Дополнительная образовательная программа по развитию логиго - математических способностей детей старшего дошкольного возраста с признаками одарённости "Занимательная математика"
рабочая программа
Цель программы: развитие логико-математических способностей одарённых детей посредством математических игр и упражнений и задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 67.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная программа по развитию логико-математических способностей детей старшего дошкольного возраста с признаками одарённости.
«Занимательная математика».
Пояснительная записка.
Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое. Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку с учетом его индивидуальных возможностей. Именно она легла в основу данной программы. Главной задачей ставится развитие логико-математических способностей одарённых дошкольников через применение новейших методик и разработок в дошкольной педагогике.
Одним из ключевых направлений Программы развития детского сада является расширение потенциала инновационных практик, основанных на компетентностно-ориентированных средствах обучения (внедрение рекомендованных и авторских инновационных программ для разных ступеней дошкольного образования).
Данная Программа базируется на общепедагогических и частных принципах воспитания:
- целенаправленности;
- индивидуальных и возрастных особенностей;
- культуросообразности;
- единства социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта;
- уважительного отношения к личности;
- положительных черт ребенка;
- единства знания и поведения;
- диалогичности и сотрудничества;
- рефлексии.
Программа по развитию логико-математических способностей детей старшего дошкольного возраста с признаками одарённости призвана, на наш взгляд, осуществить ряд задач в рамках Программы развития МДОУ детский сад №7:
- во-первых, способствовать развитию одарённости воспитанников через интерактивные формы образовательного процесса
- во-вторых, аккумулировать творческий потенциал педагогов для расширения базы инновационных практик в детском саду.
- в-третьих, обеспечить вариативность и качество дополнительных образовательных услуг.
Организация занятий: проводятся 1 раза в неделю во второй половине дня.
Длительность занятия зависит от возраста детей: дети 5-6 лет - 25 мин., дети 6-7 лет – 30 мин.
Оценка результатов осуществляется в трёх направлениях.
1. Объективная диагностика с помощью специальной системы форм и методов контроля деятельности. | Классификация методов контроля: 1) Методы устного контроля (рассказ, беседа, объяснение, сообщение из опыта дошкольников). 2) Методы письменного контроля (специальные задания в старшем дошкольном возрасте: графические диктанты, обведение предметов по контуру, штриховка и др.). 3) Практические работы и задания (выполнение математических действий, опытов, трудовых операций, действий с дидактическими игрушками и материалами и пр.). 4) Наблюдение за деятельностью детей в естественной, самостоятельной деятельности. Оценивается способность ребенка применять полученный опыт, творчески адаптировать его в повседневной жизни, использовать знания и умения в разных видах детской деятельности, способность детей к само- и взаимообучению. 5) Специально разработанные диагностические методики (выявляют уровень развития психических процессов, компонентов учебной деятельности, объем, полноту и прочность усваиваемых знаний, умений, способностей). |
2. Оценка учебно-познавательной деятельности детей в процессе обучения и по его результатам. | Значимый результат обучения дошкольников в ДОУ – овладение учебно-познавательной деятельностью и ее компонентами (познавательная мотивация, целеполагание, планирование, учебные умения и навыки, способность к оценке результатов учебно-познавательной активности). Рекомендации по оценке деятельности детей: в оценке отражаются сначала положительные, затем отрицательные стороны, поправимые в дальнейшем; оценка должна быть отнесена к результату деятельности, а не к личности ребенка; оценка может быть выражена в словесной и символической форме (знак, цвет, фишка и др.); формирование у детей конструктивного отношения к недостаткам и неточностям в своей деятельности; недопустима формальная оценка работы ребенка. |
3. Самооценка ребенком своих результатов в обучении | Дети начинают оценивать себя в том случае, если имеют опыт оценки своей деятельности взрослыми, сравнивая свой результат с образцом, с требованиями к деятельности, с продуктами деятельности других детей. |
Анализ работы детского сада показывает, что воспитание и развитие одарённых детей сегодня отстаёт от реальных потребностей практики воспитания дошкольников и современных требований общества. Изучение опыта работы воспитателей позволяет сделать вывод о том, что вопросы одарённости дошкольников вызывают затруднения, как у начинающих воспитателей, так и у воспитателей с большим педагогическим стажем. Отмечается недостаточная развивающая и обучающая среда в группах по данной проблеме. По результатам диагностики, опроса родителей, сотрудников МДОУ выявлено низкое самосознание взрослых к осознанному отношению и проявлению одарённости.
В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Дошкольное детство является очень благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, долго преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, с другой стороны – отсутствием у работников системы дошкольного образования необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников. В эту работу должны быть включены семья, воспитатели групп, узкие специалисты, дети.
Математика по праву занимает очень важное место в развитии малышей. Она развивает гибкость мышления, оттачивает ум, учит логике. Эти качества пригодятся детям, и не только при обучении математике. Любая математическая задача, решаемая в этой программе, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая замаскирована занимательным сюжетом. Все умственные задачи – поиски путей решения – реализуются в игровых действиях и средствами игры.
Реализация данной программы построена на применении наиболее эффективных игровых и учебно-игровых пособий, обучении детей не только применять их, но и изготавливать совместно с родителями и воспитателем. Они дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения. Все занятия объединены единым сюжетом и предлагаются в определенной последовательности.
Условия реализации программы подразумевают наличие:
- развивающей предметно-пространственной среды;
- центры математических игр, оборудованной необходимыми игровыми пособиями;
- специальной литературы по математическому развитию, игровой деятельности;
- новейших научных разработок в данной области;
- временных возможностей: одно занятие в неделю по 20–25 минут;
- возрастного принципа формирования группы;
- учета индивидуальных особенностей ребенка;
- принципа добровольности.
Оптимизация учебно-воспитательного процесса в методкабинете детского сада:
- собственного информационного стенда;
- специальной литературы;
- новых научных разработок по данной теме;
- разработок бесед и консультаций с родителями;
- папки – презентации данной программы;
- подробных разработок на каждое занятие;
- набор необходимых игр и игровых материалов.
Характерные особенности программы:
- воплощение концепции личностно ориентированной модели развития и воспитания одарённых детей;
- развивающие задачи ставятся и решаются с учетом индивидуальных возможностей развития каждого одарённого ребенка, освоенности им способов действия;
- комплексный подход в обучении, взаимосвязь с другими видами деятельности, использование различных способов и приемов в обучении;
- все задачи решаются по средствам игры и игровых действий;
- использование новейших разработок по теме «Математическое развитие дошкольников». Широкое применение наиболее эффективных пособий, таких как логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера;
- применение здоровье сберегающих технологий;
- все задания построены по принципу от простого к более сложному;
- взрослый это равноправный участник игр и упражнений, способный, как и ребенок, ошибаться;
- взрослый не спешит указывать детям на ошибки, давая возможность заметить их самостоятельно, и побуждает детей к самостоятельному поиску решения, в том числе и экспериментальным путем.
Эти характерные особенности программы являются актуальными и определяют новизну.
Цель: развитие логико-математических способностей одарённых детей посредствам математических игр, упражнений и задач.
Задачи:
- развивать у детей логико-математические представления (представления о математических свойствах и отношениях предметов, геометрических фигурах конкретных величинах, числах, зависимостях и закономерностях);
- развивать сенсорные (предметно-действенных) способы познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение.
- осваивать с детьми экспериментально-исследовательские способы познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация);
- развивать у детей логические способы познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация );
- развивать интеллектуально-творческие проявления детей: находчивость, смекалка, стремления к поиску нестандартных решений задач, догадки, сообразительность;
- развивать точную, аргументированную и доказательную речь, обогащать словарь ребенка;
- развивать инициативность и активность и детей;
- воспитывать готовность к обучению в школе: развивать самостоятельность, настойчивость в преодолении трудностей, ответственность, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.
Основные направления и содержание деятельности
Программа включает в себя шесть направлений, работа по которым рассчитана на два года: с детьми 5–7 лет.
Игры дидактические, развивающие, подвижные.
Включают в себя игры с математическим содержанием, воспитывающие у детей познавательный интерес, творческому поиску, способность к исследовательскому.
Логические блоки Дьнеша.
Включают в себя специально разработанные игры и упражнения с блоками помогающие детям овладевать различными мыслительными умениями.
«Палочки Кюизенера».
Включают в себя разработанные игры и упражнения, позволяющие развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения.
«Художественно-творческая деятельность».
Совместно с взрослым учатся придумывать и создавать новые игры, головоломки на основе сочетания различных видов математической и художественно – творческой деятельности (лепка, рисование, аппликация).
«Опыты и исследовательская деятельность».
Включает в себя задания, направленные на нахождение решения проблемы.
«Математические праздники и викторины».
К каждому этапу подходим последовательно, но, в то же время они могут сочетаться. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 20–25 мин, в зависимости от возраста детей. Организованные занятия начинаются с сентября.
Индивидуальная работа в случае необходимости проводится дополнительно 1 раз в неделю не более 10–15 мин.
Основная форма работы – обучающие и развивающие игры в группах и подгруппах, а также индивидуальные занятия.
Дополнительная форма работы – консультации педагога и психолога с родителями и детьми.
Примерное построение занятия.
1. Вводная, вступительная часть (2–3 мин.)
Цель – психологический настрой детей на радость, улыбку, праздник.
Установление благожелательного эмоционального контакта.
Приветствие (ритуал, вначале предложенный взрослым потом самими детьми):
2. Основная часть.
Одна или две игры – упражнения, с физкультминуткой между ними или в середине.
Цель – игровое освоение дополнительных математических знаний и умений, объединенных общими задачами и темой. (15–20 мин.)
3. Заключение. Краткий анализ – оценка – занятия (2–3 минуты)
Цель – поощрение, психологическая поддержка детей, их творческой инициативы.
Занятия по данной программе строятся с учетом следующих принципов:
- систематичности и последовательности;
- доступности – характер и объем заданий соответствует уровню развития и подготовленности детей;
- наглядности – постоянное использование в играх и упражнениях наглядного материала;
- равноправного партнерства ребёнка и взрослого;
- практичности – комплекс приемов: игровой, прием соревнований, приём сотворчества.
Комплексности работы – проведение викторин, КВН и праздников включены в общую систему воспитательно-образовательного процесса, успешность и результативность которого зависит, от сотрудничества всех педагогов ДОУ.
В проведении занятий могут участвовать учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель. В подготовке к празднику активное участие принимают и родители.
Правила поведения:
- гроворить негромко (не кричать);
- ходить спокойно (не бегать);
- помнить для чего мы собрались;
- смело показывать свои способности;
- заботиться друг о друге (не обижать);
- помогать друг другу (не смеяться);
- внимательно слушать друг друга (дать сказать каждому);
- уметь отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.
Предметно-пространственная среда:
Для успешной работы организована предметно-пространственная среда: помещение с наличием как места для работы детей за столами, так и достаточно места для проведения игр, в том числе и подвижных. Наличие богатой игротеки, материалов для изготовления игр и игрового материала.
Ожидаемые результаты.
Первый год обучения:
- измеряют величины различными условными мерками;
- уверенно решают задачи на геометрическое построение и перестроение при помощи палочек;
- обследуют фигуры, выделяя их основные признаки;
- умеют словесно описывать фигуру;
- имеют широкий кругозор, умеют наблюдать, анализировать;
- классифицируют предметы по 3-4 свойствам;
- умеют вести поиск решения самостоятельно, руководствуясь схемой и направлением анализа, алгоритмом;
- активно участвуют в воссоздании силуэтов, построек, изображений в играх моделирующего характера, как по образцу, так и по собственному замыслу;
- придумывают новые варианты игр, сюжетов совместно с взрослыми и другими детьми.
Второй год обучения:
- анализируют предметы окружения, выявляя их сходства и различия, в том числе и с геометрическими эталонами;
- преобразовывают геометрические фигуры, воссоздают их из частей;
- выделяют пространственные и временные отношения;
- владеют делением целого на части, определяют зависимости;
- сравнивают и классифицируют фигуры по четырем признакам;
- определяют объем жидких и сыпучих материалов;
- владеют приемами построения и перестроения из палочек;
- умеют обозначать свойства предметов при помощи различных заменителей;
- измеряют длину различными мерками;
- умеют определять состав числа из единиц и меньших чисел;
- владеют приемами кодирования и декодирования информации;
- знают графические изображения всех цифр;
- активно участвуют в воссоздании силуэтов, построек, изображений в играх моделирующего характера, как по образцу, так и по собственному замыслу;
- придумывают новые варианты игр, сюжетов совместно с взрослыми и другими детьми;
- составляют и решают математические задачи со счетом;
- уметь отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.
Учебно-тематический план.
Данная программа делится на 4 блока:
1 блок – игры с блоками Дьенеша.
2 блок – логико-математические задачи.
3 блок – игры с палочками Кюизенера.
4 блок – игры Никитина.
В содержание первого тематического блока входят:
- игры на объемное моделирование;
- игры на плоскостное моделирование.
В содержание второго тематического блока входят:
- игры на составление целого из частей;
- игры-забавы: перевертыши, лабиринты (объемные, на замену мест и др.);
- словесно-логические игры и упражнения;
- игры на поиск недостающего элемента.
В содержание третьего блока входят игры:
- игры с палочками Кюизенера.
В содержание четвёртого блока входят игры:
- игры – головоломки;
- игра «Сложи узор»;
- игра «Геоконт»;
- игра «Танграм»;
- игра «Колумбово яйцо»;
- игра «Уникуб».
Старшая группа | Подготовительная группа | |
Игры с блоками Дьенеша | ||
Игры с блоками Дьенеша: «Помоги муравьишкам», «Страна муравья», «Построй дорожку» | Мальчики», «Зверюшки на дорожках», «Муравьи», «Поиск затонувшего клада» | |
Игры с блоками Дьенеша, с игрушками, картинками»: «Засели домики», «Заполни аквариумы» и др. «Необычные фигуры» (блоки Дьенеша) | «Праздник в стране Блоков» - альбом с заданиями | |
Игры с блоками: «Две дорожки», «Поймай тройку». | Игры с кругами Эйлера (блоки Дьенеша, игрушки). | |
Игры с блоками Дьенеша: «Помоги фигурам выбраться из леса», «Загадки без слов», «Где спрятался Джерри?». | Игры с Блоками: «Дорожки», Домино», «Найди пару», Поймай тройку». | |
Игры с блоками: «Дорожки», «Домино», Игры с картинками, с игрушками: «Чем похожи и чем отличаются» | «Помоги фигурам выбраться из леса», «Загадки без слов», «Круги Эйлера» (Блоки Дьенеша). | |
Игры с блоками Дьенеша: «Найди свой гараж», «Найди свой домик», «Дерево» | «Угадай фигуру», «Сократи слово», «Раздели блоки» | |
Игры с блоками Дьенеша: «Построй дорожку», «Необычные фигуры». | Игры с блоками Дьенеша по альбомам с заданиями: «Поиск затонувшего клада», «Праздник в стране Блоков», «Давайте поиграем» (учебно – игровые пособия). | |
Игры с блоками Дьенеша | Упражнения на сравнение двух групп фигур (5), упражнения с кругами Эйлера | |
Итого за год: | 8 часов | 8 часов |
Логико – математические задачи | ||
Словесно – логические игры и упражнения(11, 12) : «Что объединяет?», | Упражнения типа: «Найди отличия» (Снеговики, матрёшки и т.д.); | |
Словесно – логические игры и упражнения | «Беседы по коротким рассказам Л.Н. Толстого, К. Д. Ушинского и др | |
Игры – головоломки со счётными палочками | Словесно – логические игры и упражнения | |
«Четвёртый лишний»; | «Торопись, да не ошибись», «Рассели ласточек», «Примеров много – ответ один» | |
Логические задачи. | Словесно – логические игры и упражнения «Так можно, а так нельзя сравнивать», «Чем похожи, а чем отличаются». | |
«Игры – головоломки», «Что изменилось». «Чудесный мешочек» (2), «Что получится, если….» (упражнения со счётными палочками | Упражнения на сравнение двух групп фигур, упражнения с кругами Эйлера | |
Словесно – логические игры и упражнения : «Закончи предложение», «Дополни ряд». | Планы – схемы: «Куда села муха?», «Где спрятался Мишка?» и т. | |
Игры с числовым кубиком и фишками. Игры: «Чего не хватает», «Четвёртый лишний». | Словесно – логические игры и упражнения «Найди нужное слово», «Кто самый, самый?», «Лишнее слово». | |
Планы – схемы: «Куда села муха?», «Где спрятался Мишка?» и т.д. (14) | Упражнения: «Чего не хватает». Планы – схемы движения: «Поросята и серый волк» (2) и другие подобные лабиринты. | |
Словесно – логические игры и упражнения «Подбери слово по аналогии» | Упражнения на сравнение двух групп фигур, «Четвёртый лишний», «Нелепицы». | |
Словесно – логические игры и упражнения «Найди нужное слово», «Кто самый, самый?», «Лишнее слово». | Сколько вместе?», «Сколько осталось?» – схемы к математическим задачам | |
Словесно – логические игры и упражнения: «Скажи наоборот», «Продолжи ряд». | Словесно – логические игры и упражнения «Логические цепочки». | |
Математические загадки, Игры – схемы: «Сколько вместе?», «Сколько осталось?» (2,5) | Словесно – логические игры и упражнения (11,12): «Так можно, а так нельзя сравнивать», «Чем похожи, а чем отличаются». «Что будет, если….» | |
Словесно – логические игры и упражнения (11,12): «Четвёртый лишний», «Нелепицы | «Фабрика», «Чудо – мешочек» | |
«Найди все дороги», «Где чей домик?» | ||
«Математический планшет», «Логическая мозаика»-занимательные игры | ||
Словесно – логические игры и упражнения «Толкование пословиц», «Суждения | ||
Словесно – логические игры и упражнения (11,12): «Толкование пословиц», «Суждения» | ||
Итого за год: | 14 часов | 18 часов |
Игры с палочками Кюизенера | ||
Палочки Кюизенера | «Найди закономерность, дорисуй», «Числовая лесенка» (палочки Кюизенера). | |
Игры с палочками Кюизенера: «Весёлый поезд», «Составь число» и т.д. | Игры с палочками Кюизенера: «Кростики. Посудная лавка» - альбом с заданиями; | |
Игры с палочками Кюизенера: «Весёлый поезд», «Составь число» и т.д | Игры с «цветными числами» (палочки Кюизенера): «На золотом крыльце» - альбом с заданиями | |
«Палочки Кюизенера», картинки, игрушки, цифры | Словесно – логические игры и упражнения «Представь, что это?». | |
Упражнения на сравнение двух групп фигур, упражнения с кругами Эйлера | ||
Итого за год: | 5 часов | 4 часа |
Игры Никитина | ||
Игры на поиск недостающего элемента: «Чего не хватает», «Что пропущено» | Игры – головоломки: «Хамелеон», «Уникуб», «Кубики для всех». | |
Игры – головоломки: «Танграм», «Колумбово яйцо» | Геоконт», «Танграм», «Колумбово яйцо» и другие подобные игры | |
«Подбери заплатку к коврику», «Чего не хватает». | Геоконт», «Танграм», «Колумбово яйцо» и другие подобные игры | |
«Найди отличия». «Кубики для всех», Конструкторы: «Лего» и другие объёмные конструкторы | ||
. «Геоконт», «Танграм», «Колумбово яйцо» и другие подобные игры | ||
«В.У.» , «Чудесный мешочек», «Что изменилось». | ||
Итого за год: | 6 часов | 3 часа |
Итого за год: | Викторина | Викторина |
Развлечение | КВН | |
Математическая викторина | ||
3 часа | 2 часа |
Содержание 1 блока:
Тема: «Игры с блоками Дьенеша» .
Игры способствуют развитию аналитического и логического мышления (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческих способностей, а также — восприятия, памяти, внимания и воображения.
Содержание 2 блока:
Тема: «Логико – математические задачи».
У детей должны быть сформированы познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение, анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация). Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащения словаря ребёнка. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, сообразительности, смекалки, догадки.
Содержание 3 блока:
Тема: «Палочки Кюизенера».
У детей должно быть сформировано при работе с палочками Кюизенера творческая фантазия и воображение, познавательная активность, мелкая моторика, наглядно –действенное мышление, внимание, пространственное ориентирование, восприятие комбинаторных, конструктивных способностей.
Содержание 4 блока:
Тема: «Игры Никитина».
У детей развивается память внимание. Умение классифицировать и систематизировать материал.
Работа с родителями предполагает:
- папки раскладушки;
- индивидуальные консультации;
- мастер –классы;
- анкетирование;
- совместная деятельность воспитателя, родителей и детей.
Формы организации работы:
- развивающие игры логико-математического содержания;
- словесно-логические упражнения;
- самостоятельную деятельность детей;
- раскрашивание «умной» картинки;
- использование литературных текстов;
- интеллектуальные викторины.
В процессе работы над программой используются следующие методы и приемы:
- практические (игровые);
- экспериментирование;
- наглядные;
- индивидуальная работа;
- интеллектуальное сотрудничество (совместный поиск решений, коллективное размышление).
Учебный план ДОП
Группа | Продолжительность | Количество в неделю | Количество в месяц | Количество в год |
Старшая группа | 25 | 1 | 4 | 36 |
Подготовительная к школе группа | 30 | 1 | 4 | 36 |
Перспективный план по логико-математическому развитию.
Старшая группа.
Тема | Задачи | Пособия |
Сентябрь | ||
1 неделя | ||
Игры на поиск недостающего элемента: «Чего не хватает», «Что пропущено» | Развитие наблюдательности, творческого воображения. | «Сложи узор» (кубики Никитина), «Коврик» (палочки Кюизенера). Игры с блоками Дьенеша Игры «Танграм», «Колумбово яйцо» |
2 неделя | ||
Игры с блоками Дьенеша: «Помоги муравьишкам», «Страна муравья», «Построй дорожку» и др. (7) | Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, следуя алгоритму. Развитие комбинаторных способностей путём комбинирования цвета и формы | |
3 неделя | ||
Игры – головоломки: «Танграм», «Колумбово яйцо» и др. (3) |
| |
4 неделя | ||
Словесно – логические игры и упражнения(11, 12) : «Что объединяет?», | Развитие умения анализировать свойства изображений, рассказывать о том, что их объединяет. | |
Октябрь | ||
1 неделя | ||
Игры с блоками Дьенеша, с игрушками, картинками»: «Засели домики», «Заполни аквариумы» и др. (3,7) «Необычные фигуры» (блоки Дьенеша), (7) |
Развитие речи, памяти, внимания. | Игры с блоками Дьенеша, с игрушками, картинками». Счётные палочки Игры Никитина |
2 неделя | ||
Игры – головоломки со счётными палочками. | Освоение приёмов конструирования геометрических фигур (алгоритм действий) | |
3 неделя | ||
«Подбери заплатку к коврику», «Чего не хватает». (5,12) | Развитие умения осуществлять зрительно – мысленный анализ. | |
4 неделя | ||
Словесно – логические игры и упражнения (11) | Развитие комбинаторных способностей. | |
Ноябрь | ||
1 неделя | ||
«Найди отличия», «Кубики для всех» (6), Конструкторы: «Лего» и другие объёмные конструкторы. | Развитие умения мыслить пространственными образами (объёмными фигурами). | «Кубики для всех», Конструкторы: «Лего» и другие объёмные конструкторы. Картинки, предметы. Игры с блоками Дьенеша. |
2 неделя | ||
«Четвёртый лишний»; | Развитие комбинаторных способностей. | |
3 неделя | ||
Игры с блоками: «Две дорожки», «Поймай тройку» (7). | Развитие умения сравнивать. | |
4 неделя | ||
Логические задачи. | Развитие речи, внимания. | |
Декабрь | ||
1 неделя | ||
Викторина | Сценарий | |
2 неделя | ||
Палочки Кюизенера.(3,7) | Развитие комбинаторных способностей, сообразительности, творческого воображения. | Палочки Кюизенера |
3 неделя | ||
«Игры – головоломки», «Что изменилось». «Чудесный мешочек» (2), «Что получится, если….» (упражнения со счётными палочками).(5, 12) | Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки. | Счётные палочки |
4 неделя | ||
Словесно – логические игры и упражнения : «Закончи предложение», «Дополни ряд». (11) |
Развитие речи, мышления | Картотека словесно-логичских игр |
Январь | ||
2 неделя | ||
Игры с числовым кубиком и фишками. Игры: «Чего не хватает», «Четвёртый лишний». (11,12) | Развитие умения кодировать практические действия числами. Развитие умения осуществлять зрительно – мысленный анализ | Игры с числовым кубиком и фишками |
3 неделя | ||
Игры с палочками Кюизенера: «Весёлый поезд», «Составь число» и т.д. | Развитие конструктивных способностей, зрительного внимания, умения мыслить образами. | Игры с палочками Кюизенера |
4 неделя | ||
Планы – схемы: «Куда села муха?», «Где спрятался Мишка?» и т.д. (14) Словесно – логические игры и упражнения (11): «Почему один лишний?», «Назови, одним словом». | Развитие умения ориентироваться в пространстве в соответствии с планом. Развитие речи, мышления. | План – схемы, картотека словесно – логических игр |
Февраль | ||
1 неделя | ||
«Геоконт», «Танграм», «Колумбово яйцо» и другие подобные игры. (3) | Развитие конструктивных способностей, зрительного внимания, умения мыслить образами. | Игра «Геоконт» игра «Танграм» Игра «Колумбово яйцо» |
2 неделя | ||
Игры с палочками Кюизенера: «Весёлый поезд», «Составь число» и т.д. (3,7) | Развитие у детей представления о числе на основе счёта и измерения. | Игры с палочками Кюизнера |
3 неделя | ||
Игры с блоками Дьенеша: «Помоги фигурам выбраться из леса», «Загадки без слов», «Где спрятался Джерри?». (7) | Развитие умения разбивать множество на классы по совместимым свойствам. | Игры с блоками Дьенеша |
4 неделя | ||
Словесно – логические игры и упражнения (11): «Подбери слово по аналогии» | Развитие речи, мышления | Картотека словесно-логических игр |
Март | ||
1 неделя | ||
Развлечение | Сценарий | |
2 неделя | ||
«В.У.» (6), «Чудесный мешочек»(2), «Что изменилось». | Развитие произвольного внимания, зрительной памяти. | Игры Никитина |
3 неделя | ||
Игры с блоками: «Дорожки», «Домино», (7) Игры с картинками, с игрушками: «Чем похожи и чем отличаются» (12) | Развитие умения выделять и абстрагировать свойства объекта, сравнивать по заданным свойствам. | Игры с блоками Дьенеша. Картини, игрушки |
4 неделя | ||
Словесно – логические игры и упражнения (11): «Найди нужное слово», «Кто самый, самый?», «Лишнее слово». | Развитие слухового внимания, памяти, речи. | Картотека словесно –логических игр |
Апрель | ||
1 неделя | ||
«Палочки Кюизенера», картинки, игрушки, цифры. (3) | Развитие умения устанавливать зависимость между количеством и числом. | Палочки Кюизенера |
2 неделя | ||
Упражнения на сравнение двух групп фигур (5), упражнения с кругами Эйлера. (2) | Развитие умения анализировать группы объектов, устанавливать закономерность в наборе признаков | Игровые задачи Круги Эйлера |
3 неделя | ||
Игры с блоками Дьенеша: «Найди свой гараж», «Найди свой домик», «Дерево» (3,7) | Развитие умения классифицировать, используя при этом кодовые карточки. | Блоки Дьенеша |
4 неделя | ||
Словесно – логические игры и упражнения: «Скажи наоборот», «Продолжи ряд». (11,12) | Развитие умения быстро подбирать нужное слово | Картотека словесно –логических игр |
Май | ||
1 неделя | ||
Игры с блоками Дьенеша: «Построй дорожку», «Необычные фигуры». (7) | Развитие умения следовать определённому алгоритму при выполнении цепочки действий. | Блоки Дьенеша |
2 неделя | ||
Математические загадки, Игры – схемы: «Сколько вместе?», «Сколько осталось?» (2,5) «Торопись, да не ошибись», «Рассели ласточек», «Примеров много – ответ один» (2) | Развитие математических понятий о составе числа при помощи схем. Развитие находчивости, сообразительности, умения считать. | Игры – схемы. Картотека математических задачек. |
3 неделя | ||
Словесно – логические игры и упражнения (11,12): «Четвёртый лишний», «Нелепицы». | Развитие умения подробно и связно объяснять – в чём сущность отличия или нелепости ситуации. | Картотека словесно –логических игр |
4 неделя | ||
Математическая викторина | Сценарий |
Список литературы:
- Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО»/ Т. И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, - СПб ООО «Издадельство «Детство – пресс», 2014г.
- «Давайте поиграем» - математические игры для детей. Под редакцией Столяра А.А. Москва, 1991г.
- «Математика до школы» - пособие для воспитателей. Санкт – Петербург, Детство – пресс, 1992г.
- «Математика от трёх до шести» - программа. Составили: Михайлова З.А., Иоффе Э.Н., «Детство – пресс», 1992г.
- Михайлова З.А. «Игровые задачи для дошкольников».
- Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры»
- Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников» - пособие. Санкт – Петербург, «Детство – пресс»,2002г.
- Приказ МИНОБРНАУКИ России от 17 октября 2013. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования».
- Пиаже Ж. «Как дети образуют математические понятия» - вопросы психологии, №4, 1996г.
- Пиаже Ж. «Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребёнка», Москва, 1969г.
- Ткаченко Т.А. «Упражнения для развития словесно – логического мышления»
- Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день». Ярославль, А.Р., 2000г.
- Тихомирова Л.Ф. «Логика». Ярославль, А.Р., 2000г.
- Венгер А.Л., Венгер Л.А. «Домашняя школа мышления»
Перспективный план по логико-математическому развитию.
Подготовительная группа.
Тема | Задачи | Пособия |
Сентябрь. | ||
1 неделя | ||
Упражнения типа: «Найди отличия» (Снеговики, матрёшки и т.д.); | • Развитие внимания и наблюдательности. |
|
2 неделя | ||
Мальчики» (2) «Зверюшки на дорожках» (14), «Муравьи» (2), «Поиск затонувшего клада» (блоки Дьенеша - альбом) | Формирование представления о символическом изображении вещей | «Поиск затонувшего клада» (блоки Дьенеша - альбом) |
3 неделя | ||
«Беседы по коротким рассказам Л.Н. Толстого, К. Д. Ушинского и др. (11) | Формирование умения рассуждать. | Картотека коротких рассказов. |
4 неделя | ||
Словесно – логические игры и упражнения | Картотека словесно –логических игр | |
Октябрь | ||
1 неделя | ||
Игры – головоломки: «Хамелеон», «Уникуб», «Кубики для всех». (6) | • Развитие конструктивных способностей. | Хамелеон», «Уникуб», «Кубики для всех». |
2 неделя | ||
«Найди закономерность, дорисуй», «Числовая лесенка» (палочки Кюизенера). | Умение строить упорядоченные ряды по выбранному признаку. | Палочки «Кюизенера» |
3 неделя | ||
«Торопись, да не ошибись», «Рассели ласточек», «Примеров много – ответ один» (2) | Развитие математических понятий о составе числа при помощи схем. | Картотека математических задач. |
4 неделя | ||
Словесно – логические игры и упражнения (11,12): «Так можно, а так нельзя сравнивать», «Чем похожи, а чем отличаются». | Формирование умения находить основание для сравнения | Картотека словесно –логических игр |
Ноябрь | ||
1 неделя | ||
Упражнения на сравнение двух групп фигур (5), упражнения с кругами Эйлера. (2) | Развитие умения анализировать группы объектов, устанавливать закономерность в наборе признаков. | «Праздник в стране Блоков» - альбом с заданиями. |
2 неделя | ||
Планы – схемы: «Куда села муха?», «Где спрятался Мишка?» и т.д. (14) | Развитие умения ориентироваться в пространстве в соответствии с планом. | План - схемы |
3 неделя | ||
Игры с блоками Дьенеша: «Праздник в стране Блоков» - альбом с заданиями. | Формирование представления о символическом изображении вещей. | Игры с блоками Дьенеша. |
4 неделя | ||
Словесно – логические игры и упражнения (11,12): «Найди нужное слово», «Кто самый, самый?», «Лишнее слово». | Развитие речи, мышления | Картотека словесно –логических игр |
Декабрь | ||
1 неделя | ||
Викторина | Сценарий | |
2 неделя | ||
Игры с палочками Кюизенера: «Кростики. Посудная лавка» - альбом с заданиями; | Формирование умения упорядочивать предметы по выбранным признакам. | «Кростики. Посудная лавка» - альбом с заданиями; |
3 неделя | ||
Упражнения: «Чего не хватает». Планы – схемы движения: «Поросята и серый волк» (2) и другие подобные лабиринты. Игры с Блоками: «Построй дорожку», «Необычные фигуры» (7). | Развитие пространственных представлений. Развитие умения действовать согласно алгоритму. | Блоки Дъенеша. План – схемы. Игры с Блоками. |
4 неделя | ||
Упражнения на сравнение двух групп фигур (5), «Четвёртый лишний», «Нелепицы». | Развитие умения подробно и связно объяснять – в чём сущность отличия или нелепости ситуации | |
Январь | ||
2 неделя | ||
«Сколько вместе?», «Сколько осталось?» (2) – схемы к математическим задачам. | Формирование конкретного смысла действий сложения и вычитания. | Палочки Кюизенера «На золотом крыльце» - альбом с заданиями; |
3 неделя | ||
Игры с «цветными числами» (палочки Кюизенера): «На золотом крыльце» - альбом с заданиями. | Развитие комбинаторных способностей, сообразительности, творческого воображения | Палочки Кьюезенера |
4 неделя | ||
Словесно – логические игры и упражнения (11): «Представь, что это?». | Формировать умение описывать определённое понятие | Картотека словесно –логических игр |
Февраль | ||
1 неделя | ||
Игры с кругами Эйлера (блоки Дьенеша, игрушки). | Формирование понятия об отрицании некоторого свойства и о логической операции, обозначаемой союзом «и». | Круги Эйлера; Блоки Дьенеша; Геоконт»; «Танграм»; «Колумбово яйцо |
2 неделя | ||
Игры с Блоками: «Дорожки», Домино», «Найди пару», Поймай тройку». (3,7) | Развитие внимания, умения анализировать и сравнивать объекты по самостоятельно выделенным свойствам. | Блоки Дьенеша |
3 неделя | ||
Геоконт», «Танграм», «Колумбово яйцо» и другие подобные игры. (3) | Развитие конструктивных способностей, зрительного внимания, умения мыслить образами. | Игры «Геоконт», «Колумбово яйцо» и другие |
4 неделя | ||
Словесно – логические игры и упражнения (11,12): «Логические цепочки». | Формирование умения устанавливать логические связи | Картотека словесно –логических игр |
Март | ||
1 неделя | ||
КВН | Сценарий | |
2 неделя | ||
«Помоги фигурам выбраться из леса», «Загадки без слов», «Круги Эйлера» (Блоки Дьенеша). (7) | Развитие умения разбивать множества на классы, производить логические операции. | Блоки Дьенеша |
3 неделя | ||
Словесно – логические игры и упражнения (11,12): «Так можно, а так нельзя сравнивать», «Чем похожи, а чем отличаются». «Что будет, если….» | Развитие умения сравнивать | Картотека словесно – логических игр |
4 неделя | ||
«Фабрика», «Чудо – мешочек» (2); | Формирование представлений о случайных и достоверных событиях (исход опыта). | |
Апрель | ||
1 неделя | ||
«Найди все дороги», «Где чей домик?» (2); | Развитие комбинаторных способностей, представлений о симметрии. | |
2 неделя | ||
«Математический планшет», «Логическая мозаика»-занимательные игры | Упражнение в сравнении чисел, выявлении их отношений, классификации. | Учебно – игровые пособия: «Логика и цифры», «Играем в математику». |
3 неделя | ||
«Угадай фигуру», «Сократи слово», «Раздели блоки» (блоки Дъенеша). | Формирование умения кодировать и декодировать информацию о свойствах объектов. | Блоки Дьенеша |
4 неделя | ||
Словесно – логические игры и упражнения (11,12): «Толкование пословиц», «Суждения» | Развитие умения рассуждать, делать умозаключения | Картотека словесно –логических игр |
Май | ||
1 неделя | ||
Игры с блоками Дьенеша по альбомам с заданиями: «Поиск затонувшего клада», «Праздник в стране Блоков», «Давайте поиграем» (учебно – игровые пособия). | Развитие произвольности внимания, памяти, логики мышления. | Блоки Дьенеша |
2 неделя | ||
Геоконт», «Танграм», «Колумбово яйцо» и другие подобные игры. (3) | Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки. | Геоконт», «Танграм», «Колумбово яйцо» |
3 неделя | ||
Упражнения на сравнение двух групп фигур (5), упражнения с кругами Эйлера (2) | Развитие умения анализировать группы объектов, устанавливать закономерность в наборе признаков. | Круги Эйлера Блоки Дьенеша |
4 неделя | ||
Словесно – логические игры и упражнения (11,12): «Толкование пословиц», «Суждения» | Развитие умения рассуждать, делать умозаключения | Картотека словесно –логических игр |
Список литературы.
- Безруких М. М., Филиппова Т. А. Комплект «Ступеньки к школе». «Учимся находить одинаковые фигуры»; «Азбука счета»; «Цвет»; «Учимся находить противоположности»; «Развиваем логическое мышление и память». Дрофа. 2000 г.
- Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию детей.
- Дошкольник 4–5 лет в детском саду. Детство-Пресс. 2007 г.
- Житомирский В.Г. Путешествие по стране Геометрии.
- Козлова В. А. Книга по математике для детей и воспитателей «Пых». «Школьная Пресса». 2002 г.
- Комарова Л. Д. Как работать с палочками Кюизенера. М.: 2008 г.
- Логинова В. И., Бабаева Т. И. и др. Программа развития и воспитания детей в детском саду. Детство-Пресс. 2010 г.
- Методические советы к программе «Детство». Детство-Пресс. 2007 г.
- Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013 г. № 1155 об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования
- Михайлова З. А. Математика – это интересно. 2006 г.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. «Детство-Пресс». 2001 г.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. «Детство-Пресс». 2001 г.
- Михайлова З.А. Математика от трех до шести.
- Новикова В. П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Мозаика–Синтез. 2009 г.
- Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. Детство-Пресс. 2006 г
- Смоленцева П.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием.
- Смоленцева А.А. Математика до школы.
- http://festival.1september.ru/articles/640288/#
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста
Цель конспекта: формирование у детей интереса к образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений.В конспекте решаются образовательные, развивающие, воспитате...

Программа развития сенсорно-математических способностей детей младшего дошкольного возраста
Данная программа по самообразованию, направлена на формирование восприятия ребенка младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования воспри...

Конспект открытого занятия по развитию логико-математических способностей детей старшего дошкольного возраста
Цель: Уточнение и закрепление математических представлений у детей. Задачи:Обучающие:- Совершенствование умения считать в пределах 10, закрепление навыков порядкового счета, формирование понимани...

Дополнительная образовательная программа по развитию логико-математических способностей одарённых детей дошкольного возраста «Занимательная математика»
Дополнительная образовательная программа по развитию логико-математических способностей одарённых детей дошкольного возраста «Занимательная математика»...

Развитие познавательно-исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста через реализацию дополнительной общеобразовательной программы естественнонаучной направленности "Радужная Академия увлекательных наук"
доклат для регионального семинара по работе кружка естественнонаучной направленности...

Дополнительная образовательная программа по развитию фонематических процессов у детей среднего дошкольного возраста «Говоруши»
Дополнительная образовательная программа по развитию фонематических процессов у детей среднего дошкольного возраста «Говоруши»...

Конспект непрерывно образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста «Путешествие обезьянки в Африку».
Цель – создать условия, необходимее для развития познавательно–интеллектуальной активности детей; повысить уровень познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через ...