Конспект образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zemlya_svyatogo_sergiya._grishina_n.a.docx | 932.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: закрепить представление о родном городе и его народных промыслах.
Образовательные задачи:
- закрепить представление детей об истории Сергиева Посада
- активизировать в речи детей слова-определения
- расширить представление о народных промыслах
Развивающие задачи:
- развивать творческие способности детей
- развивать познавательную активность детей
Воспитательные задачи:
- воспитывать любовь к родному городу
- воспитывать в детях чувство гордости за свой город и его народных мастеров
- воспитывать желание самим создавать поделки
Интеграция образовательных областей:
- коммуникация
- чтение художественной литературы
- здоровье
- художественное творчество
- музыка
- познание
Предварительная работа:
Чтение рассказов, произведений, заучивание стихов по теме, беседы «Улица, на которой я живу», «Народные промыслы», «Мой город», «Достопримечательности города» и др., рассматривание иллюстраций, слайдов, презентаций по теме; игры «Узнай, где я нахожусь», «Путешествие по родному городу», «Музей игрушек».
Работа с родителями:
Информация на стендах, экскурсии по родному городу, посещение музеев, выставка рисунков «Мой город», «Богородская игрушка», «Народная игрушка – матрешка»
Ход занятия:
(на экране березовая роща- символ России)
Под теплым солнцем вырастая,
Мы дружно, весело живем,
Россия, милая, родная,
Цвети и крепни с каждым днем!
(исполняется песня «У моей России»- дети танцуют с березовыми веточками)
Педагог: У каждого человека есть на земле место, где он родился и впервые увидел мамины глаза и ласковое солнышко. Для нас – это наш любимый город.
Златоглавый, величавый,
Он историей богат.
Город русской нашей славы
Древний Сергиев Посад.
(на экране современная Троице-Сергиева Лавра)
Педагог: Сейчас наш город современный и красивый. Но так было не всегда. Ребята, предлагаем вам вспомнить, с чего же все начиналось?
(на экране начинается показ слайдов, по которым дети рассказывают об истории нашего города)
Дети: Давным-давно на месте нашего города рос густой. И пришли сюда два брата Варфоломей и Стефан. Долго ходили они по лесу. Нашли гору.
Педагог: Как назвал ее Варфоломей?
Дети: Варфоломей назвал ее Маковец.
Педагог: От какого слова произошло это название?
Дети: От слова «маковка», «макушка»
Педагог: Ребята, а что сейчас находится на горе Маковец?
Дети: Сейчас на этой горе раскинулась Троице-Сергиева Лавра.
Педагог: Да, ребята. А тогда, более 700 лет назад, это был холм в дремучем лесу. Вокруг не было ни дорог, ни тропинок. И бродили по лесу лишь дикие звери.
Что же сделали братья?
Дети: Братья принялись за работу: построили сначала небольшой шалаш, покрыли его еловыми ветками. Потом стали рубить лес, строить келью и небольшую церковь.
Педагог: Ребята, тяжело было братья?
Дети: Было очень тяжело: работа была тяжелая, еда скудная. Зимой в сильный мороз лес стонал от вьюг. Из еды были только сухари и вода.
Педагог: Почему Варфоломей остался один?
Педагог: почему Варфоломей остался один ?
Дети: Брат Варфоломея Стефан ушел в Москву.
Педагог: Да, Стефан не смог жить в уединении, а Варфоломей принял обет послушания и стал Сергием.
Педагог: Ребята, представьте, Сергий остался в лесу совсем один. Как он жил один?
Дети: В лесу было страшно. Темной морозной ночью голодные волки окружали келью: они выли, щелкали зубами, царапали стены.
Педагог: С кем подружился Сергий?
Дети: Однажды Сергий увидел медведя. Медведь был так голоден, что даже не мог шевелиться. Сергий пожалел медведя, вынес ему хлеба. Медведь стал часто приходить к Сергию и бродил за ним, как ручной.
Педагог: Ребята, Сергий так и жил один в лесу?
Дети: Люди узнали о Сергии и стали приходить к нему: кто за советом, а кто и оставался жить с ним. Все вместе строили кельи, вокруг поставили частокол.
Педагог: Как трудились люди?
Дети: Все вместе копали огород. Сергий работал вместе со всеми: носил бревна, носил из проруби тяжелые ведра с водой на коромысле, пек хлеб, молол зерно ручной мельницей, шил одежду. Он был очень сильный. Люди жили очень бедно, но никогда не ссорились.
Педагог: Так был образован монастырь. На главной площади торговцы продавали хлеб, посуду, игрушки. По легенде, первую деревянную игрушку вырезал сам Сергий Радонежский и подарил ее детям. Этот промысел жив и процветает и по сей день. Ребята, где вырезают подобные игрушки?
Дети: В селе Богородском.
Педагог: Расскажите, что вы знаете об этом.
Дети: Около Сергиева Посада на берегу реки Куньи стоит село Богородское – родина народного промысла резных деревянных игрушек.
Тук-тук, щелк-щелк,
Медведь, мужик, коза и волк …
Деревянные игрушки:
И медведь, и старушка –
То сидят, а то спешат,
Ребятишек всех смешат.
Педагог: Ребята, до нас дошла еще одна легенда о том, кто впервые вырезал деревянную игрушку. Кто вспомнит ее?
Дети: Мама вырезала для своих детей игрушку из липы. Дети прозвали ее Аукой. Когда ребята наигрались деревянной куклой, отец отвез ее на ярмарку. Одни купец сразу купил ее, а потом заказал еще таких кукол. С тех пор и началась резьба деревянных игрушек.
Педагог: Из чего вырезают эти игрушки?
Дети: Все игрушки вырезают из липы. С дерева спиливают кору и сушат 3 года под навесом. Затем ствол распиливают на части.
Педагог: Какие инструменты используют мастера в своей работе?
Дети: Топор, пилу. Используют специальные ножи – стамески или еще их называют богородскими ножами.
Педагог: Как называют богородских мастеров?
Дети: Резчики.
Педагог: Какие фигуры вырезают мастера?
Дети: Фигуры людей, животных, героев народных сказок.
Педагог: У многих богородских игрушек есть свой секрет, своя хитрость. Кто расскажет об этом?
Дети: Некоторые игрушки умеют двигаться. Игрушка «Петушки». Петушки прикреплены к ниткам и шариком. Шарик раскачивается и тянет за собой нитку, а она заставляет двигаться петушков. Петушки будто оживают.
Педагог: Символом богородского промысла стала игрушка «Кузнецы». Кто расскажет про нее?
Дети: Этой игрушке более 300 лет. Если подвигать планками, тут же начинается работа: фигурки начинают двигаться и по очереди стучать по наковальне молоточками. Игрушка словно оживает.
Педагог: Мастер любил наблюдать за работой кузнецов, и ему захотелось сделать такие игрушки. Я тоже хочу побыть мастером и посмотреть, как работают мои кузнецы.
Проводится игра «Во кузнице».
Педагог: Посмотрите еще раз на изделия богородских мастеров. Чудные игрушки, правда?! Много радости приносят людям и за это говорим «большое спасибо» богородским мастерам.
Педагог: А сейчас мы вспомним еще об одном народном промысле, который зародился в нашем городе.
Загадка: Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Разрумянилась немножко
Это русская … (матрешка)
( дети садятся)
Педагог: В подмосковной усадьбе Абрамцево были организованы художественные мастерские, где работали не только художники, но и мастера. И вот один мастер из дерева выточил первую деревянную куклу-матрешку. Ребята, скажите, как звали этого мастера?
Дети: Василий Звездочкин.
Педагог: А кто ее затем расписал? (Сергей Малютин)
Расскажите, что вы знаете о первой матрешке?
Дети: Первая матрешка – красивая русская девушка, в вышитой сорочке, сарафане и переднике, на голове цветной платок. Но матрешка не лентяйка: в руках у нее то петух или уточка, то корзинка с грибами или с ягодами. Прозвали ее матрешкой от имени Матрена, так называли многих женщин. Это имя означало мать большого семейства. В первой матрешке 8 мест. За девушкой с черным петухом следовал мальчик, затем опять девочка и т.д. На Всемирной выставке в Париже матрешка получила бронзовую медаль. На фабриках игрушек нашего города точили и раскрашивали матрешки. Матрешка стала любимым сувениром для иностранных гостей и символом нашей Родины.
Педагог: Давайте вспомним, как делали и расписывали Сергиево-Посадские матрешки?
Дети: Матрешку сделать непросто. Вытачивают на станке заготовку из дерева липы или березы. Сначала мастер делает самую маленькую, затем все больше и больше. Художник расписывает матрешки яркой гуашью Две пряди волос прячутся под платок; двумя точками изображают нос, а губы три точки: две сверху, а одна внизу. Вот и готовы губки бантиком. Платок завязан узлом. Далее художник рисует рукава кофты, сарафан, передник. На платке и переднике рисуют простой цветочный узор, который легко получается, если приложить кисть с краской, то остается след – это лепесток цветка или листик. А серединки у цветки или «горох» получают, используя прием тычка. Закончив роспись, мастер покрывает матрешки лаком. Она становится ярче и нарядней, улыбается нам. А что ей скучать? Она ведь не одна, а с целой дружной семейкой.
Педагог: Правильно, ребята. Матрешки – куклы веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать.
Девочки-матрешки исполняют частушки.
Педагог: Ребята, до наших дней дошла еще одна легенда о том, как однажды ночью преподобный Сергий Радонежский увидел свет, сияющий на ночном небе. И вдруг появилось множество прекрасных белых птиц, круживших над монастырем и поющих прекрасным голосом. И было сказано Сергию, что больше, чем этих птиц будет на Русской земле учеников его. И сбылись эти слова. Подобно птицам разлетелись ученики Сергия по белу свету и основали много монастырей на Русской земле. (на экране показывается фреска «Пророческое видение птиц Преподобному Сергию»)
Педагог: Ребята, сегодня мы с вами смастерим подобных красивых белых птиц, символизирующих доброту, чистоту, верность, трудолюбие Сергия Радонежского и его последователей.
Дети садятся за столы. Гимнастика для рук:
Голуби, голуби - 1, 2, 3
Прилетели голуби – сизари
Сели и нахохлились - у дверей
Кто накормит крошками – сизарей
Выполняется аппликация - « Голуби», вывешивается коллективное панно.
(после выполнения работы дети закрывают глаза – снятие зрительной нагрузки)
Дети стоя рассматривают свою работу. На экране – памятник Сергию Радонежскому.
Приезжайте в город-
Сергиев Посад.
Нет его красивей,
Это – город-сад!
Храмы с куполами,
Колокольный звон,
Убедитесь сами –
Это город мой!
Улочки старинные,
В зелени сады …
И места любимые, -
Площади, мосты.
Белый пруд и парки,
Лебеди в пруду,
Лучшего подарка –
Вряд ли я найду.
Верю, что наступит –
Самый светлый час!
Город краше станет,
Восхитит он нас!!!
Педагог: До глубокой старости Сергий работал сам и учил других. Он пришел на поросшую лесом гору Маковец никому не известным юношей, а ушел великим русским святым. Его имя сегодня знает каждый.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе по теме "Не забудем их подвиг великий"
Материал посвящен 70-летию Победы...
Конспект образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в мир самоваров» с использованием ЭОР
Дети на протяжении занятия знакомятся с различными видами самоваров в игровой форме...
Конспект образовательной деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию во II младшей группе «Не надо ссориться, друзья»
Социализация детей в условиях детского коллектива....
Конспект образовательной деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию « Знакомство с русским бытом».
Содействовать нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников посредством ознакомления его с бытом русского народа....
Конспект образовательной деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию «Знакомство с русским бытом».
Содействовать нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников посредством ознакомления его с бытом русского народа....
Конспект образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Нет в мире краше Родины нашей!»
Воспитание у дошкольников потриотического чувства к Родине....
Конспект образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Наша Родина – Россия»
Что мы Родиной зовем?Дом, где мы с тобой живем,И березки, вдоль которыхРядом с мамой мы идем.Что мы Родиной зовем?Поле с тонким колоском,Наши праздники и песни,Теплый вечер за окном!»Что мы Роди...