Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательная область «Речевое развитие» направление «Обучение грамоте» Тема: «Путешествие в страну знаний» возрастная группа: подготовительная
план-конспект занятия по обучению грамоте на тему
В занятие включено большое количество дидактических игр, в которых участвуют все дети. Общение происходит по схеме: "взрослый - ребенок, "ребенок - ребенок",что позволяет детям быстрее адаптироваться в речевой среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект НОД по "Обучение грамоте" | 23.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности
образовательная область «Речевое развитие»
направление «Обучение грамоте»
Тема: «Путешествие в страну знаний»
возрастная группа: подготовительная
Составила: Воспитатель: Ахметова Г.Н.МБДОУ д\с №3 с. Кандры Туймазинского района Р.Б.
«Путешествие в страну знаний»
Задачи:
1.Образовательные:
- Закрепить умение по дифференциации звуков Р и Л.
- .Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь.
- Закрепить у детей знания полученные ранее.
2.Развивающие:
- Развивать мышление и речь детей.
- Развивать умения детей в деление слов на слоги, звуки, определять местоположение звука в слове, закрепить знания о различии гласных и согласных звуков, в составлении предложений по схеме.
3.Воспитательные:
- Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.
- Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.
Предварительная подготовка: написание конспекта, подготовка атрибутов к занятию.
Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.
Активизация словаря: гласные, согласные звуки, звуковой анализ слова, позиция звука в слове, ударный звук, слоги, схема предложения.
Методические приемы: игровой, наглядный, словесный, практический.
Ход НОД
1.Организационный момент:
Дети, отгадайте загадку:
Есть у радости подруга,
В виде полукруга.
На лице она живёт,
То куда-то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратится.
Грусть тоска её боится.
Что это? (улыбка)
- Подарим, друг другу улыбку и с хорошим настроением продолжим занятие.
Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня к нам в группу пришло необычное письмо .Давайте мы его прочитаем.
«Мои дорогие юные друзья! Я Королева Знаний. Сегодня, я вас приглашаю в гости, в мою Страну Знаний! Мне так хочется узнать, чему же вы научились на занятиях по Обучению грамоте. В Стране Знаний вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Если вы справитесь со всеми заданиями, вас ждет награда. Желаю вам удачи!!!»
Воспитатель: Ну, что, ребята, вы готовы отправиться в Страну Знаний? Но прежде, чем мы отправимся в путешествие, давайте, вспомним все те буквы и звуки, которые мы с вами уже изучили. (Воспитатель достает «Чудесный мешочек», в котором лежат буквы. Дети называют эти буквы и звуки, дают характеристику звукам.)
- Королева Знаний приготовила для вас задания
Выставляется надпись: Дидактическая игра «Что такое звук?»
звучит музыка леса и пение птиц
- Воспитатель: Куда мы попали?
Дети: В лес.
Воспитатель: Дети, вы узнали этот звук?
Дети: Это пение птиц.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, вы сейчас увидели птиц?
Дети: Нет.
Воспитатель: А мы потрогали птиц?
Дети: Нет.
Воспитатель: Для того чтобы понять, что это поет птица, нам нужно её понюхать?
Дети: Нет.
Воспитатель: Что же надо сделать, чтобы понять, что это поет птица?
Дети: Услышать.
Итак, оказывается, для того, чтобы понять, кто или что производит какой - либо звук, нам не надо видеть этот предмет или явление, и сам звук мы не можем увидеть, потрогать, понюхать. Мы можем его только услышать. А что должен сделать человек, чтобы появился звук?
Дети: Его надо произнести.
Воспитатель: Значит, что такое звук?
ребенок: Это то, что мы можем услышать и произнести.
Воспитатель: А чем буква отличается от звука?
Ребенок : Букву мы видим и можем написать.
- Какие бывают звуки? (звуки бывают гласные и согласные).
- На столе у вас лежат буквы, давайте назовем их?
(А У О М С Х Ш Л Ы Н Р К П Т И З В Ж Б Г Д Й Ь)
Воспитатель: Возьмите цветной карандаш и закрасьте букву в соответствующий цвет. Какие две группы у нас получились?
Ребенок: (гласные и согласные) .
Воспитатель: Как произносятся гласные звуки?
Ребенок: Гласные звуки можно пропеть, воздух свободно выходит изо рта, не встречает преграду
Воспитатель: Как произносятся согласные звуки?
Ребенок: при произнесении согласного звука воздух встречает преграду из языка, зубов, губ.
Ребенок
«Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать».
Ребенок
«А согласные согласны
Шелестеть, шептать, шипеть,
Но не хочется им петь».
Воспитатель: Молодцы, дети ! Посмотрим, какое у нас следующее задание.
2. Дидактическая игра: «Необычные цветы»
Я вам предлагаю загадочный цветок, (задание выполняется на ковре).
Буквы в серединках цветов, а лепестки от этих цветов разбросаны и перемешаны. Как вы думаете, как правильно собрать эти цветы?
Лепестки в названии которых есть звук Р нужно выложить вокруг серединки буквы Р.(эр).
А лепестки, в названии которых есть звук Л, выложить вокруг серединки буквы Л (эль), (дети выполнят задание).
Проверка правильного выполнения задания.
Задание у буквы Р.
- Найдите слова, где звук Р стоит в начале слова (ромашка, рак). Задание у буквы Л.
- Найдите слова, где звук Л стоит в середине слова (фиалка, белка, клубника, яблоко). А где слово, в котором звук Л стоит в конце слова? (осел).
Давайте отдохнем на этой полянке.
Дыхательная гимнастика:
Наступила весна, скоро повсюду появятся красивые ярко-желтые цветы, правильно, это одуванчики. А кто знает, почему они так называются? Давайте представим одуванчик в руках, и попробуем сдуть с них пушинки, только сдувать нужно правильно, воздух вдыхаем через нос и выдыхаем через рот, щеки не надуваем ( дети выполняют упражнение)
Посмотрим, какое у нас следующее задание
(Дети садятся за столы).
Проверяем осанку:
«Руки на месте,
Ноги на месте,
Локти у края,
Спина прямая».
4.Дидактическая игра «Составь слова»
Я приготовила для вас буквы. Необходимо составить из имеющихся букв как можно больше слов.
К, Т, О, Р.
Ребенок: «Много с буквами хлопот
Уж, такой они народ,
Но когда с умом толково
Их построить в четкий ряд,
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят».
-Крот, рот, кот, кто? ток.
Воспитатель: Что вы можете сказать про эти слова, какие они?
Дети: короткие.
Воспитатель: Назовите ещё короткие слова
Дети: кот, дом, сыр.
-Воспитатель: Какие ещё бывают слова?
Дети: длинные.
Воспитатель: Назовите длинные слова
Дети: велосипед, паровоз, экскаватор , электровоз.
5. «Раздели слова на слоги».
Воспитатель: Мы сказали, что слова бывают короткими и длинными. На что мы делим слова?
Дети: на части, на слоги.
Воспитатель: Как мы измеряем слово?
Дети: хлопками . Подставляем ладонь под подбородок. Сколько раз открывался рот, столько и слогов.
Поделим слова на слоги, используя картины .(5-6 картин)
Как можно ещё определить, сколько слогов в слове? Продолжите за мной фразу. «Сколько в слове гласных,… (столько и слогов)
- Сколько в слове «мяч» слогов (1), сколько гласных звуков? (тоже 1)
- Сколько в слове «машина» слогов(3), сколько гласных звуков? (тоже 3)
6. Звуковой анализ слова «Роза».
Показываю детям розу. Предлагаю детям разделить слово на слоги. Повторить первый слог и второй слог. Определить ударный звук. Что такое – ударение? (Это когда голосом мы выделяем звук в слове, как бы «ударяем» его).
Скажите ребята, сколько слогов в этом слове? (2). А сколько букв? (4). А что мы обозначаем синими, красными, зелеными карточками?
Дети: Звуки. Синяя карточка - твердый согласный звук, красная карточка- гласный звук, зеленая карточка- мягкий согласный звук).
7. «Выложи схему».
Скажите, а что такое предложение? (это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой).
Воспитатель: Скажите ребята, что означает каждая полоска в предложении? (это слово).
1._ _ _! 2. _ _ _. 3._ _ _?
А что означает первый знак в предложении? (это начало предложения и оно пишется с большой буквы). Что ставим мы в конце предложения и что это обозначает?
Дети: точку, что предложение окончено. Какие знаки могут стоять в конце предложения, кроме точки?
(Дети составляют предложения со словом «игрушки» по схемам.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим задание мы с вами справились! Давайте немного отдохнем и опять пойдем путешествовать по Стране Знаний.
Предлагаю, прежде чем отправиться дальше, немного размяться.
Физкультминутка «Как живешь?»
Как живешь? - Вот так.
Как плывешь? - Вот так.
Как бежишь? - Вот так.
Вдаль глядишь? - Вот так.
Ждешь обед? - Вот так.
Машешь вслед? - Вот так.
Утром спишь? - Вот так.
Как шалишь? - Вот так.
Дети отвечают на вопросы, выполняют движения согласно тексту.
8. «Постройте мост»
- Вот мы вышли к реке. Чтобы вернуться в группу, нужно перейти через нее, для этого нам нужно построить мост. Но как это сделать?
- У вас на столах лежат полоски - это "бревна". Возьмите их. На них написаны слова. Вам нужно прочитать их и только тогда вы сможете преодолеть реку.
(На бревнах написаны следующие слова: детский сад, воспитатель ,знания, дружба, учитель, школа, портфель, линейка, букварь, книга, ручка, карандаш, альбом, азбука, тетрадь , пенал, портфель, бумага, дневник. Дети выкладывают из карточек-бревен мост). Переходим через речку и оказываемся в группе.
Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим заданием мы с вами справились! Воспитатель достает конверт
«Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданиями и за это я вас награжу. Ну, а я прощаюсь с вами, буду рада видеть вас снова в стране Знаний. Надеюсь, что в школе вы будете учиться только на «4» и «5». С наилучшими пожеланиями. До скорой встречи, мои дорогие друзья!»
Рефлексия: -Ребята, прежде чем мы откроем шкатулку, вспомните, что мы делали сегодня на занятии. (Ответы детей).
- Какое задание понравилось больше всего?
- Какое задание показалось трудным?
- Вы показали свои умения, знания, проявили смекалку. Молодцы!
«Как хорошо быть грамотным на свете,
Всё знать и много так читать.
Ведь грамота - ступенька к свету,
Которую не нужно пропускать».
Спасибо вам за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие», раздел обучение грамоте. "Путешествие в Звукоград"
Тема: Путешествие в Звукоград.Вид организации НОД: развивающееОбразовательная область «Речевое развитие»,раздел обучение грамоте.Цель: совершенствование умения называть слова на заданный звук, р...
Речевое развитие. Занятие – обучение грамоте. Тема "Путешествие в мир знаний"
Речевое развитие. Занятие – обучение грамоте....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие», раздел обучение грамоте.
Тема: Путешествие в Звукоград.Вид организации НОД: развивающееОбразовательная область «Речевое развитие»,раздел обучение грамоте.Цель: совершенствование умения называть слова на зада...
Конспект непрерывно образовательной деятельности по обучению грамоте тема: «Путешествие в страну знаний» с детьми подготовительной к школе группе.
Конспект непрерывно образовательной деятельности по обучению грамоте тема: «Путешествие в страну знаний» с детьми подготовительной к школе группе....
Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие (по обучению грамоте) Игра-викторина «Знайки» (подготовительная к школе группа)
Цель: обобщить полученные знания о звуках, слогах, словах, предложениях.Обучающие задачи.Обобщить знания детей о гласных и согласных звуках и их особенностях.Продолжать формировать у...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей и родителей. Образовательная область: Речевое развитие (по обучению грамоте) Игра-викторина «Знайки» (подготовительная к школе группа)
Цель: обобщить полученные знания о звуках, слогах, словах, предложениях.Обучающие задачи.Обобщить знания детей о гласных и согласных звуках и их особенностях.Продолжать формировать у...
Конспект непосредственной образовательной деятельности Область «Речевое развитие» Обучение грамоте Тема «Путешествие в страну гласных звуков»
Конспект непосредственной образовательной деятельностиОбласть «Речевое развитие»Обучение грамотеТема «Путешествие в страну гласных звуков»...