Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Всезнайка» для детей средней группы 4-5лет
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа)
Содержание
№ | Наименование разделов | Страница |
1 | Целевой раздел | 3 |
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.2 | Цель и задачи программы |
|
1.3 | Принципы работы |
|
1.4 | Методы и приемы |
|
1.5 | Оборудование |
|
1.6 | Ожидаемые результаты освоения программы |
|
2.1 | Режим и форма занятий |
|
2.2 | Список детей |
|
2.3 | Учебно-тематический план |
|
2.4 | Тематическое планирование по месяцам |
|
3 | Список литературы |
|
4 | Оценочный и методический материал |
|
4.1 | Диагностический материал (см. приложение 1) Способы определения результатов освоения программы |
|
4.2 | Дидактические игры |
|
1Целевой раздел
- Пояснительная записка:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Всезнайка» разработана в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», с учетом положений Концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р и иных нормативных правовых документов.
Данная программа направлена на овладение младшими дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приёмами ручной работы с разным материалом. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.
Дополнительная общеобразовательная программа познавательной направленности «Всезнайка» МБДОУ «Детский сад № 32» (далее программа) разработана на основе методического пособия Е.А.Мартыновой, И. М. Сучковой «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» авторская программа художественного воспитания обучения и развития детей дошкольного возраста, в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 32» , а также в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ об образовании в Российской Федерации.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
3. Приказ Министерства образования и науки Новосибирской области от 14.04.2014 г. № 919 « О введении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
4. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26).
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
1.2 Актуальность. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.
Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.
Для проведения кружковой работы были поставлены следующие цели и задачи:
1.3 Цели кружка «Всезнайка»: развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, творчеству.
Задачи деятельности кружка «Всезнайка:
1. формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять различные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
- расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук; развивать у детей умение пользоваться приборами – помощниками при проведении игр - экспериментов;
5.развивать у детей умственные способности: мыслительные способности: анализ, классификацию, сравнение, обобщение; формировать способы познания путем сенсорного анализа;
развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.
1.4 Принципы работы:
- Принцип приобщения ребенка к познанию окружающего мира
- Принцип погружения в проблему
- Принцип взаимности и доброжелательности
1.5 Методы и приемы:
• Устные;
• Индивидуальные;
• Фронтальные;
Практические
• Сравнение свойств материалов.
• Экскурсии, наблюдения.
• Опыты.
• Моделирование.
• Дидактические игры.
• Подвижные игры.
• Экспериментирование.
Словесные:
• Беседы
• Чтение художественной литературы
• Заучивание стихотворений
• Развлечения
• Загадывание загадок.
Наглядные:
• Схемы проведения к опытам.
• Таблицы.
• Иллюстрации природных и физических явлений.
• Организация выставок.
• Сбор фотоматериалов.
• Рассматривание иллюстраций.
• Информационные стенды.
• Личный пример взрослых.
Метод драматизации:
• Ребенок или воспитатель берет на себя роль Незнайки-Почемучки, лаборанта или ученого.
При анализе и оценки действий детей, обязательно нужно использовать методы стимуляции и мотивации:
• похвалу работе ребенка,
• сладкие призы,
• вопросы педагога, помогающие подвести детей к постановке проблемы,
• вопросы, помогающие прояснить ситуацию, выдвинуть гипотезу и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность,
• вопросы, стимулирующие детей к коммуникации: « Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?»
1.6 Оборудование:
для опытов: лупы, тарелки, песок, сухие листья (гербарий), шило, зеркало, стаканы для воды, зеркало, воздушные шарики, свеча, камни, соль, мел, уголь, сахар, пищевые красители, пемза, контейнер, таз, стеклянная банка, веревка, вешалка-плечики для одежды, пластиковая бутылка.
для творчества:
- бумага белая и цветная, картон
– акварельные краски, гуашь, ножницы, клей;
– пластилин,
– салфетки.
1.7 Ожидаемые результаты освоения программы
1. Сформированность эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.
2. Проявление познавательного интереса к занятиям, умение выдвигать новые задачи и решать их, рассуждая и доказывая своё мнение
3. Сформированность основ диалектического мышления.
4. Углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных программой воспитания и обучения в детском саду «Детство».
5. Усвоение основ целостного видения окружающего мира.
6. Умение выполнять различные опыты, используя приборы- помощники .
2.1 Формы и режим занятий:
Программа «Всезнайка» предназначена для детей среднего дошкольного возраста (4 – 5года). Срок реализации программы – 1 год. Курс рассчитан на 9 часов.
Продолжительность непосредственно образовательной деятельности по реализации программы дополнительного образования детей – 10-15 мин в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10.
Режим занятий:
Средняя группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36 занятий.
Форма организации образовательного процесса: подгрупповая с индивидуальным подходом.
Программа «Всезнайка» разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом.
Данная программа интегрируется с образовательными областями: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитее», «Физическое развитие» основной образовательной программы ДОУ.
2.2 Список детей
1 Байбара Ярослав.
2 Ваганко Вера.
3 Джураева Малика
4 Калимуллина Вероника.
5 Колмаков Егор
6 Пашковская Ярослава
7 Узелков Роман
8 Ураков Сергей
9 Шокарев Игнат
2.3 Учебно-тематический план
Для детей 4 - 5 лет по изучению программы
Содержание работы | Количество мероприятий | ||
в неделю | в месяц | в год | |
Мероприятия по тематическому плану | 1 | 4 | 36 |
2.4Тематическое планирование по месяцам
Месяц | Тема | Программное содержание (цели, задачи) | Образовательные области | Планируемые результаты |
Сентябрь «Мир песка» | Занятие №1 -2 Познание «Песочная страна»
| Выявить свойства песка, почему песок хорошо сыплется? (выявить свойства песка: сыпучесть, рыхлость) .
| Познавательное развитие: знакомить детей с предметами неживой природы. Развивать любознательность в ходе проведения опытов. Речевое развитие: пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний об объектах неживой природы. | Умеют называть свойства песка, делать выводы в ходе экспериментирования, умеют согласовывать прилагательные с существительными, делают логические заключения. |
Занятие №3-4. Практика Рисование песком: «Разнообразные фигуры» | Учить детей изображать рисунок с помощью песочной технике.
| Познавательное развитие: формирование представлений детей о песчаной пустыне как среде обитания животных и растений.
| Детские работы из песка
| |
Октябрь «Мир растений»
| Занятие №1-2. Познание Значение воды в жизни растений Опыт: №1 «Растения и вода» №2 «Скользкие листья» | Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений, теряют ли листья влагу? | Познавательное развитие: расширять знания о состоянии растений осенью. Речевое развитие: способствовать формированию диалогической речи у детей. | Умеют с интересом относиться к исследованиям и к проведению опытов |
Занятие №3-4. Практика Рисование «Осенний цветок» | Учить детей видеть красоту природных объектов, разнообразие цвета; передавать увиденное в своем рисунке | Познавательное развитие: дать представления о значении листьев в природе.
|
| |
Ноябрь «Мир воды» | Занятие №1-2. Познание Опыт №1«Теплая капелька» | Познакомить со способом получения теплой воды, развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы. Воспитывать аккуратность при работе с водой. | Познавательное развитие: учить видеть детей разное состояние воды (теплое, холодное). Учить делать умозаключение. Коммуникация: расширять словарь за счет прилагательных обозначающих свойства воды. | Умеют называть состояние воды, используя в речи имен прилагательных, согласовывая их с именами существительными |
| Занятие №3-4. Практика «Волшебная кисточка»
Чтение Н.А. Рыжова «Жила-была река» | Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски.
формировать представление детей о значимости чистой воды в жизни человека, проблеме загрязнения. | Художественно-эстетическое направление. Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности. | Умеют подбирать цвета, путем смешивания красок. |
Декабрь «Мир воздуха» | Занятие №1-4. Познание Поиски воздуха Опыт №1 «Тепло в воздухе» Опыт №2 «Сколько весит воздух?» Опыт №3 «Всюду воздух» | Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей. | Речевое развитие: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый.) Познавательное развитие: развивать наблюдательность, любознательность мышление, память. Познавательную активность. | Умеют называть свойства воздуха. Делать выводы в ходе проведения опытов и экспериментов. |
Январь «Мир камней» | Занятие №1-2. Познание Опыт №1 «Почему камни бывают» разноцветными? Опыт №2 «Как вода камень разрушает?» Опыт №3 «Плавучий камень» | Показать детям с помощью пластилина каменные пласты, которые образуются миллионами лет. Смоделировать силу и воздействия воды Показать детям, что пемза плавает и не тонет в воде. | Познавательное развитие: расширять знания о разнообразии камней в природе, их значением в жизни человека, с природными и искусственными камнями. Речевое рпазвитие: способствовать формированию диалогической речи у детей. | Умеют называть свойства камней. Делать выводы в ходе проведения опытов и экспериментов Проявляют интерес к познанию и окружающей нас природе. |
Занятие №3-4. Практика «Камни пишут и рисуют» | Учить детей рисовать простым карандашом-грифелем, углем. | Речевое развитие: расширять словарный запас за счет называния свойств, камней. | Детские работы | |
Февраль «Мир температуры» | Занятие №1-2. Познание Термометры для измерения температуры воды, воздуха, тела человека; два стакана с водой разной температуры (из холодильника и теплой) на каждого ребенка; | Развитие способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела.
| Познакомить с понятием «температура»; формировать представление о приборе для измерения температуры - термометре; сравнение разных видов термометров Речевое развитие: расширять словарный запас детей. |
|
| Занятие №3-4. Практика Изготовление модели «Термометр» | Учить детей показывать температуру выше или ниже нуля с помощью модели. |
|
|
Март «Мир химии» | Занятие №1-2. Познание Опыт №1 Выращивание грибка под названием «Хлебная плесень».
| Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия.
| Познавательное развитие: знакомить детей с мельчайшими организмами (грибками) Речевое развитие: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей. | Проявляют интерес к окружающей нас среде. |
| Занятие №3-4. Опыт №2 «Красочный сахар» | Учить детей с помощью пищевых красителей получать красочный сахар | Речевое развитие: учить строить предложения грамматически правильно |
|
Апрель «Мир космоса» | Занятие №1-2. Познание Опыт№1 «Полет в космосе»
Беседа и просмотр презентации «Что такое метеориты?» | Учить детей делать планирующую машину
Дать представление о метеоритах, показать, что происходит с ними при прохождении внутри атмосферы Земли | Познавательное развитие: знакомить детей с космическими предметами. Развивать любознательность в ходе проведения опытов. Речевое развитие: пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний о космическом пространстве. | Умеют с интересом относиться к исследованиям и к проведению опытов |
| Занятие №3-4. Практика Аппликация «Ракета» | Учить детей делать работы в технике обрывания, развивать моторику рук | Речевое развитие: пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний о космическом пространстве | Детские работы |
Май «Мир солнца» | Занятие №1-2 Познание Опыт №1 с парафином (кусочки парафина, игрушечные сковородки, палочки для размешивания парафина, тряпочки) Опыт №2 «Граненое стеклышко» (деталь от хрустальной люстры), зеркало.
| Упражнять детей в элементарном экспериментировании с парафином и на его основе подвести детей к самостоятельному выводу о физических свойствах парафина. Познакомить с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей цвета. Расширить представления детей о тени - тень имеют все предметы, она имеет конфигурацию того предмета, от которого получена. | Познавательное развитие: формировать у детей представление о свете, как о прямолинейно распространяющихся лучах, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). Уточнить знания детей о материалах, из которых изготавливают свечи, их качествах. Речевое развитие: активизировать словарь детей, учить говорить детей грамматически правильно. | Умеют делать самостоятельно умозаключения и делиться впечатлениями.
Может описать погодные явления. Называть свойства солнечных лучей. |
| Занятие №3-4. Практика Поделка «Солнышко» | Научить новым приемам ручного труда, работе с ножницами. | Познавательное развитие: дать представления о значении солнца как источника света и тепла в жизни всего живого. Речевое развитие: способствовать формированию диалогической речи у детей. | Поделки, выполненные своими руками |
3. Список литературы:
1. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет». Е.А.Мартынова, И. М. Сучкова , Издательство «Учитель» , 2011.
2. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005.
3. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009.
4. Энциклопедия «365 научных экспериментов»
5. Интернет ресурсы
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Диагностическая карта кружка «Всезнайка»
№ п/п | Ф.И. ребенка | Активно знакомится со свойствами новых окружающих предметов, стремится экспериментировать | Задает вопросы поискового характера: «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Откуда?» и т .п. | Уровень развития произвольного внимания, работоспособности | Сравнивает сходные по внешнему виду предметы | Умение детей выполнять задание в соответствии с инструкцией взрослого. | Сопоставляет факты пытается сделать выводы из рассуждений | Баллы |
|
1 | Байбара Я. |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 | Джураева М. |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 | Ваганко В. |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 | Калимуллина В. |
|
|
|
|
|
|
|
|
5 | Колмаков Е. |
|
|
|
|
|
|
|
|
6 | Пашковская Я. |
|
|
|
|
|
|
| |
7 | Узелков Р. |
|
|
|
|
|
|
|
|
8 | Ураков Р. |
|
|
|
|
|
|
|
|
9 | Шокарев И. |
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО:
Начало года: Высокий уровень _______ детей ______ %; Средний уровень _______ детей ______ %; Низкий уровень _______ детей ______ %.
Диагностические задания
Что изучается Дидактические игры, вопросы упражнения Содержание диагностического задания Критерии оценки
Активно знакомится со свойствами новых окружающих предметов, стремится экспериментировать Наблюдение за поведением ребенка во время занятий и вне их Педагог дает оценку в процессе наблюдений за поведением ребенка во время занятий, анализирует детские вопросы
3 балла - ребенок увлеченно слушает объяснения педагога на занятиях, с интересом выполняет задания, задает вопросы; проявляет познавательную активность вне занятий.
2 балла - познавательной активности не проявляет; на занятиях задания педагога может выполнять увлеченно, с интересом, но вне занятий интерес пропадает; вопросы задает редко.
1 балл - не проявляет заинтересованности и активности на занятиях; не выражает особого желания, предпочтения заниматься каким-либо видом деятельности; вопросы практически не задает.
Задает вопросы поискового характера: «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Откуда?» и т .п. Наблюдение за поведением ребенка во время занятий и вне их Педагог дает оценку в процессе наблюдений за поведением ребенка во время занятий, анализирует детские вопросы
3 балла - часто
2 балла – редко
1 балл - никогда
Уровень произвольного внимания, работоспособности Наблюдение за ребенком во время занятия и вне их Педагог дает оценку в процессе наблюдений за деятельностью ребенка во время занятий
3 балла - ребенок в течение занятия сосредоточен, активен.
2 балла - ребенок не может длительно удерживать внимание, начинает отвлекаться во второй половине занятия.
1 балл - ребенок отвлекается в процессе всей деятельности
Сравнивает сходные по внешнему виду предметы Наблюдение за поведением ребенка во время занятий и вне их Педагог дает оценку в процессе наблюдений за деятельностью ребенка во время занятий
3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки.
1 балл - ребенок не справляется с заданием
Умение детей выполнять задание в соответствии с инструкцией взрослого Наблюдения за деятельностью детей во время занятий Педагог дает оценку в процессе наблюдений за деятельностью ребенка во время занятий
3 балла - ребенок «слышит» и принимает инструкцию, выполняет задание в соответствии с ней.
2 балла - ребенок «слышит» инструкцию, но затрудняется выполнить задание в соответствии с ней, необходимо уточнение, разъяснение.
1 балл - ребенок не принимает инструкцию к действию. Разъяснение, уточнение инструкции не приносит желаемого результата.
Сопоставляет факты пытается сделать выводы из рассуждений. Наблюдение за поведением ребенка во время занятий и вне их Педагог дает оценку в процессе наблюдений за поведением ребенка во время занятий, анализирует детские вопросы
3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки.
1 балл - ребенок не справляется с заданием
Высокий уровень – 15-18 баллов; средний уровень – 10-12 баллов; низкий уровень – 5-6 баллов.
Для определения уровня знаний о неживой природе составила следующие вопросы:
1. Опишите качество, свойство и назначение предметов: из дерева; из стекла; из бумаги; из резины; из металла; из пластмасса.
2. Что ты знаешь о воздухе? О воде? О песке? Глине?
На основании индивидуальных карт обследования вывела общий уровень знаний каждого ребенка. В итоге получилось:
Высокий уровень –
Средний уровень –
Низкий уровень –
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Дидактические игры:
«УГАДАЙ НА ВКУС»
Цель: обогащать вкусовые ощущения, развивать память; развивать умение определять нужный способ для опознания предметов; обогащать словарь детей.
Подготовка к игре.
Детям предлагается 4 пары баночек. Они наполнены солью, ванилином, сахаром, лимонной кислотой.
Задание 1. «Угадай, какой вкус?»
Ребенку предлагается найти кислый, соленый, сладкий, горький вкусы.
Задание 2. «Найди пару»
Ребенок должен найти баночки с одинаковым вкусом.
Задание 3. «Что, каким бывает?»
Перед ребенком лежат картинки с ягодами, фруктами, овощами. Ребенок определяет баночку с определенным вкусом и кладет рядом картинку с продуктом, имеющим такой же вкус. Например: кислый вкус – лимон, клюква, смородина; сладкий вкус – груша, клубника, арбуз и т.д.
«ТЕПЛЫЙ – ХОЛОДНЫЙ»
Цель: упражнять детей в умении тактильным путем, устанавливать различия текстильных изделий, развивать умение рассказывать о своих чувственных впечатлениях.
Ход игры.
Детям предлагается панно с различными видами тканей. Ребенок тактильным путем должен установить различия текстильных изделий и рассказать о своих чувственных впечатлениях.
«ЛЕГКИЙ – ТЯЖЕЛЫЙ»
Цель: предоставить детям возможность прочувствовать меру тяжести знакомых предметов, тем самым обогащать сенсорный опыт детей; развивать умение рассказывать о своих чувственных впечатлениях.
Ход игры.
Детям предлагаются предметы разной тяжести. Прочувствовав меру тяжести, они рассказывают о своих чувственных впечатлениях.
«ТЕПЛЫЙ – ХОЛОДНЫЙ»
Цель: упражнять детей в умении на ощупь определять температуру однородных предметов и группировать их с условными символами; учить делать словесные выводы.
Ход игры.
Детям предлагаются баночки с водой: теплая, холодная, горячая. Дети на ощупь должны определить температуру воды и соотнести с соответствующими символами.
«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК-1»
Цель: закреплять умение определять знакомые геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр и др.) на основе осязательно-двигательного обследования и называть их.
Ход игры.
В мешочке лежат объемные геометрические фигуры. Ребенок опускает руку в мешочек и на ощупь определяет фигуру, которая ему попалась, называет и вынимает ее. Остальные дети контролируют.
«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК-2»
Цель: учить детей на ощупь определять геометрическую фигуру, развивать органы чувств (осязание).
Ход игры.
Предложить ребенку определить на ощупь и назвать геометрическую фигуру, лежащую в мешочке.
«НАЙДИ ЗАПЛАТКУ»
Цель: учить выделять в процессе восприятия качества предмета, сравнивать по форме.
Ход игры.
Предложить ребенку правильно подобрать подходящую заплатку из геометрической фигуры и поставить на место.
«ПОДБЕРИ ФИГУРУ»
Цель: учить детей обследовать предметы разной формы и цвета, учить использовать обозначенные свойства геометрической фигуры (цвет, форма, размер); развивать творческое воображение.
Ход игры.
1 вариант. Предложить ребенку выбрать понравившуюся для него карточку и с помощью геометрических фигур выложить рисунок по образцу.
2 вариант. Предложить ребенку, с помощью различных геометрических фигур, составить свой рисунок.
«УЗНАЙ И СРАВНИ»
Цель: закреплять умение сравнивать два предмета по длине и ширине, пользуясь приемом приложения их друг к другу; использовать слова: короче, длиннее, шире, уже; закреплять цвет; развивать умение узнавать геометрические фигуры на ощупь, и называть их.
Ход игры.
1 вариант. Под платочком хаотично разложены геометрические фигуры (большие и маленькие по величине, разной формы). Ребенку предлагается на ощупь, обследуя двумя руками, найти пару геометрических фигур (выбор пары возможен и по желанию ребенка и по словесному указанию воспитателя).
2 вариант. «Найди пару»
Ребенок на ощупь, одной рукой, обследуя предмет, достает геометрические фигуры из под платочка, называет, что он достал (ромб). Сравнивает по размерам, используя слова: длиннее, короче, уже, шире, и называет цвет каждой фигуры.
«ПОДБЕРИ ФИГУРУ»
Цель: учить детей обследовать предметы разной формы и цвета, учить использовать обозначенные свойства геометрической фигуры (цвет, форма, размер); развивать творческое воображение.
Ход игры.
1 вариант. Предложить ребенку выбрать понравившуюся для него карточку и с помощью геометрических фигур выложить рисунок по образцу.
2 вариант. Предложить ребенку, с помощью различных геометрических фигур, составить свой рисунок.
«ПОСТРОЙ ДОМ»
Цель: обогащать сенсорный опыт детей, знакомя их с широким кругом предметов и объектов, учить подбирать предметы по одному – двум качествам (цвет, размер).
Ход игры.
Предложить ребенку выбрать из геометрических фигур необходимую и расположить ее на картинке.
«НАЙДИ ПАРУ»
Цель: развивать органы чувств (слух), учить правильно, находить пару для предмета, развивать слуховое внимание.
Ход игры.
1 вариант. Детям раздаются «шумики» с разными звуками. Предлагается найти «шумик» с таким же звуком.
2 вариант. Предложить детям отгадать, у кого звучит «шумик» так же, как у воспитателя.
«ЦВЕТНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ»
Прямая цель: развивать зрительное восприятие, цвета, оттенки.
Косвенная цель: развивать мелкую моторику рук.
Ход игры.
1 вариант. «Путаница»
Воспитатель перемешивает игрушки разных цветов и предлагает разложить их в мешочки соответствующего цвета.
2 вариант. «Кто быстрее!»
Воспитатель. – Я спрятала в группе 10 (число любое) игрушек желтого цвета, кто быстрее найдет их.
3 вариант. «Назови игрушку»
Ребенок вынимает из мешочка игрушку или наоборот, раскладывает игрушки (как в варианте №1), и называет их: - Зеленый зайчик, синий шарик, красный кубик и т.д.
4 вариант. Обучение детей распознаванию цвета.
Проходит в 3 этапа.
1 этап: «Это желтый шарик»
2 этап: «Принеси желтый шарик»
3 этап: «Какого цвета шарик?»
«ДУШИСТЫЕ МЕШОЧКИ»
Прямая цель: развивать обоняние у детей.
Косвенная цель: закреплять названия лекарственных растений, учить детей узнавать растения по запаху.
Ход игры.
1 вариант. «Узнай по запаху»
Воспитатель знакомит детей с запахами лекарственных трав в 3 этапа.
Воспитатель предлагает понюхать травку в мешочке.
1 этап.
Так пахнет ромашка. (Показать картинку)
2 этап. Найди мешочек с запахом ромашки.
3 этап.
2 вариант. «Найди такой же запах»
Ребенок берет один из синих мешочков, вдыхает запах и пытается найти такой же запах в оранжевом мешочке, составляя пары с одинаковым запахом.
«АРОМАТНАЯ РАДОСТЬ»
Цель: развивать обоняние у детей.
Ход игры.
Воспитатель предлагает собрать пару баночек с одинаковым запахом.
Для этого необходимо открыть баночку и дать ребенку понюхать аромат, но так чтобы он не видел содержимое баночки.
Затем ребенок нюхает содержимое других баночек и находит одинаковый аромат.
«ГУСЕНИЧКА - КРУПЕНИЧКА»
Цель: развивать тактильные ощущения у детей.
Косвенная цель: развивать мелкую моторику рук.
Ход игры.
Воспитатель рассказывает:
- Это необычнаягусеничка. Ее зовут Крупеничка. Она питается не травкой, не листочками. Она любит разные крупы.
Сегодня Крупеничка по полю гуляла, разные крупы собирала: гречку, рис, фасоль, горох.
- Вот посмотрите, у меня в мешочках тоже есть такие крупы.
Детям предлагается потрогать крупы. А затем потрогать животик у Крупенички.
- Чем она сегодня угощалась?
«ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ»
Цель: развивать тактильные ощущения у детей.
«РАЗНОЦВЕТНЫЕ СКАМЕЙКИ»
Цель: учить детей различать основные цвета предметов; учить действовать по инструкции, выделяя заданный цвет и называть его.
Ход игры.
А. «Сильный ветер». (Ветер «сорвал» крыши с разноцветных домиков, нужно поставить их на место)
Б. «Цветные лепестки». (Выложить цветочки, подбирая лепестки по цвету серединки)
В. «От какого шарика веревочка». (Цвет шарика соотносить с цветом веревочки)
Г. «Разноцветные скамейки». (Посадить матрешку на скамейку того же цвета)
«НАЙДИ ДОМИК ДЛЯ КАЖДОЙ РЫБКИ»
Цель: развивать зрительное внимание и память.
Ход игры.
Ребенку предлагается рассмотреть аквариумы и запомнить где какая рыбка плавает.
Затем аквариумы убираются.
Детям предлагают отдельно аквариумы и отдельно рыбку.
- Посади каждую рыбку в свой аквариум.
«СЛОЖИ ИЗ ПАЛОЧЕК»
Цель: развивать зрительное внимание и память, мелкую моторику.
Ход игры.
На столе раскладываются счетные палочки.
Взрослый выкладывает из них фигуры – сначала простые, потом сложные. Ребенок должен сложить точно такую же фигуру.
Задание дается в порядке возрастающей сложности:
А) образец остается перед глазами ребенка
Б) образец убирается.
Можно эти фигуры складывать из кубиков.
Словесные игры:
«БОЛШОЙ-МАЛЕНЬКИЙ»
Цель - учить детей различать формы геометрических фигур, размер геометрических фигур, побуждать проговаривать в речи название геометрических фигур, размер геометрических фигур большой, маленький.
Материал – манная крупа, стол-поднос, трафареты геометрических фигур (круг (большой, маленький), квадрат (большой, маленький), треугольник (большой, маленький)).
« ЧТО ЛИШНЕЕ»
Цель: Учить детей замечать ошибки в использовании предметов; развивать наблюдательность, чувство юмора, умение доказывать правильность своего суждения; закреплять знания об орудиях труда.
Игровое правило.
Закрывать картонкой только ту картинку, которая лишняя. Выигрывает тот, кто первым обнаружил ненужный предмет.
Игровые действия.
Находить и закрывать ненужные предметы.
Ход игры.
На больших картах нарисовать людей разных профессий, а в клеточках-необходимые им для работы орудия труда,среди них-не нужные для профессии предметы. Дети должны заметить и закрыть чистым квадратом ненужный предмет. Дети обмениваются карточками и игра продолжается.
« ХОРОШО-ПЛОХО»
Цель:
Формирование у детей представления о хорошем и плохом поступке, поведении, умения правильно оценивать себя и других.
Подробное описание игры:
Правила игры:
В игру можно играть как коллективно, так и в парах или даже одному ребенку. Детям нужно рассмотреть картинки; подумать, какие из них иллюстрируют хорошие поступки, а какие – плохие; распределить картинки на две группы хорошо» и «плохо», прикрепляя их на лучики смайликов.
Игровые действия:
Дети рассматривают картинки, распределяют их на две группы «хорошо» и «плохо», прикрепляя их на лучики смайликов.
Игры-эксперименты:
Тема. «Как вода отражает предметы?»
Цель. Выявить с детьми свойство воды отражать в себе разнообразные предметы. Развивать мелкую моторику, умение устанавливать логическую связь. Поддерживать желание соблюдать опрятный вид.
Оборудование. Зеркало, тазик с водой, кукла в платье.
Ход. Кузя приходит в гости к ребятам с испачканным лицом. Взрослый предлагает детям найти у домового Кузи изменения во внешнем виде: «Ребята, что случилось с Кузей? Как ему можно помочь? Какой предмет помогает нам следить за своим внешним видом? (Зеркало). А как помогает вода?»
Воспитатель: «Вода отмывает грязь. А ещё вода обладает свойствами зеркала. Давайте поиграем с водой. Какая вода? (Прозрачная, чистая). Пусть Ваня наклонится немного над тазиком и посмотрит на воду. Что можно увидеть в тазике с водой?( Своё отражение). На что оно похоже? ( На тёмное пятно). Если Ваня будет двигаться в сторону, как будет меняться отражение? (В воде отражение будет двигаться). Почему мы видим своё отражение в воде?» (Вода прозрачная).
Игровое упражнение «Разбей зеркало». Вопросы: «Вы бросили в воду камушки. Что произошло с водой? (Отражение исчезло). Когда можно опять увидеть своё отражение? Когда разойдутся круги от предмета, вода станет спокойной и можно опять увидеть
Игра «Покажи сказочное животное»- с помощью движений пальцев дети придумывают разнообразные фигурки и находят их через отражение в воде.
Вывод. «Вода как зеркало отражает в себе предметы».
Тема. «Как вытолкнуть воду?»
Цель. Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду погружать предметы. Развивать мыслительные процессы, мелкую моторику, активизировать словарь ( край, поднимается, опускается, выше, ниже ). Поддерживать положительное отношение к своей работе и работе своих товарищей.
Оборудование: Мерная ёмкость с водой, камешки, ложки.
Ход. Домовой Кузя приходит к ребятам с грустным настроением: «Мне грустно, потому что у меня совсем нет игрушек; одни только камушки. А как с ними играть?»
Воспитатель: « Давайте развеселим Кузю с помощью новой игры. Для этой игры нужны только вода и камушки».
Вопросы: «Сколько я налила воды в банку? Полностью ли банка наполнена водой? (Нет, банка наполнена на половину). Как сделать, чтобы вода дошла до краёв банки? (ответы детей).
Воспитатель предлагает погружать в банку камушки разной величины. Вопросы: « Что происходит с водой? ( Она поднимается ). Почему вода поднимается? (Потому что мы кладём в воду камушки).
Игровое упражнение «Вылови камушки»- дети вынимают камушки из банки с помощью ложек.
Вывод. «Вода в ёмкости поднимается при погружении в неё предметов».
«Как растения пьют воду?».
Цель. Формировать представления детей о процессе движения воды по цветку. Развивать любознательность, мыслительные процессы. Содействовать заботливому отношению к растениям.
Оборудование. Цветы-белые гвоздики, стаканчики прозрачные для воды, краска трёх цветов, ёмкость с водой, цветные карандаши, бумага белая с зарисовками стаканчиков.
Ход. 1 часть- подготовительная. Домовой Кузя приносит в группу завянувший цветок с сухой почвой. «Ребята, я посадил цветок в горшок. Поставил его на солнышко. Каждый день на него любовался, разговаривал с ним. Но мой цветок завял. Не могу понять, что ему не понравилось?»
Воспитатель: «Почему завял цветок у Кузи? Как вы догадались? Цветы нуждаются в постоянном поливе. По состоянию земли можно определить, поливать растение или нет».
Кузя: «Как растение пьёт воду?»
Воспитатель: «Чтобы узнать, как растение пьёт воду, нужно приготовить разноцветную воду. Какой цвет у воды? (Вода прозрачная). Как из прозрачной воды сделать цветную воду? (Развести в воде краску). Три стаканчика будут с окрашенной водой и один стаканчик с неокрашенной водой. В каждый стаканчик мы поставим по цветку. Как называется цветок? (Гвоздика). Каким он цветом? (Белым)».
Зарисовка наблюдений: « Закрасьте на бумаге стаканчики такими цветами, какими мы окрасили воду красный, синий, жёлтый); один стаканчик не закрашивайте- вода в нём прозрачная. В каждом стаканчике нарисуйте цветок с белыми лепестками. Пройдет немного время и мы увидим, как цветы пьют воду».
2 часть. Вечером рассмотреть с детьми окраску цветов. « Сравните свои зарисовки с наблюдаемым явлением. Что изменилось? Что произошло с цветами? Какими стали цветы? Почему цветы разной окраски? Почему один цветок остался белым? Объяснение: «Цветы изменили свою окраску из-за цвета воды, в которой они стояли. Стебель имеет проводящие трубочки, по которым вода поднимается к цветку и окрашивает его».
Вывод. «Цветы пьют воду; вода движется по цветку».
Тема. «Определяем температуру воды».
Цель. Выявить с детьми способы изменения температуры воды. Способствовать расширению представлений о жизни природных объектов в водной стихии. Активизировать словарь детей ( гейзер, пар, температура, водоросли), развивать любознательность и мышление. Поддерживать интерес к миру природы.
Оборудование.Мячик, стаканчики пустые, с горячей и холодной водой, кусочки льда, иллюстрации рек, озёр, морей, гейзера.
Ход. Домовой Кузя предлагает детям поиграть в игру «Холодный, тёплый, горячий». Воспитатель: «Если я бросаю вам мяч и говорю «холодный мяч», вы должны назвать предмет, который всегда бывает холодным. На фразу «горячий мяч» надо назвать предметы, которые бывают горячими».
Кузя: «Ребята, а что может быть и холодным, и горячим, и тёплым? (ответы детей). Давайте сегодня поиграем с водой и узнаем, как вода изменяет свою температуру».
Игровое задание «Определи температуру воды». Воспитатель: «Вода может иметь разную температуру и бывает горячей, тёплой и холодной. Как узнать, в каком стаканчике вода холодная, в каком горячая? (Нужно потрогать стаканчик или воду руками).Как получить тёплую воду? Давайте смешаем горячую и холодную воду. Какой стала вода? (Тёплой). А теперь в тёплую воду положим кубики льда. Как вы думаете, какой станет вода? Потрогайте воду руками. Почему вода стала холодной? (В воду добавили лёд, он холодный)».
Рассматривание иллюстраций: «В реках, озёрах, морях вода разной температуры- тёплая и холодная. Некоторые животные, рыбы и растения живут только в тёплой воде, другие только в холодной. В природе есть места, где горячая вода выходит из-под земли. Их называют гейзерами. От них идёт пар. В гейзерах живут одни только водоросли».
Вывод. «Вода бывает тёплой, холодной и горячей. При переливании разной воды изменяется её температура».
Тема. «Какими свойствами обладает глина?»
Цель. Дать детям представление о глине; помочь определить её качества и свойства( мягкая, пластичная, мнётся, бьётся и размокает). Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику; активизировать словарь детей( глина, твердеет, мнётся, мягкая). Воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира.
Оборудование. Глина, дощечки для лепки, слепленные фигурки из глины, шарики из влажной и сухой глины, баночки с водой, кусочки глины,
1 часть. Ход. Домовой Кузя приносит детям коробку с игрушками. « Ребята, вчера я целый день делал вам игрушки, занимался лепкой. Как вы думаете, из чего я сделал все эти предметы?»(Ответы детей).
Воспитатель: «Оказывается, лепить можно не только из пластилина. Есть такой материал, который называется глина. Хотите узнать, какая глина и как из неё лепить?»
Дети вместе с воспитателем рассматривают глину, обследуют её пальчиками. Вопросы: «Как вы думаете, на что похожа глина? (На песок). Каким она цветом? (Коричневая). Глина твёрдая или мягкая? (Мягкая)».
Сравнение шариков из сырой и сухой глины: «Давайте сравним два шарика из глины: один сделал Кузя несколько дней назад, а другой сделала я сейчас. Шарики одинаковые или разные? Чем они отличаются? Какой шарик можно сжать? Что будет с шариками, если бросить их на пол?» (Один изменит форму, другой раскрошится на кусочки)
Объяснение: «Глина бывает влажной и сухой. Из влажной глины можно лепить, она мягкая, пластичная, вязкая; сухая глина твёрдая, может крошиться».
Игровое задание: «Найди шарик из сухой и влажной глины».
Игровые действия с кусочками глины: «Получится ли у вас отщипнуть маленькие кусочки? (Да). Получится ли скатать шарики, колбаски? Почему? (Глина мягкая, пластичная).
Воспитатель предлагает отложить слепленные изделия на полочку.
Вывод. «Влажная глина мягкая, вязкая, пластичная».
2 часть. Ход. Воспитатель с детьми рассматривают высохшие слепленные изделия из глины, проводят с ними обследовательские действия. «Потрогайте свои поделки. Какие они стали на ощупь? (Твёрдые). Как вы думаете, почему?(Глина засыхает). Изменился ли цвет поделок? Каким он стал? (Светлым) Постучите немного своей поделкой по столу. Что происходит?( Глина крошится ). Почему? (Глина сухая)
Вывод. « Сухая глина твёрдая, крошится, светлее тёмной».
Тема. «Зачем нужна земля?»
Цель. Формировать представления детей о свойствах земли ( мягкая, состоит из
мелких комочков, легко пропускает воду, бывает сухой и влажной). Развивать речь, умение выдвигать предположения и с помощью воспитателя делать выводы. Содействовать доброжелательному отношению к объектам природы.
Оборудование. Ёмкость с землёй, палочки, лейка с водой, сито, горшочек с песком и завядший в нём росточек растения.
Ход. Домовой Кузя приходит в группу и рассматривает комнатные растения. « Ребята, сколько у вас в группе комнатных растений. И все такие красивые, зелёные. А я вот посадил растение в горшок, поливал его каждый день, а оно сразу завяло и засохло. И я не знаю, почему».
Воспитатель: «Кузя, покажи нам своё растение. Ребятки, посмотрите, как вы думаете, почему завяло растение? Куда Кузя посадил растение? ( в песок). Где должны расти растения? ). Вспомните, растут ли растения в нашей песочнице и почему?»
Кузя: « А какая земля ? Как она выглядит? Ребята, вы мне расскажите?»
Игровое действие «Разомни комочек». Воспитатель: «Я насыпала на стол землю. Земля состоит из разных комочков. Попробуем размять комочки. У вас получается? Почему? Какие комочки на ощупь? (Мягкие)»
Игровое упражнение «Пересыпание и просеивание».Воспитатель: «Пересыпьте землю в стаканчики. Пересыпается ли земля? Земля пересыпается, потому что она сухая. Давайте пропустим землю через сито. Просеивается ли земля? (Не вся). Что остаётся на дне сита? (Комочки). Разомнём эти комочки пальчиками».
Игровое упражнение «Волшебная палочка». Воспитатель: « Поводите палочками по сухой земле. Остаётся ли земля на палочке? (Нет). Сухая земля не липнет.
Теперь я полью землю водой. Куда спряталась водичка? Какой стала сухая земля? (Сухая земля впитала воду и стала влажной). Теперь поводите палочкой по влажной земле. Какой стала палочка ? (Грязной). Почему? Влажная земля липнет. Какой цвет у влажной земли? (Чёрный). Давайте просеем влажную землю через сито. Просевается ли земля ? (Нет). Земля мокрая, не просеивается и не рассыпается».
Вывод. «Теперь Кузя будет сажать растения только в землю. Земля необходима для жизни растений; из земли растения получают питание».
Тема. «Как покрасить песок?»
Цель. Познакомить детей со способом изготовления цветного песка ( с добавлением гуаши). Развивать координацию движений, умение обозначать действие словом, делать красивые куличики; закреплять основные цвета. Содействовать доброжелательное отношение к игровому персонажу.
Оборудование. Ёмкости с прозрачной и цветной водой, палочки для размешивания песка, мерные ложечки, баночки с песком, мелкие формочки.
Ход. Воспитатель: «Ребята, что-то Кузя сегодня к нам задерживается. Наверно, у него важные дела. А давайте придумаем для него что-нибудь интересное. С чем всегда любит играть Кузя? (С песком, водой). Сделаем ему подарок из песка».
Вопросы: « Ребята, что произойдёт, если я налью в сухой песок воду? Куда спрячется вода? Каким станет песок? (Сухой песок впитает воду и станет мокрым). Что станет, если я добавлю в песок окрашенную воду?» (Воспитатель мерной ложечкой заливает песок красной водой ).
Вопросы: «Поменял ли песок цвет? (Да). Каким он стал? (Красным). Почему он стал красным?( Потому что добавили красную краску). Куда исчезла красная вода? ( Песок впитал красную воду).
Игровое упражнение «Делаем цветные куличики». Воспитатель: «Возьмите по баночке с песком, добавьте в песок любую окрашенную воду, размешайте палочкой песок и сделайте куличик. Воды добавляйте мерной ложечкой».
Затем приходит Домовой Кузя и расспрашивает детей о получившихся поделках: «Ребята, что вы делали? Из чего получились такие куличики? Почему они разноцветные? Как сделать цветной песок?». Кузя благодарит детей за красивые подарки.
Вывод. «Песок окрашивается цветной водой».
Почему все звучит?
Задача, подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. Материалы: бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон.
Описание.
•Игра «Что звучит?» — воспитатель предлагает детям закрыть глаза, а сам издает звуки с помощью известных им предметов. Дети отгадывают, что звучит. Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук? Детям предлагается изобразить голосом: как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит
муха? (Ж-ж-ж.) Как гудит шмель? (У-у-у.)
Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук. Что произошло? Почему звук прекратился? Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает.
Есть ли голос у деревянной линейки? Детям предлагается извлечь звук с помощью линейки. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется.) Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой.)
Извлекаем звук из стеклянного стакана с помощью палочки, прекращаем. Когда же возникает звук? Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад. Это называется колебаниями. Почему все звучит? Какие еще можете назвать предметы, которые будут звучать?
«Каждому камешку свой домик»
Задачи: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.
Материалы: различные камни, четыре коробочки, подносики с песком, модель обследования предмета, картинки-схемы, дорожка из камешков.
Описание. Зайчик дарит детям сундучок с разными камешками, которые он собирал в лесу, возле озера. Дети их рассматривают. Чем похожи эти камни? Действуют в соответствии с моделью (рис. 2): надавливают на камни, стучат. Все камни твердые. Чем камни отличаются друг от друга? Затем обращает внимание детей на цвет, форму камней, предлагает ощупать их. Отмечает, что есть камни гладкие, есть шероховатые. За и чик просит помочь ему разложить камни по четырем коробочкам по следующим признакам: в первую — гладкие и округлые; во вторую — маленькие и шероховатые; в третью — большие и не круглые; в четвертую — красноватые. Дети работай парами. Затем все вместе рассматривают, как разложен камни, считают количество камешков.
•Игра с камешками «Выложи картинку» — зайчик раздает детям картинки-схемы (рис. 3) и предлагает их выложить из камешков. Дети берут подносики с песком и в песке выкладывают картинку по схеме, затем выкладывают картинку по своему желанию.
•Дети ходят по дорожке из камешков. Что чувствуете? Какие камешки?
Кто играет ленточками?
На веранде воспитатель раздаёт детям султанчики. Предлагает послушать: шуршат ли бумажные ленты? Шевелятся ли они? Подчёркивает: ленты не шевелятся, не шуршат.
Предлагает: «Поиграем ленточками» (делает различные движения). Подчёркивает, что это мы играем лентами. Затем предлагает тихо постоять и посмотреть: а теперь играют ленты?
После этого предлагает выйти с веранды и тихо постоять, обращает внимание на ленты: кто играет ими? Обращается к детям: «Аня, кто играет твоими лентами? Сережа, ты не играешь своими лентами? А кто ими играет?». Подводит детей к выводу: это ветер играет ленточкам
Для определения уровня знаний о неживой природе составила следующие вопросы:
1. Опишите качество, свойство и назначение предметов: из дерева; из стекла; из бумаги; из резины; из металла; из пластмасса.
2. Что ты знаешь о воздухе? О воде? О песке? Глине?
На основании индивидуальных карт обследования вывела общий уровень знаний каждого ребенка. В итоге получилось:
Высокий уровень –
Средний уровень –
Низкий уровень –
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дополнительному образованию «Всезнайки» для детей средней группы «Капитошка»
Рабочая программа составлена для детей 4-5 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в детском саду, не противоречит федеральным государст...
Программа дополнительного образования по ПДД «Азбука дорожной безопасности» для детей средней группы (4-5лет)
Программа "Азбука дорожной безопасности" - это работа на перспективу. Чем раньше научим детей культуре поведения на дорогах и улицах , тем меньше будет неприятных происшестви...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Эковичок» (средняя группа)
Воспитание любви к природе – одна из главных задач современного дошкольного учреждения. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи с чем закладываются основы воспитания...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «РобоМышь» Средняя группа
Что такое робот Робомышь? Это дружественный ребенку программируемый мини-робот. Он прост в использовании и выполнен из прочных безопасных материалов, является одним из средств формирования информацион...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Всезнайка"
В Государственном общеобразовательном стандарте дошкольного воспитания и обучения говориться о том, что дошкольное воспитание и обучение обеспечивает: познавательное развитие ребенка, формирование спо...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Всезнайка"
Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании. Актуальность программы состоит в том, что в основе её лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который да...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Всезнайка»
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Всезнайка» относится к образовательной области Познавательное развитие, наряду с задачами по сенсорной культуре, познавательно - и...