Конспект образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Гришина Наталья Александровна

Конспект образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zemlya_svyatogo_sergiya._grishina_n.a.docx932.37 КБ

Предварительный просмотр:

    Цель: закрепить представление о родном городе и его народных промыслах.

Образовательные задачи:

  • закрепить представление детей об истории Сергиева Посада
  • активизировать в речи детей слова-определения
  • расширить представление о народных промыслах

Развивающие задачи:

  • развивать творческие способности детей
  • развивать познавательную активность детей

Воспитательные задачи:

  • воспитывать любовь к родному городу
  • воспитывать в детях чувство гордости за свой  город и его  народных мастеров
  • воспитывать желание самим создавать поделки

Интеграция образовательных областей:

  • коммуникация
  • чтение художественной литературы
  • здоровье
  • художественное творчество
  • музыка
  • познание

Предварительная работа:

Чтение рассказов, произведений, заучивание стихов по  теме, беседы «Улица, на которой я живу», «Народные промыслы», «Мой город», «Достопримечательности города» и др., рассматривание иллюстраций, слайдов, презентаций по  теме; игры «Узнай, где я нахожусь», «Путешествие по родному городу», «Музей игрушек».

Работа с родителями:

Информация на стендах, экскурсии по родному городу, посещение музеев, выставка рисунков «Мой город», «Богородская игрушка», «Народная игрушка – матрешка»


Ход занятия:

(на экране березовая роща- символ России)

Под теплым солнцем вырастая,

Мы дружно, весело живем,

Россия, милая, родная,

Цвети и крепни с каждым днем!

(исполняется песня «У моей России»- дети танцуют с березовыми веточками)

Педагог: У каждого человека есть на земле место, где он родился и впервые увидел мамины глаза и ласковое солнышко. Для нас – это наш любимый город.

Златоглавый, величавый,

Он историей богат.

Город  русской нашей славы

Древний Сергиев Посад.

(на экране современная Троице-Сергиева Лавра)

           Педагог:  Сейчас наш город современный и красивый. Но так было не всегда. Ребята, предлагаем вам вспомнить, с чего же все начиналось?

(на экране начинается показ слайдов,  по которым дети рассказывают об истории  нашего города)

            Дети: Давным-давно на месте нашего города рос густой.   И пришли сюда два брата Варфоломей и Стефан. Долго ходили они по лесу. Нашли гору.

Педагог: Как назвал ее Варфоломей?

Дети: Варфоломей назвал ее Маковец.

Педагог: От  какого слова произошло это название?

Дети:  От слова «маковка», «макушка»

Педагог: Ребята, а что сейчас находится на горе Маковец?

Дети:   Сейчас на этой горе раскинулась Троице-Сергиева Лавра.

Педагог: Да, ребята. А тогда, более 700 лет назад, это был холм в дремучем лесу. Вокруг не было ни дорог, ни тропинок. И бродили по лесу лишь дикие звери.

Что же сделали братья?

Дети: Братья принялись за работу: построили сначала небольшой шалаш, покрыли его еловыми ветками. Потом стали рубить лес, строить келью и небольшую церковь.

Педагог: Ребята, тяжело было братья?

Дети: Было очень тяжело: работа была тяжелая, еда скудная. Зимой в сильный мороз лес стонал от вьюг. Из еды были только сухари и вода.

Педагог: Почему Варфоломей остался один?

Педагог: почему Варфоломей остался один ?                                                                        

Дети: Брат Варфоломея Стефан ушел в Москву.

Педагог: Да, Стефан не смог жить в уединении, а Варфоломей принял обет послушания и стал Сергием.

Педагог: Ребята, представьте, Сергий остался в лесу совсем один. Как он жил один?

Дети: В лесу было страшно. Темной морозной ночью голодные волки окружали келью: они выли, щелкали зубами, царапали стены.

Педагог: С кем подружился Сергий?

Дети: Однажды Сергий увидел медведя. Медведь был так голоден, что даже не мог шевелиться. Сергий пожалел медведя, вынес ему хлеба. Медведь стал часто приходить к Сергию и бродил за ним, как ручной.

Педагог: Ребята, Сергий так и жил один в лесу?

Дети: Люди узнали о Сергии и стали приходить к нему: кто за советом, а кто и оставался жить с ним. Все вместе строили кельи, вокруг поставили частокол.

Педагог: Как трудились люди?

Дети: Все вместе копали огород. Сергий работал вместе со всеми: носил бревна, носил из проруби  тяжелые ведра с водой на коромысле, пек хлеб, молол зерно ручной мельницей, шил одежду. Он был очень сильный. Люди жили очень бедно, но никогда не ссорились.

Педагог: Так был образован монастырь. На главной площади торговцы продавали хлеб, посуду, игрушки. По легенде, первую деревянную игрушку вырезал сам Сергий Радонежский и подарил ее детям. Этот промысел жив и процветает  и по сей день.  Ребята, где вырезают подобные игрушки?

Дети: В селе Богородском.

Педагог: Расскажите, что вы знаете об этом.

Дети: Около Сергиева Посада на берегу реки Куньи стоит село Богородское – родина народного промысла резных деревянных игрушек.

Тук-тук, щелк-щелк,

Медведь, мужик, коза и волк …

Деревянные игрушки:

И медведь, и старушка –

То сидят, а то спешат,

Ребятишек всех смешат.

Педагог: Ребята, до нас дошла еще одна легенда о том, кто впервые вырезал деревянную игрушку. Кто вспомнит ее?

Дети: Мама вырезала для своих детей игрушку из липы. Дети прозвали ее Аукой. Когда ребята наигрались деревянной куклой, отец отвез ее на ярмарку. Одни купец сразу купил ее, а потом заказал еще таких кукол. С тех пор и началась резьба деревянных игрушек.

Педагог: Из чего вырезают эти игрушки?

Дети: Все игрушки вырезают из липы. С дерева спиливают кору и сушат 3 года под навесом. Затем ствол распиливают на части.

Педагог: Какие инструменты используют мастера в своей работе?

Дети: Топор, пилу. Используют специальные ножи – стамески или еще их называют богородскими ножами.

Педагог: Как называют богородских мастеров?

Дети: Резчики.

Педагог: Какие фигуры вырезают мастера?

Дети: Фигуры людей, животных,   героев народных сказок.

Педагог: У многих богородских  игрушек есть свой секрет, своя хитрость. Кто расскажет об этом?

Дети: Некоторые игрушки умеют двигаться. Игрушка «Петушки».  Петушки прикреплены к ниткам и шариком. Шарик раскачивается и тянет за собой нитку, а она заставляет двигаться петушков. Петушки будто оживают.

Педагог: Символом богородского промысла стала игрушка «Кузнецы». Кто расскажет про нее?

Дети: Этой игрушке более 300 лет. Если подвигать планками, тут же начинается работа: фигурки начинают двигаться и по очереди стучать по наковальне молоточками. Игрушка словно оживает.

Педагог: Мастер любил наблюдать за работой кузнецов, и  ему захотелось сделать такие игрушки. Я тоже хочу побыть мастером и посмотреть, как работают мои кузнецы.

Проводится игра «Во кузнице».

Педагог: Посмотрите еще раз на изделия богородских мастеров. Чудные игрушки, правда?! Много радости приносят людям и за это говорим «большое спасибо» богородским  мастерам.

Педагог: А сейчас мы вспомним еще об одном народном промысле, который зародился в нашем городе.

Загадка: Алый шелковый платочек,

               Яркий сарафан в цветочек.

               Разрумянилась немножко

               Это русская … (матрешка)

( дети садятся)

Педагог: В подмосковной усадьбе Абрамцево были организованы художественные мастерские, где работали не только художники, но и мастера. И вот один мастер из дерева выточил первую деревянную куклу-матрешку. Ребята, скажите, как звали этого мастера?

Дети: Василий Звездочкин.

Педагог: А кто ее затем расписал? (Сергей Малютин)

                 Расскажите, что вы знаете о первой матрешке?

Дети: Первая матрешка – красивая русская девушка, в вышитой сорочке, сарафане и переднике, на голове  цветной платок. Но матрешка не лентяйка: в руках у нее  то петух или уточка, то корзинка с грибами или с ягодами. Прозвали ее матрешкой от имени Матрена, так называли многих женщин. Это имя означало мать большого семейства. В первой матрешке 8 мест. За девушкой с черным петухом следовал мальчик, затем опять девочка и т.д. На Всемирной выставке в Париже матрешка получила бронзовую медаль. На фабриках игрушек нашего города точили и раскрашивали матрешки. Матрешка стала любимым сувениром для иностранных гостей и символом нашей Родины.

Педагог: Давайте вспомним, как делали и расписывали Сергиево-Посадские матрешки?

Дети: Матрешку сделать непросто. Вытачивают на станке заготовку из дерева липы или березы. Сначала мастер делает самую маленькую, затем все больше и больше. Художник расписывает матрешки яркой гуашью Две пряди волос прячутся под платок; двумя точками изображают нос, а губы три точки: две сверху, а одна внизу. Вот   и готовы губки бантиком. Платок завязан узлом. Далее художник рисует рукава кофты, сарафан, передник. На платке и переднике рисуют простой цветочный узор, который легко получается, если приложить кисть с краской, то остается след – это лепесток цветка или листик. А серединки у цветки или «горох» получают, используя прием тычка. Закончив роспись, мастер покрывает матрешки лаком. Она становится ярче и нарядней, улыбается нам. А что ей скучать? Она ведь не одна, а с целой дружной семейкой.

Педагог: Правильно, ребята. Матрешки – куклы веселые, жизнерадостные.  Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать.

Девочки-матрешки исполняют частушки.

Педагог: Ребята, до наших дней дошла еще одна легенда о том, как однажды ночью преподобный Сергий Радонежский увидел свет, сияющий на ночном небе. И вдруг появилось множество прекрасных белых птиц, круживших над монастырем и поющих прекрасным голосом. И было сказано Сергию, что больше, чем этих птиц будет на Русской земле учеников его. И сбылись эти слова. Подобно птицам разлетелись ученики Сергия по белу свету и основали много монастырей на Русской земле.                                                                                     (на экране показывается фреска «Пророческое видение птиц Преподобному Сергию»)

Педагог: Ребята, сегодня мы с вами смастерим подобных красивых белых птиц, символизирующих доброту, чистоту, верность, трудолюбие Сергия Радонежского и его последователей.

Дети садятся за столы. Гимнастика для рук:

Голуби, голуби  - 1, 2, 3

Прилетели голуби – сизари

Сели и нахохлились - у дверей

Кто накормит крошками – сизарей

Выполняется аппликация - « Голуби»,   вывешивается коллективное     панно.

(после выполнения работы дети закрывают глаза – снятие зрительной нагрузки)

Дети стоя рассматривают свою работу.                                                                          На экране – памятник Сергию Радонежскому.

Приезжайте в город-

Сергиев Посад.

Нет его красивей,

Это – город-сад!

Храмы с куполами,

Колокольный звон,

Убедитесь сами –

Это город мой!

Улочки старинные,

В зелени сады …

И места любимые, -

Площади, мосты.

Белый пруд и парки,

Лебеди в пруду,

Лучшего подарка –

Вряд ли я найду.

Верю, что  наступит –

Самый светлый час!

Город краше станет,

Восхитит он нас!!!

Педагог: До глубокой старости Сергий работал сам и учил других. Он пришел на поросшую лесом гору Маковец никому не известным юношей, а ушел великим русским святым. Его имя сегодня знает каждый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию « Знакомство с русским бытом».

Содействовать нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников посредством ознакомления его с бытом русского народа....

Конспект образовательной деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию «Знакомство с русским бытом».

Содействовать нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников посредством ознакомления его с бытом русского народа....

Конспект образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Наша Родина – Россия»

Что мы Родиной зовем?Дом, где мы с тобой живем,И березки, вдоль которыхРядом с мамой мы идем.Что мы Родиной зовем?Поле с тонким колоском,Наши праздники и песни,Теплый вечер за окном!»Что мы Роди...