Познавательно творческий проект "Как мы знакомим детей с творчеством С.Я.Маршака"
проект по развитию речи (младшая, средняя группа)

Кудрявцева Ирина Викторовна

 

Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу.  Именно книга помогает ребёнку познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. В связи с этим творчество С. Я. Маршака наиболее соответствует потребностям ребенка в освоении им многих сторон жизни. Писатель большую часть своих произведений посвятил детям. Они насыщены познавательным материалом: загадки, игры, шутки, считалки, сказки, социальные диалоги. Во многих сказках и стихах заключены воспитательные нотки, правила поведения, высмеивание неправильных человеческих качеств.  Часто юмор Маршака помогает ребенку и воспитателю выйти из сложной ситуации, посмеяться над собой, задуматься о том, правильно ли мы иногда поступаем.
         В связи с вышеперечисленными преимуществами творчества советского писателя С. Маршака была выбрана тема данного проекта.
         Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными для детей XXI века. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность стихов С. Я. Маршака, их музыкальность, ритм и необыкновенный юмор.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marshak_proekt.docx203.72 КБ
Файл Презентация проекта 2.4 МБ

Предварительный просмотр:

                                                           

ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ТВОРЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ        «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СКАЗОК С.Я.МАРШАКА».

           

   Актуальность.

          

         Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу.  Именно книга помогает ребёнку познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. В связи с этим творчество С. Я. Маршака наиболее соответствует потребностям ребенка в освоении им многих сторон жизни. Писатель большую часть своих произведений посвятил детям. Они насыщены познавательным материалом: загадки, игры, шутки, считалки, сказки, социальные диалоги. Во многих сказках и стихах заключены воспитательные нотки, правила поведения, высмеивание неправильных человеческих качеств.  Часто юмор Маршака помогает ребенку и воспитателю выйти из сложной ситуации, посмеяться над собой, задуматься о том, правильно ли мы иногда поступаем.
         В связи с вышеперечисленными преимуществами творчества советского писателя С. Маршака была выбрана тема данного проекта.

         Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными для детей XXI века. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность стихов С. Я. Маршака, их музыкальность, ритм и необыкновенный юмор.

          Проблема.

          Как показали результаты диагностики у  детей группы наблюдаются стойкие нарушения речевых функций.

           Детям с патологией зрения свойственны как снижение темпа и качества приёма и переработки информации, так и ограниченность и неполнота формирования образов и понятий окружающего мира.

          Дети мало знакомы с творчеством детских писателей.

           Цель проекта.  Развивать и совершенствовать психические процессы и речевую функцию детей путём ознакомления с творчеством С.Я.Маршака, обогащая, тем самым, опыт познания детьми окружающего мира.

           Задачи.

              Образовательные.            

             Познакомить детей с произведениями С. Я. Маршака; учить выразительно наизусть читать его стихи, отрывки из стихов,  пересказывать небольшие произведения.

            Формировать способность анализировать содержание произведения, понимать его смысл и настроение.

           

             Развивающие.

            Развивать внимание, память, художественно-речевые  умения.

            Побуждать детей к импровизации с использованием доступных каждому ребёнку средств выразительности (мимики, жестов, движений).

            Воспитательные.

           Воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений, умение наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык сказок, пьес, рассказов, стихов.

            Эмоционально откликаясь на произведения,  воспитывать желание выражать свои впечатления в продуктивной деятельности.

            Прививать интерес к художественному творчеству, бережное отношение к книге.

            Участники проекта.

               Дети младше-средней коррекционной группы.

               Барканова Т.В. – воспитатель.

               Кудрявцева И.В. – воспитатель.

               Завалишина Т.Н. – музруководитель.

               Родители воспитанников.

               

               Сроки реализации проекта:    12.10.2020 – 30.10.2020

             Ожидаемые результаты:

             У детей повысится интерес к произведениям художественной литературы. Дети всё больше будут проявлять инициативу в чтении стихов наизусть,  потому что будут  не только  понимать их смысл, но и смогут называть свои любимые стихи и объяснять, почему именно им нравится это стихотворение. Кроме этого, дети будут учиться

 делать свои выводы, первые умозаключения,  высказывать идеи и предположения. В результате  увеличится словарный запас, значительно возрастёт речевая активность и, как следствие, речь детей станет более эмоциональной и отзывчивой.

                У детей будет формироваться бережное отношение к книге, они будут учиться основным правилам пользования ею.  Дети начнут  воспринимать книгу не только как развлечение, но и как источник знаний.

                 У родителей укрепится желание сотрудничать с педагогами в целях гармоничного развития и воспитания их детей.

 

                 Формы реализации проекта.

- беседы;

- чтение произведений и рассматривание иллюстраций к ним;

- развлечения для детей;

- продуктивная деятельность;

- театрализованные, дидактические, сюжетно-ролевые, русские народные игры;

- театрализованная постановка «Кто колечко найдёт?»;

- выставки детских работ;

- фото – акция «Читаем сказки С.Я. Маршака дома» (работа с родителями);

- совместные рисунки родителей и детей для создания общей «Книги сказок С.Я.Маршака»  (работа с родителями).

Этапы реализации проекта.

I этап проекта: подготовительный.

- Обсуждение цели и задач;

- создание необходимых условий для реализации проекта (подбор иллюстрированной детской литературы, методической литературы, наглядного дидактического материала для реализации проекта; организация книжного уголка по теме проекта, разработка конспектов занятий, театрализованной деятельности).

II этап проекта: основной (практический)

Интеграция всех образовательных областей.

                                                         Социально-коммуникативное развитие.

- Беседы:

            - о воспитании любви и уважения к родным, к членам своей семьи (на основе «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке»);

            - о привитии опрятности, аккуратности  и привычки следить за своим внешним видом («Человек рассеянный»);

           - о воспитании правил поведения и безопасности в общественных местах («Тихая сказка»);

           - о привитии трудолюбия, самостоятельности («Олино колечко»);

           - о домашних животных («Усатый полосатый») и диких животных зоопарка («Детки в клетке»);

- ситуативные беседы («Моя семья», «Как я помогаю маме дома»; «Моё любимое животное», «Кто работает в зоопарке», «Об аккуратности» и пр.);

- рассматривание иллюстраций, сюжетных и предметных картин, изображающих жизнь семьи, домашних и диких животных;

- дидактические игры («Оденем куклу на прогулку», «Что не так?», «Чей детёныш?», «Четвёртый лишний», «Хорошо – плохо» пр.);

- показ настольного театра по потешке «Кошкин дом»,  кукольного театра «Сказка о глупом мышонке»;

- сюжетно-ролевые игры «Семья», «Зоопарк».

Познавательное развитие.

- Просмотр презентации «С.Я.Маршак – детский поэт и сказочник»;

- ОБЖ - беседа о соблюдении правил пожарной безопасности (отрывок из стих. «Пожар», «Кошкин дом»);

- ОБЖ – о правилах поведения с незнакомыми людьми («Сказка о глупом мышонке»);

- формирование понятия «один – много», счёт и пересчёт, сравнение множеств предметов, сравнение по высоте (на основе использования сюжета и изображения животных «Детки в клетке»).

- формирование понятия о временах года («Круглый год»).

Речевое развитие.

- Занятие «Чтение стихотворений С.Я. Маршака из цикла «Детки в клетки»;

- Чтение произведений С.Я.Маршака с рассматриванием иллюстраций;

- заучивание наизусть стихотворений «Мяч», «Шалтай-Болтай», «Октябрь»;

- на основе произведения «Детки в клетке» формирование грамматического строя речи, образование форм множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных, употребление этих слов в именительном и винительном падеже;

- дидактические игры «Чей, чья, чьё?», «Закончи предложение», «Сосчитай животных» (согласование числительных с существительным), «Назови одним словом» (обобщающие слова);

- загадывание и отгадывание загадок;

- пальчиковая гимнастика «Где обедал воробей?», «Слон», «Кот и котёнок».

                                                             Художественно – эстетическое развитие.

- Обводка шаблонов и трафаретов, изображающих животных;

- лепка по стихотворению «Мой весёлый, звонкий мяч»;

- коллективная аппликация «Котёнок» по стихотворению «Усатый-полосатый»;

- пластилинография  «Грибочки» по стихотворению «Круглый год».

                                                               

                                                                       Физическое развитие.

- Подвижные игры «Обезьянки», «Воробушки и автомобиль», «Гуси-гуси»;

- игры-имитации на движения животных.

Работа с родителями

- привлечение родителей к сбору иллюстрированных книг с произведениями С.Я.Маршака;

- консультации для родителей:  «Какие книги читать детям?»; «Как научить ребенка запоминать стихи»

- Фото – акция «Читаем сказки  С.Я. Маршака дома»;

 - помощь в подготовке  элементов к костюмам к игре-драматизации «Олино колечко»;

- совместные рисунки родителей и детей по произведениям С.Я.Маршака для составлении общей книги сказок.

III этап: заключительный

 - Составление «Книги сказок С.Я.Маршака» из совместных рисунков детей и родителей по стихам С.Я.Маршака;

 - итоговое мероприятие «Викторина «В стране сказок С.Я.Маршака» (1 часть);

 - игра-драматизация по сказке С.Я.Маршака «Олино колечко» (2 часть).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Познавательно-творческий проект « Как мы знакомим детей с творчеством С. Я. Маршака» Составили воспитатели: Кудрявцева И.В. Барканова Т.В.

Слайд 2

Актуальность проекта Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу. Именно книга помогает ребёнку познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. В связи с этим творчество С. Я. Маршака наиболее соответствует потребностям ребенка в освоении им многих сторон жизни. Писатель большую часть своих произведений посвятил детям. Они насыщены познавательным материалом: загадки, игры, шутки, считалки, сказки, социальные диалоги. Во многих сказках и стихах заключены воспитательные нотки, правила поведения, высмеивание неправильных человеческих качеств. Часто юмор Маршака помогает ребенку и воспитателю выйти из сложной ситуации, посмеяться над собой, задуматься о том, правильно ли мы иногда поступаем. В связи с вышеперечисленными преимуществами творчества советского писателя С. Маршака была выбрана тема данного проекта. Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными для детей XXI века. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность стихов С. Я. Маршака, их музыкальность, ритм и необыкновенный юмор.

Слайд 3

Просмотр презентации «С. Я. Маршак - детский поэт и сказочник» Просмотр театра на фланелеграфе «Сказка о глупом мышонке»

Слайд 4

Закрепляем знания о творчестве С.Я.Маршака в продуктивной деятельности Рисование по мотивам «Детки в клетке»

Слайд 5

Пластилинография по произведению «Круглый год» Лепка по стихотворению «Мой весёлый, звонкий мяч» Совместная работа «Усатый полосатый»

Слайд 6

Фото-акция «Читаем сказки С. Я. Маршака дома»

Слайд 7

Викторина «Путешествие в мир сказок С. Я. Маршака» Игра-драматизация по произведению С.Я. Маршака «Кто колечко найдёт?»

Слайд 8

Результативность проекта У детей повысился интерес к произведениям художественной литературы. Дети всё больше проявляют инициативу в чтении стихов наизусть, лучше понимают их смысл, называют свои любимые стихи и объясняют, почему именно это стихотворение им нравится. Кроме этого, дети научились делать свои выводы, первые умозаключения, высказывать идеи и предположения. В результате увеличился их словарный запас, значительно возросла речевая активность и речь детей стала более эмоциональной и отзывчивой. У детей сформировалось бережное отношение к книге, они закрепили правила пользования ею. Дети начали воспринимать книгу не только как развлечение, но и как источник знаний. У родителей укрепилось желание сотрудничать с педагогами в целях гармоничного развития и воспитания их детей.

Слайд 9

«Спасибо за внимание!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Знакомим детей с творчеством А, С, Пушкина"

Реализуя проект дети научатся  чувствовать и понимать образный язык сказок, стихов А.С. Пушкина. Разовьётся умение употреблять образные слова, выражения.    Дети научаться ...

консультация для родителей "Знакомим детей с творчеством Л.Н.Толстого"

Советы родителям, как знакомить дошкольников с творчеством Л.Н.Толстого...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЗНАКОМИМ ДЕТЕЙ С ТВОРЧЕСТВОМ А. С. ПУШКИНА»

     Мы предполагаем, что благодаря изучению творчества великого русского поэта А.С.Пушкина у детей появится стремление к постоянному общению с книгой,  разовьётся способнос...

Мастер-класс по конструированию в рамках проекта по ознакомлению детей с творчеством С.Я. Маршака.

{очу предложить Вашему вниманию свой опыт работы по конструированию в рамках проекта по ознакомлению дошкольников с творчеством С.Я.Маршака, используя развивающую игру "Танграм"...

Творческий проект «Знакомство с биографией и творчеством С.Я. Маршака»

С.Я.Маршак является известным советским писателем и автором многочисленных книг для детей. Его стихи не только близки и понятны детям, но и являются своего рода школой, где дети получают знания об...

Литературная викторина для детей по творчеству С.Я.Маршака

Закрепление знаний детей о творчестве С. Я. МаршакаРазвитие интереса к художественной литературе и чтению....