конспект занятия по развитию речи. Тема: Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней. /ГРУППА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 5 - 6 ЛЕТ/
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана. |
Образовательные: Продолжать учить детей составлять последовательный рассказ по картине, ориентируясь на план, предложенный воспитателем; отвечать на вопросы по содержанию картины. Развивающие: Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. Упражнять детей в образовании однокоренных слов от существительного еж, в подборе прилагательных, характеризующих животных. Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе. |
Составляет последовательный рассказ по картине, ориентируясь на план. Отвечает на вопросы по содержанию картины. Образовывает однокоренные слова от существительного еж. Подбирает прилагательные, характеризующие животных. Развита моторика рук и умение работать в коллективе через продуктивную деятельность. Бережно относится к живой природе. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 306.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
| ||||||
1.1 | Доминирующая образовательная область | Речевая образовательная область | ||||
1.2 | Виды деятельности детей | Игровая Коммуникативная Познавательно-исследовательская Творческая активность Двигательная активность Продуктивная Музыкально – художественная Трудовая | ||||
| ||||||
2.1 | Тема занятия | Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней. | ||||
2.2 | Методы и приемы реализации содержания занятия | Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: проблемные вопросы; создание игровой ситуации. Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия: сюрпризный момент; создание ситуации способствующей проявлению творческих способностей детей; дидактическая игра; подвижная игра; создание положительного эмоционального фона. Приемы организации практической деятельности детей: рассматривание, игра; обследование; организация продуктивной деятельности детей. Приемы поддержания интереса у детей: игровая ситуация, упражнения направленные на развитие внимания, имитирующие упражнения. Приемы оценки и самооценки: совместная оценка занятия. | ||||
2.3 | Возрастная группа | Группа общеразвивающей направленности детей 5-6 лет | ||||
2.4 | Цель: | Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана. | ||||
2.5 | Задачи: | Образовательные: Продолжать учить детей составлять последовательный рассказ по картине, ориентируясь на план, предложенный воспитателем; отвечать на вопросы по содержанию картины. Развивающие: Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. Упражнять детей в образовании однокоренных слов от существительного еж, в подборе прилагательных, характеризующих животных. Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе. | ||||
2.6 | Планируемые результаты | Составляет последовательный рассказ по картине, ориентируясь на план. Отвечает на вопросы по содержанию картины. Образовывает однокоренные слова от существительного еж. Подбирает прилагательные, характеризующие животных. Развита моторика рук и умение работать в коллективе через продуктивную деятельность. Бережно относится к живой природе. | ||||
2.7 | Организация РППС для проведения занятия | Материалы: раскраски с изображением ёжика, цветные карандаши. Оборудование: игрушка ёж, картина «Ежи» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), видеофильм «Ёжики» , музыка. | ||||
2.8 | Обогащение словаря | Всеядный, семейство, ежиха, ежонок, ежата. | ||||
2.9 | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в предшествующие режимные моменты | рассматривание иллюстраций о лете беседа о животных (ежах), рассматривание их внешнего вида, особенностей питания, жилища. Чтение рассказов И. Акимушкин «Жил-был ежик», С Маршак «Тихая сказка». | ||||
| ||||||
3.1 | Вводная часть | |||||
3.1.1 | Введение в тему (создание проблемной ситуации) | Воспитатель созывает детей в круг. - Ребята, какое сейчас время года? - Как называется осенний месяц? - Помните, как хорошо было, когда мы могли купаться, загорать, ходить в лес за ягодами, собирать цветы, травы. Это о каком времени я говорю. (лето) | ||||
3.1.2 | Мотивация деятельности детей | - Ребята, однажды летом я гуляла в лесу и услышала шорох под ногами, я посмотрела вниз повнимательнее, и увидела….А кого (что) я увидела отгадайте загадку: Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной Иголок очень много, А нитки не одной. - Как вы догадались, что это еж? Дети обосновывают ответ - Есть еще загадка про ежа. Вы мне поможете ее загадать (ребята договаривают последнее слово в предложении) Лесом катится клубок, У него колючий бок, Он охотится ночами За жуками и мышами. - Ежи – очень интересные животные. Живут они семьями: папа -… (еж или ежик, мама -… (ежиха, дети (ежата, можно назвать их ласково… (ежатки, а если один малыш – то… (ежонок). | ||||
3.1.3. | Целеполагание | Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то пыхтит? Давайте посмотрим, кто бы это мог быть. /достаёт из-за ёлки игрушку ёжика/. | ||||
3.2. | Основная часть: | |||||
3.2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний | Игрушка Ёжик: Здравствуйте, дети! Я думал вы меня не услышите. Мне очень хочется рассказать вам о диком животном, о еже. И поэтому я принёс вам видеофильм о нас, о ежах. Хотите посмотреть его? Просмотр видеофильма «Ёжик». Воспитатель: Спасибо, ёжик за твой познавательный фильм. Предлагаю нашего ёжика отпустить в лес. Закройте глаза. /Дети закрывают глаза, убирает ёжика. Воспитатель выставляет картину «Ежи». / Воспитатель: Открывайте глаза. Сегодня мы с вами будем учиться составлять рассказ по этой картине. Вы сами придумаете для нее название. - Каждая картина имеет свое название. Как можно назвать эту картину? / (Семья ежей. Ежиная семейка. Мама ежиха и ежата. Ежи на лесной полянке… ). Какое время года изображено на картине? (лето) Почему вы так решили? (зелёная трава кругом, ягоды, насекомые…) Кто нарисован на этой картине? А у ежа есть семья? Давайте их назовём: Папа – …(еж). Мама…(ежиха). Детеныш один…(ежонок), много детенышей (ежата) -Давайте попробуем передать звуки, которые издают ежи. Представим, что вы, ребята маленькие ежики. Покажите, как ежик ищет еду, морщит носик, фыркает." (Дети, подражая воспитателю, морщат носик и прикусывают нижнюю губу, произносят звук «ф – ф - ф».) - Покажите, как ежик сердится, пыхтит. (Дети хмурят брови и произносят звукосочетания «пых-пых-пых».) Вопросы по картине: Какая мама ежиха? (Большая, крупная, колючая, заботливая, осторожная.) Что она делает? (Учит ежат добывать в лесу корм.) Какие ежата? (Маленькие, забавные, хорошие.) Что они делают? (Один ежонок смотрит на бабочку. Другие стоят около мамы. Папа ёж устал и прилёг отдохнуть. Мама ежиха увидела улитку.) Воспитатель: А сейчас я проверю, какие вы внимательные. Ещё раз внимательно посмотрите на картину. Постарайтесь запомнить всё, что изображено на ней, затем я закрою, а вы должны будете ответить на мои вопросы. – Сколько ежат на картине? - Какое насекомое сидит на цветке? - Что делает папа Ёж? - На какое насекомое смотрит мама Ежиха? Игра «Самый внимательный» Воспитатель: Ребята, ежи это какие животные? (дикие). Ребята, а ведь в лесу кроме ежей живет много других диких животных со своими детенышами. Я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в игру «На водопой». Подвижная игра «На водопой». Жарким днем лесной тропой(дети идут друг за другом по кругу) Звери шли на водопой. За мамой-лосихой топал лосенок (идут, показывая кисти-«рога», делая широкие шаги и громко топая) За мамой-лисицей крался лисенок,(тихо идут, наступая на носочки, делая поочередные движения руками вперед) За мамой-ежихой катился ежонок,(садятся на корточки) За мамой-медведицей шел медвежонок,(идут, переваливаясь, на внешней стороне стопы, подражая походке медведя) За мамою-белкой скакали бельчата, (присаживаются на корточки, пробуют прыгать на двух ногах) За мамой-зайчихой косые зайчата,(встают, скачут на двух ногах, показывая кистями «ушки») Волчица вела за собою волчат.(опускаются на четвереньки, затем встают на колени и передвигаются) Все мамы и дети напиться хотят. (остаются в таком положении, изображая «лакание» языком) Воспитатель: Отдохнули? А сейчас обратите внимание на картину художника Меньшиковой под названием «Ежи». Предлагаю вам послушать моё начало рассказа: «Стоял тихий летний день. Ежиха вывела ежат на небольшую лесную полянку. Ежата разбежались по полянке, и каждый нашёл себе занятие. Один ежонок увидел бабочку на цветке. Папа Ёж устал и лёг отдохнуть под кустиком. Заботливая мама Ежиха хочет поймать улитку и покормить ежат. Хорошо ежам в тёплый летний день на лесной полянке.» - Ребята, а теперь придумайте свой рассказ по этой картине. А наш ежик (игрушечный) послушает. В своем рассказе не забывайте использовать слова, которые вы говорили о ежах. (2 – 3 рассказа детей) | ||||
3.2.2 | Добывание (сообщение и принятие) нового знания | Затем читает детям стихотворение С.Маршака и предлагает закончить некоторые строчки, четко произнося слова-окончания: Эту сказку ты прочтешь, тихо, тихо, тихо... Жили- были серый еж и его ....(ежиха) Серый еж был очень тих и ежиха тоже, И ребенок был у них - очень тихий ...(ежик). Всей семьей идут гулять ночью вдоль дорожек. Еж - отец, ежиха - мать и ребенок-... (ежик). Воспитатель: Назовите слова, в которых отчетливо слышится звук "ж" (ежи, ежонок, ежиха, ежата, ежики). /Дети повторяют последние четыре строки стихотворения, четко произнося все слова./ | ||||
3.2.3 | Самостоятельная/ продуктивная деятельность детей по закреплению нового знания | Воспитатель: Ребята, а еще в письме ёжик нам принёс маленький сюрприз – раскраски с изображением ежика. В свободное время вы их раскрасите. /Звучит музыка, дети раскрашивают раскраски/ | ||||
3.3. | Заключительная часть | |||||
3.3.1 | Рефлексия (анализ и самоанализ деятельности детей) | - Хорошо, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? (составляли рассказ по картине). Чей рассказ вам больше всего понравился? - О ком мы сегодня говорили, что новое и интересное узнали о ежах? - Молодцы, вы все сегодня хорошо занимались. Спасибо вам за занятие! Мне, очень приятно было с вами поиграть, а так же услышать ваши прекрасные рассказы. | ||||
3.4. | Дальнейшая разработка темы | |||||
3.4.1 | Указывается мероприятие (экскурсия, выставка и т.д.), вид деятельности (чтение, художественно-творческая и т.п.) | Беседа о жизни ежей в природе, рассматривание иллюстраций на тему «Дикие животные», просмотр С. Маршак «Тихая сказка». Игры с игрушкой Ёжиком. Выставка «Колючий ёж». | ||||
3.4.2 | Длительность занятия: | 20-25 минут |
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение №125 города Оренбурга
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Тема: Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней.
/ГРУППА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 5 - 6 ЛЕТ/
Подготовил : ЧЕРЁМУХИНА С.Ю.
высшая квалификационная категория
Оренбург - 2020
Воспитатель созывает детей в круг. - Ребята, какое сейчас время года? - Как называется осенний месяц? - Помните, как хорошо было, когда мы могли купаться, загорать, ходить в лес за ягодами, собирать цветы, травы. Это о каком времени я говорю. (лето) |
- Ребята, однажды летом я гуляла в лесу и услышала шорох под ногами, я посмотрела вниз повнимательнее, и увидела….А кого (что) я увидела отгадайте загадку: Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной Иголок очень много, А нитки не одной. - Как вы догадались, что это еж? Дети обосновывают ответ - Есть еще загадка про ежа. Вы мне поможете ее загадать (ребята договаривают последнее слово в предложении) Лесом катится клубок, У него колючий бок, Он охотится ночами За жуками и мышами. - Ежи – очень интересные животные. Живут они семьями: папа -… (еж или ежик, мама -… (ежиха, дети (ежата, можно назвать их ласково… (ежатки, а если один малыш – то… (ежонок). |
Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то пыхтит? Давайте посмотрим, кто бы это мог быть. /достаёт из-за ёлки игрушку ёжика/.
Основная часть: | |
Игрушка Ёжик: Здравствуйте, дети! Я думал вы меня не услышите. Мне очень хочется рассказать вам о диком животном, о еже. И поэтому я принёс вам видеофильм о нас, о ежах. Хотите посмотреть его? Просмотр видеофильма «Ёжик». Воспитатель: Спасибо, ёжик за твой познавательный фильм. Предлагаю нашего ёжика отпустить в лес. Закройте глаза. /Дети закрывают глаза, убирает ёжика. Воспитатель выставляет картину «Ежи». / Воспитатель: Открывайте глаза. Сегодня мы с вами будем учиться составлять рассказ по этой картине. Вы сами придумаете для нее название. - Каждая картина имеет свое название. Как можно назвать эту картину? / (Семья ежей. Ежиная семейка. Мама ежиха и ежата. Ежи на лесной полянке… ). Какое время года изображено на картине? (лето) Почему вы так решили? (зелёная трава кругом, ягоды, насекомые…) Кто нарисован на этой картине? А у ежа есть семья? Давайте их назовём: Папа – …(еж). Мама…(ежиха). Детеныш один…(ежонок), много детенышей (ежата) -Давайте попробуем передать звуки, которые издают ежи. Представим, что вы, ребята маленькие ежики. Покажите, как ежик ищет еду, морщит носик, фыркает." (Дети, подражая воспитателю, морщат носик и прикусывают нижнюю губу, произносят звук «ф – ф - ф».) - Покажите, как ежик сердится, пыхтит. (Дети хмурят брови и произносят звукосочетания «пых-пых-пых».) Вопросы по картине: Какая мама ежиха? (Большая, крупная, колючая, заботливая, осторожная.) Что она делает? (Учит ежат добывать в лесу корм.) Какие ежата? (Маленькие, забавные, хорошие.) Что они делают? (Один ежонок смотрит на бабочку. Другие стоят около мамы. Папа ёж устал и прилёг отдохнуть. Мама ежиха увидела улитку.) Воспитатель: А сейчас я проверю, какие вы внимательные. Ещё раз внимательно посмотрите на картину. Постарайтесь запомнить всё, что изображено на ней, затем я закрою, а вы должны будете ответить на мои вопросы. – Сколько ежат на картине? - Какое насекомое сидит на цветке? - Что делает папа Ёж? - На какое насекомое смотрит мама Ежиха? Игра «Самый внимательный» Воспитатель: Ребята, ежи это какие животные? (дикие). Ребята, а ведь в лесу кроме ежей живет много других диких животных со своими детенышами. Я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в игру «На водопой». Подвижная игра «На водопой». Жарким днем лесной тропой(дети идут друг за другом по кругу) Звери шли на водопой. За мамой-лосихой топал лосенок (идут, показывая кисти-«рога», делая широкие шаги и громко топая) За мамой-лисицей крался лисенок,(тихо идут, наступая на носочки, делая поочередные движения руками вперед) За мамой-ежихой катился ежонок,(садятся на корточки) За мамой-медведицей шел медвежонок,(идут, переваливаясь, на внешней стороне стопы, подражая походке медведя) За мамою-белкой скакали бельчата, (присаживаются на корточки, пробуют прыгать на двух ногах) За мамой-зайчихой косые зайчата,(встают, скачут на двух ногах, показывая кистями «ушки») Волчица вела за собою волчат.(опускаются на четвереньки, затем встают на колени и передвигаются) Все мамы и дети напиться хотят. (остаются в таком положении, изображая «лакание» языком) Воспитатель: Отдохнули? А сейчас обратите внимание на картину художника Меньшиковой под названием «Ежи». Предлагаю вам послушать моё начало рассказа: «Стоял тихий летний день. Ежиха вывела ежат на небольшую лесную полянку. Ежата разбежались по полянке, и каждый нашёл себе занятие. Один ежонок увидел бабочку на цветке. Папа Ёж устал и лёг отдохнуть под кустиком. Заботливая мама Ежиха хочет поймать улитку и покормить ежат. Хорошо ежам в тёплый летний день на лесной полянке.» - Ребята, а теперь придумайте свой рассказ по этой картине. А наш ежик (игрушечный) послушает. В своем рассказе не забывайте использовать слова, которые вы говорили о ежах. (2 – 3 рассказа детей) |
Затем читает детям стихотворение С.Маршака и предлагает закончить некоторые строчки, четко произнося слова-окончания: Эту сказку ты прочтешь, тихо, тихо, тихо... Жили- были серый еж и его ....(ежиха) Серый еж был очень тих и ежиха тоже, И ребенок был у них - очень тихий ...(ежик). Всей семьей идут гулять ночью вдоль дорожек. Еж - отец, ежиха - мать и ребенок-... (ежик). Воспитатель: Назовите слова, в которых отчетливо слышится звук "ж" (ежи, ежонок, ежиха, ежата, ежики). /Дети повторяют последние четыре строки стихотворения, четко произнося все слова./ |
Воспитатель: Ребята, а еще в письме ёжик нам принёс маленький сюрприз – раскраски с изображением ежика. В свободное время вы их раскрасите. /Звучит музыка, дети раскрашивают раскраски/ |
- Хорошо, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? (составляли рассказ по картине). Чей рассказ вам больше всего понравился? - О ком мы сегодня говорили, что новое и интересное узнали о ежах? - Молодцы, вы все сегодня хорошо занимались. Спасибо вам за занятие! Мне, очень приятно было с вами поиграть, а так же услышать ваши прекрасные рассказы.
Оренбург-2019
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи. Тема: Рассматривание и сравнение предметов
Конспект занятия по развитию речи. Тема: Рассматривание и сравнение предметов. Цели: обучение сравнению предметов между собой. Задачи: Учить детей сравнивать предметы, выделяя су...
Конспект занятия по развитию речи и рассматриванию картины «Зимняя прогулка» во второй младшей группе
Конспект занятия по развитию речи и рассматриванию картины...
Конспект НОД по развитию речи «Ёжики» с использованием нетрадиционной техники рисования во второй младшей группе общеразвивающей направленности.
Конспект по развитию речи «Ёжики» с использованием нетрадиционной техники рисования во второй младшей группе общеразвивающей направленности....
Конспект занятия по развитию словаря Тема: «Рассматривание картины «Кошка с котятами»
Конспект занятия по развитию словаряТема: «Рассматривание картины «Кошка с котятами»...
занятие по развитию речи. Тема: Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов — описаний игрушек».
Занятие по развитию речи. Тема: «Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов — описаний игрушек». Программное содержание Цель: Закрепление умений составлять рассказ - описан...
Конспект занятия по развитию речи Тема: Рассматривание сюжетной картины «Дети играют»
Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их нам помогает интегрированная образовательная деят...
Конспект занятия по конструированию на тему «Едет, едет грузовик» для детей 2-3 лет группы общеразвивающей направленности.
Конспект занятия по конструированию на тему «Едет, едет грузовик» для детей 2-3 лет группы общеразвивающей направленности.Цель: Создавать условия для развития конструктивной нав...