Мастер-класс для педагогов ДОУ по проведению игр, направленных на развитие речи детей старшего дошкольного возраста "Развиваем нашу речь"
материал
Мастер-класс для педагогов ДОУ "Развиваем нашу речь" по проведению игр, направленных на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-_klass_dlya_pedagogov.docx | 22.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 города Шимановска»
Мастер-класс
для педагогов ДОУ по проведению игр, направленных на развитие речи детей старшего дошкольного возраста
«Развиваем нашу речь»
Подготовила:
Воспитатель МАДОУ № 16
Кивал Наталия Анатольевна
г. Шимановск, 2022 г.
Мастер-класс
для педагогов ДОУ по проведению игр, направленных на развитие речи детей старшего дошкольного возраста
«Развиваем нашу речь»
Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов в процессе активного педагогического общения по проблеме развития речи детей дошкольного возраста с применением речевых игр и упражнений.
Материалы и оборудование: шарики с шипами, две котельные трубочки, шарик из ваты, футбольные ботинки на пальцы, макет футбольного поля, картинки с изображением эмоций.
Ход мастер-класса
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться опытом по проведению игр, направленных на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.
Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли.
Для активизации речевого развития детей в НОД и в повседневной деятельности детей по развитию речи я использую упражнения и игры, которые направлены на решение разных речевых задач.
Основные задачи – это развивать звуковую культуру речи, формировать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать связную речь.
Всем известно, что речь формируется в деятельности. Игра является ведущим видом деятельности, через нее дети отражают полученные знания, впечатления. Игра – естественное состояние ребенка! Игра – это всегда инициатива, фантазия и конечно же эмоции.
В соответствии с этим, я подобрала игры, направленные на активизацию речевой деятельности. И хочу сегодня представить их Вам.
Для этого, уважаемые коллеги, я предлагаю Вам поиграть.
Для того чтобы правильно произносить слова и звуки, у ребенка должен быть хорошо развит речевой аппарат, и дыхание. Этому способствуют упражнения на дыхание и артикуляционная гимнастика.
А начать хочу я с вами с мимики, т. к. мимика тесно связана с артикуляцией, поэтому, стимулируя, ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики в частности развитию подвижности мышц губ и щек.
Игра «Эмоции».
Воспитателям раздаются изображения «лиц» с разными эмоциями. Каждый из них по очереди изображает разное выражение лица, все остальные должны догадаться и назвать эмоцию (радость, грусть, злость, испуг, удивление)
Так же для развития артикуляции еще я использую книгу с артикуляционной гимнастикой.
Ни для кого не секрет, что дыхание играет важную роль в развитии речи. Очень часто у детей, имеющих особенности речевого развития, дыхание развито недостаточно. Такие дети испытывают трудности в произнесении слов со сложной слоговой структурой, фраз, предложений.
Для того, чтобы развить речевое дыхание, на занятиях использую различные дыхательные упражнения: «Потушить свечки», «Подуем на листочки», «Чья птичка дальше улетит», «Помоги жучку взлететь». Цель которых - научить детей быстро, но в то же время бесшумно, производить вдох и рационально расходовать воздух на выдохе.
Одно из таких упражнений - "Футбол". Суть данного упражнения заключается в том, чтобы забить сильной струей воздуха, направляемой через коктейльную трубочку, легкий мяч или комочек ваты в ворота. Чтобы вызвать у детей интерес к упражнению, я изготовила футбольное поле, похожее на настоящее. Его можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.
Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформировавших тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у ребенка, тем быстрее он начинает говорить.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Для этого я так же использую игру настольный «Футбол». На пальчики одеваются ботинки и получается пальчиковый футбол. Игра сделанная своими руками - это интересно, это познавательно.
Так же в своей работе с детьми использую Су-Джок терапию.
Нам понадобятся небольшие шарики с шипами (или шишки) сказка «Ежик»
Жил да был ежик на полянке в своем домике в сказочной стране (положить шарик на ладошку). У ежика было много друзей (катать шарик от ладошки к каждому пальчику): Крош, Копатыч, Нюша, Совунья, Лосяш (зажать шарик в ладошке).
И решил он однажды навестить своих друзей. Выбежал на тропинку (катаем шарик по ладони) и побежал к Крошу, так как его домик был совсем недалеко. Бежит. Подпрыгивает на кочках (шарикам нажимаем на каждую подушечку пальца). Но Кроша дома не оказалось: «Наверное он убежал Лосяша навестить» - подумал ежик и покатился дальше (катаем шарик по кругу ладони). Катится ежик, а навстречу ему Копатыч идет не спеша. Обрадовался ежик и спрашивает Копатыча:
- «Куда ты идешь?»
- «В лес за грибами» - отвечает Копатыч – «Пойдем со мной». Пошли они вместе (катаем шарик по очереди к каждому пальцу). Раз- грибок (зажать шарик в ладошке), два – грибок (зажать шарик в другой ладошке) – много насобирали. Простился ежик с Копатычем и побежал дальше (катаем шарик по кругу ладони). Вдруг ему на встречу выскакивает лягушка – квакушка и спрашивает ее ежик «Ты куда скачешь?»
- «Скачу куда глаза глядят»- отвечает лягушка «Поскакали со мной». И поскакал ежик с лягушкой (прикасаемся шариками к кончику пальцев, делая глубокий вдох). Не заметил ежик как у своего домика очутился, не захотел он больше прыгать, устал, зашел в свой домик (катаем шарик по ладошке), лег на кроватку, закутался одеяльцем (зажать шарик в ладошке) и уснул.
Также можно использовать металлические кольцевые пружинки совместно с пальчиковой гимнастикой. Например:
Этот пальчик в лес пошёл (проговаривая, надеваем пружинку на
Этот пальчик гриб нашёл на каждый пальчик)
Этот пальчик печь топил,
Этот пальчик суп варил,
Этот пальчик все съел,
От того и потолстел.
Смысл данных игр, с применением нетрадиционных материалов состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется.
И еще я вам хочу предложить игру на обогащение словарного запаса у детей:
Игра называется «Шаги» (с использованием футбольных ботинок на пальчики)
С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса и развитием речи.
2 игрока стоят на старте. Через 6-8 шагов финиш. Называется тема: «Вежливые слова». Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое - нибудь вежливое слово. Другие темы: «Все круглое», «Ласковые слова для мамы» и т.д.
Уважаемые коллеги, я поделилась с вами тем, как можно использовать игровые приёмы для развития речи детей. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс на тему: "Государственные символы России как средство нравственно - патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"
Данный материал познакомит педагогов с системой работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Государственными символами России....
Конспекты занятий. Развитие у детей старшего дошкольного возраста навыков речи-доказательства и речи- описания с использованием загадок.
Конспекты занятия в старшей группе по развитию речи "Насекомые", "Игрушки", "Транспорт"....
Мастер-класс для воспитателей ДОУ по теме «Квиллинг как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста»
Мастер-класс, который имеет цель формировать у педагогов представление об одном из видов декоративно-прикладного искусства - квиллинге , как средстве развития творчества детей старшего дошкольного воз...
статья "Влияние театрализованных игр на развитие у детей старшего дошкольного возраста связной речи"
Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном дет...
Мастер – класс на тему: «Использование приемов арттерапии по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»
представление опыта работы по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями в речи средствами арттерапевтических приемов...
Мастер-класс для воспитателей ДОУ по проведению игр, направленных на развитие лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста: "Развиваем нашу речь"
Мастер-класс для воспитателей ДОУ по проведению игр, направленных на развитие лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста: "Развиваем нашу речь"...
Мастер – класс для воспитателей ДОУ по проведению игр, направленных на развитие лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста «Развиваем нашу речь»
Мастер – классдля воспитателей ДОУ по проведению игр, направленных на развитие лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста «Развиваем нашу речь»...