самоценности дошкольного детства, Д.Б. Эльконина о ведущей роли деятельности в психичеёском развитии ребенка, Л.С. Выготского о развивающем обучении.
Программа «Развивайка» создана для того, чтобы на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством помочь ребёнкус ТНР построить содержательный образ «настоящего школьника». Программа носит принципиально промежуточный характер, соответствующий самоощущению ребёнка, который уже не дошкольник, но ещё не школьник. Предлагаемые занятия по формированию элементарных математических представлений, развитию логического мышления дают возможность интенсивно развивать познавательные способности детей, интеллект, творческое начало, совершенствовать эстетическое и нравственное отношение к окружающему.
Новизна программы в использовании системно-деятельного комплексного подхода к формированию у детей элементарных математических представлений и явлений окружающего мира, в применении в образовательном процессе современных форм и методов обучения. Отличие данной программы состоит в подаче теоретического и практического материала в игровой форме развития личности каждого ребенка, формирование его готовности к систематическому обучению, преодоление факторов дезадаптации за счет выравнивания стартовых возможностей каждого ребенка, позволяющих им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы. Материал занятий излагается в игровой форме. Знания по теории ребёнок получает в контексте практического применения данного дидактического материала с использованием развивающих игр, игр в движении, физкультминуток и пальчиковых упражнений. Весь комплекс заданий с дидактическим материалом – это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения – ее ступеньки.
Цель программы: развитие логического мышления, смекалки, умения мыслить самостоятельно, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения, расширить кругозор математических представлений у детей дошкольного возраста с ТНР.
Задачи программы:
обучающие:
- ознакомление с числовым рядом и составом чисел, получение представления задачи, умение вычленять её части, решать и составлять задачи;
- познакомить детей с общими математическими понятиями;
- учить ориентироваться на листе бумаги в клетку, ориентироваться в пространстве с помощью плана;
- учить составлять фигуры из частей и делить фигуры на части, конструировать фигуры из палочек;
- формирование мотивации учения, ориентация на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;
- формировать пространственно-временные отношения;
- формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).формирование общеучебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.);
- формировать умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы, знакомить с геометрическими фигурами;
- активизировать познавательный интерес.
развивающие:
- развитие познавательных способностей и мыслительных операций, развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей;
- развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
- формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.
воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к занимательной математике;
- воспитывать настойчивость, терпение, способность и умения элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий;
- выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми;
- воспитывать у детей культуру поведения в коллективе, доброжелательные отношения друг к другу;
Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с количеством и счётом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками. Программа включает задания, знакомящие детей с миром чисел и величин в интересной и доступной форме на разной степени трудности, с пространственными и временными ориентировками, дает возможность формирования целостного взгляда на окружающий мир.
Принципы и подходы к реализации Программы
Программа: соответствует принципу развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка, сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики), соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»), обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации, в которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей, строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей, основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, предусматривает решение программных образовательных задач в совместной и самостоятельной деятельности взрослого и детей.
Также при составлении Программы учитывались принципы:
Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
Принцип повторения умений и навыков — один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.).
Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении.
Принцип результативности предполагает получение положительного результата работы независимо от возраста и уровня развития.
Принцип индивидуализации - развитие личных качеств, через решение проблем разноуровнего обучения.
Принцип проблемности - ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной деятельности.
Принцип психологической комфортности - создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка.
Принцип творчества - формирование способности находить нестандартные решения.
Принципы взаимодействия с детьми: сам ребенок – молодец, у него - все получается, возникающие трудности – преодолимы; постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать что-то новое и научиться новому; исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий; сравнение всех результатов ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей; каждый ребенок должен продвигаться вперед своими темпами и с постоянным успехом.
Сроки реализации программы. Программа рассчитана на два года обучения. Программа предназначена для детей в возрасте от 5 до 7 лет с ТНР.
1. Комплекс основных характеристик образования
1.1 Объем программы
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности «Развивайка» для детей 5-6 лет с ТНР. Программа состоит из 37 тем. Материал отбирается с учётом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития ребёнка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности. Основной формой работы Программы является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников.
Занятия проводятся с группой 9 человек. Основной формой работы по программе является групповое занятие. Дополнительная образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю во вторую половину дня, согласно СанПиН 2.4.1.3049–13 для учреждений дошкольного образования. Общее количество академических часов в год – 37.
1.2 Содержание программы
Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих задач.
Формы организации занятий:
- игровая деятельность (развивающие игры: настольно-печатные, динамические, словесные; театрализованные и режиссерские игры);
- творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно-творческой деятельности детей (изобразительной, музыкально-исполнительской, театрально-игровой, речевой);
- проектирование решения проблемы;
- познавательная беседа (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр упражнений, заданий);
- посещение гостей;
- чтение, прослушивание сказки;
Использование разнообразных организационных форм предполагает реализацию методов, максимально активизирующих мышление, воображение, поисковую и продуктивную деятельность детей.
Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей:
- использование игровых мотиваций;
- использование сюрпризных моментов;
- включение игровых и сказочных персонажей;
- использование музыкального сопровождения соответствующего характеру осуществляемой деятельности, ее темпу и содержанию;
- использование художественного слова (коротких рассказов, познавательных сказок, стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, закличек, потешек, примет и т.д.);
- «минутки общения»;
- групповые дела, предусматривающие участие родителей и детей других групп;
- предоставление детям возможности сделать самостоятельный выбор (материалов, способов действий, партнеров и т.д.);
- поощрение детей за внимательность, доброжелательность, сотрудничество.
Методы, направленные на повышения познавательной активности детей:
- развивающие игры;
- игры-инсценировки, игры-сотрудничества;
- динамические игры познавательного содержания;
- классификация и обобщение игрового материала, предметов, картинок по разным основаниям;
- использование художественного слова, музыкального сопровождения;
- познавательные беседы;
- вопросы воспитателя (наводящие, уточняющие, обобщающие и др.), направленные на активизацию и обобщение познавательных представлений детей, на формирование умения самостоятельно рассуждать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и закономерности, делать выводы;
- сравнительный анализ различных предметов, объектов окружающего (природного, социального) мира со зрительной опорой на наглядность и без опоры на наглядность;
- обследование различных предметов;
- наблюдения за изучаемыми объектами и явлениями окружающего мира (природного, социального), трудом взрослых и т.д.;
- демонстрация наглядного материала, наглядных образцов;
- словесные инструкции (инструкции-констатации, инструкции комментарии и инструкции-интерпретации), «нормотворчество»;
- совместное обсуждение информации, коллективное формулирование выводов, подведение итогов.
1.3. Планируемые результаты
Реализация дополнительной общеразвивающей программы детей старшего дошкольного возраста с ТНР «Развивайка» предполагает следующие ожидаемые результаты:
Ожидаемые результаты (ориентиры к 6 годам):
- считать по образцу и названному числу в пределах 10;
- понимать независимость числа от пространственного расположения предметов;
- знать числа первого десятка и записывать их;
- пользоваться математическими знаками: +, -,=,<, >;
- записывать решение математической задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр;
- соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
- различать количественный и порядковый счет в пределах 10;
- составлять числа от 3 до 10 из двух меньших;
- понимать смысл пословиц, в которых присутствуют числа;
- знать геометрические фигуры;
- рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометрических фигур;
- выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов;
- располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, используя соответствующие определения;
- делить предмет на 2 - 4 и более частей, понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;
- называть последовательно дни недели, месяцы;
- ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку;
- определять положение предметов по отношению к другому лицу;
- решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
- понимать задание и выполнять его самостоятельно;
- проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.
2. Организационно – педагогические условия реализации программы
2.1 Учебный план
№ п/п | Количество занятий | ||
Общее количество часов | В неделю | В месяц | |
1. | 37 | 1 | 4-5 |
Программа рассчитана на один год обучения. Дополнительная образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю во вторую половину дня, согласно СанПиН 2.4.1.3049–13 для учреждений дошкольного образования.
В начале и в конце учебного года проводится мониторинг уровня речевого развития дошкольников, который оценивается с помощью контрольных тестов в игровой форме.
2.2 Календарный учебный график
Пояснительная записка к календарному учебному графику
В целях рациональной организации образовательного процесса в МАДОУ детский сад 14 и регулирования образовательной нагрузки в течение учебного года и в соответствии со следующими нормативно - правовыми документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.2012;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. № 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"; Постановление Главного государственного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных организаций», разработан годовой календарный учебный график.
Образовательная деятельность по дополнительным образовательным программам организуется с сентября по май (в течение учебного года), проводится 1 раз в неделю во вторую половину дня, для детей 5-6 лет. По продолжительности занятия не превышают требования СанПин 2.4.1. 3049 - 13, для детей 5- 6 лет продолжительностью не более 25 минут.
Календарный учебный график реализации Программы
№ п/п |
| Количество воспитанников в группе | Количество групп | Количество часов | |
в месяц | в год | ||||
1 | для детей 5-6лет | 8 | 1 | 4-5 | 37 |
Занятия проводятся по группам. Наполняемость – 8 человек, что позволяет продуктивно вести как групповую, так и индивидуальную работу с детьми. В занятия включены физкультминутки, которые позволяют регулировать умственную и физическую нагрузку у дошкольников. Данная программа рассчитана на 37 занятий, и в ее основу заложен принцип развивающего обучения.
2.3. Оценочные материалы (карта мониторинга)
Мониторинг познавательного развития воспитанников осуществляется два раза в год (в конце и начале учебного года). Основная задача мониторинга – определение качества реализации Программы и влияние дополнительной образовательной программы на динамику развития ребенка. Проведение мониторинга позволяет выявить индивидуальные особенности развития ребёнка, разработать индивидуальный маршрут образовательной деятельности для максимального раскрытия потенциала каждого воспитанника. За основу подбора диагностического инструментария был взят мониторинг познавательного развития детей дошкольного возраста Н.Верещагиной. Представленный мониторинг позволяет провести исследование познавательного развития детей дошкольного возраста.
5-6 лет
№ п/п | Ф.И.О. ребенка | Ориентируется в пространстве (на себе, на другом человеке, от предмета, на плоскости) | Правильно пользуется порядковыми количественными числительными до 10. уравнивает 2 группы предметов (+1 и-1) | Различает крут, квадриг, треугольник. прямоугольник, овал. Соотносит объемные и плоскостные фигуры | Вы клады наст ряд предметов по длине, ширине, высоте, сравнивает на глаз, проверяет приложением и наложением | Ориентируется во времени (вчера — сегодня — завтра; сначала — потом). Называет времена года, части суток, дни недели | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | ||||||
сент | май | сент | май | сент | май | сент | май | сент | май | сент | май | ||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:
- балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
- балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
- балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
- балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
- баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
2.4. Комплексно – тематическое планирование
Занятия включают в себя систему дидактических заданий, игр и игровых упражнений, теоретическую и практическую часть. Программа включает работу по группам, коллективную, самостоятельную деятельность и индивидуальные занятия.
Примерный учебно-тематический план (5- 6 лет)
№ п\п | Задачи | Содержание |
Сентябрь 1. | Познакомить детей с предметом логики. Дать представление о познании человеком окружающего мира, об основных формах чувственного познания и абстрактного мышления. Формировать умения детей активно включаться выполнить поставленную задачу самостоятельно, точно. | 1.Знакомство с предметом «логика». 2.Игра «Я знаю…» (с мячом) 3. Упражнение «Кто наблюдательнее?» 4. Беседа о временах года. 5. Дидактическая игра «Что сначала, что потом» (коллективная) 6. Упражнение на ориентировку «Красный, жёлтый, зелёный» |
2. | Учить детей при помощи суждений делать умозаключения. Способствовать расширению словарного запаса детей. Развивать воображение | 1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2.Игра «Машины и пешеходы» 3.Упражнение «Найдём предмет не похожий на другие» 4.Упражнение «Продолжи ряд» 5.Упражнение «Что сначала, что потом?» 6.Работаем с блоками Дьенеша - «Найди клад», «Угадай - ка» |
3. | Учить детей отгадывать загадки, уметь объяснить по какому признаку они догадались, о чём идёт речь. Упражнять в умении выделять главное, отвлекаясь от второстепенного. Познакомить детей с загадкой, как одной из единиц познания окружающего мира. | 1. Беседа о загадках. 2. Классификация загадок. 3. Упражнение «Отгадай загадку – нарисуй отгадку» 4. Игра «Где игрушка?» 5. Беседа о временах года «Когда это бывает?» 6. Диктант «Замени название предмета геометрической фигурой» |
4. | Учить детей при помощи суждений делать умозаключения. Способствовать расширению словарного запаса детей. Развивать воображение | 1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2.Игра «Пятнашки» 3.Упражнение «Продолжи ряд» 4. Упражнение «Закрась то, что нужно» 5.Игра «Логические цепочки» 6.Работаем со счетными палочками |
Октябрь 1. | Познакомить детей с понятием «признак предмета», упражнять в умении вычленять отдельные признаки предметов. Развивать у детей умение мыслить с помощью разнообразных логических приёмов, проводить простейший анализ и синтез | 1. Беседа о предметах, которые нас окружают. 2. Упражнение «Определи предмет на ощупь» 3. Упражнение «Узнавание предмета по заданным признакам» 4. Игра «найди отличия» 5. Упражнение «Определи время года по перечисленным признакам» 6. Графическое упражнение «Фантазия» |
2. | Учить детей при помощи суждений делать умозаключения. Способствовать расширению словарного запаса детей. Развивать воображение | 1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2.Игра «Я знаю пять имен мальчиков» 3. Упражнение «Умозаключения» 4. Упражнение «Составляем сказку» 5.Работаем с блоками Дьенеша «Помоги Муравьишкам», «Автотрасса» |
3. | Формировать и развивать у детей основные операции мышления. Учить находить сходства и различия между предметами и явлениями. Формировать умения устанавливать наиболее часто встречающиеся отношения между понятиями, такими как вид - род. Развивать зрительное и слуховое восприятие. | 1. Закрепление всех признаков предметов. 2. Упражнение «Цепочка слов» 3. Изучение и знакомство с новыми понятиями. Игра «Сравнение». Как нужно сравнивать. Как нельзя сравнивать. 4. Игра «Найди родню» 5. Упражнение «Доскажи словечко» 6. Графическое упражнение на тренировку памяти. |
4. | Учить детей при помощи суждений делать умозаключения. Способствовать расширению словарного запаса детей. Развивать воображение | 1.Упражнение «Колечко» 2.Игра «Быстро сообрази» 3.Упражнение «Составляем сказку» 4. Упражнение «Установи причину событий» 5. Логические задачи 6.Работаем с блоками Дьенеша «Необычные фигуры», «Где чей гараж?» |
5. | Учить детей видеть существующие противоречия: уметь применять в ходе упражнений различные категории. Упражнять в умении видеть корень проблемы. Формировать способность отстаивать свою точку зрения, доказывать истинность своего ответа. | 1. Закрепление видовых и родовых понятий. Игра «Рыбы - птицы - звери» 2. Упражнение «Наоборот» 3. Работа с предметами. Игра «Что загадали?» 4. Игра «Определи фигуру» 5. Отгадывание загадок (с использованием ограничения, отрицания) 6. Графическое упражнение «Закончи рисунок». |
Ноябрь 1. | Учить детей при помощи суждений делать умозаключения. Способствовать расширению словарного запаса детей. Развивать воображение | 1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2.Игра «Вообрази и покажи» 3.Упражнение «Соедини слова» 4.Упражнение «Раскрась узор по образцу» 5.Упражнение «Закрась то, что нужно» 6.Работаем со счетными палочками |
2. | Познакомить детей с классификацией предметов и её существенными признаками (естественными и основными) и не существенными (вспомогательными). Учить обобщать и распределять предметы по группам, где каждая группа, каждый класс имеет своё постоянное место. Упражнять детей в умении находить и использовать | 1. Упражнение «Продолжи ряд» 2. Знакомство с понятиями «классификация», «обобщение». 3. Работа в малых группах на классификацию предметов и явлений. 4. Игра «Подбери по смыслу» 5. Игра «Круг - кружочек» 6. Графическое упражнение «Разноцветные бусы» |
3. | Учить детей при помощи суждений делать умозаключения. Способствовать расширению словарного запаса детей. Развивать воображение | 1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» 2.Игра «Антонимы» 3.Упражнения «Раскрась узор по образцу» 4. Коллективная работа «Подбери заплатки к коврикам» 5.Логические задачи 6.Работа со счетными палочками |
4. | На основе полученных знаний, учить детей видеть противоречия, устранять ошибку, которую они считают допущенной. Развивать внимательность, наблюдательность, умение анализировать предложенный материал. | 1. Беседа по прошлой теме, закрепление приёмов обобщения и классификации. 2. Упражнение «Пропущенные фигуры» 3. Игра «Чего без чего не бывает» 4. Работа в парах по карточкам «Чего без чего не бывает» 5. Игры «Что лишнее? Кто Лишний?» 6. Графическое упражнение по образцу «Закономерность» |
Декабрь 1 | Учить детей при помощи суждений делать умозаключения. Способствовать расширению словарного запаса детей. Развивать воображение | 1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь». 2.Игра «Палочки» 3.Небылицы 4.Задание на сравнение 5.Логические задачи 6.Работаем с блоками Дьенеша «Дорожки», «Домино» |
2. | Учить детей мыслить логически и творчески выражать свои мысли, используя математические термины. Развивать всестороннее восприятие конкретного. | 1. Упражнения «Лишнее число», «Математические бусы», «Ошибки – невидимки» 2. Игра «Путешествие» (по ориентировке на плоскости листа). 3. Упражнение «Сосчитай фигуры» 4. Упражнение «Форма. Размер. Цвет» 5. Игра «Ошибка художника» 6. Диктант на внимание и мышление. |
3. | Учить детей при помощи суждений делать умозаключения. Способствовать расширению словарного запаса детей. Развивать воображение | 1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон». 2.Упражнение «Найди легкие и тяжелые предметы» 3.Задание на сравнение 4.Игра «Что сначала, что потом» 5.Логические задачи 6.Работа с таблицей |
4. | Упражнять детей в познании окружающего мира с помощью чувственных форм. Учить детей пользуясь своими ощущениями судить о предмете в целом. Развивать внимательность и сосредоточенность. | 1. Беседа по теме. 2. Игра «Чудесный мешочек» 3. Упражнение «Узнаем предмет по заданным признакам» 4. Задания с палочками. 5. Упражнение «Соедини картинки и слова» 6. Графическое упражнение «Два замка». |
Январь 1. | Учить детей при помощи суждений делать умозаключения. Способствовать расширению словарного запаса детей. Развивать воображение | 1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту». 2.Упражнение «Что получится» 3.Упражнение «Найди сходство» 4.Задание на сравнение 5.Логические задачи 6. Работа со счетными палочками |
2. | Учить детей мысленному выделению одного из признаков предмета и отвлечение от других, т.е выделение существенных признаков и отвлечение от несуществующих, второстепенных. Развивать умственную активность | 1. Упражнение «Объясните понятие» 2. Упражнение «Найдём предмет не похожий на другие» 3. Игра «Что на что похоже» 4. Упражнение «Поиск предметов обладающих сходными свойствами» 5. Упражнение «Поиск предметов с противоположными свойствами» 6. Графическое упражнение «Мозаика» (абстрактный рисунок). |
3. | Учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Способствовать расширению словарного запаса детей. Развивать воображение | 1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан». 2.Упражнение «Что вокруг нас» (по форме) 3.Логические задачи 4.Задание на сравнение 5.Игра «Зашифрованное слово» 6.Задания по Блокам Дьенеша «Найди пару», «Две дорожки» |
Февраль 1. | Учить детей составлять логические пары, учитывая какой- либо общий признак, уметь объяснить свой выбор. Упражнять детей в составлении логических цепочек с учётом признака последнего предмета в цепочке. Развивать логическое мышление, умение давать чёткие ответы. | 1. Упражнение «Найди пару» 2. Игра «Цепочка слов» 3. Игра «Что сначала, что потом» 4. Упражнение «Найди сходство» 5. Игра «Логические цепочки» 6. Графическое упражнение «Укрась кубики» |
2. | Учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Способствовать расширению словарного запаса детей. Развивать воображение | 1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2.Упражнение «Продолжи ряд» 3.Работа со счетными палочками 4.Упражнение «Логические цепочки» 5.Игра «Хорошо - плохо» 6.Задание на сравнение |
3. | Учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Способствовать расширению словарного запаса детей. Развивать воображение | 1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2.Упражнение «Соображай – ка» 3.Логические задачи 4.Задание на сравнение 5. Упражнение «Найди ошибку в рисунках» 6. Работа с таблицей |
4. | Учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определенным признака. При помощи суждений делать умозаключения. Способствовать расширению словарного запаса детей. Развивать воображение | 1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2.Упражнение «Найди ошибку» 3.Логические задачи 4.Задание на сравнение 5.Игра «Чепуха» 6.Задания по Блокам Дьеныша «Поймай тройку», «Где, чей гараж» |
Март 1. | Учить детей при помощи суждений делать умозаключения. Способствовать расширению словарного запаса детей. Развивать воображение | 1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2.Небылицы 3.Игра «Запретное движение» 4.Упражнение «Покажи правильно», «Найди рифму», «Что лишнее?» 5.Игра «Логические цепочки» 6. Работа с таблицей |
2. | Учить детей при помощи суждений делать умозаключения. Способствовать расширению словарного запаса детей. Развивать воображение | 1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2. Игра «Бывает - не бывает» 3.Упражнение «Найди ошибку в рисунках» 4.Задание на сравнение 5.Логические задачи 6.Работа с таблицей |
3. | Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам. При помощи суждений делать умозаключения. Способствовать расширению словарного запаса детей. Развивать воображение | 1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2.Игра «Скороговорки» 3. Игра «Кто что делает?» 4.Игра «Чепуха» 5.Логические задачи 6.Работа со счетными палочками |
4. | Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам. При помощи суждений делать умозаключения. Способствовать расширению словарного запаса детей. Развивать воображение | 1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2.Игра «А я все помню» 3. Игра «Поиск общих свойств» 4.Игра «Поиск предметов обладающих сходными свойствами» 5.Логические задачи 6.Работа со счетными палочками |
Апрель 1. | Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам. При помощи суждений делать умозаключения. Способствовать расширению словарного запаса детей. Развивать воображение | 1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2. Весёлые задачки для маленьких умников. 3. Упражнение «Найди закономерность» 4.Упражнение «Раскрась правильно», «Продолжи ряд» 5. Упражнение «Логические цепочки» 6.Задания по Блокам Дьенеша « Засели домики», «У кого в гостях Винни - Пух и Пятачок» |
2. | Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам. При помощи суждений делать умозаключения. Способствовать расширению словарного запаса детей. Развивать воображение | 1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2.Игра «Детишки» 3.Логические задачи 4.Упражнения «Найди и раскрась часть, которой не хватает», «Что сначала, что потом?», «Найди место для вещей» 5. Игры - головоломки со счетными палочками 6.Графический диктант |
3. | Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам. При помощи суждений делать умозаключения. Способствовать расширению словарного запаса детей. Развивать воображение | 1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2.Упражнение «Соедини стрелками» 3. Игра «Логический домик» 4. Упражнение «Найди закономерность» 5.Словесно – логические игры и упражнения «Найди нужное слово», «Кто самый, самый?», «Лишнее слово». 6.Задания по Блокам Дьенеша «Помоги фигурам выбраться из леса», «Загадки без слов» |
4. | Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам. При помощи суждений делать умозаключения. Способствовать расширению словарного запаса детей. Развивать воображение | 1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2.Игра «Скороговорки» 3.Логические задачи 4.Упражнения «Продолжи ряд», «Что сначала, что потом?», «Раскрась по образцу» 5. Игры - головоломки со счетными палочками 6. Графический диктант |
5. | Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам. При помощи суждений делать умозаключения. Способствовать расширению словарного запаса детей. Развивать воображение. Развитие умения ориентироваться в пространстве в соответствии с планом. Формирование представления о символическом изображении вещей. | 1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2. Упражнение «Найди ошибку» 3.Планы - схемы: «Куда села муха?», «Где спрятался Мишка?» 4. Упражнения на сравнение двух групп фигур «Четвёртый лишний», «Нелепицы». 5.Игра «Бывает - не бывает 6.Задания по Блокам Дьенеша «Где спрятался Джерри» |
Май 1. | Учить детей выявлять закономерность по признакам. При помощи суждений делать умозаключения. Способствовать расширению словарного запаса детей. Развивать воображение | 1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2.Игра «Подбери слова» 3. Упражнение «Логические цепочки». 4. Игра «Угадай героя сказки» 5 Игра «Зашифрованное слово 6. Графический диктант |
2. | Учить детей выявлять закономерность по признакам. При помощи суждений делать умозаключения. Способствовать расширению словарного запаса детей. Развивать внимание | 1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2.Игра «Одно слово» 3.Упражнения «Продолжи ряд», «Соображай-ка» 4.Игры «Найди закономерность, дорисуй», «Примеров много - ответ один» 5. Упражнение «Найди пару» 6.Игры - головоломки со счетными палочками |
3. | Учить детей выявлять закономерность по признакам. При помощи суждений делать умозаключения. Способствовать расширению словарного запаса детей. Развивать внимание | 1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2.Небылицы 3.Упражнение «Последовательность» 4. Творческое задание «Проектировщики и строители» 5. Упражнение «После, потом, сейчас» 6.Работа с блоками Дьенеша «Угадай слово «, «Сократи слово» |
4. | Развивать у детей логическое мышление, умение применять полученные знания для решения нестандартных задач. Упражнять в умении мыслить разносторонне. | 1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2.Упражнения «Продолжи ряд», «Что сначала что потом» 3.Игра «Где игрушка» 4.Упражнение «Прочитаем сказку» 5.Упражнение «Отгадываем загадки, ответим на вопросы» 6.Графическое упражнение «Закончи узор» |
Содержание задач к каждой теме (на каждом возрастном периоде), может дополняться и частично изменяться в зависимости от уровня усвоения программного материала каждого ребенка и группы в целом.
3.Список методических материалов
- Нищева Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. –СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016
- Нищева Н.В.Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 5 до 6 лет). —СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
- Нищева Н.В.Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 6 до 7лет). —СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
- Нищева, Н. В. Играйка 10. Считайка. Игры для развития математических представлений у старших дошкольников / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2013.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. – издательский дом Ажур. – Екатеринбург, 2014. – 22с.
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации [Текст]: принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года,
одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. - 21 с.
Электронные ресурсы
- Большой психологический словарь [Текст]: сост. Мещеряков Б., Зинченко В. //электронный словарь// Олма-пресс. 2004. – Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/30/word/doshkolnyi-vozrast.
- Дидактическая игра. Принципы дидактической игры [Электронный ресурс]: Библиотека › Педагогика. - – Электрон. дан. – © 2011 – 2014. – Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/pedagogika/didakticheskaja-igra-principy-didakticheskoi-igry.html.
- Дидактические игры тренингового характера для детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]: подготовка к школе. – 2009-2014. – Режим доступа: http://vscolu.ru/articles/didakticheskie-igry-treningovogo-xaraktera-dlya-detej-doshkolnogo-vozrasta.html.
- Зыкова О.В. Дидактическая игра как средство коррекции речевых и неречевых процессов у детей с нарушениями речи [Электронный ресурс]: Социальная сеть работников образования nsportal.ru. Проект для одарённых детей «Алые паруса». Виртуальный университет – 2013. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/06/09/didakticheskaya-igra-kak-sredstvo-korrektsii-rechevykh-i.
- Игра – как одна из важных форм логопедического воздействия при работе с детьми дошкольного возраста с ОНР (Игра в коррекции лексики) [Электронный ресурс]: SuperInf.ru © 2009 — 2015. – Режим доступа: http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=9.
- Классификация речевых нарушений [Электронный ресурс]: логопедические заключения, 2013. – Режим доступа: http://www.babyblog.ru/community/post/netakoi/1707737.
- Лобанова, Т.Н. Методика проведения дидактических игр [Электронный ресурс]: / Т.Н. Лобанова. - 2016. - Режим доступа: http://nsportal.ru/user/598777/page/metodika-provedeniya-didakticheskih-igr.
- Нарушения речи у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]: виды речевых нарушений / материал подготовила Кулакова М.А., 2014. – Режим доступа: http://ds78spb.ru/p40/index.html.
- Нарушение речи у детей и взрослых. Виды нарушения устной речи: симптомы, причины, лечение [Электронный ресурс]: 2009. - Режим доступа: http://dr20.ru/health/narushenie-rechi/.
- Общее недоразвитие речи (ОНР) [Электронный ресурс]: медицинский справочник болезней. - 2016. - Режим доступа: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/speech-disorder/onr.
- Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]: 2011. - Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/referat-246515.html.
- Словарь педагогических терминов [Электронный ресурс]: Copyright 2004 – 2015., ЛАНИ, СПИРИАН. - Режим доступа: http://www.ped.vslovar.ru/573.html.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности «Маленькие читатели» для детей 3 - 8 лет
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности «Маленькие читатели» (далее Программа) разработана и реализ...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Пояснительная запискаВ отличие от других программ коррекционного развития детей, Программа «Волшебный язычок» направлена на синтез слова, музыки и движения. Развитие движений в сочетании с...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-6 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» ПРИНЯТА...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА-ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-7 ЛЕТ) «Жила была посуда….»
Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения (посуда); прилагательными, характеризующимисвойства и качества предметов. Развитие всех компонентов устной речи дет...
Дополнительная общеобразовательная программа — дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Занимательная астрономия» для детей дошкольного возраста (6-7 лет) срок реализации 1 год
открывает для детей старшего дошкольного возраста целостной картины мира, подготавливает почву для развития основ естественнонаучных знаний детей;способствует расширению кругозора детей, дает возможно...