Сообщение на тему:""Влияние художественной литературы на развитие речи детей"
консультация по развитию речи на тему
Сообщение на тему:""Влияние художественной литературы на развитие речи детей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 18.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение на тему:
"Влияние художественной литературы на развитие речи детей"
Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними четкость и выразительность языка, показывают как, богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.С целью повышения качества работы по ознакомлению детей с художественной литературой и фольклором, обучению их рассказыванию и пересказу, выразительному чтению наизусть стихотворений, потешек, работа по развитию образности, выразительности речи и начальных форм словестного творчества – поставлены следующие задачи:1.формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке).развивать поэтический слух, способность к целостному восприятию произведений разных жанров, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.воспитывать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на неё;воспитывать литературно - художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения.
Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т. е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Разработано несколько критериев: 1. Идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги; 2. Высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. 3. доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт; 4.сюжетная занимательность, простота и ясность композиции. 5. конкретные педагогические задачи.Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания.
В него входит несколько групп произведений.
1.Произведения русского народного творчества и творчества народов мира. Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, пестушки, небылицы и перевертыши; сказки.2.Произведения русской и зарубежной классической литературы.3.Произведения современной русской и зарубежной литературы. Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями. Круг детского чтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др.Ежегодно издается много новой литературы для детей, за выходом которой необходимо следить и самостоятельно пополнять детскую библиотечку, руководствуясь рассмотренными выше критериями и творческим подходом к выбору книг.
"Методы приемы и средства по приобщению детей к художественной литературе"
Читая детям художественные произведения на занятиях по развитию речи, воспитатель использует разнообразные методы, приемы и средства такие как: Словесный: чтение произведений, вопросы к детям по содержанию произведений, пересказ произведения, заучивание наизусть стихотворения, потешки и т. п.
Выразительное чтение художественной литературы: беседа по произведению, прослушивание грамзаписи, игры-драматизации, игровой: дидактические игры, словесный: театрализованные игры, элементы инсценировки, наглядный показ иллюстраций, движение пальцами, руками, показ схемы, просмотр видеофильмов, диафильмов, оформление выставки, книжного уголка.
Более эффективным, является практический метод, а именно театрализованная деятельность, т. к. она способствует легкому и свободному осуществлению процессов обучения и развития детей. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи и многое другое.
Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.
Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.
Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.
Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.
Одним из средств ознакомления детей с художественной литературой является книжный уголок. Основными требованиями к оформлению книжных уголков являются:- рациональное размещение в группе; соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы.
"Формы работы по приобщению детей к чтению"
С целью ознакомления детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге используются следующие формы работы: - оформление уголков чтения в группах детского сада.
В них должна быть представлена литература, соответствующая возрасту детей, обязательно должен учитываться региональный компонент.– оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей. Для их лучшей организации должен быть составлен календарь памятных дат, позволяющий педагогам ориентироваться в датах рождения писателей, к которым и приурочиваются выставки.Например, могут быть оформлены композиции, посвященные К. И. Чуковскому, А. Л. Барто, Е. И. Чарушину и т. п. -занятия по ознакомлению с биографиями писателей. Детям интересны не только сами стихи А. Барто, но и то, какой она была в детстве, чем интересовалась. -создание «Книжкиной больницы» в группах, поможет привить детям бережное отношение к книге. Можно провести занятие «из прошлого книги». Благодаря этому, дети узнают, что для издания одной книги необходим труд многих людей.-выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений, такие как «Наши любимые книги», «По страницам сказок», и др. В их оформлении могут принять участие дети всех возрастов и их родители. Можно создать стенгазету на определенную тему, где дети разместят свои поделки. – создание книг-самоделок, по произведениям детских писателей, или по сказкам, которые дети придумывают сами. - празднование именин произведения. Для этого нужно создать специальный календарь «Книжкины именины».В нем будут представлены книги, которые отмечают свой юбилей. - оформление макетов по мотивам любимых сказок. Над такими макетами могут работать сами дошкольники, их родители и педагоги. «Приобщение детей к художественной литературе" Знакомство детей с художественной литературой, даёт лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей. Чтобы в ребёнке воспитать читателя, сам взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать её роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны малышу, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с малышом, быть искренним в выражении своих чувств.
Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.
Эффективные приемы методы и средства позволяют педагогу: формировать речевые умения и навыки детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности; 1.Обеспечивают высокий уровень речевой активности детей;2. Способствуют овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.
Благодаря использованию приемов развития речи, происходит самая близкая встреча воспитателя и ребенка, которого первый побуждает к речевому действию, а также повышает интерес к художественной литературе. Используя различные формы по приобщению детей к чтению, осуществляется работа по привлечению родителей к познанию ознакомления детей с художественной литературой, в результате которого происходит, обмен родительского опыта и приобщение детей к чтению, главным результатом которого должен стать интерес к книге.
Основные формы работы с родителями помогают знакомить детей с художественной литературой, формируя нравственную и культурную сторону ребенка, передавая представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника.
Только единые педагогические воздействия педагогов и родителей на детей дошкольного возраста способствуют успешному речевому развитию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль художественной литературы в развитии речи детей.
Представление педагогического опыта на РМО заведующих и методистов....
Влияние детской художественной литературы на развитие речи детей - логопатов дошкольного возраста
Художественное слово помогает ребенку уточнить и закрепить знания, постепенно обогащает новыми понятиями и представлениями. Художественная форма реалистичного изображения явлений действительности обле...
"Роль художественной литературы в развитии речи детей среднего дошкольного возраста"
Мастер-класс из опыта работы....
План работы по самообразованию на тему: «Влияние художественной литературы на развитие речи детей дошкольного возраста»
В данной методической разработке представлен план работы по теме самообразования на год. ...
Консультация для родителей по речевому развитию «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей по речевому развитию «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста» ...
План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4
Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...
Консультация для родителей по речевому развитию «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста»
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произв...