Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи «Признаки весны» в средней группе
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Цель: уточнить характерные признаки весны, выявить простейшие причинно-следственные связи.
Задачи:
Образовательные:
- упражнять в согласовании прилагательных с существительными
- обогащать словарный запас
- закреплять умение различать на слух слова с определенным звуком
- упражнять в изменении слов при помощи суффиксов
- закреплять умение детей эмоционально воспринимать стихотворения, замечать выразительные средства
- активизировать качественный словарь.
- обобщать знания детей о весне (название и очерёдность весенних месяцев, приметы весны, причинно-следственные связи, изменения в поведении птиц, насекомых, зверей весной)
- закреплять умение воспринимать красоту природы, замечать выразительность образа, настроения,
воспринимать образ времени года в музыке, стихах.
Развивающие:
- развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимание, умение рассуждать.
- развивать фонематическое восприятие
- развивать образность речи, творческое воображение
- развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику;
- развивать эстетическое восприятие красоты природы
Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе.
- доставить детям радость и удовлетворение от игр
- воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.
Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.
Материал к занятию:
- Демонстрационный: картинка «Какое время года», «Подснежники», бабочка из бумаги, картинки к сказке Н. Сладкова «Медведь и солнце»
- Раздаточный: прищепки (пособие «Солнышко»)
- ТСО: аудиозапись музыкальных фрагментов «Времена года» П. И. Чайковского (детский сборник)
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, мы начнём занятие со считалочки (хором):
РАЗ, ДВА, ТРИ
(дети хлопают в ладоши)
На занятие пришли:
(дети подносят указательный палец к губам)
Будем говорить красиво,
(дети в такт качают головой)
Чётко и неторопливо!
Воспитатель: А кто поможет нам говорить красиво, чётко и неторопливо? (наш язычок)
Артикуляционная гимнастика «Жил-был язычок»
- Жил-был язычок. Проснулся он как-то утром и выглянул в окошко, вот так (показ артикуляционного упражнения «Иголочка») дети повторяют за воспитателем.
- Потом язычок снова выглянул в окошко и посмотрел по сторонам, вот так (показ артикуляционного упражнения «Часики»).
- Язычок посмотрел вверх-вниз (показ артикуляционного упражнения «Качели»).
- Язычок увидел, какая прекрасная погода и решил пойти погулять, вот так (покусываем язык зубами по всей поверхности).
- Потом язычок покатался на лошадке, вот так (показ артикуляционного упражнения «Лошадка»).
- Язычок устал, вернулся домой и лёг спать (убираем язычок)
Воспитатель: Мы потренировали язычок. А теперь давайте посмотрим в окно.
- Какое наступило сейчас время года? (Весна)
- Какая погода за окном? (Солнечная)
- Кто радуется приходу весны? (Птицы)
- Как поменялось поведение птиц? (птицы оживились, звонко за окном чирикают, не прячутся) Как чирикают?
- А какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май)
- Кто из вас помнит стихотворение о первом месяце весны? Поднимите руку. (Кто-то из детей напоминает первую строчку)
(Хором)
Рыхлый снег темнеет в марте.
Тают льдинки на стекле.
Зайчик бегает по парте
И по карте на стене.
- Что такое ПАРТА? (школьный стол)
- А какой зайчик бегает по парте? (солнечный)
- РЫХЛЫЙ снег – это какой? (неплотный, рассыпчатый, пористый)
Воспитатель: А какой месяц следует за мартом? (апрель)
- Март – ПЕРВЫЙ месяц, апрель – ВТОРОЙ месяц весны.
- В апреле начинается капель. Что это такое? (ответы детей)
ФИЗМИНУТКА «Капель»
Кап-кап, я капель. У меня в апреле (дети постукивают пальчиками по ладошке)
На весеннем тепле капельки поспели (дети прыгают на месте)
Кап-кап – на скамью (дети приседают)
Детям – на игрушки (дети разводят руки в стороны)
Кап-кап воробью прямо по макушке! (дети постукивают пальчиками себе по голове)
Воспитатель: Внимание! Секретное задание: тихо, беззвучно, осторожно, аккуратно пройдите на свои места.
- Сядьте удобно, закройте глазки, приготовьтесь слушать красивую музыку.
Звучит фрагмент музыкального произведения П.И. Чайковского «Апрель. Подснежник»
Воспитатель: Какую музыку вы услышали? (красивую, нежную, радостную, светлую, прекрасную) Что вы представили под музыку? (ответы 3-4 детей)
- Весной происходят чудеса, оживает природа, пробуждаются деревья, звери и насекомые от долгого сна.
- Вот и бабочка прилетела. Что же она хочет спросить у вас?
Воспитатель: Я догадалась: бабочка спрашивает, знаете ли вы песенку комарика (з-з-з), песенку жука (ж-ж-ж), песенку ветра (ш-ш-ш)?
«Игра со звуками»
- Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите:
- Песенку комарика: (З) - зебра, машина, зонтик, зима, снег, забор;
- Песенку жука (Ж) - живот, жираф, дом, яблоко, жук, ёжик, ножик;
- Песенку ветра (Ш) - шапка, шуба, конфета, шишка, машина
Воспитатель: Молодцы! Давайте вспомним стихотворение о месяце АПРЕЛЕ.
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.
Прибирается медведь сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь, и расцвёл подснежник.
- Что такое валежник? (ветки, упавшие на землю, повалившиеся деревья)
- Почему мы тихо прочитали строчку про муравьёв? (ответы детей)
- Почему про медведя - громко?
- Как прочитали про птиц? (весело, звонко)
- Как прочитали про подснежник? (нежно, ласково)
Воспитатель выставляет картинки по сказке «Медведь и солнце»:
- Что делал медведь зимой? (Медведь спал в берлоге)
- Кто же его разбудил? (вода) Откуда она взялась? (снег растаял)
- Почему снег растаял? (солнце припекло)
Воспитатель раздаёт прищепки для игры «Какое солнце»
- Посмотрите, чего не хватает моему солнцу? (лучей)
- Давайте добавим лучики – слова. Скажем, какое солнце? (ответы детей)
- Мы рады весне, солнцу.
Игра «Назови ласково»
Солнце – солнышко
Лучи – лучики
Ветер – ветерок
Листья – листочки
- Хорошо.
Воспитатель: Весной у животных рождаются детёныши.
Игра «Назови детёныша»
- Давайте вспомним, кто появляется
У зайчихи – зайчата
У ежихи – ежата
У лосихи – лосята
У кабанихи – кабанята
- Молодцы.
Воспитатель: Мы поговорили про МАРТ, АПРЕЛЬ. А сейчас какой месяц весны? (МАЙ)
- Какой это по счёту месяц? (ТРЕТИЙ)
- Давайте вспомним пальчиковую гимнастику «Распустился ландыш в мае»
Распустился ландыш в мае (сомкнутые ладони постепенно раскрываются)
В самый праздник, в первый день. (дети хлопают в ладоши)
Май цветами провожая, (дети вращают сомкнутыми ладонями)
Распускается сирень (сомкнутые ладони постепенно раскрываются)
- Молодцы!
Воспитатель: Ребята, наше занятие заканчивается.
Итог занятия.
- О каком времени года мы с вами говорили? В какие игры играли?
- Что вам особенно понравилось?
- Мне тоже с вами было интересно. Вы сегодня были очень внимательны, я вами довольна. Вы – молодцы!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod4.docx | 26.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Золотой ключик» села Бай-Хаак
«Утверждено»
Заведующая МБДОУ д/с
«Золотой ключик»
_________ Токова О.В.
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности
по развитию речи
«Признаки весны»
в средней группе
Воспитатель: Тамдын Т.В.
2019 г.
Цель: уточнить характерные признаки весны, выявить простейшие причинно-следственные связи.
Задачи:
Образовательные:
- упражнять в согласовании прилагательных с существительными
- обогащать словарный запас
- закреплять умение различать на слух слова с определенным звуком
- упражнять в изменении слов при помощи суффиксов
- закреплять умение детей эмоционально воспринимать стихотворения, замечать выразительные средства
- активизировать качественный словарь.
- обобщать знания детей о весне (название и очерёдность весенних месяцев, приметы весны, причинно-следственные связи, изменения в поведении птиц, насекомых, зверей весной)
- закреплять умение воспринимать красоту природы, замечать выразительность образа, настроения,
воспринимать образ времени года в музыке, стихах.
Развивающие:
- развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимание, умение рассуждать.
- развивать фонематическое восприятие
- развивать образность речи, творческое воображение
- развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику;
- развивать эстетическое восприятие красоты природы
Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе.
- доставить детям радость и удовлетворение от игр
- воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.
Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.
Материал к занятию:
- Демонстрационный: картинка «Какое время года», «Подснежники», бабочка из бумаги, картинки к сказке Н. Сладкова «Медведь и солнце»
- Раздаточный: прищепки (пособие «Солнышко»)
- ТСО: аудиозапись музыкальных фрагментов «Времена года» П. И. Чайковского (детский сборник)
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, мы начнём занятие со считалочки (хором):
РАЗ, ДВА, ТРИ
(дети хлопают в ладоши)
На занятие пришли:
(дети подносят указательный палец к губам)
Будем говорить красиво,
(дети в такт качают головой)
Чётко и неторопливо!
Воспитатель: А кто поможет нам говорить красиво, чётко и неторопливо? (наш язычок)
Артикуляционная гимнастика «Жил-был язычок»
- Жил-был язычок. Проснулся он как-то утром и выглянул в окошко, вот так (показ артикуляционного упражнения «Иголочка») дети повторяют за воспитателем.
- Потом язычок снова выглянул в окошко и посмотрел по сторонам, вот так (показ артикуляционного упражнения «Часики»).
- Язычок посмотрел вверх-вниз (показ артикуляционного упражнения «Качели»).
- Язычок увидел, какая прекрасная погода и решил пойти погулять, вот так (покусываем язык зубами по всей поверхности).
- Потом язычок покатался на лошадке, вот так (показ артикуляционного упражнения «Лошадка»).
- Язычок устал, вернулся домой и лёг спать (убираем язычок)
Воспитатель: Мы потренировали язычок. А теперь давайте посмотрим в окно.
- Какое наступило сейчас время года? (Весна)
- Какая погода за окном? (Солнечная)
- Кто радуется приходу весны? (Птицы)
- Как поменялось поведение птиц? (птицы оживились, звонко за окном чирикают, не прячутся) Как чирикают?
- А какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май)
- Кто из вас помнит стихотворение о первом месяце весны? Поднимите руку. (Кто-то из детей напоминает первую строчку)
(Хором)
Рыхлый снег темнеет в марте.
Тают льдинки на стекле.
Зайчик бегает по парте
И по карте на стене.
- Что такое ПАРТА? (школьный стол)
- А какой зайчик бегает по парте? (солнечный)
- РЫХЛЫЙ снег – это какой? (неплотный, рассыпчатый, пористый)
Воспитатель: А какой месяц следует за мартом? (апрель)
- Март – ПЕРВЫЙ месяц, апрель – ВТОРОЙ месяц весны.
- В апреле начинается капель. Что это такое? (ответы детей)
ФИЗМИНУТКА «Капель»
Кап-кап, я капель. У меня в апреле (дети постукивают пальчиками по ладошке)
На весеннем тепле капельки поспели (дети прыгают на месте)
Кап-кап – на скамью (дети приседают)
Детям – на игрушки (дети разводят руки в стороны)
Кап-кап воробью прямо по макушке! (дети постукивают пальчиками себе по голове)
Воспитатель: Внимание! Секретное задание: тихо, беззвучно, осторожно, аккуратно пройдите на свои места.
- Сядьте удобно, закройте глазки, приготовьтесь слушать красивую музыку.
Звучит фрагмент музыкального произведения П.И. Чайковского «Апрель. Подснежник»
Воспитатель: Какую музыку вы услышали? (красивую, нежную, радостную, светлую, прекрасную) Что вы представили под музыку? (ответы 3-4 детей)
- Весной происходят чудеса, оживает природа, пробуждаются деревья, звери и насекомые от долгого сна.
- Вот и бабочка прилетела. Что же она хочет спросить у вас?
Воспитатель: Я догадалась: бабочка спрашивает, знаете ли вы песенку комарика (з-з-з), песенку жука (ж-ж-ж), песенку ветра (ш-ш-ш)?
«Игра со звуками»
- Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите:
- Песенку комарика: (З) - зебра, машина, зонтик, зима, снег, забор;
- Песенку жука (Ж) - живот, жираф, дом, яблоко, жук, ёжик, ножик;
- Песенку ветра (Ш) - шапка, шуба, конфета, шишка, машина
Воспитатель: Молодцы! Давайте вспомним стихотворение о месяце АПРЕЛЕ.
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.
Прибирается медведь сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь, и расцвёл подснежник.
- Что такое валежник? (ветки, упавшие на землю, повалившиеся деревья)
- Почему мы тихо прочитали строчку про муравьёв? (ответы детей)
- Почему про медведя - громко?
- Как прочитали про птиц? (весело, звонко)
- Как прочитали про подснежник? (нежно, ласково)
Воспитатель выставляет картинки по сказке «Медведь и солнце»:
- Что делал медведь зимой? (Медведь спал в берлоге)
- Кто же его разбудил? (вода) Откуда она взялась? (снег растаял)
- Почему снег растаял? (солнце припекло)
Воспитатель раздаёт прищепки для игры «Какое солнце»
- Посмотрите, чего не хватает моему солнцу? (лучей)
- Давайте добавим лучики – слова. Скажем, какое солнце? (ответы детей)
- Мы рады весне, солнцу.
Игра «Назови ласково»
Солнце – солнышко
Лучи – лучики
Ветер – ветерок
Листья – листочки
- Хорошо.
Воспитатель: Весной у животных рождаются детёныши.
Игра «Назови детёныша»
- Давайте вспомним, кто появляется
У зайчихи – зайчата
У ежихи – ежата
У лосихи – лосята
У кабанихи – кабанята
- Молодцы.
Воспитатель: Мы поговорили про МАРТ, АПРЕЛЬ. А сейчас какой месяц весны? (МАЙ)
- Какой это по счёту месяц? (ТРЕТИЙ)
- Давайте вспомним пальчиковую гимнастику «Распустился ландыш в мае»
Распустился ландыш в мае (сомкнутые ладони постепенно раскрываются)
В самый праздник, в первый день. (дети хлопают в ладоши)
Май цветами провожая, (дети вращают сомкнутыми ладонями)
Распускается сирень (сомкнутые ладони постепенно раскрываются)
- Молодцы!
Воспитатель: Ребята, наше занятие заканчивается.
Итог занятия.
- О каком времени года мы с вами говорили? В какие игры играли?
- Что вам особенно понравилось?
- Мне тоже с вами было интересно. Вы сегодня были очень внимательны, я вами довольна. Вы – молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи "Признаки весны" (итоговое занятие в средней группе)
Конспект НОД по развитию речи "Признаки весны" (итоговое занятие в средней группе)...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области: «Развитие речи». Тема НОД: «Весна, приметы весны» в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Цель: обогащать словарь и развивать связную речи по теме «Весна, приметы весны»....
Открытое занятие по познавательному развитию на тему "ВЕСНА" в средней группе 2020 год
открытое занятие по Познанию в среденй группе...
Занятие по развитию речи: "Признаки осени"
Следом за летом осень идет!Желтые песни ей ветер поет!Красною под ноги стелет листву,Белой снежинкой летит в синеву..Очень важно дошкольникам знать признаки того или иного времени года. Ребятам важны ...
Итоговое занятие по развитию речи "Русская весна" для средней группы
Цель: создать условия для расширения и актуализации словарного запаса, становления грамматической стороны речи, совершенствование культуры речи.Задачи:Закреплять знания детей о сезонных изменениях в п...
Сценарий НОД по развитию речи "Ранняя весна" в средней группе.
Сценарий НОД по развитию речи «Ранняя весна» в средней группе.Цель: обобщать, систематизировать представления детей о признаках ранней весны, об изменениях, происходящих в живой и не...
Конспект интегрированного открытого занятия на развитие сенсорной интеграции «Весна» в средней группе
Развитие и коррекция интеграции и познавательных способностей детей на основе имеющихся знаний и навыков.Ярко солнце светит,Птицам не до сна,Знают наши дети-К нам пришла (весна)...