Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности воспитателя и учителя-логопеда в формате квест-игры «В ГОСТЯХ У ФЕИ МУЗЫКИ» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР ВОЗРАСТ ВОСПИТАННИКОВ 6-7 ЛЕТ
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Аннотация: занятие сконструировано в интересном для старших дошкольников формате приключенческой игры, в которой дети являются активными участниками сказочной истории с главным героем – феей Музыки, выполняя различные задания. Являясь интегрированным, оно позволяет успешно сочетать образовательную деятельность, направленную на развитие речевых навыков воспитанников (фонематического восприятия, словарного запаса, грамматического строя речи) с различными заданиями по ФЭМП (решение арифметических задач, ориентировка на плоскости). В структуру занятия также включены отдельные структурные элементы здоровьесберегающих образовательных технологий, способствующие оптимизации двигательной активности и профилактике нарушений осанки и деформации свода стопы.
Представленный конспект может быть использован специалистами дошкольных образовательных учреждений (учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатель, музыкальный руководитель), учителями начальных классов, педагогами, работающими в дополнительном образовании.
Ключевые слова: дошкольное образование, дети с тяжелыми нарушениями речи, интегрированное занятие, формирование речевых навыков, формирование элементарных математических представлений, здоровьесберегающие технологии, коррекция нарушений осанки и деформации свода стопы.
Форма организации занятия: квест - игра
Виды детской деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая, познавательно-исследовательская.
Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Интеграция с другими образовательными областями: познавательное развитие (развитие математических представлений), художественно-эстетическое развитие (музыкальное воспитание); физическое развитие (формирование навыков здорового образа жизни).
Материалы и оборудование: набор дидактических картинок по теме «Музыкальные инструменты», презентация «Музыкальные инструменты», интерактивный музыкальный инструмент «БИМЗ» либо аудиофрагменты записей звучания музыкальных инструментов; массажные коврики «Орто-пазл» по количеству участников; счетный материал по лексической теме; проектор и проектный экран для демонстрации видеопрезентации.
Следует отметить, что интерактивный музыкальный плеер «Бимз» используется на занятии с целью создания атмосферы волшебства и повышения интереса к образовательному процессу. Его наличие не является обязательным, звучание инструментов можно продемонстрировать детям отдельными аудиофрагментами.
Предварительная работа: заучивание названий музыкальных инструментов, тренировочные упражнения по расположению предметов на плоскости; счетные операции в пределах 10.
Используемые образовательные технологии:
- Игровые технологии (О.В. Дыбина, М.Г. Ермолаева);
- Технология комплексного развития речи дошкольников Н.В. Нищевой;
- Информационно-коммуникационные технологии (И.В. Больших, Г.В. Васенков, Н.Н. Глазкова);
- Здоровьесберегающая технология релаксации (В.А. Корнеева, С.В. Крюкова).
- Здоровьесберегающая технология стопотерапии для профилактики деформации свода стопы.
Цель: закрепление знаний воспитанников о музыкальных инструментах, их звучании, музыкальных профессиях.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
- активизация и обогащение номинативного словаря по теме «Музыкальные инструменты»;
- развитие грамматического строя речи (умения правильно употреблять существительные в форме предложного падежа, образовывать существительные мужского и женского рода в единственном числе);
- закрепление умений осуществлять счетные операции в пределах первого десятка путем решения арифметических задач на лексическом материале по теме занятия;
- совершенствование навыков ориентировки на плоскости (коврике);
- формирование умений составлять условие, ставить вопрос задачи, решать задачу, пользоваться математическими знаками «+», «-» и «=».
2) Коррекционно – развивающие:
- развитие связной речи путем составления по заданному образцу (схеме) простых распространенных предложений с предлогом;
- развитие умения детей распознавать звучание музыкальных инструментов, соотносить музыкальный фрагмент с картинкой;
- развитие математического мышления;
- развитие мыслительной и речевой деятельности, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания;
- совершенствование умения слушать, запоминать и воспроизводить последовательность звучания музыкальных инструментов.
3) Коррекционно-воспитательные:
- воспитание доброжелательных взаимоотношений в процессе решения коллективных задач;
- воспитание уважения к труду людей различных профессий;
- воспитание инициативности, активности, самостоятельности, навыков сотрудничества, взаимодействия в игровой деятельности.
Ход организованной образовательной деятельности
- Организационный момент.
Раздается стук в дверь. Воспитатель приносит конверт, открывает его и читает письмо:
«Дорогие ребята! В моей музыкальной стране появилась злая колдунья. Она сварила волшебное зелье и заколдовала все мои музыкальные инструменты. Теперь они не могут издать ни одного звука. Музыка смолкла, и я не могу заставить ее зазвучать снова. Моя страна под угрозой исчезновения. Мне очень нужна ваша помощь!
Фея музыки»
Воспитатель: - Ребята, поможем Фее музыки? Сможем вернуть звуки её музыкальным инструментам?
Дети: Да!
Воспитатель: - Тогда давайте все вместе отправимся в страну музыки. Путь туда длинный и сложный, и на нем нас подстерегает множество опасностей. Чтобы победить злую колдунью, необходимо найти ответное заклинание. Оно разрезано на отдельные буквы и хорошо спрятано. Мы сможем получить отдельные буквы и вновь составить заклинание, если правильно выполним задания на каждом этапе нашего путешествия. Вперед!
I этап «Музыкальные инструменты».
Цель: повторение и закрепление названий музыкальных инструментов
(рис. 1) Воспитатель предлагает детям вспомнить и назвать музыкальные инструменты на слайде (демонстрируется презентация). Дети вместе с педагогом называют инструменты: пианино, скрипка, виолончель, арфа, флейта, гитара. Проводится игра на внимание «Что изменилось? Чего не стало?»
Рис. 1. Пример оформления слайда
За успешное прохождение данного этапа дети получают букву «М»
II этап «Музыкальные профессии»
Цель: Формирование умения образовывать существительные мужского и женского рода (рис. 2), составлять предложения по образцу.
Воспитатель предлагает воспитанникам догадаться, как будут называться люди, играющие на разных музыкальных инструментах, обращая их внимание на разницу в названии музыкантов-мужчин и музыкантов – женщин.
Дети вместе с педагогом образуют существительные мужского и женского рода от названия музыкального инструмента:
- пианино – пианист – пианистка;
- скрипка – скрипач – скрипачка;
- виолончель – виолончелист – виолончелистка;
- арфа – арфист – арфистка;
- флейта – флейтист – флейтистка;
- гитара – гитарист – гитаристка.
Рис. 2 Пример оформления слайда
Формирование умения составлять предложения с новыми словами: (рис. 3). Убедившись, что дети поняли принцип словообразования, воспитатель предлагает им по-очереди составить предложения, ориентируясь на схему презентации, обращая внимание на последовательность: сначала надо назвать профессию музыканта на картинке, затем слово-действие (глагол «играет»), а далее – музыкальный инструмент, который он использует. Например: «Арфист играет на арфе. Арфистка играет на арфе».
Рис. 3. Пример оформления слайда
За успешное прохождение данного этапа дети получают букву «У».
III этап «Музыкальный калейдоскоп»
Основная цель данного этапа: закрепление умения правильно ориентироваться на плоскости. Дополнительная цель: профилактика и коррекция деформации свода стопы путем организации передвижения детей по ортопедическим коврикам «Орто-пазл».
Оборудование: плоскость из 9 ортопедических ковриков (3 на 3 клетки); изображения музыкальных инструментов большого (примерно 15 на 20 см) и маленького (5 на 10 см) размера.
Инструкция: педагог показывает детям картинки музыкальных инструментов, обращая внимание на разный размер, и мотивируя их на создание волшебного музыкального коврика, в котором каждый музыкальный инструмент располагается на своем месте. Далее, следуя инструкции воспитателя, каждый ребенок выполняет задание:
- «Положи маленькую скрипку в правый верхний угол коврика»
- «Положи большую виолончель в левый нижний угол»
- «Положи маленькую арфу в левый верхний угол»
- «Положи большую скрипку в правый нижний угол»
- «Помести большую гитару в центр коврика»
- «Расположи маленькую гитару между маленькой скрипкой и маленькой арфой»
- «Расположи маленькое пианино между большой скрипкой и большой виолончелью»
- «Расположи большую арфу между маленькой арфой и большой виолончелью»
- «Расположи большое пианино между маленькой и большой скрипкой».
Выполнение задания сопровождается ответной репликой ребенка, который должен ответить, где и как он расположил музыкальный инструмент.
Прежде, чем положить картинку на нужное место, дети проходят по дорожке из ортопедических ковриков «Орто-пазл»
За успешное прохождение данного этапа дети получают букву «З».
IV этап Физкультурно-оздоровительная пауза. Педагог предлагает детям по пути к следующему этапу подняться по волшебной лестнице с высокими ступенями.
Цель этапа: оптимизация двигательной активности детей; профилактика и коррекция ортопедических нарушений.
Оборудование: ортопедические массажные коврики «Орто-пазл» по количеству участников квест-игры. Аудиофрагмент песенки-рифмовки «Лесенка» Е.Железновой.
Ход этапа: дети снимают обувь и встают на коврики, расположенные в шахматном порядке. Все движения выполняются на коврике под музыку с речевым сопровождением.
Вверх по лесенке шагали и ступенечки считали
(делая шаги на месте, высоко поднимая ноги, дети одновременно переставляют в горизонтальной плоскости кисти рук, начиная от коленей, и заканчивая в положении выше головы, имитируя ступеньки лесенки)
А на горочку пришли – ничего там не нашли
(разведя руки в стороны, делают поворот на месте, возвращаясь в исходную позицию)
Вниз по лесенке шагали и немножечко устали:
(шаги на месте, имитация ступеней лесенки в обратной последовательности, сверху вниз)
Ищем, ищем, где кровать – захотелось полежать.
(повороты туловища и головы вправо – влево, затем кисти рук кладутся под щеку – имитируя сон)
Игра повторяется 3 раза со все ускоряющимся темпом.
За успешное прохождение данного этапа дети получают букву «Ы».
V этап «Музыкальный счет»
Цель: решение арифметических задач с использованием счетного материала, соответствующего лексической теме.
Оборудование: магнитная доска, картинки музыкальных инструментов, цифры, математические знаки «+», «-» , «=»
Воспитатель: - Ребята, в музыкальной стране, в которую мы с вами попали, очень много разных музыкальных инструментов. И каждый из них очень нужен и важен. Но злая колдунья уничтожила журнал, в котором было записано точное количество инструментов. Придется нам с вами самим посчитать, и не ошибиться… Только тот, кто хорошо умеет считать, сможет выполнить это задание.
Воспитатель последовательно зачитывает детям условие каждой задачи:
- «На полке лежало 3 скрипки, 5 арф и 1 гитара. Сколько всего инструментов было на полке?»
- «В кладовой хранилось 5 скрипок и 2 фортепиано. 3 скрипки забрали. Сколько музыкальных инструментов осталось в кладовой?»
- «Для оркестра в магазине купили 8 гитар, арфу и пианино. Сколько инструментов всего купили?»
- «На сцене выступали 5 виолончелистов и 1 пианист. После перерыва 2 виолончелиста ушли. Сколько музыкантов продолжили играть?»
Прослушав условие задачи, дети выкладывают на магнитной доске необходимое количество счетного материала (картинки музыкальных инструментов), а затем составляют пример – решение задачи. Решение и ответ проговариваются вслух.
За успешное прохождение данного этапа дети получают букву «К».
VI этап «Угадай мелодию».
Цель этапа: запоминание звучания музыкальных инструментов, правильное воспроизведения определенной последовательности их звучания.
Оборудование и материалы: интерактивный музыкальный инструмент «Бимз», картинки музыкальных инструментов.
Ход этапа:
Воспитатель: - Ребята, мы с вами успешно выполнили уже много заданий и получили подсказки, которые помогут составить ответное заклинание и расколдовать страну Феи музыки. Осталось одно, самое последнее. Чтобы вернуть звучание музыкальным инструментам, мы должны знать, как должен звучать каждый из них, чтобы ничего не перепутать. И в этом нам поможет волшебный музыкальный инструмент, который может играть не струнами и клавишами, а световыми лучами.
- Сначала давайте попробуем отгадать, какой инструмент звучит (с помощью интерактивного плеера «Бимз» воспитатель демонстрирует детям звучание музыкальных инструментов: скрипки, виолончели, пианино, арфы, гитары и флейты.
- А теперь мы с вами должны прослушать музыкальный фрагмент. В нем инструменты будут звучать друг за другом, по очереди. Ваша задача – внимательно музыку, запомнить, какие инструменты в нем звучали и их порядок, и выложить последовательность с помощью картинок.
(воспитатель с помощью интерактивного плеера «Бимз» демонстрирует детям несколько последовательно звучащих инструментов с постепенным усложнением:
- Скрипка – виолончель – арфа – флейта;
- Пианино – скрипка – виолончель – пианино;
- Виолончель – флейта – виолончель – флейта – виолончель;
- Скрипка – арфа – гитара – скрипка – гитара.
Дети запоминают последовательность, проговаривают ее вслух и выкладывают с помощью картинок на магнитной доске.
За успешное прохождение данного этапа дети получают букву «А».
VII Заключительный этап. Подведение итогов занятия.
Воспитатель: - Ребята, какие же вы молодцы! Мы с вами успешно выполнили все задания, и узнали так много интересного:
-запомнили и повторили названия музыкальных инструментов;
-узнали, как они звучат;
-познакомились с названиями музыкальных профессий;
-потренировались в решении математических задач; в ориентировке на плоскости;
-потренировали наши ножки, перемещаясь по ортопедическим коврикам.
- А самое главное – у нас теперь есть все подсказки, и мы можем составить заклинание, которое разрушит злые чары и поможет вернуть звуки в страну Феи музыки. Давайте попробуем.
(дети с помощью педагога составляют из букв слово «музыка»)
Воспитатель: - Ну вот. Готово наше заклинание. Предлагаю громко произнести его 3 раза. (дети хором произносят заклинание).
- Теперь злые чары разрушены. В стране Феи музыки все в порядке. А мне на телефон пришло от нее видеосообщение. Давайте посмотрим, что в нем.
Дети садятся на стулья, им с помощью проектора на экране демонстрируется музыкальный видеофрагмент «Сказочная музыка», направленный на релаксацию – картины природы в сочетании со спокойной музыкой. В конце на экране появляются слова «Спасибо за помощь!»
Воспитатель: - Теперь мы с вами знаем, как красиво в стране Феи музыки. И мы сможем побывать там снова. А наше занятие подошло к концу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannoe_zanyatie_puteshestvie_v_mir_muzyki.pdf | 670.35 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по ФЦКМ в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. «Зачем нужны насекомые?»
Часто дети не задумываются над тем, что чувствуют другие, на кого направлен отрицательный момент в ситуации: "Мне инересно! Я хочу!" Интересуясь насекомыми, дети собирают их в коробки, банки...
Конспект интегрированной НОД в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Волшебная сила музыки"
Цель: формирование эмоционально-волевой сферы посредством разнообразия окружающих музыкальных звуков.Задачи:Образовательные:¾ Закрепление представлений детей об окружающих зву...
Конспект организованной образовательной деятельности. приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Конспект ООД в подготовительной к школе группы...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи Тема : День защитников отечества. Звук Ж, буква Ж.
В конспекте отражена работа с лексико-грамматическими категориями по теме "День защитника Отечества" в сочетании с ознакомлением с буквой Ж....
Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по образовательным областям «Речевое развитие», «Познание», «Художественно-эстетическое» подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушения
Интеграция образовательных областей. «Речевое развитие» – развитие компонентов устной речи: лексика, грамматический строй, связная речь, произносительная сторона.&l...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: «На окне моём, цветочки очень весело живут».
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.Тема: «На окне моём, цветочки очень весело ж...
Журнал взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Журнал разработан для педагогов, строящих свою работу на основе «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)&ra...