Конспект Образовательной Деятельности по развитию речи в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ на тему: «Приключения в замке»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект Образовательной Деятельности по развитию речи в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ на тему:
«Приключения в замке»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_od_po_razvitiyu_rechi.docx | 25.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 86»
Конспект Образовательной Деятельности по развитию речи в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ на тему:
«Приключения в замке»
Разработали:
старший воспитатель Дегтярева Екатерина Сергеевна
воспитатель Столярова Елена Евгеньевна
Череповец, 2023
Задачи:
Образовательные задачи.
- Формировать умение быстро, качественно и осознано запоминать текст, не только на слух, но и в сопровождении со схемами, сделанными самостоятельно. Формировать навык самостоятельного моделирования;
Развивающие задачи.
- Развивать связную и звуковую культуру речи средствами графического моделирования с использованием метода РТВ -ТРИЗ технологии «кодировкатекста».
- Развивать логическое мышление, внимание, воображение, память, художественный вкус, любовь к слову и словотворчеству;
- Совершенствовать знания детей о словообразующей роли гласных, упражнять в выделении ударного слога и ударной гласной.
Воспитательные задачи.
- Воспитывать аккуратность при работе в таблицах.
Оздоровительные задачи.
- Формировать правильную осанку у детей.
Обогащение словаря: чахнет, залёг, страшусь.
Оборудование: мольберт, таблица – схема, тетради на каждого ребёнка.
Сундучок небольшого размера, по три монеты на каждого ребёнка: жёлтого, белого и красного цвета.
Метод проблемной ситуации «Мозговой штурм».
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстрации на темы: «замки», «замки»
Ход ОД:
1. Блок мотивации.
Организационный момент. Игра психологической направленности «Приветствие»:
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Социоигровые технологии (А.П. Ершова, В.М. Букатов, Е.Е.Шулешко)Сюрпризный момент. К детям приходит Незнайка.
Незнайка: Здравствуйте, ребята, вы узнали меня? Я, Незнайка. Собрались мы поиграть с моими друзьями коротышками, а кто будет «водить» так решить и не смогли.
Незнайка: Вот, вы ребята, как ведущего в игре выбираете?
Дети:По считалке.
Незнайка:А я считалок не знаю, да и запоминаю я их плохо. Что же мне делать?
Блок 2. Содержательная часть
Воспитатель:Незнайка, мы сегодня с ребятами, как раз, новую считалку разучивать собирались. Если хочешь, мы и тебя научим.
(Воспитатель читает считалку)
«Замок заперт на замок,
Там внутри Кощей залёг,
Над мешками золота
Чахнет он от голода.
- Не страшусь твоих костей!
Выходи на бой, Кощей!»
Незнайка: Нет! Она длинная, я не запомню.
Воспитатель: Мы тебе поможем.
(Воспитатель выставляет таблицу – схему на мольберт, дети открывают тетради. Технология ТРИЗ(Г.С.Альтшуллер).)
Воспитатель:Давайте начнем по порядку. (читает считалку полностью ещё раз). Ребята, посмотрите в тетради. Сколько строчек в нашей считалке?
Дети:6
Воспитатель:(читает первую строчку) «Замок заперт на замок»
- Сколько слов в первой строчке? (4)
- Назовите первое слово? (замок)
- Как можно закодировать это слово? Обсуждение проводится в режиме «мозгового штурма». Выбирается наиболее удачное. (башня)
(дети рисуют в первой клеточке башню)
- Назовите второе слово? (заперт)
- Как можно закодировать это слово?(две линии перечёркнуты)
- Назовите третье слово? (предлог НА)
- предлог записываем полностью.
- Назовите четвёртое слово? (замок)
- Как можно закодировать это слово?(рисуем замочек)
Воспитатель:Ребята, мы закодировали с вами первую строчку. Давайте прочитаем её с помощью наших знаков.
(дети с помощью кодировки читают строчку)
(на мольберте выложено слово ЗАМОК)
Воспитатель: Кто может прочитать это слово?
Дети читают – замок.
Воспитатель: А может замок? В чём здесь разница? Правильно в ударении. Это слово встречается в первой строке два раза. Пишется оно одинаково, а произносится по – разному. Подчеркните это слово у себя в тетради.
Воспитатель: Переходим ко второй строчке.(читает вторую строчку)
«Там внутри Кощей залёг»
- Сколько слов во второй строчке? (4)
- Назовите первое слово? (там)
- Как можно закодировать это слово?Обсуждение проводится в режиме «мозгового штурма». Выбирается наиболее удачное. (стрелочка)
- Назовите второе слово? (внутри)
- Как можно закодировать это слово?(предмет и стрелочка внутрь)
- Назовите третье слово? (кощей)
- Как можно закодировать это слово? (кости скрещены)
- Назовите четвёртое слово? (залёг)
- Как можно закодировать это слово?(пол)
Воспитатель:Ребята, мы закодировали с вами вторую строчку. Давайте прочитаем её с помощью наших знаков.
(дети с помощью кодировки читают вторую строчку, затем первую и вторую вместе. Технология ТРИЗ(Г.С.Альтшуллер).)
Воспитатель: Переходим к третьей строчке.(читает)
«Над мешками золота»
- Сколько слов в третьей строчке? (3)
- Назовите первое слово? (над)
- Как можно закодировать предлог? (стрелочка вверх)
- Назовите второе слово? (мешками)
- Как можно закодировать это слово?(мешок)
- Назовите третье слово? (золота)
- Как можно закодировать это слово? (нарисуем круглые монетки)
Воспитатель:Ребята, мы закодировали с вами третью строчку. Давайте прочитаем её с помощью наших знаков.
(дети с помощью кодировки читают третью строчку, затем первую, вторую и третью вместе. Технология ТРИЗ(Г.С.Альтшуллер).)
Воспитатель: Переходим к четвёртой строчке.(читает)
«Чахнет он от голода»
- Сколько слов в четвёртой строке? (4)
- Назовите первое слово? (чахнет)
- Что обозначает это слово? (худеет, слабеет, сохнет)
- Как можно закодировать это слово? (поставим буквуЧ)
- Назовите второе слово? (он)
- Как можно закодировать это слово?(лицо)
- Назовите третье слово? (предлог ОТ)
- предлог записываем полностью.(от)
- Назовите четвёртое слово? (голода)
- Как можно закодировать это слово?(яблоко перечёркнутое)
Воспитатель:Ребята, мы закодировали с вами четвёртую строку. Давайте прочитаем её с помощью наших знаков.
(дети с помощью кодировки читают четвёртуюстроку, затем первую, вторую, третью и четвёртую вместе)
Воспитатель: Переходим к пятой строчке.(читает)
«Не страшусь твоих костей!»
- Сколько слов в пятой строке? (4)
- Назовите первое слово? (частица НЕ)
- частицу записываем полностью(не)
- Назовите второе слово? (страшусь)
- Как можно закодировать это слово?(зубы дрожат)
- Назовите третье слово? (твоих)
- Как можно закодировать это слово? (стрелочка вправо)
- Назовите четвёртое слово? (костей)
- Как можно закодировать это слово?(кость)
Воспитатель:Ребята, мы закодировали с вами пятую строку. Давайте прочитаем её с помощью наших знаков.
(дети с помощью кодировки читают пятую строку, затем первую, вторую, третью, четвёртую и пятую вместе. Технология ТРИЗ(Г.С.Альтшуллер).)
Воспитатель: Переходим к шестой строчке.(читает)
«Выходи на бой, Кощей!»
- Сколько слов в пятой строке? (4)
- Назовите первое слово? (выходи)
- Как можно закодировать это слово? (дверь и стрелочка показывает выход)
- Назовите второе слово? (предлог НА)
- Предлог записываем полностью.
- Назовите третье слово? (бой)
- Как можно закодировать это слово? (дым, взрыв)
- Назовите четвёртое слово? (кощей)
- Как можно закодировать это слово? (кости скрещены
Воспитатель:Ребята, мы закодировали с вами шестую строку. Давайте прочитаем её с помощью наших знаков.
(дети с помощью кодировки читают шестую строку, затем первую, вторую, третью, четвёртую, пятую и шестую вместе. Технология ТРИЗ(Г.С.Альтшуллер).)
Воспитатель: Ребята, мы закодировали с вами считалку. Давайте повторим её для Незнайки, чтобы он мог запомнить и поиграть со своими друзьями.
Блок 3. Динамическая пауза«Замок» (здоровьесберегающиетехнологии(Н.К.Смирнов))
- На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
(быстрое соединение пальцев в замок)
- Потянули.
(Пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
- Покрутили.
(выполняются волнообразные движения кистями рук)
- Постучали.
(пальцы сцеплены в замок. Дети стучат ладошками друг о дружку)
- И открыли!
(пальцы расцепили)
Блок 4. Проблемная ситуация (Технология ТРИЗ(Г.С.Альтшуллер)
+ Социоигровые технологии (А.П. Ершова, В.М. Букатов, Е.Е.Шулешко)
Незнайка: Ребята, спасибо, что научили меня считалке. Я её очень хорошо запомнил. Но у меня есть ещё одна задачка. У моих друзей в замке появились привидения. Они летают и всех пугают. Хозяева замка очень обеспокоены. Они придумали несколько решений. Но может быть у вас есть свой вариант решения? Подумайте.
(Дети рассматривают предложенные решения в тетради. Если им, что- то понравилось, обводят карандашом. Или предлагают своё решение. Обсуждение проводится в режиме «мозгового штурма». Выбирается наиболее удачное).
Блок 5. Итог. Рефлексия «Сундук с монетами»
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами побывали в замке у Кощея и в замке с привидениями. Если вам было интересно и все задания получилось выполнить, то нужно положить в сундук жёлтую (золотую) монетку. А если у вас не всё получилось так, то серебряную (белую) монетку. Если вы совсем не справились с заданиями, положите красную монетку.
Воспитатель:Ребята, я вижу, что все справились с заданиями.
Создание положительного настроя на деятельность в будущем.
Воспитатель: Ребята, скажите, будем ли мы с вами ещё кодировать стихи? Пригодится нам этот способ? А какие стихи вы хотели бы закодировать? (Дети предлагают свои вариант: стихи к утреннику, свои любимые считалочки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию речи в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗа.
Занятие по развитию речи в подготовительной группес использованием элементов ТРИЗа....
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ по теме: «Зима – Лето»
Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе. ...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ на тему «Деревья и кустарники».
Конспект занятия по развитию речи по лексической теме "Деревья и кустарники"...
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ и ИКТ. Тема: «Я и моя семья».
Цель: дать детям понятие об истоках нравственности, которые зарождаются в семье.Задачи:1. Дать детям понятие о том, что дети – помощники в семье, что у мальчиков и девоче...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе.Тема: "Обучение рассказыванию детей по картине с использованием элементов ТРИЗ."
Цель: подготовка детей к составлению творческого рассказа по картине : "Весна в лесу"....
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ.
Обучение детей составлению рассказа по картине с использованием элементов технологии ТРИЗ....
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗГолуб Е. Ю. Цель: Обучение детей составлению рассказа по картине с использованием элементов технологии ТРИЗ....