Конспект занятия по теме "Путешествие по сказкам"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Джумагалиева Аксана Жумагалиевна

Использование ТРИЗ технологий для развития логического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_dlya_konkursa.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Путешествие по сказкам»

Цель: Использование ТРИЗ технологий для развития логического мышления.

 Задачи:

        Образовательные: Формировать умение мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения. Закрепить знание детьми сказок и их названий. Упражнять в умении подбирать определения к заданному слову, закрепить согласование частей речи в словосочетании, развивать умение систематизировать, активизировать в речи детей антонимы-прилагательные. Закреплять умение составлять цепочку-рассказ. Придумывать слова-рифмы.

       Развивающие: Развивать связную речь, память, логическое мышление, творческое воображение.

      Воспитательные: Воспитывать у детей доброту, готовность приходить на помощь к тому, кто в ней нуждается.

       Интегрируемые области: речевое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое.

Материалы и оборудование:коробка, картинки к схемам, мнемотаблицы, презентация. 

Методические приемы: Придумывание фантазийных животных методом фантазийного сложения загадка, вопросы, рассматривание картинок, игры, рассказ по картинке, сюрпризный момент, аппликация, физ. минутка.

Ход занятия.

 1Организационный момент. Игра психологической направленности

Дети проходят в зал  и образуют круг в центре зала.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, поздоровайтесь.

Посмотрите, какой сегодня хороший день!

Улыбнитесь, как кот, пригревшийся на солнышке, а теперь как хитрая лиса

 А сейчас улыбнитесь, так как будто вам подарили маленького щенка. Улыбнитесь от всей души

Ах, как я рада видеть вас счастливыми!

2этaп. Постaновкa проблемы.

Воспитатель:Ребята присаживайте. Я хочу рассказать вам одну историю давным-давно, когда я была совсем маленькой, мне подарили куклу. Я назвала ее Маша, с ней играла, я так ее полюбила, что она стала для меня настоящим другом. А вот коробка от неё так и лежит без дела и выбросить жалко. Смотрите, какая она: хорошая, удобная, гладкая (предлагаю потрогать)

 Я предлагаю спасти коробку от мусорки, но для этого нужно, чтобы она стала полезной вещью.

-Что же нам с ней сделать (обсуждение детей)

- Как же выбрать, что будем с ней делать?

-Может спросим у куклы, всё-таки это коробка была её домиком.

Кукла Маша шепнула мне на ушко, что она просит Вас ребята сделать из коробки домик для сказочных друзей.

 Вы согласны?

 Но сказочных друзей Маши заколдовала Баба-Яга

Чтобы спасти героев я приглашаю вас в мир сказок. А полетим на белых пушистых облаках и помогать нам будет попутный ветер (взяли шарики в руки)

Полетели за мной (дует ветер)

 Детский сад наш изменился, сказку сейчас он превратился

 Мы отправимся гулять и сказочных друзей выручать

 А что же с ними случилось?

 Где они?

 Ах вот оно что Баба Яга надела сказочным друзья колпачки невидимки и поэтому мы их не видим. А для того, чтобы их увидеть нам нужно помочь им. А узнать кого именно заколдовала Баба Яга мы можем, услышав их голоса. А поможет нам в этом волшебная палочка(Лиза возьми палочку)

Палочкой взмахни

 Колпачок заговори

 (Включается голос Винни -Пуха)

 Угадали ребята?

 1А вы знаете, что с Винни-Пухом произошла одна история. Давайте мы с вами вместе по картинкам попробуем рассказать, что же с ним произошло?(рассказывание по сюжетной картине) Что вы видите на первой картинке?

Что же было дальше?

 Как вы думаете почему у Винни-Пуха заболел живот и он попал в больницу? Если бы он помыл руки то… (появляется на экране Винни-Пух)

 2Берем нашу волшебную палочку и говорим волшебные слова:

 Палочкой  взмахни

 Колпачок заговори

Ребята чей же  это голос?

Да это царевна-лягушка, угадали ребята

 Как вы думаете какое у неё настроение?

Предлагаю вам её развеселить, (подойдите к столу) с помощью волшебной ромашки, где к слову лягушка подберем слова рифмы. Для этого нужно из предложенных картинок, выбрать ту название, которой созвучное со словом лягушка.

 Приступайте! Молодцы! (появляется на экране царевна-лягушка)

А мы продолжаем спасать наших героев. Вероника возьми волшебную палочку:

Палочкой  взмахни

 Колпачок заговори

Ребята чьи голоса сейчас Вы услышали?

 3Да, это лиса и волк.

 А какими они бывают в сказках? Как вы думаете что нужно сделать чтобы они стали добрыми? А давайте согреем их сердца тёплым словом солнышко, но необычно, а с помощью волшебной схемы. Девочки составят красивое название к слову солнышко для лисы, а мальчики для волка. А вот признаки у вас будут разные у мальчиков этот цвет, а у девочек это форма. Приступайте к работе. Какое красивое название солнышко получилось у вас?

 Молодцы ребята!

Подойдите к нашим колпачкам. Костя бери волшебную палочку

 Палочкой  взмахни

 Колпачок заговори

 Чей это голос?

4 Ребята, да это заяц

О чём поёт зайчишка в этой песне? А на самом деле какой он?( трусливый) А для того чтобы заяц не боялся, давайте придумаем ему удивительное и необычное фантастическое животное, которое будет его защищать, помогать ему.

5 А мы продолжаем.Артём возьми волшебную палочку

Палочкой  взмахни

 Колпачок заговори

 Чьи это голоса?

Да это же Леопольд и мышки

Игра с блоками Дьеныша. (на полу раскиданы геометрические фигуры) Воспитатель:- Ой, посмотрите, какой здесь беспорядок - наверно мышки напроказничали. Что они раскидали? (геометрические фигуры ). Давайте наведем порядок. Вначале мне соберите те фигуры у которых нет углов. Затем соберите у которых три угла. Потом собираем у которых все стороны одинаковые.

Разложите фигуры в пересекающихся обручи в красные убрать все красные фигуры синий обруч все квадраты. А какие фигуры будут лежать в середине правильно? красные квадраты

Воспитатель:- Молодцы, вы очень быстро все собрали. А теперь проходите к столу мыши и здесь напроказничали, смотрите они все перепутали Нам нужно помочь им пробраться по лабиринту. Мышонку с синей шапочкой нужно пройти к цифре 2 и поэтому он может пройти только там где 2 предмета а мышонку с красной шапочкой к цифре 3 .

       А сейчас нам предстоит самое главное, мы должны расколдовать сказочных друзей и поможет нам в этом Волшебный круг на которой нам нужно поставить все волшебные колпачки. Вы поможете мне ребята? (только делать это нужно аккуратно) Осторожно расставляем колпачки и чтобы волшебство произошло нам нужно пройти по волшебному кругу.

 Чудеса кругом летают, здесь герои оживают

А под каждым колпачком друг окажется потом

 Подымайте колпачки и оденьте шапочки

Ребята вот и расколдовали мы всех друзей Маши. Как вы думаете почему нам это удалось? Да, ребята потому что мы вместе помогали друг другу, как настоящие верные друзья. Именно дружба помогла нам совершить волшебство.

А теперь давайте с вами походим, но не обычно… а в образе своих героев. Молодцы. У вас хорошо получилось.

Посмотрите Маша встречает нас в своем домике, она очень рада видеть вас всех вместе и предлагает нам украсить ее домик необычными цветами. Какие вы молодцы! А Маша для вас приготовила угощение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ПДД "Пешеходная сказка"

Конспект праздника интегрированного характера в средней группе.Программное содержание:-  совершенствовать представления о безопасном поведении на улицах и на дорогах;- закрепить представления дет...

Конспект занятия Модификация русской народной сказки «Репка»

Такие занятия учат решать проблемные ситуации; изменять сказку, придумав новую ситуацию: как репка спасла  деда.  Образовывать прилагательные от существительных (дерево,  стекло, пластм...

Конспект занятия для старшей группы "Сказка-игра "Кто колечко найдет?" по мотивам сказки С. Маршака.

Формирование творческой личности ребенка посредством театрализованной деятельности, пробуждение положительных эмоций, поддержание благоприятного психологического климата в группе....

конспект занятие Чтения русской народной сказке" сказка о золотой рыбке" и Рисование .тема: "золотая рыбка"

познакомить детей с отрывком из сказки "сказка о золотой рыбки".Помочь понять смысл произведения  ,обьяснить значение слова "Невод" ," Чешуя"Формировать умения...

Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы) Тема: «В гостях у сказки.»

Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы)Тема: «В гостях у сказки.»Цель: развитие лексико- грамматической стороны речи через ...