ООД по развитию речи на тему "Заколдованная весна" с элементами ТРИЗ для воспитанников старшей группы с нарушениями речи.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Евдокия Султанбуратовна Шакаева

Данный конспект будет полезен воспитателям и педагогам дошкольных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zakoldovannaya_vesna.docx39.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №15 «Березка» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

КОНСПЕКТ

организованной

образовательной деятельности

по  развитию речина тему:

«Заколдованная весна»

(с элементами ТРИЗ)

для воспитанниковстаршей  группы для детей

с нарушениями речи №11

Подготовила:

Шакаева Евдокия Султанбуратовна

воспитательвысшей

                                                                                  квалификационной категории

Согласовано:ст.воспитатель

                                                                 ______________Д.Р.Ильясова

                                                                Дата проведения:

                                                                 « 26 »  апреля  2017 г.

г. Октябрьский

2017 год

Цель: Развитие связной  речи с применением ТРИЗ технологии

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Уточнить и систематизировать представления детей о времени года «весна», называть характерные признаки
  • Расширять и обогащать словарный запас по теме весна
  • Совершенствовать грамматический строй речи
  • Упражнять в подборе слов-действий

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать у детей познавательный интерес
  • Развивать умение правильно согласовывать существительные  с прилагательными
  • Развивать умение в образовании существительных множественного числа родительного падежа
  • Развивать координацию  речи с движением
  • Развивать речевое дыхание, мышление, воображение, память

Коррекционно-воспитательные:

  • Вызвать  желание помочь «Весне»
  • Формировать  взаимопонимание и доброжелательность
  • Воспитывать чувства любви, бережного отношения к природе

Предварительная работа:

  • Беседыо признаках весны
  • Наблюдения в природе
  • Рассматривание иллюстраций о весне
  • Игры в кольца Луллия, друдлы
  • Отгадывание загадок, заучивание потешек для лого ритмического упражнения
  • Рисование и раскрашивание весенних пейзажей в свободное время

Используемое оборудование:

  • Мультимедийное оборудование
  • Письмо от Весны
  • Видео ролик с обращением Весны
  • Стаканы, воронка,  ватный диск (фильтр)
  • Схема-друдлы
  • Кольца Луллия
  • Шкатулка с угощениями

Раздаточный материал:

  • По два стакана с водой
  • Воронка
  • Ватный диск (фильтр)
  • Колокольчики на каждого

Форма организации деятельности: групповая

Место проведения: групповая комната

1.Организационный  момент.

Воспитатель заходит вместе с детьми в группу, встают полукругом

Воспитатель: Ребята, у нас  гости, поздоровайтесь с ними.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Сегодня утром к нам в группу пришло такое письмо.

Давайте послушаем, кому оно:

«Ребятам 11- ой  группы  детского сада №15».

Это нам, правда, ребята?

Дети:  Да!!!

Воспитатель:Хотите узнать, о чем там говорится???

Дети:  Да!!! Хотим!

«Здравствуйте,  ребята! Со мной приключилась беда. Злой волшебникзаколдовал меня и всех моих помощников: солнце, воду, растения, животных.Расколдует, если вы расскажете про меня и расколдуете моих помощников»

Воспитатель:Ребята, от кого может быть письмо?

Дети:Может от Незнайки?... Может от Снежной Королевы?  Не знаем …

Воспитатель:Чтобы  узнать,   отгадайте загадку!

2.Отгадывание загадки

Воспитатель:Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает, 
Когда это бывает?

Дети: Весной!

Воспитатель: Кто догадался, от кого нам пришло письмо?

Дети: От Весны.

Воспитатель:Правильно, письмо от Весны.Проходите, садитесь, пожалуйста.

Дети садятся на стульчики.

3. Беседа о весне.

Воспитатель:О чем просит Весна?

Дети: О помощи, чтоб мы расколдовали ее.

Воспитатель:Еще о чем просит?

Дети: Рассказать о ней.

Воспитатель:Что же нам делать?

Дети: Помочь Весне.

Воспитатель:Вы,  готовы помочь Весне?

Дети:  Да!!!

Воспитатель:И можете рассказать о ней?

Дети: Да!!!

Воспитатель: Какое время года наступило?

Дети: Наступила весна.

Воспитатель:  Верно, наступила весна,  кто по-другому скажет?

Дети:  Проснулась…

Воспитатель: А еще как можно сказать?

Дети:Порадовала, улыбнулась, согрела, зазвенела, закапала, потекла…

Воспитатель:О весне ещё можно много красивых слов сказать. Весна, какая?

Дети:Дружная.

Воспитатель: Еще какая?

Дети: Весёлая, звонкая, красивая, солнечная, дождливая, теплая, холодная…

Воспитатель:Назовите  признаки весны?

Дети: Тает снег, капают сосульки с крыш, появляются листочки на деревьях, прилетают птицы, травка зеленеет, дождь идет.

4.Дидактическое упражнение «Хорошо – плохо»

Воспитатель: Правильно. Весной идут дожди.

А кому дождь хорошо?

Дети:Дождь хорошо растениям, деревьям.

Воспитатель:Почему?

Дети:Потому что для их роста нужна вода, дождь.

Воспитатель:А кому дождь плохо?

Дети:Людам, наводнения могут быть.  

- Под дождем можно промокнуть и заболеть.

Воспитатель: А что можно делать, чтобы не промокнуть под дождем?

Дети:Надеть плащ или укрыться  зонтом. Зайти в помещение.

Воспитатель: Правильно, ребята. Нельзя промокнуть, можно заболеть.

Воспитатель: Как вы думаете, почему весной тает снег, лёд, бегут ручьи? 
Дети: Снег тает, потому что солнышко греет.

Воспитатель:Правильно, солнце по цвету, какое?

5. Дидактическое упражнение  «Сравни  и  назови»

Дети: Желтое.

Воспитатель: Солнце  желтое,  как… что? Как одуванчик,  цыпленок,  лимон …

Солнце  по форме круглое,  как… мячик, апельсин,  колобок

Солнце  ласковое,  как… бабушка,  мама, ветерок, теплое  море

Воспитатель:Правильно,посмотрите на экран. Появилось солнце, оно какое, веселое или грустное?

Дети: Веселое.

Слайд  картины солнышка.

Воспитатель:Почему солнце веселое, как вы думаете?

Дети: Потому что, мы рассказали, какое оно.

Воспитатель:Правильно, веселое, потому что мы расколдовали его. Посмотрите,что вы видите?

Слайд  весенней реки

Дети:Мы видим весеннюю реку.

Воспитатель:Верно.  Я набрала из ручья воды. Как вы думаете,какая она?

(Воспитатель показывает детям стакан с мутной  водой)

Дети: Вода грязная.

Воспитатель: Еще какая? Прозрачная или мутная?

Дети: Мутная

Воспитатель: Как сделать так, чтобы вода стала прозрачной?

Ответы детей

Воспитатель:Чтобы вода была прозрачной, можно очистить ее. Посмотрите.

У нас есть стакан, воронка,фильтр.  В пустой стакан,  мы вставляем  воронку, кладем фильтр. (Показывает предметы).Очень аккуратно и медленно наливаем воду в воронку.

-Почему надо аккуратно наливать воду?

Дети: Чтобы не пролить. Верно. Все запомнили, как  можно очистить воду?

Дети:Да.

Воспитатель:Приглашаюв мини лабораторию.

(Дети встают, идут за столы.)

6.Опыт «Чистим воду»

Воспитатель:Что сделаем сначала?

Дети: Вставляем воронку в стакан.

Воспитатель: Верно, дальше..?

Дети:Кладем фильтр и  наливаем  воду.

Воспитатель:Какая теперь вода стала у нас?

Дети:Теперь вода чистая, прозрачная.

Воспитатель:Обратите внимание на фильтр, он какой стал?

Дети: Грязный.

Воспитатель: Значит, можно пить из речки воду?

Дети: Нет!!!

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что, там вода грязная,  холодная, с микробами, можно заболеть…

Воспитатель: Да, верно, мы убедились в этом. Воду пить можно только чистую, очищенную в специальных сооружениях.Как думаете, помогли расколдовать воду?

Дети: Да!!!

Воспитатель: Молодцы, спасибо, ребята. Проходите, садитесь на свои места.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель:Скажите,а для чего нам нужна вода?

Дети:Вода нужна для того что бы пить,варить еду, умываться, поливать растения.

Воспитатель:Правильно,вода нужна и людям, и животным  и первым весенним цветочкам.

Слайд весеннего луга.

Воспитатель:Посмотрите на экран, как называются эти цветы?

Дети: Одуванчики.

Воспитатель: Еще,  какие первоцветы знаете?

Дети: Подснежники, мать-и-мачеха, крокусы…(на слайдах)

Воспитатель: Скажите, а цветы можно рвать?

Дети: Нет!!!

Воспитатель: А почему?

Ответы детей

Воспитатель: Встали в круг, немножко отдохнем, «на лугу растут цветы»

7.Физкультминутка «На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы(руки в стороны)
Небывалой красоты ( качаем головой)
К солнцу тянутся цветы ( руки поднимаем вверх)
С ними потянись и ты (встаем на носочки)
Ветер дует иногда,(машем руками, изображая ветер)
Только это не беда ( пригрозим пальцем)
Наклоняются цветочки, (наклоняемся)
Опускают лепесточки ( садимся на корточки)
А потом опять встают,(встаем)
И по-прежнему цветут (руки в стороны).

Воспитатель:  А теперьпредставьте,  мы на полянке, где растут много - много цветов. Представили?

Дети: Да!!!

Воспитатель: Понюхайте цветочки. Руки положили на живот, дышим правильно….

8. Дыхательное упражнение «Аромат цветов»

Воспитатель: Поиграем  с колокольчиками.  Возьмите колокольчики.

9. Элемент из лого ритмики «Колокольчики»

Колокольчик на ладошку положи, положи.

(дети ставят колокольчики на ладошки)

Колокольчик на ладошке покажи, покажи.

(дети показывают колокольчик на ладошке)

А теперь его за дужку надо взять, надо взять.

(дети берут колокольчики за дужку)

И тихонько возле ушка поиграть, поиграть.

(Дети звенят колокольчиками возле уха по очереди)

Колокольчик возле уха позвенел, позвенел

И тихонько на ладошку к нам присел, к нам присел

(Дети ставят на ладошку и закрывают другой ладошкой)

Воспитатель:Мы помогли растениям?

Дети: Да!!!

Воспитатель:Спасибо, ребята. А теперь, я буду говорить слова, а вы будете называть наоборот  и ставить  колокольчик на поднос.

10. Игра «Скажи наоборот»

Воспитатель:Пасмурно– солнечно

Длинный – короткий

Высоко  - низко

Много – мало

Хорошо – плохо

Грязный – чистый

Прозрачный – мутный

Злой – добрый

Грустный – веселый

Воспитатель: Как  весною хорошо, об этом чистоговорку  четко, внятно, скажет Тимур.

11. Чистоговорка

Шо, шо, шо – как весною хорошо.

Воспитатель:Скажем вместе  громко, … скажем тихо. Замечательно. Садитесь.

Дети садятся на стулья.

Воспитатель:Я для вас приготовилаигру. Здесь два вращающихся кольца.  На одном изображены животные, на другом  их детеныши.Выберите  животного и назовите его.

12. Дидактическое упражнение

(Воспитатель с детьми играют в игру Кольца «Луллия»)

Дети: Это медведь.

Воспитатель:А кто детеныш?

Дети: Медвежонок.

Воспитатель:Правильно. Нет кого (закрываю медвежонка)

Дети: Нет медвежонка.

Воспитатель:Что делает медведь весной?

Дети:Медведь весной просыпается.

Воспитатель: Верно, дальше  крутит Полина.

Дети: Лиса– лисенок, нет лисенка (это белка, бельчонок, нет бельчонка)

Воспитатель:Интересно, мы расколдовали животных?

Дети: Да!!!

Дети садятся.

13. Слайд с «друдлами»

Воспитатель:Посмотрите на экран. Поиграем с картинками-загадками.

На что похожа?

- Что это может быть?

- Кто что увидел?

-А тебе что это напоминает?

Дети: Это..(рассуждают, объясняют)

- Это шляпа, горка, одеяло, сугроб…

 - Это кошка, мяч - попрыгун, стол, табурет…

- Мышка, листик, морковь, капель…

14.Рефлексия

Воспитатель:Молодцы! Ребята, как вы думаете?Мы помогли Весне?

Дети: Да!!!

Воспитатель:Почему вы так думаете?

Дети: Потому что,  отгадывали загадку, поиграли в игры, говорили о весне, расколдовали всех помощников весны.

Воспитатель:Что больше всего вам понравилось?

Сегодня  вы все постарались, все были молодцы.

(Видео ролик на экране)

Весна: Спасибо, ребята! Вы мне помогли и  расколдовали моих помощников, теперь про меня много знаете.   Я с вами  остаюсь до лета. За ваши старания, я приготовила сюрприз.

Воспитатель: А вот и сюрприз (достает шкатулку)

Дети моют руки и угощаются «радужными капельками весны»

(Сладости ммденс)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи с использованием элементов технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста" Сочинение сказки "Кошки-мышки"

В данной работе представлен конспект по развитию связной речи дошкольников с использованием элементов технологии ТРИЗ. Использование представленных речевых игр способствует развитию творческого вообра...

ООД по художественному творчеству (аппликация) на тему "Снеговик" для воспитанников старшей группы с нарушениями речи.

Данный конспект будет полезен для педагогов дошкольных учреждений и для родителей....

Развитие речи дошкольников через использование элементов ТРИЗ технологий.(мозговой штурм, системный оператор)

      Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимума эффекта.Г. С. ...

«Сценарий воспитательного мероприятия по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе с тяжёлыми нарушениями речи»

Пояснительная записка: Данная работа – конспект педагогического мероприятия познавательной направленности, образовательная область «Познавательное развитие».   Оно про...

«Развитие речи дошкольников с использованием элементов ТРИЗ»

Перспективное планирование по теме самообразования«Развитие речи дошкольников с использованием элементов ТРИЗ»Ребенок с самого рождения выстраивают свою «картину мира», активно...