Обучение грамоте Тема: «Страна Знаний»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе.
Цель: закрепление и обобщение полученных детьми знаний и умений.
Задачи:
Обучающие:
- совершенствовать умение у детей давать основные характеристики звуков;
- закрепить знания о различии гласных и согласных звуков;
- закреплять знания детей о звуках и буквах,
- совершенствовать умение делить слова на слоги, определять и называть количество слогов в словах.
- упражнять в звуковом анализе слов, в умении определять местоположения звука в слове;
- закрепить представления о предложении, о его словесном составе;
- продолжать учить составлять предложения с помощью схемы;
- формировать умение рассуждать, четко выражая свои мысли.
Развивающие:
- Развивать фонематический слух, зрительное восприятие, внимание;
Воспитательные: Воспитывать любовь к родному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramote.docx | 31.39 КБ |
obuchenie_gramote.pptx | 2.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»
"Воркута" кар кытшлöн муниципальнöй юкöнса администрации
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Прогимназия №1» г.Воркуты
Непосредственно образовательная деятельность
Речевое развитие. Обучение грамоте
Тема: «Страна Знаний»
( подготовительная группа «Б»)
Воспитатель:
Бобурова.Е.А.
1.кв. категория
г. Воркута
Цель: закрепление и обобщение полученных детьми знаний и умений.
Задачи:
Обучающие:
- совершенствовать умение у детей давать основные характеристики звуков;
- закрепить знания о различии гласных и согласных звуков;
- закреплять знания детей о звуках и буквах,
- совершенствовать умение делить слова на слоги, определять и называть количество слогов в словах.
- упражнять в звуковом анализе слов, в умении определять местоположения звука в слове;
- закрепить представления о предложении, о его словесном составе;
- продолжать учить составлять предложения с помощью схемы;
- формировать умение рассуждать, четко выражая свои мысли.
Развивающие:
- Развивать фонематический слух, зрительное восприятие, внимание;
Воспитательные: Воспитывать любовь к родному языку.
Словарная работа: активизация: звуки, гласные, согласные, буквы, предложение.
Материал к занятию: Набор букв с нахождением между ними слов, фишки, схемы на составление предложений, местонахождения звука в словах, картинки на составление из первых звуков слова, иллюстрации животных.
Предварительная работа: Знакомство с буквами и звуками, умение делить слова на слоги, составление предложений с помощью схемы, нахождение слов между буквами, составление слов по первым звукам, разгадывание ребусов.
Техническое оборудование: Мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация на тему «Страна Знаний», презентация физкультминутки «Елочка».
Предполагаемый результат:
Активизация речевого интереса к обучению чтению, письму; обогащение словаря.
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель обращает внимание на гостей.
Воспитатель: Прежде чем начать занятие, я хочу вам кое-что рассказать. Сегодня на адрес нашего детского сада пришло необычное письмо от Королевы, которая живет в Стране Знаний (читаю письмо на экране).
(слайд № 1). Ну что, отправимся сегодня в гости в Страну Знаний?
Дети: Да, согласны.
Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (Тепло)
Это тепло добрых рук и добрых сердец. Мы предлагаем свое тепло, свои ладошки друзьям, гостям и говорим:
Утро настает,
Солнышко встает.
Мы собираемся,
В добрый путь отправляемся.
Друг на друга поглядим,
Про себя проговорим:
“Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?’’
(Дети поочередно называют друг друга ласковыми словами)
Воспитатель: Мы сейчас с вами назвали имена ласковыми словами.
А скажите, из чего состоят слова?
Дети: Слова состоят из звуков и букв.
Воспитатель: Какие бывают звуки?
Дети: Звуки бывают гласные и согласные.
Воспитатель. Чем отличаются гласные звуки от согласных?
Дети: Гласные при произношении тянутся, распевать их можно громко и долго, переходя от одного к другому. Все вместе: Ааааааа! Ооооооо! Аааауууу! Эээээииииии! а согласные произносятся коротко.
Воспитатель: Каким цветом обозначаем гласные и согласные звуки?
Дети: Гласные – красным, согласные синим и зеленым.
Воспитатель: Почему согласные звуки обозначаем синим и зеленым цветом?
Дети: Согласные звуки бывают твердые и мягкие.
Воспитатель: Назовите согласные, которые всегда только мягкие.
Дети: Ч, Й, Щ всегда только мягкие звуки. (Слайд № 2)
Воспитатель: Назовите согласные, которые всегда только твердые
Дети: Ж, Ш, Ц
Воспитатель: Какие еще бывают звуки?
Дети: Звонкие и глухие.
Воспитатель: А чем звук отличается от буквы?
Дети: Звуки произносим, а буквы пишем, рисуем, видим, трогаем.
Воспитатель: Королева приготовила для вас первое задание «Найди спрятанное слово». Среди буквенного текста вставлены слова, которые помогу нам пойти в Страну Знаний. Вам надо найти и подчеркнуть их.
(бщулестмдороганарнестранаукасзнания) (Слайд №3)
Воспитатель: Дорога в Страну Знаний будет проходить через лес. Мы с вами знаем, что слова состоят из слогов.
Воспитатель: Как узнать, сколько слогов в слове лес и дорога?
Дети: С помощь хлопка.
Воспитатель: Давайте прохлопаем и мы узнаем, сколько слогов в слове лес и дорога. ( С помощью хлопка дети определяют, сколько слогов в слове лес и дорога.) (Слайд №4).
Воспитатель: С помощью значка запишите эти два слова у себя на бумаге.
(дети записываю слова).
Воспитатель: Дорога в Страну Знаний проходит через лес, а в лесу живет много животных. Чтобы нам пройти через лес, необходимо расселить животных по своим домикам. В первом домике живет животное с одним слогом, во втором живет животное, которое имеет два слога, в третьем домике живет животное, которое имеет три слога. (Дети выполняют задание) (Слайд № 5)
Воспитатель: Молодцы, ребята, всех животных правильно рассадили по своим домикам, и мы можем двигаться дальше. (Слайд № 6). Смотрите, ребята, мы попали на тропинку «Заблудившихся букв» (Слайд №7). Мне кажется, здесь произошла беда: буквы в словах заблудились и не могут найти свое место. Давайте поможем им (Дети составляют слова: гриб, ромашка, мухомор, трава) (Слайд №8).
Воспитатель: Давайте все вместе еще раз произнесем слова: гриб, ромашка, мухомор. А теперь послушайте, как я произнесу эти слова: гррриб, ррромашка, мухоморрр. Какой звук я выделила?
Дети: Звук Р.
Воспитатель: Предлагаю определить позицию звука Р в словах и записать в схеме (Дети закрашивают нужный квадратик)
Воспитатель: Но у нас осталось слово трава. С помощью фишек выложите слово. Сколько в слове слогов? Два. Как узнали?
Дети: Хлопнули два раза.
Воспитатель: Мы знаем, сколько в слове гласных, столько и слогов. Первый и второй звук, какой?
Дети: Согласный. Третий гласный, четвертый согласный и последний тоже гласный.
Воспитатель: А согласные звуки в этом слове звучат мягко или твердо.
Дети: Согласные звуки в этом слове твердые.
(Физминутка)
Воспитатель: Отправляемся дальше. На нашем пути препятствие. Предлагаю детям разгадать ребусы (Слайд № 9) (Ребусы с животными: лиса, крот, волк, лось, заяц) (Слайд № 10)
Воспитатель: Мы пришли в СТРАНУ ЗНАНИЙ. А что это за страна, вы узнаете, если отгадаете слово, которое спряталось в этих картинках.
(Слайд № 11). Рассмотрите и назовите картинки (Шишка, колокольчик, оса, лось, аист). Назовите первый звук в каждом слове. Составьте из звуков слово. Дети называют первый звук в каждом слове и составляют слово ШКОЛА.
Воспитатель: Правильно – это слово ШКОЛА (Слайд № 12). У вас на столах лежат картинки. Выполните задание самостоятельно, и вы узнаете, какие предметы необходимо взять с собой в школу. (Дети самостоятельно выполняют задание).
Воспитатель: Давайте прочитаем слова, которые у вас получились: ранец, книга, буквы, ручка, кеды, форма.
У вас на столе лежат схемы. Что это за схемы?
Дети: С помощью этих схем можно составить предложение.
Воспитатель: Из чего состоит предложение?
Дети: Предложение состоит из слов.
Воспитатель: А может предложение состоять из одного слова?
Дети: Да
Воспитатель: Как пишется начало предложения?
Дети: Начало предложения пишется с большой буквы.
Воспитатель: Какой знак ставят в конце предложения?
Дети: В конце предложения ставят точку, восклицательный знак или вопросительный знак.
Воспитатель: Составьте предложение со словом «книга» (На отдельном столе будут лежать книги, дети выберут одну из книг и составят с помощью схемы предложение). Каждый проговаривает свое предложение. Проговаривают с разной интонацией. В конце предложения ставят . ! ? знак.
На этом занятие подходит к концу.
Итог занятия.
Список используемой литературы:
1.Н.В.Новотворцева Учимся говорить: Обучение грамоте в детском саду и дома Ярославль Академия, К* Академия Холдинг 2000
2. Н.Г.Комратова Учимся говорить ПРАВИЛЬНО Учебно-методическое пособие по развитию речи детей 3-7 лет
3. Е.А.Пожиленко Волшебный мир звуков и слов пособие для логопедов
Москва ВЛАДОС 2001
4.Е.В.Кузницова, И.А.Тихонова СТУПЕНЬКИ К ШКОЛЕ Обучение грамоте детей с нарушением речи Творческой Центр Москва 2000
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мои дорогие юные друзья! Я Королева, ж иву в Стране Знаний. Сегодня я Вас приглашаю в гости в мою Страну Знаний! Мне так хочется узнать, чему же вы научились на занятиях по Обучению грамоте. В Стране Знаний вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Если вы выполните все правильно, вас ждет награда. Желаю вам удачи!
Й Ч Щ Ж Ш Ц
Лес Дорога Страна Знания
ЛЕС ДО – РО - ГА
Г Р М Х Р И О У Б М О Р М Ш В О А Т А К А Р А
ГРИБ РОМАШКА МУХОМОР
Рассмотрите картинки. Назовите первый звук в каждом слове. Составьте из звуков слово.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал: (подготовительная группа) Тема: Образовательнвя область "Коммуникация" по обучению грамоте «В стране Азвукварии»
Тема: "В стране Азвукварии"Программные задачи: Закреплять знания о том, что речь состоит из предложений, а предложения состоят из слов. Упражнять в членении предложений на слова и графическ...
Бельгубаева Айгерим Калкамановна. Образовательная область : «Коммуникация» Раздел; Обучение грамоте Тема занятия: Знания в волшебном сундучке.
Цели:- Закрепить знания о звуках, буквах, словах, предложениях;Задачи:1. Обучающие:- определять позицию звука в слове;- упражнять в звукобуквенном анализе слов;- обогащать словарный запас.2. Развивающ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательная область «Речевое развитие» направление «Обучение грамоте» Тема: «Путешествие в страну знаний» возрастная группа: подготовительная
В занятие включено большое количество дидактических игр, в которых участвуют все дети. Общение происходит по схеме: "взрослый - ребенок, "ребенок - ребенок",что позволяет детям быстрее адаптироваться ...
Речевое развитие. Занятие – обучение грамоте. Тема "Путешествие в мир знаний"
Речевое развитие. Занятие – обучение грамоте....
Конспект непрерывно образовательной деятельности по обучению грамоте тема: «Путешествие в страну знаний» с детьми подготовительной к школе группе.
Конспект непрерывно образовательной деятельности по обучению грамоте тема: «Путешествие в страну знаний» с детьми подготовительной к школе группе....
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему:" Страна знаний "
обучение грамоте...
Открытое занятие по обучению грамоте "В страну знаний" в подготовительной группе.
Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе...