ООД по развитию речи на тему "Заколдованная весна" с элементами ТРИЗ для воспитанников старшей группы с нарушениями речи.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Данный конспект будет полезен воспитателям и педагогам дошкольных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zakoldovannaya_vesna.docx | 39.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №15 «Березка» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
КОНСПЕКТ
организованной
образовательной деятельности
по развитию речина тему:
«Заколдованная весна»
(с элементами ТРИЗ)
для воспитанниковстаршей группы для детей
с нарушениями речи №11
Подготовила:
Шакаева Евдокия Султанбуратовна
воспитательвысшей
квалификационной категории
Согласовано:ст.воспитатель
______________Д.Р.Ильясова
Дата проведения:
« 26 » апреля 2017 г.
г. Октябрьский
2017 год
Цель: Развитие связной речи с применением ТРИЗ технологии
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Уточнить и систематизировать представления детей о времени года «весна», называть характерные признаки
- Расширять и обогащать словарный запас по теме весна
- Совершенствовать грамматический строй речи
- Упражнять в подборе слов-действий
Коррекционно-развивающие:
- Развивать у детей познавательный интерес
- Развивать умение правильно согласовывать существительные с прилагательными
- Развивать умение в образовании существительных множественного числа родительного падежа
- Развивать координацию речи с движением
- Развивать речевое дыхание, мышление, воображение, память
Коррекционно-воспитательные:
- Вызвать желание помочь «Весне»
- Формировать взаимопонимание и доброжелательность
- Воспитывать чувства любви, бережного отношения к природе
Предварительная работа:
- Беседыо признаках весны
- Наблюдения в природе
- Рассматривание иллюстраций о весне
- Игры в кольца Луллия, друдлы
- Отгадывание загадок, заучивание потешек для лого ритмического упражнения
- Рисование и раскрашивание весенних пейзажей в свободное время
Используемое оборудование:
- Мультимедийное оборудование
- Письмо от Весны
- Видео ролик с обращением Весны
- Стаканы, воронка, ватный диск (фильтр)
- Схема-друдлы
- Кольца Луллия
- Шкатулка с угощениями
Раздаточный материал:
- По два стакана с водой
- Воронка
- Ватный диск (фильтр)
- Колокольчики на каждого
Форма организации деятельности: групповая
Место проведения: групповая комната
1.Организационный момент.
Воспитатель заходит вместе с детьми в группу, встают полукругом
Воспитатель: Ребята, у нас гости, поздоровайтесь с ними.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Сегодня утром к нам в группу пришло такое письмо.
Давайте послушаем, кому оно:
«Ребятам 11- ой группы детского сада №15».
Это нам, правда, ребята?
Дети: Да!!!
Воспитатель:Хотите узнать, о чем там говорится???
Дети: Да!!! Хотим!
«Здравствуйте, ребята! Со мной приключилась беда. Злой волшебникзаколдовал меня и всех моих помощников: солнце, воду, растения, животных.Расколдует, если вы расскажете про меня и расколдуете моих помощников»
Воспитатель:Ребята, от кого может быть письмо?
Дети:Может от Незнайки?... Может от Снежной Королевы? Не знаем …
Воспитатель:Чтобы узнать, отгадайте загадку!
2.Отгадывание загадки
Воспитатель:Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает,
Когда это бывает?
Дети: Весной!
Воспитатель: Кто догадался, от кого нам пришло письмо?
Дети: От Весны.
Воспитатель:Правильно, письмо от Весны.Проходите, садитесь, пожалуйста.
Дети садятся на стульчики.
3. Беседа о весне.
Воспитатель:О чем просит Весна?
Дети: О помощи, чтоб мы расколдовали ее.
Воспитатель:Еще о чем просит?
Дети: Рассказать о ней.
Воспитатель:Что же нам делать?
Дети: Помочь Весне.
Воспитатель:Вы, готовы помочь Весне?
Дети: Да!!!
Воспитатель:И можете рассказать о ней?
Дети: Да!!!
Воспитатель: Какое время года наступило?
Дети: Наступила весна.
Воспитатель: Верно, наступила весна, кто по-другому скажет?
Дети: Проснулась…
Воспитатель: А еще как можно сказать?
Дети:Порадовала, улыбнулась, согрела, зазвенела, закапала, потекла…
Воспитатель:О весне ещё можно много красивых слов сказать. Весна, какая?
Дети:Дружная.
Воспитатель: Еще какая?
Дети: Весёлая, звонкая, красивая, солнечная, дождливая, теплая, холодная…
Воспитатель:Назовите признаки весны?
Дети: Тает снег, капают сосульки с крыш, появляются листочки на деревьях, прилетают птицы, травка зеленеет, дождь идет.
4.Дидактическое упражнение «Хорошо – плохо»
Воспитатель: Правильно. Весной идут дожди.
А кому дождь хорошо?
Дети:Дождь хорошо растениям, деревьям.
Воспитатель:Почему?
Дети:Потому что для их роста нужна вода, дождь.
Воспитатель:А кому дождь плохо?
Дети:Людам, наводнения могут быть.
- Под дождем можно промокнуть и заболеть.
Воспитатель: А что можно делать, чтобы не промокнуть под дождем?
Дети:Надеть плащ или укрыться зонтом. Зайти в помещение.
Воспитатель: Правильно, ребята. Нельзя промокнуть, можно заболеть.
Воспитатель: Как вы думаете, почему весной тает снег, лёд, бегут ручьи?
Дети: Снег тает, потому что солнышко греет.
Воспитатель:Правильно, солнце по цвету, какое?
5. Дидактическое упражнение «Сравни и назови»
Дети: Желтое.
Воспитатель: Солнце желтое, как… что? Как одуванчик, цыпленок, лимон …
Солнце по форме круглое, как… мячик, апельсин, колобок
Солнце ласковое, как… бабушка, мама, ветерок, теплое море
Воспитатель:Правильно,посмотрите на экран. Появилось солнце, оно какое, веселое или грустное?
Дети: Веселое.
Слайд картины солнышка.
Воспитатель:Почему солнце веселое, как вы думаете?
Дети: Потому что, мы рассказали, какое оно.
Воспитатель:Правильно, веселое, потому что мы расколдовали его. Посмотрите,что вы видите?
Слайд весенней реки
Дети:Мы видим весеннюю реку.
Воспитатель:Верно. Я набрала из ручья воды. Как вы думаете,какая она?
(Воспитатель показывает детям стакан с мутной водой)
Дети: Вода грязная.
Воспитатель: Еще какая? Прозрачная или мутная?
Дети: Мутная
Воспитатель: Как сделать так, чтобы вода стала прозрачной?
Ответы детей
Воспитатель:Чтобы вода была прозрачной, можно очистить ее. Посмотрите.
У нас есть стакан, воронка,фильтр. В пустой стакан, мы вставляем воронку, кладем фильтр. (Показывает предметы).Очень аккуратно и медленно наливаем воду в воронку.
-Почему надо аккуратно наливать воду?
Дети: Чтобы не пролить. Верно. Все запомнили, как можно очистить воду?
Дети:Да.
Воспитатель:Приглашаюв мини лабораторию.
(Дети встают, идут за столы.)
6.Опыт «Чистим воду»
Воспитатель:Что сделаем сначала?
Дети: Вставляем воронку в стакан.
Воспитатель: Верно, дальше..?
Дети:Кладем фильтр и наливаем воду.
Воспитатель:Какая теперь вода стала у нас?
Дети:Теперь вода чистая, прозрачная.
Воспитатель:Обратите внимание на фильтр, он какой стал?
Дети: Грязный.
Воспитатель: Значит, можно пить из речки воду?
Дети: Нет!!!
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что, там вода грязная, холодная, с микробами, можно заболеть…
Воспитатель: Да, верно, мы убедились в этом. Воду пить можно только чистую, очищенную в специальных сооружениях.Как думаете, помогли расколдовать воду?
Дети: Да!!!
Воспитатель: Молодцы, спасибо, ребята. Проходите, садитесь на свои места.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель:Скажите,а для чего нам нужна вода?
Дети:Вода нужна для того что бы пить,варить еду, умываться, поливать растения.
Воспитатель:Правильно,вода нужна и людям, и животным и первым весенним цветочкам.
Слайд весеннего луга.
Воспитатель:Посмотрите на экран, как называются эти цветы?
Дети: Одуванчики.
Воспитатель: Еще, какие первоцветы знаете?
Дети: Подснежники, мать-и-мачеха, крокусы…(на слайдах)
Воспитатель: Скажите, а цветы можно рвать?
Дети: Нет!!!
Воспитатель: А почему?
Ответы детей
Воспитатель: Встали в круг, немножко отдохнем, «на лугу растут цветы»
7.Физкультминутка «На лугу растут цветы»
На лугу растут цветы(руки в стороны)
Небывалой красоты ( качаем головой)
К солнцу тянутся цветы ( руки поднимаем вверх)
С ними потянись и ты (встаем на носочки)
Ветер дует иногда,(машем руками, изображая ветер)
Только это не беда ( пригрозим пальцем)
Наклоняются цветочки, (наклоняемся)
Опускают лепесточки ( садимся на корточки)
А потом опять встают,(встаем)
И по-прежнему цветут (руки в стороны).
Воспитатель: А теперьпредставьте, мы на полянке, где растут много - много цветов. Представили?
Дети: Да!!!
Воспитатель: Понюхайте цветочки. Руки положили на живот, дышим правильно….
8. Дыхательное упражнение «Аромат цветов»
Воспитатель: Поиграем с колокольчиками. Возьмите колокольчики.
9. Элемент из лого ритмики «Колокольчики»
Колокольчик на ладошку положи, положи.
(дети ставят колокольчики на ладошки)
Колокольчик на ладошке покажи, покажи.
(дети показывают колокольчик на ладошке)
А теперь его за дужку надо взять, надо взять.
(дети берут колокольчики за дужку)
И тихонько возле ушка поиграть, поиграть.
(Дети звенят колокольчиками возле уха по очереди)
Колокольчик возле уха позвенел, позвенел
И тихонько на ладошку к нам присел, к нам присел
(Дети ставят на ладошку и закрывают другой ладошкой)
Воспитатель:Мы помогли растениям?
Дети: Да!!!
Воспитатель:Спасибо, ребята. А теперь, я буду говорить слова, а вы будете называть наоборот и ставить колокольчик на поднос.
10. Игра «Скажи наоборот»
Воспитатель:Пасмурно– солнечно
Длинный – короткий
Высоко - низко
Много – мало
Хорошо – плохо
Грязный – чистый
Прозрачный – мутный
Злой – добрый
Грустный – веселый
Воспитатель: Как весною хорошо, об этом чистоговорку четко, внятно, скажет Тимур.
11. Чистоговорка
Шо, шо, шо – как весною хорошо.
Воспитатель:Скажем вместе громко, … скажем тихо. Замечательно. Садитесь.
Дети садятся на стулья.
Воспитатель:Я для вас приготовилаигру. Здесь два вращающихся кольца. На одном изображены животные, на другом их детеныши.Выберите животного и назовите его.
12. Дидактическое упражнение
(Воспитатель с детьми играют в игру Кольца «Луллия»)
Дети: Это медведь.
Воспитатель:А кто детеныш?
Дети: Медвежонок.
Воспитатель:Правильно. Нет кого (закрываю медвежонка)
Дети: Нет медвежонка.
Воспитатель:Что делает медведь весной?
Дети:Медведь весной просыпается.
Воспитатель: Верно, дальше крутит Полина.
Дети: Лиса– лисенок, нет лисенка (это белка, бельчонок, нет бельчонка)
Воспитатель:Интересно, мы расколдовали животных?
Дети: Да!!!
Дети садятся.
13. Слайд с «друдлами»
Воспитатель:Посмотрите на экран. Поиграем с картинками-загадками.
На что похожа?
- Что это может быть?
- Кто что увидел?
-А тебе что это напоминает?
Дети: Это..(рассуждают, объясняют)
- Это шляпа, горка, одеяло, сугроб…
- Это кошка, мяч - попрыгун, стол, табурет…
- Мышка, листик, морковь, капель…
14.Рефлексия
Воспитатель:Молодцы! Ребята, как вы думаете?Мы помогли Весне?
Дети: Да!!!
Воспитатель:Почему вы так думаете?
Дети: Потому что, отгадывали загадку, поиграли в игры, говорили о весне, расколдовали всех помощников весны.
Воспитатель:Что больше всего вам понравилось?
Сегодня вы все постарались, все были молодцы.
(Видео ролик на экране)
Весна: Спасибо, ребята! Вы мне помогли и расколдовали моих помощников, теперь про меня много знаете. Я с вами остаюсь до лета. За ваши старания, я приготовила сюрприз.
Воспитатель: А вот и сюрприз (достает шкатулку)
Дети моют руки и угощаются «радужными капельками весны»
(Сладости ммденс)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи с использованием элементов технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста" Сочинение сказки "Кошки-мышки"
В данной работе представлен конспект по развитию связной речи дошкольников с использованием элементов технологии ТРИЗ. Использование представленных речевых игр способствует развитию творческого вообра...
«Снеговик и Ледовик» Конспект Непосредственно – образовательной деятельности ОО «Познание» с элементами ТРИЗ- РТВ в старшей группе. Составила И.А. Назарова
Предлагаю конспект экспериментальной деятельности в старшей группе....
ООД по художественному творчеству (аппликация) на тему "Снеговик" для воспитанников старшей группы с нарушениями речи.
Данный конспект будет полезен для педагогов дошкольных учреждений и для родителей....
Развитие речи дошкольников через использование элементов ТРИЗ технологий.(мозговой штурм, системный оператор)
Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимума эффекта.Г. С. ...
«Сценарий воспитательного мероприятия по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе с тяжёлыми нарушениями речи»
Пояснительная записка: Данная работа – конспект педагогического мероприятия познавательной направленности, образовательная область «Познавательное развитие». Оно про...
«Развитие речи дошкольников с использованием элементов ТРИЗ»
Перспективное планирование по теме самообразования«Развитие речи дошкольников с использованием элементов ТРИЗ»Ребенок с самого рождения выстраивают свою «картину мира», активно...
Дидактическое пособие по развитию речи по сказке Сутеева В.Г. (для воспитанников старшей группы)
Дидактическое пособие по развитию речи по сказке Сутеева В.Г....