План-конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи для подготовительной группы "Осенние сюрпризы" с использованием современных образовательных технологий
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Юдаева Валентина Николаевна

Цель: Совершенствование навыка связного рассказывания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_ood_po_razvitiyu_rechi.docx30.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад № 68 «Яблонька»

 

Конспект ООД по развитию речи

в подготовительной группе

«Осенние сюрпризы» 

с использованием современных

образовательных технологий

Составила: Юдаева В.Н.

воспитатель МБДОУ

«Детский сад № 68 «Яблонька»

Тамбов

Цель: Совершенствование навыка связного рассказывания.

Задачи:

  1. Образовательные:

Упражнять в составлении коллективного рассказа, опираясь на модельные схемы; Закрепить умение выражать свои мысли полными предложениями.

Закрепить представления детей об осени как времени года, её признаках.

  1. Развивающие:

Развивать слуховое и зрительное восприятие, память, мышление, речь. Развивать общую и мелкую моторику, координацию и чувство ритма.

  1. Воспитательные:

Воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы; Воспитывать чувство любви к родной природе;

Воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным.

Словарная работа: осень,  перелетные птицы, календарь, багрец, золото.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему «Осень», «Перелётные птицы» «Живая и неживая природа осенью», «Труд людей в осенний период»; отгадывание загадок; наблюдение за изменениями в природе с наступлением осени, разучивание пальчиковой гимнастики, организация совместно с родителями выставки  «Осенняя фантазия».

Оборудование: Почтовый ящик, посылка, письмо, плащ, диск с музыкой П. И. Чайковского

«Осень», схемы – подсказки в картинках, набор картинок для составления сюжетного рассказа, мяч, кленовый листок.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие,

ХОД ООД:

Здравствуйте, гости! Здравствуйте, дети! Каждый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим возьмемся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку приходит доброта. Посмотрите, какая искорка зажглась от наших сердец. Посмотрите, как стало все вокруг ярко и красиво. У вас радостное настроение?

  1. Организационный момент (активизация познавательного интереса, актуализация знаний, постановка проблемы)

Дети получают посылку с письмом. Воспитатель:

  • Ребята, я сегодня утром, когда пришла в детский сад, обнаружила эту посылку и письмо. На письме написана загадка. Чтобы узнать, кто прислал письмо, вы должны отгадать эту загадку.

Прошла по лугам, по лесам, по полям,

Припасы она заготовила вам

Упрятала их в погреба, в закрома

Сказала, за мною нагрянет зима.

  • Как вы думаете, кто прислал нам это письмо? (Осень)
  • А хотите узнать, что там написано? Давайте откроем это письмо и прочитаем. (Дети садятся на стулья).

Воспитатель читает письмо. «Ребята, здравствуйте! Я очень хочу с вами поиграть, для этого я посылаю вам свой волшебный плащ. Плащ этот не простой, с кармашками, в каждом из которых задания с подсказкой. Если вы справитесь с заданиями, то сможете составить мой словесный портрет».

Воспитатель: - Ребята, что вы поняли из этого письма? Что просит сделать нас Осень? (нужно составить словесный портрет Осени, а для этого нужно выполнить задания)

Воспитатель: - Да и сегодня мы постараемся вспомнить об осени все самое важное, красивое и интересное.

  1. Основная часть  (Воспитатель надевает на себя плащ).

(Воспитатель предлагает ребёнку достать из 1 кармана задание)

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, в 1 карманчике схема – подсказка. Что же на ней изображено? (музыкальный диск)

  • Как вы думаете, что нам может рассказать об осени музыка? (передать настроение этого времени года).
  • Давайте закроем глаза, послушаем музыку и определим, какое же настроение бывает у осени? (звучит музыка).
  • Послушайте, какая красивая спокойная музыка звучит. Эту мелодию написал композитор П. И. Чайковский.
  • Что вы чувствуете, слушая эту музыку? Радость, уныние, печаль? (ответы детей) Воспитатель: - Осень – унылая, но разноцветная пора.

Знаменитый русский поэт - А. С. Пушкин написал про осень много стихотворений. Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса. (Ребёнок достаёт из кармана 2 задание) 2 карман с календарём.

Воспитатель:

  • Что у нас во втором кармане? (календарь)
  • Как вы думаете, для чего Госпожа Осень прислала нам календарь? Календарь обозначает движение времени. Давайте вспомним, как со временем меняется осень. Какая она в самом начале, в середине и в конце?
  • На какие 3 периода делится осень? (Ранняя, золотая, поздняя)
  • Ранняя осень к какому осеннему месяцу относится? (К сентябрю; золотая -к октябрю; поздняя- к ноябрю)
  • Давайте встанем в осенний хоровод и еще раз вспомним осенние месяцы. Физ. минутка:

Листья на ветках

Всё лето висели. (Руки подняты вверх и раскачиваются влево - вправо)

Сентябрь наступил

И они пожелтели. (Руки на верху, повороты кистями "шарики-фонарики") Октябрь с собою

Принес листопад. (Плавно опускаем руки вниз)

Листья слетают

И в танце кружат. (Вращение вокруг себя в одну и в другую стороны) Ноябрь пришел,

Весь лист облетел. (Присели) И под ногами

У нас зашумели. (Трем ладонь об ладонь, имитируя шуршание листьев) (Ребёнок достаёт из кармана 3 задание)

3 карман с листочком.

  • Ребята, что же изображено на этой схеме - подсказке? (Осенний листок)
  • Почему именно лист? Неужели с листьями осенью происходит что-то необычное? (высказывания детей).
  • Осенью опадает листва с деревьев, потому что от холода сок в стволе и веточках двигается медленнее, и листочкам его не недостаточно, листья меняют свой цвет и начинается листопад.
  • А сейчас давайте с вами поиграем.

Дидактическая игра «Назови листочек» (Воспитатель бросает мяч и называет дерево, а дети называют листок данного дерева)

дуб – дубовый клён – кленовый осина - осиновый

рябина – рябиновый берёза – берёзовый тополь – тополиный калина - калиновый (Дети садятся на стулья)

(Ребёнок достаёт из кармана 4 задание)

  • Что же лежит в 4 кармашке? (картинка с животными – зверями и птицами)
  • Разве и с животными что-то происходит осенью?

(Все животные готовятся к зиме: некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук; другие делают запасы на зиму, такие как белка, бурундук; осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые)

  • Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны)
  • Что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края)
  • А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными)
  • А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше)
  • Как же выживают оставшиеся с нами птицы?
  • (Эти птицы живут рядом с человеком, и, чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки)

  • Верно. Такие птицы называются зимующие. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.

(Ребёнок достаёт из кармана 5 задание)

5 карманчик (картинка – труд человека осенью)

  • Посмотрите на схему-подсказку: о чем мы будем говорить теперь? (Мы будем говорить о заботах человека осенью)
  • Чем осенью занимаемся мы с вами, ваши родители, друзья и знакомые, как мы трудимся осенью? (Ответы детей)

Дидактическая игра «Передай другому». (Дети передают листочек и называют виды осенних работ: уборка листвы, урожая, сбор грибов, ягод и т. д.)

  • А вы, ребята, как трудились всю осень? (А мы убирали листву на участке, чтобы помочь дворнику)
  • Правильно. Осень очень щедра на подарки: фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи. Но все ее дары необходимо собрать и переработать: законсервировать или засушить, сварить или засолить. А это тоже немалый труд.

(Ребёнок достаёт из кармана 6 задание)

  • Продолжаем. Что же в 6 карманчике? (Схема - подсказка с картинками)
  • Как вы думаете, для чего Осень прислала вам эти схемы - подсказки? (Чтобы мы составили рассказ про осень)
  • Посмотрите, Осень положила 2 схемы с картинками.

(Разделить на подгруппы - волшебный мешочек с мозаикой) (Дети проходят к столам)

Воспитатель:  (Все животные готовятся к зиме: некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук; другие делают запасы на зиму, такие как белка, бурундук; осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые)

  • Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны)
  • Что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края)
  • А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными)
  • А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше)
  • Как же выживают оставшиеся с нами птицы?
  • (Эти птицы живут рядом с человеком, и, чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки)
  • Верно. Такие птицы называются зимующие. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.

(Ребёнок достаёт из кармана 5 задание)

5 карманчик (картинка – труд человека осенью)

  • Посмотрите на схему-подсказку: о чем мы будем говорить теперь? (Мы будем говорить о заботах человека осенью)
  • Чем осенью занимаемся мы с вами, ваши родители, друзья и знакомые, как мы трудимся осенью? (Ответы детей)

Дидактическая игра «Передай другому». (Дети передают листочек и называют виды осенних работ: уборка листвы, урожая, сбор грибов, ягод и т. д.)

  • А вы, ребята, как трудились всю осень? (А мы убирали листву на участке, чтобы помочь дворнику)
  • Правильно. Осень очень щедра на подарки: фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи. Но все ее дары необходимо собрать и переработать: законсервировать или засушить, сварить или засолить. А это тоже немалый труд.

(Ребёнок достаёт из кармана 6 задание)

  • Продолжаем. Что же в 6 карманчике? (Схема - подсказка с картинками)
  • Как вы думаете, для чего Осень прислала вам эти схемы - подсказки? (Чтобы мы составили рассказ про осень)
  • Посмотрите, Осень положила 2 схемы с картинками.

 (Разделить на подгруппы - волшебный мешочек с мозаикой) (Дети проходят к столам)

Воспитатель:

  • Перед каждой подгруппой разложены картинки, ваша задача составить рассказ по картинкам.
  • Нужно отвечать полным предложением.

(Составление описательного рассказа детьми) (3 минуты)

  • А теперь давайте послушаем, какие рассказы у вас получились? (Каждая подгруппа по очереди рассказывает про осень)
  • Ребята, вы сейчас будете рассказывать, а я запишу ваши рассказы в блокнот, чтобы порадовать Госпожу Осень. А почтальон Печкин доставит ей наше письмо. (Воспитатель обыгрывает данную ситуацию)

  1. Рефлексия.

(Дети садятся на стулья) Воспитатель:

  • Вспомните, о чем просила нас осень (составить её словесный портрет)
  • Как вы думаете, удалось ли нам совместными усилиями составить словесный портрет Осени? (да)
  • Обращаю внимание на схемы – подсказки, давайте вспомним о чём мы сегодня говорили? (Дети при помощи схем – подсказок вспоминают все этапы занятия)

В. : - Что было трудным? Что получилось легко?

  • Молодцы, вы показали себя знающими, каждый из вас смог узнать для себя что то новое, кто-то вспомнил, то что уже знал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...

Конспект непосредственной образовательной и организационной деятельности познание: развитие речи в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: "...не забудь, ты родился в России...". ."

Тема:"...не забудь, ты родился в России".-активизация и актуализация словаря по теме «Наша Родина – Россия»;-совершенствование навыков словообразования;-совершенствование грамматического строя речи.ра...

Непрерывная образовательная деятельность во второй младшей группе тема: “Грибы” с использованием современной образовательной технологии: элементы информационно-коммуникативной технологии.

Непрерывная образовательная деятельностьво второй младшей группетема: “Грибы”с использованием современной образовательной технологии: элементы информационно-коммуникативной технологии.Цель...

Конспект Образовательной Деятельности по развитию речи в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ на тему: «Приключения в замке»

Конспект Образовательной Деятельности по развитию речи в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ на тему:«Приключения в замке»...