План-конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи для подготовительной группы "Осенние сюрпризы" с использованием современных образовательных технологий
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: Совершенствование навыка связного рассказывания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_ood_po_razvitiyu_rechi.docx | 30.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 68 «Яблонька»
Конспект ООД по развитию речи
в подготовительной группе
«Осенние сюрпризы»
с использованием современных
образовательных технологий
Составила: Юдаева В.Н.
воспитатель МБДОУ
«Детский сад № 68 «Яблонька»
Тамбов
Цель: Совершенствование навыка связного рассказывания.
Задачи:
- Образовательные:
Упражнять в составлении коллективного рассказа, опираясь на модельные схемы; Закрепить умение выражать свои мысли полными предложениями.
Закрепить представления детей об осени как времени года, её признаках.
- Развивающие:
Развивать слуховое и зрительное восприятие, память, мышление, речь. Развивать общую и мелкую моторику, координацию и чувство ритма.
- Воспитательные:
Воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы; Воспитывать чувство любви к родной природе;
Воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным.
Словарная работа: осень, перелетные птицы, календарь, багрец, золото.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему «Осень», «Перелётные птицы» «Живая и неживая природа осенью», «Труд людей в осенний период»; отгадывание загадок; наблюдение за изменениями в природе с наступлением осени, разучивание пальчиковой гимнастики, организация совместно с родителями выставки «Осенняя фантазия».
Оборудование: Почтовый ящик, посылка, письмо, плащ, диск с музыкой П. И. Чайковского
«Осень», схемы – подсказки в картинках, набор картинок для составления сюжетного рассказа, мяч, кленовый листок.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие,
ХОД ООД:
Здравствуйте, гости! Здравствуйте, дети! Каждый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим возьмемся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку приходит доброта. Посмотрите, какая искорка зажглась от наших сердец. Посмотрите, как стало все вокруг ярко и красиво. У вас радостное настроение?
- Организационный момент (активизация познавательного интереса, актуализация знаний, постановка проблемы)
Дети получают посылку с письмом. Воспитатель:
- Ребята, я сегодня утром, когда пришла в детский сад, обнаружила эту посылку и письмо. На письме написана загадка. Чтобы узнать, кто прислал письмо, вы должны отгадать эту загадку.
Прошла по лугам, по лесам, по полям,
Припасы она заготовила вам
Упрятала их в погреба, в закрома
Сказала, за мною нагрянет зима.
- Как вы думаете, кто прислал нам это письмо? (Осень)
- А хотите узнать, что там написано? Давайте откроем это письмо и прочитаем. (Дети садятся на стулья).
Воспитатель читает письмо. «Ребята, здравствуйте! Я очень хочу с вами поиграть, для этого я посылаю вам свой волшебный плащ. Плащ этот не простой, с кармашками, в каждом из которых задания с подсказкой. Если вы справитесь с заданиями, то сможете составить мой словесный портрет».
Воспитатель: - Ребята, что вы поняли из этого письма? Что просит сделать нас Осень? (нужно составить словесный портрет Осени, а для этого нужно выполнить задания)
Воспитатель: - Да и сегодня мы постараемся вспомнить об осени все самое важное, красивое и интересное.
- Основная часть (Воспитатель надевает на себя плащ).
(Воспитатель предлагает ребёнку достать из 1 кармана задание)
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, в 1 карманчике схема – подсказка. Что же на ней изображено? (музыкальный диск)
- Как вы думаете, что нам может рассказать об осени музыка? (передать настроение этого времени года).
- Давайте закроем глаза, послушаем музыку и определим, какое же настроение бывает у осени? (звучит музыка).
- Послушайте, какая красивая спокойная музыка звучит. Эту мелодию написал композитор П. И. Чайковский.
- Что вы чувствуете, слушая эту музыку? Радость, уныние, печаль? (ответы детей) Воспитатель: - Осень – унылая, но разноцветная пора.
Знаменитый русский поэт - А. С. Пушкин написал про осень много стихотворений. Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса. (Ребёнок достаёт из кармана 2 задание) 2 карман с календарём.
Воспитатель:
- Что у нас во втором кармане? (календарь)
- Как вы думаете, для чего Госпожа Осень прислала нам календарь? Календарь обозначает движение времени. Давайте вспомним, как со временем меняется осень. Какая она в самом начале, в середине и в конце?
- На какие 3 периода делится осень? (Ранняя, золотая, поздняя)
- Ранняя осень к какому осеннему месяцу относится? (К сентябрю; золотая -к октябрю; поздняя- к ноябрю)
- Давайте встанем в осенний хоровод и еще раз вспомним осенние месяцы. Физ. минутка:
Листья на ветках
Всё лето висели. (Руки подняты вверх и раскачиваются влево - вправо)
Сентябрь наступил
И они пожелтели. (Руки на верху, повороты кистями "шарики-фонарики") Октябрь с собою
Принес листопад. (Плавно опускаем руки вниз)
Листья слетают
И в танце кружат. (Вращение вокруг себя в одну и в другую стороны) Ноябрь пришел,
Весь лист облетел. (Присели) И под ногами
У нас зашумели. (Трем ладонь об ладонь, имитируя шуршание листьев) (Ребёнок достаёт из кармана 3 задание)
3 карман с листочком.
- Ребята, что же изображено на этой схеме - подсказке? (Осенний листок)
- Почему именно лист? Неужели с листьями осенью происходит что-то необычное? (высказывания детей).
- Осенью опадает листва с деревьев, потому что от холода сок в стволе и веточках двигается медленнее, и листочкам его не недостаточно, листья меняют свой цвет и начинается листопад.
- А сейчас давайте с вами поиграем.
Дидактическая игра «Назови листочек» (Воспитатель бросает мяч и называет дерево, а дети называют листок данного дерева)
дуб – дубовый клён – кленовый осина - осиновый
рябина – рябиновый берёза – берёзовый тополь – тополиный калина - калиновый (Дети садятся на стулья)
(Ребёнок достаёт из кармана 4 задание)
- Что же лежит в 4 кармашке? (картинка с животными – зверями и птицами)
- Разве и с животными что-то происходит осенью?
(Все животные готовятся к зиме: некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук; другие делают запасы на зиму, такие как белка, бурундук; осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые)
- Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны)
- Что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края)
- А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными)
- А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше)
- Как же выживают оставшиеся с нами птицы?
- (Эти птицы живут рядом с человеком, и, чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки)
- Верно. Такие птицы называются зимующие. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.
(Ребёнок достаёт из кармана 5 задание)
5 карманчик (картинка – труд человека осенью)
- Посмотрите на схему-подсказку: о чем мы будем говорить теперь? (Мы будем говорить о заботах человека осенью)
- Чем осенью занимаемся мы с вами, ваши родители, друзья и знакомые, как мы трудимся осенью? (Ответы детей)
Дидактическая игра «Передай другому». (Дети передают листочек и называют виды осенних работ: уборка листвы, урожая, сбор грибов, ягод и т. д.)
- А вы, ребята, как трудились всю осень? (А мы убирали листву на участке, чтобы помочь дворнику)
- Правильно. Осень очень щедра на подарки: фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи. Но все ее дары необходимо собрать и переработать: законсервировать или засушить, сварить или засолить. А это тоже немалый труд.
(Ребёнок достаёт из кармана 6 задание)
- Продолжаем. Что же в 6 карманчике? (Схема - подсказка с картинками)
- Как вы думаете, для чего Осень прислала вам эти схемы - подсказки? (Чтобы мы составили рассказ про осень)
- Посмотрите, Осень положила 2 схемы с картинками.
(Разделить на подгруппы - волшебный мешочек с мозаикой) (Дети проходят к столам)
Воспитатель: (Все животные готовятся к зиме: некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук; другие делают запасы на зиму, такие как белка, бурундук; осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые)
- Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны)
- Что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края)
- А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными)
- А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше)
- Как же выживают оставшиеся с нами птицы?
- (Эти птицы живут рядом с человеком, и, чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки)
- Верно. Такие птицы называются зимующие. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.
(Ребёнок достаёт из кармана 5 задание)
5 карманчик (картинка – труд человека осенью)
- Посмотрите на схему-подсказку: о чем мы будем говорить теперь? (Мы будем говорить о заботах человека осенью)
- Чем осенью занимаемся мы с вами, ваши родители, друзья и знакомые, как мы трудимся осенью? (Ответы детей)
Дидактическая игра «Передай другому». (Дети передают листочек и называют виды осенних работ: уборка листвы, урожая, сбор грибов, ягод и т. д.)
- А вы, ребята, как трудились всю осень? (А мы убирали листву на участке, чтобы помочь дворнику)
- Правильно. Осень очень щедра на подарки: фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи. Но все ее дары необходимо собрать и переработать: законсервировать или засушить, сварить или засолить. А это тоже немалый труд.
(Ребёнок достаёт из кармана 6 задание)
- Продолжаем. Что же в 6 карманчике? (Схема - подсказка с картинками)
- Как вы думаете, для чего Осень прислала вам эти схемы - подсказки? (Чтобы мы составили рассказ про осень)
- Посмотрите, Осень положила 2 схемы с картинками.
(Разделить на подгруппы - волшебный мешочек с мозаикой) (Дети проходят к столам)
Воспитатель:
- Перед каждой подгруппой разложены картинки, ваша задача составить рассказ по картинкам.
- Нужно отвечать полным предложением.
(Составление описательного рассказа детьми) (3 минуты)
- А теперь давайте послушаем, какие рассказы у вас получились? (Каждая подгруппа по очереди рассказывает про осень)
- Ребята, вы сейчас будете рассказывать, а я запишу ваши рассказы в блокнот, чтобы порадовать Госпожу Осень. А почтальон Печкин доставит ей наше письмо. (Воспитатель обыгрывает данную ситуацию)
- Рефлексия.
(Дети садятся на стулья) Воспитатель:
- Вспомните, о чем просила нас осень (составить её словесный портрет)
- Как вы думаете, удалось ли нам совместными усилиями составить словесный портрет Осени? (да)
- Обращаю внимание на схемы – подсказки, давайте вспомним о чём мы сегодня говорили? (Дети при помощи схем – подсказок вспоминают все этапы занятия)
В. : - Что было трудным? Что получилось легко?
- Молодцы, вы показали себя знающими, каждый из вас смог узнать для себя что то новое, кто-то вспомнил, то что уже знал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по звуковой культуре речи в подготовительной группе с использованием современных образовательных технологий (технология обучения диафрагмальному дыханию (хатха-йога), техн
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по звуковой культуре речи в подготовительной группе с испол...
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием современных образовательных технологий (технологии наглядного моделирования, игровые технологии, технологии: презентация Microsoft Pow
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...
Конспект непосредственной образовательной и организационной деятельности познание: развитие речи в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: "...не забудь, ты родился в России...". ."
Тема:"...не забудь, ты родился в России".-активизация и актуализация словаря по теме «Наша Родина – Россия»;-совершенствование навыков словообразования;-совершенствование грамматического строя речи.ра...
Непрерывная образовательная деятельность во второй младшей группе тема: “Грибы” с использованием современной образовательной технологии: элементы информационно-коммуникативной технологии.
Непрерывная образовательная деятельностьво второй младшей группетема: “Грибы”с использованием современной образовательной технологии: элементы информационно-коммуникативной технологии.Цель...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе с использованием технологии «сторисек»: «Заюшкина избушка».
Познакомить детей со сказкой "Заюшкина избушка", при помощи тихнологии "Сторисек"....
Конспект Образовательной Деятельности по развитию речи в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ на тему: «Приключения в замке»
Конспект Образовательной Деятельности по развитию речи в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ на тему:«Приключения в замке»...