«Сценарий воспитательного мероприятия по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе с тяжёлыми нарушениями речи»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Пояснительная записка: Данная работа – конспект педагогического мероприятия познавательной направленности, образовательная область «Познавательное развитие». Оно проведено в старшей группе «Сказка» с тяжёлыми нарушениями речи 5-6 лет. Присутствовало 14 детей, из них 5 девочек и 9 мальчиков. Социальное и психологическое развитие воспитанников соответствует возрасту.
Представленный конспект, построен в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
-принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместной образовательной деятельностью воспитателя и детей);
- принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес детей);
- принцип доступности (соответствие возрастным особенностям детей);
-принцип психологической комфортности (положительный эмоциональный настрой в связи с использованием музыкального сопровождения, показом презентации).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_poznavatelnomu_razvitiyu_s_detmi_tnr_starshaya_gruppa.docx | 64.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Ласточка»
г. Павлово.
«Сценарий воспитательного мероприятия
по познавательному развитию с использованием элементов
ТРИЗ в старшей группе «Сказка»
с тяжёлыми нарушениями речи»
Воспитатель: Пенкина Елена Васильевна
1 квалификационная категория
2022 г.
Конспект комплексного занятия с использованием элементов ТРИЗ
«Советы веселому Колобку»
Пояснительная записка: Данная работа – конспект педагогического мероприятия познавательной направленности, образовательная область «Познавательное развитие». Оно проведено в старшей группе «Сказка» с тяжёлыми нарушениями речи 5-6 лет. Присутствовало 14 детей, из них 5 девочек и 9 мальчиков. Социальное и психологическое развитие воспитанников соответствует возрасту.
Представленный конспект, построен в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
-принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместной образовательной деятельностью воспитателя и детей);
- принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес детей);
- принцип доступности (соответствие возрастным особенностям детей);
-принцип психологической комфортности (положительный эмоциональный настрой в связи с использованием музыкального сопровождения, показом презентации).
Цель: создание условий для активного применения навыков, полученных ранее, развивать умение находить нестандартные подходы к решению поставленных задач.
Задачи:
Образовательные: Закрепление знаний детей о сказках; о состояниях веществ, знание геометрических фигур; активизировать словарный запас детей; развитие связной речи дошкольников; способствовать развитию интереса детей к окружающему миру; систематизация знаний детей о явлениях природы, материале, учиться выделять отличительные признаки путем сравнения.
Развивающие: развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач; тренировать аналитическое мышление, внимание, находить оригинальные решения.
Воспитательные: воспитывать интерес к художественной литературе, умение сопереживать, желание помогать в беде.
Образовательная область: Познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей в соответствии с требованиями ФГОС: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, изобразительная.
Словарь: смола, доверчивый, непослушный, храбрый, размокнет, железный, деревянный, замаскироваться.
Оборудование: Книга, колобок (игрушка из папьмаше), зеркала по количеству детей, фломастеры, ½ листа бумаги на каждого ребенка, посуда, вода, лёд, лимон, сахар, ИКТ, запись музыки и песни.
Методы и приемы: Наглядный, решение проблемных ситуаций, практический, поисковый, словесный.
Ход занятия.
Звучит музыка «В гостях у сказки».
Воспитатель: Знакомая музыка приглашает нас в сказку. И мы знаем, где ее искать. Домик сказки - это книга. Почитаем? (дети рассаживаются на стульчики полукругом перед воспитателем, воспитатель берет в руки книгу).
- Сегодня книга просто рвется из моих рук! Как будто какой-то сказочный герой просто мечтает выпрыгнуть из нее прямо к нам в группу…
- Ой! А вдруг это волк или Бармалей? Может быть мы расспросим у него кто он? (Стучит по обложке книги как в дверь) Тук-тук-тук!
- Кто- кто в книге сказочной живет?
- Кто- кто в гости в садик к нам придет?
Ответ из книги: Пять вопросов мне задайте. И скорее отгадайте!
Воспитатель: Вот так сюрприз! Угадаем?
- Хорошо, что мы знаем пять волшебных вопросов. Чтобы не ошибиться, не спешите с ответом! Слушайте внимательно. Прибавляйте к тому, что вы представляете каждый ответ и вы точно отгадаете того сказочного героя, который спешит к нам в гости.
Дети: Сказочный герой, какого ты размера?
Ответ из книги: Я меньше зайчика, но больше мышки.
Воспитатель: Представили себе – меньше зайчика, но больше мышки...
Покажите руками какого размера.
Дети: Сказочный герой, какого ты цвета?
Ответ из книги: светло-коричневый, светло-желтый и немножко румяный.
Воспитатель: что мы теперь знаем? (Дети отвечают: размер и цвет).
Дети: Сказочный герой, а какой ты формы?
Ответ из книги: У меня простая форма- форма шара.
Дети: А из какого ты материала?
Ответ из книги: Из муки, сметаны, сахара…
Воспитатель: Кто же догадается, что получится, если все эти продукты перемешать?
Дети: Тесто
Воспитатель: Сколько мы вопросов задали?
Дети: 4
- Задаем пятый. Очень внимательно слушаем ответ и угадываем!
Дети: Сказочный герой, что ты умеешь делать?
Ответ из книги: Я люблю кататься по дорожке и петь песни.
Воспитатель: Догадались, кто это?
Дети: Колобок!
Воспитатель: Проверим? Открывает книгу - оттуда выскакивает Колобок.
- Наши волшебные вопросы снова помогли нам правильно угадать кто перед нами. Мы рады видеть тебя, колобок! Правда, ребята? А почему мы радуемся? Какой Колобок? Какой у него характер?
(Дети: Веселый, озорной, немного непослушный, смелый, храбрый…)
Воспитатель: Как вы думаете, он добрый?
Дети: Да!
Воспитатель: А почему вы так решили?
Дети: Потому что он всегда улыбается! Потому что он никого не обижает!
Воспитатель: Вот почему оказывается мы рады встрече с Колобком! Всем приятно общаться с тем, кто веселый и не обижает других.
- А я бы сказала еще, что Колобок маленький и беззащитный. И нам его срочно необходимо предупредить об опасности. Что может с ним случиться?
Дети: Его может съесть Лиса.
Воспитатель: И что же делать? Можно ли одному ходить в лес?
Дети: Просто не нужно гулять одном. Надо взять с собой маму, папу или бабушку с дедушкой.
Воспитатель: Правильно, или пойти с хорошими надежными друзьями.
- А мы друзья Колобка? Значит, мы пойдем гулять с ним вместе…
- Представьте себе как мы с ним гуляем – по дорожкам шагаем, по кочкам прыгаем, по полянке бегаем (дети повторяют движения). Но только мы вышли на прогулку начался дождь…
(Логоритмическое упражнение «Дождь» Е.А. Алябьевой.)
Вдруг закапал дождь (дети встают)
Кап-кап-кап (дети ритмично щелкают пальцами рук)
И по лужам ты идешь
Так-так-так (топаем ногами)
Ветер шелестит листвой
Ш-ш-ш (потираем ладонь о ладонь)
Спрятал кудри под листвой
Тш-тш-тш (потираем ладони о колени)
Дождь сильнее застучал
Кап – кап - кап (постучать указательным пальцем одной руки о ладонь другой)
Скоро дождик ливнем стал
Кап – кап - кап (хлопки).
Воспитатель: Ребята, а наш Колобок призадумался, когда идет дождь - это хорошо или плохо? Поможем Колобку найти ответ?
Игра «Хорошо - плохо» (О дожде в природе и жизни человека).
Дети отвечают: Когда идет дождь - все растет - это хорошо, но нельзя развести костер - это плохо; под шум дождя хорошо спится - это хорошо, но зато можно простудиться - это плохо; дождик смывает всю пыль - это хорошо, но нельзя выйти гулять потому, что грязно - это плохо; ручейки бегут – хорошо, а дороги скользкие – плохо, после дождя появляется радуга – это хорошо.
Воспитатель: А для Колобка дождь, это хорошо или плохо?
Дети: Плохо если он намокнет, он размокнет и испортится; Хорошо, если у него будет зонтик, его следы смоет дождь и Лиса его не найдет.
Воспитатель: Дождь прошел и Колобку пора возвращаться в сказку. Что же Колобку можно посоветовать, чтобы его не съела Лиса?
Дети: Не нужно хвастаться! Пусть он спрячется! Пусть он Лисе курочку принесет - она будет сытая!
Воспитатель: Может ему как – то измениться? Почему всем хочется его съесть?
Дети: Потому что он вкусный.
Воспитатель: Давайте изменим его вкус. А как?
Дети: Можно его посолить или сильно поперчить, или намазать горчицей.
Воспитатель: А можно сделать что-нибудь, чтобы его было неприятно трогать?
Дети: Можно измазать в грязи, можно ему иголки прилепить.
Воспитатель: А как их можно прилепить?
Дети: Можно воткнуть, а можно прилепить на мед или смолу, а еще его можно сделать сильно горячим или сильно холодным.
Воспитатель: Колобок не только вкусный он и приятно пахнет. Что же тут можно изменить?
Дети: Пусть он пахнет лекарствами, краской…
Воспитатель: А поможет Колобку, если он будет не из теста, а из чего-нибудь другого?
Дети: Да. Если его слепить из глины или снега, если его сделать из железа…
Воспитатель: А это поможет ему спастись от Лисы?
(Дети могут не ответить)
Воспитатель: Если вдруг зима и кругом снег. Какого цвета нужно быть Колобку?
Дети: Белого, чтобы его не видно было.
Воспитатель: А летом? Осенью?
Воспитатель: Колобок может приобрести сложную форму похожую на разные предметы – камешек, шишку, орешек, грибок, самолет. Это может помочь ему? Пройдется Колобок по городу и станет совсем другой. Другого цвета, формы, размера. А настроение? Нам не нужен сердитый или злой Колобок. Пусть он будет таким же веселым и добрым! А как вы думаете? (Вопрос – ловушка на возможность высказывания собственное мнение).
Дети: Пусть он сердится на Лису. Она его будет бояться. Пусть он будет разный. Пусть он не будет сильно доверчивый.
Воспитатель: Бедный Колобок, получается, что для того, чтобы тебя не трогали нужно быть страшным и неприятным? Нет. Надо придумать еще что-нибудь. Может Колобку угостить Лису чем – нибудь? Колобок говорит, что у него есть рецепт блюда невиданного, заморского, из жарких стран привезенное. А он рецепт понять не может, на незнакомом языке написано. Может мы с вами разберемся? (Чтение схемы рецепта на ИКТ). Давайте пройдем к столу и посмотрим, что у нас есть.
На столе необходимы ингредиенты, посуда.
Приготовление лимонада по рецепту- схеме.
Воспитатель: Мы дали, на мой взгляд очень мудрые советы нашему другу – Колобку. Теперь давайте возьмем наши зеркала. И покажем какой Колобок может быть сердитым, веселым и т.д.
Ребята, у вас на столах лежат фломастеры и листочки с нарисованными на них геометрическими фигурами. Дорисуйте эти фигуры так, чтобы Колобок мог замаскироваться от Лисы, и она его не узнает. (Дорисовывание предметов)
(Воспитатель проговаривает с каждым индивидуально, тихо, как ребенок хочет изменить Колобка.)
Воспитатель: Ой, вот и от нас укатился Колобок.
Дети: Наверное, он вернулся домой к дедушке и бабушке.
(Открываем книгу в том месте, где иллюстрация с Колобком и прощаемся с ним). Книга закрывается под музыку «В гостях у сказки».
В конце занятия проводится рефлексия.
Воспитатель: Ребята, я получила огромное удовольствие от нашего занятия. А вы? Хотелось бы увидеть это на ваших смайликах. Дети рисуют свое настроение и показывают воспитателю.
Ребята, а почему у вас хорошее настроение?
Дети. Потому что мы помогли нашему другу Колобку. Подсказали, как можно спастись от лисы. (Звучит песня «Дружба»).
Литература:
- Технология ТРИЗ в современном дошкольном учреждении- интернет –источник
- Гуткович И.Я., Самойлова О.Н. Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников: Пособие для воспитателей детских садов. \под ред. Т.А. Сидорчук - Ульяновск, 1998.
- ЛитМир - Электронная Библиотека > Шустерман Зоя Григорьевна > Новейшие приключения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких. Часть 1,2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
О приемах и методах работы с детьми по социально-коммуникативному развитию...
Сценарий досуга «День Матери» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Данный сценарий будет интересен учителям-логопедам и воспитателям ДОУ. Досуг был проведён в рамках группового помещения и содержит, в основном, речевой материал и фотоотчёт о мероприятии.Цель: р...
Конспект воспитательного мероприятия по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста «ОВОЩИ»
Вид деятельности: познавательное развитие....
СЦЕНАРИЙ НОД «За новыми знаниями в Космическую обсерваторию.» («Познавательное развитие», ФЦКМ) использование Смарт- доски старшей группе №2
Формировать у детей познавательный интерес к изучению космоса, Солнечной системы. Задачи Расширение системы знаний ребёнка путём включения в неё нового знания, -фор...
Конспект воспитательного мероприятия по познавательному развитию «Удивительный песок»
Цель: Способствовать формированию познавательных интересов со свойствами окружающих предметов (песок) у детей раннего возраста посредством экспериментирования.Задачи:Образовательные:Способствоват...
Развитие памяти у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на...
Сценарий воспитательного мероприятия «На пути к Великой Победе!» для детей старшей группы доу (5-6 лет)
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию конспект познавательного ОД, посвящённой Дню Победы. Данный материал может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, и рассчитан на детей старшего д...