Кейс-метод в работе с дошкольниками
методическая разработка по развитию речи
Методические рекомендации по применению кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
keys-metod_v_rabote_s_doshkolnikami.docx | 19.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Кейс – метод в работе с дошкольниками
Стремительная динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий. Немаловажно то, что по-настоящему инновационные педагогические технологии нацелены в результатах обучения на будущее воспитанника. Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании.
История кейс-метода начинается с XVII века, когда теологи брали из жизни реальные случаи и анализировали их. Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. Сейчас метод наиболее широко используется не только в педагогике, но и в менеджменте, математике, экономике, медицине и юриспруденции. В России данная технология стала внедряться лишь последние несколько лет.
Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.
Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций.
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых качеств и умений. Дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь решения проблемы.
Методы кейс - технологии
- Метод инцидента;
- Метод ситуационно-ролевых игр;
- Игровое проектирование;
- Метод дискуссии;
- Метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения, кейс- стади, фото-кейсы, кейс-иллюстрации );
Виды кейсов
- Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).
- Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения).
- Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы)
Для чего нужен кейс?
Кейс дает возможность:
- приблизиться к практике,
- встать на позицию человека, реально принимающего решения,
- учиться на ошибках других.
Для создания кейса необходимо следующее:
1. Определение темы и вопроса исследования (должны быть интересны детям);
2. Выбор объекта исследования – «конкретной ситуации»;
3. Определение контекста;
4. Планирование кейс-исследования, проведение сбора и анализа материала;
5. Поиск решений, обсуждение возможных сценариев дальнейшего развития ситуации;
6. Описание и редактирование кейса;
7. Формулирование вопроса для дальнейшего обсуждения ситуации.
Этапы работы с кейсами:
- Первый этап: подготовительный.
Знакомство детей с ситуацией. Фиксация их внимания. Создается положительное отношение к ситуации. Дети совместно с воспитателем выделяют проблему, определяют целевую установку. Самостоятельно воспитанники осознают цель поиска.
-Второй этап. Воспитатель активизирует детей при помощи ключевых вопросов, поддерживает эмоциональный опыт детей, осуществляет координационную работу во время поисковой деятельности воспитанников.
- Третий этап (анализ принятия решения). Воспитатель вовлекает детей в процесс составления плана действий, ребята демонстрируют умения логически рассуждать.
- Четвертый этап - оценочно-рефлексивный. Воспитанники выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания.
Примеры кейсов
Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.
Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
Кейс-иллюстрация, отличается от наглядности тем, что в ней всегда есть проблема. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. Проблема не предлагается детям в открытом виде.
Выбранная ситуация должна иллюстрировать те проблемы, с которыми ребёнок может столкнуться в жизни или уже сталкивался. Естественно, эта ситуация должна зацепить ребёнка. Вначале педагог предъявляет иллюстрацию с проблемной ситуацией детям, организует обсуждение ситуации.
- Дети знакомятся с иллюстрацией, выявляют проблему.
- Делятся на подгруппы и обсуждают свои идеи и решения со сверстниками.
- Представляют свои идеи и решения в презентации решения кейса.
Предъявление второй иллюстрации помогает поддержать интерес.
Чаще всего в работе с детьми применяют технологию «Фото-кейс». Эта технология актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.
В «Фото – кейс» входит:
1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.
2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.
3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.
Практически любой воспитатель, который захочет внедрять кейс-технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, и имея на руках учебные ситуации.
Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности, как для мотивации перед занятием, так и на занятии. Также можно использовать в этических беседах, при обучении дошкольников правилам дорожного движения, безопасности и культурно-гигиеническим навыкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кейс-метод в работе с дошкольниками
Этот материал будет полезен как для консультации малоопытных специалистов, так и для работы....
Использование проблемно-ситуативного обучения для дошкольников с ОВЗ. Кейс-метод.
Это интерактивная технология для краткосрочного обучения , на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не только на освоение знаний, но и на формирование у слушателей новых качеств...
Презентация "Кейс-метод в работе с воспитателями в ДОО"
Для работы с воспитателями....
Мастер-класс для воспитателей Тема: «Кейс-метод в экологическом воспитании дошкольников»
Расширить знания участников мастер-класса о методе кейсов и их применении с целью формирования у педагогов ДОУ профессиональных компетенций...
Мастер-класс для старших воспитателей "Использование кейс-метода в методической работе с педагогами ДОО"
Мастер-класс для старших воспитателей "Использование кейс-метода в методической работе с педагогами ДОО"...
«Кейсы ПДД» (использование кейс – метода в работе с детьми)
Современные педагогические технологии направлены на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Они требуют орг...
Опыт работы «Формирование гражданско – патриотических чувств у дошкольников через использование кейс – метода»
Сычева Ольга Валерьевна и Алоян Армине Робертовна, воспитатели муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №1 «Аленушка», г. Тейково Ивановской области.Во...