ПРОГРАММА дополнительного образования по театрализованной деятельности детей средней группе детского сада «ТЕАТРАЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ»
рабочая программа по развитию речи

Банина Елена Владимировна

ПРОГРАММА  дополнительного образования по театрализованной деятельности детей средней группе детского сада «ТЕАТРАЛЬНЫЕ   ВСТРЕЧИ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopobrazovanie_teatralnye_vstrechi.docx45.59 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад №2 городского округа города Райчихинска

Принята                                                                                                                                      

на педагогическом совете                                                           Заведующий МДОАУ                            

                                                                                                          детским    садом №2

протокол № 1                                                                                   _________Сережникова С.А

от «31»августа 2018г.                                                               «31» августа 2018г.

                                                                                                             

ПРОГРАММА

дополнительного образования по театрализованной деятельности детей средней группе детского сада

«ТЕАТРАЛЬНЫЕ   ВСТРЕЧИ»

Возраст воспитанников: 4-5 лет

Срок реализации: 1 год

               

Составитель:

Банина Е.В.

Воспитатель 1 квалификационной категории

г. Райчихинск

2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка………………………………………………………3 -  6
  2. Учебно-тематический план Программы дополнительного образования…6 -  8
  3. Календарно- тематический план……………………………………………. 8 -  9
  4. Перечень учебно-методических и игровых пособий для воспитательно-образовательной работы по программе дополнительного образования по театрализованной деятельности  «Театральные встречи»…………………9 -
  5. Список использованной литературы………………………………………10

Пояснительная записка

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста, на развитие его творческого потенциала, способностей, интересов, развитие речи и получение знаний о театрально-эстетическом искусстве. В программе систематизированы средства и методы всех видов театральной деятельности.

Главной целью программы: «Театральные встречи», является приобщение детей к разнообразным видам театральной деятельности. В программе подчеркнута большая роль игры в становлении и развитии способностей ребенка, учитывая его интересы, желания и способности. Программа придерживается различных форм организации театральной деятельности: специально организованная — в которой основная роль принадлежит педагогу, и самостоятельная игровая деятельность — при минимальном участии воспитателя. Программа направлена на то, чтобы ребенок активно включался в театральную деятельность, эмоционально относился к действующим лицам и их поступкам, развивает желание подражать положительным героям и быть не похожим на отрицательных.

Важнейшим является процесс переживания, воплощения и, конечно же, итог артистизм в спектаклях. Театр доставляет детям много радости и удовольствия, создает у них хорошее настроение, однако нельзя рассматривать театральную деятельность как развлечение. Его воспитательное значение намного шире. Дошкольный возраст — это период когда у ребенка начинает формироваться характер, вкусы, интересы и отношение к окружающим. Поэтому, очень важно начиная с этого показать детям примеры дружбы, справедливости, отзывчивости, храбрости и т.д.

Сценическое искусство по своей психологической природе близко детской творческой игре, имеющей огромное значение для воспитания многих ценных свойств личности ребенка. Эмоции способны вложить в душу ребенка все самое доброе, светлое, прекрасное. Эмоциональный тонус детей можно повысить, если учить видеть, воспринимать прекрасное, развивать эстетическое чувство. То, что упущено в детстве, никогда не возместить, особенно это касается сфер духовной жизни. Приобщение к искусству – процесс длительный и многогранный. Необходима систематическая и целенаправленная творческая работа.

Театр располагает большими возможностями, так как он воздействует целым комплексом средств. Театральная деятельность расширяет кругозор детей и надолго остается в их памяти. Они делятся впечатлениями с товарищами и рассказывают о театральной деятельности родителям такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умение выражать свои чувства.

Театральная деятельность тесно переплетается со всеми видами деятельности ребенка в детском саду: утренняя гимнастика, прием пищи, игровая деятельность, занятия, прогулка подготовка ко сну, гимнастика, пробуждение, утренники и развлечения.

Направленность программы

Данная программа способствует развитию и совершенствованию основных психических процессов ребенка, наблюдательности, фантазии, мышечной свободы, смелости публичного выступления.

 Программа содержит в себе элементы этики, эстетики, риторики,  музыки и литературы. Театр - искусство , объединяющее искусство слова и действия с изобразительным искусством, музыкой. Привлечение детей к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей.

Театр - искусство   коллективное.   Театральные занятия воспитывают у детей такие ценные качества, как коллективизм, способность чувствовать и ценить красоту настоящей дружбы и товарищества, требовательность к себе и другим. Занятия театральным искусством это не только удовлетворение, но и труд, связанный с необходимостью овладения новыми знаниями, умениями.

Обеспечение связи с семьей – очень важная проблема, которая решается в процессе реализации программы «Театральные встречи». Родители, становясь зрителями, открывают для себя своих детей в новом качестве, сближаясь с ними в совместной работе.

Все занятия по театрализованной деятельности в средней группе строятся по схеме. Вначале педагог погружает дошкольников в тему, создаёт нужный эмоциональный настрой. Затем разыгрывается конкретный этюд или спектакль, где малыши демонстрируют свои творческие способности.

Обязательный этап каждого занятия — эмоциональное заключение. Воспитатель совместно с детьми проводит анализ театрализованной деятельности. Педагог даёт дошкольникам возможность высказать своё мнение, отметить, что каждому из них больше всего понравилось на занятии. Ребята вспоминают, какую сказку они разыграли, какие задания были лёгкими, а какие показались трудными. Таким образом, в ходе анализа воспитателя отмечает моменты, над которыми в дальнейшем нужно поработать, в том числе в индивидуальной деятельности.

2. Цель программы и задачи программы:

Цель: 

Развитие творчески активной личности воспитанника средствами театральной деятельности:  совершенствование основных психических процессов ребенка, наблюдательности, фантазии, мышечной свободы, смелости публичного выступления.

Задачи:

 — Развитие выразительной речи;

 —  Изучение театрально-эстетического искусства, развитием артистизма, навыков сценических воплощений в играх инсценировках и драматизациях, а также навыков овладения вождения кукол;

—Развитие эмоциональности, чувства эмпатии а также коммуникативных способностей театрального искусства.

3.Организационно-методическое обеспечение программы

(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость группы)

Участники данной программы являются дети 4-5 лет.

Данная программа рассчитана на 1 год.

Форма и режим занятий

Театральные занятия в средней группе  проводятся один раз в неделю во 2 половину дня с октября по май время проведения занятий 15 минут.

Занятия проводятся как групповые, так и индивидуальные. Постепенность и последовательность этой программы позволяет ребенку познакомиться с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки.

Формы организации театральной деятельности

Организация взрослым на занятии:

• игры импровизации;

• игры забавы;

• показ драматизации;

• показ настольного театра;

• показ театра игрушек;

• показ пальчикового театра.

Год обучения

Количество занятий в неделю

Количество занятий в месяц

Количество занятий в год

Количество воспитанников

2018-2019

1

4

32

8

Расписание занятий

Год обучения

День недели

Время

2018-2019уч.год

четверг

17.00. – 17.15.

Театрализованная деятельность в средней группе включает в себя диагностику, которая проводится дважды в год (как правило, это начало и конец учебного года). Воспитатель обозначает умения и навыки, которые должны приобрести дети к концу учебного года, отмечает, насколько каждый ребёнок обладает ими в начале обучения (октябрь), а затем в конце года (май). На основании полученных данных педагог делает выводы об успешности обучения.

Для оценки уровня детского развития используется трёхбалльная шкала: хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно (некоторые используют пятибалльную систему). Характеристики высокого уровня развития для диагностики:

  1. Посредством интонации, мимики и жестикуляции передаёт характер и особенности героя произведения.
  2. Умеет перевоплощаться в персонажа, импровизировать по ходу игры.
  3. Отчётливо произносит слова персонажа.
  4. Ориентируется в разных видах театра, владеет игрушками, пальчиковыми куклами, куклами бибабо и пр.
  5. Охотно участвует в детских спектаклях в ДОУ.

Общие задачи театральной деятельности

• реализовывать творческий потенциал ребенка, знакомить с окружающим миром через театрально-эстетическую деятельность;

• последовательно и поэтапно знакомить детей с 4 до 5 лет с театральным искусством, через эстетическое восприятие;

• приобщать детей к театрально-эстетической культуре знакомить с устройством театра;

• развивать выразительную речь включая в себя вербальные (интонационная, лексическая и синтаксическая выразительность) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства выразительности;

• обеспечивать взаимосвязь театральной с другими видами деятельности в едином педагогическом пространстве;

• учить передавать характер, особенности образов, перевоплощаться, вести ролевой диалог, соединять речь с движениями;

• обучать детей кукловождению;

• учить с выражением декламировать текст;

• развивать у детей чувство эмпатии (способность распознать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях);

• по средствам личностно-компетентного подхода к ребенку помогать детям, преодолевать робость, неуверенность в себе, развивать и реализовывать творческий потенциал через театрально-эстетическую деятельность;

• воспитывать эмоционально-положительное отношение ко всем видам театра и собственной театрально-игровой деятельности, развивать любознательность и исследовательский интерес для моделирования, поиска, и экспериментирования с различными материалами (природный, ткань, и т. д.) в зоне театральной деятельности;

• воспитывать нравственную направленность (дружба, доброта, честность, взаимопомощь и т.д.);

• привлекать родителей к активному участию в качестве исполнителей ролей в спектаклях, авторов текстов, изготовителей декораций и костюмов;

Ребенок овладевает умениями и навыками

Восприятие театрального представления:

• узнавать и эмоционально положительно реагировать на смысл разыгрывания драматизации по смыслу знакомых сказок;

• сопереживать положительным и осуждать неправильные поступки театральных персонажей;

• учиться говорить правильно, четко, выразительно;

В игровой деятельности:

• выполнять действие соответственно тексту, имитировать движения и действия героев;

• повторять отдельные действия в процессе показа настольного и пальчикового театра;

• выражать чувства мимикой, движениями, интонацией;

• разыгрывать тексты потешек, песен, стихотворений, знакомых сказок.

В сценической деятельности:

• инсценировать тексты знакомых сказок с использованием декораций, атрибутов, костюмов в музыкальном сопровождении.

В процессе обучения ребенок узнает и усваивает:

• о малых поэтических жанрах народного фольклора и их значениях;

• про три вида театра (театр игрушек, кукольный, пальчиковый);

• про смысл театральной постановки.

4. Предполагаемый результат:

• активно контактируют со взрослыми и сверстниками в процессе

• показа театрального действия и театрализованной игры;

• имитируют движения согласно словам песни, стихотворения, сказки;

• имитируют голоса животных, птиц во время драматизации сказок;

• с интересом и вниманием смотрит театральные постановки, эмоционально показывает свои чувства (громко смеется, подпрыгивает, жестикулирует).

Позиция взрослого и ребенка

Взрослый.

• инициатор общения, показа, организатор театральных действий;

Ребенок:

• с интересом слушает;

• манипулирует с игрушками;

• инициатор ряженья.

Учебно-тематический план

месяц

Тематика

Количество занятий по теме

Всего (мин)

октябрь

1 неделя: «Театр – добрый день!». – знакомство с театром беседа

1

15

2.неделя:Инсценировка сказки «Репка»

1

15

3неделя:. Драматизация по сказке «Курочка Рябa».

1

15

4 неделя: разучивание  и инсценировка потешки «Тень, тень, потетень..»

1

15

ноябрь

1неделя:.Чтение сказки «Добрый ежик» - распределение ролей

1

15

2 неделя: Разучивание сказки «Добрый ежик» - отработка сценки рябинки и яблоньки с ежиком

1

15

3 неделя: Разучивание сценки ежика с белочкой, мышкой, лисичкой и птичкой..

1

15

4 неделя: Показ сказки «Добрый ежик»

1

15

декабрь

1 неделя: Знакомство со сказкой «Мы за солнышком идем»-распределение ролей Чтение зимних стихотворений наизусть – основа актёрского мастерства

1

15

2 неделя: рассказывание этой же сказки вместе с детьми, беседа по содержанию, имитационное упражнение.Автор и котенок

1

15

3 неделя: Имитационные упражнения «Изобрази героя», Отработка сценок утенка и зайчонка;Совы и облачка.

1

15

4 неделя: драматизация сказки «Мы за солнышком идем» слушание спокойной музыки.

1

15

январь

1 неделя: Беседа по произведению «Репка» - изображение героев сказки-мимикой, жестами.

1

15

2 неделя: отгадывание загадок, мимические этюды у зеркала «изобрази героя», прослушивание песен о дружбе

1

15

3 неделя: рассмотрение иллюстрации к сказке «Репка», слушание аудио записи к сказке «Репка», разучивание слов к сказке на новый лад.

1

15

4 неделя: Драматизация сказки «Репка на новый лад»

1

15

февраль

1 неделя: отгадывание загадок, ряженье, имитационное упрaжнение «Маленьких утят» Чтение сказки «Капризка»

1

15

2 неделя: игра «Изобрази героев», разучивание сценок с Машей и Мурзиком..

1

15

3 неделя: игра «Назови друга ласково», отработка сценки» Музрика и Барбоса»,Барашка и Петушка

1

15

4 неделя: отгадывание загадок, драматизация сказки «Капризка»

1

15

март

1 неделя: рассказывание сказки «Теремок» по ролям, пантомимические упражнения.

1

15

2 неделя: отгадывание загадок, разучивание сказки «Теремок» по ролям и обыгрывание сцен

1

15

3 неделя: рассказывание «Кто сказал мяу», имитация движений и голосов героев

1

15

4 неделя: .Пантомимика – игра «Кто как ходит» Придумай сказку- использование разных видов театров

1

15

апрель

1 неделя: отгадывание музыкальных загадок, ряженье в костюмы, Этюды «Зеркало»

1

15

2 неделя: подвижная игра «Воробышки и кот», драматизация рассказа «Лисичка со скалочкой»

1

15

3 неделя: рассказывание сказки «Заюшкина избушка», рассматривание иллюстраций к сказке, подвижная игра «Лиса и зайцы».

1

15

4 неделя: беседа по сказке «Заюшкина избушка», имитационные упражнения, драматизация сказки «Заюшкина избушка» вместе с детьми, имитационные движения под музыку с использованием элементов костюмов

1

15

май

1 неделя: Игры с разными видами театров «Придумай сказку».- отгадывание загадок, ряженье в костюмы, имитационное упражнение под музыку.

1

15

2неделя: Театрализованные этюды «Весна!» Чтение стихов о весне

1

15

3 неделя: Жесты – этюды на выразительность жестов. отгадывание загадок по костюмам

1

15

4 неделя: рассказывание сказки по выбору детей  с использованием настольного театра, беседа по содержанию сказки, упражнение на интонационную выразительность.

1

15

                       ВСЕГО                                                32  занятия

  1. часов

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дата проведения занятия

Тема занятия

План

Факт

Октябрь

1 неделя: «Театр – добрый день!». – знакомство с театром беседа. Рассматривание ширмы для кукольного театра, рассматривание театральных игрушек, персонажей для настольного театра, зданий тетра фото, игра: «Скажи свое имя ласково», народная игра.

2.неделя:Инсценировка сказки «Репка»;рассматривание иллюстрации к сказке «Репка», слушание аудио записи к сказке «Репка», имитационные упражнения.

3неделя:. Драматизация по сказке «Курочка Рябa»; рассказывание народной сказки: «Курочка Ряба», прослушивание в аудио записи, беседа по содержанию сказки, веселый танец с детьми на тему сказки.

4 неделя: разучивание  и инсценировка потешки «Тень, тень, потетень..»

Ноябрь

1неделя:.Чтение сказки «Добрый ежик» - распределение ролей, учить распределять роли по характеру героев.

2 неделя: Разучивание сказки «Добрый ежик» - отработка сценки рябинки и яблоньки с ежиком

3 неделя: Разучивание сценки ежика с белочкой, мышкой, лисичкой и птичкой..

4 неделя: Показ сказки «Добрый ежик» детям своей группы, на празднике мам.

Декабрь

 1 неделя: Знакомство со сказкой «Мы за солнышком идем»-распределение ролей Чтение зимних стихотворений наизусть – основа актёрского мастерства

2 неделя: рассказывание этой же сказки вместе с детьми, беседа по содержанию, имитационное упражнение.Автор и котенок

3 неделя: Имитационные упражнения «Изобрази героя», Отработка сценок утенка и зайчонка;Совы и облачка.

4 неделя: драматизация сказки «Мы за солнышком идем» слушание спокойной музыки.

Январь

1 неделя: Беседа по произведению «Репка» - изображение героев сказки-мимикой, жестами.

2 неделя: отгадывание загадок, мимические этюды у зеркала «изобрази героя», прослушивание песен о дружбе

3 неделя: рассмотрение иллюстрации к сказке «Репка», слушание аудио записи к сказке «Репка», разучивание слов к сказке на новый лад.

4 неделя: Драматизация сказки «Репка на новый лад»

Февраль

1 неделя: отгадывание загадок, ряженье, имитационное упрaжнение «Маленьких утят» Чтение сказки «Капризка»

2 неделя: игра «Изобрази героев», разучивание сценок с Машей и Мурзиком..

3 неделя: игра «Назови друга ласково», отработка сценки» Музрика и Барбоса»,Барашка и Петушка

4 неделя: отгадывание загадок, драматизация сказки «Капризка»

Март

1 неделя: рассказывание сказки «Теремок» по ролям, пантомимические упражнения.

2 неделя: отгадывание загадок, разучивание сказки «Теремок» по ролям и обыгрывание сцен

3 неделя: рассказывание «Кто сказал мяу», имитация движений и голосов героев

4 неделя: .Пантомимика – игра «Кто как ходит» Придумай сказку- использование разных видов театров

Апрель

1 неделя: отгадывание музыкальных загадок, ряженье в костюмы, Этюды «Зеркало»

2 неделя: подвижная игра «Воробышки и кот», драматизация рассказа «Лисичка со скалочкой»

3 неделя: рассказывание сказки «Заюшкина избушка», рассматривание иллюстраций к сказке, подвижная игра «Лиса и зайцы».

4 неделя: беседа по сказке «Заюшкина избушка», имитационные упражнения, драматизация сказки «Заюшкина избушка» вместе с детьми, имитационные движения под музыку с использованием элементов костюмов

Май

1 неделя: Игры с разными видами театров «Придумай сказку».- отгадывание загадок, ряженье в костюмы, имитационное упражнение под музыку.

2неделя: Театрализованные этюды «Весна!» Чтение стихов о весне

3 неделя: Жесты – этюды на выразительность жестов. отгадывание загадок по костюмам

4 неделя: рассказывание сказки по выбору детей  с использованием настольного театра, беседа по содержанию сказки, упражнение на интонационную выразительность.

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Папка « Ралаксация»- упражнения на релаксацию в конце занятия;
  2. Папка «Музыкальные игры»- подборка различных музыкальных игр на развитие творческого воображения и фантазии;
  3. Папка «Разминки»-подборка разминок по теме для начала занятия;
  4. Музыкальные диски с музыкой для творческих заданий, танцев, игр;
  5. картотека- подборка сказок из интернет источников;
  6. Детские музыкальные инструменты, игрушки, мячи, обручи, ленты и т.п. для музыкальных игр и танцев, костюмы для ряженья

       

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

1 . Куревина О.А. «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста» . М.,2003 .

2 . Куцакова Л.В. , Мерзляков С.И. «Воспитание ребенка – дошкольника : развитого , образованного , самостоятельного , инициативного , неповторимого, культурного , активно – творческого» . М.,2003 .

3 . Ледяйкина Е.Г. , Топникова Л.А. «Праздники для современных малышей» . Ярославль , 2002 .

4 . Медведева И.Я. «Улыбка судьбы . Роли и характеры .» М. , 2002.

5 . Мирясова В.И. «Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных .» М., 2000 .

6 . Михайлова М.А. «Праздники в детском саду . Сценарии , игры , аттракционы.» Ярославль , 2002 .

7 . Науменко Г.М. «Фольклорный праздник в детском саду и школе .» М.,2000.

8 . Петрова Т.И. , Сергеева Е.А. , Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду» М.,2000 .

9 . Поляк Л. «Театр сказок» СПб . , 2001 .

10 . Праздник каждый день . (Сценарии , пьесы , инсценировки , развлечения для детских садов ) . Ростов н\Д. , 2002 .

11 . Сорокина Н.Ф. , Миланович Л.Г. «Театр – творчество – дети» . М., 1995 .

12 . Царенко Л.И. «От потешек к пушкинскому балу» . М. , 1999 .  

13. Педагогическая диагностика результатов освоения... сказка-югра.рфdata/documents/30.-Diagnostika-po…

 

 М.Б. Зацепина/ Развитие ребёнка в театрализованной деятельности: 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по самообразованию. Тема:Развитие навыков исследовательской деятельности детей средней группы детского сада.

Обобщение опыта.Отчёт по самообразованию.Цель публикации: помочь молодым педагогам в составлении аналитического отчёта по итогам года в соответствии ФГОС....

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей средней группы детского сада (образовательная область «Физическая культура на воздухе»)

Конспектнепосредственно образовательной деятельности детей средней группы детского сада (образовательная область «Физическая культура на воздухе»)Тема: «По грибочки в лес пойдем»Цель: Закрепление...

Конспект непрыровной образовательной деятельности в средней группе детского сада. Театрализованная деятельность по сказкам. Тема : «Сказочные герои из разных сказок».

Цель:1.     Учить   вспоминать знакомые сказки («Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят»), отвечать на вопросы по их сюжету; отгадывать загадкипро сказочных герое , ...

Конспект театрализованной деятельности в средней группе детского сада.

Конспект театрализованной деятельности в средней группе детского сада по сказке "Заюшкина избушка"...

Перспективное планирование театрализованной деятельности в средней группе детского сада

Занятия театрализованной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир с помощью сказок, но и жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занят...

Программа кружка по театрализованной деятельности в средней группе детского сада

Аннотация: Театрализованная игра как один из видов игр является эффективным средством и социализации ребенка в процессе осмысления им нравственного подтекста литературно...

Доклад на тему: "Театрализованная деятельность в средней группе детского сада"

Театр для детей — это волшебная страна, где фантазии становятся реальностью, предметы оживают, а добро всегда побеждает зло. Всё это разновидность игры, которая является неотъемлемой частью жизн...