Обучение грамоте Тема: «Страна Знаний»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Бобурова Елена Александровна

Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе.

Цель: закрепление  и обобщение  полученных детьми знаний и умений.

Задачи:

Обучающие:

  • совершенствовать умение у детей давать основные характеристики звуков;
  • закрепить знания о различии гласных и согласных звуков;
  • закреплять знания детей о звуках и буквах,
  • совершенствовать умение делить слова на слоги, определять и называть количество слогов в словах.
  • упражнять в звуковом анализе слов, в умении определять местоположения звука в слове;
  • закрепить представления о предложении, о его словесном составе;
  • продолжать учить составлять предложения с помощью схемы;
  • формировать умение рассуждать, четко выражая свои мысли.

Развивающие:  

  • Развивать  фонематический слух, зрительное восприятие, внимание;

Воспитательные: Воспитывать любовь к родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.docx31.39 КБ
Файл obuchenie_gramote.pptx2.77 МБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»

"Воркута" кар кытшлöн муниципальнöй юкöнса администрации

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение «Прогимназия №1» г.Воркуты

Непосредственно образовательная деятельность

Речевое  развитие. Обучение грамоте

Тема: «Страна Знаний»

( подготовительная группа «Б»)

        

        

Воспитатель:

Бобурова.Е.А.

                                                                                                           1.кв. категория

г. Воркута


Цель: закрепление  и обобщение  полученных детьми знаний и умений.

Задачи:

Обучающие:

  • совершенствовать умение у детей давать основные характеристики звуков;
  • закрепить знания о различии гласных и согласных звуков;
  • закреплять знания детей о звуках и буквах,
  • совершенствовать умение делить слова на слоги, определять и называть количество слогов в словах.
  • упражнять в звуковом анализе слов, в умении определять местоположения звука в слове;
  • закрепить представления о предложении, о его словесном составе;
  • продолжать учить составлять предложения с помощью схемы;
  • формировать умение рассуждать, четко выражая свои мысли.

Развивающие:        

  • Развивать  фонематический слух, зрительное восприятие, внимание;

Воспитательные: Воспитывать любовь к родному языку.

Словарная работа: активизация: звуки, гласные, согласные, буквы, предложение.

Материал к занятию: Набор букв с нахождением между ними слов,  фишки, схемы на составление предложений, местонахождения  звука в словах, картинки на составление из первых  звуков слова, иллюстрации  животных.

Предварительная работа: Знакомство с буквами и звуками, умение делить слова на слоги, составление предложений с помощью схемы, нахождение  слов между буквами, составление  слов по первым звукам, разгадывание ребусов.

Техническое оборудование:         Мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация на тему  «Страна Знаний», презентация физкультминутки «Елочка».        

Предполагаемый результат:

 Активизация  речевого интереса к обучению  чтению, письму; обогащение словаря.

Ход  занятия

Организационный момент.

Воспитатель обращает внимание на гостей.

Воспитатель: Прежде чем начать занятие, я хочу вам кое-что рассказать. Сегодня на адрес нашего детского сада пришло необычное письмо  от Королевы, которая живет в Стране Знаний (читаю письмо на экране).

(слайд № 1). Ну что, отправимся сегодня в гости в Страну Знаний?

Дети: Да, согласны.

Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (Тепло)

Это тепло добрых рук и добрых сердец.  Мы предлагаем свое тепло, свои ладошки  друзьям,  гостям  и говорим:

Утро настает,

Солнышко встает.

Мы собираемся,

В добрый путь отправляемся.

Друг на друга поглядим,

Про себя проговорим:

“Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?’’

(Дети поочередно называют друг друга ласковыми словами)

Воспитатель: Мы сейчас с вами назвали имена ласковыми словами.

А скажите, из чего состоят слова?

Дети: Слова состоят из звуков и букв.

Воспитатель: Какие бывают звуки?

Дети: Звуки бывают гласные и согласные.

Воспитатель. Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Дети: Гласные при произношении тянутся, распевать их можно громко и долго, переходя от одного к другому. Все вместе: Ааааааа! Ооооооо! Аааауууу!  Эээээииииии! а согласные  произносятся коротко.

Воспитатель: Каким цветом обозначаем гласные и  согласные звуки?

Дети: Гласные – красным, согласные синим и зеленым.

Воспитатель:  Почему согласные звуки обозначаем синим и зеленым цветом?

Дети: Согласные звуки бывают твердые и мягкие.

Воспитатель: Назовите согласные, которые всегда только мягкие.

Дети: Ч, Й, Щ всегда только мягкие звуки. (Слайд  № 2)

Воспитатель: Назовите согласные, которые всегда только твердые

Дети: Ж, Ш, Ц

Воспитатель: Какие еще бывают звуки?

Дети: Звонкие и глухие.

Воспитатель: А чем звук отличается от буквы?

Дети: Звуки произносим, а буквы пишем, рисуем, видим, трогаем.

Воспитатель: Королева приготовила для вас первое задание «Найди спрятанное слово». Среди буквенного текста вставлены слова, которые помогу нам пойти в Страну Знаний. Вам надо найти и подчеркнуть их.

(бщулестмдороганарнестранаукасзнания) (Слайд №3)

Воспитатель: Дорога в Страну Знаний будет проходить через лес.  Мы с вами знаем, что слова  состоят из слогов.

Воспитатель: Как узнать,  сколько слогов  в слове лес  и  дорога?

Дети: С помощь хлопка.  

Воспитатель: Давайте  прохлопаем  и  мы   узнаем,  сколько слогов  в слове лес и дорога.  ( С помощью хлопка  дети  определяют, сколько слогов в слове лес и дорога.)   (Слайд №4).

Воспитатель:  С помощью значка  запишите эти два слова у себя на бумаге.

(дети записываю слова). 

Воспитатель: Дорога в Страну Знаний проходит через лес, а в лесу живет много животных. Чтобы нам пройти через лес,  необходимо расселить животных по своим домикам. В первом домике живет животное с одним слогом, во втором живет животное, которое имеет два слога, в третьем домике живет животное, которое  имеет три слога. (Дети выполняют задание) (Слайд № 5)

Воспитатель: Молодцы, ребята, всех   животных правильно рассадили по своим домикам, и мы можем двигаться дальше. (Слайд № 6).  Смотрите, ребята, мы попали на  тропинку «Заблудившихся букв» (Слайд №7). Мне кажется, здесь произошла беда: буквы в словах заблудились и не могут найти свое место. Давайте поможем им (Дети составляют слова: гриб, ромашка,  мухомор, трава) (Слайд №8).

Воспитатель: Давайте все вместе еще раз произнесем слова: гриб, ромашка, мухомор. А теперь послушайте, как я произнесу эти слова:  гррриб, ррромашка, мухоморрр.  Какой звук я выделила?

Дети: Звук  Р.

Воспитатель: Предлагаю определить позицию звука Р   в словах и записать в схеме  (Дети закрашивают нужный квадратик)

 Воспитатель: Но у нас осталось слово трава. С помощью фишек выложите  слово. Сколько в слове слогов? Два. Как узнали?  

Дети: Хлопнули два раза.

Воспитатель: Мы знаем, сколько в слове гласных, столько и слогов. Первый  и второй звук,  какой?

Дети:  Согласный. Третий гласный, четвертый согласный и последний тоже гласный.

Воспитатель: А согласные звуки в этом слове звучат мягко или  твердо.

Дети: Согласные звуки в этом слове твердые.

                           (Физминутка)

Воспитатель: Отправляемся дальше. На нашем пути препятствие. Предлагаю детям разгадать ребусы (Слайд № 9)  (Ребусы с животными: лиса, крот, волк, лось, заяц) (Слайд № 10)

 Воспитатель: Мы пришли в СТРАНУ ЗНАНИЙ. А что это за страна, вы узнаете, если отгадаете  слово, которое спряталось в этих картинках.

(Слайд № 11). Рассмотрите  и назовите картинки (Шишка, колокольчик, оса, лось,  аист). Назовите первый звук в каждом слове. Составьте из звуков слово. Дети называют первый звук в каждом слове и составляют слово ШКОЛА.

Воспитатель: Правильно – это слово ШКОЛА (Слайд № 12). У вас на столах  лежат картинки. Выполните задание самостоятельно, и вы узнаете, какие предметы необходимо взять с собой в школу. (Дети самостоятельно выполняют задание).

Воспитатель: Давайте  прочитаем слова, которые у вас получились: ранец, книга, буквы, ручка, кеды,  форма.

У вас на столе лежат схемы. Что это за схемы?

Дети: С помощью этих схем можно  составить  предложение.

Воспитатель: Из чего состоит предложение?

Дети: Предложение состоит из слов.

Воспитатель: А может предложение состоять из одного слова?

Дети: Да

Воспитатель:  Как пишется начало предложения?

Дети: Начало предложения пишется с большой буквы.

Воспитатель: Какой знак ставят в конце предложения?

Дети: В конце предложения ставят точку, восклицательный знак или вопросительный знак.

Воспитатель: Составьте предложение со словом «книга» (На отдельном столе будут лежать книги, дети выберут одну из книг и составят  с помощью схемы  предложение). Каждый  проговаривает свое предложение. Проговаривают с разной интонацией. В конце предложения ставят . ! ? знак.

На этом занятие подходит к концу.

Итог занятия.

 

Список используемой литературы:

1.Н.В.Новотворцева  Учимся говорить: Обучение грамоте в детском саду и дома Ярославль Академия, К* Академия Холдинг 2000

2. Н.Г.Комратова  Учимся   говорить   ПРАВИЛЬНО  Учебно-методическое пособие по развитию речи  детей  3-7 лет

3. Е.А.Пожиленко  Волшебный мир звуков и слов пособие для логопедов    

Москва  ВЛАДОС 2001

4.Е.В.Кузницова, И.А.Тихонова  СТУПЕНЬКИ  К ШКОЛЕ Обучение грамоте детей с нарушением речи Творческой  Центр  Москва  2000


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Администрация муниципального образования городского округа «Воркута» "Воркута" кар кытшлöн муниципальнöй юкöнса администрации Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Прогимназия №1» г.Воркуты 1 №-а прогимназия» муниципальнöй асъюралана велöдан учреждение Воркута Р ечевое развитие: Обучени е грамоте Тема: «Путешествие в Страну Знаний» в подготовительной группе «Б» Воспитатель: Бобурова.Е.А .

Слайд 3

Мои дорогие юные друзья! Я Королева, ж иву в Стране Знаний. Сегодня я Вас приглашаю в гости в мою Страну Знаний! Мне так хочется узнать, чему же вы научились на занятиях по Обучению грамоте. В Стране Знаний вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Если вы выполните все правильно, вас ждет награда. Желаю вам удачи!

Слайд 4

Й Ч Щ Ж Ш Ц

Слайд 5

Лес Дорога Страна Знания

Слайд 6

ЛЕС ДО – РО - ГА

Слайд 9

Г Р М Х Р И О У Б М О Р М Ш В О А Т А К А Р А

Слайд 10

ГРИБ РОМАШКА МУХОМОР

Слайд 13

Рассмотрите картинки. Назовите первый звук в каждом слове. Составьте из звуков слово.

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал: (подготовительная группа) Тема: Образовательнвя область "Коммуникация" по обучению грамоте «В стране Азвукварии»

Тема: "В стране Азвукварии"Программные задачи: Закреплять знания о том, что речь состоит из предложений, а предложения состоят из слов. Упражнять в членении предложений на слова и графическ...

Бельгубаева Айгерим Калкамановна. Образовательная область : «Коммуникация» Раздел; Обучение грамоте Тема занятия: Знания в волшебном сундучке.

Цели:- Закрепить знания о звуках, буквах, словах, предложениях;Задачи:1. Обучающие:- определять позицию звука в слове;- упражнять в звукобуквенном анализе слов;- обогащать словарный запас.2. Развивающ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательная область «Речевое развитие» направление «Обучение грамоте» Тема: «Путешествие в страну знаний» возрастная группа: подготовительная

В занятие включено большое количество дидактических игр, в которых участвуют все дети. Общение происходит по схеме: "взрослый - ребенок, "ребенок - ребенок",что позволяет детям быстрее адаптироваться ...

Конспект непрерывно образовательной деятельности по обучению грамоте тема: «Путешествие в страну знаний» с детьми подготовительной к школе группе.

Конспект непрерывно образовательной деятельности по обучению грамоте тема: «Путешествие в страну знаний» с детьми подготовительной к школе группе....

Открытое занятие по обучению грамоте "В страну знаний" в подготовительной группе.

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе...