КОНСПЕКТ интегрированной организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшей группы "Обучение детей сравнениям в загадках и стихах. Словесные игры"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
знакомство детей со сравнениями, как средством выразительной характеристики предмета, явления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_v_starshey_gruppe.docx | 60.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка–детский сад №51»
(МБДОУ ЦРР ДС №51)
КОНСПЕКТ
интегрированной организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшей группы
Подготовил:
воспитатель Буданова И.Г.
Цель: знакомство детей со сравнениями, как средством выразительной характеристики предмета, явления.
Задачи:
- Обучающие:
- Выделять признаки объекта и сравнивать их с признаками других объектов.
- Понимать сравнения, встречающиеся в литературе и употребляемые педагогом.
- Побуждать объяснять смысл данного сравнения.
- Развивающие:
- Развивать творческое логическое мышление, воображение, память.
- Развивать познавательные и исследовательские способности детей.
- Развивать и обогащать словарь: освоение значения слов, сравнений, а также их уместное употребление в соответствии с ситуацией, в которой происходит общение.
- Воспитывающие:
- Воспитывать желание расширять кругозор детей
- Воспитывать пытливость, любознательность, самостоятельность
- Воспитывать у детей потребность в речевом общении, любви и интереса к художественному слову.
Материал и оборудование:
Иллюстрации с предметами и явлениями, книги
Предварительная работа:
Наблюдения на прогулке, где сравнивались предметы и явления, д./игры, отгадывание загадок, чтение стихотворений.
Ход:
- Сравнения в загадках
Послушайте загадку:
Красная девица по небу ходит.
Про что эта загадка? Почему так говориться? Не мужчина, не старушка? (Солнце сравнивается с красивой девушкой.)
Да, солнце сравнивается с красной девицей. Ведь в старину слово «красное» означало «красивое». Значит и солнце красивое.
Мы с вами тоже будем учиться сравнивать предметы. А где чаще всего встречаются сравнения? (в загадках). В них почти всегда «спрятанный» предмет сравнивается с чем-то другим, похожим.
Висит на ветке колобок, блестит его румяный бок (яблоко)
Фрукт похож на неваляшку, носит жёлтую рубашку.
Тишину в саду нарушив, с дерева упала … (груша)
Чёрный жемчуг на нитях висит, сквозь зелёные листья блестит.
Хорошо, когда часть лета пройдена, и в садах поспевает …(смородина)
Удивительное солнце, в этом солнце сто оконцев.
Из оконцев тех глядят сотни маленьких галчат. (подсолнух и семена)
Он большой, как мяч футбольный. Если спелый – все довольны.
Так приятен он на вкус! Что это за шар? (арбуз)
Красный нос в землю врос, а зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен, нужен только красный нос (морковка)
Красная девица сидит в темнице, а коса на улице (тоже морковка)
Наши поросятки выросли на грядке.
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки. (кабачки)
А теперь хочу проверить как вы запомнили, что на что похоже. Ну – ка скажите:
Яблоко -? (на колобок)
Груша -? (на неваляшку)
Смородина -? (на черный жемчуг)
Подсолнух -? (на солнышко)
Семечки -? (на галчат0
Арбуз -? (на футбольный мяч)
Морковка -? (на красный нос, а в другой загадке сравнивают с красной девицей)
Кабачки -? (на поросяток)
- Сравнения в стихах
Сравнения встречаются не только в загадках, часто их используют и в стихах.
Ведь хорошее сравнение помогает живо, образно, лучше представить предмет.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной,
Стоит над светлою поляной
(И. Бунин)
За окном ветерок веселиться: то подпрыгнет, то притаиться.
И листочки бегут по дорожке, словно жёлтые мышки от кошки
(В. Орлов)
Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая с замираньем летит на звезду
(С. Есенин)
Лёд неокрепший на речке студёной, словно как тающий сахар лежит
(Н.А. Некрасов)
Под голубыми небесами, великолепными коврами блестя на солнце, снег лежит.
(А.С. Пушкин)
А она за мною мчится и кусает как волчица.
(К. Чуковский)
Высокий дом – многоэтажный. Как великан – большой и важный.
Приземистый и низкий домик в сравненье с великаном – гномик
Что с чем здесь сравнивается. Вам понравились эти строчки?
- Спрятанные сравнения. Переносной смысл слов.
А вот вам задания потруднее. Скажите мне почему так говорят. Найдите настоящее и ненастоящее.
- Золотые кольца. (Из настоящего золота, очень дорогого металла)
- Золотые руки (умелые, трудолюбивые руки – на вес золота. Сравнение по ценной значимости)
- Длинный язык. (Так говорят про того, кто стишком много говорит лишнего)
- Светлый день. (ясный, солнечный день)
- Светлая голова. (Так говорят про хорошо работающую голову)
- Летящая походка. (Красивая, легкая походка)
- Тяжёлая поступь. (Походка производящая впечатление усталости, грузности, медленным темпом.)
- Образные сравнения
Объясните мне пожалуйста, что означают эти сравнения:
- Мальчик, как медведь (неуклюжий, неловкий)
- Папа, как грозовая туча. (сердитый)
- Машина, как игрушка. (новая, чистая, очень маленькая, очень яркая)
- Воздух, как стеклянный. (прозрачный, чистый)
- Ноги, как ватные. (вялые, не упругие, плохо ходят)
- Трава, как ковёр. (нарядная, красивая, мягкая)
- Деревья, как богатыри. (могучие, крепкие, кряжистые)
- Физкультминутка
Очень часто можно услышать, как люди сравниваю себя с животными. Давайте поиграем в игру. Я начну, а вы продолжите про кого я сказала и изобразите это животное
Голоден как … (волк)
Труслив, как …(заяц)
Колючий, как …(ёжик)
Здоров, как … (бык)
Мокрый, как … (курица)
Изворотлив, как … (уж, змея)
Надут, как …(индюк)
Хитёр, как …(лиса)
- Чтение рассказа
Послушайте рассказ В. Сутеева. «Умелые руки»
Как ещё можно назвать этот рассказ? (Этот рассказ можно назвать «Золотые руки».)
Какое в рассказе сравнение заметили? (Перо блестит как серебро.)
- Итог занятия
Мы хорошо с вами сегодня потрудились, учились находить сравнения в загадках, стихах, в выражениях. Молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста «Празднование Нового Года в разных странах».
Мероприятие построено в виде беседы с детьми совместно с музыкальными видами деятельноси. В ходе деятельности используются наглядные, словесные, практические методы, направленные на применение р...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие на Разноцветную планету».
Развивать навыки продуктивной деятельности с различными материалами: бисером, тканью, фольгой, бумагой, поимками и др. Развивать умения работать по схеме, конструкторские навыки, возможность сам...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста «Звук и буква А»
Программное содержание:Образовательные: расширение представлений о звуке [а] и букве А. Продолжать учить детей правильному речевому дыханию при пении гласных звуков.Закрепить знания о пространственных...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в цирк»
Мероприятие построено как увлекательная театрально-игровая деятельность: встреча с клоунами, выполнение заданий с превращениями в цирковых артистов. Создать положительный настрой и интерес детей...
КОНСПЕКТ интегрированной организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной к школе группы "Сочинение сказки по опорным словам
Придумывание конца сказки, опираясь на новые опорные слова....
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности воспитателя и учителя-логопеда в формате квест-игры «В ГОСТЯХ У ФЕИ МУЗЫКИ» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР ВОЗРАСТ ВОСПИТАННИКОВ 6-7 ЛЕТ
Аннотация: занятие сконструировано в интересном для старших дошкольников формате приключенческой игры, в которой дети являются активными участниками сказочной истории с главным героем – феей Муз...