Дополнительная образовательная программа по развитию речи детей "Раз словечко, два словечко".
рабочая программа по развитию речи (средняя группа)

Морозова Анна Владимировна

Дополнительная развивающая программа содержит материал по лексическим темам, который направлен на развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников 4-5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dop._programma_yolochka.doc165.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение  «Детский сад № 43 «Снежинка» города Белово»

                                                                                                         

                                                                                                                                                                                                                                                                     

Дополнительная образовательная программа по развитию речи детей

«Раз словечко, два словечко»

Возраст детей: от 4 до 5 лет

Срок реализации программы: 1 год

        

Белово 2019

Авторы – составители:  Н. В. Мастихина, воспитатель;  А.В. Морозова  воспитатель.

Мастихина, Н. В., Морозова А.В.  Раз словечко, два словечко: дополнительная общеразвивающая программа  / Н. В. Мастихина, А.В. Морозова – Белово: МБДОУ «Снежинка», 2019. – с.        

Дополнительная общеразвивающая программа содержит материал по лексическим темам, который направлен на развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников 4-5 лет. Это и словесные игры, и упражнения для развития мелкой моторики, мышления, зрительного внимания и многое другое, что к конечном итоге поможет сделать речь ребенка богаче и разнообразнее.

При реализации дополнительной общеразвивающей программы используются следующие методы: практические, словесные, наглядные.

Содержание детской деятельности распределено по неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.

Дополнительная общеразвивающая  программа предназначенная для педагогов ДОО.

Содержание

  1. Пояснительная записка                                                                                  4

2. «Раз словечко, два словечко»                                                                       8

3. Методическое обеспечение программы                                                   16

      4. Список литературы                                                                                      20

Пояснительная записка

В наше время информационных технологий развитие речи детей является актуальной проблемой. Дети порой умеют пользоваться сложной, современной техникой, а связно изложить свои мысли не могут. Стоит отметить, что с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих различные речевые нарушения. Родители с детьми стали реже посещать библиотеки, читать книги, рассматривать иллюстрации и рассуждать о прочитанном. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной речи.

Уже с дошкольного возраста ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует» со словом, создаёт новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его лингвистического развития, в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений речи. Такое развитие ведёт к овладению всеми богатствами родного языка.

От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности – они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой, им трудно выразить свои мысли и чувства словами.

При стихийном речевом развитии дети получают достаточно невысокий речевой навык, поэтому необходимо специальное обучение. Целью специальных занятий должна стать помощь в усвоении ребёнком речи и как средства общения и познания, и как средства регулирования собственного поведения. Данная рабочая программа нацелена на разностороннее развитие ребенка, его связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики.

Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом слов, с интересом наблюдать за их использованием в речи. Учебный материал подается сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будет складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.

Цель программы: создать условий для полноценного речевого развития детей в возрасте 4-5 лет в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Задачи:

  1. Развить связную речь.
  2. Обогатить и активизировать словарь.
  3. Воспитать звуковую культуру.
  4. Формировать грамматическую сторону речи.

5. Приобщить к словесному искусству, как к средству развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру.

  1. Воспитать любовь и интерес к книге через знакомство детей с художественной литературой.

В основе программы лежит комплексный подход, который направлен на решении разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую), и на их основе, на решение главной задачи — развитие связной речи.

Программа основывается на принципах:

принцип преемственности, который осуществляется в двух формах: линейной и концентрической. Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры, формирование грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи) осуществляется, прежде всего, линейно, поскольку от группы к группе постепенно усложняется материал внутри каждой задачи, варьируются сочетаемость упражнений, их смена и взаимосвязь;

принцип взаимосвязи - обогащение и активизация словаря, формирование грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи, развитие элементарного осознания языковых явлений;

принцип наглядности обеспечивает создание наглядных представлений о предметах и явлениях окружающего мира, от которых зависит эффективность обучения родному языку, данный принцип осуществляется при помощи лингвистических (контекст, толкование новых слов, подбор синонимов и антонимов) и экстралингвистических средств (изобразительные средства, невербальные средства, демонстрация предметов и наблюдение явлений окружающей действительности);

принцип доступности и посильности реализуется в делении речевого материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно возрастным особенностям становления речи детей;

принцип обеспечения активной речевой практики выражается в том, что язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики, речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка - это не только говорение, но и слушание, восприятие речи, данный принцип предусматривает создание условий для широкой речевой практики всех детей в разных видах деятельности;

Большинство занятий построено по тематическому принципу, упражнения и высказывания детей начинают, продолжают, и развивать одну тему.

Следует помнить, что соотношение компонентов процесса речевого развития и принципов обучения речи является не абсолютным, а относительным с точки зрения доминирующего влияния того или иного принципа на соответствующий компонент. Важно иметь в виду, что любой предшествующий принцип имеет отношение ко всем другим последующим компонентам обучения, подобно тому, как задачи определяют содержание обучения, методы - выбор форм организации обучения.

Основной формой работы педагога с детьми является игровая деятельность - основная форма деятельности дошкольников. Занятия проходят

  • игровой форме, они насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.

Срок реализации программы – 1год. Периодичность проведения занятий – 1 раз в неделю; таким образом, программа рассчитана на 34 занятий в год. Продолжительность занятий в соответствует требованиям СанПиН. В течение занятия предусмотрены физкультминутки, смена динамической паузы, артикуляционная, пальчиковая и зрительная гимнастики, подвижные игры и логоритмические упражнения.

2. «Раз словечко,  два словечко».

          Задачи.

Связная речь

  1. Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе.

          2. Побуждать участвовать в драматизации знакомых сказок.

          3. Учить детей описывать предмет, картину (по образцу воспитателя).        

Формирование словаря

4. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении, расширения представлений о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного окружения.

5. Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, деталей, материалов, из которых они изготовлены, видимых и некоторых скрытых свойств материалов (мнется, бьется, ломается, крошится).

 6. Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия, движение (бежит, мчится). Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток, характеризовать состояние и настроение людей. употреблять слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно).

7. Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные).

Звуковая культура        

         8. Учить детей внятно произносить в словах гласные и согласные звуки, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р,л).

        9. Развивать общие речевые навыки (артикуляционную моторику, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание).

       10. Совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.

Грамматический строй речи

         11. Учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Учить употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, форму множественного числа существительных в родительном падеже. Учить детей получать из нераспространённых простых предложений распространённые; составлять предложения с однородными членами.

Художественная литература

 12. Воспитывать умение внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения. Учить правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать героям.

13. Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.

14. Развивать зрительное восприятие, внимание. Воспитывать интерес к иллюстрациям.

        Возрастные особенности, режим занятий, формы и методы обучения.        К концу среднего дошкольного возраста восприятие становится более развитым. Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если ребенку предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

В соответствии с возрастными особенностями детей занятия проводятся в

игровой форме.  Игровая деятельность способствует развитию произвольного внимания и произвольной памяти. В процессе занятий используются следующие виды игр: сюжетно-ролевые, дидактические, словесные, подвижные, символические. Символическая игра - употребление ребёнком символов, является одной из ступеней в развитии его воображения и мышления.

Методы используемые для реализации Программы:

  • Наглядные.
  • Словесные.
  • Практические.
  • Опосредованное        наблюдение        (изобразительная        наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).
  • Чтение и рассказывание художественных произведений.
  • Заучивание наизусть.
  • Пересказ.
  • Обобщающая беседа.
  • Рассказывание без опоры на наглядный материал.

Обучение на данной ступени продолжается один год, регулярность занятий - один раз в неделю (36 часов в год). Продолжительность занятий 20 минут.

  Ожидаемые результаты.

К концу года дети могут

  1. Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка.
  2. Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница — сухарница).
  3. Дети используют в речи существительные с обобщающим значением; существительные обозначающие профессии, глаголы, характеризующие трудовые действия, движения, умеют называть местоположение предмета, части суток.
  4. Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове.
  5. Дикция становится более чёткой, совершенствуется интонационная выразительность речи.

          6. Дети умеют согласовывать слова в предложении; стараются правильно использовать предлоги; могут образовывать форму множественного числа некоторых существительных, обозначающих детёнышей животных, употребляют эти существительные в именительном и винительном падежах правильно (лисята-лисят).

         7.Осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

         8. Подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать отрывки из знакомых произведений.

           9. Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).

  1. Назвать любимую сказку, прочесть понравившееся стихотворение.
  2. С интересом рассматривать иллюстрированные издания детских книг.
  3. С помощью взрослого драматизировать небольшие сказки.

             Учебно-тематический план.

п/п

Название темы

Количество

часов

1.

Беседа с детьми на тему "Надо ли учиться правильно говорить"

1

2.

Во саду ли в огороде

2

3

Осень золотая

1

4

Осенний лес - полон чудес

1

5

У медведя во бору

2

6

Чтобы четко говорить, надо с пальчиками дружить

1

7

Волшебный мир звуков

1

8

Дом, где мы живем

1

9

Моя комната

1

10

Мой город

1

11

Я человек

1

12

Здравствуй, зимушка зима

1

13

Здравствуй, елочка -зеленая иголочка

1

14

Мир полон сказок и чудес

1

15

Зимующие птицы

1

16

Зимовье животных

1

17

Я люблю свою лошадку

1

18

Зоопарк

1

19

Подводный мир

1

20

Транспорт

1

21

Малыши-кибальчиши

1

22

Все работы хороши

1

23

Мамин праздник

1

24

Весна красна

1

25

Перелетные птицы

1

26

Ателье

2

27

Космические путешествия

1

28

Мир насекомых

1

29

День Победы

1

30

Мир цветов  

1

31

Скоро лето

1

ИТОГО:

34

 Содержание программы.

Формирование словаря

Накопление пассивного словаря, усвоение слов, обозначающих части тела и лица человека, предметы ближайшего окружения, простейшие игровые и бытовые действия, признаки предметов. Расширение, уточнение, активизация номинального словаря на основе обогащения представлений об окружающем по лексическим темам: семья, игрушки, туалетные принадлежности, одежда, обувь, мебель, продукты питания, посуда, домашние птицы и животные, дикие птицы и животные, транспорт, цветы, насекомые. Активизация слов, обозначающих существенные части, детали предметов и объектов.

Формирование глагольного словаря за счёт активного усвоения глаголов по изучаемым лексическим темам.

Прилагательные, обозначающие признаки и качества предметов: цвет, свойства (сладкий, кислый), величину (большой, маленький), оценку (хороший, плохой).

Местоимения (я, мы, ты, вы, он, она, они ).

Формирование грамматического строя речи.

Формы единственного и множественного числа имён существительных мужского и женского рода в именительном падеже (кот-коты ).

Формы имён существительных мужского и женского рода в винительном, родительном, дательном, творительном, предложном падежах (беспредложные конструкции), затем- предложные конструкции с простыми предлогами со значением пространственного расположения, направления действия (в, на, у).

Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (к, ик, чик, ок, чек, очк, ечк, ен, ят ).

Согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода единственного числа в именительном падеже (большой мяч, маленькая груша). Согласование числительного с существительным (одно ведро, одна кукла). Составление предложений из нескольких слов по вопросам, по картинке и по демонстрации действия. Распространение простых предложений однородными подлежащими и сказуемыми.

Работа над фразой, коротким предложением.

Развитие фонетико-фонематической стороны речи.

        Формирование умения различать гласные звуки по принципу контраста: у-а и т.д. Различение гласных близких по артикуляции. Работа над словами, сходными по звучанию (кот-кит, бочка-точка, миска-киска). Упражнения на различение длинных и коротких слов, на простукивание, прохлопывание слогового рисунка слова).

Работа над правильным речевым диафрагмальным дыханием и длительным ротовым выдохом. Сила, динамика и модуляция голоса. 

Активизировать движение артикуляционного аппарата с помощью специальных упражнений и уточнить артикулирование гласных звуков (а, о, у) согласных  раннего  онтогенеза  (м,  н,  п,  т,  ф,  в,  б,  к,  г,  х).Воспитывать правильный, умеренный темп речи, развивать интонационную выразительность, ритмичность речи.

Развитие связной речи

Развитие умения поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца.

Формирование умения повторять за взрослым описательный рассказ из 2-3 простых предложений, а затем составлять короткий описательный рассказ с помощью взрослого.

Формировать навыки пересказа. Обучать пересказывать хорошо знакомые сказки или небольшие тексты с помощью взрослого и со зрительной опорой.

Заучивание небольших песенок, потешек, стихотворений с опорой на картинки. Развивать эмоционально-выразительные жесты и мимику.

        Знакомство с художественной литературой

Выработка правильного отношения к книге и чтению, воспитание навыка аккуратного обращения с книгой. Беседы по их содержанию.

        Воспитание навыка слушания, формирование эмоционального отклика на содержание произведения.

          Формирование навыка пересказа хорошо знакомых сказок и небольших рассказов со зрительной опорой и с помощью взрослого.

        

3. Методическое обеспечение программы

Дидактический материал

          1. Книжки-малышки с народными потешками и колыбельными песенками яркими картинками.

  1. Художественная литература для детей 4-5 лет. Сказки, рассказы, поэзия, проза.
  2. Настольно-печатные дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи («Один и много», «Кого не стало», «Большой- маленький», «Чья мама», «Короткие слова» и т.д.)
  3. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения и фонетико-фонематической стороны речи.
  4. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.

6.Предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.

          7. Алгоритмы, схемы описания предметов и объектов, мнемотаблицы для заучивания стихотворений.

          8. Сюжетные картины, для составления описательного рассказа.

9. Лото, домино, игры - ходилки по изучаемым темам.

10. Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам.

          11.Настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза.

12. Наборы игрушек для инсценирования сказок, маски-шапочки, настольные театры, различные атрибуты для инсценировки сказок.

          13. Ребусы, кроссворды.

14. Настольно-печатные игры для развития внимания, памяти, мышления, обобщающей функции речи («Классификация», «Назови одним словом»).

15. СД с записью бытовых шумов, «голосов природы», музыки для релаксации, музыкального сопровождения для пальчиковой гимнастики, логоритмических игр и упражнений).

Диагностический материал

  • целью определения успешности усвоения данной образовательной программы в начале и в конце года проводится педагогическая диагностика. Для этого мы используем следующие методы:

- педагогическое наблюдение;

-анализ выполнения тестовых заданий.

Детям предлагается набор игровых упражнений, для определения уровня подготовки, результаты фиксируются в таблице. В зависимости от степени самостоятельности выполнения ребёнком заданий определены три уровня их оценки: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень («В»)- ребёнок выполняет задания самостоятельно. Средний уровень («С»)- ребёнок выполняет задание с помощью педагога. Низкий уровень («Н»)- ребёнок не может справиться с заданием даже с помощью взрослого.

Критерии, по которым оценивается работа детей:

  • решение поставленной задачи в полном объёме;
  • хорошее владение приёмами работы данной возрастной группы;
  • настойчивость и старательность в работе.

Диагностический контроль проводится для выявления результативности образовательного процесса. Для этого используются следующие формы:

- итоговое занятие с фиксированием результатов включённого педагогического наблюдения;

  • беседы с детьми;
  • мониторинг усвоения программы по специальным диагностическим методикам.

Диагностический материал для детей 4-5  лет

Лексическая сторона речи

  1. Назвать по три-четыре картинки по следующим лексическим темам: игрушки, посуда, одежда, обувь, животные.
  2. Назвать действия по картинке (ест, спит, играет, рисует, пьёт, гуляет).
  3. Назвать признаки по картинкам(красный, синий, зелёный, жёлтый, большой, маленький, сладкий, кислый).

4. Назвать части тела и части предметов по картинкам (ноги, руки, глаза, уши, живот, грудь, спинка стула, ножки стула и т.д.)

Состояние грамматического строя речи

1.Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (назвать по картинкам): стол-столы, мяч-мячи, дом-дома, кукла-куклы, рука-руки.

2. Согласование прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского рода (назвать по картинкам): красный мяч, синий шар, красная чашка, синяя лопатка.

3.Употребление предложно-падежных конструкций с предлогами (по картинкам), предлоги «в», «на».

  1. Употребление глаголов в форме единственного и множественного числа (кот спит- коты спят).

5. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (стол-столик).

6. Употребление имён существительных в косвенных падежах (чего нет у мальчика? мяча)

7.Употребление предложно-падежных конструкций (Где сидит снегирь? На дереве)

8. Образование названий детёнышей животных (у кошки-котёнок).

Исследование фонетико-фонематической стороны речи

1.Состояние имитационной стороны речи.

2.Исследование звукослоговой структуры слов (повторить за педагогом односложные, двусложные, трёхсложные слова)

  1. Состояние звукопроизношения (отсутствие, замены звуков, возможные искажения).

- гласные а, о, у, и, э, ы

- твёрдые и мягкие согласные звуки : б, п, м, в, ф, д, т, н, г, к, х

  1. Слуховая дифференциация звуков (показать на картинке называемые педагогом предметы: кот-кит, бочка-дочка, миска-киска).

-показать собачку, услышав звук р в слове (дом, рак, вода, рыба, банка, труба).

Состояние связной речи

Пересказ текста из нескольких предложений.

4. Список  литературы

Литература для родителей

  1. Астафьева Е.О. Играем, читаем, пишем.-СПб:ООО «Издательство «Детство-Пресс»,2013 г.

2. Васильева Н.Н., Новотворцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников.- Ярославль «Академия Холдинг»,2002.

3. Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь.-СПб: «Каро», 2003.

4. Ильина М.Н., Парамонова Л.Г. Тесты для детей. Готов ли ваш ребёнок к школе? -СПб: «Дельта»,1997.

5. Косинова Е.М. Пишем вместе с логопедом.-М.: «Махаон», 2013.

6. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребёнка к школе.-СПб.: «Литера», 2014.

  1. Краузе Е. Логопедия.-СПб.: «Корона.Век», 2012.

8.        Лопухина        И.С.        Логопедия. Упражнения        для        развития        речи.-СПб.: «Дельта», 1997.

9. Нищева Н.В. Занимаемся вместе. -СПб.: «Детство-Пресс»,2013.

10.Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.-Ярославль: «Академия Развития», 1996.

11. Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми.-М.: «Владос», 1994.

12. Сидорова У.М. Учим слова и предложения.-М.: «ТЦ Сфера», 2014.

Литература для педагога

  1. Васильева М.А., Гербова В.В. Программа воспитания и обучения в детском саду.-М.: «Мазаика-Синтез», 2007.
  2. Васильева М.А., Гербова В.В. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду.-М.: «Мазаика-Синтез», 2007 год.
  3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика.-М.: «Просвещение», 1985.

4. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет.-М.:«Гном-пресс»,1999.

5.        Лиманская        О.Н.        Конспекты        логопедических        занятий.-М.:        «Сфера», 2010.

6. Нищева Н. В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы.- СПБ.: «Детство-Пресс», 2011.

  1. Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе .-СПб.: «Детство пресс», 2013.

8. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе.-СПб.: «Детство-Пресс»,2006.

9. Рыжова Н.В. Развитие речи в детском саду 4-5 года.- Ярославль «Академия развития»,2008.

  1. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников.-М.: «Сфера», 2002.

11. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения.-М.: «Просвещение»,1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа по развитию речи для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет «Звуковая мозаика»

Пояснительная записка.Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывного образования и входит в систему общественного дошкольного воспитания. Ему принадлежит ведущая роль в во...

Консультация для родителей по развитию речи «Раз словечко, два словечко…»

Консультация для родителей "Раз словечко, два словечко..."...

Дополнительная образовательная программа по развитию речи "Говорунчик" для детей 6-7 лет

В материале размещены планы-конспекты кружка по развитию речи для детей 6-7 лет. Программа разработана с октября по апрель....

Дополнительная образовательная программа по развитию речи детей от 3 до 5 лет «Речевая мозаика»

Дополнительная образовательная программа «Речевая мозаика» по профилактике речевых нарушений у детей  3-5 лет.  Пояснительная записка Актуальность. Дошкольный возраст &ndash...

Дополнительно образовательная программа по развитию речи дошкольников через применение нетрадиционной здоровьесберегающей технологии Су-Джок терапии «Волшебство с Су-Джок»

Метод Су-Джок – это современное направление, которое объединяет древние знания восточной и последние достижения европейской медицины. В некоторых странах этот метод входит в государственные прог...

Дополнительная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности «Раз – словечко, два – словечко».

Дошкольный возраст-важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром.  ...