Конспект образовательной деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию «Знакомство с русским бытом».
план-конспект занятия (старшая группа)
Содействовать нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников посредством ознакомления его с бытом русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood_znakomstvo_s_russkim_bytom.docx | 25.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию «Знакомство с русским бытом».
Цель: Содействовать нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников посредством ознакомления его с бытом русского народа.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с разнообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением.
- Обратить внимание детей, что в избе обстановка была скромная, строгая, все на своих местах, все для пользы дела.
- Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, небылицами.
- Развивать монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.
- Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, доброту и любовь друг к другу.
Словарная работа: ухват, чугун, самовар.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта; разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов; чтение русских народных сказок; посещение уголка русской избы; беседы по ознакомлению с окружающим « Предметы русской старины», « Русская изба».
Оборудование: уголок русской избы с предметами быта (печь, лавки, старинная посуда и др.); бытовые приборы ( мультиварка, чайник, микроволновка, тостер и др.); игрушка Домовенок, дидактическая игра
« Подбери пару».
Ход.
Педагог: Здравствуйте, ребятишки!
Девчонки и мальчишки!
Дети: Здравствуйте!
Педагог: Занятие наше необычное,
Даже очень символичное.
Ребята вы любите путешествовать?
Дети: Да!
Педагог: Но любое путешествие требует подготовки.
Пальчиковая гимнастика « Путешествие».
Тук-тук - тук, возле уха каждый палей стучит о
Тук- тук – тук, большой 3 раза
Наши ушки слышат стук.
Вот ладошки шуршат, потирание ладоней друг о друга
Наши пальчики трещат . потирание кулачков друг о друга
Ты в ладони громко бей, хлопки
А теперь ты их согрей. ладони на щеки
К путешествию готовы? Кулаки на коленях
Да! Руки вверх, ладони раскрыть
В путь отправимся мы снова. вращательные движения кистей
Сядем мы на звездолет руки вытянуты в стороны,
И отправимся вперед ладони напряжены
Через горы и моря ладони лодочкой, одна вверх.
другая вниз
До свидания, земля! Машут руками на прощание.
Педагог: Но перед тем, как мы отправимся, мы побываем с вами в одном интересном месте. А где? Угадайте сами.
Тут пронзительно свистит
Чайник утром рано.
Холодильник тут стоит, раковина с краном (кухня)
Подойдите сюда, смотрите перед вами кухня. Давайте поговорим о том, что же такое кухня? ( ответы детей)
Правильно, кухня - это место, где люди готовит пищу, едят. А еще кухня – это место, где по вечерам собирается вся семья: рассказывают о своих делах, делятся впечатлениями о прошедшем дне.
- Посмотрите, сколько на кухне посуды, бытовой техники. Как вы думаете, зачем она нужна? (ответы детей)
- Правильно, это необходимо для приготавления пищи, облегчения домашнего труда. Давайте рассмотрим, что за предметы на этой кухне и для чего они предназначены? (дети рассматривают приборы и называют их)
Бытовые приборы – наши верные помощники. Это сложные устройства, которые питаются электричеством. Электроприборы сберегают наше время и силы. Но они могут быть опасны. Почему? (ответы детей) Поэтому всеми этими предметами нужно пользоваться осторожно: включать и выключать только под присмотром взрослых, не трогать провод мокрыми руками.
- Но в давние времена у людей не было таких помощников. Я предлагаю вам совершить необычное путешествие на машине времени. Хотите? Рассаживайтесь по местам. Перед вами панель управления полетом. На ней две кнопки: одна из них отправит нас в прошлое, а вторая вернет в настоящее время. При помощи значков мы сможем правильно попасть в нужное время. Как вы думаете, какую кнопку нужно нажать, чтобы попасть в прошлое?
(с изображением самовара). Почему? (ответы детей)
Нажимаем и в путь! (звучит музыка)
Мы мчимся с вами через дни и недели, месяцы и годы, столетия и века, назад в прошлое! Стоп, машина! (музыка перестает звучать)
Ребята, как вы думаете, куда это мы с вами попали? (ответы детей)
Мы попали с вами в избу. Изба – так в старые времена на Руси называли дом. Давайте войдем в него. Посмотрите, как вокруг чисто. Уютно, как у вас дома. А еще здесь очень тепло. Скажите, что обогревает ваш дом? Детский сад?
( ответы детей)
А как вы думаете, почему здесь в избе тепло? (ответы детей).
Конечно, посмотрите какая здесь печь стоит. Печь в русской избе самое главное. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печи тепло и уютно. Не зря она всегда стояла в центре избы. Без печи изба не изба. Она и накормит и обогреет. Хозяйка засветло вставала, растапливала печь, замешивала тесто и пекла душистый, ароматный хлеб. В доме сразу становилось тепло и уютно. Обращались к печи, как к живой:
Ой, ты, печка – сударыня
Помоги нам барыня.
Ты свари, испеки, обогрей,
Освети, попечи и спаси.
В дом богатство неси.
Но не только этим отличалась кухня в старые времена. Как вы думаете, чем еще? Правильно, посуда была другой. Посмотрите, из чего сделана посуда? ( ответы детей) В давние времена, когда люди еще не умели изготавливать металл, посуду делали из дерева и глины. Какие предметы из дерева вы видите? Из глины? А затем появились изделия из металла.
- Кто из вас знает, в чем раньше варили кашу? Правильно, в чугунке. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжелый, так как сделан был из чугуна - особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. А чтобы достать чугунок из печи, нужен был другой помощник. Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей. Он был с длинной деревянной ручкой, чтобы не обжечься.
Самым главным на столе был самовар. Его в старину ласково называли батюшка. Чтобы приготовить чай, нужно было наколоть щепы, развести огонь внутри самовара и закипятить воду. Вокруг самовара собиралась вся семья (дети рассаживаются на лавки). Они пили чай, пели песни, рассказывали небылицы.
1ребенок: Ехала деревня мимо мужика,
А из - под собаки лают ворота.
Выхватил телегу он из - под кнута
И давай дубасить ею ворота.
Крыши испугались, сели на ворон.
Лошадь погоняет мужика кнутом.
2 ребенок: Ехал, ехал по дорожке
Тимошка в лукошке,
Петька в сапожке,
Кузька на одной ножке,
Сенька в стакане,
А Ванька на таракане.
Играли в игры.
Нар. Игра « Каблучок»
- За руки друзей берем, вместе хоровод ведем
- А веселый каблучок, цок по полу, цок – цок – цок,
- За руки друзей берем, вместе хоровод ведем.
- Прыгай, прыгай веселей, прыгай – ножек не жалей.
- А веселый каблучок, цок по полу, цок – цок – цок.
- Прыгай, прыгай веселей, прыгай – ножек не жалей.
- Гляньте, пальчики у нас тоже все пустились в пляс.
- А веселый каблучок, цок по полу, цок – цок – цок.
- Гляньте, пальчики у нас тоже все пустились в пляс.
- И опять идет – идет наш веселый хоровод…
Встаем в хоровод.
- Идем по кругу хороводным шагом.
2, 5, 8 поворачиваемся лицом в круг и, не отпуская рук, выставляем ножки на каблук.
3,10 ведем хоровод.
4, 6 подпрыгиваем на месте.
7,9 выполняем движение « фонарики».
И слушали, как трещат дрова, да кто- то постукивает за печкой. Люди верили, что в избе живет домовой. Вот и на нашей печи есть домовой. Ой, да он живой!
( входит взрослый в костюме домового).
Домовой: Что за гости дорогие и откуда вы такие? Я - домовой. В избе за печкой я живу, за порядком я слежу. Услышал ваши голоса, да не утерпел, вышел на вас поглядеть. Ишь, какие, ладные и складные! А в гости без приглашения пришли.
Педагог: Не сердись, дедушка, лучше загадай нам свои загадки.
Домовой: Так и быть, слушайте.
- Если работает она, не будет голодна семья. печь)
- Книзу узок, вверх широк, не кастрюля…(чугунок)
- Длиннохвостая лошадка привезла нам каши сладкой. Ждет лошадка у ворот, открывай пошире рот. (ложка)
- Однорук, зато рогат. Он в избе первейший хват. Ухватил горшок и в печку, вот ухватистый…(ухват).
Домовой: Ай, да молодцы! Ну что ж, за ваши речи разумные угощу вас пирогами. Вот уж и тесто подошло, осталось только слепить и в печь поставить. Поможете мне? Тогда садитесь за столы.
Возьмите кусочек теста, помните его, почувствуйте какое оно мягкое и податливое. Своими ручками мы передадим тесту тепло и хорошее настроение. Пирожки тогда получаться пышными, душистыми и вкусными.
Технология:
- Дети катают шар.
- Расплющивают в лепешку.
- В середину кладут ягодку.
- Прищипывают края.
Домовой: Теперь положим наши пирожки на противень и поставим в печь. А пока они пекутся, мы с вами поиграем.
Хороводная игра « Ваня, Ваня – простота»
Дети встают в круг, берутся за руки. Далее выполняют движения по тексту.
« Ваня, Ваня - простота!
Купил лошадь без хвоста. ( дети идут по кругу, взявшись за руки по направлению вперед)
Сел задом - наперед ( не разворачиваясь, меняем направления на противоположное: дети идут в хороводе спиной вперед)
И поехал в огород
Не доехал до горы-
Закусали комары. ( дети поворачиваются друг к другу и щекочут друг друга)»
Домовой: Вот и пирожки испеклись. Да какие ароматные!
Педагог: Пришла пора нам возвращаться. Как говориться: « В гостях хорошо, а дома лучше».
Домовой: Пора значит пора. До свидания, гости дорогие. А на дорожку возьмите моих пирожков.
Педагог: Спасибо, дедушка. Попрощайтесь, ребятки. Занимайте места в нашей машине времени. Кото из вас скажет, какую кнопку нужно нажать, чтобы вернуться домой? (с чайником) Отправляемся (звучит музыка).
Вот мы и вернулись в наш век. Смотрите, а в корзинке вместе с пирожками лежит какой - то конверт. Что же в нем? Да здесь картинки с изображением посуды: старинной и современной. Их нужно разложить парами, по назначению. ( Д/и « Найди пару»)
Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Что вам запомнилось? Скажите, на какой кухне вам было уютней? Почему? Вы верно подметили, хорошо там, где люди добрые, веселые и гостеприимные.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе по теме "Не забудем их подвиг великий"
Материал посвящен 70-летию Победы...
Конспект образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в мир самоваров» с использованием ЭОР
Дети на протяжении занятия знакомятся с различными видами самоваров в игровой форме...
Конспект образовательной деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию во II младшей группе «Не надо ссориться, друзья»
Социализация детей в условиях детского коллектива....
Конспект образовательной деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию « Знакомство с русским бытом».
Содействовать нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников посредством ознакомления его с бытом русского народа....
Конспект образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников
Конспект образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников...
Конспект образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми подготовительной к школе группы на тему "Мы - Россияне".
Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию. Повторение символов страны. Знакомство с документами гражданина России. Знакомство с достопримечательностями столицы. Знакомство с культурой н...
Конспект образовательной деятельности по нравственно- патриотическому воспитанию «Две Столицы» в подготовительной группе
Обобщение и систематизация знаний детей о России, Санкт-Петербурге и Москве....