ООД по развитию речи на тему "Заколдованная весна" с элементами ТРИЗ для воспитанников старшей группы с нарушениями речи.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Данный конспект будет полезен воспитателям и педагогам дошкольных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zakoldovannaya_vesna.docx | 39.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №15 «Березка» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
КОНСПЕКТ
организованной
образовательной деятельности
по развитию речина тему:
«Заколдованная весна»
(с элементами ТРИЗ)
для воспитанниковстаршей группы для детей
с нарушениями речи №11
Подготовила:
Шакаева Евдокия Султанбуратовна
воспитательвысшей
квалификационной категории
Согласовано:ст.воспитатель
______________Д.Р.Ильясова
Дата проведения:
« 26 » апреля 2017 г.
г. Октябрьский
2017 год
Цель: Развитие связной речи с применением ТРИЗ технологии
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Уточнить и систематизировать представления детей о времени года «весна», называть характерные признаки
- Расширять и обогащать словарный запас по теме весна
- Совершенствовать грамматический строй речи
- Упражнять в подборе слов-действий
Коррекционно-развивающие:
- Развивать у детей познавательный интерес
- Развивать умение правильно согласовывать существительные с прилагательными
- Развивать умение в образовании существительных множественного числа родительного падежа
- Развивать координацию речи с движением
- Развивать речевое дыхание, мышление, воображение, память
Коррекционно-воспитательные:
- Вызвать желание помочь «Весне»
- Формировать взаимопонимание и доброжелательность
- Воспитывать чувства любви, бережного отношения к природе
Предварительная работа:
- Беседыо признаках весны
- Наблюдения в природе
- Рассматривание иллюстраций о весне
- Игры в кольца Луллия, друдлы
- Отгадывание загадок, заучивание потешек для лого ритмического упражнения
- Рисование и раскрашивание весенних пейзажей в свободное время
Используемое оборудование:
- Мультимедийное оборудование
- Письмо от Весны
- Видео ролик с обращением Весны
- Стаканы, воронка, ватный диск (фильтр)
- Схема-друдлы
- Кольца Луллия
- Шкатулка с угощениями
Раздаточный материал:
- По два стакана с водой
- Воронка
- Ватный диск (фильтр)
- Колокольчики на каждого
Форма организации деятельности: групповая
Место проведения: групповая комната
1.Организационный момент.
Воспитатель заходит вместе с детьми в группу, встают полукругом
Воспитатель: Ребята, у нас гости, поздоровайтесь с ними.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Сегодня утром к нам в группу пришло такое письмо.
Давайте послушаем, кому оно:
«Ребятам 11- ой группы детского сада №15».
Это нам, правда, ребята?
Дети: Да!!!
Воспитатель:Хотите узнать, о чем там говорится???
Дети: Да!!! Хотим!
«Здравствуйте, ребята! Со мной приключилась беда. Злой волшебникзаколдовал меня и всех моих помощников: солнце, воду, растения, животных.Расколдует, если вы расскажете про меня и расколдуете моих помощников»
Воспитатель:Ребята, от кого может быть письмо?
Дети:Может от Незнайки?... Может от Снежной Королевы? Не знаем …
Воспитатель:Чтобы узнать, отгадайте загадку!
2.Отгадывание загадки
Воспитатель:Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает,
Когда это бывает?
Дети: Весной!
Воспитатель: Кто догадался, от кого нам пришло письмо?
Дети: От Весны.
Воспитатель:Правильно, письмо от Весны.Проходите, садитесь, пожалуйста.
Дети садятся на стульчики.
3. Беседа о весне.
Воспитатель:О чем просит Весна?
Дети: О помощи, чтоб мы расколдовали ее.
Воспитатель:Еще о чем просит?
Дети: Рассказать о ней.
Воспитатель:Что же нам делать?
Дети: Помочь Весне.
Воспитатель:Вы, готовы помочь Весне?
Дети: Да!!!
Воспитатель:И можете рассказать о ней?
Дети: Да!!!
Воспитатель: Какое время года наступило?
Дети: Наступила весна.
Воспитатель: Верно, наступила весна, кто по-другому скажет?
Дети: Проснулась…
Воспитатель: А еще как можно сказать?
Дети:Порадовала, улыбнулась, согрела, зазвенела, закапала, потекла…
Воспитатель:О весне ещё можно много красивых слов сказать. Весна, какая?
Дети:Дружная.
Воспитатель: Еще какая?
Дети: Весёлая, звонкая, красивая, солнечная, дождливая, теплая, холодная…
Воспитатель:Назовите признаки весны?
Дети: Тает снег, капают сосульки с крыш, появляются листочки на деревьях, прилетают птицы, травка зеленеет, дождь идет.
4.Дидактическое упражнение «Хорошо – плохо»
Воспитатель: Правильно. Весной идут дожди.
А кому дождь хорошо?
Дети:Дождь хорошо растениям, деревьям.
Воспитатель:Почему?
Дети:Потому что для их роста нужна вода, дождь.
Воспитатель:А кому дождь плохо?
Дети:Людам, наводнения могут быть.
- Под дождем можно промокнуть и заболеть.
Воспитатель: А что можно делать, чтобы не промокнуть под дождем?
Дети:Надеть плащ или укрыться зонтом. Зайти в помещение.
Воспитатель: Правильно, ребята. Нельзя промокнуть, можно заболеть.
Воспитатель: Как вы думаете, почему весной тает снег, лёд, бегут ручьи?
Дети: Снег тает, потому что солнышко греет.
Воспитатель:Правильно, солнце по цвету, какое?
5. Дидактическое упражнение «Сравни и назови»
Дети: Желтое.
Воспитатель: Солнце желтое, как… что? Как одуванчик, цыпленок, лимон …
Солнце по форме круглое, как… мячик, апельсин, колобок
Солнце ласковое, как… бабушка, мама, ветерок, теплое море
Воспитатель:Правильно,посмотрите на экран. Появилось солнце, оно какое, веселое или грустное?
Дети: Веселое.
Слайд картины солнышка.
Воспитатель:Почему солнце веселое, как вы думаете?
Дети: Потому что, мы рассказали, какое оно.
Воспитатель:Правильно, веселое, потому что мы расколдовали его. Посмотрите,что вы видите?
Слайд весенней реки
Дети:Мы видим весеннюю реку.
Воспитатель:Верно. Я набрала из ручья воды. Как вы думаете,какая она?
(Воспитатель показывает детям стакан с мутной водой)
Дети: Вода грязная.
Воспитатель: Еще какая? Прозрачная или мутная?
Дети: Мутная
Воспитатель: Как сделать так, чтобы вода стала прозрачной?
Ответы детей
Воспитатель:Чтобы вода была прозрачной, можно очистить ее. Посмотрите.
У нас есть стакан, воронка,фильтр. В пустой стакан, мы вставляем воронку, кладем фильтр. (Показывает предметы).Очень аккуратно и медленно наливаем воду в воронку.
-Почему надо аккуратно наливать воду?
Дети: Чтобы не пролить. Верно. Все запомнили, как можно очистить воду?
Дети:Да.
Воспитатель:Приглашаюв мини лабораторию.
(Дети встают, идут за столы.)
6.Опыт «Чистим воду»
Воспитатель:Что сделаем сначала?
Дети: Вставляем воронку в стакан.
Воспитатель: Верно, дальше..?
Дети:Кладем фильтр и наливаем воду.
Воспитатель:Какая теперь вода стала у нас?
Дети:Теперь вода чистая, прозрачная.
Воспитатель:Обратите внимание на фильтр, он какой стал?
Дети: Грязный.
Воспитатель: Значит, можно пить из речки воду?
Дети: Нет!!!
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что, там вода грязная, холодная, с микробами, можно заболеть…
Воспитатель: Да, верно, мы убедились в этом. Воду пить можно только чистую, очищенную в специальных сооружениях.Как думаете, помогли расколдовать воду?
Дети: Да!!!
Воспитатель: Молодцы, спасибо, ребята. Проходите, садитесь на свои места.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель:Скажите,а для чего нам нужна вода?
Дети:Вода нужна для того что бы пить,варить еду, умываться, поливать растения.
Воспитатель:Правильно,вода нужна и людям, и животным и первым весенним цветочкам.
Слайд весеннего луга.
Воспитатель:Посмотрите на экран, как называются эти цветы?
Дети: Одуванчики.
Воспитатель: Еще, какие первоцветы знаете?
Дети: Подснежники, мать-и-мачеха, крокусы…(на слайдах)
Воспитатель: Скажите, а цветы можно рвать?
Дети: Нет!!!
Воспитатель: А почему?
Ответы детей
Воспитатель: Встали в круг, немножко отдохнем, «на лугу растут цветы»
7.Физкультминутка «На лугу растут цветы»
На лугу растут цветы(руки в стороны)
Небывалой красоты ( качаем головой)
К солнцу тянутся цветы ( руки поднимаем вверх)
С ними потянись и ты (встаем на носочки)
Ветер дует иногда,(машем руками, изображая ветер)
Только это не беда ( пригрозим пальцем)
Наклоняются цветочки, (наклоняемся)
Опускают лепесточки ( садимся на корточки)
А потом опять встают,(встаем)
И по-прежнему цветут (руки в стороны).
Воспитатель: А теперьпредставьте, мы на полянке, где растут много - много цветов. Представили?
Дети: Да!!!
Воспитатель: Понюхайте цветочки. Руки положили на живот, дышим правильно….
8. Дыхательное упражнение «Аромат цветов»
Воспитатель: Поиграем с колокольчиками. Возьмите колокольчики.
9. Элемент из лого ритмики «Колокольчики»
Колокольчик на ладошку положи, положи.
(дети ставят колокольчики на ладошки)
Колокольчик на ладошке покажи, покажи.
(дети показывают колокольчик на ладошке)
А теперь его за дужку надо взять, надо взять.
(дети берут колокольчики за дужку)
И тихонько возле ушка поиграть, поиграть.
(Дети звенят колокольчиками возле уха по очереди)
Колокольчик возле уха позвенел, позвенел
И тихонько на ладошку к нам присел, к нам присел
(Дети ставят на ладошку и закрывают другой ладошкой)
Воспитатель:Мы помогли растениям?
Дети: Да!!!
Воспитатель:Спасибо, ребята. А теперь, я буду говорить слова, а вы будете называть наоборот и ставить колокольчик на поднос.
10. Игра «Скажи наоборот»
Воспитатель:Пасмурно– солнечно
Длинный – короткий
Высоко - низко
Много – мало
Хорошо – плохо
Грязный – чистый
Прозрачный – мутный
Злой – добрый
Грустный – веселый
Воспитатель: Как весною хорошо, об этом чистоговорку четко, внятно, скажет Тимур.
11. Чистоговорка
Шо, шо, шо – как весною хорошо.
Воспитатель:Скажем вместе громко, … скажем тихо. Замечательно. Садитесь.
Дети садятся на стулья.
Воспитатель:Я для вас приготовилаигру. Здесь два вращающихся кольца. На одном изображены животные, на другом их детеныши.Выберите животного и назовите его.
12. Дидактическое упражнение
(Воспитатель с детьми играют в игру Кольца «Луллия»)
Дети: Это медведь.
Воспитатель:А кто детеныш?
Дети: Медвежонок.
Воспитатель:Правильно. Нет кого (закрываю медвежонка)
Дети: Нет медвежонка.
Воспитатель:Что делает медведь весной?
Дети:Медведь весной просыпается.
Воспитатель: Верно, дальше крутит Полина.
Дети: Лиса– лисенок, нет лисенка (это белка, бельчонок, нет бельчонка)
Воспитатель:Интересно, мы расколдовали животных?
Дети: Да!!!
Дети садятся.
13. Слайд с «друдлами»
Воспитатель:Посмотрите на экран. Поиграем с картинками-загадками.
На что похожа?
- Что это может быть?
- Кто что увидел?
-А тебе что это напоминает?
Дети: Это..(рассуждают, объясняют)
- Это шляпа, горка, одеяло, сугроб…
- Это кошка, мяч - попрыгун, стол, табурет…
- Мышка, листик, морковь, капель…
14.Рефлексия
Воспитатель:Молодцы! Ребята, как вы думаете?Мы помогли Весне?
Дети: Да!!!
Воспитатель:Почему вы так думаете?
Дети: Потому что, отгадывали загадку, поиграли в игры, говорили о весне, расколдовали всех помощников весны.
Воспитатель:Что больше всего вам понравилось?
Сегодня вы все постарались, все были молодцы.
(Видео ролик на экране)
Весна: Спасибо, ребята! Вы мне помогли и расколдовали моих помощников, теперь про меня много знаете. Я с вами остаюсь до лета. За ваши старания, я приготовила сюрприз.
Воспитатель: А вот и сюрприз (достает шкатулку)
Дети моют руки и угощаются «радужными капельками весны»
(Сладости ммденс)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи с использованием элементов технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста" Сочинение сказки "Кошки-мышки"
В данной работе представлен конспект по развитию связной речи дошкольников с использованием элементов технологии ТРИЗ. Использование представленных речевых игр способствует развитию творческого вообра...
ООД по художественному творчеству (аппликация) на тему "Снеговик" для воспитанников старшей группы с нарушениями речи.
Данный конспект будет полезен для педагогов дошкольных учреждений и для родителей....
Развитие речи дошкольников через использование элементов ТРИЗ технологий.(мозговой штурм, системный оператор)
Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимума эффекта.Г. С. ...
«Сценарий воспитательного мероприятия по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе с тяжёлыми нарушениями речи»
Пояснительная записка: Данная работа – конспект педагогического мероприятия познавательной направленности, образовательная область «Познавательное развитие». Оно про...
«Развитие речи дошкольников с использованием элементов ТРИЗ»
Перспективное планирование по теме самообразования«Развитие речи дошкольников с использованием элементов ТРИЗ»Ребенок с самого рождения выстраивают свою «картину мира», активно...
Дидактическое пособие по развитию речи по сказке Сутеева В.Г. (для воспитанников старшей группы)
Дидактическое пособие по развитию речи по сказке Сутеева В.Г....
Итоговое интегрированное занятие по развитию речи, обучению грамоте с элементами рисования с детьми старшей группы компенсирующей направленности «В поисках Солнышка»
Итоговое интегрированное занятиепо развитию речи, обучению грамоте с элементами рисованияс детьми старшей группы компенсирующей направленности«В поисках Солнышка»Цель: выявить знания у дет...