Итоговое занятие по развитию речи "Русская весна" для средней группы
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Уразова Светлана Андреевна

Цель: создать условия для расширения и актуализации словарного запаса, становления грамматической стороны речи, совершенствование культуры речи.

Задачи:

  • Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе, учить видеть признаки весны, выражать это словами.
  • Формировать представление о весне как о времени года.
  • Совершенствовать навык образного, художественного восприятия весны: приобщать детей к музыке, живописи, поэзии.
  • Развивать сенсорные способности, функции мышления, внимания, памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_urazova_2019.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей №22 «Тополек».

Итоговое занятие по развитию речи с детьми средней группы №8 «Ромашки»

«Русская весна»

 

Подготовила и провела воспитатель

высшей квалификационной категории:

Уразова Светлана Андреевна

г. Бердск 2019 г.

Цель: создать условия для расширения и актуализации словарного запаса, становления грамматической стороны речи, совершенствование культуры речи.

Задачи:

  • Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе, учить видеть признаки весны, выражать это словами.
  • Формировать представление о весне как о времени года.
  • Совершенствовать навык образного, художественного восприятия весны: приобщать детей к музыке, живописи, поэзии.
  • Развивать сенсорные способности, функции мышления, внимания, памяти.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети входят в группу и садятся на стулья.

Воспитатель: Ребята, скажите, какое сейчас время года? (Ответы детей).

Совершенно верно.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною… (А. Плещеев)

Как и любое время года, весна имеет начало, середину и конец. Какие мы знаем весенние месяцы? (Ответы детей). Давайте попробуем назвать весенние месяцы по порядку. (Ответы детей).

(Воспитатель помещает на доску иллюстрации «Март», «Апрель», «Май», вызывает одного ребенка и просит показать иллюстрацию первого весеннего месяца – марта. Воспитатель спрашивает у детей, правильную картинку выбрал ребенок, хвалит).  Дети описывают иллюстрацию.

Молодцы! Действительно, март – первый месяц весны, ранняя весна.

По календарю весна начинается первого марта, а по народным приметам приходит с первыми проталинами, звонкой капелью. Какие красивые весенние слова: капель, проталина. Попробуйте объяснить, что они означают? Кто сможет рассказать, что такое капель? проталина? (Ответы детей).

(Капе́ль — характерный звон, который издают капли воды (образующиеся при таянии снега), падая на землю с крыш домов (и др. возвышений).

Прота́лина — место, где ста́ял снег и открылась земля. Обычно проталины наблюдают весной. Вокруг одиноких стволов проталины образуются в виде глубоких воронок).

Давайте вспомним и другие приметы весны. Поиграем в игру «Закончи фразу». Я начну, а вы попробуете подобрать нужное слово и договорить предложение.

Весной солнце светит… ярче.

Весной солнце поднимается …. Выше.

Весной дни становятся… длиннее.

А ночи…  короче.

Весной воздух становиться… теплее.

А снег… тоньше, рыхлее.

Да, мартовский снег тоньше, рыхлее зимнего. Его удивительно точно изобразил на своей картине русский художник Алексей Саврасов. Посмотрите.

(Воспитатель демонстрирует детям репродукцию картины Саврасова «Грачи прилетели»). Обсуждение картины.

«Скажи наоборот»

Зимой снег чистый, а весной – напротив, наоборот… (грязный).

Зимой снег светлый, а весной… (темный).

Зимой первый снег, а весной … (последний).

Конечно, последний снег. По картине видно, что скоро от него не останется и следа. Что случится со снегом? (Он растает). Недаром еще март называют  – протальник, зимобор – начинается при снеге, а заканчивается разливом рек.

Пожалуйста, взгляните на картину Саврасова еще раз. О какой важной примете весны мы не сказали? Внимательный найдет ее на переднем плане произведения, среди тонких ветвей берез. Что это? (Гнезда грачей, грачи прилетели). В конце марта возвращаются грачи. Недаром говорят: «Увидал врача – весну встречай». Запомним, что картина Саврасова рассказывает о приближении весны, называется она «Грачи прилетели».

Постепенно весна вступает в свои права. И после марта наступает второй месяц весны – апрель. Давайте найдем картинку второго весеннего месяца – апреля. Вызываю ребенка – прошу показать. Спрашиваю детей, правильный ли выбор ребенок сделал. Хвалю. Спрашиваю, почему ребенок выбрал именно эту картинку? Описываем картинку, рассказ по картинке.

Снег сошел, талая вода заливает низины и луга, бегут ручьи. Может пойти дождь. Земля перед тем, как надеть яркий наряд из трав, листьев и цветов, спешит умыться. Проснулся лес!

Демонстрирую картину Шишкина «Лес весной». Действительно, лес как умытый, талая вода, почки на деревьях. А  вокруг столько звона и шума! Апрель – самый громкий месяц. А чтобы вы могли убедится в этом, я предлагаю послушать звуки весны. Закройте глазки.

Включаю по очереди чередуя и предлагаю отгадать этот весенний звук.

Недаром говорят: «Апрель открывает ключи и воды».

Физминутка «Весенний лес».

«Подбери правильное слово».

Капель (Что делает?)… падает, звенит, стучит, искрится.

Лед (что делает?)… тает, темнеет, ломается, трещит.

Ручьи (что делают?)… просыпаются, бегут, журчат, сверкают).

Подбор глаголов – задача сложная, хвалю детей.

Ребята,  а сейчас я предлагаю вам немного размяться, встать в круг и поиграть  в любимую весеннюю игру «Гори-гори ясно». Играем три раза. Голящего выбираем по считалочке, проговариваем вместе.

 После апреля наступает самый теплый весенний  месяц – май.

Предлагаю обсудить иллюстрацию «май».

С каждым днем все сильнее прогревается воздух. Солнце льет щедрые лучи, греет землю. Деревья и кусты примеряют яркие обновы. Об этом картина русского живописца Исаака Левитана «Первая зелень».

Вглядитесь: из-за густой листвы едва видна крыша дома. Вдоль дорожки растет высокая сочная трава. Закройте глаза. Попробуйте почувствовать главное богатство мая.

Упражнение «Какая?»

Воспитатель дает потрогать горшочек со свежей травой.

Что это? (Трава). Какая она? (Свежая, сочная, прохладная, молодая, пышная, зеленая, высокая).

«Проговаривание чистоговорки».

На-на-на – пришла весна,

Жок-жок-жок – тает снежок,

Чи-чи-чи – ручеек журчи,

 Ча-ча-ча – вижу я грача,

Чу-чу-чу – по траве скачу.

Предлагаю детям пересесть за стол.

Ребята, а кроме грача, есть еще птицы, которые прилетают к нам весной? Назовите их.

Предлагаю выполнить задание «схемы». Выбираем три птицы, спрашиваю есть ли в названии определенный звук, делим на слоги, рисуем схемы. Проверяю, вызывая к доске, ставят + у кого правильно под схемой. Потом поднимают руки у кого три плюса, два, один. Самопровеока. У кого три+, зеленый щарик рисуют в правом нижнем углу, у кого два плюса – желтый шарик, у кого один плюс – красным.

Наше занятие подходит к концу. И я хочу прочитать вам стихотворение, которое  176 лет назад поэт Алексей Жемчугов посвятил весне:

Весна, весна – по всем приметам,

 Куда теперь я не взгляну;

Весна с улыбкой и приветом…

Затем жить стоит в мире этом,

Чтоб видеть русскую весну!!!

Такой весну видели и художники, чьими картинами мы с вами сегодня любовались. Такой весну видим и мы. Весна смотрит в наше окно.

Ребята, что-то на сегоднешнем занятии было для вас трудным? А что понравилось? Если вам все понравилось, у вас все получилось и вы не испытывали затруднений, то возьмите наклейку с солнышком, если нет, то возьмите наклейку с солнышком за тучкой.

Спасибо! Вы молодцы! Все постарались! Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по развитию речи в средней группе на тему "Весна"

Итоговое занятие по развитию речи в средней группе на тему "Весна"...

Конспект итогового занятие по развитию речи в средней группе «День рождения Лисёнка»

Конспект итогового занятие по развитию речи в средней группе«День рождения Лисёнка» ...

Итоговое занятие по развитию речи в средней группе

Итоговое занятие в средней группе для проверки знаний детей по развитию речи....

Итоговое занятие по развитию речи в средней группе номер 1

Занятие по развитию речи. Дети рассказывают про времена года,какие отличительные моменты каждого сезона. Как нужно одеваться по сезону,отгадывают загадки....

Итоговое занятие по развитию речи в средней группе «Путешествие в Волшебный лес»

Итоговое занятие по развитию речи в средней группе «Путешествие в Волшебный лес»...

итоговое занятие по развитию речи в средней группе "Путешествие в волшебный лес"

Цель: выявить уровень знаний детей средней группы. Задачи: Образовательные задачи:  Закреплять грамматический строй речи: обучать пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных п...