Дополнительная образовательная программа по развитию речи "Говорунчик" для детей 6-7 лет
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)
В материале размещены планы-конспекты кружка по развитию речи для детей 6-7 лет. Программа разработана с октября по апрель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_podg.gr_.2020-2021g.docx | 105.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1«Сказка» п. Советский Республики Марий Эл
Дополнительная образовательная программа
социально-педагогической направленности
для детей 6-7 лет «ГОВОРУНЧИК»
Руководитель:
Галина Владимировна Иванова
2020-2021
Прекрасна речь, когда она как ручеек
Бежит среди камней чиста, нетороплива.
И ты готов внимать ее поток
И восклицать: О! Как же ты красива!
Е. Щуки
Пояснительная записка.
Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.
По мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов старший дошкольный возраст для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребенок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Старший дошкольник уже может и хочет заниматься, проявляет большой интерес к организованным формам занятий, связанных с усвоением знаний, умений, навыков. Именно старший дошкольный возраст для большинства детей является наиболее эффективным для начала обучения чтению. Это не значит, что все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже нужно.
Целью работы в подготовительной группе является комплексная подготовка детей к обучению в школе. В связи с этим работа кружка по развитию речи направлена на решение задач, связанных с дальнейшим развитием и совершенствованием фонетического, лексико-грамматического строя языка, связной речи, а также подготовки детей к овладению элементарными навыками письма и чтения.
Процесс усвоения языковых средств ориентирован на осмысление детьми учебного материала, закрепление полученных знаний и умений в процессе тренировочных упражнений и закрепление соответствующих навыков в актах речевой коммуникации.
Программа включает в себя 25 развивающих занятий, с октября по апрель. Каждое занятие состоит из 4 частей: 1 часть – пальчиковые игры и упражнения с применением массажных колец и массажных шариков, 2 часть – дидактические игры по развитию речи, 3 часть – разучивание стихотворений, соответствующих возрасту детей, 4 часть – выполнение графических заданий в рабочих тетрадях. Сентябрь и май отведены на мониторинг знаний и умений детей в области «Речевое развитие»
Занятия направлены на развитие лексико-грамматического строя, развитие связной речи, развитие фонетико-фонематических представлений и обучение грамоте. Разработаны планы-конспекты, где можно четко проследить последовательность и системность работы.
Программа также предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, текстами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики.
Цель: создать условия для формирования у детей готовности к обучению грамоте в школе.
Задачи:
- развитие речи, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения;
-формирование навыков звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциация гласных, твердых и мягких согласных звуков, обучение анализу и синтезу предложений разной конструкции;
-развитие речевого дыхания, ритмико-интонационной стороны речи, фонематического слуха;
-активизация устной речи детей, сделать предметом их внимания слово и предложение, учить изменять и образовывать новые слова, наблюдать, сравнивать и обобщать явления языка;
– формирование умения работы в коллективе;
- формирование связной речи.
Режим организации занятий
Программа рассчитана на детей 6-7 лет.
Группа состоит из 25 детей.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 30 минут.
Возрастная характеристика речевого развития детей 6-7 лет
• способны правильно произносить все звуки родного языка и к простейшему звуковому анализу слов;
• обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов);
• грамматически правильно строят предложения;
• умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам и любят это делать;
• свободно общаются с взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль;
• способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно;
• способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.
Планируемые результаты освоения детьми программы кружка к концу года.
Обучающие должны уметь:
▫ достаточно отчетливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки, находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове;
▫ соблюдать орфоэпические нормы произношения;
▫ владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»;
▫ свободно читать слоги и трѐхбуквенные слова, плавно читать по слогам;
▫ правильно согласовывать слова в предложении;
▫ составлять предложения с заданным словом, по картинке, на заданную тему, заканчивать предложение нужным по смыслу словом, восстанавливать заведомо искаженные фразы и т.п.;
▫ ориентироваться на странице книги;
▫ составлять небольшие рассказы описательного характера по сюжетной картинке и серии картин; о событии из собственного жизненного опыта;
▫ правильно использовать предлоги;
▫ правильно произносить звуки.
Пути и методы реализации:
1.Правильный образец педагога.
2.Пальчиковая гимнастика, словесные подвижные игры, считалки, потешки.
3. Проговаривание чистоговорок.
5. Показ слов, стихов, сказок, загадок руками.
6. Динамические паузы (чередование нагрузки и отдыха).
7. Смена деятельности на занятии, соблюдение регламента.
Октябрь –1 неделя
№ п/п | Тема | Программное содержание | Источник |
1 часть | Пальчиковая гимнастика «Будем листья собирать» с массажными кольцами | Раз, два, три, четыре, пять – Будем листья собирать. Надевают кольца поочередно на каждый палец Листья березы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберем Маме осенний букет отнесем. Сжимают и разжимают кулачки. | Картотека пальчиковых игр для детей подготовительной группы |
2 часть | Дидактическая игра «Закончи слово» | Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги. Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла - за)» | Картотека дидактических игр по развитию речи для детей подготовительной группы |
3 часть | Разучивание стихотворения «Тучка» | Здравствуй, маленькая тучка!
| Картотека стихов для разучивания в подготовительной группе |
4 часть | Овладению элементарными навыками письма | Работа в рабочей тетради |
Октябрь – 2 неделя
№ п/п | Тема | Программное содержание | Источник |
1 часть | Пальчиковая гимнастика «Шалуны» | Пальчики уснули, в кулачок свернулись. (Сжать пальцы правой руки в кулак.) Один! Два! Три! Четыре! Пять! (Поочередно разжимают пальцы). Захотели поиграть! (Пошевелить всеми пальцами). Разбудили дом соседей, (Поднять левую руку, пальцы сжаты в кулак) Там проснулись шесть и семь, Восемь, девять, десять – (Отогнуть пальцы один за другим на счёт). Веселятся все! Покрутить обеими руками. Но пора обратно всем: Десять, девять, восемь, семь ( Загнуть пальцы левой руки один за другим). Шесть калачиком свернулся, Пять зевнул и отвернулся. Четыре, три, два, один, (Загнуть пальцы правой руки). Кулачок, как апельсин. | Картотека пальчиковых игр для детей подготовительной группы |
2 часть | Дидактическая игра «Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный)». | Цель: Закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласных звуков, активизировать словарь. Ход: Педагог предлагает детям вспомнить слова, у которых второй звук гласный или согласный. Дети соревнуются по рядам. Выигрывает тот ряд, который больше придумал слов. | Картотека дидактических игр по развитию речи для детей подготовительной группы |
3 часть | Разучивание стихотворения Татьяна Литвинова «Июль | Кукушкин крик последний как осени звонок. ромашковый венок. Но в сердце, как в ромашке, Мы увезем домой Пусть светят нам зимой. | Картотека дидактических игр по развитию речи для детей подготовительной группы |
4 часть | Овладению элементарными навыками письма | Работа в рабочей тетради |
Октябрь – 3 неделя
№ п/п | Тема | Программное содержание | Источник |
1 часть | Пальчиковая гимнастика «Апельсин» с массажными кольцами | Мы делили апельсин, Левая рука в кулачке, правая её обхватывает. Много нас, а он – один. Эта долька – для ежа. Правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке. Эта долька – для чижа. Эта долька – для котят. Эта долька - для утят. Эта долька - для бобра. А для волка – кожура! Встряхиваем обе кисти. | Картотека пальчиковых игр для детей подготовительной группы |
2 часть | Дидактическая игра «Волшебные кубики» | Цель: Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие. Материал: Кубики на каждой грани которых изображены знакомые детям предметы. Ход: Ребенку предлагают собрать какое – нибудь слово например «слон». Обращают внимание на первые звуки слов – названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, чье название начинается со звука [с]. Затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук - [л], [о], [н]. | Картотека дидактических игр по развитию речи для детей подготовительной группы |
3 часть | Разучивание стихотворения Алексей Плещеев «Осень» | Осень наступила, высохли цветы, | Картотека стихов для разучивания в подготовительной группе |
4 часть | Овладению элементарными навыками письма | Работа в рабочей тетради |
Октябрь - 4 неделя
№ п/п | Тема | Программное содержание | Источник |
1 часть | Пальчиковая гимнастика «Фрукты» | Соединение пальчиков, между которыми находится мячик, начиная с мизинцев; дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не должны касаться друг друга. | Картотека пальчиковых игр для детей подготовительной группы |
2 часть | Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» | Цель: Развивать у детей умение связывать отдельные части рассказа. Передавать текст точно, последовательно, выразительно. | О.С. Ушакова, Е.М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», с.50 |
3 часть | Разучивание стихотворения «Поезжай за моря-океаны» Михаил Исаковский
| Поезжай за моря-океаны Глубоки наши светлые воды, | Картотека стихов для разучивания в подготовительной группе |
4 часть | Овладению элементарными навыками письма | Работа в рабочей тетради |
Ноябрь – 1 неделя
№ п/п | Тема | Программное содержание | Источник |
1 часть | Артикуляционная гимнастика «Кочан капусты» | Встал зайчишка рано, вышел на поляну. показать пальцами одной руки зайца с ушами. По опушке к лесу шел Идем пальцами по столу. И большой кочан нашел Кулак другой руки. Стал зайчишка с хрустом Грызть кочан капусты: Хруст-хруст, хруст-хруст Заяц-одна рука «грызет» кочан- кулак др. руки. Съел кочан, упал под куст. Проснулся, сладко потянулся с усилием растопыриваем все пальцы А домой добрался –долго отдувался! Показываем, как заяц движется по столу. | Картотека пальчиковых игр для детей подготовительной группы |
2 часть | Дидактическая игра «Нужные знаки»
| Цель: Развивать речевой аппарат детей, отрабатывать дикцию, закреплять способы обозначения предложений. Ход: Воспитатель называет предложение. Дети определяют, с какой интонацией оно было произнесено, в соответствии с этим поднимают карточку с нужным знаком. | Картотека дидактических игр по развитию речи для детей подготовительной группы |
3 часть | Разучивание стихотворения «Деревянный старичок» Надежда Подлесова | Налетит сердитый ветер, Ох, ах, ах, ох, Что когда-то | Картотека стихов для разучивания в подготовительной группе |
4 часть | Овладению элементарными навыками письма | Работа в рабочей тетради |
Ноябрь – 2 неделя
№ п/п | Тема | Программное содержание | Источник |
1 часть | Пальчиковая гимнастика «Ёжик» с массажным шариком | В руки ежика возьмем, (берем массажный мячик) Покатаем и потрем. (катаем между ладошек) Вверх подбросим и поймаем, (подбрасываем вверх и ловим) И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипы) Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол) Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик) И немножко покатаем ... (ручкой катаем мячик) Потом ручку поменяем | Картотека пальчиковых игр для детей подготовительной группы |
2 часть | Дидактическая игра «Найди братца» | Цель: Закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки. Материал: Предметные картинки Ход: Воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда. Например: Бабочка, первый звук [б]. Положу белку, первый звук в этом слове [б'], [б] и [б'] – братцы. Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки слов и если правильно подобрали пару, подставляют картинку под верхний ряд. | Картотека дидактических игр по развитию речи для детей подготовительной группы |
3 часть | Разучивание стихотворения «Плохая девочка» Зинаида Александрова | Цель: Воспитывать у детей умение слушать, запоминать небольшое по объему стихотворение, читать наизусть не торопясь, четко выговаривая слова и, особенно, окончания слов; учить детей отчетливо произносить звуки. Ходит Оленька, вздыхая. — Что с тобою? — Я плохая! Я ногой толкнула кошку, Быть хорошей надоело!.. | Картотека стихов для разучивания в подготовительной группе |
4 часть | Овладению элементарными навыками письма | Работа в рабочей тетради |
Ноябрь – 3 неделя
№ п/п | Тема | Программное содержание | Источник |
1 часть | Пальчиковая гимнастика «Кто где живёт?» | Дети загибают пальцы на руках — по одному на каждое двустишие. | Картотека пальчиковых игр для детей подготовительной группы |
2 часть 3 часть | Дидактическая игра «Кто где живёт?»
Разучивание стихотворения «Первый снег» И. Мельничук | Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в». Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает. Вариант 1. педагог: – Дети: Кто живёт в дупле? -Белка. Кто живёт в скворечнике? -Скворцы. Кто живёт в гнезде? -Птицы. Кто живёт в будке?-Собака. Кто живёт в улье? -Пчёлы Кто живёт в норе? -Лиса. Кто живёт в логове? -Волк. Кто живёт в берлоге? -Медведь. На деревья, на аллеи | Картотека дидактических игр по развитию речи для детей подготовительной группы Картотека стихов для разучивания в подготовительной группе |
4 часть | Овладению элементарными навыками письма | Работа в рабочей тетради |
Ноябрь – 4 неделя
№ п/п | Тема | Программное содержание | Источник |
1 часть | Пальчиковая гимнастика «Пальчики» с массажными кольцами | Мизинчик идти на прогулку решил, Открываем поочередно каждый Но безымянный не разрешил, А средний об этом услышал, Едва из терпенья не вышел, Печально сказал указательный: «Огорчится большой обязательно!» Большой на окошко всем показал И очень серьезно при этом сказал: «Без дождика надо нам погулять, Пока не закапал из туч он опять!» | Картотека пальчиковых игр для детей подготовительной группы |
2 часть | Дидактическая Игра «Измени слово | Цель: упражнять детей в умении изменять слова с помощью суффикса -ищ. Щенок Щеня очень любит играть со словами. Если мы скажем слово правильно, Щеня будет молчать, если ошибёмся, громко залает. Воспитатель выставляет три картинки: клещи, щётку, плащ. - Я ищу клещи, тащу щетку, чищу плащ. - Ты ищешь …; - Он ищет…; - Мы ищем… - Вы ищете…; -Они ищут… Прошёл год. Щеня вырос т стал большой собакой. Раньше у него была маленькая голова, а теперь не голова, а головища, не лапы, а ….. (лапищи), не глаза, а …, не зубы, а …, не нос, а …, не усы, а ….., не когти, а …., не хвост, а ….. | Картотека дидактических игр по развитию речи для детей подготовительной группы |
3 часть | Разучивание стихотворения «Хитрые котята» | Мать кошка в школу шлет котят, А те учиться не хотят. Мяучат:- Мама, мы больны. В кроватке мы лежать должны. -Жаль, нынче в гости звали нас, Так не пойдем мы в этот раз. И ждут вас вместо торта Пилюли и касторка. | Картотека стихов для разучивания в подготовительной группе |
4 часть | Овладению элементарными навыками письма | Работа в рабочей тетради |
Декабрь – 1 неделя
№ п/п | Тема | Программное содержание | Источник |
1 часть | Пальчиковая гимнастика «Перчатки и мышата» | Шустрая мышка Раскрыть ладошки, пальцы растопырены, поворачивать руки то ладонью, то тыльной стороной вверх. Перчатку нашла. Гнездо в ней устроив, Мышат позвала, Сложить ладони «ковшиком». Сгибать и разгибать пальцы, имитируя зовущий жест. Им корочку хлеба Кончиком большого пальца поочередно постучать по кончикам остальных пальцев Дала покусать, остальные пальцы скользящим движением от мизинца к указательному. Погладила всех И отправила спать. Ладони прижать друг к другу, положить их под щеку. |
Картотека пальчиковых игр для детей подготовительной группы |
2 часть | Дидактическая игра «Кто кем был?» | Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний. Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект: Цыплёнок – яйцом Хлеб – мукой Лошадь – жеребёнком Шкаф – доской Корова – телёнком Велосипед – железом Дуд – жёлудем Рубашка – тканью Рыба – икринкой Ботинки – кожей Яблоня – семечкой Дом – кирпичём Лягушка – головастиком Сильный – слабым Бабочка – гусеницей Взрослый – ребёнком
| Картотека дидактических игр по развитию речи для детей подготовительной группы |
3 часть | Разучивание стихотворения «Здравствуй, гостья-зима» Иван Саввич Никитин | Здравствуй, гостья-зима Просим милости к нам, Песни Севера петь По лесам и степям. Есть раздолье у нас — Где угодно гуляй, Строй мосты по рекам И ковры расстилай. Нам не стать привыкать — Пусть мороз твой трещит: Наша русская кровь На морозе горит! | Картотека стихов для разучивания в подготовительной группе |
4 часть | Овладению элементарными навыками письма | Работа в рабочей тетради |
Декабрь -2 неделя
№ п/п | Тема | Программное содержание | Источник |
1 часть | Пальчиковая гимнастика с массажным шариком «Черепаха» | Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой. Шла большая черепаха (дети катают Су-Джок между ладоней) И кусала всех от страха, Кусь, кусь, кусь, кусь, (Су-Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су Джок, перекладывая из руки в руку). Никого я не боюсь. (дети катают Су-Джок между ладоней). | Картотека пальчиковых игр для детей подготовительной группы |
2 часть | Дидактическая игра «Лови да бросай – цвета называй»
| Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. педагог:- Дети: Красный -мак, огонь, флаг Оранжевый -апельсин, морковь, заря Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа Зелёный-огурец, трава, лес Голубой -небо, лёд, незабудки Синий- колокольчик, море, небо Фиолетовый -слива, сирень, сумерки | Картотека дидактических игр по развитию речи для детей подготовительной группы |
3 часть | Разучивание «Утро» М. Щеловановой | Какое сегодня утро? Сегодня плохое утро. Сегодня скучное утро, И, кажется, будет дождь. Почему же плохое утро? Сегодня хорошее утро. Сегодня весёлое утро. И тучи уходят прочь. Сегодня не будет солнца. Сегодня не будет солнца. Сегодня будет хмурый Серый, пасмурный день. Почему же не будет солнца? Наверное, будет солнце. Обязательно будет солнце И ясный, чудесный день! | Картотека стихов для разучивания в подготовительной группе |
4 часть | Овладению элементарными навыками письма | Работа в рабочей тетради |
Декабрь – 3 неделя
№ п/п | Тема | Программное содержание | Источник |
1 часть | Пальчиковая гимнастика «Друзья» с массажными кольцами | В нашей группе все друзья (ритмично стучат кулачками по столу), | Картотека пальчиковых игр для детей подготовительной группы |
2 часть | Составление рассказа на тему «Как мы играем зимой на участке». | Цель: Развивать у детей умение отбирать для рассказа самое интересное. Учить включать в рассказ описание природы, окружающей обстановки. | О.С. Ушакова, Е.М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», с.74 |
3 часть | Разучивание стихотворения Снегири А. Прокофьев | Выбегай поскорей А Мороз-Красный Нос | Картотека стихов для разучивания в подготовительной группе |
4 часть | Овладению элементарными навыками письма | Работа в рабочей тетради |
Январь – 2 неделя
№ п/п | Тема | Программное содержание | Источник |
1 часть | Пальчиковая гимнастика «Елка» | Мы на ёлке веселились (ритмично хлопают в ладоши) | Картотека пальчиковых игр для детей подготовительной группы |
2 часть | Дидактическая игра «Чья голова?» | Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья». Например: У рыси голова – рысья У рыбы – рыбья У кошки – кошачья У сороки – сорочья У лошади – лошадиная У орла – орлиная | Картотека дидактических игр по развитию речи для детей подготовительной группы |
3 часть | Разучивание стихотворения «На лыжах» (А. Введенский) | Вся земля в снегу, Небо ярко-синее, | Картотека стихов для разучивания в подготовительной группе |
4 часть | Овладению элементарными навыками письма | Работа в рабочей тетради |
Январь – 3 неделя
№ п/п | Тема | Программное содержание | Источник |
1 часть | Пальчиковая гимнастика с шариками «Пальчики-ладошки» | Прежде чем игру начать, Перекатывать шарики, прижимая их ладошками Надо пальчикам сказать:. Поочередно прокатывать шарики на ладошке пальчиками «Пальчик, пальчик мой хороший, Шарик ты прижми к ладошке, Покрути и покатай, И другому передай!» | Картотека пальчиковых игр для детей подготовительной группы |
2 часть | Дидактическая игра «Один – много» | Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных. Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Пример: Стол – столы стул – стулья Гора – горы лист – листья Дом – дома носок – носки Глаз – глаза кусок – куски День – дни прыжок – прыжки Сон – сны гусёнок – гусята Лоб – лбы тигрёнок – тигрята | Картотека дидактических игр по развитию речи для детей подготовительной группы |
3 часть | Разучивание стихотворения В. Орлов |
| Картотека стихов для разучивания в подготовительной группе |
4 часть | Овладению элементарными навыками письма | Работа в рабочей тетради |
Январь 4 - неделя
№ п/п | Тема | Программное содержание | Источник |
1 часть | Пальчиковая гимнастика «Дружные пальцы» | Дружно пальцы встали в ряд Показать ладони. Десять крепеньких ребят Сжать пальцы в кулак. Эти два – всему указка Показать указательные пальцы. Все покажут без подсказки. Пальцы – два середнячка Показать средние пальцы. Два здоровых бодрячка. Ну, а эти безымянны Показать безымянные пальцы. Молчуны, всегда упрямы. Два мизинца-коротышки Показать мизинцы. Непоседы и плутишки. Пальцы главные средь них Показать большие пальцы. Два больших и удалых Остальные пальцы сжать в кулак. | Картотека пальчиковых игр для детей подготовительной группы |
2 часть | Дидактическая игра «Подбери признаки»
| Цель: активизация глагольного словаря. Ход: педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос и находят картинку к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда. | Картотека дидактических игр по развитию речи для детей подготовительной группы |
3 часть | Разучивание стихотворения Иней (Г. Галина) | По деревьям серебристая И себя березка грустная | Картотека стихов для разучивания в подготовительной группе |
4 часть | Овладению элементарными навыками письма | Работа в рабочей тетради |
Февраль – 1 неделя
№ п/п | Тема | Программное содержание | Источник |
1 часть | Пальчиковая гимнастика «Шарик» | Надуваем быстро шарик, Пальцы обеих рук в щепотке и соприкасаются кончиками Он становится большой. В этом положении дуем на них, Вдруг шар лопнул, пальцы принимают форму шара. Воздух «выходит», Воздух вышел – пальцы снова в исходном положении. Стал он тонкий и худой. | Картотека пальчиковых игр для детей подготовительной группы |
2 часть | Составление рассказов по серии сюжетных картинок | Учить детей составлять последовательный рассказ и придумывать оригинальную концовку. Активизировать в речи детей глаголы. Дифференцировать на слух звуки л и р. | О.С. Ушакова, Е.М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», с.79 |
3 часть | Разучивание стихотворения Г. Сатир | — Что везешь, Автомашина? — Все, что есть На букву «А». Вот Арбузы, Апельсины, Абрикосы И Айва! | Картотека стихов для разучивания в подготовительной группе |
4 часть | Овладению элементарными навыками письма | Работа в рабочей тетради |
Февраль – 2 неделя
№ п/п | Тема | Программное содержание | Источник |
1 часть | Пальчиковая гимнастика с шариками «Медведи» | Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой. Шла медведица спросонок, (шагать шариком по руке, надавливая) А за нею – медвежонок. (шагать тихо шариком по руке) А потом пришли детишки, (шагать шариком по руке в быстром темпе) Принесли в портфелях книжки. Стали книжки открывать, (нажимать шариком на каждый палец) И в тетрадочках писать. | Картотека пальчиковых игр для детей подготовительной группы |
2 часть | Дидактическая игра «Что бывает круглым?» |
Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости. Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч. – что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…) – что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…) – что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…) – что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…) | Картотека дидактических игр по развитию речи для детей подготовительной группы |
3 часть | Разучивание стихотворения «Когда я буду взрослым» А. Кушнер | Когда я буду взрослым, Я буду очень грозным, И скажут мои детки: «Нельзя ли погулять?» — «А час какой? Девятый? Пожалуй, поздновато. А ну, — скажу, — ребята, Сейчас же марш в кровать!»
Когда я буду взрослым, Я буду очень грозным, И скажут мои детки: «Нельзя ли поиграть?» Скажу: «Весь день играли? Коробку поломали? Катушку потеряли? Сейчас же марш в кровать!»
| Картотека стихов для разучивания в подготовительной группе |
4 часть | Овладению элементарными навыками письма | Работа в рабочей тетради |
Февраль – 3 неделя
№ п/п | Тема | Программное содержание | Источник |
1 часть | Пальчиковая гимнастика «Футбол» | Пальчики в футбол играют, Пошевелить всеми пальцами в воздухе. Все друг друга обгоняют, Все бегом, вприпрыжку, вскачь, Барабанить поочередно, быстро пальцами по столу. Все хотят ударить мяч. Каждый забивает гол, Пальцы поочередно, медленно «забивают» гол. Хорошо играть в футбол. | Картотека пальчиковых игр для детей подготовительной группы |
2 часть | Дидактическая игра «Закончи слово» | Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги. Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за) . | Картотека дидактических игр по развитию речи для детей подготовительной группы |
3 часть | Разучивание стихотворения «Наша Родина – Россия» О. Емельянова | Наша Родина – Россия! | Картотека стихов для разучивания в подготовительной группе |
4 часть | Овладению элементарными навыками письма | Работа в рабочей тетради |
Февраль – 4 неделя
№ п/п | Тема | Программное содержание | Источник |
1 часть | Пальчиковая гимнастика «Хлеб» с массажными кольцами | Бублик (большой и указательный пальцы образуют круг), | Картотека пальчиковых игр для детей подготовительной группы |
2 часть | Дидактическая игра «Новоселье» | Цель: Учить составлять предложения с предлогами на, над. Развивать зрительную память. Ход: У жителей леса сегодня большой праздник — новоселье. Они построили большой дом. Сегодня вселяются новые жильцы. Давайте поможем новоселам. «Лягушка будет жить на третьем этаже в квартире справа» «Воробей будет жить на втором этаже в квартире справа» «козлёнок будет жить на первом этаже в квартире слева» «Заяц живёт над козлёнком» «Мышка живёт над зайцем» «Над козлёнком и бельчонком живут заяц и воробей» | Картотека дидактических игр по развитию речи для детей подготовительной группы |
3 часть | Разучивание стихотворения «Гуляет русская зима» В. Пашов | Гуляет русская зима, Останови её, попробуй! Махнет рукою – бела земля. Махнет другой – растут сугробы. Белит деревья и дома. Морозит, устали не зная! Гуляет русская зима, Морозная, не злая! | Картотека стихов для разучивания в подготовительной группе |
4 часть | Овладению элементарными навыками письма | Работа в рабочей тетради |
Март – 2 неделя
№ п/п | Тема | Программное содержание | Источник |
1 часть | Пальчиковая гимнастика «Пятеро котят» | Вот пятеро котят. Один ушел и нет его. Дети поочередно загибают пальцы. Ну, нет и нет. Котят осталось четверо. Вот четверо котят. Один ночной порою На дерево залез – котят осталось трое. Но где-то запищал мышонок тонко-тонко, Котенок услыхал – осталось два котенка. Один из них с мячом исчез в дверях бесследно. А самый умный – тот, оставшийся. Последний, Он к миске подошел и, как и должно киске, Лакать за пятерых стал молоко из миски. | Картотека пальчиковых игр для детей подготовительной группы |
2 часть | Дидактическая игра «Веселый поезд» |
Цель: Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове. Материал: У каждого ребенка в руках предметная картинка – билет. Ход: Воспитатель каждому ребенку предлагает определить количество звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков). | Картотека дидактических игр по развитию речи для детей подготовительной группы |
3 часть | Разучивание стихотворения «Мама» | Знаю буквы я четыре, Что важнее всего в мире. И скажу вам сразу прямо, Эти буквы – слово МАМА! Она нам важна всегда, Не взирая на года. Жизнь она нам всем дает, Тихо рядышком идет. Дарит ласку и тепло, Даже если тяжело. Сердцем нас оберегает И душой обнимает. | Картотека стихов для разучивания в подготовительной группе |
4 часть | Овладению элементарными навыками письма | Работа в рабочей тетради |
Март – 3 неделя
№ п/п | Тема | Программное содержание | Источник |
1 часть | Пальчиковая гимнастика «Орехи» (с шариком) | Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой. Мы научимся орехи | Картотека пальчиковых игр для детей подготовительной группы |
2 часть | Пересказ рассказа М. Пришвина «Ёж» | Цель: Развиивать у детей умение пересказывать рассказ точно, последовательно. Обратить внимание детей на многозначное слово игла. | О.С. Ушакова, Е.М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», с.83 |
3 часть | Разучивание стихотворения «Весна» |
| Картотека стихов для разучивания в подготовительной группе |
4 часть | Овладению элементарными навыками письма | Работа в рабочей тетради |
Март – 4 неделя
№ п/п | Тема | Программное содержание | Источник |
1 часть | Пальчиковая гимнастика «Друзья» | В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому Поочередно соединять все пальцы до мизинца Указательный и средний, с большим пальцем. Безымянный и последний Мизинец стучит по большому пальцу. Сам мизинчик-малышок Постучался об порог. Вместе пальчики-друзья, Пальцы собрать в щепотку. Друг без друга им нельзя. | Картотека пальчиковых игр для детей подготовительной группы |
2 часть | Дидактическая игра «Гласные звуки» | Цель: развивать навыки выделения гласных звуков из состава слова. Это упражнение целесообразно проводить каждый день в начале занятия или после физкультминутки. Ход игры: Каждый ребенок называет гласные звуки из предложенного ему слова, состоящего из одного, двух или трех слогов (слова подбираются педагогом с учетом возможностей детей. | Картотека дидактических игр по развитию речи для детей подготовительной группы |
3 часть | Разучивание стихотворения Про себя и про ребят автор Г. Ладонщиков | Солнце скрылось за домами, | Картотека стихов для разучивания в подготовительной группе |
4 часть | Овладению элементарными навыками письма | Работа в рабочей тетради |
Апрель – 1 неделя
№ п/п | Тема | Программное содержание | Источник |
1 часть | Пальчиковая гимнастика «Шкаф»
| Мне купили для одежды | Картотека пальчиковых игр для детей подготовительной группы |
2 часть | Дидактическая игра «Четвертый лишний» с мячом | стол, стул, кровать, чайник лошадь, кошка, собака, щука елка, земляника, береза, дуб, огурец, тыква, морковь, заяц блокнот, портфель, газета, тетрадь, огурец, арбуз, яблоко, мяч волк, лиса, медведь, кошка фиалка, ромашка, морковь, василек, кукла, машинка, пирамида, книга воробей, орел, ласточка, оса лыжи, коньки, лодка, санки стул, молоток, пила, рубанок снег, мороз, жара, лед змея, улитка, бабочка, черепаха кисти, краски, чайник, альбом шляпа, крыша, дверь, окно молоко, чай, лимонад, хлеб | Картотека дидактических игр по развитию речи для детей подготовительной группы |
3 часть | Разучивание стихотворения «Космонавт» В. Степанов | В темном небе звезды светят. Космонавт летит в ракете. День летит и ночь летит И на землю вниз глядит. Видит сверху он поля, Горы, реки и моря. Видит он весь шар земной, Шар земной — наш дом родной. | Картотека стихов для разучивания в подготовительной группе |
4 часть | Овладению элементарными навыками письма | Работа в рабочей тетради |
Апрель – 2 неделя
№ п/п | Тема | Программное содержание | Источник |
1 часть | Пальчиковая гимнастика «Домик» с массажными кольцами | Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой. В этом домике пять этажей: (катаем шарик по ладони) На втором живет семейство зайчат, | Картотека пальчиковых игр для детей подготовительной группы |
2 часть | Дидактическая игра «Ласточки и люди» | Цель: упражнять детей в образовании родительного падежа множественного числа существительных. Ласточки высоко летают и очень внимательно наблюдают за людьми, удивляются, как мы не похожи на них. У ласточек есть перья, а у людей нет …. перьев. У ласточек есть крылья, а у людей нет ….крыльев. У ласточек есть лапы, а у людей нет …. лап. У ласточек есть клювы, а у людей нет …. клювов. У ласточек есть хвосты, а у людей нет …. хвостов. У ласточек есть птенцы, а у людей нет …. птенцов. | Картотека дидактических игр по развитию речи для детей подготовительной группы |
3 часть | Разучивание стихотворения «Весна» | Улетела Ласточка | Картотека стихов для разучивания в подготовительной группе |
4 часть | Овладению элементарными навыками письма | Работа в рабочей тетради |
Апрель – 3 неделя
№ п/п | Тема | Программное содержание | Источник |
1 часть | Пальчиковая гимнастика «Мячик - ёжик» с шариком | Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой. Ежик колет нам ладошки, (катаем шарик в разных направлениях) Поиграем с ним немножко. Ежик нам ладошки колет – (шариком ударяем по ладошке) Ручки к школе нам готовит. Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем мячик вверх) Покатаем и потрем. (прокатываем между ладошек) Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасываем мячик) И иголки посчитаем. (пальчиками мнем иголки мячика) Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол) Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик) И немножко покатаем… (катаем мячик по столу) Потом ручку поменяем (меняем руки) | Картотека пальчиковых игр для детей подготовительной группы |
2 часть | Составление описательных рассказов по пейзажным картинам | Формировать умения детей определять характер, настроение, отраженное художником в картине. Упражнять детей в подборе определений, сравнений, синонимов и антонимов. | О.С. Ушакова, Е.М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», с.89 |
3 часть | Разучивание стихотворения «Грустны клены у оград» .автор И. Демьянов | Грустны клены у оград — | - Картотека стихов для разучивания в подготовительной группе |
4 часть | Овладению элементарными навыками письма | Работа в рабочей тетради |
Апрель – 4 неделя
№ п/п | Тема | Программное содержание | Источник |
1 часть | Пальчиковая гимнастика «Веселая старушка» | У веселенькой старушки Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху. Жили в маленькой избушке Сложить руки углом и показать избушку. Десять сыновей. Показать десять пальцев. Все без бровей Очертить брови пальцами Вот с такими ушами, Растопыренные ладони поднесены к ушам. Вот с такими носами, Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами Вот с такими усами, Очертить пальцами длинные «гусарские» усы. Вот с такой головой, Очертить большой круг вокруг головы. Вот с такой бородой! Показать руками большую бороду. Они не пили, не ели, Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой – «ложку». На старушку все глядели, Держа руки у глаз, похлопать пальцами, словно ресницами И все делали вот так… Ребенок показывает любые загаданные им действия |
Картотека пальчиковых игр для детей подготовительной группы |
2 часть | Дидактическая игра «Назови три слова» | Цель: активизация словаря детей. Ход игры: дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задается вопрос. Нужно, делая три шага вперед давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы. Что можно купить? (платье, костюм, брюки) Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? И т.д. | Картотека дидактических игр по развитию речи для детей подготовительной группы |
3 часть | Разучивание стихотворения «Весенний дождь» автор В. Степанов
| Разбросало по опушке | Картотека стихов для разучивания в подготовительной группе |
4 часть | Овладению элементарными навыками письма | Работа в рабочей тетради |
1.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. — М., 1985.
2.Ушаковой О.С., Е.М. Струнина Развитие речи детей 6-7 лет – М.: Вентана-Граф, 2008.
3.Ушаковой. О.С. Развитие речи дошкольника: Сб. научных. трудов. / Под ред. - М., 2012.
5. Рабочая тетрадь
Приложение 1
МЕТОДИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
(Ушакова О.С, Струнина Е.М.)
Уровень речевого развития дошкольников может выявляться как в начале учебного года, так и в середине (или в конце). Обследование могут проводить воспитатели, методисты, родители. Если дети хорошо знакомы со взрослым, опрашивающим их, они легко идут на контакт и охотно отвечают на вопросы. Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком (беседа не должна превышать 15 минут). Если же приходит незнакомый взрослый, то ему следует заранее познакомиться с детьми, наладить эмоциональный контакт, для того чтобы дети вступали в речевое общение с удовольствием. Задания надо давать в интересной, интонационно выразительной форме. Правильные ответы должны вызывать одобрение, поддержку; в случае затруднения не стоит показывать ребенку, что он не справился, а просто следует дать самому ответ (например; ребенок не смог назвать обобщающего слова, и взрослый сам говорит: «Это можно назвать словом одежда»), но в протоколе отметить невыполнение.
Задания лучше всего предлагать детям при рассматривании хорошо знакомых игрушек или предметов, а если берутся изолированные слова (без наглядности), их значение должно быть детям известно. Для проверки уровня речевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста широко используется наглядность (предметы, картинки, различные игрушки). Для старших дошкольников задания могут предлагаться и без наглядных средств, но на знакомых словах. Здесь большое значение приобретает точная формулировка вопросов, особенно это важно при выполнении речевых заданий на выявление: умения подбора синонимов и антонимов к именам прилагательным и глаголам; способности к точному (в смысловом отношении) употреблению слов; навыков выполнения различных творческих заданий (речевых ситуаций); навыков составления разных типов высказываний. Вопросы идут в логической последовательности, этим вызвана неполнота фор-
мулировки. Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). При условности количественных оценок за высказывания разной полноты и правильности они (оценки) помогают выявить уровни речевого развития: I — высокий, II — средний (достаточный) и III (ниже среднего).
- балла ставится за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно.
2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого.
1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.
Примерные (возможные) ответы детей даются после каждого задания в такой последовательности: правильный ответ; частично правильный; неточный ответ. В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов (свыше 2/3) получило оценку 3, это высокий уровень. Если больше половины ответов с оценкой 2, это средний уровень, а с оценкой 1 — уровень ниже среднего.
Уровень речевого развития детей пятого года жизни можно выявлять по методике, разработанной для младшей группы. Однако добавляются и усложняются некоторые задания.
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Словарь
Выявляются умения:
-активизировать имена прилагательные и глаголы, подбирать точные по смыслу слова к речевой ситуации;
-подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи;
-понимать и употреблять разные значения многозначных слов;
-дифференцировать обобщающие понятия (дикие и домашние животные).
Грамматика
-образовывать название детенышей животных (лиса — лисенок, корова - теленок); подбирать однокоренные слова, согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде и числе;
-образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения (спрячься! потанцуй/ искал бы); родительного падежа (зайчат, жеребят, ягнят);
-строить сложные предложения разных типов.
Фонетика
- дифференцировать пары звуков с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, л-р различать свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие;
- изменять силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания;
- подбирать слова и фразы, сходные по звучанию.
Связная речь
- в пересказывании литературных произведений интонационно передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей;
- составлять описание, повествование или рассуждение;
- развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей.
ХОД ОБСЛЕДОВАНИЯ
серия заданий (словарь и грамматика).
Ты знаешь уже много слов. Что значит слово кукла, мяч, посуда?
1. Ребенок правильно объясняет значение слов (из нее едят и пьют, это игрушки);
-называет отдельные признаки, действия;
-называет 1—2 слова.
2.Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? легким? тяжелым?
-выполняет все задания, называет 1—2 слова к Прилагательному (глубокая яма, глубокое море);
-подбирает слова к 2—3 прилагательным;
-подбирает слово только к одному прилагательному (высокий забор). 3.Что называют словом ручка?
-называет несколько значений этого слова (Ручка пишет. У ребенка ручка. У двери есть ручка);
-называет два значения этого слова;
-перечисляет предметы, у которых есть ручка (1—2 слова).
- Придумай предложение со словом ручка.
-составляет грамматически правильно предложение из трех слов;
-называет два слова (словосочетания); называет только одно слово (ручка).
- Ручка нужна, чтобы... (писать, держать чашку, держать сумку и т. п.). Ручкой можно... (писать, открывать дверь);
-правильно заканчивает разные типы предложений;
- называет два слова;
- подбирает только одно слово.
Взрослый предлагает ребенку ситуацию: «Погулял зайчонок в лесу. Настроение у него веселое. Вернулся он домой такой... (радостный, оживленный, довольный). А если зайчонок был веселый и радостный, то он не просто шел, а... (мчался, несся, летел)».
- Ребенок правильно подбирает слова, близкие по смыслу (синонимы);
- называет 2—3 слова;
- подбирает только одно слово.
Педагог дает другую ситуацию: «Другой братец зайчика пришел невеселый, его обидели. К слову веселый подбери слова, противоположные по смыслу (грустный, печальный, обиженный). А если зайчик был обиженный, он не просто шел, а... (плелся, тащился, брел)».
- Правильно подбирает слова, противоположные по смыслу (антонимы);
- называет 2—3 слова;
- подбирает только одно слово.
Что сделал бы зайчик, если бы встретил волка (лису)? (Убежал бы, спрятался бы, испугался бы).
- Правильно называет все слова в сослагательном наклонении;
- подбирает два слова;
-называет только одно слово.
Скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал.
- Правильно называет слова в повелительном наклонении;
- подбирает два слова.
3) - Скажи, кто детеныш у зайца? (Зайчонок.) Детеныши? (Зайчата.) У зайца много... (зайчат).
Аналогичные вопросы задаются про других животных: «У лисы..., волка..., медведя, ежа...».
- Ребенок называет всех детенышей в правильной грамматической форме;
- называет правильно только одну форму;
- не выполняет задание.
Назови детенышей собаки, коровы, лошади, овцы (собака — щенок — щенки, много щенят; корова — теленок — телята — двое телят; лошадь — жеребенок
- жеребята — много жеребят; овца — ягненок — ягнята — много ягнят).
- Ребенок называет все слова правильно;
- называет два-три слова;
- говорит одно слово.
Где живут звери? (В лесу.) Какие слова можно образовать со словом лес? (Лесной, лесник, лесок, лесочек, лесничий, лесовик, луковичек).
- называет более двух слов;
- называет два слова;
- повторяет заданное слово.
Что называют, словом игла! Какие иглы ты еще знаешь?
Ребенок называет иглы у елки, ежа, у сосны, швейную и медицинскую иглу; называет только одно значение этого слова; повторяет слово за взрослым.
Какая игла у ежа? (Острая.) Про что мы говорим: острый, острая, острые? Ребенок называет несколько предметов (острый нож, острая пила, острые ножницы).
-Правильно подбирает два слова;
-называет одно слово.
Что можно делать иглой? Для чего она нужна?
-Ребенок называет разные действия (шить, вышивать; уколоться);
-называет два действия (накалывать грибы, шить);
-называет одно действие (шить).
Составь предложение со словом игла.
-Ребенок составляет сложное предложение (Игла нужна, чтобы шить);
-составляет простое предложение (Иглой делают укол);
-называет одно слово.
Взрослый говорит, что дети из другого детского сада сказали так: «Папа, иди шепотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как сказать правильно?
-Ребенок правильно исправляет все предложения (Папа, иди тихо. Мамочка, я тебя сильно люблю. Я надел ботинки не на ту ногу);
- правильно исправляет два предложения;
-повторяет предложения без изменения.
серия заданий (звуковая культура речи)
- В названии, каких животных слышится звук л? (Лошадь, волк, слон, белка); звук ль? (Лев, лиса, леопард.)
- В названии, каких животных слышится звук р? (Тигр, корова, баран, жираф.) Звук рь! (Черепаха, курица.)
- Назови слова, в которых есть звуки с и ш. (Старушка, Саша, сушка.) Звуки ж из? (Железо.)
- Ребенок различает твердые и мягкие звуки, дифференцирует шипящие звуки;
- называет более двух слов;
- называет одно слово.
- Дается скороговорка, которую надо произнести быстро — медленно, тихо — громко — шепотом. «Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят» (или любую другую).
- Ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса;
- недостаточно четко произносит;
- не владеет умением замедлять, убыстрять темп.
- Произнеси фразу «Я пойду в школу» так, чтобы мы услышали, что это тебя радует, удивляет или ты об этом спрашиваешь.
- Ребенок передает заданные интонации;
- передает только вопросительную интонацию;
- повторяет повествовательную интонацию.
- Придумай окончание фразы, чтобы получилось складно: «Ежик-ежик, где гулял? (Я грибочки собирал.) Ежик-ежик, где ты был? (Я все по лесу бродил)».
- Ребенок ритмично заканчивает фразу;
- отвечает, нарушая ритм;
- говорит одно слово.
серия заданий (связная речь)
- Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке).
- Ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структуры части: начало, середина, конец. (Это ежик. Он коричневый, колючий. На спине у ежа острые иголки. Они нужны ежу, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах);
- рассказывает, опуская начало (или конец);
- перечисляет отдельные качества.
- Воспитатель предлагает серию картинок (3—4), объединенных сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.
- Ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет связный рассказ;
- рассказывает с помощью взрослого;
- перечисляет нарисованное на картинках.
- Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему.
- Ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название;
- составляет рассказ с помощью взрослого;
- не справляется с заданием.
Развитие связной речи оценивается, помимо указанных выше общих показателей, по специальным критериям, которые характеризуют основные качества связного высказывания (описания, рассказа по серии сюжетных картин или на самостоятельно выбранную тему). Напомним эти показатели:
Содержательность (в повествовании — умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании — раскрытие микротем, признаков и действий). Если ребенок придумывает интересный сюжет, он получает 3 балла; если сюжет заимствован — 2 балла; если идет перечисление признаков — 1 балл.
Композиция высказывания: наличие трех структурных частей (начала, середины, конца), выстраивание сюжета в логической последовательности — 3 балла; наличие двух структурных частей (начала и середины, середины и конца), частичное нарушение логики изложения — 2 балла; отсутствие начала и конца — 1 балл.
Грамматическая правильность построения простых и сложных предложений, правильное согласование слов в слово сочетаниях и предложениях — 3 балла; использование только простых предложений — 2 балла; однотипные конструкции (назывные предложения) — 1 балл.
Разнообразные способы связей между предложениями — 3 балла; использование способов формально-сочинительной связи (через союзы а, и, наречие потом) — 2 балла; неумение связывать между собой предложения — 1 балл.
Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов — определений, сравнений, синонимов, антонимов) — 3 балла; некоторое нарушение точности словоупотребления — 2 балла; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов — 1 балл.
Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) — 3 балла; прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы — 2 балла; монотонное, невыразительное изложение — 1 балл.
Оценку выполнения всех заданий воспитатель дает, подсчитав общее количество баллов.
Список нормативных документов и научно-методической литературы
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
- Постановление Главного санитарного врача Р.Ф. от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Приказ Министерства образования и науки Р.Ф. от 17.10.2013 № 1155
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М., 1997.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. — М., 1985.
- Ушаковой О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. / Под ред.— 2012.
- Ушаковой. О.С. Развитие речи дошкольника: Сб. научных. трудов. / Под ред.
- М., 2012.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей. — М., 1981.
10.Ушакова О.С. Струнина Е.М., Развитие речи детей дошкольного возраста Учеб. -метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
11.Ушакова. О. С. «Развитие речи детей 5-7 лет». ТЦ Сфера 2017 г. 12.Ушакова. О. С. «Развитие речи детей 3-5 лет». ТЦ Сфера 2017 г. 13.Ушакова. О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. ТЦ Сфера
2017г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа по развитию речи для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет «Звуковая мозаика»
Пояснительная записка.Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывного образования и входит в систему общественного дошкольного воспитания. Ему принадлежит ведущая роль в во...
Дополнительная образовательная программа по развитию познавательно - исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в стране Наурандии»
В игровой форме вместе с главным героем дети научатся измерять температуру, понимать природу света и звука, познакомятся с чудесами магнитного поля, померятся силой, узнают о пульсе, заглянут в загадо...
Дополнительная образовательная программа по развитию мелкой моторики для детей 5-7 лет "Волшебные пальчики"
Данная программа предназначена для работы с дошкольниками 5-7 лет по правильному развитию мелкой моторики и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координа...
Дополнительная образовательная программа по развитию логиго - математических способностей детей старшего дошкольного возраста с признаками одарённости "Занимательная математика"
Цель программы: развитие логико-математических способностей одарённых детей посредством математических игр и упражнений и задач....
Дополнительная образовательная программа по развитию речи детей "Раз словечко, два словечко".
Дополнительная развивающая программа содержит материал по лексическим темам, который направлен на развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников 4-5 лет....
Дополнительная образовательная программа по развитию речи детей от 3 до 5 лет «Речевая мозаика»
Дополнительная образовательная программа «Речевая мозаика» по профилактике речевых нарушений у детей 3-5 лет. Пояснительная записка Актуальность. Дошкольный возраст &ndash...