Сообщение на тему: «Роль речевого общения в развитии речи ребенка»
статья по развитию речи

Светлана Анатольевна Любичева

Развитие речи детей является одним из элементов формирования личности, тесно связано с умственным, нравственным и эстетическим развитием. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_obshch.docx14.48 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение на тему:

«Роль речевого общения в развитии речи ребенка»

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду для групп общеразвивающего вида является развитие речи, речевого общения -это воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепления и активизации словаря, совершенствование грамматической правильности речи, формирование разговорной (диалогической) речи, развитие связной речи, воспитание интереса к художественному слову, подготовка к обучению грамоте; а для детей с нарушением слуха - коррекционно-педагогическая работа направленная на формирование речи, в том числе самостоятельной речи, как средства общения и развитие ее различных форм и сторон. Условия формирования речи у детей с недостатками слуха оказываются иными в сравнении со слышащими детьми.

В детском саду дошкольники овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Речевое общение в его полном виде — понимание речи и активная речь — развивается постепенно. Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. При правильной организации всей жизни и деятельности ребенка речь уже в раннем возрасте становится основным средством общения для групп общеразвивающего вида. Подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения в раннем возрасте. При дефиците общения в раннем возрасте, его ограниченности, бедности, не насыщенности ребенку трудно будет научиться общаться с детьми и другими людьми.

Общение со сверстниками в дошкольном возрасте играет не менее важную роль в развитии детей, чем общение с взрослыми. Развитие ребенка особенно успешно происходит в коллективных видах деятельности. Общение со сверстниками существенно отличается у детей от общения с взрослыми. Если взрослый дает ребенку нормы общения, учит говорить как надо, как все, то сверстник создает условия для самостоятельного речевого творчества.

В контактах с другими детьми ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого ребенка. Поэтому беседы между сверстниками не получается, дети перебивают друг друга, каждый говорит о своем, не слушая партнера. Общаясь же со взрослым, дошкольник предпочитает больше слушать, чем говорить сам.

У глухих детей дошкольного возраста без обучения речь не формируется. У них отмечаются различные голосовые реакции, неотнесенный лепет, звукосочетания. Без обучения число голосовых реакций с возрастом сокращается. Они становятся более однообразными, иногда к пяти-шести годам исчезают совсем. Некоторые необученные старшие дошкольники начинают осознавать свои речевые проблемы, очень неохотно идут на общение с новыми людьми, уходят от контактов со взрослыми и слышащими детьми.

Общение глухих детей дошкольного возраста с окружающими взрослыми (чаще всего с родителями) осуществляется с помощью предметных действий, естественных жестов, мимики и других неречевых средств в сочетании с голосовыми реакциями, неотнесенным лепетом. Количество средств неречевого общения с возрастом у глухих дошкольников расширяется: становится больше естественных жестов, некоторые из них дети придумывают сами или заимствуют у взрослых. Развиваются разнообразные взгляды, наблюдательность, внимание к мимике взрослых. В общении слабослышащие дети также широко пользуются указаниями на предметы и предметными действиями, естественными жестами, мимическими средствами. Однако они в большей степени (по сравнению с глухими) сочетаются с использованием речи.

Развитие речи детей является одним из элементов формирования личности, тесно связано с умственным, нравственным и эстетическим развитием. Формирование возможностей речевого общения дошкольников предполагает включение в жизнь ребенка в детском саду специально спроектированных ситуаций общения, в которых педагог ставит определенные задачи развития речи, а ребенок участвует в свободном общении. В этих ситуациях расширяется словарь, создаются условия для совершенствования понимания речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное открытое логопедическое занятие для педагогов Тема: «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи ребенка» Лексическая тема: «Зима»

Программные задачи:развивать подвижность мимико-артикуляционных мышц;продолжать работу над выработкой четких артикуляционных позиций губ и языка;улучшать координацию движений пальцев рук;вырабат...

Презентация на тему: "Роль речевого окружения и общения в развитии речи ребенка"

Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. Благодаря слову человек общается с другими поколениями, передавая, накапливая, сохраняя опыт человечества.Информацию, котору...

Доклад для педагогов на тему: «Роль детского сада в развитии речи ребенка»

В задачи каждого воспитателя входит методичное формирование у детей норм речи....

«Роль речевого дыхания в развитии речи ребенка.»

Трудно переоценить значение развития речи в жизни ребенка. И важнейшая роль в развитии речи ребенка принадлежит речевому дыханию. Речевое дыхание является - источником образования звука, голоса. Оно п...

Консультация на тему: "Роль речевого общения в личностном развитии дошкольника"

В последние годы актуализировалась проблема развития и укрепления психического здоровья детей, эта тема стала достаточно очевидной в связи с ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расс...

Консультация для воспитателей на тему: "Роль театрализованной деятельности в развитии речи ребенка-дошкольника"

В материалах консультации отмечается место театрализованной деятельности в речевом развитии детей, особенности подбираемого речевого материала...