Конспект Образовательной Деятельности по развитию речи в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ на тему: «Приключения в замке»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект Образовательной Деятельности по развитию речи в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ на тему:

«Приключения в замке»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_po_razvitiyu_rechi.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 86»

Конспект Образовательной Деятельности по развитию речи в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ на тему:

«Приключения в замке»

Разработали:

старший воспитатель Дегтярева Екатерина Сергеевна

воспитатель Столярова Елена Евгеньевна

Череповец, 2023

Задачи:

Образовательные задачи.

  1. Формировать умение быстро, качественно и осознано запоминать текст, не только на слух, но и в сопровождении со схемами, сделанными самостоятельно.  Формировать навык самостоятельного моделирования;

Развивающие задачи.

  1. Развивать связную и звуковую культуру речи средствами графического моделирования с использованием метода РТВ -ТРИЗ технологии «кодировкатекста».
  2. Развивать логическое мышление, внимание, воображение, память, художественный вкус, любовь к слову и словотворчеству;
  3. Совершенствовать знания детей о словообразующей роли гласных, упражнять в выделении ударного слога и ударной гласной.

Воспитательные задачи.

  1. Воспитывать аккуратность при работе в таблицах.

Оздоровительные задачи.

  1. Формировать правильную осанку у детей.

Обогащение словаря: чахнет, залёг, страшусь.

Оборудование: мольберт, таблица – схема, тетради на каждого ребёнка.

Сундучок небольшого размера, по три монеты на каждого ребёнка: жёлтого, белого и красного цвета.

Метод проблемной ситуации «Мозговой штурм».

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстрации на темы: «замки», «замки»

Ход ОД:

1. Блок мотивации.

Организационный момент. Игра психологической направленности «Приветствие»:

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Социоигровые технологии (А.П. Ершова, В.М. Букатов, Е.Е.Шулешко)Сюрпризный момент. К детям приходит Незнайка.

Незнайка: Здравствуйте, ребята, вы узнали меня? Я, Незнайка. Собрались мы поиграть с моими друзьями коротышками, а кто будет «водить» так решить и не смогли.

Незнайка: Вот, вы ребята, как ведущего в игре выбираете?

Дети:По считалке.

Незнайка:А я считалок не знаю, да и запоминаю я их плохо. Что же мне делать?

Блок 2. Содержательная часть

Воспитатель:Незнайка, мы сегодня с ребятами, как раз, новую считалку разучивать собирались. Если хочешь, мы и тебя научим.

(Воспитатель читает считалку)

«Замок заперт на замок,

Там внутри Кощей залёг,

Над мешками золота

Чахнет он от голода.

- Не страшусь твоих костей!

Выходи на бой, Кощей!»

Незнайка: Нет!  Она длинная, я не запомню.

Воспитатель: Мы тебе поможем.

(Воспитатель выставляет таблицу – схему на мольберт, дети открывают тетради. Технология ТРИЗ(Г.С.Альтшуллер).)

Воспитатель:Давайте начнем по порядку. (читает считалку полностью ещё раз). Ребята, посмотрите в тетради. Сколько строчек в нашей считалке?

Дети:6

Воспитатель:(читает первую строчку) «Замок заперт на замок»

- Сколько слов в первой строчке? (4)

- Назовите первое слово?  (замок)

- Как можно закодировать это слово? Обсуждение проводится в режиме «мозгового штурма». Выбирается наиболее удачное. (башня)

(дети рисуют в первой клеточке башню)

- Назовите второе слово?  (заперт)

- Как можно закодировать это слово?(две линии перечёркнуты)

- Назовите третье слово?  (предлог НА)

- предлог записываем полностью.

- Назовите четвёртое  слово?  (замок)

- Как можно закодировать это слово?(рисуем замочек)

Воспитатель:Ребята, мы закодировали с вами первую строчку. Давайте прочитаем её с помощью наших знаков.

(дети с помощью кодировки читают строчку)

(на мольберте выложено слово ЗАМОК)

Воспитатель: Кто может прочитать это слово?

Дети читают – замок.

Воспитатель: А может замок? В чём здесь разница? Правильно в ударении. Это слово встречается в первой строке два раза. Пишется оно одинаково, а произносится по – разному. Подчеркните это слово у себя в тетради.

Воспитатель: Переходим ко второй строчке.(читает вторую строчку)

«Там внутри Кощей залёг»

- Сколько слов во второй строчке? (4)

- Назовите первое слово?  (там)

- Как можно закодировать это слово?Обсуждение проводится в режиме «мозгового штурма». Выбирается наиболее удачное. (стрелочка)

- Назовите второе слово?  (внутри)

- Как можно закодировать это слово?(предмет и стрелочка внутрь)

- Назовите третье слово?  (кощей)

- Как можно закодировать это слово? (кости скрещены)

- Назовите четвёртое слово?  (залёг)

- Как можно закодировать это слово?(пол)

Воспитатель:Ребята, мы закодировали с вами вторую строчку. Давайте прочитаем её с помощью наших знаков.

(дети с помощью кодировки читают вторую строчку, затем первую и вторую вместе.  Технология ТРИЗ(Г.С.Альтшуллер).)

Воспитатель: Переходим к третьей строчке.(читает)

«Над мешками золота»

- Сколько слов в третьей строчке? (3)

- Назовите первое слово?  (над)

- Как можно закодировать предлог? (стрелочка вверх)

- Назовите второе слово?  (мешками)

- Как можно закодировать это слово?(мешок)

- Назовите третье слово?  (золота)

- Как можно закодировать это слово? (нарисуем круглые монетки)

Воспитатель:Ребята, мы закодировали с вами третью строчку. Давайте прочитаем её с помощью наших знаков.

(дети с помощью кодировки читают третью строчку, затем первую, вторую и третью вместе.  Технология ТРИЗ(Г.С.Альтшуллер).)

Воспитатель: Переходим к четвёртой строчке.(читает)

«Чахнет он от голода»

- Сколько слов в четвёртой строке? (4)

- Назовите первое слово?  (чахнет)

- Что обозначает это слово? (худеет, слабеет, сохнет)

- Как можно закодировать это слово? (поставим буквуЧ)

- Назовите второе слово?  (он)

- Как можно закодировать это слово?(лицо)

- Назовите третье слово?  (предлог ОТ)

- предлог записываем полностью.(от)

- Назовите четвёртое слово?  (голода)

- Как можно закодировать это слово?(яблоко перечёркнутое)

Воспитатель:Ребята, мы закодировали с вами четвёртую строку. Давайте прочитаем её с помощью наших знаков.

(дети с помощью кодировки читают четвёртуюстроку, затем первую, вторую, третью и четвёртую вместе)

Воспитатель: Переходим к пятой строчке.(читает)

«Не страшусь твоих костей!»

- Сколько слов в пятой строке? (4)

- Назовите первое слово?  (частица НЕ)

- частицу записываем полностью(не)

- Назовите второе слово?  (страшусь)

- Как можно закодировать это слово?(зубы дрожат)

- Назовите третье слово?  (твоих)

- Как можно закодировать это слово? (стрелочка вправо)

- Назовите четвёртое слово?  (костей)

- Как можно закодировать это слово?(кость)

Воспитатель:Ребята, мы закодировали с вами пятую строку. Давайте прочитаем её с помощью наших знаков.

(дети с помощью кодировки читают пятую строку, затем первую, вторую, третью, четвёртую и пятую вместе. Технология ТРИЗ(Г.С.Альтшуллер).)

Воспитатель: Переходим к шестой строчке.(читает)

«Выходи на бой, Кощей!»

- Сколько слов в пятой строке? (4)

- Назовите первое слово?  (выходи)

- Как можно закодировать это слово? (дверь и стрелочка показывает выход)

- Назовите второе слово?  (предлог НА)

- Предлог записываем полностью.

- Назовите третье слово?  (бой)

- Как можно закодировать это слово? (дым, взрыв)

- Назовите четвёртое слово?  (кощей)

- Как можно закодировать это слово? (кости скрещены

Воспитатель:Ребята, мы закодировали с вами шестую строку. Давайте прочитаем её с помощью наших знаков.

(дети с помощью кодировки читают шестую строку, затем первую, вторую, третью, четвёртую, пятую и шестую вместе. Технология ТРИЗ(Г.С.Альтшуллер).)

Воспитатель: Ребята, мы закодировали с вами считалку.  Давайте повторим её для Незнайки, чтобы он мог запомнить и поиграть со своими друзьями.

Блок 3. Динамическая пауза«Замок» (здоровьесберегающиетехнологии(Н.К.Смирнов))

- На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

(быстрое соединение пальцев в замок)

- Потянули.

(Пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

- Покрутили.

(выполняются волнообразные движения кистями рук)

- Постучали.

(пальцы сцеплены в замок. Дети стучат ладошками друг о дружку)

- И открыли!

(пальцы расцепили)

Блок 4. Проблемная ситуация (Технология ТРИЗ(Г.С.Альтшуллер)

+  Социоигровые технологии (А.П. Ершова, В.М. Букатов, Е.Е.Шулешко)

Незнайка: Ребята, спасибо, что научили меня считалке. Я её очень хорошо запомнил. Но у меня есть ещё одна задачка. У моих друзей в замке появились привидения. Они летают и всех пугают. Хозяева замка очень обеспокоены. Они придумали несколько решений. Но может быть у вас есть свой вариант решения? Подумайте.

(Дети рассматривают предложенные решения в тетради. Если им, что- то понравилось, обводят карандашом. Или предлагают своё решение. Обсуждение проводится в режиме «мозгового штурма». Выбирается наиболее удачное).

Блок 5. Итог. Рефлексия «Сундук с монетами»

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами побывали в замке у Кощея и в замке с привидениями. Если вам было интересно и все задания получилось выполнить, то нужно положить в сундук жёлтую (золотую) монетку. А если у вас не всё получилось так, то серебряную (белую) монетку. Если вы совсем не справились с заданиями, положите красную монетку.

Воспитатель:Ребята, я вижу, что все справились с заданиями.

Создание положительного настроя на деятельность в будущем.

Воспитатель:  Ребята, скажите, будем ли мы с вами ещё кодировать стихи? Пригодится нам этот способ? А какие стихи вы хотели бы закодировать? (Дети предлагают свои вариант: стихи к утреннику, свои любимые считалочки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗа.

Занятие по развитию речи  в подготовительной группес использованием элементов ТРИЗа....

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ и ИКТ. Тема: «Я и моя семья».

Цель: дать детям понятие об истоках нравственности, которые зарождаются в семье.Задачи:1.     Дать детям понятие о том, что дети – помощники в семье, что у мальчиков и девоче...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ.

Обучение детей составлению рассказа по картине с использованием элементов технологии ТРИЗ....

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗГолуб Е. Ю. Цель: Обучение детей составлению рассказа по картине с использованием элементов технологии ТРИЗ....