Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ во второй младшей группе «Путешествие в сказку»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)
«Есть фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом, находится в непосредственной зависимости от речи»
Л.С. Выготский
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное овладение родным языком является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.
Говорить – значит пользоваться устной речью, выражать свои мысли словами. Чтобы говорить, ребенок должен владеть определенным запасом слов, активно пользоваться им, строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, уметь слушать и быть внимательным. Чем совершеннее речь ребенка, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, т.е. его поведение, а следовательно, и его личности в целом.
Важную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста играет выбор педагогических технологий в обучении дошкольников. Наиболее эффективным в плане речевой активизации дошкольников, создания у них мотивации, обмена положительным опытом и повышением коммуникативных компетенции детей являются нетрадиционные методики обучения, адаптированные к дошкольному возрасту. Одной из таких технологий является ТРИЗ.
ТРИЗ–педагогика в России развивается с начала 80-х годов 20 века. Основателем этой технологии является советский ученый Генрих Саулович Альтшуллер. ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом “Творчество во всем!”. Основная цель ТРИЗ- технологии- это не сообщение новых знаний, а обучение способом самостоятельного добывания информации, через поисковую деятельность, через организованное коллективное рассуждение, через игры, формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Применение данной технологии обусловлено тем, что ТРИЗ способствует преодолению детьми замкнутости, робости, учит их отстаивать сиспользованием речи свою точку зрения, формирует у детей понимание речи, обогащает словарь, активизирует речь малышей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №45 город Новороссийск
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ
во второй младшей группе
Тема: «Путешествие в сказку»
Подготовили: воспитатели
Жаркова Е. В.
Калашникова Н.И.
г. Новороссийск, 2023год
Тема: «Путешествие в сказку»
Возраст воспитанников: младший дошкольный возраст (3-4 года)
Виды деятельности: речевая, познавательная, коммуникативная.
Образовательные области: речевое развитие; познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; физическое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Цель: развитие творческого мышления и связной речи детей с использованием ТРИЗ технологии.
Задачи:
- Продолжать учить описывать животное; подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Закрепить понятие «домашние животные»;
- Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу;
- Развивать умение находить нестандартные подходы к решению поставленной задачи;
- Активизировать словарный запас детей;
- Развивать связную речь дошкольников;
Предварительная работа:
Чтение сказки «Репка» и рассматривание иллюстраций; отгадывание загадок про сказочных героев; подвижная игра «Паровоз Букашка»
1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности
Содержание: | Обратная связь на высказывания детей/примечание |
В группу приносят письмо. Кто же нам прислал письмо? Как нам узнать от кого оно? А письмо нам прислала какая-то бабушка. Она пишет: «Ребята, помогите, дедушка никак не может вытащить репку в огороде, помогите ему, пожалуйста» Что-то в голове крутится, никак не могу вспомнить откуда это – бабушка, дедушка и репка… Интересно, а почему дедушка не может вытащить репку? У вас есть предположения? Бабушка так расстроилась…Что же делать? Мы можем им как-то помочь? Что для этого необходимо сделать? | Конечно же! Я с вами согласна! Как я сама не вспомнила! Какие вы внимательные и сообразительные! Очень может быть! У кого еще есть идеи? Воспитатель делает выжидательную паузу |
2этап: способствует планированию детьми их деятельности
Содержание | Обратная связь на высказывания детей/примечание |
Я думаю, путь в сказку не близкий. Как же мы в нее попадем? Что нам для этого понадобится? Конечно же у нас есть волшебный паровозик Букашка. Но чтобы на него попасть, необходимо слово отгадать. Кто первый назовет слово, тот и становится за мной. Начинаем:
Дети по очереди становятся в паровозик Какой у нас длинный поезд получился. Поехали! (играет музыка паровоз- Букашка) | Какая замечательная идея! У кого еще есть предложения? Вот это придумка! Отличный вариант! Как у вас здорово получается! Если есть дети, которые затрудняются отвечать на вопросы: У паровозика оказывается есть лишние билетики, садитесь по вагонам, ребята.
|
3 этап: способствуем реализации детского замысла
Дети под музыку переходят в музыкальный зал. Остановка. На мультимедийном экране полянка. Куда мы с вами приехали? Почему вы так решили? Сколько здесь цветов? Интересно они пахнут или нет? Как нам узнать? Дыхательная гимнастика «Аромат цветов» Через нос делаем вдох, задерживаем дыхание и медленно выдыхаем «А-а-ах!» Ой, а это кто у нас тут? Где она сидит? Как кричит ворона? Ворона волнуется. Она говорит, что у бабушки и дедушки пропали животные. Они убежали из избушки и заблудились в лесу, поэтому дедушка и не может вытащить репку. Ребята, как мы узнаем, какие животные пропали? Сейчас проверим, верны ли ваши предположения, ворона дает нам подсказку. Нужно отгадать загадки: Громко лает на дворе, отдыхает в конуре, Сторожит хозяйский дом и виляет мне хвостом. (собака) Как собака лает? (гав-гав) Назовите собаку ласково. Посмотрите внимательно на собаку, что у нее есть? (части тела) Кем она была раньше? (щенком) Что собака делает? (лает, сторожит дом, рычит, грызет кости, бегает, виляет хвостом) Что у собаки есть хорошее и плохое? Вспомните, как звали собачку из сказки «Репка»? (Жучка) Итак, собачку мы нашли. У нас есть еще загадка: В мягкой шубке ходит, песенки выводит, Молоко из плошки пьет, возле норки мышку ждет. (кошка) Как разговаривает кошка? (мяу-мяу) Как ласково назвать кошку? (кошечка, кисонька) А кем была кошка раньше? (котенком) Что у кошки есть? (части тела) Что любит делать кошка? (ловить мышей, лакает молоко, мурлычет, царапается, играет) А какая кошка? (мягкая, пушистая) Кошечка всегда хорошая или есть в ней что-то и плохое? Ну что-же, кошку мы тоже нашли. Ребята, мы нашли двух животных – собаку и кошку, а к каким животным они относятся? Почему? Осталась у нас последняя загадка: Пи-пи-пи она сказала, сразу в норку убежала Что же это за малышка? Это маленькая… (мышка) Как пищит мышка? (пи-пи-пи) Какая она? (серая, быстрая, маленькая) Как хорошо, что мы всех нашли! Теперь можем идти дальше. Слышится шум дождя. Ой, посмотрите, набежали тучки, потемнело все вокруг и теперь не видно куда идти. Скорее все становитесь под зонтик. Игра «Солнышко и дождик» Выглянуло солнышко и снова стало светло. А вот и домик бабушки с дедушкой. И собачка с кошечкой и мышкой уже домой прибежали, не стали нас ждать. Вон дедушке уже репку тянуть помогают. Нам тоже пора возвращаться домой. По вагонам. Поехали! Звучит музыка паровозик-Букашка. | Если дети отвечают не верно: Интересный вариант! Кто думает иначе? Какие еще есть варианты? Я с вами согласна! Какой ты сообразительный! Кто еще так думает? Отлично! Вы справились! Очень похоже! Отлично! Здорово! Как много вы знаете! Как же я сразу не догадалась? Правильно! У вас получилось! Замечательно! Вы отлично справляетесь! Отличная мысль! У кого другое мнение? Именно так! Как здорово, что вы это знаете! И с этой загадкой вы справились! Ребята, как отлично все у вас получилось! |
4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности
Содержание | Обратная связь на высказывания детей/примечание |
Ну вот мы и вернулись! Кто хочет рассказать о своих впечатлениях? Расскажите, что нам сегодня удалось сделать? Для чего мы это делали? Что вы почувствовали, когда помогли бабушке и дедушке! | Если ребенок замкнулся: … а ты как думаешь? Радовать и помогать людям очень приятно. Главное делать это от души! |
По ТРИЗ технологии были использованы методы:
1.Метод противоречий (хорошо-плохо)
2.Системный оператор:
а) компонентный подход (изучает состав системы и частью чего она является)
б) генетический подход (прошлое-настоящее-будущее)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ Для детей средней группы «Заюшкина избушка» Воспитатель Быченко Н.В. МАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин
Конспект образовательной деятельности по развитию речис использованием технологии ТРИЗДля детей средней группы«Заюшкина избушка» Воспитатель Быченко Н.В.МАДОУ ЦРР детский сад №14...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ во 2 младшей группе. Составление загадок.
Загадки помогают развивать логическое мышление и сообразительность, а также помогают развивать словарный запас детей.Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие реч...
Конспект открытого просмотра образовательной деятельности по развитию речи с использованием технологии мнемотехники во II младшей группе «Путешествие в волшебный лес»
Закреплять знания и представления детей об осени. Продолжать знакомить детей с характерными признаками поздней осени...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в средней группе «Расскажем медвежонку, что такое зима». (решение задач на противоречия)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в средней группе....
Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ для детей средней группы "Заюшкина избушка"
Предварительная работа: Чтение сказки «Заюшкина избушка», опыт по превращению льда в воду.Пояснение: В занятии используется методика ММЧ - моделирование маленькими человечками: Человечки т...
Презентация непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с использованием технологии ТРИЗИнтеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное.
Тема: Рассматривание картины "В весеннем парке"...
Конспект комплексного занятия с использованием технологий ТРИЗ во второй младшей группе «Путешествие в сказку» на основе сказки «Теремок».
Конспект комплексного занятияс использованием технологий ТРИЗ во второй младшей группе «Путешествие в сказку» на основе сказки «Теремок»....