Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательная область «Речевое развитие» направление «Обучение грамоте» Тема: «Путешествие в страну знаний» возрастная группа: подготовительная
план-конспект занятия по обучению грамоте на тему

Ахметова Гульфиза Назятовна

В занятие включено большое количество дидактических игр, в которых участвуют все дети. Общение происходит по схеме: "взрослый - ребенок, "ребенок - ребенок",что позволяет детям быстрее адаптироваться в речевой среде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

образовательная область «Речевое развитие»

направление «Обучение грамоте»

Тема: «Путешествие в страну знаний»

 возрастная группа: подготовительная

Составила: Воспитатель:    Ахметова Г.Н.МБДОУ д\с №3 с. Кандры Туймазинского района  Р.Б.

                     «Путешествие в страну знаний»

Задачи:

1.Образовательные:

  • Закрепить умение по дифференциации звуков Р и Л.
  • .Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь.
  • Закрепить у детей знания полученные ранее.

2.Развивающие:

  • Развивать мышление и речь детей.
  • Развивать умения детей в деление слов на слоги, звуки, определять местоположение звука в слове, закрепить знания о различии гласных и согласных звуков, в составлении предложений по схеме.

3.Воспитательные:

  • Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.
  • Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.

Предварительная подготовка: написание конспекта, подготовка атрибутов к занятию.

Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.

Активизация словаря: гласные, согласные звуки, звуковой анализ слова, позиция звука в слове, ударный звук, слоги, схема предложения.

Методические приемы: игровой, наглядный, словесный, практический.

Ход НОД

1.Организационный момент:

Дети, отгадайте загадку:

            Есть у радости подруга,

            В виде полукруга.

            На лице она живёт,

            То куда-то вдруг уйдёт,

            То внезапно возвратится.

             Грусть тоска её боится. 

             Что это? (улыбка)

- Подарим, друг другу улыбку и с хорошим настроением продолжим занятие.

Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня к нам в группу пришло необычное письмо .Давайте мы его прочитаем.

«Мои дорогие юные друзья!  Я Королева Знаний. Сегодня, я вас приглашаю в гости, в мою Страну Знаний! Мне так хочется узнать, чему же вы научились на занятиях по Обучению грамоте. В Стране Знаний вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Если вы справитесь со всеми заданиями, вас ждет награда. Желаю вам удачи!!!»

Воспитатель: Ну, что, ребята, вы готовы отправиться в Страну Знаний? Но прежде, чем мы отправимся в путешествие,  давайте, вспомним все те буквы и звуки, которые мы с вами уже изучили. (Воспитатель достает «Чудесный мешочек», в котором лежат буквы. Дети называют эти буквы и звуки, дают характеристику звукам.)

 -     Королева Знаний приготовила для вас задания    

Выставляется надпись:  Дидактическая игра   «Что такое звук?»

звучит музыка леса и пение птиц

-  Воспитатель: Куда мы попали?

Дети: В лес.

Воспитатель: Дети, вы узнали этот звук?

Дети: Это пение птиц.

Воспитатель:  Скажите, пожалуйста, вы сейчас увидели птиц?

Дети: Нет.

Воспитатель:  А мы потрогали птиц?

Дети:  Нет.

Воспитатель: Для того чтобы понять, что это поет птица, нам нужно её понюхать?

Дети:   Нет.

Воспитатель: Что же надо сделать, чтобы понять, что это поет птица?

Дети: Услышать.

Итак, оказывается, для того, чтобы понять, кто или что производит какой - либо звук, нам не надо видеть этот предмет или явление, и сам звук мы не можем увидеть, потрогать, понюхать. Мы можем его только услышать. А что должен сделать человек, чтобы появился звук?

Дети: Его надо произнести.

Воспитатель: Значит, что такое звук?

ребенок:  Это то, что мы можем услышать и произнести.

Воспитатель: А чем буква отличается от звука?

Ребенок : Букву мы видим и можем написать.

- Какие бывают звуки? (звуки бывают гласные и согласные).

- На столе у вас лежат буквы, давайте назовем их?

(А У О М С Х Ш Л Ы Н Р К П Т И З В Ж Б Г Д Й Ь)

Воспитатель: Возьмите цветной карандаш и закрасьте букву в соответствующий цвет. Какие две группы у нас получились?

Ребенок: (гласные и согласные) .

Воспитатель: Как произносятся гласные звуки?

Ребенок: Гласные звуки можно пропеть, воздух свободно выходит изо рта, не встречает преграду

Воспитатель: Как произносятся согласные звуки?

Ребенок: при произнесении согласного звука воздух встречает преграду из языка, зубов, губ.

Ребенок

«Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать».

Ребенок

«А согласные согласны

Шелестеть, шептать, шипеть,

Но не хочется им петь».

Воспитатель: Молодцы, дети ! Посмотрим, какое у нас  следующее  задание.

2. Дидактическая игра: «Необычные цветы»

Я вам предлагаю загадочный цветок, (задание выполняется на ковре).

Буквы в серединках  цветов, а  лепестки от этих цветов разбросаны и перемешаны.  Как вы думаете, как правильно собрать эти цветы?

Лепестки в названии которых есть звук Р нужно выложить вокруг серединки буквы Р.(эр).

А лепестки, в названии которых есть звук Л,  выложить вокруг серединки буквы Л (эль), (дети выполнят задание).

Проверка правильного выполнения задания.

Задание у буквы Р.

-         Найдите слова, где звук Р стоит в начале слова (ромашка, рак). Задание у буквы Л.

-           Найдите слова, где звук Л стоит в середине слова (фиалка, белка, клубника, яблоко). А где слово, в котором звук Л стоит в конце слова? (осел).

Давайте отдохнем на этой полянке.

Дыхательная гимнастика:

Наступила весна, скоро повсюду появятся красивые ярко-желтые цветы, правильно, это одуванчики. А кто знает, почему они так называются? Давайте представим одуванчик в руках, и попробуем сдуть с них пушинки, только сдувать нужно правильно, воздух вдыхаем через нос и выдыхаем через рот, щеки не надуваем ( дети выполняют упражнение)

  Посмотрим, какое у нас  следующее  задание

 (Дети садятся за столы).

Проверяем осанку:

«Руки на месте,

Ноги на месте,

Локти у края,

Спина прямая».

4.Дидактическая игра «Составь слова»

Я приготовила для вас буквы. Необходимо составить из имеющихся букв как можно больше слов.

К,  Т,  О,  Р.

Ребенок:   «Много с буквами хлопот

Уж, такой они народ,

Но когда с умом толково

Их построить в четкий ряд,

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят».

-Крот, рот, кот, кто? ток.

Воспитатель: Что вы можете сказать про эти слова, какие они?

Дети: короткие.

Воспитатель: Назовите ещё короткие слова

Дети: кот, дом, сыр.

-Воспитатель: Какие ещё бывают слова?

Дети: длинные.

Воспитатель: Назовите длинные слова

Дети: велосипед, паровоз, экскаватор , электровоз.

5. «Раздели слова на слоги».

Воспитатель: Мы сказали, что  слова бывают короткими и длинными. На что мы делим слова?

Дети: на части, на слоги.

Воспитатель: Как мы измеряем слово?

Дети: хлопками . Подставляем ладонь под подбородок. Сколько раз открывался рот, столько и слогов.

Поделим слова на слоги, используя  картины .(5-6 картин)

Как можно ещё определить, сколько слогов в слове? Продолжите за мной фразу. «Сколько в слове гласных,… (столько и слогов)

  1. Сколько в слове «мяч» слогов (1), сколько гласных звуков? (тоже 1)
  2. Сколько в слове «машина» слогов(3), сколько гласных звуков? (тоже 3)

6. Звуковой анализ слова «Роза».

Показываю детям розу. Предлагаю детям разделить слово на слоги. Повторить первый слог и второй слог. Определить ударный звук. Что такое – ударение? (Это когда голосом мы выделяем звук в слове, как бы «ударяем» его).

Скажите ребята, сколько слогов в этом слове? (2). А сколько букв? (4). А что мы обозначаем синими, красными, зелеными карточками?

Дети: Звуки. Синяя карточка - твердый согласный звук, красная карточка- гласный звук, зеленая карточка- мягкий согласный звук).

 7.  «Выложи схему».

Скажите, а что такое предложение? (это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой).

Воспитатель: Скажите ребята, что означает каждая полоска в предложении? (это  слово).  

1._ _ _!                        2.   _ _ _.            3._ _ _?

 А что означает первый знак в предложении? (это начало предложения и оно пишется с большой буквы).  Что ставим мы в конце предложения и что это обозначает?

Дети: точку, что предложение окончено. Какие знаки могут стоять в конце предложения, кроме точки?

(Дети составляют предложения со словом «игрушки» по схемам.)

Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим задание мы с вами справились! Давайте немного отдохнем и опять пойдем путешествовать по Стране Знаний.

Предлагаю, прежде чем отправиться дальше, немного размяться.

Физкультминутка «Как живешь?»

Как живешь? - Вот так.

Как плывешь? - Вот так.

Как бежишь? - Вот так.

Вдаль глядишь? - Вот так.

Ждешь обед? - Вот так.

Машешь вслед? - Вот так.

Утром спишь? - Вот так.

Как шалишь? - Вот так.

Дети отвечают на вопросы, выполняют движения согласно тексту.

8. «Постройте мост»

-          Вот мы вышли к реке. Чтобы вернуться в группу, нужно  перейти через нее, для этого нам нужно построить мост. Но как это сделать?

-           У вас на столах лежат полоски - это "бревна". Возьмите их. На них написаны слова. Вам нужно прочитать их и только тогда вы сможете преодолеть реку.

(На бревнах написаны следующие слова: детский сад, воспитатель ,знания, дружба, учитель, школа, портфель, линейка, букварь, книга, ручка, карандаш, альбом, азбука, тетрадь , пенал, портфель, бумага, дневник. Дети выкладывают из  карточек-бревен мост). Переходим через речку и оказываемся в группе.

Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим заданием мы с вами справились! Воспитатель достает конверт

 «Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданиями и за это я вас награжу. Ну, а я прощаюсь с вами, буду рада видеть вас снова в стране Знаний. Надеюсь, что в школе вы будете учиться только на «4» и «5». С наилучшими пожеланиями. До скорой встречи, мои дорогие друзья!»

Рефлексия:   -Ребята, прежде чем мы откроем шкатулку, вспомните, что мы делали сегодня на занятии. (Ответы детей).

- Какое задание понравилось больше всего?

- Какое  задание  показалось трудным?

- Вы показали свои умения, знания, проявили смекалку. Молодцы!

«Как хорошо быть грамотным на свете,

Всё знать и много так читать.

Ведь грамота - ступенька к свету,

Которую не нужно пропускать».

Спасибо вам за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие», раздел обучение грамоте. "Путешествие в Звукоград"

Тема: Путешествие в Звукоград.Вид организации НОД:  развивающееОбразовательная область «Речевое развитие»,раздел обучение грамоте.Цель: совершенствование умения называть слова на заданный звук, р...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие», раздел обучение грамоте.

Тема: Путешествие в Звукоград.Вид организации НОД:  развивающееОбразовательная область «Речевое развитие»,раздел обучение грамоте.Цель: совершенствование умения называть слова на зада...

Конспект непрерывно образовательной деятельности по обучению грамоте тема: «Путешествие в страну знаний» с детьми подготовительной к школе группе.

Конспект непрерывно образовательной деятельности по обучению грамоте тема: «Путешествие в страну знаний» с детьми подготовительной к школе группе....

Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие (по обучению грамоте) Игра-викторина «Знайки» (подготовительная к школе группа)

Цель: обобщить  полученные знания о звуках,  слогах, словах, предложениях.Обучающие задачи.Обобщить знания детей о гласных и согласных звуках и  их особенностях.Продолжать формировать у...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей и родителей. Образовательная область: Речевое развитие (по обучению грамоте) Игра-викторина «Знайки» (подготовительная к школе группа)

Цель: обобщить  полученные знания о звуках,  слогах, словах, предложениях.Обучающие задачи.Обобщить знания детей о гласных и согласных звуках и  их особенностях.Продолжать формировать у...

Конспект непосредственной образовательной деятельности Область «Речевое развитие» Обучение грамоте Тема «Путешествие в страну гласных звуков»

Конспект непосредственной образовательной деятельностиОбласть «Речевое развитие»Обучение грамотеТема «Путешествие в страну гласных звуков»...