Бельгубаева Айгерим Калкамановна. Образовательная область : «Коммуникация» Раздел; Обучение грамоте Тема занятия: Знания в волшебном сундучке.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме
Цели:
- Закрепить знания о звуках, буквах, словах, предложениях;
Задачи:
1. Обучающие:
- определять позицию звука в слове;
- упражнять в звукобуквенном анализе слов;
- обогащать словарный запас.
2. Развивающие;
- развивать функции фонематического слуха;
- развивать воображение, память, логическое мышление через отгадывание загадок и постановку проблемных вопросов;
3. Воспитательные:
- вырабатывать положительное эмоциональное состояние; усидчивость и интерес к занятию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gramota.doc | 201.5 КБ |
Предварительный просмотр:
г Экибастуз
КГПК Я/С № 22 «Балбобек»
Предшкольная группа «Балдырган»
Воспитатель второй категории
Бельгубаева А.К
Образовательная область : «Коммуникация»
Раздел; Обучение грамоте
Тема занятия: Знания в волшебном сундучке.
Знания в волшебном сундучке
Цели:
- Закрепить знания о звуках, буквах, словах, предложениях;
Задачи:
1. Обучающие:
- определять позицию звука в слове;
- упражнять в звукобуквенном анализе слов;
- обогащать словарный запас.
2. Развивающие;
- развивать функции фонематического слуха;
- развивать воображение, память, логическое мышление через отгадывание загадок и постановку проблемных вопросов;
3. Воспитательные:
- вырабатывать положительное эмоциональное состояние; усидчивость и интерес к занятию.
Ход занятия:
1. Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! К нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
• Круг радости:.
Собрались все дети в круг.
Я- твой друг и ты- мой друг.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Мы пожмём друг другу руки
Побежит тепло по кругу.
Вместе будем очень дружно
На вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься,
Все хотим мы много знать.
Игра «Задавалки»
*Что такое звук? (звуки мы слышим и произносим) .
*Какие бывают звуки? (гласные и согласные) .
*Расскажите мне о гласных звуках? (они поются, воздух выходит свободно не встречая преград) .
*Какую преграду преодолевают согласные звуки при произнесении? (губы, зубы, язык) .
*Какими могут быть согласные звуки? (твёрдыми и мягкими, глухими и звонкими)*. А как мы определяем глухой или звонкий звук? (Кладём тыльную сторону ладошки к горлышку и смотрим, голос песенки «поёт «и стенки домика дрожат или голос спит) .
*Ребята, а почему звуки :Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С - живут парами? (произносятся одинаково, но один произносится с голосом, другой без) .
*Что такое буква? (буквы- пишем и видим, это значок для записи звука).
Молодцы!
Сюрпризный момент. Пришло письмо. Ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»!
«Дорогие дети!
До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с семью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха! Дед Грамотей. »
Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи?
Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеётся тоже.
Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!
Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Справимся с этим заданием - один замок откроем!
Ключ№1 Задание " Ромашка"
- На какие две большие группы можно разделить звуки и буквы (гласные и согласные) Как мы можем это определить (гласные можно петь, а при произнесении согласных звуков воздушная струя встречает препятствие.
Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!
(Находят второй ключ, выполняют второе задание./
Ключ№2 Задание «Весёлый поезд» .Помогите пассажирам отправиться в путешествие на весёлом поезде. Назовите каждого пассажира, прохлопайте в ладоши количество слогов в каждом слове, и вы узнаете, кто в каком вагоне поедет. Из чего состоит слог? (Из букв). Ребята, из чего состоят слова? (из слогов). А как мы определяем с вами сколько слогов в словах? Какое золотое правило нам помогает? (сколько в слове гласных, столько и слогов, это знает каждый). Если в слове один слог, значит в первом вагоне, 2- во втором, 3-в третьем и 4- в четвёртом. Понятно задание, приступим?
Воспитатель: Вот ещё одна загадка от Деда Грамотея:
Посмотрите, дом стоит,
До краёв водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы –
Все умелые пловцы.
(Аквариум)
(Дети достают ключ, он находится возле аквариума)
Ключ№3 Задание Математические примеры.
А решив эти примеры,вы узнаете, какие предметы вам понадобятся в школе а какие нет.
ПЕРО-РО+НАЛ=
РУКА-КА+Ч+КА=
КАША-ША+РАНА-А+ДАШ=
АЗУ-У+БУСЫ-СЫ+КА=
ТЕТ+РАК-К+ДЬ=
ЛИСА-СА+ИНЕЙ-И+КА=
ДНЕКА-КА+ВСА-СА+НИЛ-Л+К=
ИГИН-ИН+РУШМИ-МИ+КАША-ША=
ШАБИС-БИС+РИКНИ-НИ=
МОНА-НА+РО+ЖЕНА-НА+НОЕДА-ДА=
Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?
Дети: Буратино! В сказке «Золотой ключик».
Физминутка:
Буратино потянулся, Руки в стороны развёл,
Раз – нагнулся, Ключик так и не нашёл.
Два – нагнулся, Чтобы ключик нам достать,
Три – нагнулся. Надо на носочки встать.
(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)
Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем ещё одну загадку:
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует, -
А сегодня вечерком
Он раскрасит наш альбом.
Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши
Ключ№4 Задание «Раскрась звуковую схему». Используя цветные карандаши, раскрасьте звуковую схему каждого слова. А каким цветом мы обозначаем твёрдые согласные звуки- синим, мягкие согласные звуки- зелёным, гласные – красным. Если кто-то не справился, помогаем вместе.
Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:
Что за чудо – кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Всё сначала начинаю.
(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)
Ключ№5 Задание «Подбери слова на слоги». Прочитайте слоги и назовите картинки, которые начинаются на эти слоги, вам помогут стрелки, сколько стрелок идёт от слога, столько и картинок начинается на данный слог. (чайник, чулки, чашка, Чеснок, Чучело, чемодан)
Воспитатель: Вот и предпоследний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:
Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет!
Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)
Ключ№6 Задание «Матрёшки». Послушайте стихотворение:
«Много с буквами хлопот
Уж, такой они народ,
Но когда с умом толково
Их построить в чёткий ряд,
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят».
Давайте «расставим» матрёшек по росту, отгадаем и прочитаем слова, которые они загадали. (Малина, Огурец).
Ключ№7 Задание (Использование кругов Эйлера)
Воспитатель: Слушайте последнее,седьмое задание! Это игра «Магазин». Мы пришли в продуктовый магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук «С». Что вы купите? Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста.
А теперь мы выбираем только те продукты, в названиях которых есть звук «К»: картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.
Давайте выберем продукты, в названиях которых есть звук «М»: молоко, масло, макароны, сметана, мука.
После выполнения задания дети получают седьмой ключ, «вставляют» в замок. Сундучок открывается.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!
Дети: Это Печенье! Оно в форме букв!
Воспитатель: Можно и поиграть с буквами, можно и чай с печеньем попить! Спасибо Деду Грамотею!
Рефлексия: Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением, какого задания у вас возникли трудности?
Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь предлагаю всем пить чай с волшебным печеньем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал: (подготовительная группа) Тема: Образовательнвя область "Коммуникация" по обучению грамоте «В стране Азвукварии»
Тема: "В стране Азвукварии"Программные задачи: Закреплять знания о том, что речь состоит из предложений, а предложения состоят из слов. Упражнять в членении предложений на слова и графическ...
Бельгубаева Айгерим Калкамановна. Образовательная область: Здоровье Раздел: Валеология Тема: “Путешествие за лепестками здоровья”
Программное содержание1. Воспитывать у детей желание заботиться о своём здоровье.2. Формировать представления детей о зависимости здоровья, от дви...
Конспект НОД в старшей группе. Образовательная область «Речевое развитие» (обучение грамоте). Тема: «В поисках мамы для мамонтенка»
НОД направлена на закрепление звукового и слогового анализа слов....
Конспект ОД По образовательной области «Речевое развитие » (обучение грамоте) Тема «Уроки тётушки Совы» (подготовительная к школе группа)
Образовательная область «Речевое развитие»( подготовка к обучению к грамоте)Возрастная группа - подготовительная к школеТема занятия «Уроки Тётушки Совы»Интеграция ...
Технологическая карта организационной образовательной деятельности в подготовительной группе по образовательной области «Речевое развитие» «Обучение грамоте» Тема: «Звук и буква У»
Обучение грамоте в подготовительной группе...