Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи «Признаки весны» в средней группе
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Тамдын Татьяна Викторовна

Цель: уточнить характерные признаки весны, выявить простейшие причинно-следственные связи.

Задачи:

Образовательные:

- упражнять в согласовании прилагательных с существительными

- обогащать словарный запас

- закреплять умение различать на слух слова с определенным звуком

- упражнять в изменении слов при помощи суффиксов

- закреплять умение детей эмоционально воспринимать стихотворения, замечать выразительные средства

- активизировать качественный словарь.

- обобщать знания детей о весне (название и очерёдность весенних месяцев, приметы весны, причинно-следственные связи, изменения в поведении птиц, насекомых, зверей весной)

- закреплять умение воспринимать красоту природы, замечать выразительность образа, настроения,

воспринимать образ времени года в музыке, стихах.

Развивающие:

- развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимание, умение рассуждать.

- развивать фонематическое восприятие

- развивать образность речи, творческое воображение

- развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику;

- развивать эстетическое восприятие красоты природы

Воспитательные:

- воспитывать любовь к природе.

- доставить детям радость и удовлетворение от игр

- воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.

Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.

Материал к занятию:

  1. Демонстрационный: картинка «Какое время года», «Подснежники», бабочка из бумаги, картинки к сказке Н. Сладкова «Медведь и солнце»
  2. Раздаточный: прищепки (пособие «Солнышко»)
  3. ТСО: аудиозапись музыкальных фрагментов «Времена года» П. И. Чайковского (детский сборник)

 

 

 

 

 

Ход занятия

 Воспитатель: Ребята, мы начнём занятие со считалочки (хором):

                                 РАЗ, ДВА, ТРИ

                                              (дети хлопают в ладоши)

                                 На занятие пришли:

                     (дети подносят указательный палец к губам)

                                 Будем говорить красиво,

(дети в такт качают головой)

                                  Чётко и неторопливо!

Воспитатель: А кто поможет нам говорить красиво, чётко и неторопливо? (наш язычок)

Артикуляционная гимнастика «Жил-был язычок»

- Жил-был язычок. Проснулся он как-то утром и выглянул в окошко, вот так (показ артикуляционного упражнения «Иголочка») дети повторяют за воспитателем.

- Потом язычок снова выглянул в окошко и посмотрел по сторонам, вот так (показ артикуляционного упражнения «Часики»).

- Язычок посмотрел вверх-вниз (показ артикуляционного упражнения «Качели»).

- Язычок увидел, какая прекрасная погода и решил пойти погулять, вот так (покусываем язык зубами по всей поверхности).

- Потом язычок покатался на лошадке, вот так (показ артикуляционного упражнения «Лошадка»).

- Язычок устал, вернулся домой и лёг спать (убираем язычок)

Воспитатель: Мы потренировали язычок. А теперь давайте посмотрим в окно.

- Какое наступило сейчас время года? (Весна)

- Какая погода за окном? (Солнечная)

- Кто радуется приходу весны? (Птицы)

- Как поменялось поведение птиц? (птицы оживились, звонко за окном чирикают, не прячутся) Как чирикают?

- А какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май)

- Кто из вас помнит стихотворение о первом месяце весны? Поднимите руку. (Кто-то из детей напоминает первую строчку)

(Хором)

Рыхлый снег темнеет в марте.

Тают льдинки на стекле.

Зайчик бегает по парте

И по карте на стене.

- Что такое ПАРТА? (школьный стол)

- А какой зайчик бегает по парте? (солнечный)

- РЫХЛЫЙ снег – это какой? (неплотный, рассыпчатый, пористый)

Воспитатель: А какой месяц следует за мартом? (апрель)

- Март – ПЕРВЫЙ месяц, апрель – ВТОРОЙ месяц весны.

- В апреле начинается капель. Что это такое? (ответы детей)

 

 

ФИЗМИНУТКА «Капель»

Кап-кап, я капель. У меня в апреле (дети постукивают пальчиками по ладошке)

На весеннем тепле капельки поспели (дети прыгают на месте)

Кап-кап – на скамью (дети приседают)

Детям – на игрушки (дети разводят руки в стороны)

Кап-кап воробью прямо по макушке! (дети постукивают пальчиками себе по голове)

Воспитатель: Внимание! Секретное задание: тихо, беззвучно, осторожно, аккуратно пройдите на свои места.

- Сядьте удобно, закройте глазки, приготовьтесь слушать красивую музыку.

Звучит фрагмент музыкального произведения П.И. Чайковского «Апрель. Подснежник»

Воспитатель: Какую музыку вы услышали? (красивую, нежную, радостную, светлую, прекрасную) Что вы представили под музыку? (ответы 3-4 детей)

- Весной происходят чудеса, оживает природа, пробуждаются деревья, звери и насекомые от долгого сна. 

- Вот и бабочка прилетела. Что же она хочет спросить у вас?

Воспитатель: Я догадалась: бабочка спрашивает, знаете ли вы песенку комарика (з-з-з), песенку жука (ж-ж-ж), песенку ветра (ш-ш-ш)?

«Игра со звуками»

- Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите:

  • Песенку комарика: (З) - зебра, машина, зонтик, зима, снег, забор;
  • Песенку жука (Ж) - живот, жираф, дом, яблоко, жук, ёжик, ножик;
  • Песенку ветра (Ш) - шапка, шуба, конфета, шишка, машина

Воспитатель: Молодцы! Давайте вспомним стихотворение о месяце АПРЕЛЕ.

Апрель, апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.

Прибирается медведь сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь, и расцвёл подснежник.

- Что такое валежник? (ветки, упавшие на  землю, повалившиеся деревья)

- Почему мы тихо прочитали строчку про муравьёв? (ответы детей)

- Почему про медведя  - громко?

- Как прочитали про птиц? (весело, звонко)

- Как прочитали про подснежник? (нежно, ласково)

 

Воспитатель выставляет картинки по сказке «Медведь и солнце»:

- Что делал медведь зимой? (Медведь спал в берлоге)

- Кто же его разбудил? (вода) Откуда она взялась? (снег растаял)

- Почему снег растаял? (солнце припекло)

 

 

Воспитатель раздаёт прищепки для игры «Какое солнце»

- Посмотрите, чего не хватает моему солнцу? (лучей)

- Давайте добавим  лучики – слова. Скажем, какое солнце? (ответы детей)

- Мы рады весне, солнцу.

Игра «Назови ласково»

Солнце – солнышко

Лучи – лучики

Ветер – ветерок

Листья – листочки

- Хорошо.

Воспитатель: Весной у животных рождаются детёныши.

Игра «Назови детёныша»

- Давайте вспомним, кто появляется

У зайчихи – зайчата

У ежихи – ежата

У лосихи – лосята

У кабанихи – кабанята

- Молодцы.

Воспитатель: Мы поговорили про МАРТ, АПРЕЛЬ. А сейчас какой месяц весны? (МАЙ)

- Какой это по счёту месяц? (ТРЕТИЙ)

- Давайте вспомним пальчиковую гимнастику «Распустился ландыш в мае»

Распустился ландыш в мае (сомкнутые ладони постепенно раскрываются)

В самый праздник, в первый день. (дети хлопают в ладоши)

Май цветами провожая, (дети вращают сомкнутыми ладонями)

Распускается сирень (сомкнутые ладони постепенно раскрываются)

- Молодцы!

Воспитатель: Ребята, наше занятие заканчивается.

 

 

Итог занятия.

- О каком времени  года мы с вами говорили? В какие игры играли?

- Что вам особенно понравилось?

- Мне тоже с вами было интересно. Вы сегодня были очень внимательны, я вами довольна. Вы – молодцы!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod4.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Золотой ключик» села Бай-Хаак

«Утверждено»

Заведующая МБДОУ д/с

«Золотой ключик»

_________ Токова О.В.

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

по развитию речи

«Признаки весны»

в средней группе

Воспитатель: Тамдын Т.В.

2019 г.

Цель: уточнить характерные признаки весны, выявить простейшие причинно-следственные связи.

Задачи:

Образовательные:

- упражнять в согласовании прилагательных с существительными

- обогащать словарный запас

- закреплять умение различать на слух слова с определенным звуком

- упражнять в изменении слов при помощи суффиксов

- закреплять умение детей эмоционально воспринимать стихотворения, замечать выразительные средства

- активизировать качественный словарь.

- обобщать знания детей о весне (название и очерёдность весенних месяцев, приметы весны, причинно-следственные связи, изменения в поведении птиц, насекомых, зверей весной)

- закреплять умение воспринимать красоту природы, замечать выразительность образа, настроения,

воспринимать образ времени года в музыке, стихах.

Развивающие:

- развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимание, умение рассуждать.

- развивать фонематическое восприятие

- развивать образность речи, творческое воображение

- развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику;

- развивать эстетическое восприятие красоты природы

Воспитательные:

- воспитывать любовь к природе.

- доставить детям радость и удовлетворение от игр

- воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.

Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.

Материал к занятию:

  1. Демонстрационный: картинка «Какое время года», «Подснежники», бабочка из бумаги, картинки к сказке Н. Сладкова «Медведь и солнце»
  2. Раздаточный: прищепки (пособие «Солнышко»)
  3. ТСО: аудиозапись музыкальных фрагментов «Времена года» П. И. Чайковского (детский сборник)

Ход занятия

 Воспитатель: Ребята, мы начнём занятие со считалочки (хором):

                                 РАЗ, ДВА, ТРИ

                                              (дети хлопают в ладоши)

                                 На занятие пришли:

                     (дети подносят указательный палец к губам)

                                 Будем говорить красиво,

(дети в такт качают головой)

                                  Чётко и неторопливо!

Воспитатель: А кто поможет нам говорить красиво, чётко и неторопливо? (наш язычок)

Артикуляционная гимнастика «Жил-был язычок»

- Жил-был язычок. Проснулся он как-то утром и выглянул в окошко, вот так (показ артикуляционного упражнения «Иголочка») дети повторяют за воспитателем.

- Потом язычок снова выглянул в окошко и посмотрел по сторонам, вот так (показ артикуляционного упражнения «Часики»).

- Язычок посмотрел вверх-вниз (показ артикуляционного упражнения «Качели»).

- Язычок увидел, какая прекрасная погода и решил пойти погулять, вот так (покусываем язык зубами по всей поверхности).

- Потом язычок покатался на лошадке, вот так (показ артикуляционного упражнения «Лошадка»).

- Язычок устал, вернулся домой и лёг спать (убираем язычок)

Воспитатель: Мы потренировали язычок. А теперь давайте посмотрим в окно.

- Какое наступило сейчас время года? (Весна)

- Какая погода за окном? (Солнечная)

- Кто радуется приходу весны? (Птицы)

- Как поменялось поведение птиц? (птицы оживились, звонко за окном чирикают, не прячутся) Как чирикают?

- А какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май)

- Кто из вас помнит стихотворение о первом месяце весны? Поднимите руку. (Кто-то из детей напоминает первую строчку)

(Хором)

Рыхлый снег темнеет в марте.

Тают льдинки на стекле.

Зайчик бегает по парте

И по карте на стене.

- Что такое ПАРТА? (школьный стол)

- А какой зайчик бегает по парте? (солнечный)

- РЫХЛЫЙ снег – это какой? (неплотный, рассыпчатый, пористый)

Воспитатель: А какой месяц следует за мартом? (апрель)

- Март – ПЕРВЫЙ месяц, апрель – ВТОРОЙ месяц весны.

- В апреле начинается капель. Что это такое? (ответы детей)

ФИЗМИНУТКА «Капель»

Кап-кап, я капель. У меня в апреле (дети постукивают пальчиками по ладошке)

На весеннем тепле капельки поспели (дети прыгают на месте)

Кап-кап – на скамью (дети приседают)        

Детям – на игрушки (дети разводят руки в стороны)

Кап-кап воробью прямо по макушке! (дети постукивают пальчиками себе по голове)

Воспитатель: Внимание! Секретное задание: тихо, беззвучно, осторожно, аккуратно пройдите на свои места.

- Сядьте удобно, закройте глазки, приготовьтесь слушать красивую музыку.

Звучит фрагмент музыкального произведения П.И. Чайковского «Апрель. Подснежник»

Воспитатель: Какую музыку вы услышали? (красивую, нежную, радостную, светлую, прекрасную) Что вы представили под музыку? (ответы 3-4 детей)

- Весной происходят чудеса, оживает природа, пробуждаются деревья, звери и насекомые от долгого сна. 

- Вот и бабочка прилетела. Что же она хочет спросить у вас?

Воспитатель: Я догадалась: бабочка спрашивает, знаете ли вы песенку комарика (з-з-з), песенку жука (ж-ж-ж), песенку ветра (ш-ш-ш)?

«Игра со звуками»

- Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите:

  • Песенку комарика: (З) - зебра, машина, зонтик, зима, снег, забор;
  • Песенку жука (Ж) - живот, жираф, дом, яблоко, жук, ёжик, ножик;
  • Песенку ветра (Ш) - шапка, шуба, конфета, шишка, машина

Воспитатель: Молодцы! Давайте вспомним стихотворение о месяце АПРЕЛЕ.

Апрель, апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.

Прибирается медведь сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь, и расцвёл подснежник.

- Что такое валежник? (ветки, упавшие на  землю, повалившиеся деревья)

- Почему мы тихо прочитали строчку про муравьёв? (ответы детей)

- Почему про медведя  - громко?

- Как прочитали про птиц? (весело, звонко)

- Как прочитали про подснежник? (нежно, ласково)

Воспитатель выставляет картинки по сказке «Медведь и солнце»:

- Что делал медведь зимой? (Медведь спал в берлоге)

- Кто же его разбудил? (вода) Откуда она взялась? (снег растаял)

- Почему снег растаял? (солнце припекло)

Воспитатель раздаёт прищепки для игры «Какое солнце»

- Посмотрите, чего не хватает моему солнцу? (лучей)

- Давайте добавим  лучики – слова. Скажем, какое солнце? (ответы детей)

- Мы рады весне, солнцу.

Игра «Назови ласково»

Солнце – солнышко

Лучи – лучики

Ветер – ветерок

Листья – листочки

- Хорошо.

Воспитатель: Весной у животных рождаются детёныши.

Игра «Назови детёныша»

- Давайте вспомним, кто появляется

У зайчихи – зайчата

У ежихи – ежата

У лосихи – лосята

У кабанихи – кабанята

- Молодцы.

Воспитатель: Мы поговорили про МАРТ, АПРЕЛЬ. А сейчас какой месяц весны? (МАЙ)

- Какой это по счёту месяц? (ТРЕТИЙ)

- Давайте вспомним пальчиковую гимнастику «Распустился ландыш в мае»

Распустился ландыш в мае (сомкнутые ладони постепенно раскрываются)

В самый праздник, в первый день. (дети хлопают в ладоши)

Май цветами провожая, (дети вращают сомкнутыми ладонями)

Распускается сирень (сомкнутые ладони постепенно раскрываются)

- Молодцы!

Воспитатель: Ребята, наше занятие заканчивается.

Итог занятия.

- О каком времени  года мы с вами говорили? В какие игры играли?

- Что вам особенно понравилось?

- Мне тоже с вами было интересно. Вы сегодня были очень внимательны, я вами довольна. Вы – молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи "Признаки весны" (итоговое занятие в средней группе)

Конспект НОД по развитию речи "Признаки весны" (итоговое занятие в средней группе)...

Занятие по развитию речи: "Признаки осени"

Следом за летом осень идет!Желтые песни ей ветер поет!Красною под ноги стелет листву,Белой снежинкой летит в синеву..Очень важно дошкольникам знать признаки того или иного времени года. Ребятам важны ...

Итоговое занятие по развитию речи "Русская весна" для средней группы

Цель: создать условия для расширения и актуализации словарного запаса, становления грамматической стороны речи, совершенствование культуры речи.Задачи:Закреплять знания детей о сезонных изменениях в п...

Сценарий НОД по развитию речи "Ранняя весна" в средней группе.

Сценарий НОД по развитию речи «Ранняя весна» в средней группе.Цель:  обобщать, систематизировать представления детей о признаках ранней весны, об изменениях, происходящих в живой и не...

Конспект интегрированного открытого занятия на развитие сенсорной интеграции «Весна» в средней группе

Развитие и коррекция интеграции и познавательных способностей детей на основе имеющихся  знаний и навыков.Ярко солнце светит,Птицам не до сна,Знают наши дети-К нам пришла (весна)...