Дополнительная образовательная программа по развитию мелкой моторики для детей 5-7 лет "Волшебные пальчики"
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая, подготовительная группа)
Данная программа предназначена для работы с дошкольниками 5-7 лет по правильному развитию мелкой моторики и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пальцев рук у детей.
Данная программа позволяет не только развивать познавательные процессы, но и реализовывать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослым и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов – служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_programma_volshebnye_palchiki_dlya_detey_5-_7_let.docx | 57.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение №5 «Гимназия»,
д/с «Солнышко»
город Мегион
Автор: воспитатель
Гусева Наталья Валерьевна
Дополнительная образовательная программа
по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста
« Волшебные пальчики»
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”…
(В.А.Сухомлинский)
№п/п | Название разделов | страница |
1. | Целевой раздел | 2 |
1.1. | Актуальность программы | 2 |
1.2. | Цель программы | 3 |
1.3. | Задачи программы | 3 |
2. | Содержательный раздел | 3 |
2.1. | Содержание психолого – педагогической работы по реализации программы | 3 |
2.2. | Содержание программы | 4 |
2.3. | Планируемые результаты освоения программы кружка «Веселые пальчики» | 5 |
2.4. | Система мониторинга достижения детьми прогнозируемых результатов | 5 |
3. | Организационный раздел | 9 |
3.1. | Учебно-тематический план | 9 |
3.2. | Календарно – тематический план | 9 |
3.3. | Материально-техническое обеспечение программы | 12 |
4. | Список литературы | 13 |
Пояснительная записка
Содержание данной рабочей программы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно - правовыми документами: ФЗ «Об образовании в РФ» №273, ФГОС ДО от 17.10.2013 №1155, Приказом Минобрнауки России №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013, примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой.
В основу программы положены принципы:
- научной обоснованности и практической применимости;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
- интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
- комплексно – тематическое построение образовательного процесса;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника.
Данная программа предназначена для работы с дошкольниками по правильному развитию мелкой моторики и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пальцев рук у детей.
Данная программа позволяет не только развивать познавательные процессы, но и реализовывать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослым и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов – служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению.
1.Целевой раздел
1.1.Актуальность:
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.
1.2. Цель программы
Создать условия для формирования графических навыков у детей дошкольного возраста через укрепление мелкой моторики и развитие координации движений пальцев рук.
1.3. Задачи программы
Обучающие:
- научить детей владеть графическими навыками письма;
- формировать навыки исполнительского мастерства;
- формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.
Развивающие:
- развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук;
- развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;
- развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
Воспитательные:
- воспитывать в детях аккуратность, усидчивость;
- воспитывать внимательность к выполнению заданий;
- воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Содержание психолого – педагогической работы по реализации
программы
В основе организации работы с детьми лежит:
- принцип системности,
- принцип учёта возрастных особенностей детей,
- принцип дифференцированного подхода,
- принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний,
- принцип постепенного и постоянного усложнения материала,
- принцип гуманного сотрудничества педагога и детей.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об
основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач
интеллектуального и личностного развития детей.
Формы и режим занятий:
Кружковая работа рассчитана на 1– занятие в неделю. Занятия проводятся в группах (10 человек) по 25 – 30 минут и предполагают использование следующих форм: беседа, дидактическая игра, ролевые, коммуникативные игры, физические упражнения, коллективное творчество, индивидуальная корректировка действий.
Неотъемлемым элементом каждого занятия являются пальчиковые игры и физкультминутки. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки играет положительную роль в обучении детей. Это позволяет:
- регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии речи детей;
- совершенствовать внимание и память – психические процессы тесно связаны с речью;
- облегчить усвоение навыков письма будущим школьникам;
- вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.
Длительность физминутки в одном занятии составляет 3-5 минут. В каждой физкультпаузе содержится большое количество разнообразных пальцевых движений, и они по смыслу сочетаются с произносимыми стихами.
2.2.Содержание программы
Работа кружка включает в себя следующие разделы:
- пальчиковая гимнастика;
- рисуночные задания, графические диктанты;
- работа с сыпучими материалами («Сухой бассейн», рисование на подносах, выкладывание мозаики);
- работа с бумагой (оригами, аппликация, конструирование);
- работа со шнурками, рукоделие, шитье;
- рисование;
- моделирование (счетные палочки, спички, трубочки);
- лепка, изготовление поделок из различных материалов.
В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с различными пальчиковыми играми, которые сочетают в себе музыкальное сопровождение, сопровожение художественным словом, гимнастику с учебными предметами. Также проводятся комплексы пальчиковой гимнастики с учебными предметами, направленные на закрепление умения правильно держать карандаш, линейку, кисточку, ножницы, на закрепление правильного расположения руки во время письма, задания на удержание позы кистей рук. Упражнение по удержанию позы могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
В разделе «Рисуночные задания, графические диктанты» задания помогут улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать ручку и карандаш, что очень важно в процессе деятельности. Выполнение детьми рисуночных заданий тренирует произвольное внимание, развивает память, логическое мышление.
В разделе «Работа с сыпучими материалами» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. Повторение этих упражнений способствует развитию внимания, мышления, тактильной памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.
В разделе «Работа с бумагой» представлены такие виды художественного труда, как аппликация, оригами, конструирование из бумаги. Дети знакомятся с различными видами и свойствами бумаги, развивают мелкую моторику, воображение, а также тренируют произвольное внимание и пространственные представления.
Раздел «Работа со шнурками, рукоделие, шитье» направлен на развитие мелкой моторики рук, совершенствование знаний, умений, навыков детей, расширение их представлений о декоративно-прикладном искусстве, развитие психических познавательных процессов, таких как воображение, восприятие, память, внимание, развитие цветовых ощущений, развитие личностных качеств – усидчивости, терпения, старательности, аккуратности, трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца.
В разделе «Рисование» дети знакомятся с различными техниками рисования, с особенностями изобразительных материалов, основами композиции. Занятия рисованием развивают эстетическое восприятие, творческие способности, совершенствуют сложнокоординированные движения руки.
В разделе «Моделирование» подобраны задания для формирования тонких движений рук, развития мускульной и тактильной памяти, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений. Занятие моделированием развивает внимание, память, пространственное мышление.
В разделе «Лепка, изготовление поделок из различных материалов» используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре. Раздел включает в себя разные виды лепки (пластилин, соленое тесто, налеп), а также изготовление поделок из пластилина, природного и бросового материала
2.3. Планируемые результаты освоения программы кружка «Веселые пальчики»
- развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей;
- умение создавать художественный образ своего изделия;
- овладение приемами работы с разными инструментами;
- умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия;
2.4. Система мониторинга достижения детьми прогнозируемых результатов
Карта педагогического обследования детей
№ п/п | Ф.и. ребенка | Тест «Речка» (С. О. Филиппов | Тест «Дорожки» (по Л. Венгеру) | Штриховка | Чувство ритма | Зрительно – моторная координация | Тест «Собери мозаику». | Развитие техники рисунка | Ориентировка на листе бумаги | Средняя оценка |
Дата:
Воспитатель: _________________/______________/
Диагностический инструментарий
Цель: определить уровень развития мелкой моторики дошкольников
№ п/п | Название теста | Содержание | Критерии оценки |
1 | Тест «Речка» (С. О. Филиппова) | Контур «Речки» для всех возрастов предлагается одинаковый. Он определен произвольно с учетом периодического (но не равномерного) увеличения и уменьшения сечения для линий. Такое распределение длины линий также отражает характерные признаки амплитуды письма. Количество линий в графическом упражнении для детей разного возраста различно: для детей шестого года – 20, для детей седьмого года -30. | Высокий уровень – задание выполнено полностью, без искажения линий и захождений за «берега речки». Допускается невыполнение одной линии. Средний уровень – задание выполнено полностью, но со значительными искажениями; задание выполнено полностью, но только наполовину. Низкий уровень – задание выполнено не полностью и с очень значительными ошибками. |
2 | Тест «Дорожки» (по Л. Венгеру) | Рисунок, на котором нарисованы «дорожки», у одного конца стоят машины, у другого – дом. Машина должна «проехать» по дорожке к дому. Ширина дорожек подбирается так, чтобы была достаточно трудна, но доступна ребенку. Тип дорожки усложняется от первой к последней. | Высокий уровень – выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается не более трех раз. Средний уровень – выход за пределы дорожки не более 1 раза, линия ровная, карандаш отрывается не более пяти раз. Низкий уровень – три и более выходов за пределы «дорожки», неровная, дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая, или с очень сильным нажимом, рвущим бумагу, многократное проведение по одному и тому же месту. |
3 | Штриховка | Выполнить задание, в котором ребенок накладывает штрихи в каком – то одном направлении в пределах заданной формы | Высокий уровень – задание выполнено полностью без искажения линий и захождения за контур. Средний уровень – задание выполнено полностью, но с незначительными искажениями; задание выполнено без ошибок, но только наполовину. Низкий уровень – задание выполнено полностью, но с очень большими искажениями. |
4 | Чувство ритма | Обследование ритмических движений у детей в условиях не заданного извне темпа. Интервалы штриховки: для детей 6 – го года жизни – 2 секунды, для детей 7 –го – года жизни – 1, 5 секунды. | Высокий уровень – укладывается в заданном интервале Средний уровень – превышает заданный интервал на 0,5 секунд. Низкий уровень – не укладывается в заданном интервале. |
5 | Зрительно – моторная координация | Изображение круга на плотной бумаге тремя линиями: две узких и в 1,5 мм между ними – широкая (1,5 мм, не тугие ножницы. Продолжительность работы 1 минута. | Высокий уровень – круг вырезан по широкой линии. Средний уровень – не более двух перерезаний узкой линии или одно перезание широкой. Низкий уровень – большее количество перерезаний и превышение времени |
6 | Тест «Собери мозаику». | Для теста требуется плато мозаики и 30 – 35фишек одного цвета. Задача – вставить как можно больше фишек в отверстия за 1 минуту. Фишки можно располагать в любом порядке. Помогать другой рукой не рекомендуется. | Высокий уровень – вставлены все фишки. Средний уровень – вставлено 20 – 25 фишек. Низкий уровень - вставлено 10 – 19 фишек. |
7 | Развитие техники рисунка | Задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные элементы которого составлены из элементов прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать рисунок. | Высокий уровень – полное соответствие с образцом, отсутствие какой - либо неточности в рисунке. Средний уровень – увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка. Низкий- рисунок неправильно изображенный элемент рисунка, неверно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка. |
8 | Ориентировка на листе бумаги | В левой половине листа бумаги нарисованы десять точек по контуру правильного пятиугольника со стороной 4 см. Ребенку предлагается рядом (в правой стороне листа) нарисовать десять точек, повторяя их расположение на образце | Высокий уровень – точное повторение расположения точек с сохранением масштаба рисунка. Средний уровень – небольшое нарушение расстояний между точками при сохранении формы пятиугольника или точное копирование формы рисунка при нарушении масштаба. Низкий уровень - форма пятиугольника не сохранена, точки расположены беспорядочно. |
Формы подведения итогов реализации кружковой работы:
В течении всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном и итоговом этапах. Для проведения мониторинга образовательного процесса используются разные формы: тестирование по индивидуальным карточкам; самостоятельные работы; выступления на родительских собраниях с открытым показом; выставки графических работ; участие в конкурсах.
3. Организационный раздел
Направленность кружковой работы:
Работа кружка включает в себя следующие разделы:
- пальчиковая гимнастика
- рисуночные задания, графические диктанты
- работа с сыпучими материалами («Сухой бассейн», рисование на подносах)
- работа с бумагой (оригами, аппликация, конструирование)
- работа со шнурками, рукоделие, шитье
- рисование
- моделирование (счетные палочки, спички, трубочки)
- лепка, изготовление поделок из различных материалов
3.1.Учебно-тематический план
Виды деятельности | 5-6 лет | 6-7 лет |
Рисуночные задания, графические диктанты | 5 | 7 |
Работа с крупами («сухой бассейн», рисование, выкладывание мозаики) | 5 | 5 |
Работа с бумагой (оригами, аппликация, конструирование) | 5 | 7 |
Работа со шнурками, рукоделие, шитье(шнуровки, плетение, шитье, нанизывание предметов) | 3 | 2 |
Рисование | 8 | 6 |
Моделирование (счетные палочки, спички, трубочки) | 3 | 3 |
Лепка, изготовление поделок из различных материалов (пластилин, сол. тесто, прир. материал, бусины, пуговицы и др.) | 4 | 3 |
Диагностика | 1 | 1 |
Итого | 34 | 34 |
3.2. Календарно – тематический план
для детей 5-6 лет
Срок реализации | Тема занятия | Содержание деятельности |
Сентябрь | «Осення пора» «Зверюшки» «В гости к сказке» «Волшебный поднос» | – коллективная аппликация из листьев – поделки из пр. материала(шишки, желуди, фисташки др.) – рисуночные задания – рисование пальчиками на подносе с манкой |
Октябрь | «Сказочный город» «Соедини по точкам» «Жираф» «Волшебные палочки» | – аппликация из геом. фигур – рисуночные задания – аппликация с использованием крашеного песка – выкладывание фигурок из счетных палочек(геом. фигуры) |
Ноябрь | «Поможем Незнайке» «Дорисуй и раскрась» «Птичка» «Мои друзья» | – шнуровка разными способами – рисуночные задания – оригами – рисование пастелью |
Декабрь | «Фонарик» «Наряжаем елочку» «Портрет Деда Мороза» «Новогодние приключения» | – поделка из бумаги (работа с ножницами) – работа с бисером и тонкой проволокой – рисование с элементами аппликации(гуашь, салфетки) – рисуночные задания(обведи и отгадай, обведи по точкам, заштрихуй, проведи дорожки) |
Январь | «Что принес мне Дед Мороз» «Веселый счет» «Олень» «Виды транспорта» | – аппликация (мозаика из кусочков бумаги) – рисование цифр и раскрашивание – аппликация из резаных ниток – плоскостное моделирование |
Февраль | «Скопируй по образцу» «Сухой бассейн» «Валентинка» «Открытка для папы» | – рисуночные задания – опознавание на ощупь различных предметов – оригами – мозаика из журнальных вырезок с использованием изоленты |
Март | «В весеннем лесу» «Букет для мамы» «Весеннее солнышко» «Сказка» | – рисуночные задания – объемная поделка (цв. бумага, пластилин, трубочки) – аппликация с использованием крашеного песка – рисование (поролон, гуашь, пальчик. краска) |
Апрель | «Закладка и коврик» «Шкатулочка» «Инопланетянин» «Обведи и заштрихуй» | – знакомство с техникой плетения из полосок бумаги – роспись картонной коробки – поделка из природного материала – рисуночные задания (карандаш, шариковая ручка) |
Май | «Гвоздики к празднику» «Волшебный поднос» «Веселые пуговки» «Веревочки» «Звери из ладошки» | – объемная аппликация – рисование цифр и геом. фигур на подносе с манкой – лепка из соленого теста, раскрашивание – плетение косичек, завязывание узелков, бантиков – рисование(карандаши, пастель) |
Календарно – тематический план для детей 6-7 лет
Срок реализации | Тема занятия | Содержание деятельности |
Сентябрь | «Ветрячок» «Сухой бассейн» «Мамины помощники» «Штриховки» | – поделка из бумаги и старых фломастеров – опознавание и зарисовка предметов – пришивание разноцветных пуговиц – выполнение штриховок карандашами, ручкой, красками |
Октябрь | «Приключения веревочки» «Приключения фасолинки» «Осенняя фантазия» «Собираем урожай» | – аппликация из шнурков разной толщины – выкладывание цифр и букв из фасоли, их запись – рисование (разбрызгивание акварели, осенние листья) – оригами и обрывная аппликация |
Ноябрь | «Шалаш, колодец» «Народные промыслы» «Скопируй рисунок» «Волшебный поднос» | – поделки из спичек – роспись тарелки (хохлома) –рисуночные задания – рисование букв, цифр на подносах с манкой, рисом, пшеном |
Декабрь | «Снежинка» «Трубочки» «Задачки Деда Мороза» «Гирлянда» | – смешанная техника (гуашь, поролон, изолента) – моделирование из трубочек и пластилина – рисуночные задания – изготовление гирлянды из колец бумаги |
Январь | «Снежинки» «В царстве пузырей» «Лабиринты» «Зимняя сказка» | – вырезание снежинок – рисование цветными мыльными пузырями – выкладывание фигур из счетных палочек, зарисовка – лепка из соленого теста, мозаика из крупы |
Февраль | «Наши пальцы – штампики» «Военная техника» «Дорисуй и раскрась» «Иголочка и ниточка» | – изготовление различных изображений из отпечатков – конструирование из бумаги – рисуночные задания – знакомство с вышивкой |
Март | «Открытка для мамы» «Цветочная поляна» «Веселые дорожки» «Лесные звери» | – аппликация из ладошки, пришивание бисера и бусин – оригами – рисуночные задания, графический диктант – поделки из природного материала |
Апрель | «Ракета» «Космические просторы» «Сумочка» «Проведи дорожку» | – смешанная техника(оригами, аппликация, рисование) – мозаика на пластилиновой основе – плетение из бумаги – рисуночные задания |
Май | «Веселые задачки» «Салют ко Дню Победы» « Народные промыслы» «Автомобили» «Плетеные булочки» | – отгадывание загадок, зарисовка ответов, штриховки – аппликация с использованием оригами и краш. песка –роспись тарелки (гжель) – конструирование из бумаги – лепка из соленого теста |
3.3. материально-техническое обеспечение программы
Счетные палочки
Карандаши простые
Карандаши цветные
Гуашь
Мелки восковые
Пластилин
Соленое тесто
Бумага для акварели
Цветная бумага
Ножницы
Картон цветной
Гофрированный картон
Креп бумага
клей
Бусины, пуговицы
Различные крупы, фасоль, горох
Цветной песок
4.Список литературы
- Александрова Э.И. Развивающие прописи. – Харьков – Москва: “Инфолайн”, 2003.
- Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: “Фким”, 2000. 207 с.
- Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
- Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.
- Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: “Просвещение”, 2001. 93 с.
- Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.
- Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.
- Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН - ПРЕСС”, 2004.
- Кобитина И.И. «Работа с бумагой: поделки и игры». Занятия с детьми старшего возраста. Творческий центр «Сфера» Москва 2001г.
- Куцакова Л.В.« Творим и мастерим». Серия: библотека программы воспитания и обучения. Изд-во Мозаика-синтез Москва 2010 г.
- Лукашина М.М. Готовим руку к письму. - М.: “Карапуз”, 2008.
- Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”, 2008. 190 с.
- Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.
- Шульгина В.П. Методическая копилка для учителей начальных классов.// Школа радости. – Ростов – на – Дону: “Феникс”, 2002. 319 с.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.–Санкт – Петербург: 2005.40 с.
- Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. “Радуга”, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа «Развитие мелкой моторики пальцев рук на логопедических занятиях в условиях логопункта ДОУ».
Дополнительная программа по развитию мелкой моторики в условиях логопункта позволяет организовать и систематизировать коррекционную работу, не упустить ни одно из направлеений по развитию мелкой мотор...
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Волшебные ладошки» Группа №7 «Фантазеры»
Рабочая программа кружка «Весёлые ладошки» по развитию мелкой моторики в 1 младшей группе № 7 № «Фантазёры» «Источники способностей и дарований детей - на кончиках и...
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Мелкая моторика - это умение координировать движения кистей и пальцев рук, присущее исключительно человеку. Эту уникальную способность необходимо целенаправленно тренировать с самого раннего возраста....
Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия поразвитию мелкой моторики у детей.
В пособии представлена система коррекционных занятий по развитию мелкой моторики у детей с различными речевыми нарушениями. На занятиях используются различные по фактуре материалы и разнообр...
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики рук детей среднего дошкольного возраста «Пластилинография»
Развитие творческой личности посредством нетрадиционной техники работы с пластилином ....
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей младшей группы посредством кружковой деятельности «Веселые пальчики»
Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. На...
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста посредством кружковой деятельности "Веселые пальчики"
Данная программа разработана для развития мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности...