Сообщение из опыта работы на педагогическом совете «Развитие речи дошкольников, в ходе режимных моментов»
материал

Морозова Ирина Николаевна

Дошкольный возраст - это период интенсивного роста и развития ребёнка. Именно в этом возрасте развиваются все психические процессы в организме. Речь не является исключением, ведь ребёнок в процессе взаимодействия миром и окружающими его людьми обогащает свой опыт, получает новые впечатления, в связи с этим происходит развитие его умственных способностей, а соответственно и речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_doshkolnikov.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы на педагогическом совете

«Развитие речи дошкольников, в ходе режимных моментов»

Дошкольный возраст - это период интенсивного роста и развития ребёнка. Именно в этом возрасте развиваются все психические процессы в организме. Речь не является исключением, ведь ребёнок в процессе взаимодействия миром и окружающими его людьми обогащает свой опыт, получает новые впечатления, в связи с этим происходит развитие его умственных способностей, а соответственно и речи. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Проблема развития речи является одной из актуальных. Она решается не только на занятиях, но и во всех режимных моментах. Правильно составленные режимные моменты дня имеют большое гигиеническое и педагогическое значение. Ежедневно повторяясь, они приучает организм ребенка к определенному ритму. Обеспечивает смену деятельностей (игровой, учебной, трудовой) тем самым предохраняет нервную систему детей от переутомления.

Таким образом, организуя режимные моменты и всю деятельность ребенка в ДОУ, необходимо стремиться к тому, чтобы содержание этой деятельности носило познавательный характер. Сегодня я предлагаю вам поговорить о работе по развитию речи не в организованных занятиях, а в повседневной жизни, т. е. в ходе режимных моментов.

Так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование различных игр. Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь.

Игра в режимных моментах необходима для снижения психических и физических нагрузок. Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение.

Во все режимные моменты включаются дидактические игры по развитию речи, занимательные, фонетические, лексические, грамматические упражнения. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Главное место в игре отводится работе со звуком, буквой, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. Поэтому в игры включается множество загадок. Совсем не важно, что некоторые из них не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках, то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого- либо или что- либо. Формируют быструю реакцию на слово.

Во время утреннего приема можно поговорить о настроении ребенка, закрепить знания о семье, домашнем адресе, транспорте, работе родителей, о любимой игрушке, потренировать в произношении ласковых форм слова. И все это возможно сделать в ненавязчивом диалоге между ребенком и воспитателем. Так например, я вношу в группу игрушечного котёнка. Ребята, к нам пришёл гость. Кто этоОбращаю внимание детей на гладкие ушки, лапки и мягкую пушистую шерсть. Давайте поближе познакомимся с ним. Котёнок как тебя зовут? А теперь, ребята, назовите свои имена нашему другу.(Каждый ребёнок называет своё имя.) А как зовут маму котёнка, папу? (ответы детей). А что любит кушать котик? (ответы детей). А как можно назвать ласково нашего друга? (ответы детей) Обращаю внимание в утренний приём на настроение детей. Если я заметила, например, Серёжа пришёл в детский сад нахмуренный, ни с кем не поздоровался. Предлагаю быть моим помощником в игре  «Какой, какая, какое» Помощник Серёжа достаёт из конверта картинку, а дети по очереди называют как можно больше признаков, которые могут быть присущи данному предмету.

Очень детям нравятся игры с «тайнами». «Дети, к нам пришла посылка. Но чтобы ее открыть, нужно сказать слово-пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [м]. Только нужно, чтобы все назвали пароль правильно». И дети изо всех сил стараются придумывать нужное слово. Но здесь необходимо учитывать один момент: если воспитатель заметит, что кто-то из детей в силу каких-то причин не может подобрать слово, то нужно прийти ненавязчиво на помощь этому ребенку и, желательно, чтобы помощь исходила от детей.

Очень детям нравятся игры с картинками например, «укрась ёлку игрушками на звук К». Дети выбирают картинки в названии которых есть данный звук.

Мы должны приучать детей к труду.

Во время дежурств по столовой привлекать внимание детей к посуде, которую расставляют на стол дежурные. Рассмотреть и назвать ее форму, окраску, рисунок, материал, из которого она сделана, количество ее на столе. Такие беседы способствуют расширению у детей словарного запаса, упражняют их в произношении уже знакомых слов и знакомятся с новыми словами. Беседу с детьми продолжаю, когда они сядут за столы, но еще не кушают, спрашивая, как мы должны сидеть за столом? Как мы должны кушать?

Во время дежурства по столовой воспитатель привлекает внимание детей к посуде, которую расставляют на стол, рассматривают и называют ее форму, окраску, рисунок, материал, из которого она сделана, количество ее на столе.

Например:

• ВАсилиса, что ты делаешь?

• Умываюсь.

• Дима, что ты моешь?

• Лицо (руки).

• Чем мы моем руки, Артём?

• Водой (мылом).

• А какая у нас вода, Егор?

• Теплая (холодная).

• Кирилл, какое у тебя мыло?

И т.д.

Такие беседы способствуют расширению у детей словарного запаса, упражняют их в произношении уже знакомых слов и знакомятся с новыми словами.

Беседа с детьми в процессе режимных моментов обеспечивает прочность знаний, хорошее запоминание слов и новых, и ранее пройденных на занятиях логопеда по развитию речи.

Дети знают, что перед едой нужно мыть руки, но будет интереснее, если этот процесс будет сопровождаться словами:

Мыли, мыли руки с мылом,        

Мыли теплою водой,        

Мыли, мыли, мыли, мыли -

Бело-набело отмыли.

Во время приема пищи некоторые дети часто капризничают, соответственно, нервничают. Такие шутливые потешки помогут им успокоиться и спокойно покушать.

В образовательной деятельности речевые игры, которые мы называем физкультминутки, также имеют большое значение. Как известно, внимание детей короткое, они устают от сидения, поэтому им нужно расслабляться. Дети проговаривают вместе с воспитателем и сопровождается все это движениями. Вот некоторые примеры физкультминуток:

Хомка, хомка, хомячок - полосатенький бочок,

Хомка раненько стает, шейку моет, щечки трет,

Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять - Хомка хочет сильным стать.

Во время одевания или раздевания детей, воспитатель разговаривает с ними о том, что они надевают или снимают, какого цвета одежда, из какого материала она сшита и т. д.

1.Для этого хороша дидактическая игра «Одень куклу на прогулку». Сейчас зима. На улице холодно. Куклу Катю надо одеть тепло. Какую одежду надо надеть на куклу?(Теплую, зимнюю.)

2. Показ и рассматривание одежды.        

Педагог показывает детям предметы зимней одежды, называет их, рассказывает о цвете, материале, из которого сшита одежда, обращает внимание на детали одежды(карманы, рукава, воротник, отделку). Подчеркивает, что зимняя одежда очень теплая, потому что зимой холодно.

3. Совместная деятельность: последовательное одевание куклы на прогулку.

Коля одевает кукле штаны. Что Коля надел на Катю? Теперь надо надеть теплую кофту, застегнуть все пуговицы. Где пуговица на кофте? А это петля. Мирон, Женя, Алина, покажи, где петля? Вот пуговица на кофте, а это петля. Надо пуговицу застегнуть в петлю. Вот так (показывает и объясняет несколько раз). Что Женя надела?

В своей работе используют и такие игры«Жили – были дети в д/с…» - они очень любили гулять на улице. А для этого они должны знать названия одежды и последовательность её одевания. К нам сейчас пришла весна, какой цвет символизирует приход весны (ответы детей). У кого из вас одежда имеет зелёный цвет? (ответы детей). На что похожи ваши кофты и свитера? (ответы детей). А перед приходом весны, какое время года мы провожали? Какой цвет символизирует вам зиму. Перечислите одежду таких цветов. Дальше дети обувают обувь. У кого ботинки со шнурками, на что они похожи? (ответы детей). Далее дети надевают куртки, пуховики. Из чего они сшиты? Какие они? (ответы детей);

Подготовка к прогулкам дает возможность закрепить лексику, связанную с сезоном, предметные и обобщающие понятия одежды и обуви, умение вежливо обращаться за помощью к детям и взрослым.

Прогулки, дидактические и сюжетно-ролевые игры позволяют осуществлять работу в любом коррекционном направлении. Так, например, на прогулке предлагаю поиграть детям в игру"Пароход".

• Дети, сегодня мы будем играть в игру "Пароход". В этой игре есть разные роли капитан, штурман, моряки, пассажиры и др. Сегодня капитаном будет Рома. Когда мы будем подходить к пристани и отчаливать от нее, Рома будет давать сигнал — длинныйгудок: "У-у-у!" Во время плавания мы будем вести беседу.

•. В какую игру мы играем, Вика?

• Пароход.

• Кто есть на нашем корабле? Ты кто,Никита?

• Я штурман.

И т. д.

Так же на прогулке удобно будет провести игру «Пойми меня».Показываю детям красивую коробочку и говорю, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени). Дальше я объясняю детям, что когда он подойдет к кому-то, то этот ребенок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на нее, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по одной картинке, воспитатель спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда воспитатель говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом воспитатель рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось логопеду. После этого дети рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку.

Так же можно предложить детям поиграть в игру «Найди себе пару».Взрослый делит детей на две команды. Первая получает картинки с изображением одного животного, а вторая – нескольких. Ребенок из первой команды говорит: “У меня кошка”. Ребёнок из другой – “У меня кошки”. Эти дети становятся рядом.

На прогулке всегда проводятся наблюдения за живой и не живой природой. После нескольких наблюдений я предлагаю детям составить или придумать сказку, рассказ об объекте наблюдения. Так например, мы наблюдали за ручейком в дневную, вечернюю прогулку рисовали его, читали стихи и рассказы про него. После этого я предложила детям составить сказку про весёлого ручейка. И такие сказки рассказы дети могут составлять про солнышко, про голубя, про первый появившийся цветок, про одинокую сосульку, про гусеницу, бабочку и т. д.

Выйдя с детьми на прогулку предлагается вспомнить названия весенних (осенних, зимних, летних) месяцев.

Хороши в работе игры с пальчиками, сопровождаемые чтением стихов, потешек, песенок поскольку движения пальцами, кистями рук так же благотворно влияют на развитие  речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи кроме того, народная потешка является прекрасным материалом для обучения разговорной речи, так как большинство из них построено на диалогах.

При выполнении каждой игры нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой так и левой рукой.

Во время укладывания на сон:

Спать пора. Уснул Бычок - лег в коробку на бочок.

Сонный Мишка лег в кровать. Только Слон не хочет спать.

Головой кивает Слон - он Слонихе шлет поклон.

И, наконец, каждому ребенку поднимем настроение, если разбудить словами:

Светит полная луна - за волной бежит волна,

Ветер веет на просторе, и всю ночь волнует море...

Волн спокойных мерный шум усыпляет праздный ум...

Но так долго вредно спать - нам давно пора вставать.

Развитие связной речи для этого предлагаю детям чтение с последующим обсуждением произведений, заучивание и выразительное рассказывание стихов, рассматривание иллюстраций на различные темы и т. д.

В заключении хочется отметить, продуманное и хорошо организованное время детей в детском саду имеет большое значение в режиме дня. Вся работа по развитию речи должна быть подчинена главной задаче – подготовке к успешному обучению в школе и успех в этой работе может быть, достигнут только при тесном контакте педагогов, родителей и логопеда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи дошкольников в ходе режимных моментов

Автор делится опытом работы по развитию речи дошкольников в течение дня....

Сообщение из опыта работы на Педагогическом совете

Методы и приёмы по сохранению и укреплению здоровья детей, используемые при проведении дневной и целевой прогулок...

Сообщение из опыта работы на педагогический совет "Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста.

Сообщение из опыта работы " Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возрата"...

Доклад на тему: «Методы и приемы, активизирующие развитие речи дошкольников, в ходе режимных моментов»

Доклад на тему:«Методы и приемы, активизирующие развитие речи дошкольников, в ходе режимных моментов»...

Сообщение из опыта работы на педагогическом совете «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей средней группы» от 19.02.2020г.

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Поэтому решение задачи  преемственности дошкольного и начального уровней образования относится к числу ...

Сообщение из опыта работы на педагогическом совете «Основные задачи работы по художественно-эстетическому развитию дошкольника»

Цель художественно-эстетического развития дошкольников — формирование у них эстетического идеала и художественного вкуса, а также способности к творчеству....

Сообщение из опыта работы на педагогическом совете «Основные задачи работы по художественно-эстетическому развитию дошкольника»

Художественные и эстетические качества являются качествами приобретаемыми. Привитие нравственных ценностей, чувства прекрасного, способности воспринимать произведения искусства происходит постепенно. ...