Сообщение на тему: «Проведение игр, направленных на развитие речи дошкольников»
статья по развитию речи
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Оно самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Известно, что успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности. Дошкольник самостоятельно познает мир, многообразие его предметов и явлений, делая на этом пути удивительные открытия. Он воспринимает действительность, разноцветную, звучащую, по-разному пахнущую, различную по форме, размеру, вкусу, восприятию на ощупь. Так ребенок получает первые впечатления, делает первые наблюдения и первые выводы. Совершенствуется его мышление, внимание, восприятие. Но трудно представить, как бы в этом царстве ощущений и образов появилось слово, не будь общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_vospitateley_konsultatsiya.doc | 173 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
Центр развития ребенка № 5 «Мир детства»
Консультация для воспитателей:
«Проведение игр, направленных на развитие речи дошкольников»
Подготовила: Белкина О.В.
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Оно самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Известно, что успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности. Дошкольник самостоятельно познает мир, многообразие его предметов и явлений, делая на этом пути удивительные открытия. Он воспринимает действительность, разноцветную, звучащую, по-разному пахнущую, различную по форме, размеру, вкусу, восприятию на ощупь. Так ребенок получает первые впечатления, делает первые наблюдения и первые выводы. Совершенствуется его мышление, внимание, восприятие. Но трудно представить, как бы в этом царстве ощущений и образов появилось слово, не будь общения.
В развитии речи ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю – в детском саду, родителям и близким – в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка. Поэтому взрослым необходимо знакомить ребенка с новыми предметами, явлениями, их названиями. Важно беседовать с дошкольником, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком. Активный образ жизни семьи предоставляет благодатный материал для расширения словаря: экскурсии в театр, цирк, зоопарк и др.
Темп развития словаря дошкольника зависит от того, насколько родители уделяют внимание общению с ребенком, объяснению жизненных явлений, организации развивающей среды.
Дети первого – начала второго года жизни усваивают слова, соотнося их с конкретными предметами. Слова выступают в функции имен собственных (к примеру, слово «стол» - это такое же имя вещи, как имя ребенка Маша). В дальнейшем слово приобретает несколько значений: словом «мяч» ребенок может назвать любой шарообразный упругий предмет, невзирая на остальные его признаки. В этом периоде развития лексики значение слова расплывчато. Одновременно с уточнением значения слова происходит развитие его структуры. Ребенок начинает осознавать не только предметную соотнесенность слова, но и его обобщающую функцию, возможность обозначения целого ряда предметов одним словом. Дошкольник приобретает умения и навыки употребления слов в зависимости от контекста, от эмоций, вложенных в слово.
После 3-х лет детям становится доступны слова обобщающего значения (мебель, посуда, плавание, ходьба, желтизна. Синева), а к 5-6 годам – слова, обозначающие родовые понятия для обобщающих слов (растения – это деревья, травы, кустарники; вещи – это одежда, игрушки, посуда; плоды – это овощи, фрукты, злаки; движение – это полет, плавание, бег; цвет – это белизна, чернота).
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. давайте вспомним, какой ведущий вид деятельности у детей до 3-х лет? (предметно-практическая). От 3-х лет до 7 лет? (игровая) И именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей.
Наиболее признанными воспитателями и принимаемыми детьми являются следующие виды игровых приемов: дидактические игры, ролевые обучающие игры, игровое сюжетно-событийное развертывание, игровые проблемно- практические ситуации, игра- драматизация с акцентом на эмоциональное переживание.
Вашему вниманию предлагается картотека игр и упражнений для развития связной речи детей. Материал представлен «от простого к сложному», то есть картотека начинается с игр для детей младшего дошкольного возраста, затем среднего, затем старшего дошкольного возраста.
«Ладушки»
Цель игры: приучать детей слушать речь воспитатели, соотносить действие со словом потешки, отвечать на вопросы.
Ход игры. Дет и садятся в кружок на стулья. Воспитатель занимает такое положение, чтобы его видели все, и говорит: «Дети, сейчас мы поиграем в игру «Ладушки». Давайте похлопаем в ладоши! Хлоп! Хлоп! — хлопают в ладошки».
«Игра с пальчиками»
Цель игры: приучать слушать речь, понимать, о чем говорится в потешке, соотносить слова с действиями пальцев.
Ход игры. Воспитатель рассматривает на своей руке пальцы, говоря: «Это большой палец, а эти поменьше, а вот совсем маленький — мизинчик. Все они живут рядышком, как родные братья».
«Конь»
Цель игры: развивать речь детей, упражнять их в правильном звукопроизношении.
Ход игры. Дети становятся друг за другом и изображают скачущих лошадок. Воспитатель становится так, чтобы дети его видели, и вместе с детьми произносит слова потешки (слова заранее заучиваются на занятии).
Слова:
Топ-топ-топ!
Ты скачи в галоп.
Ты лети, конь, скоро-скоро,
Через реки, через горы,
Все в галоп, в галоп, в галоп.
Гоп-гоп-гоп!
Тпру!..— говорит воспитатель.
Игру можно повторить, меняя бейка.
Движения:
Дети скачут по комнате, имитируя бег лошадки. Бег все убыстряется.
Дети останавливаются и тоже произносят «тпру...».
впереди стоящего ребенка.
«Сова»
Цель игры: приучать детей слушать стихотворение, понимать его смысл и действовать по сигналу.
Ход игры. Дети, взявшись за руки, становятся в круг. Воспитатель считалкой выбирает сову. Она садится на стул в середине круга.
Слова воспитателя и детей: Движения:
В лесу темно, Дети ходят по кругу. Остановившись,
Все спят давно. Изображают спящих птиц.
Все птицы спят,
Одна сова не спит,
Летит, кричит.
Совушка-сова, Сова показывает, какая у неё большая голова.
Большая голова, Вертит головой, смотрит по сторонам.
На суку сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да вдруг — как полетит!
Услышав слова «как полетит», дети убегают, а сова их догоняет.
Желательно, чтобы до игры воспитатель показал детям картинку с изображением совы, рассказал об этой птице.
«Игра в поезд»
Цель игры: закреплять знания детей о таком транспорта, как поезд, вызвать воспоминания о поездках детей на поезде, упражнять в правильном произношении звуков.
Ход игры. Воспитатель изображает паровоз. Он становится впереди колонны детей. Дети изображают вагоны.
«Дети, — говорит он, — посмотрите, какой у нас длинный поезд. Сейчас мы поедем на нем. Покажите, как колеса двигаются (дети, согнув руки в локтях, двигают ими вперед-назад и приговаривают: «Гу-гу-гу»). Поехали!
Вот поезд наш едет,
Колеса стучат,
А в поезде этом ребята сидят.
«Гу-гу-гу, гу-гу-гу»,—
Пыхтит паровоз,
Далеко, далеко
Ребят он повез.
Стоп! Остановка! Кто хочет гулять? Скорей выходите!» Дети выходят из поезда, гуляют, собирая грибы, ягоды. На гудок паровоза («у-у-у-у!») они снова становятся в колонну и едут дальше. Воспитатель предлагает произносить стишок о поезде всем вместе.
В этой игре может быть использован и другой текст:
Загудел паровоз
И вагончики повез:
«Чах-чах,
Чу-чу-чу,
Далеко я укачу!»
Или:
Вагончики зеленые
Бегут, бегут, бегут,
А круглые колесики
Все тук, да тук, да тук.
«Курочка-рябушечка»
Цель игры: развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении.
Ход игры. Воспитатель показывает картинку с изображением рябенькой курочки и объясняет, почему её называют «рябушечкой», затем предлагает детям поиграть Считалкой выбирают курочку. Воспитатель надевает ей шапочку, ставит перед детьми и начинает задавать вопросы. Курочка отвечает на них по подсказке воспитателя:
— Курочка-рябушечка, куда ты пошла?
— На речку.
— Курочка-рябушечка, зачем ты пошла?
— За водичкой.
— Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?
— Цыпляток поить.
— Курочка-рябушечка, как цыплятки просят пить?
— Пи-пи-пи-пи! (Это произносят все дети.)
При повторном проведении игры воспитатель предлагает детям: «Давайте все вместе спросим у курочки, куда она пошла?» Дети вместе с воспитателем, стараясь воспроизвести вопросительную интонацию, спрашивают: «Курочка-рябушечка, куда ты пошла?» и т. д. Лучше выбирать курочкой детей застенчивых, робких, молчаливых.
«Кто больше заметит небылиц?»
Цель: учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.
Ход игры. Дети, садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки, Воспитатель объясняет правила игры:
Сейчас я прочту вам отрывок из стихотворения Корнея Чуковского «Путаница» В нем будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто заметит небылицу, положит фишку, заметит ещё одну небылицу, положит вторую фишку рядом и т.д. Кто заметит больше небылиц, тот и выигрывает. Фишку можно положить только тогда, когда ты сам заметил небылицу.
Сначала читается небольшая часть этого стихотворения, медленно, выразительно, акцентируются места с небылицами.
После чтения воспитатель спрашивает детей, почему стихотворение называется «Путаница». Затем того, кто отложил меньше фишек, просит назвать замеченные небылицы. Дети, у которых больше фишек называют те небылицы, которые не заметил первый отвечающий. Повторять сказанное нельзя. Если ребенок положил больше фишек, чем небылиц в стихотворении, воспитатель говорит ему, что он не выполнил правила игры, и предлагает быть более внимательным в другой раз.
Затем читается следующая часть стихотворения. Надо следить за тем, чтобы дети не утомлялись, т.к. игра требует большого умственного напряжения. Заметив по поведению детей, что они устали, воспитатель должен прекратить игру. В конце игры следует похвалить тех, кто заметил больше небылиц и правильно их объяснил.
«Что подарили Наташе?»
Цель игры: побуждать детей рассматривать предметы, вспоминать качества тех предметов, которые ребенок в данный момент не видит.
Ход игры. Воспитатель рассказывает: «Прислала бабушка Наташе подарок. Смотрит Наташа: лежит в корзиночке что-то круглое, гладенькое, зеленое, а с одного бока красное, откусишь его — вкусное сочное. Растет на дереве. «Забыла, как это называется», — подумала Наташа. Дети, кто поможет ей вспомнить, как называется то, что ей бабушка прислала?»
Другой вариант. Воспитатель вспоминает: «Однажды в детский сад пришел гость. Одет он был в красивую шубу, шапку, валенки. У него была длинная белая борода, белые усы, брови. Глаза добрые. В руках он держал мешок. Как вы думаете, кто был нашим гостем? Что у гостя в мешке? Какой был праздник в детском саду?»
Такие разговоры-загадки воспитатель может вести о разных предметах и явлениях.
«Режим дня»
Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок
Ход игры: 8-10 сюжетных или схематических картинок о режиме дня. Предложить рассмотреть, а затем расположить в определённой последовательности и объяснить.
«Зоопарк»
Цель: развитие умения строить рассказ-описание с опорой на картинку
Ход игры. Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:
1. Внешний вид;
2. Чем питается.
Для игры используются "игровые часы". Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.
«Распространи предложение»
Цель: развитие у детей умения строить данные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.
Ход игры: Детям предлагается продолжить и закончить начатое взрослым предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, логопед начинает предложение так: «Дети идут ... (Куда? Зачем?)» Или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы ...» Этот вариант помимо обогащения грамматического опыта может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребенка по отношению к различным жизненным ситуациям.
«Хороший - плохой»
Цель: развитие логического мышления, умения описывать героев, строить рассказ-рассуждение.
Ход игры. В процессе этой игры осуществляют попытку выявить позитивные и негативные черты характера героев, оценить их деятельность. Например, за что можно похвалить Кикимору, или что хорошего в том, что Змей Горыныч имеет три головы?
«Что сначала, что потом».
Цель: учить составлять небольшой рассказ по картинкам, выделяя начало и конец действия и правильно называть их.
Ход игры. Детям раздают по две картинки с изображением двух последовательных действий (мальчик спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; мама стирает и вешает белье и т. п.) . Ребенок должен назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором должны быть четко видны начало и конец действия.
«Сравни животных».
Цель: Учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки, опираясь на книжные иллюстрации из сказок.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть Мишку и мышку из сказки «Теремок».
- Мишка большой, а мышка … (маленькая). Какой еще Мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый). А какая мышка? (Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая.) Что любит Мишка? (Мед, малину, а мышка любит (сыр, сухарики) .
- Лапы у Мишки толстые, а у мышки (тоненькие). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки … (короткий) .
Аналогично можно сравнить и других животных из сказок – лису и зайца, волка и медведя.
«Расскажем про белочку»
Цель: Составлять совместный рассказ, соблюдая структуру высказывания.
Ход игры. — Давай еще раз посмотрим на белочку (вспомни, какая она, что умеет делать) и составим рассказ про белочку, которая встретила волка. Сначала скажи, какая была белочка? (Смелая, веселая, шустрая, находчивая.) А волк какой? (Злой, сердитый, недобрый.) Я начну рассказывать, а ты заканчивай. Как-то раз белочка побежала погулять. (и шишек набрать). Она залезла. (на высокую сосну). А на сосне шишек. (много, видимо-невидимо). Только сорвала первую шишку. (увидела волка). Но белочка. (не испугалась). Она бросила. (шишку прямо на волка). На лбу у него. (выросла шишка). Давайте нарисуем белочку, сосну, волка и шишку.
«Составь сказку про Машу»
Цель: Составлять совместный рассказ, соблюдая структуру высказывания.
Ход игры. Воспитатель спрашивает: «Зачем Маша пошла в лес? Зачем вообще ходят в лес? (За грибами, ягодами, цветами, погулять.) Что с ней могло случиться? (Заблудилась, встретила кого-то.)
«Закончи сам»
Цель: развитие у детей воображения, сказочной речи.
Ход игры: Логопед рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям дается задание продолжить или придумать концовку.
«Найди картинке место»
Цель: научить соблюдать последовательность хода действия.
Ход игры. Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.
Наборы серийных картинок для выкладывания
«Исправь ошибку»
Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия.
Ход игры. Перед ребёнком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте. Ребёнок находит ошибку, кладёт картинку на нужное место, а затем составляет рассказ по всей серии картинок.
«Какая картинка не нужна?»
Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали.
Ход игры. Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.
«Нарисуй сказку»
Цель: научить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании.
Ход игры. Ребёнку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой.
Конечно, можно ребёнку помочь, показать, как схематично нарисовать человека, домик, дорогу; определить вместе с ним, какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т.е. выделить главные повороты сюжета.
«Чего на свете не бывает»
Цель: научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.
Ход игры. Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребёнка не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения.
«Как ты узнал?»
Цель: учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.
Ход игры. Перед детьми находятся предметы или картинки, которые им предстоит описывать. Ребёнок выбирает любой предмет и называет его. Ведущий спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?» Играющий должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названный признак получает фишку. Выиграет тот, кто наберёт больше всего фишек.
«Придумай рекламу книге (платью и т.д.)»
Цель: развитие умения описывать предмет
Ход игры. Ребенок должен рассказать о предмете коротко, ясно, обращая внимание на характерные детали.
«Продавец и покупатель»
Цель: развитие умения составлять рассказ-описание
Ход игры. На столе или полке, мольберте выставлено несколько похожих по назначению, но разных по внешнему виду предметов (картинок с изображением данных предметов). Ребенок должен так описать предмет, чтобы «продавец» понял, о каком предмете идет речь. Название предмета можно не называть. Пусть другие дети тоже догадаются, о чем идет речь.
«Кто нужнее?» («Кто (что) лучше?»)
Цель: научить детей составлять описательные рассказы и пользоваться речью-доказательством.
Ход игры. Спор животных, времен года и т.д..
«Рисунки по кругу»
Цель: учить детей составлять рассказы, действовать по сигналу.
Ход игры. В этой игре предполагается участие как минимум 3-5 детей. Каждый ребенок получает чистый лист бумаги и простой карандаш. По сигналу взрослого дети начинают рисовать. Через 1-2 минуты подается условный сигнал, и каждый из детей передает свой лист сидящему справа от него ребенку. Получив от соседа начатый рисунок, ребенок продолжает его в течение 1-2 минут и вновь по сигналу передает дальше. И так несколько раз (в зависимости от количества участников игры), до тех пор, пока к нему не вернется лист, на котором он первым начинал рисовать в свою очередь, служат великолепной опорой для придумывания небылиц, фантастических рассказов и прочих продуктов детского литературного творчества.
«Что общего»
Цель: научит сравнивать, использовать рассказы-доказательства.
Ход игры. Эта игра предполагает сравнительный анализ различных сказочных сюжетов с точки зрения сходства и отличия между ними. Например, чем похожи сказки «Теремок» и «Варежка», «Морозко» и «Госпожа Метелица»?
«Закончи сказку»
Цель: учить придумывать различные варианты окончания сказок.
Ход игры. Воспитатель рассказывает детям начало какой-либо сказочной истории или знакомой сказки до того момента, пока не появятся все герои, и не возникнет проблемная ситуация. Детям предлагается продолжить сказку, придумать новое окончание, схематично изобразив его.
«Сочиним сказку с помощью книги»
Цель: научить детей связывать в единую сюжетную линию наугад выбранных героев и действия. Закрепить представления детей об особенностях композиции сказок (зачин, концовка), формировать умение передавать специфику сказочного жанра.
Ход игры. Предложить небольшой группе детей сочинить сказку (историю) с помощью какой-либо книги. Ведущий задает вопрос детям, ответ на который «находит» какой-либо ребенок в результате указанного им слова на открытой странице текста. Ответы, найденные в книге, постепенно собираются детьми в единую сюжетную линию. Дети придумывают названия, производят оценку и выбирают наилучшее, и рассказывают составленную сказку. Примерная цепочка вопросов при составлении сказки с детьми младшего возраста:
1. Жил-был...кто?
2. С кем он дружил...?
3. Пришел злой ... кто?
4. Кто помог друзьям спастись?
Примерная цепочка вопросов при составлении сказки детьми старшего возраста:
1. Жил-был... кто?
2. Какой он был (какое добро умел делать)?
3. Пошел гулять (путешествовать, смотреть)... куда?
4. Встретил злого... кого?
5. Какое зло этот отрицательный герой всем делал (или умел делать)?
6. Был у нашего героя друг... кто?
7. Какой он был? Как мог помочь главкому герою?
8. Что стало со злым героем?
9. Что наши друзья стали делать?
«Найди героя»
Цель: учить детей определять основного положительного героя сказки.
Ход игры. Детям предлагается вспомнить знакомые сказки (3-4). Определить в каждой сказке основного положительного героя, перечислить его действия на протяжении всей сказки. Оценить его поступки с позиции «хорошо – плохо» и сделать вывод о том, что основной герой является носителем добра.
«Старая сказка на новый лад»
Цель: учить детей менять свойства известного героя и выстраивать новый вариант его действий.
Ход игры. Воспитатель предлагает выбрать сказку, определить героя, перечислить его характерные особенности Детям дается задание: придумать необычное свойство для данного героя. Для этого дети называют два предмета и перечисляют их свойства, которые потом переносят на героя. Дети продумывают новый текст сказки.
«Сказка переехала»
Цель: учить определять место и время происходящего, подбирать необычные места и время действий для знакомых героев.
Ход игры. Воспитатель предлагает вспомнить знакомые сказки и назвать место и время действия происходящего. Выбрать одну из сказок и переселить сказку (ее героев) в другое время и место. Дети должны описать, как изменится сюжет сказки, зарисовать ее или изобразить схематично. Например: Жили старик со старухой у синего моря... в наши дни. Что будет просить старуха? Колобок живет на 10 этаже с лифтом.
«Путешествие в гости к сказке»
Из какой сказки?
Вспомни и назови сказки. Тебе помогут сказочные герои.
- Царь, три сына, стрела, болото, лягушка («Царевна-лягушка»),
- Царь, три сына, Иванушка, конек-горбунок, царевна («Конек-горбунок»),
- Отец, мачеха, три дочери, царь, принц, фея («Золушка»).
- Злая мачеха, две дочери, дед мороз («Морозко»). Выигрывает тот, кто назовет больше сказок. Затем дети по образцу загадывают свои загадки.
«Узнай нас»
Послушайте стихи. Назовите героев сказок.
На сметане мешен
Круглый бок, румяный бок
Покатился... (Колобок)
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее
(Красная Шапочка)
Она красива и мила
А имя ее от слова
«зола» (Золушка)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор... (Айболит)
- В какой сказке есть чудесный пень, где сесть мохнатому не лень? Только вот одна беда, не мог он скушать пирожка. («Машенька и медведь».)
- Хитрый гость так часто ходит, что-нибудь с собой уносит. Полежит, переспит и хозяев обхитрит. («Лисичка со скалочкой».)
- Быстро лето пролетело, осень вслед ушла. Работа закипела - за дело принялись друзья. Заготовили все впрок. Нос не сунет серый волк. Живите на здоровье! Построено ... («Зимовье».)
- Дом построили друзья, жили весело, пока не пришел под вечерок Мишка, Мишенька-дружок. Был и низок и высок расчудесный ... («Теремок».)
- Назовите, пожалуйста, имя сказочной героини, которая путешествует в ступе, помогая движению помелом. (Баба Яга.)
- В какой сказке девочка за свое трудолюбие и доброту получила сундучок с богатством? («Морозко».)
- В какой сказке к маленькому, безобидному герою прилипают разные звери? («Бычок - смоляной бочок».)
Серия «Игры с моделями», «Говорящие рисунки» (пиктограмма)
Цель: закреплять умение детей «читать» по модели, сочинять сказки, рассказы по модели.
Ход игры: «Когда-то давным-давно люди не знали букв и не умели писать, а истории, которые происходили и которые надо было сохранить и запомнить, они рисовали. Такой вид записи называли пиктографией и им пользовались в древних странах - в Египте, Японии и Китае».
- Объясните ребенку, что при таком способе передачи информации рисунки должны быть очень простыми и в тоже - время понятными. Только тогда они будут «говорящими».
- Попробуйте нарисовать начало одной из историй, допустим, такой: «Жили-были дед и баба. Испекли они Колобка, а он убежал в лес...»
- Как видите, запись очень схематична, но полностью отражает все то, что произошло. Придумайте вместе с ребенком, как можно нарисовать историю про Буратино и Дюймовочку.
Взрослые предлагают поиграть в нарисованные истории. Выбирают знакомую сказку и дети отражают ее содержание в рисунках-схемах. Затем «читают» истории. Придумывают по схемам свои сказки.
«Я дам характеристику герою, а вы скажите, кто это», или «Угадай героя»
Цель: учить узнавать персонажа по предложенному описанию. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Ход игры. Воспитатель использует портреты героев, составленные детьми ранее. Он предлагает описание, а дети отгадывают. Например: сказка «Колобок», воспитатель предлагает детям следующий портрет, кто это: «Она была голодна, и. чтобы поесть, пела сладким голосом, хвалила кого-то, терпеливо слушала его песенку, притворялась, что плохо слышит». После того как дети отгадали героя, им предлагается объяснить его характер и описать связи: «Лиса - сладкоголосая, потому что пела сладким голосом; льстивая, потому, что хвалила Колобка; терпеливая, потому что принималась петь несколько раз, чтобы добиться своей цели: притвора, потому что на самом деле слышала хорошо».
«Антонимы в сказках и фильмах»
Взрослый предлагает детям поиграть со Сказкой, объясняя, что он будет произносить название - антоним, а дети должны будут угадать истинное название -антоним, а Ребёнок должен будет угадать истинное название Сказки.
Примеры заданий:
"Зелёный платочек" - ("Красная шапочка");
"Мышь в лаптях" - ("Кот в сапогах");
"Рассказ о простой курочке" - ("Сказка о золотой рыбке");
"Знайка в Лунной деревне" - ("Незнайка в Солнечном городе");
"Бэби - короткий носок" - "Пэппи - длинный чулок");
"Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке" - ("Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях");
"Один из Молоково" - "Трое из Простоквашино"); "Крестьянка под тыквой" - ("Принцесса на горошине"); "Деревянный замочек" - ("Золотой ключик"); "Если вдруг:"
Ребёнку предлагается какая-либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.
Например, если вдруг на Земле исчезнут:
• Все пуговицы;
• Все ножницы;
• Все спички;
• Все учебники или книги и т. д. Что произойдёт? Чем это можно заменить?
Ребёнок может ответить: "Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, ничего страшного не произойдёт, потому что их можно заменить: верёвочками, липучками, крючочками, кнопочками, ремнём, поясом и т. д."
Можно предложить Ребёнку и другие ситуации, например, если бы у меня была:
• Живая вода;
• Цветик-семицветик;
• Сапоги-скороходы;
• Ковёр-самолёт и т. д. "Подбери слово".
Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, зима какая? (Холодная, снежная, морозная). Снег какой? (Белый, пушистый, мягкий, чистый).
Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе. адача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение на тему:""Влияние художественной литературы на развитие речи детей"
Сообщение на тему:""Влияние художественной литературы на развитие речи детей"...
Сообщение: Взаимодействие детского сада и родителей в развитии речи дошкольников.
Речевое развитие дошкольника в дошкольном учреждении (в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами Дошкольного образования (ФГОС ДО). Примеры взаимодействия с роди...
Сообщение на тему: «Роль речевого общения в развитии речи ребенка»
Развитие речи детей является одним из элементов формирования личности, тесно связано с умственным, нравственным и эстетическим развитием....
Мастер-класс для воспитателей по проведению игр, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста.
Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть вновь всех вас сегодня.Позвольте представить вам тему моего мастер-класса проведение игр, направленных на развитие речи детей дошколь...
Мастер-класс для педагогов ДОУ по проведению игр, направленных на развитие речи детей старшего дошкольного возраста "Развиваем нашу речь"
Мастер-класс для педагогов ДОУ "Развиваем нашу речь" по проведению игр, направленных на развитие речи детей старшего дошкольного возраста....
Сообщение из опыта работы на педагогическом совете «Развитие речи дошкольников, в ходе режимных моментов»
Дошкольный возраст - это период интенсивного роста и развития ребёнка. Именно в этом возрасте развиваются все психические процессы в организме. Речь не является исключени...
Мастер -класс «Проведение игр направленных на развитие речи детей»
Мастер -класс «Проведение игр направленных на развитие речи детей»...