Творческий проект «Знакомство с биографией и творчеством С.Я. Маршака»
проект по художественной литературе (средняя группа)
С.Я.Маршак является известным советским писателем и автором многочисленных книг для детей. Его стихи не только близки и понятны детям, но и являются своего рода школой, где дети получают знания об окружающем мире, учатся различать добро и зло, сочувствовать, помогать тем, кто слабее. Читать стихи С.Я. Маршака интересно и увлекательно не только детям любого возраста, но и взрослым.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Творческий проект
«Знакомство с биографией и творчеством С.Я. Маршака»
Автор проекта: Катькова Лариса Анатольевна
Пояснительная записка:
Дошкольное детство – важный этап в воспитании внимательного и чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему
познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки.
Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Он воспринимает только то, что ему понятно и интересно.
Произведения С.Я.Маршака не только близки и понятны детям, но и являются своего рода школой, где автор ненавязчиво, иногда с юмором, учит детей различать добро и зло, сочувствовать, помогать тем, кто слабее. Он высмеивает человеческие недостатки и воспитывает любовь к родине.
Паспорт проекта
Продолжительность проекта: краткосрочный
Срок реализации: с 30 октября по 1 ноября
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители
Актуальность: детям полезно читать стихи и сказки С. Я. Маршака. Они развивают мышление, воображение и эмоциональную восприимчивость, помогают в нравственном воспитании.
Цель: формирование познавательного интереса к произведениям С.Я. Маршака через разные виды деятельности.
Задачи:
- расширять представление о жизни и творчестве известного писателя
С. Я. Маршака;
- Закрепить знание произведений писателя через различные виды игр;
- упражнять детей в чтении стихов наизусть;
- активизировать словарный запас детей.
- воспитывать интерес к литературе, чтению книг, желание познакомиться с новыми произведениями писателя,
- способствовать воспитанию у детей добрых чувств, умения удивляться красоте родной природы.
План реализации проекта.
Время проведения | Работа с детьми | Взаимодействие с родителями |
Среда 30. 10. | Беседа: «Знакомство с биографией и творчеством С.Я. Маршака» Цель: познакомить детей с жизнью и творчеством детского писателя С.Я. Маршака. (приложение № 1) Дид./игра: «Сложи картинку» Цель: Упражнять детей в составлении целого предмета из его частей; воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность. (приложение № 3) Чтение: «Сказка о глупом мышонке» Цель: Воспитание любви и уважения к своим родителям, к своей семье. Подвижная игра: «Кот и мыши» Цель: упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга, быстро по сигналу прекращать движение и замирать на некоторое время. | участие родителей в организации выставки книг С.Я. Маршака |
Четверг 31. 10. | Беседа: Мое любимое время года. Цель: Формирование представления о сезонных изменениях по стихотворению «Круглый год». НОД Заучивание стихотворения: «Где обедал воробей» Цель: Продолжать учить детей использовать средства мнемотехники при заучивании стихотворений; (приложение № 2) Малоподвижная игра по произведению С.Я Маршака «Дом, который построил Джек» Цель: развивать быстроту реакции и мышления, ловкость и координацию, смекалку и находчивость. Воспитывать в детях чувство коллективизма. Чтение: «Пожар» Цель: познакомить новым для детей произведением С.Я. Маршака. Лепка «Угощение для животных Зоопарка» Цель: развивать моторику рук, закрепить знания о том, чем питаются животные. | Чтение с детьми произведений С.Я. Маршака дома. |
Пятни-ца 01.11. | Беседа по стихотворению «Мяч» (ОБЖ) Цель: закреплять знания о правилах дорожного движения. Словесно-дидактическая игра: «Сравни разных зверят» Цель: учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки. Театрализованная игра: «Сказка о глупом мышонке» Цель: Воспитание любви и уважения к своим родителям, к своей семье. Чтение: «Почтальон» Цель: расширять знания об окружающем мире, профессии почтальон. Викторина по загадкам и произведениям С. Я. Маршака | «Рисуем всей семьей» Выставка рисунков по произведениям С.Я. Маршака. |
Вывод:
За время проекта дети познакомились с краткой биографией советского детского поэта С. Я. Маршака, его детскими годами, также вспомнили старые и познакомились с новыми основными произведениями поэта.
Вспомнили и читали наизусть знакомые стихотворения из сборников С. Я. Маршака «Круглый год» и «Детки в клетке».
В гости приходили дети из подготовительной группы, они предложили всем вместе сыграть в игру по произведению Маршака «Дом, который построил Джек». Ребята старались подражать старшим товарищам и выполняли все упражнения. Было очень весело и интересно.
В беседе о правилах поведения на дорогах нам очень помогло стихотворение «Мяч».
Заучивая стихотворение «Где обедал воробей?», дети узнали новых животных, а также потренировались в счете, объясняли значение крылатых выражений. Во второй половине дня все с удовольствием лепили из пластилина угощения для понравившихся животных из зоопарка.
С интересом и артистично дети перевоплощались в героев сказки «Сказка о глупом мышонке».
Интересно прошла викторина по загадкам и произведениям С. Я. Маршака с использованием слайдов.
Перспективы дальнейшей работы:
-знакомить детей с другими советскими детскими поэтами и писателями с целью воспитания интереса и любви к произведениям классиков советской литературы,
-укрепление детско-родительских отношений,
-продолжение деятельности «Читаем всей семьей».
Подведение итогов:
-инсценировка стихотворение С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке»,
-выставка рисунков, сделанных детьми совместно с родителями по произведениям С. Я. Маршака.
Приложение № 1
Беседа «Знакомство с биографией и творчеством С.Я. Маршака»
Цель: познакомить детей с жизнью и творчеством детского писателя С.Я. Маршака.
Ход беседы:
- Ребята вы заметили у нас в группе, что-то новое? (ответы детей)
- Правильно, у нас на книжной полке появился новый портрет.
Этот портрет принадлежит детскому писателю С.Я. Маршаку
- Как вы думаете, почему его называют детским писателем?
(ответы детей)
- Да, он написал много сказок, рассказов и стихов для детей.
Я расскажу вам, как С.Я. Маршак начал писать свои произведения.
– Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 г. Прошло уже 132 года со дня его рождения. Ваши бабушки и дедушки, ваши мамы и папы читали и знают наизусть многие его веселые сказки, например: «Детки в клетке», «Усатый полосатый», «Мяч», «Сказка о глупом мышонке». «Радуга-дуга» и т.д. С.Я. Маршака знают не только в нашей стране, но и во многих других странах: Англии, Китае, Японии, Италии. Мальчик рос любознательным и трудолюбивым. Сочинять стихи он начал с четырех лет. В школу он пошел в 8 лет. Его любимым уроком – был урок литературы. После окончания школы Самуил Яковлевич уехал учиться в Лондон, в Англию. Во время каникул он много путешествовал по Англии пешком, слушая английские песенки, прибаутки. Мы с вами не смогли бы их прочитать, потому что еще не знаем английского языка. Но Самуил Яковлевич перевел их на русский язык и теперь мы с вами можем легко с ними познакомиться.
Не только дети, но и взрослые знают веселых сказочных героев из его произведений. Его стихи и сказки добрые, забавные, интересные и поучительные.
Посмотрите сколько книг писателя стоят на нашей книжной полке, назовите те, которые вам уже знакомы.
(дети называют знакомые произведения)
- Молодцы, много произведений С.Я. Маршака вам уже знакомы.
А сейчас мы поиграем и проверим как хорошо, вы знаете героев этих стихов и сказок.
Дид./игра: «Назови героя»
Усатый - …. (полосатый)
Ванька - …. (встанька)
Умный - …. (мышонок)
Кто потерял перчатки? (Котятки)
Он сказал нужны по шире и не две, а все четыре. (слон)
Кому из-за большого роста не просто сорвать цветок. (жираф)
Рассеянный с улицы - …. (Бассейнной)
Приложение № 2
Конспект НОД для детей средней группы на тему:
Заучивание стихотворения С. Я. Маршака «Где обедал воробей?»
с использованием мнемотаблицы.
Программные задачи:
- Продолжать учить детей использовать средства мнемотехники при заучивании стихотворений;
- Развивать лексико-грамматический строй речи: умение отвечать на вопросы полным (развернутым) предложением
- Упражнять в правильном, четком произношении звуков З, ЗЬ в словах;
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал к занятию:
иллюстрации птиц зимующих и перелетных, мнемосхема к стихотворению С. Маршака «Где обедал воробей?», музыкальное сопровождение: песня, цифры (2-3).
Предварительная работа:
беседа на тему «Зимующие и перелетные птицы», отгадывание загадок, дидактические игры «Разрезные картинки», «Угадай, кто улетел».
Ход. Мотивация.
- Ребята, какое время года сейчас? (вспомнить приметы осени)
- Куда улетают птицы? Назовите перелетных птиц.
- Какие птицы зимующие?
(выставляется картинка воробья)
- Сейчас, мы с вами выучим стихотворение для нашего воробья.
Это стихотворение называется «Где обедал воробей?», а написал его Самуил Маршак.
Чтение стихотворения С. Маршака «Где обедал воробей?»
- Где обедал, воробей?
- В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы.
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона.
С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.
Вопросы по содержанию:
- Как называется это стихотворение?
- Кто его написал?
- Куда прилетел воробей? (Воробей прилетел в зоопарк).
- Зачем воробей прилетел в зоопарк? (Воробей прилетел, чтобы пообедать).
- У кого сперва он пообедал? (Сперва он пообедал у льва).
- Что он делал у лисицы? (У лисицы подкрепился).
- У кого попил водицы? (У моржа попил водицы).
- Что он делал у слона? (Ел морковку у слона).
- С кем воробей поел пшена? (С журавлем поел пшена).
- У кого он погостил? (погостил у носорога).
- Чего воробей поел немного? (отрубей поел немного).
- Где еще побывал воробей? (побывал он на пиру …).
- У кого был воробей на праздничном обеде? (Был на праздничном обеде…).
- Что хотел сделать зубастый крокодил? (Крокодил чуть не проглотил).
Физминутка. «Как у наших у зверят…»
Как у наших у зверят (Хлопки в ладоши.)
Ножки весело стучат:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ. (Топают ногами.)
А устали ножки, хлопают ладошки:
Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп. (Хлопают в ладоши.)
А потом вприсядочку. (Приседания.)
Пляшут звери рядышком.
А как пустятся бежать – (Бег на месте)
Никому их не догнать.
Знакомство детей с мнемосхемой по стихотворению С. Маршака «Где обедал воробей?» (объяснение значение символов).
Повторное чтение стихотворения.
Чтение стихов детьми (3-4 ребенка)
- В зоопарке живет много разных животных, давайте мы их посчитаем.
Упражнение «Сосчитай-ка»
Например: 2 тигра, 3 льва (обезьяны, крокодилы, , зебры, жирафы…)
- А еще я приглашаю вас посетить вольер, где живет коза.
Чистоговорка
За-за, за-за в зоопарке есть коза.
Зу-зу, зу-зу мы увидели козу.
Зе-зе, зе-зе дали травки мы козе.
Зу-зу-зу - волк увидел ту козу.
Зы-зы-зы - испугался волк козы.
Объяснение крылатых выражений.
- Ребята, очень часто людей сравнивают с различными животными или их поведением. Я буду называть выражение, а вы его продолжите
Хитрая как…..лиса
Топает, как …..слон
Голодный как …..волк
Косолапый как …..медведь.
Молодцы вы справились со всеми заданиями. Скажите, чем мы с вами сегодня занимались. Что вам больше всего понравилось? О чем вы расскажете дома своим родным?
Приложение № 3
Подвижная игра: «Кот и мыши»
Цель: упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга, быстро по сигналу прекращать движение и замирать на некоторое время.
Ход игры: Один ребенок будет котом, все остальные – мышками.
Кот прячется в свой домик и выжидает время, когда же можно будет выйти из своего домика и напасть на мышек
Мышки, в свою очередь, резвятся по площадке. Можно выполнять движения под текст:
Вышли мыши как-то раз,
Посмотреть который час.
Раз-два-три-четыре,
Мыши дернули за гири.
Тут раздался страшный звон -
Разбежались мыши вон.
Воспитатель дает сигнал: «Кот!!!» и мышки дружно замирают на месте.
Кот в это время ходит, смотрит на мышек, которые не шевелятся и почти не дышат. Игрока, который пошевелится, кот забирает в свой домик. Игра продолжается снова пока кот не поймает несколько мышек. Пойманным мышкам дети вместе с котом придумывают задания, которые они должны выполнить, чтоб их освободили (попрыгать, постоять на одной ножке, спеть песенку и т. д.) Можно выбрать другого кота и повторить игру.
Словесно-дидактическая игра «Сравни, разных зверят»
Цель: учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки.
Игровое правило: отвечает тот ребенок, на кого укажет водящий.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть Мишку и мышку.
- Мишка большой, а мышка … (маленькая).
- Какой еще Мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый).
- А какая мышка? (Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая.)
- Что любит Мишка? (Мед, малину), а мышка любит… (сыр, сухарики).
- Лапы у Мишки толстые, а у мышки …(тоненькие).
- А у кого хвост длиннее?
- У мышки хвост длинный, а у Мишки … (короткий)
Аналогично можно сравнить и других животных.
Настольно-печатная игра «Сложи картинку»
Цель: Упражнять детей в составлении целого предмета из его частей; воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность.
Игровое действие: поиск частей, складывание целой картинки, назвать из какой сказки картинка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Знакомство с биографией и творчеством А. С. Пушкина»
Познакомить детей с творчеством А. С. Пушкина по ближе....
Организованная образовательная деятельность в подготовительной к школе логопедической группе"Знакомство с биографией и творчеством А.С.Пушкина".
Организованная образовательная деятельность в подготовительной к школе логопедической группе "Знакомство с биографией и творчеством А.С.Пушкина" - познавательное развитие, речево...
Презентация на тему «Знакомство с биографией и творчеством русского поэта Александра Сергеевича Пушкина в подготовительной группе»
Знакомство с биографией и творчеством русского поэта Александра Сергеевича Пушкина в подготовительной группе...
консультация для педагогов«Знакомство с биографией и творчеством детских писателей»
Актуальность темы:Книга остается тем видом искусства, который оперирует словом. И именно ей даны большие возможности проникать в духовный мир человека, мир его мыслей, чувств. «Живое»...
«Знакомство с биографией и творчеством С.Я. Маршака»
Тематическое занятие направлено на углубление и расширение у детей знаний о биографии и творчестве С.Я. Маршака....
Знакомство с биографией и творчеством С.Я.Маршака
презентация...