Опыт работы «Формирование гражданско – патриотических чувств у дошкольников через использование кейс – метода»
методическая разработка по обж (старшая группа)
Сычева Ольга Валерьевна и Алоян Армине Робертовна, воспитатели муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №1 «Аленушка», г. Тейково Ивановской области.
Воспитание патриотических и гражданских чувств у дошкольников является основным направлением духовно-нравственного воспитания детей.
Понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.
Дети дошкольного возраста ещё не имеют понятия о гражданском долге, но они способны на инстинктивном уровне тянуться к доброму, светлому. Патриотическое воспитание детей начинается с любви к тому, что есть вокруг них – к Родине, семье, традициям, товарищам в детском саду, к своему городу, улице.
Одной из современных технологий, в условиях реализации ФГОС дошкольного образования, является МЕТОД - КЕЙСОВ, который мы начали активно применять в работе. В переводе с латинского «casus» – запутанный необычный случай, а в переводе с английского «case» – портфель, чемоданчик. Использование кейс – метода:
- выявляет интересы детей - взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка
- развивает творческую активность - самостоятельный поиск путей решения различных проблемных ситуаций
- формирует навыки коллективной работы - работа в команде
- развивает коммуникативные навыки - умение задавать вопросы; слушать и излагать свои мысли; вести диалог со взрослым и сверстниками; формулировать в выводах собственную точку зрения; получать необходимую информацию
- побуждает не останавливаться на достигнутом
- научит применять полученные знания в реальной жизни - адекватно реагировать на конфликтную ситуацию
Технология кейса предполагает прохождения следующих этапов:
- Вводный - знакомство с конкретным случаем
- Мотивационный - оценка информации, полученной из материалов, которая мотивирует на поиск, решение проблемы
- Поисковый - обсуждение проблемы
- Аналитический - обсуждение возможностей альтернативных решений
- Итоговый - нахождение решения в группах (решение КЕЙСА)
- Рефлексивный – сравнение принятых решений, выводы
В процессе освоения кейс-технологии, дети:
- научатся получать необходимую информацию в общении
- смогут соотносить свои устремления с интересами других
- научатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии
- научатся отстаивать свою точку зрения
- смогут принимать помощь
Кейс – метод направлен на анализ проблемной ситуации и на поиск ее решения. Он дает возможность детям приблизиться к практике и учиться на ошибках других; выявляет их интересы; связывает с жизнью и игрой; развивает творческую активность; формирует навыки коллективной работы; развивает коммуникативность и помогает детям самостоятельно применить полученные знания. Работа с КЕЙСОМ открывает множество возможностей для детской деятельности. КЕЙС можно использовать как:
- составную часть образовательной ситуации
- форму работы в рамках совместной или самостоятельной деятельности
- часть проекта
Применение данного метода в детском саду решает педагогические задачи и повышает уровень профессионального мастерства педагога. Мы самостоятельно собираем КЕЙСЫ и пытаемся разрабатывать новые. Хотим поделиться опытом использования кейс – метода в работе с детьми по формированию у них гражданско - патриотических чувств.
Период дошкольного детства – является важным в нравственном воспитании личности. У каждого ребенка проявляется желание и потребность в творческой деятельности. Ведь именно через творчество он может реализовать свои возможности и раскрыться как личность. Самым распространенным видом творческой деятельности является детская театральная деятельность, потому что близка и понятна ребенку и непосредственно связана с игрой. А игра как – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Игры-театрализации стимулируют у детей развитие творческих интересов, поисковой активности, самостоятельности, доставляют радость, вызывают интерес, увлекают, помогают раскрыть свои способности и свое понимание окружающего мира. С помощью театральных игр и спектаклей развиваются нравственные понятия и социальные качества детей. Развитие эмоциональной сферы детей через театрализованную деятельность и формирование у них нравственно-патриотических чувств можно начинать с младшего дошкольного возраста.
Предлагаем познакомиться с ТЕАТРАЛЬНЫМ КЕЙСОМ. Кейсом может быть чемодан, портфель, рюкзак или обычная коробка. В кейсе могут находится пособия, реквизиты, дидактические игры, фигурки персонажей, имеющие отношения к театрализованной деятельности, предметные и сюжетные картинки, книги сказок, а также изоматериал и бросовый материал, для изготовления книжек – самоделок,недостающих атрибутов для организации театральных игр и показа спектаклей.
Алгоритм работы с КЕЙСОМ, следующий. Дети могут:
- выбрать любую сказку
- вспомнить ее краткое содержание
- изготовить из бросового материала, лежащего в коробке, недостающих по их мнению персонажей сказки.
За тем, ребята рассказывают ее, проигрывая выбранные роли, находя выход из трудных ситуаций. Происходит ролевое проектирование, которое помогает ребенку лучше понять предложенную проблемную ситуацию и поставить себя на место героя. Дети очень часто сами являются инициаторами выбора сказки для проведения театрализации. Создаваемая проблемная ситуация, не всегда может выглядеть реалистично. Очень часто героями могут являться сказочные или вымышленные персонажи.
Технология ТЕАТРАЛЬНОГО КЕЙСА дает возможность детям:
- окунуться в сказочный мир театра,
- творчески подойти к роли, снять зажатость и самовыразиться
- встать на позицию персонажа произведения,
- принять нестандартное решение,
- креативно мыслить и чувствовать радость от собственных открытий.
В результате применения данной технологии, у детей возникает заинтересованность в совместной театрализованной деятельности, формируется интерес к художественной литературе, реализуются творческие возможности.
Обучение детей правилам дорожного движения является одной из форм воспитания патриотизма, так как помогает подготовить грамотного и дисциплинированного участника дорожного движения, способного обеспечить личную безопасность и безопасность окружающих его людей в условиях дорожно-транспортной среды. Знание и соблюдение правил дорожного движения формирует у дошкольников культуру поведения на улице и дороге.
Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения проводится в различных формах. Это – беседы, игры, наблюдения, вовлечение семьи в познавательно - досуговую деятельность и т.д. Одной из таких форм является и кейс-метод. Чтобы научить детей правилам дорожной безопасности в интересной форме я тоже решила использовать метод - кейса. Дети используют ДОРОЖНЫЙ КЕЙС в соответствии с собственным замыслом, сюжетом игры, что обеспечивает развитие игровых умений и формирование навыков дорожной безопасности. Материалы, содержащиеся в нем должны представлять единый информационный комплекс. В результате работы с таким кейсом дошкольники не только быстро запоминают правила дорожного движения, но и постепенно начинают их применять на практике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе знакомства с родным городом через проектную деятельность"
Большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств важно начинать еще с детского сада. Уже в дошкольном возрасте ребенок может и должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от др...
Формирование гражданского патриотического воспитания старших дошкольников через виды и жанры изобразительного искусства.
Научить детей с раннего возраста понимать и ценить произведения искусства, в частности изобразительного, где ярко и образно, отражается духовный мир российского человека, его помыслы и дела....
ОПЫТ РАБОТЫ «Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников, через приобщение к традициям и быту кубанских казаков».
1.Литературный обзор состояния вопроса1.1. История темы педагогического опыта в педагогике Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,заботливый садовник укрепляет корень, от мощн...
«Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через социально-коммуникативное развитие»
Из опыта работы...
Опыт работы на тему: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников через использование метода проектов». 2022г.
В период дошкольного детства, когда ребёнок постигает собственные возможности, удовлетворяет потребность в самостоятельной деятельности, закладывается способность различать «добро&r...
Опыт работы на тему: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников через использование метода проектов». 2022г
В период дошкольного детства, когда ребёнок постигает собственные возможности, удовлетворяет потребность в самостоятельной деятельности, закладывается способность различать «добро» и...
Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным городом с использованием мини-музея в группе
laquo;Только тот, кто любит, ценит, уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»(С. Михалков)....