Дополнительная образовательная программа по развитию речи детей от 3 до 5 лет «Речевая мозаика»
рабочая программа по развитию речи (средняя группа)
Дополнительная образовательная программа «Речевая мозаика» по профилактике речевых нарушений у детей 3-5 лет.
Пояснительная записка
Актуальность. Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего.
У детей младшего дошкольного мы часто наблюдаем, речь мало понятна для окружающих. В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день очень актуальной. Многие дошкольники нуждаются в более раннем начале логокоррекционной работы. Логопедическая работа по дополнительной программе «Речевая мозаика» является пропедевтической. Она позволяет оказывать специализированную логопедическую помощь детям 3-5 лет по развитию речи на подгрупповых занятиях.
Направленность. Предлагаемая программа по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической; по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации – индивидуально-подгрупповой.
Отличительные особенности данной программы от существующих и используемых в дошкольных учреждениях состоят в следующем:
Программа включает работу с детьми среднего возраста и в связи с тем, что в средней подгруппе встречаются дети с речевыми нарушениями, часто практически не говорящие, в планировании выделены такие направления, как «Развитие импрессивной речи» и «Развитие экспрессивной речи».
Все занятия проводятся в игровой форме.
Педагогическая целесообразность состоит в создании благоприятных условий, обеспечивающих, полноценное овладение лексико-грамматическими категориями языка, развитием связной речи, формированием словарного запаса, развитием словарного запаса, развитием слухового восприятия.
При составлении программы были использованы методические разработки Н. В. Нищева, Л.Н. Смирнова, А. И. Максакова, Г.А. Тумакова, А. К. Бондаренко и других авторов, а также собственные методические разработки и пособия автора программы. Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области профилактики речевых нарушений у детей.
При планировании коррекционной работы по данной программе учитывались особенности детей:
- индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей;
- положительная мотивация выполнения заданий;
- чередование различных видов деятельности.
В основу планирования занятий были положены следующие дидактические принципы:
принцип комплексности воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений;
принцип поэтапного формирования умственных действий, при котором работа над каждым типом задания проводиться в определённой последовательности;
принцип учёта зоны ближайшего развития, при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны логопеда;
принцип усложнения материала с постепенным включением трудностей в логопедическую работу;
принцип учета объема и степени разнообразия материала. Во время реализации программы необходимо переходить к новому материалу после сформированности того или иного умения.
принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей согласует требования психического и личностного развития ребенка возрастной норме. Учет уровня речевого развития каждого ребенка.
принцип учета эмоциональной сложности материала. Чтобы проводимые игры, упражнения, предъявляемый материал создавали благоприятный эмоциональный тон.
принцип динамичности – сбалансированный охват всех сторон речи ребенка ( словарь, грамматический строй речи, связная речь и т.д.).
принцип сотрудничества– создание атмосферы доброжелательности, эмоциональной раскрепащенности в коллективе детей.
Цель программы: Развитие общих речевых навыков, способствующие успешной адаптации и социализации детей младшего дошкольного возраста.
Образовательные:
формирование умения регулировать силу голоса;
формирование лексико - грамматических категорий языка.
Развивающие:
развивать дыхание, голос и мимические мышцы;
развивать пальчиковую моторику;
развивать слуховое и зрительное внимание;
развивать связную речь.
Развитие когнитивных процессов: внимания, памяти, мышления.
Воспитательные:
воспитывать умение внимательно вслушиваться в речь педагог;
воспитывать умение слушать друг друга;
Здоровьесберегающие –
планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
соблюдать правильную посадку ребенка;
способствовать созданию благоприятного психологического климата;
В программе предлагается система занятий по развитию речи детей младшего дошкольного возраста. Программа включает игры, упражнения и тренинги по лексическим темам для детей младшего дошкольного возраста.
Программа рассчитана на 2 года.
Периодичность занятий 1 раз в неделю (с середины сентября по май включительно), всего 28 занятий
Продолжительность занятий: 10 -15 минут - группа детей от 3 - 4 лет.
Количество детей в группе до 5 человек.
Периодичность занятий 1 раз в неделю (с середины сентября по май включительно), всего 30 занятий.
Продолжительность занятий: 15 - 20 минут - группа детей от 4 - 5 лет.
Количество детей в группе до 5 человек
Периодичность занятий 1 раз в неделю (с середины сентября по май включительно), всего 30 занятий.
Форма организации детей: подгрупповая.
Занятия строятся в форме единой сюжетной линии. Главные герои занятий Маша и медведь у которого много друзей. Эти персонажи оживляют эмоциональное общение логопеда с детьми. Вовлечение детей в сюжет становиться для детей эмоционально значимым, позволяет раскрыть их личностные качества, преодолеть речевой негативизм, воспитывать чувство взаимопомощи.
Частая смена сюжета, персонажей, и соответственно новизна заданий увеличивает степень концентрации внимания, снижает утомляемость детей на занятиях.
В содержание занятий включены следующие виды работы:
упражнения на развитие слухового внимания;
дыхательные упражнения;
игры для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук;
лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связанной речи;
Для оздоровления детей, снятия мышечного и нервного напряжения используются нетрадиционные методы, такие как элементы Су-джок терапии, самомассаж ладоней, массажными мячиками, игры с бельевыми прищепкам, песочной терапии. Для активизации внимания детей на занятии применяются средства ИКТ.
Предполагаемые результаты:
- повышение речевой активности, понимания обращенной речи;
- укрепление произвольного и слухового внимания;
- расширение рамок общения с помощью мимики, жестов;
- коррекция лексико-грамматической стороны речи;
- формирование связной речи.
Тематический план по дополнительной программе «Речевая мозаика»
для детей от 3 до 4 лет.
№ п/п |
Месяц |
Тема занятия
|
1 | Сентябрь |
|
2 | Октябрь |
|
3 | Ноябрь |
|
4 | Декабрь |
|
5 | Январь |
|
6 | Февраль |
|
7 | Март |
|
8 | Апрель |
|
9 | Май |
|
Тематический план по дополнительной программе «Речевая мозаика»
для детей от 4 до 5 лет.
№ п/п |
Месяц |
Тема занятия
|
1 | Сентябрь |
|
2 | Октябрь |
|
3 | Ноябрь |
|
4 | Декабрь |
|
5 | Январь |
|
6 | Февраль |
|
7 | Март |
|
8 | Апрель |
|
9 | Май |
|
Материально-техническое обеспечение работы учителя-логопеда по ДОП программе «Речевая мозаика».
- Интерактивная доска в логопедический кабинет.
- Картинный материал по всем лексическим темам (список лексических тем прилагается).
- Муляжи фруктов, овощей, грибов, ягод, домашних и диких животных.
- Деревянную матрёшку семи кукольную.
- Игрушки-шнуровки.
- Мозаика крупная.
- Массажные мячи.
- Су- джоки.
- Бизиборды.
- Вкладыши больше-меньше.
- Игрушки с музыкальными эффектами для развития слухового восприятия.
- Крупный куб с различными игровыми средствами: сортировщики, подвижные, съемные, озвученные или оснащенные световыми эффектами элементы.
- Комплект из стержней разной длины на единой основе и шариков для нанизывания и сортировки по цвету.
- Набор из объемных элементов разных повторяющихся форм, цветов и размеров на общем основании для сравнения.
- Юла или волчок
- Набор кубиков разных размеров
- Дидактический набор из деревянных брусочков разных размеров.
- Карандаши цветные по количеству детей.
- Настольно – печатные дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи.
- Наборы игрушек и комплекты предметных картинок для уточнения произношения в звукоподражаниях, для уточнения и и произношения гласных и согласных раннего генеза. (П - ПЬ; Б - БЬ; М – МЬ; Ф - ФЬ; В – ВЬ; Т - ТЬ; Д - ДЬ; Н – НЬ;К - КЬ; Г - ГЬ; Х -, ХЬ).
- Папки - регистраторы пластиковые по количеству детей.
- Файлы.
Список литературы
Белова-Давид Р. А. Нарушение речи у дошкольников. — М.: Просвещение, 1972.
Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. — М.: Гном-Пресс, 2001.
Борякова Н. Ю., Соболева А. В., Ткачева В. В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. — М.: Гном-Пресс, 2000.
Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду», издательство «Просвещение». Москва, 1990 г.
Васильева С. А.,- Соколова Н. В. Логопедические игры для дошкольников. — М.: Школа-Пресс, 1999.
Давидович Л. Р., Резниченко Т. С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? — М.: Гном и Д., 2001.
Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. — М.: Просвещение, 1985.
Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. — М.: Просвещение, 1991.
Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. — М.: Просвещение, 1991.
Филичева Т. Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. — М.: Просвещение, 1987.
Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. — М.: Российское педагогическое агентство «Когито-центр», 1998.
Нищева Н. В. «Система коррекционной работы», 2детство пресс» Санкт – Питербург, 2002г.
Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду». (занятия с детьми3-4 лет», Издательство «Мозаика – синтез». Москва, 2005г.
Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду» (занятия с детьми 4-5 лет), Издательство «Мозаика – синтез». Москва, 2005г.
Максакова А. И., Тумакова Г.А. «Учите, играя». Издательство «Просвещение», 1979г.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная программа по развитию речи детей от 3 до 5 лет «Речевая мозаика» МБДОУ ДС №7 «Незабудка»
УТВЕРЖДЕНО
Директором МБДОУ ДС №7 «Незабудка»
_______________________
на основании решения педагогического совета
Протокол №5 от 31.05.2019 г.
(приказ от 31.05.2019 г. №119)
Дополнительная образовательная программа
по развитию речи детей
от 3 до 5 лет «Речевая мозаика»
Составила:
Лисечко Н.Н.
2019 г
Дополнительная образовательная программа «Речевая мозаика» по профилактике речевых нарушений у детей 3-5 лет.
Пояснительная записка
Актуальность. Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего.
У детей младшего дошкольного мы часто наблюдаем, речь мало понятна для окружающих. В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день очень актуальной. Многие дошкольники нуждаются в более раннем начале логокоррекционной работы. Логопедическая работа по дополнительной программе «Речевая мозаика» является пропедевтической. Она позволяет оказывать специализированную логопедическую помощь детям 3-5 лет по развитию речи на подгрупповых занятиях.
Направленность. Предлагаемая программа по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической; по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации – индивидуально-подгрупповой.
Отличительные особенности данной программы от существующих и используемых в дошкольных учреждениях состоят в следующем:
Программа включает работу с детьми среднего возраста и в связи с тем, что в средней подгруппе встречаются дети с речевыми нарушениями, часто практически не говорящие, в планировании выделены такие направления, как «Развитие импрессивной речи» и «Развитие экспрессивной речи».
Все занятия проводятся в игровой форме.
Педагогическая целесообразность состоит в создании благоприятных условий, обеспечивающих, полноценное овладение лексико-грамматическими категориями языка, развитием связной речи, формированием словарного запаса, развитием словарного запаса, развитием слухового восприятия.
При составлении программы были использованы методические разработки Н. В. Нищева, Л.Н. Смирнова, А. И. Максакова, Г.А. Тумакова, А. К. Бондаренко и других авторов, а также собственные методические разработки и пособия автора программы. Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области профилактики речевых нарушений у детей.
При планировании коррекционной работы по данной программе учитывались особенности детей:
- индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей;
- положительная мотивация выполнения заданий;
- чередование различных видов деятельности.
В основу планирования занятий были положены следующие дидактические принципы:
принцип комплексности воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений;
принцип поэтапного формирования умственных действий, при котором работа над каждым типом задания проводиться в определённой последовательности;
принцип учёта зоны ближайшего развития, при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны логопеда;
принцип усложнения материала с постепенным включением трудностей в логопедическую работу;
принцип учета объема и степени разнообразия материала. Во время реализации программы необходимо переходить к новому материалу после сформированности того или иного умения.
принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей согласует требования психического и личностного развития ребенка возрастной норме. Учет уровня речевого развития каждого ребенка.
принцип учета эмоциональной сложности материала. Чтобы проводимые игры, упражнения, предъявляемый материал создавали благоприятный эмоциональный тон.
принцип динамичности – сбалансированный охват всех сторон речи ребенка ( словарь, грамматический строй речи, связная речь и т.д.).
принцип сотрудничества– создание атмосферы доброжелательности, эмоциональной раскрепащенности в коллективе детей.
Цель программы: Развитие общих речевых навыков, способствующие успешной адаптации и социализации детей младшего дошкольного возраста.
Образовательные:
формирование умения регулировать силу голоса;
формирование лексико - грамматических категорий языка.
Развивающие:
развивать дыхание, голос и мимические мышцы;
развивать пальчиковую моторику;
развивать слуховое и зрительное внимание;
развивать связную речь.
Развитие когнитивных процессов: внимания, памяти, мышления.
Воспитательные:
воспитывать умение внимательно вслушиваться в речь педагог;
воспитывать умение слушать друг друга;
Здоровьесберегающие –
планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
соблюдать правильную посадку ребенка;
способствовать созданию благоприятного психологического климата;
В программе предлагается система занятий по развитию речи детей младшего дошкольного возраста. Программа включает игры, упражнения и тренинги по лексическим темам для детей младшего дошкольного возраста.
Программа рассчитана на 2 года.
Периодичность занятий 1 раз в неделю (с середины сентября по май включительно), всего 28 занятий
Продолжительность занятий: 10 -15 минут - группа детей от 3 - 4 лет.
Количество детей в группе до 5 человек.
Периодичность занятий 1 раз в неделю (с середины сентября по май включительно), всего 30 занятий.
Продолжительность занятий: 15 - 20 минут - группа детей от 4 - 5 лет.
Количество детей в группе до 5 человек
Периодичность занятий 1 раз в неделю (с середины сентября по май включительно), всего 30 занятий.
Форма организации детей: подгрупповая.
Занятия строятся в форме единой сюжетной линии. Главные герои занятий Маша и медведь у которого много друзей. Эти персонажи оживляют эмоциональное общение логопеда с детьми. Вовлечение детей в сюжет становиться для детей эмоционально значимым, позволяет раскрыть их личностные качества, преодолеть речевой негативизм, воспитывать чувство взаимопомощи.
Частая смена сюжета, персонажей, и соответственно новизна заданий увеличивает степень концентрации внимания, снижает утомляемость детей на занятиях.
В содержание занятий включены следующие виды работы:
упражнения на развитие слухового внимания;
дыхательные упражнения;
игры для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук;
лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связанной речи;
Для оздоровления детей, снятия мышечного и нервного напряжения используются нетрадиционные методы, такие как элементы Су-джок терапии, самомассаж ладоней, массажными мячиками, игры с бельевыми прищепкам, песочной терапии. Для активизации внимания детей на занятии применяются средства ИКТ.
Предполагаемые результаты:
- повышение речевой активности, понимания обращенной речи;
- укрепление произвольного и слухового внимания;
- расширение рамок общения с помощью мимики, жестов;
- коррекция лексико-грамматической стороны речи;
- формирование связной речи.
Тематический план по дополнительной программе «Речевая мозаика»
для детей от 3 до 4 лет.
№ п/п | Месяц | Тема занятия |
1 | Сентябрь |
|
2 | Октябрь |
|
3 | Ноябрь |
|
4 | Декабрь |
|
5 | Январь |
|
6 | Февраль |
|
7 | Март |
|
8 | Апрель |
|
9 | Май |
|
Тематический план по дополнительной программе «Речевая мозаика»
для детей от 4 до 5 лет.
№ п/п | Месяц | Тема занятия |
1 | Сентябрь |
|
2 | Октябрь |
|
3 | Ноябрь |
|
4 | Декабрь |
|
5 | Январь |
|
6 | Февраль |
|
7 | Март |
|
8 | Апрель |
|
9 | Май |
|
Материально-техническое обеспечение работы учителя-логопеда по ДОП программе «Речевая мозаика».
- Интерактивная доска в логопедический кабинет.
- Картинный материал по всем лексическим темам (список лексических тем прилагается).
- Муляжи фруктов, овощей, грибов, ягод, домашних и диких животных.
- Деревянную матрёшку семи кукольную.
- Игрушки-шнуровки.
- Мозаика крупная.
- Массажные мячи.
- Су- джоки.
- Бизиборды.
- Вкладыши больше-меньше.
- Игрушки с музыкальными эффектами для развития слухового восприятия.
- Крупный куб с различными игровыми средствами: сортировщики, подвижные, съемные, озвученные или оснащенные световыми эффектами элементы.
- Комплект из стержней разной длины на единой основе и шариков для нанизывания и сортировки по цвету.
- Набор из объемных элементов разных повторяющихся форм, цветов и размеров на общем основании для сравнения.
- Юла или волчок
- Набор кубиков разных размеров
- Дидактический набор из деревянных брусочков разных размеров.
- Карандаши цветные по количеству детей.
- Настольно – печатные дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи.
- Наборы игрушек и комплекты предметных картинок для уточнения произношения в звукоподражаниях, для уточнения и и произношения гласных и согласных раннего генеза. (П - ПЬ; Б - БЬ; М – МЬ; Ф - ФЬ; В – ВЬ; Т - ТЬ; Д - ДЬ; Н – НЬ;К - КЬ; Г - ГЬ; Х -, ХЬ).
- Папки - регистраторы пластиковые по количеству детей.
- Файлы.
Список литературы
Белова-Давид Р. А. Нарушение речи у дошкольников. — М.: Просвещение, 1972.
Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. — М.: Гном-Пресс, 2001.
Борякова Н. Ю., Соболева А. В., Ткачева В. В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. — М.: Гном-Пресс, 2000.
Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду», издательство «Просвещение». Москва, 1990 г.
Васильева С. А.,- Соколова Н. В. Логопедические игры для дошкольников. — М.: Школа-Пресс, 1999.
Давидович Л. Р., Резниченко Т. С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? — М.: Гном и Д., 2001.
Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. — М.: Просвещение, 1985.
Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. — М.: Просвещение, 1991.
Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. — М.: Просвещение, 1991.
Филичева Т. Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. — М.: Просвещение, 1987.
Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. — М.: Российское педагогическое агентство «Когито-центр», 1998.
Нищева Н. В. «Система коррекционной работы», 2детство пресс» Санкт – Питербург, 2002г.
Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду». (занятия с детьми3-4 лет», Издательство «Мозаика – синтез». Москва, 2005г.
Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду» (занятия с детьми 4-5 лет), Издательство «Мозаика – синтез». Москва, 2005г.
Максакова А. И., Тумакова Г.А. «Учите, играя». Издательство «Просвещение», 1979г.
Занятие №4 «Семья».
Цели:
© расширить и активизировать предметный и глагольный словарь по данной теме;
© учить ребенка правильно согласовывать числительные с существительными;
© учить отвечать на вопросы простым предложением;
© развитие дыхания, мелкой и общей моторики.
Оборудование: сюжетная картинка «Семья» или семейные фотографии, кукла, зеркало, альбом, простые и цветные карандаши.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Оргмомент. Посмотрите к нам в гости пришла Маша. Встали в кружок вместе с Машей (покажем наши ручки).
2.Пальчиковая гимнастика:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
тот пальчик – мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья.
3.Упражнение на развитие дыхания: подули на одну ручку, а теперь на другую ручку. (носом – вдох, ртом – выдох).
4. Развитие понимания речи:
Рассматривание фотографии с семьёй ребёнка.
«Покажи маму, папу, дедушку, бабушку, мальчика, девочку»
Логопед закрывает изображение кого-либо из членов семьи и спрашивает ребёнка: «Есть мама?» Ребёнок отвечает: «Нет мамы». Логопед открывает изображение мамы и снова спрашивает: «А сейчас есть мама?». Ребёнок отвечает: «Есть мама».
5. Подвижная игра «Кому, что подходит». (Ребята, Маша принесла нам коробку с разными предметами. Она не знает, кому что подходит. Поможем Маше разобрать?)
В обруче лежат разные предметы: дети должны выбрать те из них, которые подходят папе, и положить их в зеленую корзину, а те, которые подходят маме, и положить их в розовую корзину. Называют их дети садятся на свои места.
6. Ответы на вопросы логопеда по образцу
- Папа работает. Куда ушел папа? ( - На работу.)
- Мама работает. Куда ушла мама? ( - На работу.)
- Бабушка работает. Куда ушла бабушка? ( - На работу.)
- Дедушка работает. Куда ушел дедушка? ( - На работу.)
7. Динамическая пауза «Семья»
8. Продуктивная деятельность «Помоги Маше добраться до своего дома» (Проведи карандашом линию посередине дорожки).
9.Развитие мелкой моторики: «Собери для мамы бусы». (Сколько бусинок ты нанизала? Давай посчитаем.)
9. Итог занятия.
Занятие №5 «Осень».
Цели:
Активизировать знания детей об осени, как времени года;
Продолжить учить различать признаки осени (холодно, идут дожди, люди надевают теплую одежду, листья меняют цвет, опадают), закрепить знания детей о наиболее распространенных овощах; закрепить знание цветов (желтый, красный, зеленый).
Согласование прилагательных с существительными, образование относительных прилагательных
Развивать дыхание, артикуляционную, общую и мелкую моторики.
Оборудование: зонт с осенними листьями, картины «Дождь», «Осень в парке», муляжи овощей, кукла, карандаш, альбом, песок
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент.
Динамическая пауза «Дождик и солнышко».
Звучит веселая музыка.
Дети повторяют слова стихотворения за логопедом и выполняют соответствующие движения.
Смотрит солнышко в окошко
(дети поднимают головы) ,
Светит в нашу комнатку
(разводят руки в стороны) ,
Мы захлопаем в ладошки
(хлопают в ладошки) ,
Очень рады солнышку
(кружатся парами) ,
Мы друг другу улыбаемся
(улыбаются друг другу) ,
Глядим на солнышко и удивляемся.
2. Упражнение на развитие мелкой моторики: «Добавь лучики солнышку». (Дети прикрепляют к трафарету разноцветные прищепки).
3.Рассматривание картин. Осень, ребята, это очень красивое время года. Подойдите, посмотрите на осенние картины. Работа с картинами «Дождливый денек», «Осень в парке».
4. Упражнение «Разноцветные листочки»
Логопед:- Какого цвета становятся листья на деревьях осенью?
Логопед:- Как можно, одним словом сказать про цвет листьев? Какие они?
(разноцветные)
Логопед:- Давайте хором повторим РАЗНОЦВЕТНЫЕ
5.Упражнение: «Зонтик». Ребята, а когда дождик льет на улице, что нужно взять с собой, чтобы не промокнуть?
-Зонтик.
-Правильно, зонтик. Вот и у меня есть зонт, да непростой, а очень интересный. Вот я его подниму высоко, а вы посмотрите и скажите, что вы под зонтиком увидели?
-Листья.
-Какие эти листья, какого цвета?
-Правильно. А еще можно сказать разноцветные, осенние (повторить хором).
-Ребята, как вы думаете, а кто подарил мне эти листья на зонтик?
-Осень. (Если дети затрудняются ответить, напомнить им какое сейчас время года).
Осень, ребята, это очень красивое время года.
6.Упражнение на развитие дыхания. «Сдуй листики». (Вдох носом. Выдох ртом)
7. Физкультминутка:
Мы листики осенние.
На веточках сидим,
Дунул ветер – полетели.
Полетели, полетели и на землю сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял,
Повертел их, покружил и на землю опустил.
Дети выполняют действие (приседают, кружатся) в соответствии с текстом.
8. Рисование на песке дорожек. Осенью все собирают урожай и ёжик тоже собирает яблоки. Давайте поможем ёжику добраться до яблока.
9. Развитие артикуляционной гимнастики. Давайте ёжику покажем гимнастику для язычка.
10. Итог занятия. Вот ёжик посмотри, какие ребята молодцы. Скажите, какие бывают листочки – разноцветные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О цикле занятий по образовательной области «Развитие речи» «Сказка как источник речевой культуры» (старший дошкольный возраст)
Сказки активизируют и развивают слухо – речевую память у детей, их экспрессивная и коммуникативная речь. Если экспрессивная функция формирует, выбрано – образный каркас языка личности, то коммуникатив...
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Развитие речи. Формирование навыков выразительного чтения" (подготовительная группа)
Научить ребёнка владеть речью, как средством общения и культуры – главная задача. Это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывал трудностей в установлени...
Дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности по хореографии «Танцевальная мозаика» первого года обучения (возраст обучающихся 5-6 лет)
Дополнительная программа 1год обучения...
Дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности по хореографии «Танцевальная мозаика» второй год обучения (возраст обучающихся 6-7 лет)
Дополнительная программа по хореографии 2 год обучения...
Дополнительная образовательная программа физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности "Спортивная мозаика" на 2018-2019 учебный год для детей от 3 - 4 лет
В законе РФ «Об образовании» определен в качестве принципа государственной политики гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности...
Дополнительная образовательная программа физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности "Спортивная мозаика" на 2019-2020 учебный год для детей от 4 - 5 лет
В законе РФ «Об образовании» определен в качестве принципа государственной политики гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности...
Дополнительная образовательная программа физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности "Спортивная мозаика"
Дополнительная образовательная программа физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности "Спортивная мозаика" на 2019-2020 уч год...